Так ли полезна песочная терапия для детей, как о ней рассказывают?

Что происходит во время сеанса?

Для сеанса можно использовать любой песок, главное, чтобы он был чистым. В качестве песочницы обычно берут деревянный короб или поднос. Он должен быть выкрашен в голубой цвет – это позволяет имитировать небо и воду. Как правило, размеры короба составляют: 50 см в ширину, 70 см в длину, высота бортиков – 8 см. Помимо песка и песочницы, во время сеанса используются:

  • вода – из влажного песка легче выполнять объемные фигуры, также она нужна, чтобы создавать моря, реки, дождь;
  • природные материалы — камешки, веточки, ракушки, желуди, растения и т. д.;
  • миниатюрные фигурки, изображающие людей, животных, птиц, растения, предметы;
  • пуговицы, кусочки материи, цепочки, стеклянные шарики и т. д.

Создавая из этих вещей, песка и воды какую-либо композицию, человек переносит на них внутреннее волнение. Например, какая-то фигурка олицетворяет его самого, и с ее помощью он проживает различные ситуации, проигрывает возможные сценарии развития событий.

Психотерапевт внимательно наблюдает за процессом. То, какие фигурки были выбраны, порядок их появления на сцене, взаимное расположение, детали места действия и многие другие нюансы складываются в объемную картину, отражающую состояние психики человека.

Впоследствии психотерапевт подготавливает к каждому сеансу список специальных заданий, направленных на снятие внутренних зажимов и негативных эмоций. Для того чтобы достичь желаемого терапевтического эффекта, их нужно выполнять в определенном порядке.

Песочная терапия в педагогической практике

Местом знакомства дошкольников с песочной терапией часто является детский сад, где с ними занимается воспитатель.

Программа занятия включает три основных этапа.

Знакомство. Ребенку (детям) отводится время на то, чтобы как следует познакомиться с самой песочницей и игрушками, которые могут участвовать в игре
Педагог обращает внимание ребенка на ассортимент фигурок, объясняет, к какой категории относится та или иная группа предметов, отвечает на вопросы.

Создание модели. Это основной этап, на котором играющему предлагается составить какую-либо сюжетную линию и изобразить ее с помощью арсенала подручных средств: фигурок, предметов, самого песка
Ребенку предоставляется полная свобода действий, в которые педагог не вмешивается. На протяжении всего процесса он внимательно наблюдает за действиями ребенка, отмечает его реакции и поведение.

Подведение итогов. Заключительный этап, на котором педагог с искренним интересом рассматривает законченную композицию, слушает объяснения ребенка о том, что, как и почему он расположил на песке, выделяет для себя важную информацию об эмоциональном состоянии маленького художника. При этом взрослому ни в коем случае нельзя в присутствии ребенка самовольно переставлять или изымать фигурки из картины, менять что-то в композиции

Следует также соблюдать осторожность, высказывая свое мнение о постройке.

Такие занятия часто проводятся с группами из нескольких детей с образовательной целью, для совершенствования их навыков общения, для общего развития.

Можно ли заниматься песочной терапией дома?

Да, конечно, можно, ведь песочная терапия не требует использования каких-либо специальных инструментов. Простейшие упражнения вы можете выполнять и дома.

  • Положите руки на песок, поводите по нему сначала одной стороной ладоней, потом – другой. Прочувствуйте, какой он – теплый или холодный, сухой или влажный.
  • Нарисуйте пальцами на песке волнистые линии, украсьте их ракушками, представьте себе шум моря.
  • Возьмите горсть песка, сожмите кулаки, а потом медленно высыпьте песок обратно в короб.
  • Закапывайте по очереди руки в песок, насыпая его сначала на один палец, потом на другой и так далее.
  • Проигрывайте в песочнице сложные жизненные ситуации, практика показывает, так рациональное решение придет к вам быстрее.
  • Используйте песочницу в качестве инструмента для снятия стресса и усталости.

И все же руководить песочной терапией должен опытный психотерапевт. Только он сможет точно расшифровать созданную вами композицию и дать верный ключ для понимания своего внутреннего мира, восприятия реальности и решения жизненных проблем.

Проблемы, которые помогает решать песочная терапия

Методику рекомендуют стеснительным, агрессивным, беспокойным детям, тем, кто пережил насилие, психологическую травму (развод родителей, смерть родственника), проходит адаптацию к новым условиям жизни. Занятия также помогают деткам, которые страдают расстройствами психики, находятся в депрессии, имеют проблемы с заниженной самооценкой.

Песочная терапия для детей: показания

  • Синдром дефицита внимания, гиперактивность;
  • Тяжелая адаптация – переезд, поход в детсад, перевод в новую школу;
  • Неразвитая речь;
  • Задержка развития;
  •  Нарушения в поведении;
  • Дефицит общения;
  • Нарушения режима сна, кошмары.

Взрослым терапия помогает разобраться в себе, пережить травматический опыт, уменьшить стресс и агрессию, найти выход из сложной жизненной ситуации. Человек начинает корректировать свое поведение, что положительно сказывается на личной жизни, отношениях в коллективе, коммуникации с окружающими людьми.

Песочная терапия для взрослых: показания

  • Психологические травмы (развод, смерть близкого);
  • Высокий уровень агрессии;
  • Тревожность, страхи;
  • Застенчивость, неуверенность в своих силах;
  • Сложности в общении;
  • Низкая самооценка.

На заметку: пескотерапия может быть индивидуальной, для пары, группы, семьи. Работа может проходить в игровой форме, в формате консультирования, диагностики и психологической коррекции.

Песочные часы

В кабинете психоаналитика в основном используется кварцевый песок: он однородный, очень красивый, мягкий и нежный на ощупь. Песок помещен в два специальных лотка — песочницы — стандартного размера. Дно и борта песочниц всегда выкрашены в голубой цвет, который имитирует воду и небо. Кстати, в работе может использоваться и настоящая вода: с ее помощью песку придают различные формы. Помимо лотков с песком у специалиста всегда есть большая коллекция фигурок: людей и животных, предметов быт, транспорта, мифологических персонажей и сказочных существ. Игрушки должны быть разными по материалу, фактуре, цвету!

И вот в такой особой атмосфере психотерапевт приглашает ребенка попробовать построить свой мир, выступить создателем и режиссером собственной реальности. Считается, что игру с песком нельзя интерпретировать вслух, и психоаналитик в процессе работы скорее играет роль внимательного зрителя.

Свежие записи

  • Особенности психологии как науки и ее задачи
  • Общее понятие об интеллекте
  • Общая характеристика мотивационной сферы человека
  • Диагностика избирательности внимания
  • Конфликты как борьба животных за жизненные ресурсы
  • Предмет и метод педагогической конфликтологии
  • Социальная экология – наука и учебный предмет в профессиональной подготовке специалистов социальной работы
  • Анализ конкретных случаев терапии
  • Развитие отечественной психологии в 19 в
  • Основные принципы и методы управленческой психологии 2
  • Совладание с трудными жизненными ситуациями
  • Методические указания для проведения практических занятий по разделам 1–3 дисциплины «Психология»
  • по курсу «Психология» 2
  • Психиатрия — Билеты с ответами
  • Психология профессионализма. 2011/12

Плюсы и минусы песочной терапии

Как и любой психотерапевтический подход, песочная терапия сочетает в себе как плюсы, так и минусы или ограничения. Поэтому, одни люди с её помощью могут добиться наилучших результатов, в то время как другие могут почувствовать себя комфортнее с иными подходами.

Плюсы песочной терапии часто связаны с уникальными особенностями методики, такими как использование визуальных и тактильных средств выражения, которые обогащают процесс самопознания и интроспекции. Эта методика открывает новые горизонты понимания для клиентов, которым трудно даются обычные вербальные формы психотерапии.

С другой стороны, минусы могут возникать из-за специфического характера метода, который не всегда подходит для всех клиентов или всех видов проблем. Некоторые люди могут чувствовать себя не в своей тарелке или перегруженными, используя тактильные или визуальные методы.

Преимущества

  1. Невербальное самовыражение. Песочная терапия предоставляет возможность выражать свои чувства и мысли без необходимости подыскивать подходящие слова, что особенно ценно для тех, кто испытывает трудности с вербализацией своих эмоций.
  2. Творческий процесс. Работа с песком позволяет пациентам участвовать в творческом процессе, что стимулирует чувство созидания и поднимает самооценку.
  3. Обработка травм. Создание сцен из песка в безопасной обстановке помогает клиентам обрабатывать травматические воспоминания.
  4. Разработка навыков решения проблем. Пациенты могут использовать песок и миниатюрные фигурки для моделирования реальных проблемных ситуаций, а затем искать способы решения возникающих проблем.
  5. Улучшение самопонимания. При работе с песком пациенты часто проявляют те грани своего внутреннего мира, которых они могли бы не увидеть в традиционной вербальной терапии.

Песочная терапия предлагает уникальную комбинацию творческого и терапевтического процесса, которая способствует глубокому пониманию и лечению широкого спектра психологических проблем и состояний. И хотя этот метод некоторым не подходит, для многих он оказывается исключительно полезным инструментом на пути к исцелению и личностному росту.

Недостатки

У песочной терапии также есть свои минусы, ограничения и предостережения, которые следует учитывать, чтобы обеспечить безопасность и эффективность применения этой методики.

  • Не для всех. Хотя многие пациенты находят песочную терапию весьма полезной, некоторым бывает некомфортно работать с песком или они не видят в этом смысла для себя.
  • Травматические воспоминания. Работа с песком может неожиданно вызвать травматические воспоминания или интенсивные эмоциональные реакции. Поэтому необходима готовность терапевта к таким моментам.
  • Неверная интерпретация. Существует риск, что терапевт может ошибочно интерпретировать созданные пациентом образы, что способно привести к недоразумениям или даже к дополнительным психологическим травмам.
  • Профессиональная подготовка. Не у всех специалистов в области психотерапии есть необходимая подготовка и опыт для проведения песочной терапии. Применение методики без соответствующей подготовки может быть небезопасным.
  • Ограниченность метода. Песочная терапия не эффективна для всех видов психологических проблем или всех клинических ситуаций. В некоторых случаях другие подходы являются более подходящими.
  • Физические ограничения. Для пациентов с определенными физическими ограничениями или аллергией, взаимодействие с песком вызывает дискомфорт или попросту невозможно.

Предпосылки к появлению

История создания песочной терапии как отдельного метода начинается с работы швейцарского психиатра Карла Густава Юнга. В начале 20-го века Юнг изучал мифы и сон, и интересовался продуктивной фантазией, которая проявлялась в них. Он задумался о возможности использования материалов, которые позволили бы пациентам выражать свои внутренние миры. Далее эта идея была развита благодаря работам Шандора Ференцаи. Он изучал детскую игровую активность, особенно придерживаясь принципов свободной ассоциации Зигмунда Фрейда. Благодаря своим наблюдениям он предложил новый подход к работе с клиентами — через игру с песком.
Идея метода витала в воздухе. Так известный писатель-фантаст Герберт Уэллс в своей книге «Игры на полу» (1911 год) описывал процесс игры своих сыновей, в которой они, играя на полу маленькими фигурками, находили выражение своим внутренним процессам и тем самым облегчали свои трудности в отношениях с членами семьи и друг с другом.

«Почему именно песок?»

Этот вопрос часто задают психотерапевтам. Действительно, выражать свои переживания можно и через другие виды творчества – лепку из пластилина или глины, рисование, музыку и так далее. Тем не менее, более века специалисты отдают предпочтение именно песку. Давайте вместе разберемся почему.

  • Он дает возможность быстро создать много различных форм, как угодно их изменить и моментально разрушить без угрызений совести, поэтому человек ощущает себя всемогущим творцом, полноправным хозяином песочного мира.
  • Для того чтобы работать с песком, необязательно обладать талантом или специальным умением. Не нужны никакие инструменты. С этим материалом справится и малыш. У человека нет страха провала, негативной оценки окружающих.
  • В то же время для того, чтобы создать из песка что-то интересное, необходимо проявить терпение и усердие.
  • Он забирает негативные эмоции, во время работы с ним, человек успокаивается, смотрит на мир более позитивно.

Песок состоит из миллионов песчинок, которые раздражают нервные окончания на пальцах и ладонях, таким образом, происходит стимуляция центра речи, также это положительно влияет на пространственное мышление, память, воображение, внимание, работу внутренних органов

Что это такое и зачем?

Если простыми словами, то пескотерапия – это классические забавы в песочнице. В свободной форме, без правил и рекомендаций. Делайте с песком, что хотите – лепите из него куличики, рисуйте на нем фигурки, стройте города, сыпьте в ладони. Во время таких развлечений вы просто переносите свой жизненный опыт и ощущения на песок, а психолог исследует созданный вами арт-объект.

Вроде простая детская забава, но исследования показывают, что песочная терапия помогает решать широкий спектр психологических проблем:

  • улучшает настроение и общее душевное состояние;
  • уменьшает возбуждение;
  • убирает невротическое расстройство;
  • снижает уровень тревоги, стресса.

Играя с песочком, человек глубоко расслабляется, снимает защиту с психики, дает волю подсознанию. В результате он начинает понимать, что его в действительности волнует.

Популярность песочной терапии среди практикующих психологов растет. Благотворное влияние на психику человека мотивирует специалистов глубоко исследовать данное направление и применять его в практике.

Песочная терапия помогает трудным детям

Эффективность терапии песком подтверждена результатами более 40 научных исследований, которые проводились в разных странах мира.

Сценарий сеанса

После легкой беседы и обозначения запроса клиент получает ящик с песком и комплект фигурок для песочного творчества. Психолог просит создать композицию, которая отражает текущее состояние человека, проблему, которая его беспокоит. При этом он занимает пассивную позицию, а клиент получает полную свободу действий и может создавать все, что хочется.

Далее начинается обсуждение композиции: Что конкретно она означает? Почему автор использовал именно эти фигурки? Какие образы он видит и почему? Специалист может попросить внести некоторые изменения в созданную арт-композицию, чтобы человек взглянул на ситуацию под новым углом, пересмотрел свое отношение к проблеме, перешел к ее решению.

История возникновения и суть метода

О песке как о материале, возвращающем взрослого человека к «архетипу ребенка», говорил еще Карл Густав Юнг, швейцарский ученый-психолог первой половины XX века, а английский врач Маргарет Ловенфельд первой начала использовать подносы с песком и маленькие фигурки в работе с детьми. Автором полноценной методики считается последовательница Юнга и ученица Ловенфельд Дора Калфф, благодаря которой метод песочной терапии обрел окончательную форму.

Фактически это один из видов арт-терапии, который отличается от остальных простотой манипуляций, недолговечностью создаваемых форм, возможностью корректировать их безо всяких ограничений. Особых навыков или умений при работе с этим материалом не требуется, а в создании композиций помогают готовые фигурки людей и животных, природные материалы. Основная задача песочной терапии для детей, с одной стороны, заключается в том, чтобы помочь взрослому (педагогу или психологу) выявить и помочь разрешить проблемы, которые могут скрываться глубоко в детской душе, а с другой — способствовать психоэмоциональному развитию ребенка.

Занятие по песочной терапии, игры

Когда и как помогает песочная терапия?

Прежде всего, следует понимать, что игра с песком не переделывает человека, а скорее помогает ему освободиться от переживаний, отрицательных эмоций и принять самого себя. Занятия назначают в составе комплексной психологической помощи ребенку и взрослому. Например, песочная терапия эффективна в следующих случаях:

  • сильные страхи и повышенная тревожность;
  • нервные тики и неврозы;
  • неадекватное поведение в различных ситуациях;
  • низкая самооценка, неуверенность в себе;
  • депрессия, мысли о суициде;
  • недавно перенесенное сильное эмоциональное потрясение;
  • психологическая травма, насилие;
  • сложные отношения с окружающими – родными, друзьями, коллегами, учителями, сверстниками и т. д.

Доказано: после курса сеансов песочной терапии человек (неважно, ребенок или взрослый) начинает видеть ранее скрытые от его восприятия пути к разрешению конфликтов, становится более спокойным, уравновешенным и уверенным в себе, он начинает воспринимать окружающий мир в более позитивном ключе, нежели раньше. Освобождение от негативного пережитого опыта происходит на подсознательном уровне и само по себе, то есть без применения сильнодействующих медикаментов.
Различные элементы, применяемые во время сеанса, позволяют психотерапевту оценить состояние разных психических уровней, в частности, получить доступ к довербальным уровням психики, то есть к тем, которые сформировались в раннем детстве до появления речи

Освобождение от негативного пережитого опыта происходит на подсознательном уровне и само по себе, то есть без применения сильнодействующих медикаментов.
Различные элементы, применяемые во время сеанса, позволяют психотерапевту оценить состояние разных психических уровней, в частности, получить доступ к довербальным уровням психики, то есть к тем, которые сформировались в раннем детстве до появления речи.

Сравнение песочной терапии с другими формами арт-терапии

Песочная терапия и другие виды арт-терапии обладают схожими целями, такими как помощь клиентам в выражении своих чувств, разработке инсайтов и обработке травм. Однако, у каждого подхода есть свои уникальные особенности и методы. Давайте рассмотрим, чем песочная терапия отличается от других видов арт-терапии:

Материал
В песочной терапии основным материалом является песок

Клиенты работают с песком, формируя его и добавляя различные фигурки, чтобы создать сцены или ландшафты.
Другие виды арт-терапии, такие как живопись или скульптура, используют разные материалы, такие как краски, глина или другие художественные средства.

Самовыражение
Песочная терапия часто фокусируется на неосознанных процессах и может быть полезной для выявления скрытых чувств или травм.
Другие виды арт-терапии также могут делать это, но они предоставляют другие способы самовыражения, такие как рисование или создание музыки.

Коммуникация между клиентом и психотерапевтом
В песочной терапии взаимодействие между терапевтом и клиентом особенно важно, поскольку терапевт интерпретирует сцены, созданные клиентом, и задаёт вопросы для глубокого понимания.
В других формах арт-терапии диалог сосредоточен на конкретных произведениях искусства или процессе их создания.

Методика
Песочная терапия часто использует комбинацию свободного создания и структурированных упражнений.
Другие виды арт-терапии предлагают более конкретные инструкции или методики, в зависимости от используемого материала и целей сеанса.

Подходы к интерпретации
Песочная терапия предоставляет уникальные метафоры и символы, основанные на элементах природы и фигурках.
В других виды арт-терапии интерпретация может основываться на цветах, формах или других элементах конкретного искусства.. Хотя все виды арт-терапии предоставляют терапевтическое пространство для самовыражения и личностного роста, у песочной терапии есть свои уникальные характеристики, делающие ее особенно полезной для определенных групп людей или проблем

Хотя все виды арт-терапии предоставляют терапевтическое пространство для самовыражения и личностного роста, у песочной терапии есть свои уникальные характеристики, делающие ее особенно полезной для определенных групп людей или проблем.

В чем уникальность и особенность метода?

Средство самовыражения. Использование песка как средства для творчества и самовыражения пробуждает первобытные ассоциации, связанные с природой и землёй, что может глубоко резонировать с внутренними переживаниями человека.

Безопасная среда. Создание сцен в песке предоставляет безопасную и контролируемую среду для проявления и обработки глубоко укоренившихся эмоций и травм.

Невербальное выражение. Песочная терапия позволяет клиентам выразить чувства и эмоции, которые трудно передать словами.

Доступ к бессознательному. Работа с песком облегчает доступ к бессознательным аспектам психики, выявляя глубокие чувства, желания и конфликты.

Процесс, а не результат

В песочной терапии внимание уделяется процессу создания, а не конечному результату. Это позволяет клиентам фокусироваться на своем внутреннем опыте без какого-либо давления.

Гибкость

Песочную терапию можно адаптировать для людей разных возрастов и с различными психологическими проблемами, от детей до стариков.

Работа с  символами. Использование миниатюрных фигурок и символов в песочных композициях позволяет клиентам представлять и интерпретировать сложные концепции и чувства.

Правила игры

Для того чтобы ребенок смог эффективно выразить свое эмоциональное состояние, «перенести» его изнутри во вне, нужны некие образы и символы. Сюжеты, выстраиваемые малышом в песочнице, как раз ими и являются. Играя с песком, ребенок приобретает опыт — пусть даже символический — разрешения множества затруднительных ситуаций. Спустя какое-то время, он будет готов применять его в повседневной жизни.

Иногда ребенок бывает слишком «переполнен» своими переживаниями или, наоборот, так опустошен, что это мешает его развитию. Выражая себя на бессознательно-символическом уровне при помощи игры в песочнице, малыш освобождает свое внутреннее пространство для себя самого, соприкасается с тем, к чему трудно подобрать слова и становится «здоровее» психологически. Развод родителей, неврозы, страхи, психосоматические заболевания — такие недетские проблемы иногда подстерегают ребенка, лишая его чувства безопасности и травмируя психику. В мирке, ограниченном стенками песочного лотка, манипулируя фигурками, строя и разрушая, как бы воссоздавая переживания в трехмерном игровом пространстве, он сам управляет ситуацией, проигрывает конфликты, без страха выражает свой гнев и порой делает то, на что не решился бы в обычной жизни.

Последние новости центра

  • 262

16.04.2024

График работы в майские праздники

Уважаемые родители и посетители центра!
Хотели бы предупредить вас о графике ра…

  • 269

16.04.2024

Центр в Реутово закрывается на ремонт

Уважаемые клиенты!
Хотели бы сообщить вам о временном закрытии нашего центра в …

  • 1238

28.11.2023

Повышении цен с января 2024 года

Уважаемые родители,
Сообщаем вам о предстоящем повышении цен на наши услуги с 1…

  • 699

28.11.2023

Праздничные дни в новогодний период

Уважаемые родители,
Сообщаем вам, что с 31 декабря по 7 января наш центр будет …

  • 890

28.09.2023

Проведение технических работ

Уважаемые клиенты!
Сообщаем вам о временном закрытии нашего центра с 30 сентябр…

  • 633

14.09.2023

Ведется запись на онлайн-диагностику

Новая услуга центра
Рады представить вам новую услугу нашего центра!
Теперь вы…

  • 1022

25.05.2023

Обновленные правила центра

Уважаемые посетители центра патологии речи и нейрореабилитации Анны Семкиной, ин…

  • 983

27.04.2023

Открытие нового центра в Москве!

Уважаемые родители и посетители центра!
С великим удовольствием информируем вас…

  • 621

27.04.2023

График работы центра в майские праздники

Уважаемые родители и посетители центра, информируем вас о графике работы центра …

Преимущества и недостатки

Песочная терапия имеет следующие преимущества:

  • методика ориентирована не на результат, а на сам процесс;
  • данный вид терапии успешно применяют для коррекции уровня тревожности и страхов у дошкольников;
  • метод интересен как детям, так и взрослым, творческий процесс увлекает клиентов;
  • метод помогает определить суть личностной проблемы клиента;
  • технология приводит в порядок мысли и чувства человека;
  • в процессе систематических занятий нормализуется эмоциональный фон человека;
  • песочная терапия помогает прожить эмоции, которые долгое время подавлялись, – так человек избавляется от тревожности и комплексов;
  • клиент получает возможность свободного творчества;
  • в процессе занятий повышается стрессоустойчивость и работоспособность участников, растет их самооценка;
  • технологии работы с песком создают условия для комплексного развития психических процессов участников;
  • данный вид арт-терапии используют для коррекции девиантного поведения подростков;
  • психокоррекцию средствами песочной терапии можно реализовать в домашних условиях.

Однако у песочной терапии есть ряд недостатков:

  • противопоказанием для проведения коррекции с помощью песка являются психиатрические диагнозы, расстройства психики, эпилепсия;
  • нельзя рассчитывать на эффективность занятий, если у клиента очень высокий уровень личностной тревожности;
  • методика противопоказана лицам, склонным к возникновению кожных аллергических реакций.

1 Потенциал песочной терапии для детей

Занятия с песком помогают малышу раскрепоститься, избавляют от трудностей в общении (коллективные) и позволяют развить мышление, воображение и мелкую моторику. Психологам песочные упражнения помогают понять внутренний мир ребенка, провести диагностику его психического состояния. Также методика игр с песком обладает следующими возможностями:

Возможности
Характеристика
Релаксация и успокоение
Тактильный контакт с природным материалом является мощнейшим средством психологической разгрузки. Даже простое погружение рук в сыпучую субстанцию окажет умиротворяющее действие, вызовет положительные эмоции. Малышам в возрасте около 1 года, которые еще не могут участвовать в развивающих играх, можно показать простейшее упражнение пересыпания песка с одной ладони в другую
Самовыражение и совершенствование творческих способностей
Рисование на песке различных картин позволит ребенку выразить свои эмоции и развить воображение. Лоток с песком символизирует в данном случае «чистый лист», на котором всегда можно все начать заново. Занятия песочным рисованием вместе с родителями укрепят связи между ребенком и взрослым, дадут возможность лучше понять друг друга
Способ выражения чувств
Не всякий малыш в состоянии выразить свои чувства с помощью речи. Песочная терапия поможет ему в этом

Родитель, наблюдая за действиями ребенка с песком, сможет понять, что хочет сказать малыш
Формирование речи, мышления, фантазии
Игровые упражнения помогут ребенку быстрее сформировать речь и мышление, разовьют внимание и воображение. Учась описывать нарисованные картины, малыш усвоит правильное произношение звуков
Диагностика психического состояния
Грамотно выстроенные упражнения с песком смогут помочь не только специалисту, но и родителям разглядеть внутренние посылы малыша, причины его страхов и проблем
Развивающие игры
Лоток с песком является прекрасной средой для развивающих игр

Ребенок учится писать, считать, различать форму и цвет предметов в игровой увлекательной форме
Психокоррекция
С помощью специалиста-психолога родители смогут корректировать поведение своего малыша. Специально подобранные упражнения помогут ему со временем изменить поведение в лучшую сторону, устранить трудности в общении, научиться избегать конфликтов

Домашняя песочная терапия

Говоря о практике песочной терапии в домашних условиях, имеют в виду скорее игровую форму обучения, нежели метод психоанализа. Такой вид совместной деятельности родителя и ребенка принесет массу удовольствия обоим и поможет лучше понять друг друга. Организовать песочницу дома несложно, тем более что для домашних игр с песком не обязательно точно следовать всем научным канонам метода. Основной элемент — свобода творчества — должен остаться неизменным.

Для занятий вполне подойдет любая широкая емкость, желательно с высокими бортами и крышкой — так песок будет удобнее хранить. К подготовке песка нужно подойти с большей ответственностью: он должен быть совершенно безопасным. Песок продается в зоомагазинах, но можно набрать его и самостоятельно — главное, хорошо его просеять, промыть и прокварцевать (или хотя бы прокалить в духовке).

Следующий шаг — собрать коллекцию разнообразных миниатюрных игрушек. Она может быть не такой большой, как у профессионального психолога, но все-таки достаточной для творчества. Не стоит забывать и о природных материалах — камнях, перьях, ракушках, шишках, ореховой скорлупе. Может пригодиться мелочь вроде пуговиц или монет, игрушек из шоколадных яиц. Также необходимо приготовить пульверизатор с водой для увлажнения песка.

Можно начинать игру! Например, ребенок с радостью поиграет в пиратов, где нужно будет отыскать зарытый «клад», обозначенный крестиком на нарисованной карте, отмеряя пальчиками «шаги» от ориентира, или построит замок из песка, в котором будет заточена принцесса — здесь все ограничивается только фантазией участников.

Можно ли самостоятельно заниматься?

Устроить полноценную терапию самому себе не получится – с вами не будет специалиста, который поможет интерпретировать все то, что вы построите на песке.

А вот играть с песочком – это пожалуйста. В любое время и любых количествах. Это помогает раскрепоститься, почувствовать себя ребенком, снять накопившееся напряжение, ежедневный стресс. Купите парочку кило песка, возводите из него города, лепите куличики, чертите линии, рисуйте фигурки или просто сыпьте песок – делайте все, что хочется. Если после песочного творчества вы почувствуете себя лучше, значит терапия в таком формате лично вам подходит.

Как проходят сеансы у психологов?

К психологу, как правило, родители ребенка или взрослый клиент обращаются за помощью в решении конкретной проблемы. Поэтому сеанс, хоть и базируется на тех же самых этапах, выстраивается более тщательно, а анализ результатов проводится более глубокий. В кабинете психолога больше, чем где-либо еще, важна утрата пациентом контроля над сознанием, позволяющая волнующей его проблеме материализоваться с помощью песка и вспомогательных фигурок.

Анализ начинается уже на стадии выбора миниатюр для создания песочной картины. Стараясь не шуметь и не попадать в поле зрения ребенка, чтобы не отвлекать его, психолог внимательно наблюдает за всеми его действиями, стараясь не упустить ни одной детали

Это особенно важно при работе с детьми, имеющими трудности с речью

Время для выбора фигурок не ограничивается, а в процессе творчества их можно убирать или добавлять. Перед тем как начать создание песочной картины, ребенок по просьбе психолога выстраивает все выбранные фигурки и предметы на подносе с песком в том порядке, который сочтет нужным — в этом ряду зашифровано много ценной информации, понятной специалисту. Затем начинается сам процесс моделирования.

Дети любят воплощать в песке сказочные, фантастические сюжеты, вдохновляясь полной свободой самовыражения. Обычно на создание картины уходит не больше часа, после чего психолог может обсудить ее с ребенком: что это за мир, кто его населяет, какой характер у каждого из героев, в каких взаимоотношениях они находятся и т. д. После такого описания психолог может задать вопросы, побуждающие пациента что-то изменить в сюжете, развить его. Например:

  • В этом мире всем хорошо живется или кто-то грустит?
  • Если кому-то из героев плохо, что можно сделать, чтобы ему стало хорошо?
  • Как будут вести себя герои дальше?

Важно, чтобы ребенок не просто рассказывал о развитии событий, а иллюстрировал все это на песочной модели, меняя положение фигур. После каждого такого изменения следует вопрос: «А что будет дальше?» Это продолжается до тех пор, пока проблема героя не разрешится

Если ребенок констатирует, что теперь в этом песочном мире всем хорошо, это будет означать, что его внутреннее напряжение снято на бессознательном уровне. Если же он скажет, что герою плохо, но помочь ему нельзя, психолог предложит ему вновь обратиться к полкам с фигурками и посмотреть, не найдется ли там кто-то, кто спасет ситуацию. Так постепенно специалист «распутывает» клубок детских переживаний, помогая маленькому пациенту найти выход из эмоционального замкнутого круга.

При работе со взрослым человеком психолог также обсуждает законченное творение клиента, задавая вопросы о значении тех или иных конструкций, о том, что могло бы быть по-другому или хотелось бы изменить. В ходе такой беседы к человеку постепенно возвращается утраченное чувство уверенности, он начинает понимать, что именно его тревожит и почему. Наконец он принимает сложившуюся ситуацию. Часто уже после первого сеанса пациенту становится намного лучше, он начинает видеть решение своих проблем там, где раньше царил полный мрак.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Родительские хроники
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: