Пальчиковые игры

Пальчиковые игры для ребёнка до года

Улитка

Одна из рук — «цветочек». Она стоит на столе, опираясь на локоть. Пальцы полусогнуты, растопырены. Ладошка — чашечка цветка. Вторая рука — улитка. Большой, средний и безымянный пальцы соприкасаются кончиками. Указательный и мизинец вытянуты вперёд (рога улитки).
В домике она сидит,
«Улитка» раскачивается из стороны в сторону.
Рожки высунув, молчит.
Ползет вперед по столу.
Вот улиточка ползет
Потихонечку вперёд.
«Улитка» заползает на «цветочек». «Улитка» поочерёдно обхватывает пальцы (лепесточки) второй руки (цветочка).
На цветочек заползет
Лепесточки погрызет.
Рука «улитка» «втягивает рожки» (сворачивается в кулак).
Рожки в голову втянула,
«Цветочек» (вторая рука) закрывается, пряча «улитку в бутоне».
В домик спряталась, заснула.

Пальчиковые игры для малышей до года

Этот пальчик самый толстый

Этот пальчик самый толстый, самый сильный и большой!Этот пальчик для того, чтоб показывать его!Этот пальчик самый длинный и стоит он в середине!Этот пальчик безымянный, он избалованный самый!А мизинчик хоть и мал, зато ловок и удал!

Этот пальчик

(Поочерёдно загибаем пальчики)Этот пальчик — в лес пошёл,Этот пальчик — гриб нашёл,Этот пальчик — занял место,Этот пальчик — ляжет тесно,Этот пальчик — много ел,Оттого и растолстел.

Этот пальчик хочет спать

Этот пальчик хочет спать,Этот пальчик — прыг в кровать,Этот пальчик уж вздремнул,Этот пальчик уж уснул.Этот крепко, крепко спит,И тебе он спать велит.

Этот пальчик

Этот пальчик – дедушка,Этот пальчик – бабушка,Этот пальчик – папочка,Этот пальчик – мамочка,Этот пальчик – я,Вот и вся моя семья.

Способы проведения пальчиковых игр

Здесь не существует правил – они рождаются стихийно и подходят детям разного возраста. Это веселое времяпровождение позволяет еще, и развить речь ребенка, его мелкую моторику. Гармоничное и всестороннее развитие личности нуждается в чередовании таких движений, как расслабление и растяжение, сжатие. Сначала дети учатся складывать различные фигуры при помощи правой руки, а позже — левой. Лишь закрепив полученные навыки, переходят к следующему шагу — использование обеих рук.

Малыш еще не может проговаривать считалочку (стишок). Главное, чтобы он сумел повторить движения, показанные взрослым. Подобные игры учат ребенка справляться со своими пальцами, быстро менять их положение. Результат зависит исключительно от частоты занятий. Чем они чаще, тем виднее окажется полученный результат.

Важно и тесное (теплое) общение с родными людьми. Ведь мама берет кроху на ручки и сажает к себе на колени. Она обнимает его или щекочет, придерживает за ручку или поглаживает, раскачивает и похлопывает

Положительные эмоции обеспечены

Она обнимает его или щекочет, придерживает за ручку или поглаживает, раскачивает и похлопывает. Положительные эмоции обеспечены.

Придумайте что-то яркое и необычное – разукрасьте пальцы или наденьте цветные колпаки. Так, стимулируются творческие способности. Малыш придумал новое движение, подходящее к тексту? Его необходимо похвалить за находчивость.

Привлечь внимание ребенка можно веселой детской музыкой. Песенки не только вызовут у него интерес, но и позволят более эффективно провести игровое время, используя новые упражнения. Стоит предложить годовалому крохе:

Стоит предложить годовалому крохе:

  • поиграть маленькими металлическими шариками, перекатывая их между пальчиками;
  • собрать предметы в тарелочку;
  • сложить пирамидку или рамку-вкладыш.

Такие игры способствуют развитию силы и ловкости.

Ребенок способен произносить уже несколько фраз или слов? Пора вводить игры, увеличивающие его словарный запас и способные улучшить память, развить внимательность.

Более подробно о методах и особенностях развития памяти у малышей, можно узнать здесь: Как развивать память у ребенка в 5 лет: методы и особенности  

После полутора лет можно дать малышу фломастеры, мел или карандаши. Пора знакомиться с усложненными заданиями, цель которых – развить тонкие движения детских пальчиков:

  • разложить предметы по размеру или форме, цвету;
  • перебрать фасоль или крупы;
  • поиграть с водой или песком;
  • снимать или надевать рукавички;
  • нанизать на проволоку макароны-бусины;
  • завязать или развязать шнурок, пояс;
  • застегнуть пуговицы.

Отличительна черта пальчиковых игр – сопровождение всех действий стихами, которые завораживают малыша и легки для запоминания. Ритмичность и постоянный порядок слов – вот что очаровывает его.

Развиваем мелкую моторику

Пальчиковые игры для ребёнка до года: примеры и подсказки

Прежде всего, нужно правильно настроиться на пальчиковые игры для ребёнка до года. Возможно, у ребёнка не всё будет получаться – приготовьтесь ему помогать. И не торопите ребёнка – играйте с его скоростью, чтобы ему было комфортно.

Игра «Дятел»

Дятел дерево долбит: Тук-тук-тук.

(Левая ладонь изображает дерево, правая, собранная в кулак – дятла)

Целый день в лесу стоит: Стук, стук, стук.

(Меняйте «роли» — теперь левая рука стучится в правую).

Игра «Муха»

Вот летела муха

(Правая рука, изображая муху, машет пальцами)

На варенье села

(Правая ладонь «приземляется» на левую)

Вымазала брюхо

(Ладони, соприкасаясь, вращаются друг относительно друга)

Дальше полетела!

(Правая рука «улетает», а левая остаётся на месте).

Игра «Указочка»

Ротик мой умеет кушать

(Палец указывает на губы)

Нос – дышать, а уши – слушать

(Пальчик указывает на носик, а дальше на ушки ребёнка)

Могут глазоньки моргать

(Нужно поморгать глазками)

Ручки – всё хватать, хватать.

(Нужно активно раскрыватьладони и обратно сжимать пальцы в кулаки).

Игра «Улитка»

Тычет рожками улитка

(Правая рука складывается в «козу» — большой палец придерживает безымянный и средний, вто время как мизинец и указательный остаются вытянутыми)

Заперта в саду калитка

(«Коза» упирается в раскрытую ладонь левой руки)

Отвори скорей калитку

(Левая рука поворачивается, пропуская «улитку»)

Пропусти домой улитку!

(Правая рука («улитка») проходит в открытую калитку).

Игра «Засыпалочка»

На подушку головой

(Ребёнок укладывает голову на подушку)

Глажу, глажу лобик свой

(Мама берёт ручку ребёнка и гладит его лобик ею)

Глазки закрываю

(Ладошками ребёнка закрываем ему глазки)

Быстро засыпаю…

(Ребёнок кладёт сложенные ладони себе под щёчку).

Последняя пальчиковая игра для ребёнка до года вполне может стать одним из «засыпательных ритуалов», о которых мы писали в материале «Режим сна ребёнка в 3 месяца».  Можете взять её на вооружение или придумать похожую, личную.

С младенчества приучив ребёнка к пальчиковым играм, вы дадите ему хорошую основу для развития. Но не останавливайтесь на достигнутом — после года занятия нужно продолжать!

https://youtube.com/watch?v=DcpNMrdVjMQ

КАРТОТЕКА СЧИТАЛОК

картинка сайт http://basik.ru

Мы делили апельсин, много нас, а он один.

Эта долька для ежа, эта долька для чижа.

Эта долька для утят, эта долька для котят.

Эта долька для бобра, а для волка кожура!

Он сердит на нас беда! Разбегайтесь кто куда!

Раз у нашего Степана караулил кот сметану.

А когда настал обед, кот сидит-сметаны нет.

Помогите-ка Степану-поищите с ним сметану.

На златом крыльце сидели: царь, царевич, король,

Королевич, сапожник, портной, кто ты будешь такой?

Говори поскорей не задерживай добрых и честных людей.

Чтобы дом построить новый, запасают тес дубовый.

Кирпичи, железу, краску, гвозди, паклю и замазку.

А потом, потом, потом, начинают строить дом.

Катилось яблочко по огороду, и упало яблочко прямо в воду-бульк!

За стеклянными горами стоит Ваня с пирогами.

Здравствуй, Ванечка-дружок, сколько стоит пирожок?

Пирожок-то стоит три, а водить то будешь ты!

Шла коза по мостику и виляла хвостиком.

Зацепила за перила, прямо в речку угодила.

Кто не верит-это он, выходи из круга вон!

Мы по лесенке бежали и ступенечки считали.

Раз, два, три, четыре, умножаем на четыре.

Делим, делим на четыре — получается четыре.

Первинчики, другинчики, летали голубинчики.

По утренней росе, по зеленой полосе.

Там яблоки, орешки, медок, сахарок, поди вон, в уголок!

Летала кукушка мимо сада. Поклевала всю рассаду.

И кричала «Ку-ку-мак, раскрывай один кулак!»

Конь ретивый с длинной гривой, скачет, скачет по полям,

Тут и там, тут и там! Где проскачет он — выходи из круга вон!

Шла кукушка мимо сети, а за нею малы дети.

И кричали «Кук! Мак! Убирай один кулак!»

Сидит белка на тележке, продает она орешки,

Лисичке-сестричке, воробью, синичке. Мишке толстопятому,

Заиньке усатому, кому в платок, кому в зобок, кому в лопаточку»

Гори, гори. ясно, чтобы не погасло. Стой подоле гляди в поле-

Едут там трубачи да едят калачи.

Погляди на небо — звезды горят, журавли кричат, раз, два, не воронь,

Беги, как огонь!

Бомба взрывается игра начинается. В начале игры: раз,два, три,

Огонь пали!

Курочка-протатурочка. Кукушка-рябушка. Сели, горели, за море летели, за морем горка, на горке дубровка. В дубровке царица,

Красная девица, медок, сахарок, поди вон – королек!

Шел баран по крутым горам, вырвал травку. Положил ее на лавку.

Кто ее возьмет – тот и вон пойдет!

Ахи, ахи, ахи, ох, Маша сеяла горох.

Уродился он густой, мы помчались, ты – постой!

Ходит свинка по бору, рвет траву-мураву.

Она рвет и берет и в корзиночки кладет, этот выйдет, вон пойдет!

Эй, Ванюша, посмотри- мы пускаем пузыри: красный, синий, голубой, выбирай себе любой!

Аты-баты шли солдаты, аты-баты на базар.

Аты-баты, что купили, аты-баты самовар.

Белки зайцев угощали, им морковку подавали.

Все орешки сами съели, а тебе водить велели.

Жил в реке один налим, два ерша дружили с ним,

Прилетели к ним три утки по четыре раза в сутки.

И учили их считать-раз, два, три, четыре, пять!

Тили-тили, тили-бом,

Сбил сосну зайчишка лбом.

Жалко мне зайчишку, носит зайка шишку.

Поскорее сбегай в лес,

Сделай заиньке компресс.

Раз, два, три, четыре, пять,

Вышел зайчик погулять.

Что нам делать? Как нам быть?

Нужно заиньку ловить!

Снова будем мы считать: раз, два, три, четыре, пять!

Петушок, петушок, покажи свой кожушок!

Кожушок горит огнем, сколько перышек на нем?

Раз, два, три, четыре, пять, невозможно сосчитать…

Завтра с неба прилетит синий, синий, синий кит.

Если веришь, стой и жди, а не веришь-выходи!

У Литейного моста я поймал в Неве кита,

Спрятал за окошко, съела его кошка.

Помогали два кота-вот и нет теперь кита!

Ты не веришь другу? Выходи из круга!

Раз-два-синева! Три-четыре-солнце в мире!

Пять-шесть-речка есть! Семь-восемь-майки бросим!

Девять-десять-загораем! Целый месяц!

Среди белых голубей скачет шустрый воробей,

Воробушек-пташка, серая рубашка, откликайся, воробей,

Вылетай-ка, не робей!

Катилось яблоко мимо сада. Мимо сада, мимо града!

Кто поднимет, тот и выйдет!

Как пальчиковая гимнастика влияет на развитие ребенка

Гимнастика для пальчиков используется педагогами и родителями во всем мире.

Пальчиковая гимнастика помогает развивать  ребенка в целом. Во время игры развиваются речевые навыки, мелкая моторика, координация, ритмическое мастерство, социальные навыки, речь и слух. Более того, пальчиковые игры очень веселые, нравятся детям 3-4 лет! Это помогает  развивать психическое состояние ребенка, учит радоваться и смеяться.  

 Пальчиковые потешки для ребенка 3-4 лет► КулачокОдин, два, три, четыре, пять,Вышли пальчики гулять,Один, два, три, четыре, пять,В домик спрятались опять.

► ДразнилкаУ меня пропали ручки. Спрятать за спинуГде вы, рученьки мои?Раз, два, три, четыре, пять,Покажитесь мне опять!

► КошкаВот кулак, а вот ладошка.На ладошку села кошка.Вот пошла она, пошла.И в подмышечку пришла.

► ГрибЭтот пальчик в лес пошел,Этот пальчик гриб нашел,Этот пальчик гриб помыл,Этот пальчик гриб сварил,Этот пальчик гриб съел –Оттого и потолстел.

► КолыбельнаяЭтот пальчик хочет спать,Этот пальчик лег в кровать,Этот пальчик чуть вздремнул,Этот пальчик лишь уснул,Этот крепко, крепко спитТихо носиком сопит…

► СемьяЭтот пальчик – дедушка,Этот пальчик – бабушка,Этот пальчик – папочка,Этот пальчик – мамочка,Ну а этот пальчик – я.Вот и вся моя семья!

► ДразнилкаУ меня пропали ручки. Спрятать за спинуГде вы, рученьки мои?Раз, два, три, четыре, пять,Покажитесь мне опять!► КошкаВот кулак, а вот ладошка.На ладошку села кошка.Вот пошла она, пошла.И в подмышечку пришла.

► КолыбельнаяЭтот пальчик хочет спать,Этот пальчик лег в кровать,Этот пальчик чуть вздремнул,Этот пальчик лишь уснул,Этот крепко, крепко спитТихо носиком сопит…► СемьяЭтот пальчик – дедушка,Этот пальчик – бабушка,Этот пальчик – папочка,Этот пальчик – мамочка,Ну а этот пальчик – я.Вот и вся моя семья!

Развитие речи и памяти

Когда дети поют, слушают тексты стишков и выполняют упражнения в ответ, они увеличивают свой словарный запас и развивают навыки слушания и понимания.

Дети повторяют стихи за взрослым и развивают речь и память.  

  • Каждый раз, когда дети изучают песни и стихи, навыки чтения совершенствуются, улучшается разговорная речь, память становится лучше и объемнее.
  • Также ребенок развивает моторные навыки рук, необходимые для письма и рисования.  
  • Развитие чувства ритма

Ритмичное пение с движениями пальцев помогает детям развить хорошее чувство «ритма».

Улучшается самооценка ребенка. Каждый раз, когда ребенок хорошо сделал гимнастику и запомнил стишок, похвалите его! Это же его достижение!

Как правильно проводить упражнения с детьми с ДЦП?

Детский церебральный паралич (ДЦП) – комплексное заболевание нервной системы, которое развивается у детей с рождения или в первые несколько месяцев жизни. Ведущими нарушениями при такой патологии являются двигательные и сенсорные расстройства. При этом часто наблюдаются:

  • нарушение моторных навыков пальцев рук;
  • повышение или ослабление мышечного тонуса;
  • неловкость движений;
  • насильственные неприродные движения.

Такие нарушения провоцируют проблемы с приобретением необходимых навыков для самообслуживания, негативно влияют на речевую активность даже у психически здоровых детей с ДЦП. Поэтому главная задача врачей и родителей – развивать мелкую моторику, как одну из сторон двигательной сферы. При этом очень помогают пальчиковые упражнения. Чтобы они принесли малышу, больному ДЦП, пользу, нужно придерживаться таких правил:

  1. Выполнять гимнастические упражнения каждый день. При этом в день можно проводить 2-3 занятия.
  2. Следить за состоянием ребенка во время упражнений – сменой его позы, мышечным расслаблением, самочувствием.

    Совет!
    Движения через силу лучше не выполнять слишком часто, лучше поддерживать комфортный темп упражнений.

  3. Гимнастику следует постоянно дополнять новыми более сложными упражнениями.
  4. Сопровождать свои действия стишками, скороговорками и ласковыми словами.
  5. Иметь позитивный благожелательный настрой, улыбаться.
  6. Хвалить и поощрять малыша за любое достижение.

Пальчиковые игры для малышей от 6 месяцев

Ладушки, ладушки! (хлопаем в ладоши)
Где были? У бабушки!
Что ели? Кашку!
Что пили? Бражку.
Кашка сладенька,
Брашка молоденька.
Попили, поели,
Кши-кши, полетели! (машем руками)
На головку сели! (прикладываем руки к голове)
Сели, посидели,
И опять улетели! (опять машем руками)

***

Молоточком я стучу, (стучим кулачком по кулачку)
Дом построить я хочу. (руки складываем над головой, изображая «крышу»)
Строю я высокий дом! (поднимаем ручки вверх)
Буду жить я в доме том! (снова складываем руки над головой, изображая «крышу»)

***

На дверях висел замок, (сцепляем пальчики в замок (если не получается, просто кладем кулачок к кулачку) и машем вверх-вниз)
Кто его открыть бы смог?
Мы ломали, мы крутили, (вертим сцепленными в замок ручками)
Били, били (трясем руками, не  расцепляя пальцев)
И открыли! (разводим ручки)

***

Дарики-дарики, (хлопаем в ладоши)
Летели комарики. (складываем пальцы щепоткой)
Вились, вились, (показываем как летят)
В носик вцепились! (мама дотрагивается до носа малыша, вариант – в ручку, в ножку…)

***

Строим, строим, строим дом, (кладем попеременно свою руку и ручку малыша, потом опять свою и малыша)
Кубик к кубику кладем.
Вот дорога, вот гараж, (проводим пальчиками по телу ребенка, прокладывая какой-то «маршрут»)
Вот построен домик наш. (соединяем ладошки над головой, изображая крышу)

***

Ладошки вверх, (руки поднимаем вверх)
Ладошки вниз, (руки опускаем вниз)
А теперь их на бочок
И зажали в кулачок. (сжимаем руки в кулаки)

Пальчиковые игры для детей 2–3 лет

Пальчиковая гимнастика «Овощи — фрукты»

В огороде много гряд, (Сжимают и разжимают пальцы.)Тут и репа, и салат, (Загибают пальцы поочерёдно.)Тут и свёкла, и горох,А картофель разве плох?Наш зелёный огород (Хлопают в ладоши.)Нас прокормит целый год.

Пальчиковая гимнастика «Одежда»

Я надену сапоги, (Показываем на ноги, туловище, голову.)Курточку и шапку.И на руку каждую (Одна рука выпрямленными пальцами вверх, другая – проводит по мизинцу и ребруладони, показывая направление надевания перчаток.)Натяну перчатку. (Смена рук.)

Пальчиковая гимнастика «Обувь»

Обуваем ножки бегать по дорожке. (Двумя пальцами «шагают» по столу.)Повторяй за мной слова: (Сжимают и разжимают пальцы.)Ножка – раз, ножка – два! (Ставят два пальца на стол и поднимают по одному.)В магазине покупают (Сжимают и разжимают пальцы.)И на ножки надеваютПапа, мама, брат и я – (Загибают пальцы на руках.)Любит обувь вся семья. («Шагают» пальцами по столу.)

Пальчиковая гимнастика «Посуда»

Из тарелок, как один, (Ладони вместе перед собой «тарелка».)Суп мы ложками едим. (Вращательные движения рукой с воображаемой ложкой.)Вилкой кушаем котлеты, (Указательный и средний пальцы выпрямлены, большой палецпридерживает безымянный и мизинец – «держим вилку».)Ножик режет нам омлеты. («Режем» прямой ладонью взад-вперёд.)

Пальчиковая гимнастика «Зимние забавы»

Что зимой мы любим делать? (Поочерёдно соединяют большой палец с остальными.)В снежки играть,На лыжах бегать,На коньках по льду кататься,Вниз с горы на санках мчаться.

Зарядка для пальцев

Природа заложила в кисти рук новорожденных большую силу – они могут долго висеть, ухватившись за мамины пальцы или перекладину. Зато ловкость и подвижность пальцев развиваются со временем, и задача родителей – помочь в этом малышу. Время упускать нельзя, иначе руки так и останутся неуклюжими, неспособными к тонкой работе. Любые тренировки дадут результат только в том случае, если занятия начинаются в нужном возрасте. Гибкость спины гимнасток формируется с детства, а если этим видом спорта заняться впервые в 40 лет, кроме травмы позвоночника, вы ничего не получите. Ручки малыша до года хорошо откликаются на тренировки, потом развивать их будет намного сложнее.

Пальчиковая гимнастика направлена на развитие подвижности и координации всех фрагментов кисти. На первых занятиях все движения выполняет мама – она массирует ручки малыша, разминает каждый пальчик. Ласковые прикосновения настолько приятны, что вскоре и сам младенец захочет потрогать одной ручкой другую, наощупь исследовать сложные очертания. Даже во сне работа не прекращается: ребенок задевает ладошкой гладкую простынку, твердую спинку кроватки, а в крошечный мозг поступает информация об окружающем мире.

Ребенок рождается со сжатыми в кулачки ручками. Насильно разгибать пальчики не нужно, подождите примерно 2 месяца – и он сам покажет вам ладошки

С этого момента начинайте осторожно поглаживать кисти. Потом массаж усложняется: мама поочередно сгибает и разгибает каждый пальчик, растирает его по направлению от кончика к ладони. Если ребенок сопротивляется, не применяйте силу, отложите занятия на некоторое время

Если малыш постоянно недоволен вашими действиями, обратитесь к педиатру – он проверит, нет ли каких-нибудь нарушений в строении кистей, и укажет на ваши ошибки. Когда все в норме, массаж грудничку нравится: новорожденный в основном узнает мир наощупь, и мамины прикосновения для него очень важны

Если ребенок сопротивляется, не применяйте силу, отложите занятия на некоторое время. Если малыш постоянно недоволен вашими действиями, обратитесь к педиатру – он проверит, нет ли каких-нибудь нарушений в строении кистей, и укажет на ваши ошибки. Когда все в норме, массаж грудничку нравится: новорожденный в основном узнает мир наощупь, и мамины прикосновения для него очень важны.

Зарядка для рук обязательно должна сопровождаться песенками или стихами. Недостаточно просто комментировать движения: если в словах нет ритма, малышу быстро станет скучно. Грудничок быстрее научится двигать пальчиками в такт рифме, ему будет проще запомнить последовательность действий. Когда младенец научится сидеть, дайте ему кубики и постарайтесь вместе построить домик. Это упражнение развивает координацию, умение брать предметы и ставить их в нужное место.

Пальчиковые игры для детей 5 лет

Лесенка

Ручную лесенку строить просто, но можно ускорять темп, что тренирует произвольность движений и внимание ребенка

Инструкция. Раскрытые руки «смотрят» друг на друга.

Свести большие пальцы так, чтобы на подушечку пальца правой руки положить ноготь пальца левой.

К этому соединению прикоснуться указательным пальцем правой руки и повторить тоже с указательным пальчиком левой. Так кончики всех пальцев по-очереди занимают свое место в лесенке, завершив ее мизинчиком левой руки.

Замок. Как переплести пальцы, чтобы руки сложились в замок, покажет ребенку любой взрослый или старший из детей. А все дальнейшие манипуляции интересно сопровождать стихами:

На двери висит замок.

Кто его открыть бы смог?

Потянули… Покрутили…

Постучали. И открыли!

Очевидно, что потянуть необходимо так, чтобы руки остались сцеплены. Покрутить также нужно кистями, не разнимая пальцев. Затем постучать основаниями ладони, продолжая удерживать пальцы в замке. Эти действия дети любят выполнять в группе, постепенно ускоряя темп при повторах.

Веер. Предложите детям обмахнуться веером. Вот только веером послужат руки.

Инструкция. Поднять руки перед собой с раскрытыми ладонями. Ладони напряжены, а большие пальцы смотрят в стороны. Пальцы на обеих руках, начиная с указательного, сгибаются и тянутся к ладони. Движения выполняются по цепочке, завершая мизинчиками.

После того, как у ребенка отработается навык, покажите другой способ «работы» веера. Теперь начните движение с мизинцев, а последними пусть подтягиваются к ладоням указательные пальцы.

Знаете с чего лучше всего начинать пальчиковые игры?

Пальчиковые игры нужно начинать с разминки. Касается это как малышей, которые только начинают знакомиться с такими играми и деток, которые уже в них играют.

Разминка включает в себя:

  • поглаживание ладошек;
  • поглаживание всех пальчиков;
  • загибание всех пальчиков;
  • лёгкие похлопывания ладошками;
  • соединение всех одинаковых пальчиков (мизинчики левой и правой руки, безымянные пальчики и т.д.).

Все действия при этом желательно проговаривать: «сейчас мы погладим твою ладошку»… А чтобы занятия стали ещё интересней и веселей используйте стишки, которые нужно произносить чётко и выразительно

После того, как разминку сделали, можно переходить к самим играм.

Здесь мама или другой взрослый, сначала показывает позу пальцев и кисти, проговаривает и медленно показывает нужные движения.

Если ребёнок сбивается, помогает ему своими руками. Через какое-то время, ребёнок сможет выполнять нужные действия самостоятельно, ориентируясь на словесные указания.

Начинать гладить ручки и делать лёгкий массаж можно с 3 месяцев.

Подключать простые стишки с 4 месяцев.

Играть в первые простые пальчиковые игры с 6 месяцев.

Не торопитесь, усложняйте игры постепенно и самое главное получайте от процесса удовольствие.

Советы для начинающих:

Если ребёнок смотрит и не повторяет — это тоже хорошо, процесс запоминания все равно идёт.

Начинайте с простого: поглаживания ручек, растирания пальчиков, катания колючих мячиков, палочек/карандашиков, наматывайте на пальчики ленточку/веревочку, сжимайте ладошки в кулачок и разжимайте. Идите от простого к сложному.

Если у ребёнка не получается, помогите своими руками.

Не гонитесь за разнообразием стишков, их цель привлечь внимание. Нашли 2-3 любимый отработайте, потом добавьте ещё 1, затем ещё 1. Можно придумывать свои

Можно придумывать свои.

Польза от пальчиковых игр велика — развивается все, что тренируется. Главное позитивный настрой, немного терпения и все получится

Как у вас с пальчиковыми играми? Любите их?

Занятия с годовалым ребенком

Развитие мелкой моторики уже не ограничивается массажем. В этом возрасте малыши хорошо хватают пальчиками все, что попадется под руку, осваивают пирамидку, начинают держать карандаш.

Пришло время вводить в игру пальчиковые краски, кубики. Но о прибаутках и считалочках забывать пока рано — именно они обеспечивают полноценное развитие моторики, и, как следствие — мышления и речи.

Малыш уже умеет подражать взрослым: сам берет в руки трубку телефона, имитирует деловой разговор, активно стучит по клавиатуре компьютера или ноутбука. Наиболее интересны ему будут импровизированные потешки, инсценировки сказок.

Игры для детей 4–5 лет

Как помочь развить крупную моторику?

Виды пальчиковых игр

Вариантов сценок для развития ловкости манипуляций руками много, но все их условно можно разделить на категории:

  1. Пассивная зарядка. Эти упражнения являются массажем. Такие сеансы рекомендованы для тренировки пальцев верхних конечностей детей самой младшей возрастной группы. Все манипуляции осуществляет взрослый, проговаривая при этом текст, связанный тематически с движениями. Начиная с 3-летнего возраста можно поручить самостоятельное выполнение массирующих движений как подготовку к непосредственной тренировке мышц.
  2. Сгибание и разгибание пальцев. Задания этой группы подходят и малышам, и старшим детям. На этапе ознакомления с зарядкой взрослый может не только демонстрировать правильную технику, но и содействовать движениям ребенка. Но на более поздних этапах рекомендуется самостоятельная работа дошкольников. Воспитатель должен занимать наблюдательную позицию и устно корректировать действия подопечных в случае неточности выполнения упражнения.
  3. Статическая зарядка для пальцев. Суть этих тренировок сводится к изображению посредством кисти руки какого-либо предмета или существа. Задания могут быть продемонстрированы наглядно либо схематически в виде рисунков на карточках.
  4. Динамические движения, инсценировка сюжетов. К этой группе относится и пальчиковый театр.

Перечисленными вариантами занятия для слаженности движений верхних конечностей и пальцев не ограничиваются. Совершенствованию точных манипуляций способствуют такие занятия, как перекатывание объемных тел в ладонях и между пальцами, лепка из пластилина, глины, песка, различные техники рисования, шнуровки, нанизывание и перебирание предметов на нитку.

Эффективны задания, требующие совершения вращательных движений кистью, конструирование, плетение. Такие занятия задействуют все мышцы кисти руки, благотворно воздействуя на координацию и легкость движений.

Откуда пошли пальчиковые игры для детей

Не стоит думать, что пальчиковые игры придуманы недавно. На самом деле их использовали наши предки, не подозревая о том, что сегодня таким играм будут придавать особое значение.

В Японии такие занимательные игры с пальчиками проводятся давным – давно. Детям предлагалось играть с грецкими орехами, перекатывая их с места на место. 

Играли в пальчиковые игры и в Китае, применяя шары. Они были изготовлены из разного материала.

Вовремя раскопок, проходивших в Индии, были найдены куклы, которые надевались на пальцы

Это свидетельствует о том, что уже тогда люди понимали важность игры с пальчиками

И в нашей стране с детками играли, приговаривая потешки и считалки, а малыши показывали все движения пальчиками. Всё это было придумано не просто так. Наши предки интуитивно чувствовали, что это не просто игра и развлечение, а занятие, способствующее развитию.

Пальчиковые игры как общая разминка

Если бы я привела в этой статье тексты и описания известных игр полностью, это было бы некорректно по отношению к их авторам, которых я не знаю. Но игры, придуманные мной (и одобренные Катей Бурмистровой!) я имею право включать куда угодно. Поразмыслив, я решила, что известные игры, несколько модифицированные мной, тоже можно публиковать.

Мои модификации, как правило, привносят в пальчиковые игры элементы разминочной гимнастики для всего тела. Маленькие дети, которым пока трудно сохранять устойчивость при изменении положения тела, этих элементов просто не замечают, дети побольше начинают выполнять.

Сделано это было с эгоистической целью. Дело в том, что в 11 утра, когда обычно начинаются занятия в группах, у меня бывает спад утренней активности. Чтобы его преодолеть, я и придумала такую хитрость: вроде занимаешься пальчиковыми играми, а сама полностью разминаешься. Главное — не халтурить и тянуться от души. Можно повторить некоторые игры дважды – сначала сидя, а потом в хороводе, то есть стоя.

У такого нововведения обнаружилось еще достоинство: раньше я вообще не могла заниматься зарядкой для себя при детях – они непременно подключались, и процесс прекращался. К примеру, я делаю наклоны – они катают машинки через образующуюся арку, я встаю в «Березку» или в «мостик» – они непременно хотят забраться по мне наверх… тоже, конечно, хорошая игра, но незапланированная. А зарядка-игра со словами вызывает у них одно желание: сделать точно так же. К тому же пользу утренней гимнастики для детей, кажется, никто еще не отменял!

Кстати, любая игра, в которой руки должны куда-то тянуться, в стороны, вверх («Доброе утро, ручки», «Летели две птички») может служить хорошей разминкой, если делать эти простые движения осознанно, по-балетному, ощущая позвоночник. Разминкой для ног могут служить некоторые хороводные игры.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Родительские хроники
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: