Значение сюжетно ролевых игр в жизни дошкольников
В данной статье перечислены цели и функции, которые реализуются посредством сюжетных игр. Очевидно, что все они направлены на развитие личности ребенка. Приобретения дошкольника благодаря исполнению различных ролей многогранны. Это не только новые знания и осознание реальных отношений. Например, игра «В театре» позволяет изучить правила поведения в театре для детей.
Сюжетно ролевая игра решает главное противоречие дошкольного возраста, которое заключается в остром желании быть как взрослый и в невозможности этого в реальности. Зато в игровом контексте ребенок может побыть в роли взрослого, сказочного персонажа или любого другого героя.
Разворачивая сюжетные диалоги, дети развивают связную речь. Общаясь в игре, они развивают коммуникативные навыки
Причем, если одному ребенку достаточно почувствовать себя в новой роли, чтобы уже выстраивать коммуникацию, то другому важно увидеть образец, что говорить и как поступать. И эти образцы обязательно есть, поскольку дети наблюдают за другими игроками
В ролевых играх дошкольники нарабатывать полезные шаблоны социального поведения, которые потом применяют в повседневных отношениях (см. Чему учит ребенка игра).
Ребенок не только знакомится с правилами поведения, но и начинает осознавать их важность для поддержания хороших отношений с окружающими. Таким образом, в сюжетно ролевых играх осуществляется естественная социализация детей дошкольного возраста
Сюжетные игры как способ постижения окружающего мира
Что нужно для того, чтобы лучше разобраться в каком-либо деле, научиться полезным действиям, осознать отношения? Самый эффективный способ — включиться в деятельность и потренироваться, прочувствовать себя в конкретной роли.
Подобным тренировочным полем удачно выступает сюжетная игра
И что самое важное, сюжетно-ролевая игра доступна личности с дошкольного детства
В сюжетно ролевой игре отдельные действия объединяются темой, которая раскрывается в определенной последовательности событий. Обыгрывая эти события, участники берут на себя роль, соответствующую своим интересам или склонностям.
Не важно, сколько лет исполнителю. Уже в 3-4 года дети понимают, как нужно вести себя в рамках роли
Девочка, вообразив себя мамой, убаюкивает свою куклу и журит, что та не хочет засыпать. Мальчик, став на время фотографом, требует, чтобы ему позировали в соответствии с его указаниями.
Выполняя различные роли, ребенок временно принимает разные точки зрения. Ролевые действия и взаимоотношения помогают дошкольнику понять другого человека, прислушаться к его желанием. Практическое включение в сюжет дает возможность получить новые навыки: например, осознать правила поведения за столом для детей, научиться делать покупки в магазине и пр.
Исполнение роли учит ребенка разделять переживания окружающих людей. Воссоздаются не только принятые действия, но и эмоциональное содержание, к которому обязывает роль. Если сюжет игры предусматривает поздравления с днем рождения, принято радоваться. Если дошкольник выбирает роль учителя, он обязательно демонстрирует строгость.
Цель сюжетно ролевой игры
Сюжетно ролевая игра в дошкольном возрасте преследует одновременно несколько целей. Одна из них лежит на поверхности и заключается в вовлечении детей в интересное полезное занятие.
Следующая цель очевидна воспитателям и психологам, но о ней редко задумываются не связанные с педагогикой взрослые. Между тем, эта цель является главной.
Ролевые игры всегда имеют определенную тему. Чаще всего, дошкольники выбирают «дочки-матери», «больницу», «магазин» или «супермаркет», «школу», «парикмахерскую» и подобные общеизвестные темы. При этом дети ведут игру с соблюдением всех известных им правил поведения в тех ситуациях, из которых состоит игра. Из этих фактов вытекает еще одна важная цель сюжетных игр – быть безопасной тренировочной площадкой для постижения новых знаний и для проявления эмоций.
Игровые способы
В формате игры любые знания становятся понятнее. Прочитать про развивающие игры для детей можно в наших статьях. Особенно это актуально для начальных классов. Игра должна быть несложной и вписывающейся во временные рамки. Педагог может предложить классу отгадать несколько загадок, ребусов, шутливых задачек. Хорошо помогает вспомнить все знания, подводящие к новому занятию, кроссворд. Он не должен быть слишком большим и сложным. Но должен включать все ключевые понятия предыдущих уроков.
Игра «Жокеи и лошади» предполагает разделение класса на две группы. Участникам одной вручаются карточки с вопросами, второй – карточки с правильными ответами. На основании этих карточек каждый «жокей» должен найти свою «лошадь».
В игре «Шаг за шагом» класс выстраивается лицом к доске. Каждый должен называть какое-то понятие, знание, связанное с новой темой. При правильно названном слове он делает шаг вперед. Побеждает тот ребенок, кто первым придет к доске.
Творческие и игровые способы актуализации каждый преподаватель может придумывать самостоятельно. Главное, чтобы они были действительно связаны с предметом изучения и соответствовали программе школы.
Игра сюжетная и ролевая: в чём разница
Многие взрослые (даже педагоги) не делают различий. А они существенны.
- Сюжетная игра это некие обстоятельства, в которых что-то происходит.
Например, машина везёт грузы. Куда? На стройку. Это сюжет: машина везёт, а малыш просто осуществляет какие-то действия в этом сюжете, строит: дом, башню, гараж, мост, дорогу.
В чём разница с ролевой игрой?
- В ролевой игре ребёнок на той же машине может стать шофёром. То есть принять на себя роль. Машина что-то по-прежнему везёт, но ребёнок говорит: я – водитель, я управляю машиной. Включённость и действия малыша будут работать в игре немного иначе.
Сюжетная игра появляется раньше ролевой в развитии малыша. Ориентировочно, после года он отражает в игре простые сюжеты.
Зачем играть с малышом в сюжетные игры?
Сюжетная игра затрагивает много других областей жизни и развития ребёнка. Рассмотрим на примере, что даёт элементарный сюжет: машина едет по какой-то надобности. Ребёнок возит машинку (сюжет «ремонтная мастерская» или «заправка»). Он везёт машинку на заправку. Что в это время активизируется?
1
Внимание
Задействуется внимание. Я не просто качу машинку, а должен контролировать её положение среди других предметов
Это не так просто, как взрослым кажется. Восприятие, контроль, управление – для маленького ребёнка это очень серьёзные, значимые вещи. Внимание – это надо следить за происходящим в каждый момент игры: не выпало ли что из кузова, куда и когда мы должны доехать и пр.
2. Мышление
Мышление практическое, в психологии называется «наглядно-действенное». В кузов не влезают детали, их как-то надо уложить. И ребёнок начинает конструировать, комбинировать.
3. Память.
Безусловно, активизируется память. Малышу приходится много запоминать, развивая сюжет: слова, манипуляции предметами, их расположение.
4. Речь.
Опять же малыш не просто машинку катает, а гудит, шипит, что-то говорит, что полезно для развития речи. Погружаясь в игру, ребёнок осваивает мир, узнаёт, как и что в нём происходит. Набирается личный опыт взаимодействия с миром.
5. Воображение.
Поначалу малышу достаточно просто нагрузить-разгрузить и проехаться. Дальше сюжет меняется, развивая воображение. Не сразу изменение сюжета будет придумывать сам ребёнок. Поначалу следует помочь, подкинуть идею: мост разрушился, авария произошла; приезжает другая машина, говорит: помоги, я застряла; а может мы сами застрянем в болоте и так далее. Словом, наш сюжет будет меняться, переходя от одной микроситуации к другой и со временем становясь всё интересней.
6. Воля и самоконтроль.
Для того чтобы играть как минимум с мамой, надо уметь контролировать себя. Понятно, что поначалу малыш контролирует себя минимально. Но в том и прелесть игры, что без всяких нравоучений с усложнением игры, появлением партнёров-сверстников процесс развития воли и самоконтроля ненавязчиво идёт вперёд.
7. Самовыражение.
С набором опыта ребёнок начнёт самовыражаться в игре. Он становится её творцом, создавая сюжет и игровое пространство. Игра становится отражением его потребностей, особенностей, миром, подвластным ему. Малыш может в игровой среде что-то поменять, сделать так, как ему нравится
То есть появляется ситуация, в которой желания ребёнка, его мнения, предпочтения (с которыми в «большой» жизни практически не считаются) становятся значимыми, что важно для личностного развития. Вот такая психотерапевтическая сторона игры
10. Общение.
Хорошая сюжетно-ролевая игра требует компании других детей. Следовательно, она способствует разнообразию вариантов взаимодействия с другими детьми. Банальная ситуация: две машинки встретились на дороге. Как поступить: толкаться, драться? Или договориться: сперва проедешь ты, а потом я, или наоборот. Ещё о нормах и правилах. В семье они могут быть одни, а выходя за порог, ребёнок столкнётся с другими нормами и правилами. И они могут не совпадать. Обучая ребёнка игре, мы осознанно или неосознанно передаём ему свою систему ценностей: хорошо – плохо.
11. Проживание переживаний.
Ребёнок ещё не может думать «в голове» как взрослые. Ему надо действовать, чтобы пережить эмоции, чувства. Вы, наверно, замечали, что он повторяет одну и ту же ситуацию, игру. Знакомая мамочка с возмущением рассказывала, что её ребёнок несколько дней подряд открывает и закрывает скрипучую дверь. Не надо возмущаться. Тут немного вариантов.
- Ребёнок что-то хочет для себя понять.
- Он получает от игры некий позитив. Ребёнку нравится, и он хочет переживать позитив снова.
Подумать, пофантазировать малыш пока не может, поэтому повторяет действия. Со стороны просто катает машинку, а на деле в голове происходят важные события.
Уровни развития сюжетно-ролевой игры
Первый этап. Основным содержанием игры являются действия с предметами. Они осуществляются в определенной последовательности, хотя эта последовательность часто нарушается. Цепочка действий носит сюжетный характер. Основные сюжеты — бытовые. Действия детей однообразны и часто повторяются. Роли не обозначены. По форме это игра рядом или одиночная игра. Дети охотно играют со взрослым. Самостоятельная игра кратковременна. Как правило, стимулом возникновения игры является игрушка или предмет-заместитель, который ранее использовался в игре.
Второй этап. Основное содержание игры — действия с предметом. Эти действия развертываются более полно и последовательно в соответствии с ролью, которая уже обозначается словом. Последовательность действий становится правилом. Возникает первое взаимодействие между участниками на основе использования общей игрушки (или направленности действия). Объединения кратковременны. Основные сюжеты — бытовые. Одна и та же игра может многократно повторяться. Игрушки заранее не подбираются, но дети чаще используют одни и те же — любимые. В игре уже могут объединяться 2—3 человека.
Третий этап. Основное содержание игры — также действия с предметами. Однако они дополняются действиями, направленными на установление разнообразных контактов с партнерами по игре. Роли четко обозначены и распределяются до начала игры. Игрушки и предметы подбираются (чаще всего по ходу игры) в соответствии с ролью. Логика; характер действий и их направленность определяются ролью. Это становится основным правилом. Игра чаше протекает как совместная, хотя взаимодействие перемежается с параллельными действиями партнеров, не связанных друг с другом, не соотнесенных с ролью. Продолжительность игры увеличивается. Сюжеты становятся более разнообразными: дети отражают быт, труд взрослых и яркие общественные явления.
Четвертый этап. Основное содержание игры — отражение отношений и взаимодействий взрослых друг с другом. Тематика игр может быть разнообразной: она определяется не только непосредственным, но и опосредованным опытом детей. Игры носят совместный, коллективный характер. Объединения устойчивы. Они строятся или на интересе детей к одним и тем же играм, или на основе личных симпатий и привязанностей. Игры одного содержания не только длительно повторяются, но и развиваются, обогащаются, существуют долгое время.
Сюжетно-ролевые игры в детском саду
В игре на этом этапе четко выделяется подготовительная работа: распределение ролей, отбор игрового материала, а иногда и его изготовление (игрушек-самоделок). Требование соответствия жизненной логике распространяется не только на действия, но и на все поступки и ролевое поведение участников. В игру вовлекаются до 5—6 человек.
Вышеперечисленные уровни отражают общее развитие сюжетно-ролевой игры, однако в конкретной возрастной группе смежные уровни сосуществуют.
Исходя из концепции Н. Я. Михайленко развитие сюжетной игры на разных возрастных этапах можно представить в следующей сводной таблице.
Возраст |
Характер игровых действий |
Выполнение роли |
Развитие сюжета в воображаемой ситуации |
3-4 гола |
Отдельные игровые действия, носящие условный характер |
Роль осуществляется фактически, но не называется |
Сюжет — цепочка из двух действий, воображаемую ситуацию удерживает взрослый |
4-5 лет |
Взаимосвязанные игровые действия, имеющие четкий ролевой характер |
Роль называется, дети могут по ходу игры менять роль |
Цепочка из 3-4 взаимосвязанных действий, дети самостоятельно удерживают воображаемую ситуацию |
5-6 лет |
Переход к ролевым действиям, отображающим социальные функции людей |
Роли распределяются до начала игры, дети придерживаются своей роли на протяжении всей игры |
Цепочка игровых действий, объединенный одним сюжетом, соответствующим реальной логике действий взрослых |
6-7 лет |
Отображение в игровых действиях отношений между людьми (подчинение, сотрудничество). Техника игровых действий условна |
Не только роли, но и замысел игры проговариваются детьми до ее начала |
Сюжет держится на воображаемой ситуации, действия разнообразны и соответствуют реальным отношениям между людьми |
Особенности сюжетно-ролевой игры в дошкольном возрасте
Н. В. Краснощекова
Ранее опубликовано: Что такое сюжетно-ролевая игра?Условия и способы развития сюжетно-ролевой игры у дошкольников.
Рациональность, реалистичность, целостность
В основе деятельности многоуровневой муниципальной методической службы лежит создание условий для реализации программ развития профессионализма педагогов на основе их образовательных потребностей и выявленных затруднений деятельности на основании сетевого подхода: представление информации как знания, порождающего конструктивные изменения системы. Сетевой подход состоит в рассмотрении различных форм деятельности — сетевая работа, сетевое обучение. В рамках сетевого подхода эти формы деятельности неотделимы друг от друга и предполагают развитие общих сетевых компетенций (готовность участвовать в продуктивной деятельности, способность не только и не столько обсуждать, но и участвовать в создании, изменении и отборе содержания образования).
Сетевая модель организации методической работы — условие успешного повышения профессионализма, активная позиция каждого участника сетевых мероприятий (аналитическая, самостоятельная работа, инициативность, формирование собственной позиции внутри сети), изменения в профессионализме педагога.
Деятельность МКУ «ИМЦРО» ориентирована на педагогическое сообщество Пуровского района.
Основные целевые группы:
— руководители образовательных учреждений;
— координаторы организационно-методического сопровождения – сотрудники ОУ, МКУ «ИМЦРО»;
— методические объединения педагогических работников (творческие группы, лаборатории и т.д.);
— методические службы образовательных учреждений.
Особенности сюжетно-ролевой игры в дошкольном возрасте
Дошкольный возраст является одним из важнейших периодов становления личности, формирования предпосылок необходимых для дальнейшего развития.
Замечание 2
В период дошкольного детства ребенок приобретает все необходимые знания об окружающем его мире, вырабатывает навыки правильного поведения в обществе, закладываются основы характера личности. Игра оказывает большое значение на воспитание и развитие ребенка дошкольного возраста, а особенно сюжетно-ролевая игра.
Особенности сюжетно-ролевой игры в дошкольном возрасте:
- Обязательное соблюдение правил – оказывает влияние на формирование у ребенка умений действовать в соответствии с требованиями, контролировать собственное поведение. Данные умения и навыки не появляются самостоятельно, так же сложно их выработать посредством строгих указаний ребенку. В тоже время в игре, подчинение установленному правилу вытекает из самой игры и формируется у ребенка без принуждения. Кроме того, осваивая правила игры, ребенок осваивает и моральные нормы, которые заключены в роли.
- Социальный мотив. Сюжетно-ролевая игра предоставляет ребенку возможность «побывать» в мире взрослых, «примерить» на себе разнообразные профессии, попытаться разобраться и понять специфику взаимоотношений между взрослыми. Все это помогает ребенку определиться со своим социальным статусом.
- Эмоциональное развитие в игре. Сюжетно-ролевая игра богата теми эмоциями, которые еще порой не доступны ребенку в его жизни. В процессе игры дети могут испытать различные чувства, которые оказывают влияние на формирование его морального облика. Несмотря на то, что ребенок переживает все эти эмоции, он все-таки понимает, что они не реальны. Это подтверждается тем, что во время игр дети используют слова «понарошку», «как будто» или «по правде». Однако все игровые переживания всегда искренне для ребенка.
- Интеллектуальное развитие ребенка. Сюжет и его развитие связано с общим умственным развитием детей, формирование у них интересов и потребностей. В процессе игры у детей возникает интерес к различным видам человеческой деятельности (трудовой, учебной и т.д.) и различным событиям в жизни человека (день рождения, поездка в отпуск, поступление на работу и т.д.). Все это оказывает влияние на сюжет игр, довольно часто он становится стойким, так как захватывает мысли и воображение детей.
- Например, игра в морское путешествие может продолжаться несколько дней, он ежедневно возобновляется детьми, при этом сюжет развивается.
- Развитие творчества и воображения. Несмотря на то, что сюжетно-ролевые игры осуществляются по конкретному сюжету и подчинены одной линии развития действий, они довольно часто сопряжены с импровизацией. Во время игры у детей могут возникнуть различные идеи дальнейшего развития сюжета. Игровое творчество сказывается на содержании игры, комбинируя разнообразные впечатления, события и т.д. Дети, играя могут сочетать сюжет и роли игры с теми знаниями, которыми они обладают в различных вариантах и комбинациях. Все эти действия развивают у детей творческий потенциал и воображение.
- Развитие речи. Играя роль, в сюжетно-ролевой игре, ребенок не только должен изобразить своего героя внешне, его характер и взаимодействие с другими героями, но выражать его чувства, мысли, переживания, согласовывать действия. Все это достигается посредством речевого общения. В процессе игры ребенок учится не только выражать свои мысли, но чувства, желания и замыслы. Все это расширяет словарный запас, совершенствует коммуникативные навыки и активизирует речь ребенка.
Структура урока
Актуализация является обязательным этапом каждого урока. Любое школьное занятие можно разложить на три составные части:
- Актуализация – проверка того, как учащиеся усвоили знания, освежение, «открытие» в голове уже имеющихся знаний. Всего того, что понадобится для получения и усвоения новой информации.
- Изучение свежих идей и методов их реализации (более точных, чем просто изучение нового материала), которое является целью каждого урока.
- Применение знаний, формирование навыков и способностей (включая повторение и закрепление). В разной степени рассматриваются на любых уроках, независимо от их характера и типа.
Дидактическая структура урока, состоящая из трех этапов, – это общая инструкция, общий способ организации современного урока. Прочитать про основные характеристики урока можно в наших статьях.
Этапы актуализации
Актуализация опорных знаний на уроке может осуществляться различными методами. Однако ее суть в том, чтобы включить три обязательных этапа:
- Создание проблемы. Условно проблемная ситуация остро поднимает вопрос о том, что учащимся предстоит изучить в следующем разделе учебной программы, заставляет их задуматься.
- Формулировка задачи. Острая постановка вопроса на предыдущем этапе приводит к обсуждению проблемы. Итогом этого обсуждения должна стать формулировка новой учебной задачи и осознание цели занятия – решить поставленную задачу, проблему.
- Самоконтроль. Учащиеся самостоятельно оценивают свои знания и умения как достаточные или недостаточные для погружения в предстоящую тему.
Эти три этапа позволяют четко обозначить предстоящие задачи и наметить план предстоящего занятия. Продолжительность актуализации в общей сложности занимает не более 5-7 минут в начале урока. Для этого школьникам предлагается 2-3 задания
Большая продолжительность оставит меньше времени на изучение новой темы и заставит внимание детей рассеиваться.
Новизна, перспективность, прогностичность
Цель деятельности ИМЦРО – выявление, профилактика и компенсация профессиональных затруднений у педагогов в реализации ФГОС, что определяет актуальность представленной модели, так как в рамках одного образовательного учреждения предельно сложно создать полноценную эффективно работающую систему повышения квалификации педагогических кадров, реализующую следующие направления деятельности (Схема 2):
Схема 2. Ведущие направления деятельности ИМЦРО
Ведущие направления деятельности методической службы определяются в соответствии с особенностями региона, программой развития муниципальной системы образования, моделью муниципального методического учреждения, штатной численностью сотрудников.
Методическая служба осуществляет свою деятельность во взаимодействии с образовательными учреждениями дополнительного профессионального образования, другими образовательными и научными учреждениями и организациями, ассоциациями, занимающимися повышением квалификации и профессиональной переподготовкой педагогических и руководящих работников образовательных учреждений, аттестационными службами.
В рамках деятельности ИМЦРО проверяются педагогические гипотезы, проходят апробацию новые педагогические технологии, в том числе в работе с педагогами.
Одним из нововведений в работе ИМЦРО стало внедрение педагогических панорам: при обсуждении новационных предложений идея отрабатывается творческой группой, в которой каждый из педагогов-экспертов отбирает прием, метод или инновационное средство, которое затем проходит презентацию в рамках «перевернутого педсовета» или в мастер-классе по типу «Урок группой», «Урок вдвоем», «Урок с коллегой».
Содержание деятельности методической службы определяется особенностями образовательной ситуации и уровнем квалификации работников образования. В связи с этим изменяется функция методического сопровождения, модернизируются подходы к организации методической работы и обновляются задачи, что конкретно выражено:
— в обновлении структуры управления образовательных учреждений (включение новых функций в звенья структуры управления, необходимых для качественного внедрения ФГОС);
— в обновлении содержания деятельности и форм объединений методического сопровождения (локальных сетевых моделей):
• субъектов инновационной инфраструктуры (инновационные площадки, опорные образовательные учреждения, муниципальные апробационные площадки);
• команды педагогов по освоению современных образовательных технологий;
• районных профессиональных педагогических сообществ;
— в разработке и предоставлении сервисных методических услуг, направленных на удовлетворение актуальных и выявление потенциальных образовательных потребностей педагогов и руководителей образовательных учреждений:
• предметно-методический сервис: предоставление пакета работ по эффективным технологиям обучения и воспитания, методических материалов и т.д.;
• мониторинговый сервис: представление инструментария мониторинга профессиональной готовности педагогов и руководителей образовательных организаций и т.д.;
• маркетинговый сервис: изучение востребованных педагогами образовательных услуг, определение степени удовлетворения данного запроса и т.д.;
• экспертный сервис: экспертиза образовательных программ, проектов;
• информационно-методический сервис: создание информационных банков данных, в том числе по ФГОС и т.д.
Творческие способы
Школьники положительно реагируют на творческие методы актуализации знаний на уроке. Такие способы в начале занятия создают интригу, пробуждают любопытство.
Какие могут использоваться идеи:
- Сложить в красивую коробку несколько различных предметов, так или иначе связанных с темой занятия. В начале урока учитель вынимает эти предметы по одному, предлагая классу догадаться, какой будет предстоящая тема и как эти предметы с нею связаны.
- Включить короткую видеозарисовку. После просмотра обсудить с учениками то, что они увидели и поняли из ролика, тем самым подойти к теме.
- Принести портрет известного человека, например, ученого, писателя, имеющего непосредственное отношение к уроку. Пусть ученики скажут, знают ли они, кто изображен, и кто это такой, чем он известен.
- Включить музыкальный ряд или отрывок из литературного произведения, научной работы. После прослушивания обсудить с классом. Знает ли кто-то, что это за произведение, кто его автор, когда оно было создано, какое отношение имеет к изучаемому вопросу и пр.
- Начать рассказывать какой-то короткий рассказ, интересный факт, остановиться на интригующем моменте. Предложить детям продолжить это повествование, высказать свои идеи, придумать предложения.
- Записать на доске дату из недалекого (или далекого) будущего, предложить детям порассуждать на тему, будет ли изучаемый сегодня вопрос актуален к этой дате.
Также школьники всех возрастов положительно реагируют на приглашенных на занятие интересных гостей. Это может быть человек, непосредственно связанный с изучаемыми вопросами, кто-то из родителей, другие педагоги, старшеклассники. Также можно попросить кого-то из класса подготовить краткий доклад для введения в новые знания.
Сюжетно-ролевые игры для детей 3-4 лет
Значение сюжетно-ролевой игры в воспитании и развитии ребенка
Игра для ребенка дошкольного возраста является ведущим видом деятельности, формой организации жизнедеятельности и основным средством всестороннего развития.
Начиная с младшего дошкольного возраста, дети проявляют интерес к игре. Однако они не владеют полностью игровыми навыками, в связи с чем детям очень интересно играть со взрослым. К среднему дошкольному возрасту, дети уже умеют играть друг с другом, одной из наиболее интересных для них игр является сюжетно-ролевая игра.
Определение 1
Сюжетно-ролевая игра – это игра, имеющая конкретный сюжет – ряд взаимосвязанных событий и ситуаций, и роли, которые распределяются между ее участниками, и являются основным стержнем игры.
Сюжетно-ролевая игра направлена на развитие у дошкольников памяти, мышления, воображения и личности в целом.
Педагогическая ценность сюжетно-ролевой игры заключается в том, что помимо взаимоотношений, которые диктуются детям сюжетом игры, между ними возникают и другие реальные и действительные. В процессе игры дети учатся взаимодействовать друг с другом, понимают, как они относятся к успехам и неудачам, учатся разрешать конфликтные ситуации. Игра помогает ребенку преодолеть свою робость и стеснение, формируют разнообразные навыки (трудовые, игровые, коммуникативные и т.д.), в зависимости от сюжета игры.
Сюжетно-ролевая игра учит детей самостоятельно устанавливать взаимоотношения с коллективом, развивает навыки продуктивного общения.
Игра может быть организована воспитателем, который объясняет детям сюжет, распределяет роли и руководит всем процессом игры. Так же игра может быть организована детьми самостоятельно. При самостоятельной организации игры, дети сами распределяют роли и следят за развитием сюжета. Игра может быть организована детьми по прочитанной сказке, просмотренному мультфильму, а также сюжет может быть придуман стихийно (например, игра в школу, больницу и т.д.).
В процессе сюжетно-ролевой игру, совместная игровая деятельности способствует формированию у детей организованности, ответственности, навыков самоконтроля и саморегуляции, согласованности с действиями других детей. Во время развития сюжета игры дети приобретают навыки планирования, творческого воображения, инициативности, активности, целеустремленности и т.д.
Замечание 1
Таким образом, роль сюжетно-ролевой игры в воспитании ребенка дошкольного возраста очень велика, так как она способствует всестороннему и полноценному развитию личности ребенку, формированию у него необходимых навыков и умений.
Условия для развития сюжетно-ролевой игры
Итак, сюжетная игра – это важно и ценно. Из неё появляется следующая ступенька развития – ролевая игра
Ребёнок не просто возит кирпичи, он уже водитель, строитель… Из этих двух игр — сюжетной и ролевой, — вырастают все остальные: творческие, дидактические разного рода, игры с правилами. Всё-всё приходящее позже вырастает из них.
Что нужно для развития и обогащения игры?
- Умелый партнёр. Сюжетная игра начинается после года ориентировочно. В этом возрасте партнёром должен быть взрослый. Иногда игру возлагают на старшего ребёнка, но он менее эффективен, особенно если разница в возрасте невелика. Ребёнок ориентирован на взрослого.
- Партнёр на равных после 3 лет. На играх со сверстниками строится умение жить в обществе. Умение взаимодействовать с окружением строится как раз в совместных сюжетных играх
Как придумать сюжет?
Многие взрослые не умеют придумывать сюжеты.
- Играйте в жизнь малыша. Что он делает в быту? Пусть игрушки делают то же.
- Анна Андреева советует брать сюжеты сказок. Обыгрывайте читаемое малышу. Этот приём развития сюжета раньше применяли в детских садах до подготовительной группы. Помнится, читали рассказ Жидкова «На льдине». Кто не знает, рассказ о спасении рыбаков, унесённых на льдине в море. А потом в рыбаков играли. Это называлось «обогащение сюжетно-ролевой игры». Но для малышни лучше начинать со сказок.
- Куда-то ходите, что-то наблюдаете? Обыгрывайте события жизни.
Повторимся: игра – не врождённое умение. Врождённым является желание играть. Появится ли из желания игра – это ещё вопрос. Сюжетно-ролевую игру надо стимулировать, создавая игровые ситуации. Иначе она так и останется в зачаточном состоянии и не станет широкой дорогой развития малыша. Игр будет мало. Они будут невероятно бедные, простые, короткие — эдакие чахленькие росточки.
Развития происходить не будет, потому что содержание игры не будет удовлетворять потребности малыша. Чтобы игра развивалась, нужна помощь. Мало дать игрушки, надо научить в них играть. Сайт Нестандартные дети желает радости совместного творчества.