Ритмическая полька
Дети стоят парами лицом друг к другу в парах или по одному по кругу и поют, выполняя танцевальные движения.
Пусть стоят на месте ножки. («пружинка» с поворотом)
Ля-ля-ля-ля! Ля-ля-ля! («винтик»)
Только хлопают ладошки. («пружинка» с поворотом)
Ля-ля-ля-ля! Ля-ля-ля! («винтик»)
Хлопай, хлопай, хлопай, хлопай!
Хлоп да хлоп перед собой!(Хлопки в ладоши, постепенно поднимая снизу вверх прямые руки)
А теперь скорей похлопай,
Да погромче за спиной! (Хлопки в ладоши за спиной)
А теперь качать руками (Вращать согнутой в локтевом суставе правой рукой, прижав локоть к телу)
Можно целых пять минут. (То же левой рукой.)
Поработаем ногами,
Руки пусть же отдохнут (Ритмично выставлять то одну, то другую ногу вперед на пятку.)
Хлопай, хлопай, хлопай, хлопай!
Хлоп да хлоп перед собой! (Хлопки в ладоши, постепенно поднимая снизу вверх прямые руки)
А теперь скорей прохлопай,
Ритм прохлопай вот такой! (Хлопки в ладоши перед собой.)
С окончанием песенки все затихают и ждут команды от взрослого, который в полной тишине называет имя ребенка, например, Марина, и проигрывает на инструменте или отстукивает ритмический рисунок, который Марина должна повторить. Затем называет имя другого ребенка и дает ему другое задание и так далее 3-4 ребенка выполняют ритмический диктант. Затем ритмическая полька повторяется.
*************************************************************************************************************
Еще немного стишков для веселого и яркого общения с малышом
Игровой массаж
Собака на кухне пироги печет. (глубокое разминание спинки ладонями)
Кот в углу сухари толчет. (постукивание по спинке)
Кошка в окошке платье шьет. (пощипывание)
Курочка в сапожках избушку метет. (поглаживание)
***
Придет киска неспеша
И погладит малыша.
«Мяу-мяу, — скажет киска, —
Наша детка хороша!»
***
Едем-едем на лошадке
По дорожке гладкой-гладкой.
В гости нас звала соседка
Кушать пудинг сладкий.
Мы приехали к обеду,
А соседки дома нету.
Две собачки у порога
Нам сказали очень строго:
Ав-ав-ав,
Гав-гав-гав.
***
Еду-еду
К бабе, к деду
На лошадке
В красной шапке,
По ровной дорожке,
На одной ножке,
В старом лапоточке
По рытвинам, по кочкам,
Все прямо и прямо,
А потом вдруг… в ямку
Бух!
***
Расти, Тая, выше,
До хором, до крыши.
Расти, не бАлуй,
Маму с папой жалуй.
Расти с брус толщины
Да с дом вышины!
***
Много пальчикам хлопот:
То играют в ладушки,
То зачем-то лезут в рот,
Книжки рвут у бабушки…
Переделав все дела,
Тянут скатерть со стола.
Лезут в соль и в компот,
А потом наоборот.
Пальчики дружные
Все такие нужные!
***
Застучали ножки
По ровненькой дорожке,
Застучали много раз –
Будет весело у нас.
Кулачком сильнее бей,
Только ручки не жалей,
Постучим мы кулачком
И покружимся волчком.
***
Шла коза по мостику
И болтала хвостиком,
Зацепилась за перила –
Прямо в речку угодила!
***
Мыши водят хоровод,
На лежанке дремлет кот.
Тише, мыши, не шумите,
Кота Ваську не будите.
Вот проснется Васька-кот,
Разобьет весь хоровод!
***
На лужайке по ромашкам
Жук летел в цветной рубашке.
Жу-жу-жу, жу-жу-жу,
Я с ромашками дружу.
Тихо на ветру качаюсь,
Низко-низко наклоняюсь.
Также обратите внимание на следующие статьи. В них вы также найдете много замечательных стишков, которые помогут интересно общаться с малышом до года и чуть старше
Искренне ваша, Яна Разначенко.
Танец
Танцевально — игровое упражнение проводится под музыкальное сопровождение, которым может быть любая подходящая мелодия, например, мелодия русской народной песни «Как у наших у ворот». Играть можно как индивидуально с одним ребенком, так и с группой детей.
Исходное положение: дети стоят или сидят на стульчиках (на полу) так, чтобы не мешать танцу в центре комнаты. Взрослый подходит к детям, напевая слова на выбранную мелодию, называя в своей песенке имя ребенка, к которому обращается, протягивает ему руки, приглашая на танец. Названный ребенок встает и подает руки.
Я к … (имя ребенка) подойду
И ей (ему) руки протяну,
И ладошки покажу,
И на танец приглашу.
(автор Громова О. Н.)
Далее напевая мелодию на «Ля-ля-ля…», взрослый, держа ребенка за обе руки, отходит спиной назад в центр комнаты, где кружится с ним в паре.
Затем упражнение повторяется, только теперь приглашать детей идут уже двое: взрослый и приглашенный им ранее ребенок. Взрослый и ребенок выбирают для себя пару из сидящих детей; каждый поет, называя имя выбранного им ребенка, выводит его в центр, кружится с ним. Затем упражнение опять повторяется. Теперь приглашать пару идут уже взрослый и 3 ребенка и так далее, пока все дети не будут задействованы в танце.
Когда все дети окажутся в центре комнаты, можно предложить им станцевать какой-либо танец или поиграть в музыкальную игру. Таким образом, это игровое упражнение послужит завязкой к игре.
С помощью этого упражнения можно отрабатывать любое танцевальное движение с детьми: кружение в паре «лодочкой», «ковырялочку», «до за до» и другое. В этом случае первым стоит пригласить ребенка, который хорошо усвоил данное движение.
*************************************************************************************************************
На велосипеде
Дети ложатся на спину и выполняют вращательные движения ногами, имитируя езду на велосипеде, под музыкальное сопровождение. Взрослый поет песенку:
На велосипеде, на велосипеде
Покататься мы хотим.
На велосипеде,
На велосипеде
В лес зеленый поспешим.
Поехали!
Музыкальное сопровождение звучит сначала медленно, затем постепенно ускоряя темп, слово «Поехали!» взрослый выкрикивает уже под быструю часть музыкального сопровождения. Под быструю музыку дети, что есть силы «крутят педали». С окончанием музыки дети останавливаются и, поднявшись из положения лежа на спине, садятся на полу, широко расставив прямые ноги. Взрослый произносит: «Приехали!» Теперь можно поговорить с детьми о том, куда приехали. Например, задать такие вопросы: «Кто живет в лесу?», «Какое сейчас в лесу время года?», «Какие деревья растут в лесу?», «Зачем люди ходят в лес?» и так далее.
*************************************************************************************************************
С игрушкой пищалкой
Для игры понадобится резиновая игрушка-пищалка. Чаще всего они представляют собой резиновые игрушки в форме животных и персонажей сказок. Стоящий или сидящий ребенок держит перед собой игрушку и проговаривает слова:
Тихо (название игрушки, например, заинька) сиди,
Молча на меня гляди.
Одновременно можно выполнять наклоны головы или повороты корпуса, приседания, слегка пружиня колени. Затем, проговаривая следующие две строчки, ребенок энергично нажимает на животик игрушки, извлекая звук.
Попищи, мой милый,
Не жалея силы!
Это игровое упражнение сначала разучите без музыки, а затем проводите и с музыкальным сопровождением. На первую часть подберите спокойную и тихую музыку в размере 3\4 или 4\4, а на вторую – бодрую в музыкальном размере 2\4. Следите, чтобы дети точно в соответствии с музыкальным сопровождением выполняли все движения и заканчивали пищать игрушкой с окончанием бодрой музыки. Если две строчки текста для веселой музыки покажется мало, добавьте еще две строчки:
Пищи сильней,
Чтобы было веселей!
(автор Громова О. Н.)
Затем игра повторяется любое количество раз.
*************************************************************************************************************
Анализ результатов периода адаптации
Анализ результатов адаптационного периода предполагает повторную оценку выделенных критериев специалистами, работавшими с ребенком. В случае возникновения спорных ситуаций на заключительном этапе может подключиться специалист, не работавший сданным ребенком, но обладающий достаточной компетенцией для участия в наблюдении и анализе полученных результатов.
На основании результатов контрольной оценки составляется заключение специалистов об эффективности занятий и о реализации задач адаптационного периода. Это позволяет определить эффективность адаптации, а при необходимости проанализировать причины возникших трудностей, составить рекомендации и определить задачи для следующего этапа коррекционно-развивающих занятий.
Повторный анализ результатов проводится, как правило, через один-два месяца с начала адаптационного периода (конкретный срок повторной оценки результатов определяется командой специалистов с учетом индивидуальных особенностей ребенка (выраженности нарушений, темпа деятельности, режима посещения дошкольного образовательного учреждения и др.). При необходимости специалисты могут провести оценку процесса адаптации раньше, если в состоянии ребенка отмечаются существенные изменения (как положительные, так и негативные).
В результате прохождения адаптационного периода оценивается:
- готовность к систематическому посещению ДОО (включая групповые и индивидуальные занятия);
- контакт со специалистами;
- усвоение основных режимных моментов ДОО;
- ориентировка в помещениях ДОО;
- интерес к совместной деятельности (со специалистом, с другими детьми при поддержке специалиста);
- определение уровня познавательного, речевого, социального и физического развития ребенка.
Результаты прохождения ребенком адаптационного периода, основные задачи и направления работы обсуждаются с его родителями.
Данные, полученные в ходе проведения изучения ребенка, позволяют всем участникам педагогического процесса создать особые условия для успешного прохождения адаптационного периода, реализовать основное содержание работы:
- определение необходимого графика посещения ДОО и режима нагрузок;
- разработку индивидуальной программы коррекционно-развивающего обучения и воспитания;
- включение родителей в обучающий процесс;
- контроль прохождения адаптационного периода.
При этом необходимо учитывать: от того, как организованы первые дни пребывания в ДОО ребенка с РАС, во многом зависит успешность его дальнейшего обучения, в том числе и эффективная социализация.
Источники
- 1. Закрепина А.В., Браткова М.В. Разработка индивидуальной программы обучения и воспитания детей дошкольного возраста с отклонениями в развитии II Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. 2008. № 2.
- 2. Коробейников И.А. Нарушения развития и социальная адаптация. М.: ПЕРСЭ, 2002.
- 3. Морозова Е.И. Психологические подходы к изучению процесса адаптации детей раннего (преддошкольного) возраста // Дефектология. 1997. № 4.
- 4. Никольская О.С., Баенская Е.Р., Либлинг М.М. Аутичный ребенок. Пути помощи. М.: Теревинф, 1997-
О. КАРАНЕВСКАЯ,кандидат педагогических наук, доцент, МГПУ,Институт специального образования и комплексной реабилитации
Караневская О.В. Особенности проведения основного периода адаптации к ДОО ребенка с расстройствами аутистического спектра // Дошкольное воспитание. 2015. № 4. С. 78-82.
Пальчиковая гимнастика в стихах
Этот пальчик – дедушка (разжимаем поочередно пальцы из кулачка,начиная с большого) Этот пальчик –бабушка Этот пальчик – папочка Этот пальчик – мамочка Этот пальчик – я Вот и вся моя семья! (вращаем разжатой ладошкой) |
Раз,два,три, четыре,пять (загибаем пальчики) Мы во двор пошли гулять (указательным и средними пальчиками «идем» по столу) Бабу снежную слепили (катаем ручками «комок») Птичек крошками кормили («кормим птичек «) С горки мы потом катались (ведём указательным пальцем правой руки по ладони левой руки) А ещё в снегу валялись (кладём ладошки на стол то одной стороной, то другой) Все в снегу домой пришли (отряхиваем ладошки) Суп поели («едим суп»), спать легли (ладошки под щечку). |
Рыбка в озере живёт Рыбка в озере плывёт (ладошки соединены и делают плавные движения) Хвостиком ударит вдруг (ладошки разъединить и ударить по коленкам) И услышим мы – плюх, плюх! (ладошки соединить у основания и так похлопать) |
Раз, два, три, четыре, (загибать пальчики) Мы с тобой снежок слепили (лепить, меняя положение ладоней) Круглый, крепкий, очень гладкий. (показывают круг, гладят ладони друг о друга) Раз – подбросим, («подбросить», посмотреть вверх) Два – поймаем. («ловят», приседают) Три – уроним (встают, «роняют») И … сломаем! (топают) |
Утром солнышко встаёт выше, выше, (руки высоко вверх). Ночью солнышко зайдет ниже, ниже. (руки вниз). Хорошо-хорошо солнышку живётся, (делаем ручками фонарики) И нам вместе с солнышком весело живётся (хлопаем в ладоши) |
Я гуляю во дворе (хлопки ладошками по коленкам поочередно каждой рукой) Вижу домик на горе (ритмичные хлопки ладошками) Я по лесенке взберусь (раскрыть перед собой ладони и, касаясь поочередно кончиками пальцев, сложить лесенку, начиная с больших пальцев) И в окошко постучусь. Тук, тук, тук, тук! (поочередно стучать кулачком одной руки в ладошку другой) |
ГостиК Кате гости прибежали, (бежим пальчиками по столу или по полу) Все друг другу руки жали. Здравствуй Жора, (соединяем большой и указательные пальчики) Здравствуй Жанна, (большой и средний) Рад Серёжа, (большой и безымянный) Рад Снежана (большой и мизинец) Не хотите ль пирожок? (ладошки складываем вместе) Может коржик (показываем 2 открытые ладошки) Иль рожок (2 кулачка ставим друг на дружку) Вот драже вам на дорожку (пальчиком тычем в открытую ладошку) Вы берите понемножку (несколько раз сгибаем ладошки в кулачки) Все стряхнули быстро крошки И захлопали в ладошки! |
Как играть с ребенком?
Малыши до года еще не могут повторять движения за взрослым, поэтому в этом возрасте наиболее актуален массаж рук и каждого пальчика в отдельности. Движения желательно сопровождать короткими стихами и потешками, например: «Этот пальчик маленький, этот пальчик слабенький, этот пальчик длинненький, этот пальчик сильненький, этот пальчик – толстячок, ну а вместе – кулачок». Пальчиковые игры с детьми второго года жизни также пассивны. Потихоньку дети учатся повторять простые движения, такие как сжимание пальцев в кулак, хлопки и т.д. Двухлетки уже самостоятельно могут выполнять несложные упражнения. Детям дошкольного возраста можно предложить игры с разнообразными движениями, которые развивают координацию и ловкость. Наиболее популярными среди родителей на данный момент являются пальчиковые игры под музыку Е. Железновой, например: «Червячки», «Паучок», «Часы», «Перчатка» и многие другие. Их текст, движения и музыку без труда можно найти в интернете.
Пальчиковая гимнастика с музыкой
Использование музыки для пальчиковой гимнастики очень полезно. Ребёнок одновременно слушает мелодию, воспринимает речь и выполняет физические действия. Это очень полезно для развития. Одно из правил эффективного обучения строится на подключении как можно большего количества каналов получения информации. Выполняя пальчиковую гимнастику под музыку, малыш тренирует звуковое восприятие одновременно с речевым, при этом происходит развитие мелкой моторики. *Пальчиковая гимнастика в дошкольном возрасте готовит руку к письму и является универсальным средством для развития мелкой моторики.#
Ой, беда
Выполнять движение «пальчики здороваются»: ритмично соединять большой палец правой руки с каждым по очереди – мизинцем, безымянным, средним, и, наконец, с указательным, и опять – с мизинцем и т. д.
Ой, беда, беда, беда:
В речке кончилась вода.
Это из-за Вали –
Валю умывали.
Когда дети научатся выполнять упражнение правой рукой, пусть научатся выполнять его левой рукой, а затем двумя руками одновременно. Музыкальным сопровождением может служить любая простая мелодия, например, «АХ, вы, сени, мои сени». В основу упражнения легли стихи Владимира Орлова.
*************************************************************************************************************
Десять внучат
У нашей у бабушки десять внучат,
Ритмично сжимать и разжимать пальцы рук в кулачки
У нашей у бабушки десять внучат:
Хлопки в ладоши и оставить ладоши соединенными, пальцы рук направлены вверх и слегка разведены, одноименные пальцы обеих рук прижаты друг к другу
Две Акульки в люльке качаются,
Все пальцы прижаты, а мизинцы несколько раз разъединить и соединить, слегка ударяя друг о друга – это «две Акульки»
Две Аленки в пеленках валяются,
Все пальцы прижаты, несколько раз разъединить и соединить только безымянные пальцы обеих рук, ударяя друг о друга – «две Аленки»
Две Аринки на перинках увиваются,
Все пальцы прижаты, несколько раз разъединить и соединить средние пальцы обеих рук, постукивая ими друг о друга – «Две Аринки»
Два Ивана на лавках сидят,
Все одноименные пальцы обеих рук прижаты друг к другу, соединить и разъединить несколько раз указательные пальцы обеих рук, постукивая друг о друга – «два Ивана»
Два Степана учиться хотят.
Все одноименные пальцы обеих рук прижаты друг к другу, несколько раз разъединить и соединить большие пальцы обеих рук, постучав ими друг о друга – «два Степана»
Ля-ля-ля, ля-ля-ля, Ля-ля-ля-ля-ля-ля-ля,
Ритмичные хлопки в ладоши
Десять внуков, а бабушка одна,
Сжимать и разжимать пальцы обеих рук в кулачки
А бабушка одна.
Показать один указательный палец на левой руке – «одна бабушка», все остальные пальцы обеих рук сжаты в кулачки
Пальчиковая гимнастика с музыкальными инструментами
Этот вариант сложнее уже потому, что далеко не во всех семьях имеются музыкальные инструменты. Чаще такие занятия проводятся в развивающих центрах. Идеально подходит пианино. Даже не умея на нем профессионально играть, можно проводить пальчиковую гимнастику, подыгрывая в ритм: один нажим на клавишу – одно слово. Варьируя скорость и выразительность, можно с успехом проводить пальчиковую гимнастику с помощью пианино.
Ещё один хороший инструмент для пальчиковой гимнастики – барабан. Подойдёт даже игрушечный.
Пианист
Понадобится крупное изображение пианино. Будет интереснее и полезнее, если на «клавиши» наклеить фактурные полоски. Это может быть плюш, бархатная бумага, мятая фольга и т. д. Также надо подобрать запись игры на пианино. Условия просты – ребёнку предлагается играть на пианино, когда звучит музыка. При этом нужно показать, как должны быть расположены руки. *Музыку можно неожиданно выключать, тогда ребёнок должен резко остановиться, потом неожиданно включать снова. Она может быть медленной или быстрой. От этого будет зависеть интенсивность «игры» маленького пианиста.#
Барабанщик
Для этой пальчиковой гимнастики нужен либо игрушечный барабан, либо его имитация в виде перевёрнутой кастрюли. Текст гимнастики отстукивается на поверхности кончиками пальцев. Музыку лучше подбирать чёткую и ритмичную.
Выполнение пальчиковой гимнастики под музыку настраивает ребёнка на позитивный лад перед занятием и готовит руку к предстоящей работе. Существуют временные ограничения для таких разминок. *Для детей дошкольного возраста пальчиковая гимнастика не должна превышать 10 минут. Оптимальное время 5–7 минут. За это время ручки будут достаточно размяты, ребёнок же не успеет устать.#
Пальчиковой гимнастикой под музыку можно вносить разнообразие в рутинные занятия. Будет интересно, если подбирать текст по теме занятия. Когда ребёнок учится писать букву А, будет уместно сделать перерыв и пропеть песенку про эту букву. Соответствующие движения рук и пальцев будут сопровождением. Желательно, чтобы текст максимально соответствовал движениям. Например, если речь идёт о зайчике, нужно имитировать, как он прыгает. Если текст будет совсем отвлечённым, малыш может переключиться на один вид деятельности. Он будет либо повторять движения за взрослым, либо слушать песенку
Важно, чтобы движения и слова сочетались
*Музыкальную пальчиковую гимнастику возможно проводить не только на специализированных занятиях в саду. Её легко можно организовать дома, даже не имея специальных навыков. Для этого необходимо лишь заранее подобрать музыку и текст либо воспользоваться готовыми наработками, которые есть в Интернете.#
Справочно:
Материалы подготовлены Федеральным образовательным сервисом «ИнПро» (Лицензия Минобрнауки 22Л01 № 0002491). Готовим детей к школе по всей России в 40+ центрах и онлайн, в том числе в г. Занятия в Вашем городе.
Бесплатная горячая линия: 8 800 250 62 49 (с 6 до 14 по Мск).
- «Вконтакте»:
- «Одноклассники»:
- «Инстаграм»:
- «YouTube»:
Мышкин горох
(сл. и муз. О.Н.Громовой)
Для игры понадобится горох. Насыпьте его на блюдце. Задача ребенка – брать горох по одной горошине пальцами правой (или левой) руки и складывать их в другую руку, набирая целую горсть. Нужно стараться набрать, как можно больше горошин, в горсть и, конечно же, удержать их в горсти.
1 вариант: Сначала поставьте перед ребенком условие: брать горох двумя пальцами – большим и указательным («пинцетный захват»), потом тремя пальцами – большим, указательным и средним («щепотью»).
2 вариант: Можно усложнить задание тем, что брать горошины, используя только: а) большой и средний пальцы; б) большой и безымянный пальцы; в) большой палец и мизинец. То есть, если так можно выразиться, использовать «нетрадиционный пинцетный захват».
3 вариант: Более сложным окажется для ребенка условие: брать горошины, чередуя «нетрадиционный пинцетный захват». Это значит, первую горошину ребенок должен взять большим и указательным пальцами и положить ее в другую руку, вторую горошину – большим и средним пальцами, положить в другую руку, третью горошину – взять большим и безымянным пальцами и так же положить в руку, четвертую – большим пальцем и мизинцем, опять положив ее в горсть, пятую – большим и указательным пальцами, шестую – большим и средним пальцами и так далее.
Движения игры разучивайте одновременно со словами и мелодией песенки:
- Мышка сеяла горох.
Уродился он не плох.
Припев: Крупные горошины –
Раз и два.
Спелые горошины –
Вкусная еда. Да!
- Горох мышка собирала:
Горсть полнее набирала.
Припев тот же.
- Горошин много – их не счесть.
Будет, что зимою есть!
Припев тот же.
Если ребенку удалось справиться со всеми тремя вариантами игры, то усложните ее четвертым вариантом.
4 вариант: Нужно набрать ни одну горсть гороха, а 3 или даже 5 горстей. Для этого наполните мисочку гораздо большим количеством гороха и поставьте другую пустую мисочку рядом. Ребенок должен будет брать горох из наполненной миски, наполняя свою горсть. Как только в руке окажется слишком много горошин, чтобы их можно было удержать, ребенок высыпает горсть гороха в пустую миску, а потом наполняет вторую, третью, четвертую горсти, пока весь горох из первой миски не окажется во второй. При этом песенку тоже будет исполнена ни один раз, поэтому ее можно удлинить, добавив 4-й и 5-й куплеты:
- Закром мышка набивала:
Горсть за горстью высыпала
Припев тот же.
- Будет мышка зимой жить:
Грызть горошек, не тужить.
Припев тот же.
Побеседуйте с ребенком о том, кто делает себе запасы на зиму, и зачем они нужны.
Эту игру можно проводить с несколькими детьми одновременно. Она подойдет и для групповых занятий с детьми в детском саду по теме «Осень» («Урожай», «Животные осенью», «Подготовка к зиме» и так далее).
*************************************************************************************************************
Десять лунатиков
/Игровое упражнение проводится под песенку на стихи Андрея Усачева «Десять лунатиков». Исходное положение: поднять руки прямо перед собой, согнув в локтях. Выпрямить пальцы вверх – это «десять лунатиков». На первую строчку качать ритмично кистями рук вправо-влево. На вторую строку стихотворения поворачивать кисти рук – «лунатики ворочаются». На треть строчку поднять вверх указательный палец правой руки, согнув все остальные в кулак, — «один лунатик». На слово «упал» указательным пальцем указать вниз, как бы показывая, как лунатик упал. На четвертую строку загнуть один из пальцев на одной руке – «осталось девять лунатиков»./
Десять лунатиков жили на Луне. Десять лунатиков ворочались во сне. И вдруг один лунатик упал с Луны во сне ДЕВЯТЬ лунатиков осталось на Луне./Далее песенка и движения повторяются, с той лишь разницей, что один палец на одной руке все время прижат к ладони./Девять лунатиков жили на Луне.Девять лунатиков ворочались во сне. И вдруг один лунатик упал с Луны во сне. ВОСЕМЬ лунатиков осталось на Луне./Осталось восемь лунатиков. Песенка и движения повторяются. Зажаты два пальца. И так далее./ Восемь лунатиков жили на Луне. Восемь лунатиков ворочались во сне… /Считай лунатиков до тех пор, пока:/И вдруг один лунатик упал с Луны во сне! И больше лунатиков не стало на Луне!/Развести руки в стороны./
*************************************************************************************************************
Игры для детей 4–5 лет
Пальчиковая гимнастика «Игрушки» в подготовительной группе
Предлагаем несколько популярных пальчиковых упражнений, которые можно применять на занятиях с дошкольниками, готовящимися к поступлению в школу. Гимнастика в подготовительной группе детского сада должна включать более сложные и разнообразные действия, чтобы подготовка рук к школьному письму была более эффективной.
Любимые игрушки
Мои любимые игрушки: — дети делают три громких хлопка в ладоши;
Котенок, песик и лягушка, — загибают большой, указательный средний пальчики на обеих руках;
Козочка и петушок. — загибают безымянный и мизинец;
У каждого есть голосок. — ударяют одним своим кулаком о другой;
Котенок кушать хочет: «Мяу!». — разгибают большой пальчик;
Песик охраняет: «Гав!». — разгибают указательный;
«Ку-ка-ре-ку!» — крик петушка. — средний;
«Ква!» — говорит лягушка. — безымянный;
«Ме!» — козочка сказала, — разгибают мизинец;
И резво поскакала. — стучат раскрытыми ладонями по твердой горизонтальной поверхности;
Свои игрушки обожаю, — хлопают себя по бедрам;
На машинке покатаю. — делают движения руками, будто управляются автомобильным рулем;
Посажу котенка, — «Мяу!», — сгибают большой палец на обеих руках;
А за ним собачку, — «Гав!», — сгибают указательный;
Не забуду петушка, — средний;
Сядет и лягушка. — безымянный;
А козочка мне «Ме!» сказала, — сгибают мизинцы;
И с машинки убежала. — делают бегущие движения указательным и средним пальчиками по столешнице.
Мои игрушки
Посмотри мои игрушки: — воспитанники потирают одну ладонь о другую;
Вот новогодние хлопушки, — поднимают руки с растопыренными пальцами вертикально над головой, затем разводят в стороны;
Это зайчик-попрыгайка, — прикладывают раскрытые и устремленные вверх руки к макушке головы, изображая длинные заячьи уши;
И лохматый песик-лайка. — изображают рукой собачью морду, пальцы раскрытой руки прижимают друг к другу, указательный палец сгибают, а большой оставляют вверх, затем двигают мизинцем, имитируя раскрывающуюся пасть животного;
Вот машинка заводная, — складывают руки в кулак, выставляют указательные пальцы, вращают ими в одну сторону, имитируя движение автомобильных колес;
И книжка-азбука большая. — складывают ладони, затем медленно раскрывают их;
Я жадиной быть не хочу,
Друзьям игрушки предложу. — показывают знак «класс».
Прогулка
Описание дается для правой руки.
Зреют абрикосы,
Поспевают персики.
«Шагать» указательным и средним пальцами, как ножками, по столу от ближнего края стола к дальнему. На слово «персики» двумя пальцами (указательным и средним одновременно) постучать три раза по столу – «попрыгать на месте».
Осы да стрекозы
Распевают песенки.
«Шагать» двумя пальцами – указательным и средним — назад так, чтобы вернуться на исходное место. На слово «песенки» три раза «попрыгать» двумя пальцами на месте у ближнего края стола.
Мы идем своей дорогой
Ни к кому не пристаем,
Двигаться вправо по краю стола «приставными шагами» указательным и средним пальцами: шагнуть в сторону средним пальцем, приставить к нему указательный, опять шагнуть средним и опять приставить к нему указательный и т.д.
Чтобы нас никто не трогал,
Чтобы нас никто не трогал,
Такими же «приставными шагами» вернуться в исходное положение : шагнуть указательным пальцем влево, приставить к нему средний палец, затем опять шагнуть указательным пальцем влево и опять приставить к указательному пальцу средний и т.д.
Даже муха с комаром.
Обе руки, слегка приподнять и спокойно положить ладонями на стол.
Когда упражнение освоено одной рукой, можно научиться выполнять его другой рукой, а затем двумя руками одновременно. Если ребенку трудно «шагать» двумя пальцами назад, то можно сначала выполнять «прыжки» двумя пальцами, продвигаясь назад, а потом все-таки освоить нужное движение. Для усложнения упражнения добавьте 2-й куплет песенки. Усложните движения на припев: вместо приставных шагов выполняйте шаги накрест. Шагнуть средним пальцем вправо, а указательный поставить не рядом с ним, а перед средним, вывернув кисть руки; опять шагнуть вправо средним пальцем, а указательный поставить перед средним и т.д. При возвращении назад шаг делает указательный палец, а средний его «перегоняет»./
2 куплет:
Солнце над полями
над лугами светится.
Даже со шмелями
Мы могли бы встретиться.
Припев: Мы идем своей дорогой
Ни к кому не пристаем,
Чтобы нас никто не трогал,
Чтобы нас никто не трогал,
Даже муха с комаром.
*************************************************************************************************************
Пальчиковая гимнастика «Игрушки» в средней группе
Предлагаем несколько пальчиковых упражнений, подходящих для дошкольников 3–4-летнего возраста.
Зверюшки
Как собрались на опушке
Зайчик — плюшевые ушки, — дети прикладывают раскрытые руки с направленными вверх пальцами к макушке головы, имитируя заячьи уши;
Лиса — рыжая плутовка,
Рядом примостилась ловко, — размахивают расслабленными кистями рук в разные стороны;
Ежик — вся в колючках спинка — сцепляют руки «замком»;
Прибежал к ним по тропинке. — делают бегущие движения средним и указательным пальчиками по горизонтальной поверхности;
Вот мои игрушки,
Любимые зверюшки. — произвольно шевелят пальчиками раскрытых рук.
Ксюшины куклы
Ксюша кукол выносила,
На скамейку посадила. — воспитанники хлопают в ладоши;
Во дворе они сидят.
Назови-ка кукол в ряд: — стучат одним кулачком о другой;
Вот красавица Мальвина, — загибают большие пальчики обеих рук;
Вот забавный Чиполлино, — указательные;
Вот прекрасная принцесса, — средние;
Вот волшебница из леса, — безымянные;
Есть еще Незнайка. — загибают мизинцы;
Всех кукол посчитай-ка. — хлопают в ладоши.
Я играю
Я играю, я играю, — дошколята выставляют руки вперед, несколько раз быстро сжимают и разжимают пальцы;
Я игрушки обожаю.
Другу мяч бросаю, — взмахивают руками, словно бросают вперед невидимый мячик;
Машинку по полу катаю, — двигают раскрытыми руками вправо-влево, держа ладони в горизонтальной плоскости;
Запускаю я юлу, — делают расслабленными и опущенными кистями круговые движения;
Из кубиков дом соберу. — поочередно кладут одну раскрытую ладонь на другую.
Музыка в занятиях с детьми
В раннем возрасте детям очень нравится ритм. Именно поэтому малыши так любят , которые читает им мама. Чем чётче и ритмичнее читается текст, тем лучше он воспринимается. Музыка тоже состоит из ритма. В ней повторяются определённые звуковые сочетания. Когда человек слушает музыку, в его мозге происходят сложнейшие процессы звукового восприятия. Учёными доказано, что прослушивание музыки позитивно сказывается на развитии детей. В момент прослушивая музыки возникают новые нейронные связи, а также она благотворно влияет на эмоциональное состояние малыша.
*Перинатальные психологи советуют беременным женщинам слушать классическую музыку.#
На практике классическая музыка нечасто используется в занятиях с детьми. Педагоги чаще подбирают простые ритмичные мелодии. Всё-таки классическая музыка сложна, даже не все взрослые могут её воспринимать должным образом. используют для музыкального сопровождения многих видов работы. Дети с воодушевлением выполняют задания и с удовольствием двигаются. Помимо этого, ритм позволяет более точно запоминать и выполнять упражнения. У ребёнка формируется связь между определённой мелодией и действием.
Значение пальчиковой гимнастики
Современные родители наслышаны о необходимости развивать мелкую моторику рук ребёнка. Это действительно важный момент в развитии. Мелкая моторика тесно связана с . Дело в том, что зона мозга, отвечающая за мелкие движения, находится рядом с речевой зоной. Когда активно развивается одна зона, за ней «подтягивается» соседняя. Поскольку в онтогенезе двигательная система развивается гораздо быстрее речевой, в первую очередь стоит задача развивать именно её.
*Многие родители так увлечены развитием мелкой моторики, что забывают о крупной. Это прыжки, бег, ползание и другие физические активности, которые свойственны детям. Поэтому домашние занятия по формированию мелкой моторики будут эффективнее, если ребёнок много двигается и играет на улице. Развивая у малыша лишь мелкую моторику, родители рискуют не только получить посредственные результаты в занятиях, но и ослабить здоровье ребёнка.#
можно проводить с детьми любого возраста. До года взрослый сам управляет пальцами малыша, сопровождая действия . После года некоторые дети уже могут пытаться повторять движения взрослого. До 3–4 лет пальчиковая гимнастика воспринимается ребёнком как самостоятельная игра. Когда дошкольник приступает к письменным заданиям (обводка, штриховка, ), пальчиковая гимнастика является обязательным компонентом перед занятиями. Она позволяет подготовить руку к предстоящей кропотливой работе. Кровь приливает к кончикам пальцев, улучшается питание мышц, и письменная работа выполняется эффективнее.
Лошадка
Дети стоят в кругу и передают по кругу друг другу из рук в руки лошадку на палочке, напевая на мотив «Ой вставала я ранешенько», слова:
Но, лошадка! Но, лошадка! Но! Но! Но!
Ты скачи, моя, лошадушка, легко.
Лошадка, лошадка моя!
То еду шагом, то галопом скачу я!
Ты, лошадушка, лошадка, поскачи!
Едут, едут на лошадке малыши.
Лошадка, лошадка моя!
То еду шагом, то галопом скачу я!
(автор Громова О. Н.)
С окончанием песенки у одного ребенка останется в руках лошадка, на которую он садится верхом и едет по кругу в соответствии с музыкальным сопровождением. Если музыка звучит медленно, то ребенок идет шагом, если быстро – то скачет прямым галопом по кругу. С окончанием музыки ребенок опять встает в общий круг, игра повторяется.
*************************************************************************************************************