Постановка звуков при дизартрии

Наглядность изучаемого материала обеспечивается использованием на занятиях масок костюмов зверей и птиц детских игрушек иллюстраций созданием художественных образов посредством музыки

Разработка методических рекомендаций по использованию комплекса пособий на занятиях кружка «Оригами» и критериев оценки детских работ

В разработанных методических рекомендациях соблюдена четкая последовательность применения различных видов средств обучения искусству оригами. Образовательный процесс построен с постоянной сменой наглядных пособий. Применение определенного вида наглядного пособия зависит от возрастных особенностей обучающихся, сложности изучаемой фигурки и темы в целом. Там, где необходим более высокий уровень наглядности, а также в начале обучения искусству оригами, особенно при знакомстве с понятием «схема-чертеж», применяются пособия выполненные с применением компьютерных технологий. Весь курс построен по принципу: от простого к сложному. По мере изучения схем, приемов складывания, видов оригамных изделий, упор делается на большую самостоятельность обучающихся на занятии.

Разработанная образовательная программа построена таким образом, что к концу года обучения репродуктивная деятельность обучающихся снижалась до минимума. С каждым занятием все больше делался упор на самостоятельную деятельность обучающихся (самостоятельный выбор темы, видов фигурок, цветовой гаммы, поиск размеров, форм и характера фигурок и т. д.). В начале занятия, при вводной беседе, с обучающимися обсуждались различные варианты решения проблемной ситуации в форме диалога. В начале курса обучения многие воспитанники пользовались подсказкой учителя, однако, по мере усложнения требований и поставленных задач, опираясь на полученный опыт, многие воспитанники проявляли большую самостоятельность в решении проблемы.

Известно, что образовательный процесс включает в себя единство обучения и воспитания детей. Следовательно, весь комплекс экспериментальных заданий был разработан с учетом обучающих, развивающих и воспитывающих задач. Также задания на занятиях оригами целесообразно чередовать по длительности выполнения, так как чрезмерно сложные и продолжительные задания могут вызывать переутомление младших школьников, а, следовательно, снижение мотивации к деятельности.

В начале года (первый уровень обучения) занятия по оригами были направлены на создание у воспитанников потребности к творческой деятельности, активности, мотивации, творческого восприятия, а также на развитие чувства вкуса, понимания и художественного восприятия изделий оригами, выявления выразительных особенностей бумаги. Обучающиеся изучали условные обозначения, приемы складывания, особенности работы с бумагой. Учились читать и понимать схемы изделий, соблюдать поэтапность в работе. Изучали историю развития искусства оригами, его связь с социальной средой. Работа велась по специально разработанным наглядным пособиям с помощью компьютерных технологий.

Схемы складывания для каждой фигурки по темам первого уровня обучения были разработаны как объемные, цветные 3-D изображения с применением компьютерных технологий (Рис. 9). В работе над методическими карточками применялись: цифровой фотоаппарат, графически программы Adobe Photoshop, Adobe Illustrator, CorelDraw, программы для обработки цифровых фотографий Adobe Lightroom, пакет программ Microsoft Office (Рис. 10). В объяснении нового материала также применялись презентации и специально разработанные видеоролики поэтапного складывания фигурок (высокий уровень сложности моделей в рамках первого уровня обучения).

В конце года (третий уровень) занятия были направлены на совершенствование умения складывать фигурки оригами, на умение работать со схемой-чертежом любой сложности и любого вида, в частности с часто встречающимися в книгах по оригами черно-белыми, изображениями чертежей, совершенствование активизации детского творчества и развитие потребности создания, конструирования и декорирования изделия оригами (Рис. 13). Педагогический процесс строился с использованием разработанного комплекса наглядных средств обучения оригами в рамках составленной программы, однако схемы изделий давались преимущественно в чертежах плоскостного решения, а объемные изображения схем (Рис. 14), «полуобъемные», презентации и видеоролики поэтапного складывания фигурок применялись по строгой необходимости (дополнительное пояснение складывания, модели высокой сложности).

Виды наглядных пособий

Наиболее часто используемыми видами наглядных пособий являются:

  • картины – применяются как настенные демонстрационные картины большого формата, как иллюстративный материал индивидуального и группового использования в альбомах сюжетных картинок, как рисунки в учебниках и ленты иллюстраций к эпидиаскопу. Картины могут специально разрабатываться для отдельных тем учебной программы или подбираться из уже готовых произведений;
  • таблицы – отличаются назначением и оформлением. Основа одних – художественно выполненные изображения изучаемых объектов или фотоснимки с единой темой, основа других – сочетание цифрового, текстового или графического материала с одним или несколькими рисунками, или совсем без них;
  • натуральные объекты – объекты живой и неживой природы, позволяющие получить точные представления о величине, форме и объеме рассматриваемого предмета. Природные объекты могут восприниматься не только зрительно, но и через обоняние или осязание;
  • коллекции – собрания однородных предметов, которые объединены родовым признаком. В начальной школе используют коллекции полезных ископаемых, ткани, смена, почвы и пр.;
  • модели, макеты и муляжи – это трехмерные изображения предмета в уменьшенном или увеличенном виде. В младших классах используют глобус, компас и отдельные технические модели – циферблат часов, термометр и пр.

Значительная роль среди всего многообразия учебно-наглядных пособий отведена экранным, звуковым, экранно-звуковым, то есть аудиовизуальным средствам. При использовании экранных и звуковых пособий необходимо помнить, что они не представляют собой какое-то универсальное средство, а лишь обладают некоторым спектром специфических возможностей. При этом необходимо подчеркнуть, что каждый тип технических средств обладает своей уникальной спецификой.

Существует несколько наиболее общих методических условий, выполнением которых обеспечивается успешное использование любого наглядного средства:

  • хорошее обозрение, которое может быть достигнуто через применение соответствующих красок, если изготавливаются специальные подъемные столики, экраны подсвечивания, указатели и тому подобное;
  • четкое выделение главного и основного во время показа иллюстраций, так как в них могут содержаться также отвлекающие моменты;
  • детальное продумывание пояснений, которые необходимы, чтобы выяснить сущность демонстрируемого явления, а также чтобы обобщить усвоенную учебную информацию;
  • привлечение самих учащихся к процессу нахождения необходимой информации в наглядном пособии или демонстрационном устройстве, а также постановка перед ними ряда проблемных заданий наглядного характера.

Психолого-педагогические основы использования наглядных средств обучения в начальных классах

Определение 1

Наглядность – это свойство, которым выражается степень доступности и понятности психических образов объектов познания для познающего субъекта.

Определение 2

Наглядные учебные пособия – это различные виды плоскостных изображений и объемных моделей предметов и явлений, которые созданы с целью обучать.

Использование наглядных учебных пособий помогает формировать у учеников материалистические представления и понятия, вырабатывает у них умения и навыки. Их применяют в школьном обучении на разных этапах учебного процесса: во время объяснения нового материала, при его закреплении, при повторении изученного материала, а также во внеклассной и кружковой работе.

На основании дидактических функций выделяют несколько видов наглядности:

  • естественная наглядность – растения, животные, минералы и т. д., функция которых заключается в ознакомлении учеников с реальными природными объектами;
  • экспериментальная наглядность, например, электрофорная машина – знакомит детей с явлениями природы и процессами в опытах и наблюдении за ними;
  • картинная и картинно-динамическая наглядность – картины, рисунки, фотографии, кино – знакомит детей с какими-либо фактами, предметами и явлениями посредством их отображения;
  • объемная наглядность – макет, муляж – знакомит детей с предметами, где главная роль в восприятии отведена не плоскостному, а объемному изображению;
  • звуковая наглядность – аудиозаписи, радио – воспроизводит звуковые образы;
  • символическая и графическая наглядность – чертежи, таблицы, схемы – развивают абстрактное мышление, знакомят с условно-обобщенным, символическим отображением реального мира;
  • смешанная наглядность – учебные звуковые кинофильмы – воссоздается наиболее полное живое отображение действительности.

Средства наглядности могут выступать как источник знаний при организации самостоятельной работы творческого и исследовательского характера. В таком случае учитель определяет задание и направляет деятельность учеников.

Также средства наглядности могут выступать как зрительная опора во время опроса учащихся, например, использование кадров диафильма, помогает ученикам пересказать отрывок литературного произведения.

Количество средств обучения, которые применяются в рамках одного урока, зависит от конкретных образовательных, воспитательных и развивающих целей урока.

В начальной школе идет формирование не только представлений учеников об изучаемых объектах, но и понятий. В этом помогают различные виды наглядности.

При формировании представлений главную роль играет образная наглядность, наиболее простым примером которой выступают печатные картины и иллюстративные таблицы – демонстрационные и раздаточные.

Роль принципа наглядности

Наглядность играет крайне важную роль в рамках освоения знаниями

Проанализировать важность наглядности лучше всего во взаимосвязи с другими дидактическими принципами.. Зрительная опора, особенно натуральная или интерактивная, позволяет оценивать и воспринимать информацию с учётом индивидуальных особенностей, что напрямую связано с обеспечением немаловажного правила доступности.

Зрительная опора, особенно натуральная или интерактивная, позволяет оценивать и воспринимать информацию с учётом индивидуальных особенностей, что напрямую связано с обеспечением немаловажного правила доступности.

Также иллюстративность обеспечивает крепкую связь теории и практики. Освоив теоретические основы в рамках изучаемого предмета, учащиеся переходят к наглядной части работы, т. е. к практической. Натуральная наглядность как нельзя лучше позволяет применить полученные теоретические знания, подтвердить их и укрепить.

Благодаря использованию зрительных опор учащиеся получают максимально полные образные представления о предмете изучения, получая возможность самостоятельно сделать выводы о них.

Однако чрезмерное использование опор для обучения несёт в себе определённую опасность. Давая учащимся готовое представление об объектах и явлениях, можно невольно «стереть» их способность к самостоятельной визуализации, ввиду чего учащиеся будут неспособны самостоятельно определять явления и их вид, функции и назначения.

Тем не менее эффективность от применения опор на уроке сводит к минимуму возможные негативные последствия. Опоры выполняют ряд немаловажных функций:

  1. Помощь в создании образа, структуры явления или понятия, получение всех характеристик явления, умение самостоятельно сформулировать определение на основе увиденного.
  2. Задействование всех анализаторов восприятия.
  3. Развитие двусторонних взаимоотношений между учителем и учащимися.
  4. Повышение процента понимания изученного материала.

ФОРМИРОВАНИЕ ТЕМПО-РИТМИЧЕСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ РЕЧИ У ДОШКОЛЬНИКОВ СО СТЕРТОЙ ДИЗАРТРИЕЙ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РИТМИКИ

Ларина Е. А., Перевалова В. Н.

https://doi.org/10.18323/2221-5662-2020-1-12-17

Аннотация

Одним из распространенных речевых нарушений, представляющих собой сложный симптомокомплекс, проявляющийся в расстройствах фонетического и просодического компонентов речи, является стертая форма дизартрии. Предметом работы являются малоизученные особенности темпо-ритмической организации речи у дошкольников, имеющих стертую форму дизартрии, и описание авторских адаптированных приемов по их формированию. Описаны формы стертой дизартрии, ее специфические проявления, нарушения, в том числе неврологические, которые негативно сказываются на речевом становлении дошкольников. Раскрывается содержание понятия «темпо-ритмическая организация речи» и описывается значение данного компонента просодики

Основное внимание в работе уделено описанию направлений логоритмической работы, рассмотрению организационных и содержательных аспектов, способствующих преодолению речевых нарушений с помощью систематизированных двигательных упражнений в сочетании со словом и музыкой. Описана структура логопедического занятия и обоснована необходимость использования логопедической ритмики как средства преодоления нарушений темпа и ритма (двигательного, музыкального и речевого) у дошкольников со стертой формой дизартрии

На основе обобщенного практического опыта ученых, занимающихся данной проблемой, в статье представлены и четко описаны ключевые элементы логоритмики, которые могут быть включены в структуру логопедического занятия для оптимизации формирования темпа и ритма у дошкольников. Так как темпо-ритмическая организация речи является высшим уровнем развития двигательной функции организма, базируясь на моторном обеспечении, то в предложенных авторами упражнениях на всех этапах работы значительное внимание уделяется совершенствованию общей и мелкой моторики, координации движений, ориентации в пространстве, регуляции мышечного тонуса.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Родительские хроники
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: