Разноцветные платки
Для игры понадобится несколько платков разного цвета. В зависимости от возраста и подготовленности детей их может быть от 2-х до 8-и разных цветов, а так же повторяющихся цветов, то есть платков может быть 8, но цвета всего 3: 2 из них – желтого цвета, 3 – зеленого и 3 – красного или в других комбинациях. У взрослого тоже должны быть платки, по одному каждого цвета, как у детей.
Остановимся на не самом простом варианте: Дети стоят в кругу. В разброс по кругу взрослый раздает детям 4 платка разного цвета: красный, синий, желтый и белый. У взрослого так же 4 платка этих цветов. Звучит музыка, под которую дети передают по кругу друг другу платки. С окончанием музыки все замирают. У четырех детей должны оказаться эти 4 платка. Взрослый поднимает вверх любой из своих платков, например, желтый. Тот ребенок, у которого в руках платок такого же цвета, в нашем случае желтого, выходит в центр круга и танцует с платком, напевая слова на мелодию русской народной песни «Ах, вы, сени, мои сени»:
Ярко-желтый, ярко-желтый
У меня в руке платок.
С желтым, желтым, ярко-желтым
Потанцую хорошо.
Затем игра повторяется. Варианты слов для платков разного цвета:
Ярко-синий, ярко-синий
У меня в руке платок,
С синим, с синим, ярко-синим
Потанцую хорошо.
Ярко-красный, ярко-красны
У меня в руке платок,
С красным, красным, ярко-красным
Потанцую хорошо.
Белый-белый, чисто-белый
У меня в руке платок.
С белым-белым, чисто-белым
Потанцую хорошо.
Взрослый может поднять ни один платок, а два или три, или даже все четыре платка сразу. В этом случае дети поют:
Разноцветные платки
У ребяток наших.
Разноцветными платками
В танце мы помашем.
(автор Громова О. Н.)
В кругу дети могут танцевать не по одному, а пригласив себе партнера. Музыка может не заканчиваться сразу же после пропетого четверостишья, а продлиться еще на один музыкальный период. Кроме того, исполнять песенку могут все дети, хлопая в ладоши, а не только танцующий в центре ребенок.
*************************************************************************************************************
Польза пальчиковой гимнастики в развитии ребенка
Пальчиковая гимнастика помогает развивать мелкую моторику, координацию движений, улучшает кровообращение и развивает речь
Кроме того, игры с пальчиками помогают улучшить внимание и память. Вот несколько примеров, какие функции развивает пальчиковая гимнастика:
- Развитие мелкой моторики и координации движений. При игре с пальчиками дети учатся контролировать свои движения и развивают мелкую моторику.
- Улучшение кровообращения. При выполнении пальчиковой гимнастики у детей увеличивается кровоток в конечностях, что положительно влияет на их здоровье.
- Развитие речи. При игре с пальчиками дети учатся называть предметы и животных, а также произносить звуки.
Пальчиковая гимнастика также помогает развивать творческое мышление, воображение и фантазию у детей. Кроме того, это хороший способ провести время с ребенком и укрепить связь между вами.
О чём вообще речь?
Пальчиковые игры — это мини-игры с детьми, представляющие собой прямое взаимодействие с кистями рук: пальцами, фалангами, ладонями, запястьями. По сути, это даже не игры как таковые, а целый комплекс полезных микроупражнений. В него могут входить:
- поглаживания;
- нажатия;
- круговые и хаотичные движения;
- массаж (включая различные предметы — кисточки, массажёры, игрушки);
- лёгкие покалывания;
- приятная щекотка;
- сжатие и разжатие кулаков;
- пощипывания;
- хлопки.
Как правило, пальчиковые игры сопровождаются короткими стихами или песенками — дети позитивно на них реагируют и с удовольствием повторяют. Но присутствие ритмического словесного сопровождения не обязательно.
Зарядка для пальцев
Природа заложила в кисти рук новорожденных большую силу – они могут долго висеть, ухватившись за мамины пальцы или перекладину. Зато ловкость и подвижность пальцев развиваются со временем, и задача родителей – помочь в этом малышу. Время упускать нельзя, иначе руки так и останутся неуклюжими, неспособными к тонкой работе. Любые тренировки дадут результат только в том случае, если занятия начинаются в нужном возрасте. Гибкость спины гимнасток формируется с детства, а если этим видом спорта заняться впервые в 40 лет, кроме травмы позвоночника, вы ничего не получите. Ручки малыша до года хорошо откликаются на тренировки, потом развивать их будет намного сложнее.
Пальчиковая гимнастика направлена на развитие подвижности и координации всех фрагментов кисти. На первых занятиях все движения выполняет мама – она массирует ручки малыша, разминает каждый пальчик. Ласковые прикосновения настолько приятны, что вскоре и сам младенец захочет потрогать одной ручкой другую, наощупь исследовать сложные очертания. Даже во сне работа не прекращается: ребенок задевает ладошкой гладкую простынку, твердую спинку кроватки, а в крошечный мозг поступает информация об окружающем мире.
Ребенок рождается со сжатыми в кулачки ручками. Насильно разгибать пальчики не нужно, подождите примерно 2 месяца – и он сам покажет вам ладошки
С этого момента начинайте осторожно поглаживать кисти. Потом массаж усложняется: мама поочередно сгибает и разгибает каждый пальчик, растирает его по направлению от кончика к ладони
Если ребенок сопротивляется, не применяйте силу, отложите занятия на некоторое время. Если малыш постоянно недоволен вашими действиями, обратитесь к педиатру – он проверит, нет ли каких-нибудь нарушений в строении кистей, и укажет на ваши ошибки. Когда все в норме, массаж грудничку нравится: новорожденный в основном узнает мир наощупь, и мамины прикосновения для него очень важны.
Зарядка для рук обязательно должна сопровождаться песенками или стихами. Недостаточно просто комментировать движения: если в словах нет ритма, малышу быстро станет скучно. Грудничок быстрее научится двигать пальчиками в такт рифме, ему будет проще запомнить последовательность действий. Когда младенец научится сидеть, дайте ему кубики и постарайтесь вместе построить домик. Это упражнение развивает координацию, умение брать предметы и ставить их в нужное место.
От простого к сложному
Занятия должны быть разнообразными и соответствовать возрасту ребенка. Вы можете надеть на ручку малыша 3 месяцев медведя для игрушечного кукольного театра, долго объяснять ему, как пошевелить лапками и головой животного, и в результате получите только слезы. С 2 месяцев до полугода младенец еще не способен к подобным действиям, он может похлопать в ладоши, помахать ручками, потрогать и взять какой-то предмет. В это время можно играть с ним в потешки для самых маленьких: «Ладушки», «Сороку-белобоку», «Лапки-царапки». Сначала все сложные движения выполняет мама, взяв ручку грудничка своей рукой, и постепенно ребенок начнет выполнять движения сам.
Рисунок 1. Шаблоны из бумаги (курочка ряба)
Приобретите или сделайте сами игрушки, требующие точных движений пальцев:
- пирамидки;
- кубики;
- конструкторы;
- небольшие шарики разной фактуры;
- кармашки и сумочки с различными застежками.
Пальчиковые игры для малышей не ограничиваются годовалым возрастом. Когда ребенок станет старше, нужно подбирать более сложные и интересные сюжеты и продолжать занятия. Со временем малыш начнет развивать кисти другими способами – он займется рисованием, конструированием, рукоделием. Когда заметите, что предложение поиграть пальчиками не вызывает интереса, можете прекратить
Но если вдруг пятилетний ребенок сам захочет поиграть в «Ладушки», ни в коем случае не отказывайте ему: мамино внимание и контакт с ней нужны детям в любом возрасте
Начало для развития моторики
Родителям иногда кажется, что развивающие игры с совершенно несмышленым малышом проводить еще рано. Они предоставляют ему возможность познавать мир так, как это получается у ребенка самостоятельно. От части, такая свобода в развитии для детей является правильной за исключением небольшой детали – помощи воспитателей и опекунов
Для родителей важно подтолкнуть своих крошек в правильном направлении, помочь им проявлять самостоятельность с пользой. Поэтому занятия следует начинать до года, а именно в период 6-7 месяцев
Как это правильно начинать делать вы можете увидеть на этом видео.
https://youtube.com/watch?v=RLzLg0DYxqQ
Пальчиковые игры для малышей до года, видео о которых вы просмотрели, важны еще и со стороны интеллектуального или эмоционального развития впечатлений, которые крохе могут дать только мама и папа. Одновременно с тем вы сможете развивать речь и память ребенка, проводя ваши занятия в стихах
Стихотворная форма игры всегда привлечет внимание малыша
Занятия для совсем маленьких должны включать в себя легкие поглаживания ладошек, разминку каждого пальчика в отдельности, а после всей кисти в целом. Всего 2-3 минуты таких игр в день разовьют огромный потенциал у ребенка. На заметку рекомендуется взять всем знакомые «Сороку-белобоку», «Козу-рогатую», «Ладушки» и другие. Сейчас также не составит труда отыскать массажные резиновые шарики, вращать которые можно по ладони ребенка. Эти игрушки вполне безопасны, а для совсем маленького малыша они представляют немалый интерес. Ведь эти мячики различны согласно цветовой гамме и имеют смешные «пупырышки».
Наши студии
Очень хочешь сделать что-то, но не знаешь точно, что… Через такое состояние неустойчивости проходит всякое новое дело. Наше новое дело прошло через ряд неопределенностей, флуктуаций и бифуркаций – и в результате стало более или менее устойчиво функционировать в виде развивающей студии для мам с детьми 1,5-3 лет.
Ведущими (или консультантами) были такие известные и замечательные люди, как Лена Шапиро, Женя Кац, Катя Бурмистрова и Лада, фамилии которой я так и не узнала. Материальные и прочие условия у нас были весьма так себе, и эти опытные и творческие педагоги ездили к нам издалека за гроши только из-за того, что имели несчастье быть со мной знакомыми… Естественно, довольно много занятий пришлось заменять мне, на ходу перенимая у профессионалов приемы работы с группой детей такого возраста и внимательно перечитывая отвергнутую когда-то как «скучную» методическую литературу. Но главное, я обязана была присутствовать на каждом занятии, чтобы обеспечивать доступ в помещение и порядок в нем. И естественно, Вася был обязан присутствовать там со мной тоже, нравилось ему это или нет…
А ему очень долго не нравилось!
История пальчиковых игр
Правила проведения занятий
Чтобы урок приносил удовольствие малышу и его родителям следует придерживаться рекомендаций:
- Занимайтесь с ребенком после 1 года. В более раннем возрасте он еще не способен усвоить речевые навыки. Примерно с 3 месяцев можно начать проводить гимнастику ручек, разминая пальчики.
- Руки взрослого во время игры должны быть теплыми.
- Перед выполнением заданий проведите небольшую разминку пальчиков.
- В игре задействуйте каждый пальчик крохи.
- Любой вид деятельности сопровождайте поглаживанием и похвалой.
- Сменять занятия нужно постепенно. Ребенок должен хорошо усвоить предыдущий урок.