Как научить ребенка ставить ударение в словах

Правильное ударение: как научить ребенка, играя

Способы запоминания

Некоторые люди рекомендуют запоминать правильное произношение этого существительного, ориентируясь на якобы проверочное слово — «бАнтик». Это не совсем правильно, ведь такие проверки не работают с подвижными ударениями и вносят путаницу. Например, если использовать этот способ для существительного «гербЫ», то получится, что ударение нужно ставить на первый слог, а это неверно.

Другой способ — запомнить все существительные с неподвижным ударением и больше не путаться. Но это довольно сложно, да и со временем список будет стираться из памяти.

Лучше воспользоваться другими способами, которые позволят легко и надолго запомнить грамотное произношение.

Рифма

Один из лучших способов запоминания. Бывает так, что при возникновении сомнений в произношении той или иной фразы в памяти просто всплывает короткий стишок или кусочек песни, заученный еще в детстве.

Для запоминания ударения в слове «банты» можно использовать стишок-лозунг:

Также можно использовать образ принцессы:

Или представить балерину:

Также «бАнты» рифмуются с множеством других существительных:

  • пуанты;
  • практиканты;
  • комедианты;
  • музыканты;
  • официанты и т. д.

Можно выбрать из этого списка и придумать свой оригинальный стишок. Главное, чтобы он был ярким и запоминающимся.

Ассоциации

Еще один хороший способ запомнить произношение — придумать яркий образ с логическим объяснением. Мозг очень любит ассоциации и легко их воспринимает, а затем воспроизводит.

Например, в слове «бАбочки», как и в слове «бАнты», ударным является первый слог. Да и внешне яркий бантик очень напоминает бабочку. Если представить в волосах у озорной девчушки бабочки вместо бантов, то можно легко запомнить этот яркий образ, а затем воспроизвести логическую цепочку.

А если «заставить» эту девочку ловить в сачок порхающие бантики вместо бабочек, то образ станет еще ярче и еще легче запомнится.

История

Если устроить небольшой экскурс в историю и узнать, откуда пришло в русский язык существительное «бант», можно легко запомнить правильное его произношение.

Русский бантик произошел от польского bant, который, в свою очередь, пришел из немецкого языка. А в переводе с немецкого band — это лента.

И действительно, если посмотреть на бантик, то становится очевидно, что это лента, завязанная определенным способом. Получается, «бант» и «лента» — родственники.

Более того, в обоих существительных ударение является неподвижным и находится в корне. Но, в отличие от «бантов», вряд ли кто-то будет испытывать сложности с произношением «лент».

Если запомнить это логическое обоснование, то можно использовать «ленты», как основу для правильного ударения в слове «банты». Усилить этот образ для лучшего запоминания можно фразой «если завязать красиво лЕнты, то получатся большие бАнты».

Ударение и зрительная память

Есть довольно много людей, которые обладают хорошей зрительной памятью. В таком случае, можно просто распечатать список наиболее часто употребляемых существительных с неподвижным ударением. Ударную гласную нужно обязательно выделить размером и цветом, чтобы сделать акцент для зрительного восприятия.

В таком случае лучше именно распечатать список, а не учить его с компьютера. Ведь по последним данным, лучше воспринимается и запоминается информация из источника, который человек держит в руках.

Еще лучше написать этот список собственной рукой, выделяя маркером ударные гласные и проговаривая слова. В таком случае будут задействованы несколько видов памяти, и информация отложится лучше.

Чтобы выбрать оптимальный способ запоминания правильного произношения всех форм слова «бант», нужно рассмотреть перечисленные выше варианты. А затем выбрать для себя более подходящий и привычный. Со временем это существительное будет без труда всплывать в памяти с верным ударением.

Очень важно говорить красиво и правильно, ведь грамотная речь — один из важнейших атрибутов культурного человека

Как научить детей правильно ставить ударение

Цель родителей – в наиболее доступной форме объяснить ребенку необходимые знания (слоги, ударение). Менторский тон и суровый взгляд отобьют желание учиться. Заставлять насильно не стоит, результата такие занятия не дадут. Основные правила:

  • Процесс обучения должен происходить в максимально удобной для ребенка форме, то есть в процессе игры. Именно такой подход дает лучший результат (не только при обучении ударению, а во всем).
  • Полезнее комбинировать разные методы обучения: так больше шансов, что материал усвоится. Надо найти «свой» прием, который подойдет. То, что приносит результат с одним малышом, может не сработать с другим.
  • Желательно применять фантазию, сделать процесс обучения забавным, веселым, чтобы ребенок сам проявлял желание учиться и узнавать.

Методы и приемы обучения

В увлекательной форме дошкольникам усваивать материал легче, поэтому главный прием обучения – игра.

Можно поиграть с ребенком в расстановку ударения в одном слове, но в разных местах. Для начала надо взять любое слово из двух слогов и поменять ударение: Окно и окнО, шарИк и шАрик и так далее

Этот прием позволит понять, почему так важно правильное ударение. Впоследствии можно увеличивать количество слогов рАкета-ракЕта-ракетА и так далее. Можно кидать друг другу мяч – это будет означать переход хода – одно ударение взрослый, второе – ученик.
Можно разучивать специальные стихи, считалочки на ударение – и память тренируется, и словарный запас пополняется, и обучение заодно проводится.

Можно кидать друг другу мяч – это будет означать переход хода – одно ударение взрослый, второе – ученик.
Можно разучивать специальные стихи, считалочки на ударение – и память тренируется, и словарный запас пополняется, и обучение заодно проводится.

Как у нашей МарфыВсе в полоску шАрфы!

Что за странный носорогЕл и твОрог и творОг!

Раз, два, три, четыре, пять.Чтобы нам игру начАть,Встанем все по алфавИту:Ани, Вани, Коли, Риты.Кто не знает алфавИт,Тот расчёт наш облегчИт.

  • Для обучения можно использовать кубики Зайцева, на гранях которых написаны слоги. Интересно составить слова из слогов и определить, какой из них ударный. Ударный слог можно как-то отметить – нарисовать ударение на листе и положить сверху или придумать свой способ. Такой прием поможет научить ребенка читать.
  • Произносить слова растяжно, например, ко-о-о-шка, медве-е-едь и так далее. Но слишком долго этот прием использовать не стоит, чтобы ребенок не привык петь слова.
  • Обозначать ударный слог звуковым действием – пусть это будет хлопок в ладоши, удар молоточком в барабан, бубен. Задача: чтобы ударный слог звучал громче безударных.
  • Детям, которые умеют читать, можно написать на листе слова и предложить выделить ударный слог – обвести его цветным карандашом, подчеркнуть, нарисовать над ним что-то и так далее. Нужно, чтобы этот слог отличался от остальных.
  • Игра «подлови родителя» — взрослый называет слова с правильным и неправильным ударением, ребенок должен «подловить» на неправильном произношении и исправить.
  • Можно разучивать песенки и стишки, не договаривая последнее слово. Пусть его дополнит ученик.
  • Игра «угадай слово»: взрослый говорит слово (фразу, предложение) с намеренно неправильным ударением, ребенок поправляет и говорит свое, его поправляет взрослый и так по цепочке. Например: «кто такой заЯц?», «поучитесь у бОбра строить дом без топора», «расскажи мне про КолОбка» и далее в таком духе.

Частота занятий

Обучение ребенка должно проводиться регулярно, в идеале – непрерывно, но незаметно. Это не детский сад и не школа, когда «сегодня среда, после завтрака садимся за ударение». Для малыша такой подход будет скучным. Можно играть везде: по дороге в детский сад или из сада (называя предметы, которые встречаются на пути), во время купания, на велопрогулке и так далее.Обучение правильной постановке ударения не требует каких-то специальных правил, главное тут – общение. Можно за чтением любимой сказки проверить – насколько хорошо ребенок усваивает материал – нарочно произнести привычное слово неверно и следить, заметит ли ребенок.

Как часто необходимо заниматься?

Регулярность в любых занятиях приведёт к положительному эффекту, поэтому лучше заниматься с ребёнком каждый день, но постоянно менять форму занятий, иначе ребёнок будет скучать, хуже воспринимать информацию и с меньшим интересом заниматься.

Почему это важно? Постановка ударения напрямую влияет на будущую успеваемость ребенка. Ведь если ударения ставятся неверно, это влечет за собой и другие неприятности

  • Новые понятия будут восприниматься им неправильно, что грозит низкими оценками за грамотность.
  • У ребенка не возникает прямой связи между произносимыми словами и понятиями, которые они обозначают, а это затрудняет развитие интеллекта.
  • Возникнут сложности при обучении навыкам письма и чтения.

С дошкольником нужно всегда говорить правильно, давая нужный пример, произнося все слова четко, без искажений. Речевое окружение должно быть максимально активным: малышу проговаривают все, что происходит, что делают, собираются делать, куда идут, что видят, что для чего нужно и т. д.
 

Игры в помощь Если проблема все-таки возникла, корректировать ее можно начинать гораздо раньше шестилетнего возраста – примерно после 4 лет, когда ребенок учится составлять сложные предложения, активно пополняет свой лексикон.

К этому времени ребенка в игровой форме нужно научить воспринимать слоги (например, хлопая в ладоши на каждый слог при произнесении слов). После этого научить ребенка ставить ударение можно в игровой форме. Это интересно и не вызывает чувства «скучных обязательных уроков».

 Какие это должны быть игры? Многие из них можно вспоминать как бы между делом – на прогулке, в дороге, перед сном.

 Вот несколько примеров.

«Позови слово». Чтобы позвать кого-то, малышу придется протянуть ударный слог. Покажите ему, как нужно звать: «маааа-ма», «коооош-ка», «ка-чееее-ли». Пусть ребенок зовет предметы, в которых неправильно ставит ударение. Сначала берут слова из двух слогов, затем трех и т. д

Важно: все слова нужно произносить нараспев, но не разделяя их по слогам. Таким же образом можно звать по имени знакомых, друзей, любимые игрушки

 «Молоточек». Когда малыш говорит, отстукивайте каждый слог игрушечным молоточком по столу (а лучше по коленке, чтобы ребенок чувствовал, что на ударном слоге удар молоточка сильнее).

«Угадай, какое слово?» Произносите слова с неправильным ударением, показывая малышу, что слово становится неузнаваемым (например: что такое «коле́со»?). Пусть он вас исправит. Часто такие ошибки дети делают в именах. Можно потренироваться на них, исказив для начала имя самого ребенка. Другой вариант этой игры. Нужно выбрать правильный вариант из пары слов с разными ударениями.
Как правильно? – чАшка или чашкА? цветОк или цвЕток? сОлнце или солнцЕ?
Обычно, большинство детей интуитивно угадывают верный вариант.

«Переборы». Предложите дошкольнику перебрать все варианты ударений в слове (мо́локо, моло́ко, молоко́), а затем выбрать тот, при котором слово узнаваемо и понятно.

«Крик и шепот». Произнесите проблемное слово. Пусть малыш сначала прокричит его, а затем прошепчет. Это позволяет избежать произнесения всех слогов нараспев.

«Раскрась букву». Если дошкольник уже умеет читать, можно

предложить ему закрашивать ударную букву. Покажите ребенку, что бывают слова, которые отличаются именно ударением, имея при этом одинаковое написание (а́тлас – атла́с, кру́жки – кружки́, за́мок – замо́к). Это не только интересно – так у дошкольника сформируется более четкое понимание, для чего нужно ударение

Уделяя такое внимание ударениям в словах, ребенок должен понимать, что ударный слог будет более протяжным, а ударение может падать только на гласный звук, потому что только его можно «пропеть».
 

«Считалочки, стишки, рифмованные строчки». Подойдут уже сочинённые кем-то или свои собственные стишки. С помощью них очень легко запоминается верное ударение, т.к. без этого строчки просто не рифмуются.
***
Раз лохматая горилла
Крокодилу позвонила.
Он с гориллой не дружил,
Сразу трубку положил.
Ему лучше не звонить,
Кто звонит, тому водить.
***
В яслях дети баловались,
Воспитатели ругались:
«Не балуйтесь, ремешок
Вас посадит на горшок».
Очень эффективен и интересен приём сложения рифмовок: одно слово предлагает взрослый, а другое придумывает сам ребёнок, а затем сочиняется сам стишок.
***
Шарфы-Марфы:
Как у нашей МАрфы
Все в полоску шАрфы!
***
Каталог-потолок:
Наш огромный каталОг
Подпирает потолОк.
***
Что за странный носорог
Ел и твОрог и творОг

Как объяснить ударение

На самом деле проблемы может быть две, и они очень разные. Одна проблема: ребенок ПОНИМАЕТ про ударение, но оно у него НЕ ПОЛУЧАЕТСЯ. В этом случае ему ничего не надо объяснять (ведь он и так уже понимает), но надо тренировать. В конце этой статьи вы найдете упражнение, которое необходимо проделать многократно с разными словами — делать до тех пор, пока у ребенка не появится навык. Другая возможная проблема: ребенок еще слишком мал и НЕ ПОНИМАЕТ про ударение, а взрослый не знает, как это объяснить доходчиво. Первая часть данной статьи именно о таком случае: ПОЧЕМУ ребенок не понимает и КАК ему объяснить.

Казалось бы, нет ничего проще, чем объяснить ребенку про ударные и безударные гласные. Безударные гласные произносятся тихо и коротко, ударные произносятся длиннее и громче — чего тут не понять? И всё-таки многие дети понимают про ударение с большим трудом. Причиной тому оказывается конкретное мышление ребенка, которое заставляет его воспринимать каждое слово взрослого буквально.

Во-первых, дети не понимают, почему эта штука называется “ударение”. Разве мы кого-нибудь бьем, ударяем? Наверное, правильнее было бы говорить “нажимание” или “усиление”, потому что мы нажимаем голосом, делаем голос сильнее.

Во-вторых, как мы можем это ударение-нажимание-усиление поставить? У него что, ножки есть? А может, лучше было бы его посадить, или даже положить? Если взрослые всё время говорят, что ударение падает — так может пусть себе там и лежит, где упало?

Ну да, понятное дело, взрослые имеют в виду, что поставить нужно ЗНАК ударения. И поставить этот ЗНАК можно в письменном слове над какой-то буквой.

Но только вот незадача: взрослые почему-то просят ребенка поставить ЗНАК ударения вовсе не в письменном слове, но устно, в слове произнесённом, в котором нет никаких букв и потому ЗНАК поставить просто некуда. А о том, что в устном слове нужно НАЖАТЬ голосом, УСИЛИТЬ голос на каком-то звуке — об этом взрослые как-то ничего не поясняют ребенку.

Кроме того, когда взрослые пытаются объяснить ребенку, что в устном слове, например, ЛУНА ударение должно падать на гласную букву А («гласный звук А «, говорят многие взрослые) — в это время взрослые катастрофически запутывают ребенка. В письменном слове ЛУНА действительно есть буква А, и над ней можно поставить знак ударения. Однако в устном слове ЛУНА ребенок не выделяет отдельного звука А — он не произносит «лун-А», но выделяет в слове слитный слог НА, и усиление голоса начинается уже на согласной части этого нераздельного слога-слияния («лу-НА») . В устной речи ударным получается весь слог целиком. Пытаясь объяснить ребенку, что знак ударения нужно ставить над гласной буквой — взрослый сначала должен сам понимать, что это правило относится только к написанному слову, но не к устному. (Подробнее о разнице между буквами и звуками читайте статью “Буквы, фонемы, звуки, слоги”)

Так как же быть? Как объяснить ребенку про правильное ударение-нажимание-усиление, и где оно должно стоять-сидеть-лежать?

Да в общем-то всё просто. Ни один ребенок не сделает ошибки, если Вы спросите его: “Как правильно произнести слово? —

— любой ребенок безошибочно выберет правильный вариант. То есть в принципе само ударение (усиление голоса) все дети ощущают правильно, непонятны им оказываются лишь термины, которыми пользуются взрослые для пояснения.

Возьмите для тренировки любое слово, состоящее из нескольких слогов, например, слово РАКЕТА. Произнесите это слово по слогам, сопровождая произнесение каждого слога взмахом руки. Покажите ребенку, как сильно взмахивает рука на ударном слоге: раКЕта. Движения руки помогут ребенку всем телом ощутить ритмику слова. В данном слове ударение (усиление голоса) пришлось на середину слова. Теперь дайте ребенку задание, чтобы он самостоятельно придумал неправильные усиления: в начале слова (РАкета) и в конце слова (ракеТА), сопровождая это усиление голоса сильным взмахом руки. Проделайте такое же упражнение с несколькими другими словами.

Когда ребенок научится читать и будет понимать, где какая буква стоит в написанном слове, — вот тогда можно будет легко объяснить ему про ЗНАК ударения и про то, как он СТАВИТСЯ в письменном слове над нужной гласной буквой. Однако и в этом случае не каждый ребенок сразу начнет ставить ударения правильно. Потребуется многократный тренинг, описанный чуть выше, пока ребенок научится усиливать голос на нужном слоге.

Видео:Три способа постановки ударения! Выбираем лучший! Как научить ребёнка ставить ударение в словах?Скачать

С какого возраста нужно заниматься?

Если ребёнок уже умеет писать, то обучение можно строить на графическом анализе слова

По мнению педагогов и психологов, заниматься с ребёнком правильной постановкой речи нужно с раннего возраста, а не тянуть до начала школы и затем тратить массу усилий на переучивание малыша. Конечно, до 3 лет смысла в систематических упражнениях на произношение нет.
Ведь в этом возрасте все детки разговаривают «на своём» языке. Однако к 4 годам словарный запас крохи позволяет строить сложные предложения, малыш начинает активно использовать и пополнять свой пассивный словарь, переводя его в активный

Вот с этого момента стоит уделить внимание правильной расстановке ударений. Если с ребёнком не заниматься, то:

  • слова, которые только входят в речевой обиход, будут неправильно восприниматься, вследствие чего вашему чаду грозят плохие оценки из-за безграмотности;
  • не будет чёткой связи между словом и понятием, что существенно затруднит дальнейшее интеллектуальное развитие крохи;
  • возникнут сложности с обучением чтению и письму.

Почему ребёнок неправильно ставит ударения

Основной причиной является недостаток общения с родителями.
Или разговоры с малышами на их, детском, языке. Последнее выделяется психологами и логопедами как ключевое препятствие для развития речи ребёнка. Дело в том, что детки обучаются абсолютно всему через имитацию – подражание взрослым. И если вы сюсюкаете с сынишкой или дочуркой, то будьте готовы к тому, что правильно говорить он не начнёт без профессиональной помощи специалиста. Поэтому ВСЕГДА говорите с ребёнком правильно, чётко и медленно произнося все слова.
И, конечно, обязательно разговаривайте с крохой, вплоть до комментирования собственных действий.
Чем раньше вы примите на вооружение эти два принципа, тем раньше ребёнок заговорит правильно.

«Народные» методы

Если говорить о так называемых «народных» способах обучения ударению в словах, то здесь речь пойдёт не о самом древнем методе – ремне, а о забавных и действенных советах бывалых родителей.

  • «Кулачки». Усадите ребёнка за стол, поставьте его кулачки один на один так, чтобы они были близки к подбородку, но не касались его. Теперь пусть начинает читать вслух – на ударном слоге подбородок будет касаться кулачка. Это отличный приём, чтобы показать, что ударение есть в каждом слове и научить определять его на слух.
  • «Переборы». Сложное для ребёнка слово предложите произнести с разными ударениями. Например, мОлоко — молОко — молокО. Пусть ваш школяр выберет наиболее звучный вариант. Как правило, дети чувствуют мелодику слова.

Ekaterina AL

https://deti.mail.ru/forum/obuchenie_i_vospitanie/rannee_razvitie/kak_rebenku_pravilno_objasnit_kak_stavit_udarenie/

Эти способы проверены целыми поколениями родителей, а также активно применяются на уроках учителями начальных классов.

Научить ребёнка ставить правильно ударения в словах – задача непростая, но достижимая. Нужно только постепенно вводить полезные виды деятельности, приобщая малыша к языку, словам. Безусловно, все занятия должны сопровождаться чтением вслух, рассказыванием стихов и пением. Чем раньше дети слышат правильную разнообразную речь, тем быстрее они начинают чувствовать мелодику языка.

Одни специалисты утверждают, что серьезно вопросами словообразования и ударения стоит заниматься, когда речь ребенка уже сформирована. Другие считают, что лучше сразу потратить усилия на то, чтобы научить произносить слова правильно, чем потом пытаться переучивать.

Осознанный интерес к языку проявляется у детей, начиная с трехлетнего возраста. Накопив определенный словарный запас, малыш с удовольствием узнает новые слова, спрашивает, что они означают, почему мы произносим их именно так. Это внутреннее желание учиться произносить, а затем и читать слова может возникнуть и раньше

Родителям важно уловить и поддержать этот интерес. ство двухлетних малышей имеют нечеткое звукопроизношение

Они пропускают и заменяют звуки, в некоторых случаях переставляя местами целые слоги, и довольно часто допускают ошибки в ударении. Чтобы исправить эти недостатки и помочь крохе научиться говорить правильно, поиграйте с ним в простые речевые игры, которые не требуют специальных знаний или подготовки.

Скажи, как я

Ни для кого не секрет, что дети осознанно и неосознанно повторяют действия взрослых. Следовательно, если в вашей семье и ближайшем окружении говорят грамотно, вероятность того, что и кроха последует вашему примеру, очень высока. Особенно если при общении с ним вы не коверкаете слова, имитируя детское произношение, и называете вещи своими именами, а не используете вслед за малышом звукоподражание.

Однако суть игры заключается не только в правильном повторе, но и в развитии слухового восприятия. Выберите слова и словосочетания, в произношении которых ребенок испытывает затруднения. Прокричите первое слово и попросите малыша повторить за вами с такой же громкостью. Следующее слово скажите шепотом и проследите, чтобы малыш произнес его также. Ускоряйте и замедляйте темп игры, сделайте паузу и вновь прокричите слово, как только малыш немного отвлечется. Это добавит игре веселья и азарта.

Угадай загадку

Все малыши любят отгадывать загадки. Используйте это не только в игровых, но и в образовательных целях. Спросите «А что такое собакА?», или «А где живет лИса?». Неправильное использование ударений не только развеселит малыша, но и сформирует умение «играть» словами, которое пригодится ему в последующем обучении чтению.

Позови друга

Ударный слог можно услышать, если «позвать» слово. Продемонстрируйте это, растягивая произношение, например: «маШИ-И-Ина», «мА-А-Ама», «кУ-У-Ук-ла»

Выделяя ударный слог, вы можете акцентировать на нем дополнительное внимание, кивая головой или приседая. Чтобы ребенок почувствовал разницу, покажите ему, что будет, если сместить ударение

Потренируйтесь на словах, которые уже хорошо знакомы малышу, например, на именах членов семьи и его игрушек, названиях животных, продуктов и так далее.

Повтори стишок

Выбирая произведения для чтения и разучивания, обратите внимание на «стихи-запоминалки», которые помогут ребенку освоить правильное произношение слов, в ударении которых совершают ошибки даже некоторые взрослые. Малышу не обязательно знать стишок наизусть, его задача правильно произнести «ударное» слово, перед которым вы сделаете паузу

Например:

Красит стены нам маляр. Полки делает столЯр
.

Упражнения и примеры

Наука, как делить по слогам слова, будет даваться деткам намного проще, если вы примените методы, которые специально были разработаны специалистами для этой цели, и уже успели успешно себя зарекомендовать. В качестве примеров можно навести некоторые из них, отличающиеся большой эффективностью:

Игра «Бродилки»

Маленьким детям нет никакого смысла объяснять сочетания сонорных в слогах и правила переноса слогов

В этом периоде лучше всего акцентировать внимание на запоминание конкретных слогов, выбирая изначально предельно простые слова – «машина, Миша, лето», прочее. Сделайте карту сказочного города с автобусными станциями, названиями которых будут слоги. Дайте малышу машинку или автобус и предложите попутешествовать по «схеме» определенного слова

За правильно проложенный маршрут вручайте медальку или другой подарок

Дайте малышу машинку или автобус и предложите попутешествовать по «схеме» определенного слова. За правильно проложенный маршрут вручайте медальку или другой подарок.

«Домик-Человек»

Приклейте несколько домиков к листу ватмана, дайте им названия слога, к примеру, ТА и ЛИ. Сделайте бумажных человечков, имена который будут иметь первый слог, идентичный названиям домов. Предложите детям «поселить» куколок правильно в домики.

«Иду по следу»

На листах А-4 напишите слоги слов и разложите их на полу по всей квартире. Предложите малышу пройтись по этим «следам», составляя разные слова.

«Рассели животных»

Сделайте 4 домика с разным количеством окошек (от 1 до 4). Объясните, что окошки – это слоги, и предложите обозначить количество слогов у разных животных с тем, чтобы «поселить» его в соответствующий домик.

«Часы»

Вместо цифр на циферблате часов положить нарисованное изображение разных картинок. Дети должны двигать стрелки таким образом, чтобы маленькая указывали на короткие названия картинок, а большая – на длинные. (Маленькие – это один слог, большие – два и больше).

«Собираемся в школу».

Собрать на столе предметы, которые нужны будут ребенку для школы. Предложите ему разложить их по двум портфелям или сумкам так, чтобы в первый попали вещи, называющие слова из 1 – 2 слогов, а во второй – от 3 и больше.

Ребенок, который усваивает основные правила деления слов на слоги, намного быстрее учится читать, лучше успевает в школе, и не испытывает особых трудностей при освоении определенных тем в языкознании. Об этом должен знать каждый родитель, которых желает успешного развития своего ребенка.

Знакомство с ударением

( Произносят, выделяя голосом ударные слоги, и ударяя по ним молоточком).

Слог, который мы выделяем голосом, произносим более протяжно, громко, сильно, называется ударным. Мы словно ударяем по нему голосом. Какой ударный слог в слове «за мок»? ( Первый) А в слове «замо к»? (Второй)

Вот мы и выяснили, почему слова, состоящие из одних и тех же звуков, произносятся по разному – в них ударение падает на разные слоги. ( Ещё раз произносят слова, ударяя по ударному слогу молоточком или хлопком).

Развитие представлений о смыслоразличительной функции ударения.

В:

Раз мы справились с заданием, замок на воротах замка должен открыться.(Подходит к замку и открывает ворота. За ними три карточки со слогами:МА, ШИ, НА.) Что это, ребята? (Слоги) Прочитайте их.(Читающие дети прочитывают слоги) .

Давайте попробуем составить из этих слогов какое-нибудь слово. (Дети предлагают варианты. Получается слово МАШИНА. Карточки выставляются в соответствующем порядке на балконе замка.)

Проведём эксперимент: сделаем ударным каждый слог по очереди.

Далее произносят слово, выделяя голосом каждый слог, воспитатель ударяет молоточком, дети хлопком по парте. Определяют значение получившихся слов:

Ма

шина – вещь, принадлежащая Маше

Маши

на – автомобиль

Машина

– не имеет значения

В:

Мы называли слова с ударением на разные слоги и получали либо слова с разными значениями, либо вообще без значения, бессмысленные. Какой можем сделать вывод? (От ударения зависит значение слова).

Подходят к столику, на котором разложены карточки-картинки стрелки – стрелки,ирис – ирис, кружки – кружки, гвоздики – гвоздики.

Определяют количество слогов, находят ударный, произносят пары слов, выделяя голосом и хлопком ударный слог.

Физкультминутка.

В:

Молоточек предлагает вам поиграть с ним. Мы вместе с молоточком будем отстукивать разные ритмы.( Повторяют предложенные ритмы, сопровождая произношение хлопками в ладоши, по коленям, по бёдрам, кулачками и т.д.)

Закрепление нового материала.

В:

Посмотрите, ребята, перед вами герои ваших любимых сказок. Я думаю, им будет интересно узнать, какой слог в их именах ударный. Вы уже научились это делать, поэтому очень быстро справитесь с этим заданием.

(Дети по очереди называют героев сказки, произносят имя по слогам, определяют ударный слог).

Подведение итога.

В:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Родительские хроники
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: