Игры про тело ребенка
Гармонь
Стенка, стенка (показывать на щеки)
Потолок (лоб),
Две ступеньки (пальчиками «пошагать» по губам)
И звонок. (нос)
— Дзынь! (надавить на нос)
Хозяин дома?
— Дзынь! (надавить на нос)
Гармонь готова?
— Дзынь! (надавить на нос)
Поиграть можно? (легонько пощекотать ребенка)
Это наши глазоньки. Вот, вот. (показать глаза)
Это наши ушки. Вот, вот. (показать уши)
Это носик, это рот. (показать нос, рот)
Сзади спинка. Здесь живот. (показать спину, живот)
Рученьками хлоп-хлоп. (хлопнуть в ладоши)
Ноженьками топ- топ. (топнуть ногами)
Ох, устали, вытрем лоб! (провести ладонью по лбу)
Лицо
Лес, (показать на волосы)
Поляна, (лоб)
Горка, (провести пальцем по носу)
Яма. (ребенок открывает рот)
Обрыв (показать пальцем на подбородок)
Взрыв. (легко пощекотать по шее)
Пальчиковый массаж
Это метод, подходящий для раннего периода развития ребенка, он осуществляется пассивно, с помощью родителей. Можно начинать делать массаж деткам практически с самого рождения. Это ускорит процесс «раскрывания» ладошек и простимулирует интерес к изучению собственных рук.
Как осуществить это на практике? Нужно загибать, крутить, массировать пальчики ребенка, сопровождая это стишками и присказками про сороку-ворону, козу-дерезу или ладушки.
Массаж под песенку про сороку-ворону считается классическим вариантом:
- Сначала вы делаете мягкие круговые движения по ладошке малыша, рассказывая о том, как сорока варила кашу.
- Затем массируете подушечки и выполняете вращательные движения каждым пальчиком, начиная с пятого, перечисляя, кого мама-сорока накормила, а кому не повезло.
- И наконец, слегка щекочите внутреннюю поверхность запястья, локтевого сгиба, подмышки, показывая степень нагревания воды для каши.
Тщательно следите за своей речью
Она должна быть четкой, эмоционально окрашенной, направленной именно на ребенка (важно смотреть на него в процессе игры). Если вы не очень хорошо помните песенку про ворону с детства, то можете посмотреть видео пальчиковой игры (в конце статьи) и освежить в памяти технику ее выполнения
С массажной целью можно применять разные подручные средства: шарики для су-джок терапии, мягкие мячики, ватные палочки. Их удобно катать по ладошке, малыш может их хватать, мять. Все это развивает тактильные ощущения и ловкость рук.
Пальчиковые игры для малышей от 6 месяцев
Ладушки, ладушки! (хлопаем в ладоши)
Где были? У бабушки!
Что ели? Кашку!
Что пили? Бражку.
Кашка сладенька,
Брашка молоденька.
Попили, поели,
Кши-кши, полетели! (машем руками)
На головку сели! (прикладываем руки к голове)
Сели, посидели,
И опять улетели! (опять машем руками)
***
Молоточком я стучу, (стучим кулачком по кулачку)
Дом построить я хочу. (руки складываем над головой, изображая «крышу»)
Строю я высокий дом! (поднимаем ручки вверх)
Буду жить я в доме том! (снова складываем руки над головой, изображая «крышу»)
***
На дверях висел замок, (сцепляем пальчики в замок (если не получается, просто кладем кулачок к кулачку) и машем вверх-вниз)
Кто его открыть бы смог?
Мы ломали, мы крутили, (вертим сцепленными в замок ручками)
Били, били (трясем руками, не расцепляя пальцев)
И открыли! (разводим ручки)
***
Дарики-дарики, (хлопаем в ладоши)
Летели комарики. (складываем пальцы щепоткой)
Вились, вились, (показываем как летят)
В носик вцепились! (мама дотрагивается до носа малыша, вариант – в ручку, в ножку…)
***
Строим, строим, строим дом, (кладем попеременно свою руку и ручку малыша, потом опять свою и малыша)
Кубик к кубику кладем.
Вот дорога, вот гараж, (проводим пальчиками по телу ребенка, прокладывая какой-то «маршрут»)
Вот построен домик наш. (соединяем ладошки над головой, изображая крышу)
***
Ладошки вверх, (руки поднимаем вверх)
Ладошки вниз, (руки опускаем вниз)
А теперь их на бочок
И зажали в кулачок. (сжимаем руки в кулаки)
Рекомендации по выполнению упражнений
Подготовить ребенка к данному виду тренировок
Необходимо заранее обговорить её содержание, отработать несколько жестов.
Взрослому человеку, уполномоченному заниматься тренировкой, подготовить заранее текст.
Перед началом работы необходимо разогреть ладошки поглаживанием.
Ведущий показывает, насколько интересен данный вид развлечений.
Обязательно необходимо поставленные задачи выполнять в медленном темпе.
Малыш обязан правильно выполнять технику действий, ему нужно помогать.
Важно чтобы все выполненные упражнения приносили ребенку только радость.
Каждое задание выполняют по 2-3 минуты, чередуя 3 дня.
Ежедневные тренировки.
Используются лёгкие задания, для того чтобы развить интерес.
Постепенно заменять по 2-3 упражнения, по степени сложности.
Для детей 6-7 лет подойдут тренировки в сопровождении песенок, стишков. Для развития, хорошими заданиями будет театр теней. Если родители решили самостоятельно заниматься разминкой пальцев, нужно обязательно быть в хорошем настроении. Дети всё запоминают, и от первого урока будет зависеть интерес к последующим занятиям.
Важно! Скорость выполнения должна быть небыстрой, но и пауз быть не должно. Поднимать скорость необходимо постепенно
Организация и проведение пальчиковой гимнастики в старшей группе ДОУ
В старшей группе ДОУ целей для проведения пальчиковой гимнастики становится больше:
- развитие речи;
- развитие мышления, памяти, внимания;
- совершенствование координации;
- развитие уважительного отношения к окружающим.
Все их следует реализовать при работе с достаточно большой группой детей (20-25 человек). Выгоднее всего проводить такие игры, приурочивая их к теме определенного занятия.
Для реализации этой задачи используют несколько приемов:
- театральные постановки;
- разыгрывание сюжетов;
- физкультура под музыку.
Театральные постановки — любимое занятие детей. Так, легко можно организовать кукольное пальчиковое представление по сказке «Теремок». В дальнейшем отработанное представление можно представить на обозрение родителям, например, в качестве подарка на 8 Марта.
Пальчиковый театр
План проведения занятия
Пальчиковые игры в старшей группе являются лишь элементом занятия. Их продолжительность — порядка 5-10 мин.
Важно! Следует правильно распределить время!
В 10 минут следует распределить:
- введение — ознакомление детей с элементами движения и порядком их выполнения (до 2,5 мин);
- основу — под музыкальное сопровождение дети осваивают движения (от 3 до 5 мин);
- заключение — повтор движений (до 2,5 мин).
Пример конспекта проведения занятия
Проведение занятий на развитие моторики рук можно совместить с физкультурной минуткой.
Сам урок будет выглядеть следующим образом:
- Воспитатель озвучивает тему занятия.
- Объясняет задачи на перспективу.
- Пальчиковая гимнастика как подводка к физкультминутке.
- Непосредственно физкультминутка.
Наглядный пример такого занятия — совмещение пальчиковых игр с рисованием бабочек.
- Тема «Разрисовывание крыльев бабочек кончиками пальцев».
- Задачи на перспективу: «Основная задача — сделать необычный узор на крыле бабочки, но для ее выполнения пальчики следует подготовить».
- Упражнения: «Махи кистями рук, как крыльями бабочки». Для выполнения подбирается соответствующее стихотворение и (или) музыкальное оформление.
Бабочка
Обратите внимание! Физкультминутка проводится также с тематическими движениями. Так, в старшей группе комплекс занятий непосредственно перекликается с пальчиковыми играми
Для упрощения восприятия педагог подбирает соответствующие наглядные материалы
Так, в старшей группе комплекс занятий непосредственно перекликается с пальчиковыми играми. Для упрощения восприятия педагог подбирает соответствующие наглядные материалы.
Стихи для изучения частей тела и лица
Произнося строки стихотворений, прикасайтесь к соответствующем частям тела малыша, либо показывайте на своем теле. Лучше делать то так, то так, чтобы ассоциации в голове малыша не ограничивались каким-то одним опытом.
Для чего дочурке ножки?
Чтобы бегать по дорожке!
Для чего дочурке ушки?
Чтобы слушать погремушки!
Для чего дочурке ротик?
Чтоб у мамы молоко пить!
Для чего дочурке глазки?
Чтоб смотреть на мира краски!
Для чего дочурке спинка?
Чтоб валяться на простынке!
Для чего дочурке попа?
Чтоб ее ладошкой хлопать!
Для чего родилась дочка?
Чтобы маму радовать! (целуем, обнимаем малыша)
***
Ротик мой умеет кушать,
Нос дышать,
А ушки слушать
Глазоньки – моргать, моргать
Ручки – все хватать, хватать.
***
Жил был зайчик
Длинные ушки,
Отморозил зайчик
Носик на опушке.
Отморозил носик,
Отморозил хвостик!
И поехал греться
К ребятишкам в гости!
***
Большие ноги
Шли по дороге:
Топ-топ-топ,
Топ-топ-топ.
Маленькие ножки
Бежали по дорожке:
Топ-топ-топ,
Топ-топ-топ.
Куда бежите, ножки?
Куда бежите, ножки?
По летней дорожке,
С бугра на бугор
За ягодой в бор.
Во зеленом бору
Тебе наберу
Черной черники,
Алой земляники.
***
Вот лежат в кроватке
Розовые пятки
Чьи это пятки
Мягки да сладки?
Прибегут гусятки,
Ущипнут за пятки.
Прячь скорей, не зевай,
Одеяльцем накрывай!
***
Это глазки, чтобы видеть.
Это носик, чтоб дышать.
Это ушки, чтобы слышать.
Это ножки, чтоб бежать.
Это ручки, чтобы маму
Очень крепко обнимать.
***
Котик лапкой умывается
Видно, в гости собирается
Вымыл носик.
Вымыл ротик.
Вымыл ухо.
Вытер сухо.
Пальчиковые игры
Занятия в детском саду проходят в игровой форме. Малыши выполняют вслед за педагогом движения, которые постепенно будут усложняться. Одновременно можно читать короткие стихотворения, представляя, что пальчики – это его персонажи. Также можно рассказывать тематические сказки, иллюстрируя пальцами все происходящие события. Подобные игры бывают трех видов: разработка кистей рук, статические и динамические упражнения для пальчиков. Рассмотрим наиболее популярные варианты:
“Ладушки”. С детьми до года играть нужно пассивно, взяв детские ручки в свои, выполняя все необходимые движения, сопровождающиеся присказкой. После года малыш уже способен самостоятельно подражать знакомым движениям.
“Крышечки”. Обычно детям после года нравится открывать и закрывать банки, бутылочки, контейнеры. Поощряйте это детское увлечение. Постепенно малыш научится не только открывать и закрывать простые крышки, но также закручивать и раскручивать бутылки. Только не давайте ему без присмотра играть со стеклянными емкостями, которые могут разбиться.
«Бусины». Разрешайте малышу перебирать свои бусы, браслеты с мелкими или более крупными бусинами. Если украшения цветные – это еще лучше, так будет вырабатываться правильное цветовосприятие.
«Бумага». Играть с бумагой детям интересно уже после достижения ими 6-месячного возраста. Бумажки можно мять, рвать, скатывать в шарики.
«Крупа». Высыпьте в миску любую крупу и покажите ребенку. Он может окунать в нее ручки, щупать, пересыпать из одной ладошки в другую
Внимание! Обязательно находитесь рядом во время подобных занятий. Следите, чтобы малыш не тащил крупу в рот
Мелкие частицы могут попасть в дыхательные пути.
«Песочек». Насыпьте песок на поднос и продемонстрируйте ребенку, как на нем можно рисовать линии, точки, сеточки, простые картинки. Сначала возьмите его пальчик в свои руки и перемещайте его по песку. Со временем малыш научится действовать самостоятельно.
«Читаем книжку». Даже если сын или дочка еще не знают ни одной буквы, все равно перелистывание страниц красочной книжки с картинками пойдет им только на пользу. Тактильный контакт с бумагой, рассматривание цветных изображений стимулируют работу головного мозга.
«Все сам». Детей с 3 лет нужно приучать одеваться и обуваться самостоятельно. Они постепенно должны обучиться застегивать пуговицы, завязывать шнурки, справляться с крючками, завязками, застежкой-молнией. Это не только научит их самостоятельности, но также разовьет мелкую моторику.
Польза упражнений для ребенка
Маленькие дети получают жизненные уроки с помощью игры. Чем более разнообразные забавы вы подберете, тем охотнее малыш будет заниматься. Регулярное выполнение пальчиковых упражнений благотворно влияет не только на мелкую моторику. Одновременно у ребенка улучшаются:
⠀
- речь;
- фонематический слух;
- концентрация внимания;
- память;
- воображение.
⠀
Уходит усталость и нервное напряжение, улучшается подвижность костей рук, развиваются навыки рисования и аккуратного письма. Все эти факторы – база для нормального формирования личности, залог успеха в дальнейшей учебной деятельности.
Также пальчиковые игры для детей выступают отдельным видом досуга и отлично выручают в очереди или в дальней поездке.
Веселых и полезных вам игр, нескучного обучения!
⠀
Суть понятия
О том, что с раннего возраста у ребёнка нужно развивать мелкую моторику, знают даже те, кто только собирается стать родителями. И, конечно, основной аргумент в пользу её тренировки заключается не только в том, что в будущем у малыша будет красивый почерк. Ведь практика точных скоординированных движений пальчиками и ладошками помогает развивать:
виды мышления (образное, критическое, логическое);
речь;
внимание;
зрительно-пространственное восприятие;
воображение;
наблюдательность;
память (не только зрительную, но и двигательную).
Красивый почерк — один из показателей развития мелкой моторики на достаточном уровне
Наиболее продуктивной формой тренировки мелкой моторики у детей 5–6 лет является пальчиковая гимнастика, которая в разных источниках встречается под названиями «гимнастика для пальчиков», «пальчиковые игры» или «пальчиковые упражнения». Это упражнения в игровой форме, которые стимулируют процессы мышления, развитие речи, укрепляют костную и мышечную ткани (за счёт разных комбинаций сжатий, растяжений и расслаблений мышц рук), тем самым подготавливая руку к письму. Гимнастика может проводиться как отдельный этап занятий по развитию речи, письму и состоять из нескольких упражнений, а также в перерывах на других уроках (иногда это 1–2 упражнения в рамках физкультминутки).
Пальчиковая гимнастика проводится на каждом занятии в течение дня
Цели и задачи
В старшей группе количество целеполагающих компонентов для занятий пальчиковой гимнастикой увеличивается. Это:
- работа над речью, а именно практика понятной речи в быстром темпе;
- развитие познавательных процессов — мышления, памяти, внимания;
- совершенствование координации движений, в том числе и для подготовки руки к письму;
- воспитание уважительного отношения к сверстникам и взрослым.
Задачами проведения пальчиковых игр в старшей группе можно назвать:
- повтор артикуляционных позиций для произнесения отдельных звуков, их сочетаний и целых слов;
- отработка арифметических навыков (в процессе проговаривания рифмовок дети повторяют счёт);
- заучивание и запоминание лексического и грамматического минимума по иностранному языку (если стишки подобрать, например, на английском языке);
-
развитие способности привлекать окружающие предметы в проведение гимнастики (мячики, футляры от ручек, фломастеров);
- воспитание чувства принадлежности к коллективу, уважения к взрослым и сверстникам.
Приёмы
Для детей старшей группы наиболее актуальными играми для пальчиков будут те, что имеют общую канву с занятием, на котором упражнения проводятся
И здесь важно методически грамотно их вплести. В этом помогут такие приёмы, как:
- разыгрывание сюжетных комплексов упражнений (часто с привлечением массажных мячиков);
-
постановка театральных представлений (например, пальчиковые куклы в самодельном кукольном театре, которые «предлагают» повторять за ними те или иные движения);
- физические нагрузки, которые не всегда сопровождаются музыкой (чаще всего это элементы тех или иных заданий на занятиях, например, скатывание «колбаски» из пластилина для лепки фигурки).
Виды упражнений
В методическом арсенале педагога, занимающегося с детьми 5–6 лет, есть виды упражнений, работающие на решение поставленных задач образования, в частности, направленные на:
- разработку мышц рук в разных направлениях;
-
координацию движений пальчиков, барабанящих по телу или по столу, перекатывающих мячик;
- создание театра теней.
Пальчиковая гимнастика и ее значение для ребенка 5-6 лет
Дошкольный возраст — это период, когда ребёнок хорошо поддаётся обучению, но нагружать мозг сверх меры в это время не нужно. Занятия должны проходить в легкой и непринужденной форме. А новые знания и умения хорошо усваиваются в процессе игры. Поэтому в это время и проводят разнообразные пальчиковые игры.
Пальчиковые игры
Переоценить результат от таких занятий сложно, ведь еще Аристотель говорил: «Рука — это инструмент всех инструментов». При тактильном контакте дети учатся различать мягкое и твердое, теплое и холодное, определять форму и размер предмета. При этом они не только проявляют умственную деятельность, но и фантазируют. Простые движения позволяют снять напряжение со всего организма, помогают мышцам расслабиться, а ритмичные движения пальцами стимулируют развитие речи.
Цели пальчиковой гимнастики в работе с детьми
Пальчиковая гимнастика важна для детей. В процессе таких занятий происходит возбуждение речевых центров совместно с усилением работы речевых зон, что провоцирует их развитие.
Обратите внимание! Замечено, что речь начинает хорошо развиваться, когда движения пальцами становятся точными. Таким образом, основной целью пальчиковой гимнастики является прогрессирование работы обоих мозговых полушарий, координирование их совместной работы
Ведь, как известно, мысленные образы возникают в правом полушарии, а за речь отвечает левое. И чем скоординированнее будет их работа, тем лучше будут развиты внимание и мышление ребенка
Таким образом, основной целью пальчиковой гимнастики является прогрессирование работы обоих мозговых полушарий, координирование их совместной работы. Ведь, как известно, мысленные образы возникают в правом полушарии, а за речь отвечает левое
И чем скоординированнее будет их работа, тем лучше будут развиты внимание и мышление ребенка
Многообразие пальчиковых игр
Пальчиковые игры для детей 4-5 лет
Для малыша возраст 4-5 лет – это возраст относительного затишья. Кризис трёхлеток (негативизм) миновал, малыш стал послушнее, спокойнее и покладистее. В этот период интерес ко всему, что его окружает, резко возрастает. Растёт желание быть во всём самостоятельным. Но все эти достижения 4-5-летних детей не являются свидетельством того, что исчезла необходимость продолжать развитие их мелкой моторики.
Просто несколько меняются конкретные задачи, форма проведения пальчиковых упражнений
Особое внимание следует уделить тем ребятам, у которых есть проблемы с произношением отдельных звуков и со связной монологической речью. Они свидетельствуют о присутствии моторной недостаточности, которая не исчезнет сама собой
Для активизации мышц руки используются такие материалы, как:
- мелкие бусинки или пуговицы, которые предлагается рассортировать или нанизать;
- спички, счётные палочки или мозаика, которые следует разложить по кучкам или составить из них фигуры или узоры;
- глина и пластилин для лепки.
Развитию мелкой моторики способствует также работа с конструкторами, складывание пазлов. Кроме речевых, в этом возрасте важны также музыкально-дидактические (как, например, «Угадай инструмент») и математические игры («Подбери нужную цифру», «Какая картинка лишняя»).
Пальчиковые игры для детей 6-7 лет
В возрасте 6-7 лет у ребёнка начинается серьёзная учёба, одним из наиболее сложных элементов которой в начальном периоде является обучение письму. Поэтому мелкая моторика к этому времени должна быть хорошо развита. Но поддерживать её полезно всегда. Характерными чертами пальчиковых упражнений являются те же показатели, которые были определены для игр детей 5-6 лет.
В качестве примера игр, хорошо воспринимаемых детьми этого возраста, можно привести игру «Золушка». Она выглядит следующим образом. На ровной поверхности насыпаем немного гречки, гороха и риса. Всё это смешиваем и предлагаем рассортировать за определённое время.
Можно несколько видоизменить эту игру, привнеся в неё дух соревнования. В этом случае в ней могут принимать участие двое и больше детей. По команде ведущего дети приступают к сортировке. Выигрывает тот, кто справился с работой быстрее всех.
Ещё одна игра с крупой заключается в следующем. С тарелки с насыпанным на неё горохом ребёнок берёт указательным и большим пальцами одну горошину, а с помощью оставшихся «не у дел» пальцев собирает оставшийся горох в горсть. Выигрывает тот, кто смог собрать большее количество горошин за самый короткий срок. Можно задействовать обе руки.
И в заключение хотелось бы отметить, что только систематическая и целенаправленная работа по усовершенствованию мелкой моторики у детей сможет оказать положительное влияние на формирование умственных и физических способностей, сохранить их психологическое здоровье.
Теги по теме:
развитие мелкой моторикизначение пальчиковых игрпальчиковые упражненияпальчиковая гимнастика
Виды упражнений для кистей и пальцев
Пальчиковая гимнастика позволяет передать какое-либо стихотворение при помощи движения пальцев
При этом она обучает ребенка концентрировать внимание и верно его распределять
Обратите внимание! В процессе занятий приходится не только заучивать стихи, но и выполнять пальцами и кистями определенные движения в строгой последовательности. Одно из простых и веселых упражнений для пальцев — «Садоводы»
Одно из простых и веселых упражнений для пальцев — «Садоводы».
Палец толстый и большой (пальцы сжаты в кулачок, а большой поднят вверх)
В сад за сливами пошел (несколько раз большой палец сгибают, а потом разгибают).
Указательный с порога (разгибают указательный палец)
Указал ему дорогу (несколько раз сгибают и разгибают указательный палец).
Средний палец самый меткий (разгибают средний),
Он сбивает сливы с ветки (сгибательные движения средним пальцем).
Безымянный подбирает (аналогичные движения безымянным),
А мизинчик, господин, в землю косточки бросает (сгибают и разгибают мизинец).
Пальцы сжаты в кулачки
В процессе выполнения такой гимнастики дошкольник не только заучивает стихи (улучшает память), но и развивает фантазию и внимание. Мозг и речевой центр работают активнее
Обратите внимание! Развитие детей происходит в движении, поэтому важно прорабатывать мелкую моторику рук. Она связана не только с речью, но и со зрением, памятью, вниманием. Для ее развития можно использовать не только традиционные упражнения из пальчиковой гимнастики: «Лодочка», «Елка», «Колокольчик», но и другие, в которых происходит движение пальцев (нанизывание бусин, работа с мелкими деталями и пр.)
Для ее развития можно использовать не только традиционные упражнения из пальчиковой гимнастики: «Лодочка», «Елка», «Колокольчик», но и другие, в которых происходит движение пальцев (нанизывание бусин, работа с мелкими деталями и пр.)
Она связана не только с речью, но и со зрением, памятью, вниманием. Для ее развития можно использовать не только традиционные упражнения из пальчиковой гимнастики: «Лодочка», «Елка», «Колокольчик», но и другие, в которых происходит движение пальцев (нанизывание бусин, работа с мелкими деталями и пр.)
Нетрадиционные пальчиковые игры
Для развития речи у детей с ее нарушением используют еще нетрадиционные упражнения, направленные на активизацию мозговой деятельности. Как правило, занятия начинаются с самомассажа, для которого используются подручные материалы:
- карандаши;
- грецкие орехи;
- прищепки и проч.
И только после этого начинаются сами занятия с пальцами. Одно из таких упражнений — «Лыжники».
Пальчики «шагают» в крышках
Для его выполнения потребуются пробки от бутылок, которые надеваются на указательный и средний пальцы обеих рук. При прочтении стихотворения обучающийся переставляет пальцы одной руки, не отрывая их от стола. После прочтения двух строчек движения производятся пальцами другой руки.
Пальцы в крышки мы обули
Быстро мы вперед шагнули.
И идем по переулку
Мы два друга на прогулку.
Пальцы наши балеринки,
Да тяжелые ботинки.
Пальцы наши словно ножки
Только шаркают немножко.
Игры про одежду и одевание
Обновка
Скорей, скорей,
Быстрей, быстрей —
Давно пора сшить Ане
Новое платье.
Бери быстрей иголку —
И мы сошьем обновку! (в начале руки сжаты, затем на каждое слово разгибается по одному пальцу)
Одежда, обувь, головные уборы
Катя варежку надела:
«Ой, куда мой пальчик делся?
Нету пальчика, пропал,
В свой домишко не попал». (сжимать кулачок)
Катя варежку сняла: (все пальцы разжать, кроме большого)
«Посмотрите-ка, нашла! (разогнуть большой палец)
Ищешь, ищешь да найдешь, (сжать пальцы в кулачок, отогнуть большой палец)
Здравствуй, пальчик, как живешь?»
Обувь
1. Раз, два, три, четыре, пять.
Надо обувь сосчитать:
Раз — туфли, (загибать пальцы по очереди)
Два — сапожки,
Три — ботинки,
Четыре — босоножки
И, конечно, тапки — пять.
Ножкам надо отдыхать.
Как у нашей кошки
(загнуть по одному пальчику, начиная с больших на двух руках вместе, считая каждое название обуви)
Как у нашей кошки
На лапках САПОЖКИ.
Как у нашей свинки
На ногах БОТИНКИ.
Как у пса на лапках
Зеленые ТАПКИ.
А козленок маленький
Надевает ВАЛЕНКИ.
А у сына Вовочки —
Новые КРОССОВОЧКИ.
Вот так. Вот так. (похлопать)
Новые кроссовки.
Обувь дружно посчитаем
Потихоньку поиграем.
(хлопать в ладоши и ударять кулачками по столу, затем перечисляя обувь загибать по одному пальцу)
Туфельки и тапочки
Моей любимой мамочки,
Ботинки и сапожки
Нашего Сереженьки,
А маленькие валенки
Малютки нашей Вареньки.
Ботинки
Ах, повсюду мы вдвоем
Неразлучно идем.
(средним и указательным пальцами «пошагать» по столу)
Мы гуляли по лугам,
По речным берегам,
И по лестнице сбегали,
Вдаль по улице шагали,
Залезали под кровать,
(загнуть пальцы по одному)
Чтобы там тихонько спать.
(положить ладони на стол)
Виды пальчиковых упражнений для детей
Для каждого возраста подойдут свои игры с руками и пальчиками.
1. С рождения до года – делаем массаж
Каждый палец связан с определенным органом: большой палец – с головным мозгом, указательный – с желудком, средний – с позвоночником, безымянный – с печенью, мизинец – с сердцем. Поэтому массаж рук в целом положительно влияет на здоровье и помогает развитию речевых центров младенца.
⠀
Ежедневно, в течение 2 – 3 минут, аккуратно поглаживайте, надавливайте и потирайте пальчики ребенка. С 6 месяцев можно добавить массаж с использованием различных предметов: резиновых мячиков, бусов, щеток, камешков и т.п.
⠀
В процессе у младенца развиваются тактильно-сенсорные ощущения, снижается тонус мышц, а ручки готовятся выполнять более сложные движения.
2. 1 – 1,5 года – тренируем кисти рук
Если малыш уже реагирует на несложные просьбы и повторяет за вами движения, попробуйте делать с ним «Птичку» или имитировать мытье рук.
⠀
Соедините средний палец с указательным и положите сверху на большой. Покажите, как воробей или голубь клюет зерна.
⠀
Эти движения отлично снимают напряжение мышц и помогают расслабиться. А переключение между действиями учат подражанию и социализации.
3. 3 – 6 лет – используем статические игры
Можно чередовать «Крышу», «Флажок», «Зайчика», «Лодочку», «Улитку».
Ежедневная практика научит ребенка концентрации, поможет отработать движения и закрепить полученные навыки.
4. 6 – 7 лет – включаем динамические упражнения
Здесь не нужно ничего придумывать. Просто попробуйте «оживить» пальчиковые фигуры из предыдущего пункта, добавив динамики. Например, «заяц» может пошевелить ушами, «улитка» – рожками, а «крыша»– сложиться.
⠀
В процессе тренировки дети учатся сгибать, разгибать пальцы в такт, фокусироваться на точности выполнения.