Особенности сюжетно-ролевой игры в дошкольном возрасте

Сюжетно-ролевая игра дошкольников

Значение сюжетно ролевых игр в жизни дошкольников

В данной статье перечислены цели и функции, которые реализуются посредством сюжетных игр. Очевидно, что все они направлены на развитие личности ребенка. Приобретения дошкольника благодаря исполнению различных ролей многогранны. Это не только новые знания и осознание реальных отношений. Например, игра «В театре» позволяет изучить правила поведения в театре для детей.

Сюжетно ролевая игра решает главное противоречие дошкольного возраста, которое заключается в остром желании быть как взрослый и в невозможности этого в реальности. Зато в игровом контексте ребенок может побыть в роли взрослого, сказочного персонажа или любого другого героя.

Разворачивая сюжетные диалоги, дети развивают связную речь. Общаясь в игре, они развивают коммуникативные навыки

Причем, если одному ребенку достаточно почувствовать себя в новой роли, чтобы уже выстраивать коммуникацию, то другому важно увидеть образец, что говорить и как поступать. И эти образцы обязательно есть, поскольку дети наблюдают за другими игроками

В ролевых играх дошкольники нарабатывать полезные шаблоны социального поведения, которые потом применяют в повседневных отношениях (см. Чему учит ребенка игра).

Ребенок не только знакомится с правилами поведения, но и начинает осознавать их важность для поддержания хороших отношений с окружающими. Таким образом, в сюжетно ролевых играх осуществляется естественная социализация детей дошкольного возраста

Сюжетные игры как способ постижения окружающего мира

Что нужно для того, чтобы лучше разобраться в каком-либо деле, научиться полезным действиям, осознать отношения? Самый эффективный способ — включиться в деятельность и потренироваться, прочувствовать себя в конкретной роли.

Подобным тренировочным полем удачно выступает сюжетная игра

И что самое важное, сюжетно-ролевая игра доступна личности с дошкольного детства

В сюжетно ролевой игре отдельные действия объединяются темой, которая раскрывается в определенной последовательности событий. Обыгрывая эти события, участники берут на себя роль, соответствующую своим интересам или склонностям.

Не важно, сколько лет исполнителю. Уже в 3-4 года дети понимают, как нужно вести себя в рамках роли

Девочка, вообразив себя мамой, убаюкивает свою куклу и журит, что та не хочет засыпать. Мальчик, став на время фотографом, требует, чтобы ему позировали в соответствии с его указаниями.

Выполняя различные роли, ребенок временно принимает разные точки зрения. Ролевые действия и взаимоотношения помогают дошкольнику понять другого человека, прислушаться к его желанием. Практическое включение в сюжет дает возможность получить новые навыки: например, осознать правила поведения за столом для детей, научиться делать покупки в магазине и пр.

Исполнение роли учит ребенка разделять переживания окружающих людей. Воссоздаются не только принятые действия, но и эмоциональное содержание, к которому обязывает роль. Если сюжет игры предусматривает поздравления с днем рождения, принято радоваться. Если дошкольник выбирает роль учителя, он обязательно демонстрирует строгость.

Цель сюжетно ролевой игры

Сюжетно ролевая игра в дошкольном возрасте преследует одновременно несколько целей. Одна из них лежит на поверхности и заключается в вовлечении детей в интересное полезное занятие.

Следующая цель очевидна воспитателям и психологам, но о ней редко задумываются не связанные с педагогикой взрослые. Между тем, эта цель является главной.

Ролевые игры всегда имеют определенную тему. Чаще всего, дошкольники выбирают «дочки-матери», «больницу», «магазин» или «супермаркет», «школу», «парикмахерскую» и подобные общеизвестные темы. При этом дети ведут игру с соблюдением всех известных им правил поведения в тех ситуациях, из которых состоит игра. Из этих фактов вытекает еще одна важная цель сюжетных игр – быть безопасной тренировочной площадкой для постижения новых знаний и для проявления эмоций.

Игровые способы

В формате игры любые знания становятся понятнее. Прочитать про развивающие игры для детей можно в наших статьях. Особенно это актуально для начальных классов. Игра должна быть несложной и вписывающейся во временные рамки. Педагог может предложить классу отгадать несколько загадок, ребусов, шутливых задачек. Хорошо помогает вспомнить все знания, подводящие к новому занятию, кроссворд. Он не должен быть слишком большим и сложным. Но должен включать все ключевые понятия предыдущих уроков.
Игра «Жокеи и лошади» предполагает разделение класса на две группы. Участникам одной вручаются карточки с вопросами, второй – карточки с правильными ответами. На основании этих карточек каждый «жокей» должен найти свою «лошадь».
В игре «Шаг за шагом» класс выстраивается лицом к доске. Каждый должен называть какое-то понятие, знание, связанное с новой темой. При правильно названном слове он делает шаг вперед. Побеждает тот ребенок, кто первым придет к доске.
Творческие и игровые способы актуализации каждый преподаватель может придумывать самостоятельно. Главное, чтобы они были действительно связаны с предметом изучения и соответствовали программе школы.

Игра сюжетная и ролевая: в чём разница

Многие взрослые (даже педагоги) не делают различий. А они существенны.

  1. Сюжетная игра это некие обстоятельства, в которых что-то происходит.

Например, машина везёт грузы. Куда? На стройку. Это сюжет: машина везёт, а малыш просто осуществляет какие-то действия в этом сюжете, строит: дом, башню, гараж, мост, дорогу.  

В чём разница с ролевой игрой?

  1. В ролевой игре ребёнок на той же машине может стать шофёром. То есть принять на себя роль. Машина что-то по-прежнему везёт, но ребёнок говорит: я – водитель, я управляю машиной. Включённость и действия малыша будут работать в игре немного иначе.

Сюжетная игра появляется раньше ролевой в развитии малыша. Ориентировочно, после года он отражает в игре простые сюжеты.

Зачем играть с малышом в сюжетные игры?

Сюжетная игра затрагивает много других областей жизни и развития ребёнка. Рассмотрим на примере, что даёт элементарный сюжет: машина едет по какой-то надобности. Ребёнок возит машинку (сюжет «ремонтная мастерская» или «заправка»). Он везёт машинку на заправку. Что в это время активизируется?

1

Внимание

Задействуется внимание. Я не просто качу машинку, а должен контролировать её положение среди других предметов

Это не так просто, как взрослым кажется. Восприятие, контроль, управление – для маленького ребёнка это очень серьёзные, значимые вещи. Внимание – это надо следить за происходящим в каждый момент игры: не выпало ли что из кузова, куда и когда мы должны доехать и пр.

2. Мышление

Мышление практическое, в психологии называется «наглядно-действенное». В кузов не влезают детали, их как-то надо уложить. И ребёнок начинает конструировать, комбинировать.

3. Память.

Безусловно, активизируется память. Малышу приходится много запоминать, развивая сюжет: слова, манипуляции предметами, их расположение.

4. Речь.

Опять же малыш не просто машинку катает, а гудит, шипит, что-то говорит, что полезно для развития речи. Погружаясь в игру, ребёнок осваивает мир, узнаёт, как и что в нём происходит. Набирается личный опыт взаимодействия с миром.

5. Воображение.

Поначалу малышу достаточно просто нагрузить-разгрузить и проехаться. Дальше сюжет меняется, развивая воображение. Не сразу изменение сюжета будет придумывать сам ребёнок. Поначалу следует помочь, подкинуть идею: мост разрушился, авария произошла; приезжает другая машина, говорит: помоги, я застряла; а может мы сами застрянем в болоте и так далее. Словом, наш сюжет будет меняться, переходя от одной микроситуации к другой и со временем становясь всё интересней.

6. Воля и самоконтроль.

Для того чтобы играть как минимум с мамой, надо уметь контролировать себя. Понятно, что поначалу малыш контролирует себя минимально. Но в том и прелесть игры, что без всяких нравоучений с усложнением игры, появлением партнёров-сверстников процесс развития воли и самоконтроля ненавязчиво идёт вперёд.

7. Самовыражение.

С набором опыта ребёнок начнёт самовыражаться в игре. Он становится её творцом, создавая сюжет и игровое пространство. Игра становится отражением его потребностей, особенностей, миром, подвластным ему. Малыш может в игровой среде что-то поменять, сделать так, как ему нравится

То есть появляется ситуация, в которой желания ребёнка, его мнения, предпочтения (с которыми в «большой» жизни практически не считаются) становятся значимыми, что важно для личностного развития. Вот такая психотерапевтическая сторона игры

10. Общение.

Хорошая сюжетно-ролевая игра требует компании других детей. Следовательно, она способствует разнообразию вариантов взаимодействия с другими детьми. Банальная ситуация: две машинки встретились на дороге. Как поступить: толкаться, драться? Или договориться: сперва проедешь ты, а потом я, или наоборот. Ещё о нормах и правилах. В семье они могут быть одни, а выходя за порог, ребёнок столкнётся с другими нормами и правилами. И они могут не совпадать. Обучая ребёнка игре, мы осознанно или неосознанно передаём ему свою систему ценностей: хорошо – плохо.

11. Проживание переживаний.

Ребёнок ещё не может думать «в голове» как взрослые. Ему надо действовать, чтобы пережить эмоции, чувства. Вы, наверно, замечали, что он повторяет одну и ту же ситуацию, игру. Знакомая мамочка с возмущением рассказывала, что её ребёнок несколько дней подряд открывает и закрывает скрипучую дверь. Не надо возмущаться. Тут немного вариантов.

  1. Ребёнок что-то хочет для себя понять.
  2. Он получает от игры некий позитив. Ребёнку нравится, и он хочет переживать позитив снова.

Подумать, пофантазировать малыш пока не может, поэтому повторяет действия. Со стороны просто катает машинку, а на деле в голове происходят важные события.

Уровни развития сюжетно-ролевой игры

Первый этап. Основным содержанием игры являются действия с предметами. Они осуществляются в определенной последовательности, хотя эта последовательность часто нарушается. Цепочка действий носит сюжетный характер. Основные сюжеты — бытовые. Действия детей однообразны и часто повторяются. Роли не обозначены. По форме это игра рядом или одиночная игра. Дети охотно играют со взрослым. Самостоятельная игра кратковременна. Как правило, стимулом возникновения игры является игрушка или предмет-заместитель, который ранее использовался в игре.

Второй этап. Основное содержание игры — действия с предметом. Эти действия развертываются более полно и последовательно в соответствии с ролью, которая уже обозначается словом. Последовательность действий становится правилом. Возникает первое взаимодействие между участниками на основе использования общей игрушки (или направленности действия). Объединения кратковременны. Основные сюжеты — бытовые. Одна и та же игра может многократно повторяться. Игрушки заранее не подбираются, но дети чаще используют одни и те же — любимые. В игре уже могут объединяться 2—3 человека.

Третий этап. Основное содержание игры — также действия с предметами. Однако они дополняются действиями, направленными на установление разнообразных контактов с партнерами по игре. Роли четко обозначены и распределяются до начала игры. Игрушки и предметы подбираются (чаще всего по ходу игры) в соответствии с ролью. Логика; характер действий и их направленность определяются ролью. Это становится основным правилом. Игра чаше протекает как совместная, хотя взаимодействие перемежается с параллельными действиями партнеров, не связанных друг с другом, не соотнесенных с ролью. Продолжительность игры увеличивается. Сюжеты становятся более разнообразными: дети отражают быт, труд взрослых и яркие общественные явления.

Четвертый этап. Основное содержание игры — отражение отношений и взаимодействий взрослых друг с другом. Тематика игр может быть разнообразной: она определяется не только непосредственным, но и опосредованным опытом детей. Игры носят совместный, коллективный характер. Объединения устойчивы. Они строятся или на интересе детей к одним и тем же играм, или на основе личных симпатий и привязанностей. Игры одного содержания не только длительно повторяются, но и развиваются, обогащаются, существуют долгое время.

Сюжетно-ролевые игры в детском саду

В игре на этом этапе четко выделяется подготовительная работа: распределение ролей, отбор игрового материала, а иногда и его изготовление (игрушек-самоделок). Требование соответствия жизненной логике распространяется не только на действия, но и на все поступки и ролевое поведение участников. В игру вовлекаются до 5—6 человек.

Вышеперечисленные уровни отражают общее развитие сюжетно-ролевой игры, однако в конкретной возрастной группе смежные уровни сосуществуют.

Исходя из концепции Н. Я. Михайленко развитие сюжетной игры на разных возрастных этапах можно представить в следующей сводной таблице.

Возраст

Характер игровых действий

Выполнение роли

Развитие сюжета в воображаемой ситуации

3-4 гола

Отдельные игровые действия, носящие условный характер

Роль осуществляется фактически, но не называется

Сюжет — цепочка из двух действий, воображаемую ситуацию удерживает взрослый

4-5 лет

Взаимосвязанные игровые действия, имеющие четкий ролевой характер

Роль называется, дети могут по ходу игры менять роль

Цепочка из 3-4 взаимосвязанных действий, дети самостоятельно удерживают воображаемую ситуацию

5-6 лет

Переход к ролевым действиям, отображающим  социальные функции людей

Роли распределяются до начала игры, дети придерживаются своей роли на протяжении всей игры

Цепочка игровых действий, объединенный одним сюжетом, соответствующим реальной логике действий взрослых

6-7 лет

Отображение в игровых действиях отношений между людьми (подчинение, сотрудничество). Техника игровых действий условна

Не только роли, но и замысел игры проговариваются детьми до ее начала

Сюжет держится на воображаемой ситуации, действия разнообразны и соответствуют реальным отношениям между людьми

Особенности сюжетно-ролевой игры в дошкольном возрасте

Н. В. Краснощекова

Ранее опубликовано: Что такое сюжетно-ролевая игра?Условия и способы развития сюжетно-ролевой игры у дошкольников.

Рациональность, реалистичность, целостность

В основе деятельности многоуровневой муниципальной методической службы лежит создание условий для реализации программ развития профессионализма педагогов на основе их образовательных потребностей и выявленных затруднений деятельности на основании сетевого подхода: представление информации как знания, порождающего конструктивные изменения системы. Сетевой подход состоит в рассмотрении различных форм деятельности — сетевая работа, сетевое обучение. В рамках сетевого подхода эти формы деятельности неотделимы друг от друга и предполагают развитие общих сетевых компетенций (готовность участвовать в продуктивной деятельности, способность не только и не столько обсуждать, но и участвовать в создании, изменении и отборе содержания образования).

Сетевая модель организации методической работыусловие успешного повышения профессионализма, активная позиция каждого участника сетевых мероприятий (аналитическая, самостоятельная работа, инициативность, формирование собственной позиции внутри сети), изменения в профессионализме педагога.

Деятельность МКУ «ИМЦРО» ориентирована на педагогическое сообщество Пуровского района.

Основные целевые группы:

— руководители образовательных учреждений;

— координаторы организационно-методического сопровождения – сотрудники ОУ, МКУ «ИМЦРО»;

— методические объединения педагогических работников (творческие группы, лаборатории и т.д.);

— методические службы образовательных учреждений.

Особенности сюжетно-ролевой игры в дошкольном возрасте

Дошкольный возраст является одним из важнейших периодов становления личности, формирования предпосылок необходимых для дальнейшего развития.

Замечание 2

В период дошкольного детства ребенок приобретает все необходимые знания об окружающем его мире, вырабатывает навыки правильного поведения в обществе, закладываются основы характера личности. Игра оказывает большое значение на воспитание и развитие ребенка дошкольного возраста, а особенно сюжетно-ролевая игра.

Особенности сюжетно-ролевой игры в дошкольном возрасте:

  1. Обязательное соблюдение правил – оказывает влияние на формирование у ребенка умений действовать в соответствии с требованиями, контролировать собственное поведение. Данные умения и навыки не появляются самостоятельно, так же сложно их выработать посредством строгих указаний ребенку. В тоже время в игре, подчинение установленному правилу вытекает из самой игры и формируется у ребенка без принуждения. Кроме того, осваивая правила игры, ребенок осваивает и моральные нормы, которые заключены в роли.
  2. Социальный мотив. Сюжетно-ролевая игра предоставляет ребенку возможность «побывать» в мире взрослых, «примерить» на себе разнообразные профессии, попытаться разобраться и понять специфику взаимоотношений между взрослыми. Все это помогает ребенку определиться со своим социальным статусом.
  3. Эмоциональное развитие в игре. Сюжетно-ролевая игра богата теми эмоциями, которые еще порой не доступны ребенку в его жизни. В процессе игры дети могут испытать различные чувства, которые оказывают влияние на формирование его морального облика. Несмотря на то, что ребенок переживает все эти эмоции, он все-таки понимает, что они не реальны. Это подтверждается тем, что во время игр дети используют слова «понарошку», «как будто» или «по правде». Однако все игровые переживания всегда искренне для ребенка.
  4. Интеллектуальное развитие ребенка. Сюжет и его развитие связано с общим умственным развитием детей, формирование у них интересов и потребностей. В процессе игры у детей возникает интерес к различным видам человеческой деятельности (трудовой, учебной и т.д.) и различным событиям в жизни человека (день рождения, поездка в отпуск, поступление на работу и т.д.). Все это оказывает влияние на сюжет игр, довольно часто он становится стойким, так как захватывает мысли и воображение детей.
  5. Например, игра в морское путешествие может продолжаться несколько дней, он ежедневно возобновляется детьми, при этом сюжет развивается.
  6. Развитие творчества и воображения. Несмотря на то, что сюжетно-ролевые игры осуществляются по конкретному сюжету и подчинены одной линии развития действий, они довольно часто сопряжены с импровизацией. Во время игры у детей могут возникнуть различные идеи дальнейшего развития сюжета. Игровое творчество сказывается на содержании игры, комбинируя разнообразные впечатления, события и т.д. Дети, играя могут сочетать сюжет и роли игры с теми знаниями, которыми они обладают в различных вариантах и комбинациях. Все эти действия развивают у детей творческий потенциал и воображение.
  7. Развитие речи. Играя роль, в сюжетно-ролевой игре, ребенок не только должен изобразить своего героя внешне, его характер и взаимодействие с другими героями, но выражать его чувства, мысли, переживания, согласовывать действия. Все это достигается посредством речевого общения. В процессе игры ребенок учится не только выражать свои мысли, но чувства, желания и замыслы. Все это расширяет словарный запас, совершенствует коммуникативные навыки и активизирует речь ребенка.

Структура урока

Актуализация является обязательным этапом каждого урока. Любое школьное занятие можно разложить на три составные части:

  1. Актуализация – проверка того, как учащиеся усвоили знания, освежение, «открытие» в голове уже имеющихся знаний. Всего того, что понадобится для получения и усвоения новой информации.
  2. Изучение свежих идей и методов их реализации (более точных, чем просто изучение нового материала), которое является целью каждого урока.
  3. Применение знаний, формирование навыков и способностей (включая повторение и закрепление). В разной степени рассматриваются на любых уроках, независимо от их характера и типа.

Дидактическая структура урока, состоящая из трех этапов,  – это общая инструкция, общий способ организации современного урока. Прочитать про основные характеристики урока можно в наших статьях.

Этапы актуализации

Актуализация опорных знаний на уроке может осуществляться различными методами. Однако ее суть в том, чтобы включить три обязательных этапа:

  1. Создание проблемы. Условно проблемная ситуация остро поднимает вопрос о том, что учащимся предстоит изучить в следующем разделе учебной программы, заставляет их задуматься.
  2. Формулировка задачи. Острая постановка вопроса на предыдущем этапе приводит к обсуждению проблемы. Итогом этого обсуждения должна стать формулировка новой учебной задачи и осознание цели занятия – решить поставленную задачу, проблему.
  3. Самоконтроль. Учащиеся самостоятельно оценивают свои знания и умения как достаточные или недостаточные для погружения в предстоящую тему.

Эти три этапа позволяют четко обозначить предстоящие задачи и наметить план предстоящего занятия. Продолжительность актуализации в общей сложности занимает не более 5-7 минут в начале урока. Для этого школьникам предлагается 2-3 задания

Большая продолжительность оставит меньше времени на изучение новой темы и заставит внимание детей рассеиваться.

Новизна, перспективность, прогностичность

Цель деятельности ИМЦРО – выявление, профилактика и компенсация профессиональных затруднений у педагогов в реализации ФГОС, что определяет актуальность представленной модели, так как в рамках одного образовательного учреждения предельно сложно создать полноценную эффективно работающую систему повышения квалификации педагогических кадров, реализующую следующие направления деятельности (Схема 2):

Схема 2. Ведущие направления деятельности ИМЦРО

Ведущие направления деятельности методической службы определяются в соответствии с особенностями региона, программой развития муниципальной системы образования, моделью муниципального методического учреждения, штатной численностью сотрудников.

Методическая служба осуществляет свою деятельность во взаимодействии с образовательными учреждениями дополнительного профессионального образования, другими образовательными и научными учреждениями и организациями, ассоциациями, занимающимися повышением квалификации и профессиональной переподготовкой педагогических и руководящих работников образовательных учреждений, аттестационными службами.

В рамках деятельности ИМЦРО проверяются педагогические гипотезы, проходят апробацию новые педагогические технологии, в том числе в работе с педагогами.

Одним из нововведений в работе ИМЦРО стало внедрение педагогических панорам: при обсуждении новационных предложений идея отрабатывается творческой группой, в которой каждый из педагогов-экспертов отбирает прием, метод или инновационное средство, которое затем проходит презентацию в рамках «перевернутого педсовета» или в мастер-классе по типу «Урок группой», «Урок вдвоем», «Урок с коллегой».

Содержание деятельности методической службы определяется особенностями образовательной ситуации и уровнем квалификации работников образования. В связи с этим изменяется функция методического сопровождения, модернизируются подходы к организации методической работы и обновляются задачи, что конкретно выражено:

в обновлении структуры управления образовательных учреждений (включение новых функций в звенья структуры управления, необходимых для качественного внедрения ФГОС);

в обновлении содержания деятельности и форм объединений методического сопровождения (локальных сетевых моделей):

• субъектов инновационной инфраструктуры (инновационные площадки, опорные образовательные учреждения, муниципальные апробационные площадки);

• команды педагогов по освоению современных образовательных технологий;

• районных профессиональных педагогических сообществ;

в разработке и предоставлении сервисных методических услуг, направленных на удовлетворение актуальных и выявление потенциальных образовательных потребностей педагогов и руководителей образовательных учреждений:

• предметно-методический сервис: предоставление пакета работ по эффективным технологиям обучения и воспитания, методических материалов и т.д.;

• мониторинговый сервис: представление инструментария мониторинга профессиональной готовности педагогов и руководителей образовательных организаций и т.д.;

• маркетинговый сервис: изучение востребованных педагогами образовательных услуг, определение степени удовлетворения данного запроса и т.д.;

• экспертный сервис: экспертиза образовательных программ, проектов;

• информационно-методический сервис: создание информационных банков данных, в том числе по ФГОС и т.д.

Творческие способы

Школьники положительно реагируют на творческие методы актуализации знаний на уроке. Такие способы в начале занятия создают интригу, пробуждают любопытство.
Какие могут использоваться идеи:

  1. Сложить в красивую коробку несколько различных предметов, так или иначе связанных с темой занятия. В начале урока учитель вынимает эти предметы по одному, предлагая классу догадаться, какой будет предстоящая тема и как эти предметы с нею связаны.
  2. Включить короткую видеозарисовку. После просмотра обсудить с учениками то, что они увидели и поняли из ролика, тем самым подойти к теме.
  3. Принести портрет известного человека, например, ученого, писателя, имеющего непосредственное отношение к уроку. Пусть ученики скажут, знают ли они, кто изображен, и кто это такой, чем он известен.
  4. Включить музыкальный ряд или отрывок из литературного произведения, научной работы. После прослушивания обсудить с классом. Знает ли кто-то, что это за произведение, кто его автор, когда оно было создано, какое отношение имеет к изучаемому вопросу и пр.
  5. Начать рассказывать какой-то короткий рассказ, интересный факт, остановиться на интригующем моменте. Предложить детям продолжить это повествование, высказать свои идеи, придумать предложения.
  6. Записать на доске дату из недалекого (или далекого) будущего, предложить детям порассуждать на тему, будет ли изучаемый сегодня вопрос актуален к этой дате.

Также школьники всех возрастов положительно реагируют на приглашенных на занятие интересных гостей. Это может быть человек, непосредственно связанный с изучаемыми вопросами, кто-то из родителей, другие педагоги, старшеклассники. Также можно попросить кого-то из класса подготовить краткий доклад для введения в новые знания.

Сюжетно-ролевые игры для детей 3-4 лет

Значение сюжетно-ролевой игры в воспитании и развитии ребенка

Игра для ребенка дошкольного возраста является ведущим видом деятельности, формой организации жизнедеятельности и основным средством всестороннего развития.

Начиная с младшего дошкольного возраста, дети проявляют интерес к игре. Однако они не владеют полностью игровыми навыками, в связи с чем детям очень интересно играть со взрослым. К среднему дошкольному возрасту, дети уже умеют играть друг с другом, одной из наиболее интересных для них игр является сюжетно-ролевая игра.

Определение 1

Сюжетно-ролевая игра – это игра, имеющая конкретный сюжет – ряд взаимосвязанных событий и ситуаций, и роли, которые распределяются между ее участниками, и являются основным стержнем игры.

Сюжетно-ролевая игра направлена на развитие у дошкольников памяти, мышления, воображения и личности в целом.

Педагогическая ценность сюжетно-ролевой игры заключается в том, что помимо взаимоотношений, которые диктуются детям сюжетом игры, между ними возникают и другие реальные и действительные. В процессе игры дети учатся взаимодействовать друг с другом, понимают, как они относятся к успехам и неудачам, учатся разрешать конфликтные ситуации. Игра помогает ребенку преодолеть свою робость и стеснение, формируют разнообразные навыки (трудовые, игровые, коммуникативные и т.д.), в зависимости от сюжета игры.

Сюжетно-ролевая игра учит детей самостоятельно устанавливать взаимоотношения с коллективом, развивает навыки продуктивного общения.

Игра может быть организована воспитателем, который объясняет детям сюжет, распределяет роли и руководит всем процессом игры. Так же игра может быть организована детьми самостоятельно. При самостоятельной организации игры, дети сами распределяют роли и следят за развитием сюжета. Игра может быть организована детьми по прочитанной сказке, просмотренному мультфильму, а также сюжет может быть придуман стихийно (например, игра в школу, больницу и т.д.).

В процессе сюжетно-ролевой игру, совместная игровая деятельности способствует формированию у детей организованности, ответственности, навыков самоконтроля и саморегуляции, согласованности с действиями других детей. Во время развития сюжета игры дети приобретают навыки планирования, творческого воображения, инициативности, активности, целеустремленности и т.д.

Замечание 1

Таким образом, роль сюжетно-ролевой игры в воспитании ребенка дошкольного возраста очень велика, так как она способствует всестороннему и полноценному развитию личности ребенку, формированию у него необходимых навыков и умений.

Условия для развития сюжетно-ролевой игры

Итак, сюжетная игра – это важно и ценно. Из неё появляется следующая ступенька развития – ролевая игра

Ребёнок не просто возит кирпичи, он уже водитель, строитель… Из этих двух игр — сюжетной и ролевой, — вырастают все остальные: творческие, дидактические разного рода, игры с правилами. Всё-всё приходящее позже вырастает из них.

 Что нужно для развития и обогащения игры?

  1. Умелый партнёр. Сюжетная игра начинается после года ориентировочно. В этом возрасте партнёром должен быть взрослый. Иногда игру возлагают на старшего ребёнка, но он менее эффективен, особенно если разница в возрасте невелика. Ребёнок ориентирован на взрослого.
  2. Партнёр на равных после 3 лет. На играх со сверстниками строится умение жить в обществе. Умение взаимодействовать с окружением строится как раз в совместных сюжетных играх

Как придумать сюжет?

Многие взрослые не умеют придумывать сюжеты.

  1. Играйте в жизнь малыша. Что он делает в быту? Пусть игрушки делают то же.
  2. Анна Андреева советует брать сюжеты сказок. Обыгрывайте читаемое малышу. Этот приём развития сюжета раньше применяли в детских садах до подготовительной группы. Помнится, читали рассказ Жидкова «На льдине». Кто не знает, рассказ о спасении рыбаков, унесённых на льдине в море. А потом в рыбаков играли. Это называлось «обогащение сюжетно-ролевой игры». Но для малышни лучше начинать со сказок.
  3. Куда-то ходите, что-то наблюдаете? Обыгрывайте события жизни.

Повторимся: игра – не врождённое умение. Врождённым является желание играть. Появится ли из желания игра – это ещё вопрос. Сюжетно-ролевую игру надо стимулировать, создавая игровые ситуации. Иначе она так и останется в зачаточном состоянии и не станет широкой дорогой развития малыша. Игр будет мало. Они будут невероятно бедные, простые, короткие — эдакие чахленькие росточки.

Развития происходить не будет, потому что содержание игры не будет удовлетворять потребности малыша. Чтобы игра развивалась, нужна помощь. Мало дать игрушки, надо научить в них играть. Сайт Нестандартные дети желает радости совместного творчества.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Родительские хроники
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: