Использование интерактивных игр на логопедических занятиях

Использование компьютерных логопедических игр в коррекционной работе как эффективное средство в коррекции речевых нарушений. воспитателям детских садов, школьным учителям и педагогам - маам.ру

Компьютерные технологии в логопедической работе с детьми с задержкой речевого развития: понятие, сферы использования, преимущества

Определение 1

Компьютерные технологии логопедической реабилитации – это способ применения вычислительной техники и программного обеспечения в процессе логопедической работы с детьми с задержкой речевого развития. Это касается как использования специализированных программ, так и общедоступных приложений, которые адаптированы под нужды развития речи.

Компьютерные технологии широко применяются в логопедии для стимулирования основных аспектов речи, таких как развитие фонематических процессов, лексико-семантических навыков, грамматических умений, а также для повышения орального праксиса (объема и точности движений артикуляционного аппарата), обучения чтению и письму

Сюда же можно отнести использование программ для аудирования, обработки и распознавания речи, приложений для развития мелкой моторики, также как и общих упражнений на память, внимание и логическое мышление

Компьютерные технологии обладают несколькими преимуществами по сравнению с традиционными методами работы логопеда:

Во-первых, они существенно повышают мотивацию ребенка к занятиям и позволяют вести занятия в игровой форме, что способствует лучшему усвоению речевого материала.
Во-вторых, программное обеспечение позволяет отслеживать прогресс и анализировать результаты занятий.
В-третьих, использование компьютерных технологий может значительно снизить непосредственную нагрузку на логопеда, оставляя ему больше времени на индивидуальное общение с детьми

Кроме того, использование технологий и программ в логопедической практике оптимизирует труд профессионалов, позволяет проводить занятия удаленно и в режиме онлайн, что особенно важно в условиях ограниченности времени и ресурсов.

Развитие основных психических функций у детей с помощью компьютерных игр и мультимедийных презентаций

Речь формируется благодаря работе всей центральной нервной системы. Полная автоматизация звуков происходит только в 5 лет. А в 11 лет будет уже сформирована вся фонематическая речевая структура.

Приемы для развития речи:

  • Показ презентаций для укрепления мышц артикуляционного аппарата. При этом лучше всего воспользоваться стандартными упражнениями по самомассажу.
  • Правильная постановка фиксированного дыхания, которая играет большую роль в становлении устной речи. За счет классических приемов и разных игровых приложений на развитие дыхания можно привлечь малыша участвовать в развлекательном процессе.
  • После обучения правильному и сильному дыханию, укрепления артикуляционного аппарата начинается постановка звука. Как только это будет сделано, при помощи дидактической игры можно закрепить звуки в словах и слогах. Также для этого можно воспользоваться классическими методами повторения словосочетаний, игровыми приложениями, презентациями.
  • После закрепления начинаются занятия по введению звука в речь. Для этого юным ученикам надо придумать предложения и рассказы, решить разные случаи при помощи специальных виртуальных развлечений. С помощью логопедических упражнений они смогут применить поставленный звук в речи.

Из всех детских психических функций быстрей всего развиваются процессы развития памяти. Поэтому мальчикам и девочкам до 3 лет нужно постоянно давать множество заданий для повторения и запоминания новых слов.

Приемы для улучшения памяти:

  • Использование яркого дидактического материала по различным темам лексики, что поможет увеличить словесный запас, больше изучить окружающий мир.личные потешки, скороговорки, стишки и чистоговорки, тем самым, мы не только закреплением поставленные звуки, но и развиваем память ребенка и словарный запас.
  • Разучивание стихотворений, скороговорок, фиксация поставленных звуков, совершенствование памяти и словарного багажа.
  • Применение простой и веселой логопедической игры в качестве поощрения для детей, обладающих небольшим лексиконом, но которые постоянно повторяют и проговаривают слова, могут быстрее запомнить новые слова. Такой подход позволяет развить познание, воображение и память, закрепить пройденный урок.

Приемы для улучшения мышления:

  • на занятиях используются как традиционные методические пособия, так и материал мультимедийных презентаций с большим количеством красочных картинок. Также, используются компьютерные игры с постановкой различных проблемных ситуаций, с историями на развитие связной речи и развернутого высказывания, что плодотворно влияет на развитие осмысленного мышления у ребенка
  • с помощью игр в процессе закрепления пройденного материала дети незаметно для себя начинают рассуждать над той или иной поставленной проблемой, решать различные логические головоломки и загадки, объясняя свой выбор

Кроме того, детям нужно развивать заинтересованность, которая помогает получить новые знания, высидеть уроки.

Приемы для развития внимания:

Внимание бывает произвольным и непроизвольным. Для детей характерна непроизвольная форма

У дошкольников еще нет способности управлять своей познавательной активностью. Уговорить малыша остаться на уроке смогут только занимательные авторские игры, эмоциональная подача новых сведений, красочные и веселые картинки, регулярная смена занятий.

Применение компьютера в процессе образования позволяет педагогу сразу получить текст с картинкой, звуком и видео. Информационные игровые технологии способствуют появлению у ребенка заинтересованности.Сегодня логопедическое занятие позволяет использовать стандартные игры и образовательные методы со средствами мультимедиа. Место для занятия и его принцип нужно подбирать на основе целей занятия, личностных особенностей ребенка. Постоянная смена занятий во время урока, красочные изображения помогут сохранить увлечение ребенка, добиться хорошей результативности.

Все родители беспокоятся за плохое влияние компьютера на здоровье. Дети могут сидеть за монитором в среднем 30-45 минут, если они постоянно занимаются разными делами. Но важным показателем еще является самочувствие ребенка. Исследования работников организации «Компьютер и детство» позволили доказать, что применение компьютеров в учебном процессе ведет к достижению следующих результатов:

  • пополнение лексикона;
  • формирование и улучшение памяти, мышления, интереса и фантазии;
  • пространственная ориентация;
  • обучение письму и чтению в раннем возрасте;
  • моментальное принятие решений;
  • формирование чувства сосредоточенности и целеустремленности.

Слайд 32СНИЖЕНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ НАГРУЗКИ НА ДЕТЕЙ Длительность одной игры — 3-5 минут.На каждой игре

указан рекомендованный возраст.В играх нет агрессивных и неожиданных звуков, которые могут испугать ребенка. Громкость звуков и музыки регулируется, их можно настроить под индивидуальные предпочтения ребенка.В оформлении игр нет контрастных и кислотных цветов, художники готовят оформление с учетом рекомендаций детских психологов.В играх нет посторонних персонажей, деталей фона и смысловых шумов. Благодаря этому ребенок не получает избыточную аудиовизуальную информацию.Персонажи и детали игр не схематичны, они дают полноценное представление о людях, процессах и событиях.Сценарии игр передают универсальные ценности и нормы здорового образа жизни, соответствуют возрастным особенностям детей.Игры не содержат элементов, вызывающих или пропагандирующих агрессию и другие деструктивные явления.

Применение компьютерных дидактических игр в работе учителя — логопеда с детьми с ОНР

Применения компьютерных дидактических игр в работе

учителя – логопеда с детьми с ОВЗ

В настоящее время в системе дошкольного образования происходят значительные перемены, связанные с внедрением ФГОС.

Практика работы дошкольных образовательных учреждений свидетельствует о необходимости расширения использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в организации образовательного процесса.

Внедрение ИКТ не только меняет традиционный взгляд на образование, но и помогает в реализации идей развивающего обучения, совершенствования форм и методов организации образовательного процесса.

Достоинства использования ИКТ можно свести к двум группам: техническим и дидактическим.

Техническими достоинствами являются быстрота, оперативность, возможность просмотра и прослушивания фрагментов и другие мультимедийные функции.

Дидактические достоинства – создание эффекта присутствия у детей появляется ощущение подлинности, реальности событий, интерес, желание узнать и увидеть больше. Таким образом, информационные технологии облегчают процесс восприятия и запоминания информации с помощью ярких образов.

С помощью ИКТ появляются новые возможности для развития и обучения воспитанников:

  • повышается мотивация ребенка дошкольного возраста к образовательному процессу; (с помощью ИКТ решаютсязадачи, обеспечивающие готовность к обучению (оптико-пространственная ориентация, зрительно-моторная координация);
  • повышается эффективность работы по развитию речи;
  • обеспечивается индивидуальный подход к детям;
  • формируются учебные действия;
  • развиваетсясамостоятельность и произвольность;
  • осуществляется рост личностных достижений;
  • служит современным наглядным материалом;
  • существенно сокращает время усвоения материала.

В связи с тем, что у большинства детей дошкольного возраста преобладает визуальное восприятие над слуховым, то именно ИКТ, которое обладает мультимедийностью, помогает сделать взаимодействие между педагогам и ребенком более интересным и динамичным.

Позволяет «погрузить» дошкольника в предмет изучения, создать иллюзию соприсутствия, сопереживания с объектом.

Таким образом, при грамотном использовании технических средств компьютерные программы для дошкольников могут широко использоваться на практике без риска для здоровья детей.

Приоритетным направлением в работе с детьми компенсирующей направленности с ОНР, является развитие речи, а также психических процессов. Для достижения этих целей в своей работе использую различные формы, приемы, методы и средства обучения, а также применяю современные образовательные технологии, включая информационные образовательные ресурсы.

Важность и необходимость непрерывного и системного обучения в работе с детьми, имеющих речевые нарушения нельзя переоценить. Новые реалии жизни поставили нас – педагогов в такие условия, в которых мы должны осваивать новые формы обучения – дистанционного обучения (онлайн-занятия, с использованием образовательных платформ;. В своей практической деятельности использую различные онлайн – платформы длясоздания дидактических игр, которые повышаютэффективность работы с детьми по развитию речи, развитию психических процессов у детейс ОНР

В своей практической деятельности использую различные онлайн – платформы длясоздания дидактических игр, которые повышаютэффективность работы с детьми по развитию речи, развитию психических процессов у детейс ОНР.

От администратора сайта: если Вы желаете ознакомиться с полным текстом представленной публикации, Вы можете скачать её с сайта в полном объёме.

Скачать публикацию
Скачали: 145 раз(а)

Использование компьютерной игры «Баба-Яга учится читать» в работе логопеда



В современной логопедической практике специалисты всё чаще используют компьютерные технологии. Да это и понятно – таковы тенденции развития общества в целом. Многим известны такие программы, как «Дэльфа», «Игры для тигры», «Видимая речь» и другие. Но все они достаточно дорогостоящие. Их стоимость измеряется несколькими тысячами рублей. Не каждый логопед может позволить себе приобрести их в свою частную коллекцию.

Но есть и дешёвые компьютерные программы, которые себя уже зарекомендовали и пользуются популярностью среди логопедов и родителей, нравятся детям, эффективны в работе. Они не настолько комплексны по сравнению с вышеперечисленными, но тоже достойны внимания специалистов.

Мне бы хотелось остановиться на компьютерной обучающей игре «Баба-Яга учится читать», стоимость которой колеблется в районе 150 рублей.

Игра предназначена для детей старшего дошкольного возраста, но также эффективна при работе с учащимися первых классов, так как именно этот возрастной период (6-7 лет) является сенситивным (благоприятным) для обучения чтению. До этого каждый ребёнок владел только устной речью. А к 6-7 годам дети в норме готовы для освоения такого сложного психофизиологического процесса как чтение.

«Баба-Яга учится читать» в игровой форме помогает каждому ребёнку незаметно для себя перейти на новую ступень интеллектуального развития – овладение письменной речью. Но нельзя забывать: устная речь, звукопроизношение, пространственная ориентировка, фонематическое восприятие должны быть достаточно развиты к моменту начала обучения чтению.

Игра ориентирована на решение не всех аспектов, необходимых для успешного овладения навыком чтения. Но во многом она эффективна как для профилактики дислексии (специфическое нарушение процесса чтения), так и для обучения чтению.

Программа состоит из десяти игровых заданий. Каждое задание направлено на отработку определённых навыков и  процессов, которые необходимы для овладения чтением.

Приведённая ниже таблица отражает суть всех десяти заданий, из которых состоит обучающая игра «Баба-Яга учится читать».

Название
игры
(условное)

Примерная инструкция

Что
отрабатывается

«Гуси»
Расположи буквы в нужном порядке, чтобы получилось слово
Синтез
«Ворон»
Щёлкай по буквам, что в обратную сторону написаны
Профилактика оптических нарушений
«Липа»
Щелкни по двум жукам с одинаковыми буквами
Память
«Болото»
Помоги Мишутке из двух слов выбрать правильное
Внимание, чувство рифмы
«Белка»
Замени букву, чтобы получилось нужное слово
Анализ
«Река»
Собери слово из слогов
Синтез
«Окошко»
Собери букву из частей
Зрительный гнозис
«Муравей»
Укажи букву, с которой начинается название предмета на рисунке
Анализ
«Заяц»
Поставь слова в правильном порядке

Память,
чувство рифмы

«Ёжик»
Если в слове убрать лишние буквы, то получится другое слово
Анализ

Предложенные игровые задания разного уровня сложности. Порядок игр следует задавать логопеду, чтобы придерживаться принципу «от простого к сложному»

Важно, что на каждой игре можно останавливаться неограниченное число раз

Всё зависит от того, на что специалист намерен акцентировать своё внимание в процессе работы

Игра «Баба-Яга учится читать» одинаково подходит для детей, знающих и незнающих буквы, так как есть замечательный «Букварик», где можно прослушать стихи про каждую букву алфавита и закрепить их зрительные образы. Есть и «Слогарик», в котором можно поупражняться в составлении слогов.

Работа с данной программой эффективна как на индивидуальных занятиях (за компьютером находится ребёнок), так и на групповых (за компьютером – логопед). Специфика групповых занятий – активизация психических процессов, так как каждому хочется первому и правильно ответить.

Вся игра – один захватывающий мультфильм из десяти серий. Ребёнок живёт в волшебном мире, обучаясь сложному психофизиологическому процессу – чтению.

После успешного прохождения всех десяти туров, последовательность которых задаёт логопед, игроков ждёт награда, что немаловажно для создания положительной мотивации. Но любая даже самая совершенная компьютерная программа не может дать столько, что способен дать высококвалифицированный специалист

Современные компьютерные технологии – лишь средства, вспомогательный обучающий материал, новые методы работы

Но любая даже самая совершенная компьютерная программа не может дать столько, что способен дать высококвалифицированный специалист. Современные компьютерные технологии – лишь средства, вспомогательный обучающий материал, новые методы работы.

Разновидности

Сейчас существует большое количество разнообразных речевых тренажеров, которые можно сделать самостоятельно. Но есть игры, хорошо зарекомендовавшие себя среди специалистов:

  • «Мир за твоим окном» − предназначена для старших дошкольников и младших школьников, имеющих нарушения слуха, речи и ЗПР (задержку психического развития). С ее помощью выявляют и преодолевают трудности в овладении мыслительными операциями и коммуникативной деятельностью. Ее используют в специализированных коррекционных учреждениях, ПМПК и центрах реабилитации.
  • «Демосфен» − применяют в работе с детьми с заиканием. С ее помощью вырабатывают специальные связи с ЦНС (центральной нервной системой), позволяющие осознанно контролировать темпо-ритмическую сторону. Процесс основан на визуализации речи.
  • «Уроки мудрой совы» − помогает преодолеть дисграфию и дислексию.
  • «Учимся с Логошей» − подготавливает детей к обучению в школе.
  • «Dizartria. NET» − эту программу используют только для коррекции дизартрических расстройств. Она помогает нормализовать функционирование речедвигательных центров коры головного мозга; сформировать сильный выдох; скорректировать просодическую сторону речи.
  • «Игры для Тигры» − данная программа была создана на основе авторских коррекционных методик известных логопедов. С ее помощью можно исправить не только звукопроизношение и просодику, но и поработать над лексикой и фонетико-фонематическими процессами. Ее применяют логопеды и воспитатели в детских садах.
  • «Солнечный замок» − упражнения направлены на коррекцию фонетико-фонематических процессов. Эту игру можно использовать при работе с детьми начиная с младшего дошкольного возраста, и заканчивая учениками начальной школы, имеющими любые речевые дефекты.
  • «Дельфа-142» − данный логопедический тренажер направлен на совершенствование всех сторон речи, в том числе и письменной. Поэтому его можно использовать при работе со школьниками.

Интерактивные технологии упрощают процесс обучения, дают дополнительную мотивацию детям. В играх главными героями могут выступать знакомые ребенку персонажи, что только еще больше заинтересует его. Они могут быть построены как в виде квеста (нужно решить одно задание, чтобы получить доступ к другому), так и малышу нужно просто «поймать» нужный звук.

Использование ИКТ в работе с дошколятами формирует у них навыки компьютерной грамотности и разумного отношения к подобным играм. Интерактивные тренажеры являются эффективным средством для совершенствования речевого развития, если они подобраны с учетом особенностей ребенка.

Рекомендации по их применению

Использовать лишь ИКТ (информационные компьютерные технологии) на логопедических занятиях нельзя, потому что это вредит зрению и ребенок может устать от работы с компьютером, пусть он и играет за ним. Соблюдая определенные рекомендации, их применение будет продуктивным и не нанесет вред здоровью:

  • Достаточно использовать 1-2 дидактических игры, длительность которых не будет превышать 5 мин.
  • Выбирать нужно в соответствии с целями и лексической темой занятия.
  • Их использование эффективно на этапах автоматизации и дифференциации.
  • Расстояние между экраном и глазами должно быть не меньше 50 см.
  • Во время игры у ребенка должна быть прямая спина.
  • После ее выполнения стоит сделать короткую зарядку.

Логопедические игры за компьютером должны облегчить процесс коррекции и сделать его продуктивнее, повысить заинтересованность ребенка в обучении. Но не нанося при этом вреда здоровью и не формируя зависимость от компьютера

Поэтому логопеду важно найти баланс между применением современных технологий и классических дидактических игр

Слайд 27ИГРОВОЙ ПОДХОД Игры «Стабиломера» для стабилоплатформ отличаются сказочным сюжетом и дружелюбными персонажами, которые

реагируют на действия ребенка. Игры работают без задержки даже на большом
экране, детально прорисованы и озвучены актерами. Это помогает специалисту заинтересовать ребенка,
легче объяснить задачу и убрать напряжение первых занятий.Ребенку интереснее пилить дерево, перемещаясь по стабилоплатформе, чем монотонно переносить
вес с одной ноги на другую. А когда ребенок заинтересован, то меньше отвлекается
и выполняет задания тщательнее.Детям проще понять игровые задания: привычнее действовать в игровом сюжете,
чем по абстрактным инструкциям. Чем проще понять правила, тем меньше стресса испытывает ребенок
и с большей охотой посещает занятия.Такой подход облегчает труд специалиста и мотивирует ребенка.

Игры в графическом редакторе Microsoft Power Point

Игра «У кого какой предмет»
Цель: автоматизация трудных звуков, развитие зрительного восприятия, прослеживающей функции глаз. Развитие мелкой моторики при работе с мышкой.
Ход игры: в нижней части монитора размещены изображения героев, в верхней части изображения предметов в названиях которых есть автоматизированный звук. Например «Ш» . Задание: «Распутай нитки и узнай, у кого какой предмет.».
Вариант игры:см. предентациюИгра «Четвертый лишний»
Цель: определение наличие звука в словах, дифференциация звуков, развитие зрительного восприятия. Развитие мелкой моторики при работе с мышкой.
Ход игры: На мониторе — карточка разделенная на четыре части. В каждой части предъявлены картинки, в названиях которых есть заданный звук. Ребенку предлагается посмотреть и определить, в названиях каких картинок есть заданный звук, какая картинка «лишняя» и с помощью инструмента «выделение» закрывать эту картинку черным квадратом, который расположен в правой части карточки.
Вариант игры:см. презентациюИгра «Построй дорожку»
Цель: автоматизация трудных звуков, развитие зрительного восприятия, прослеживающей функции глаз. Развитие мелкой моторики при работе с мышкой.
На мониторе — карточка разделенная на части. В каждой части предъявлены картинки, в названиях которых есть заданный звук. Ребенку предлагается посмотреть и определить, в названиях каких картинок есть заданный звук, с помощью инструмента «выделение» закрывать эту картинку кружочком, который расположен в правой части карточки. Например: «Помоги медведю дойти до Маши, а для этого закрой квадратом картинки , в названиях которых есть звук С». При правильном выполнением задания получается «дорожка» для нашего героя.

Использование компьютерных технологий и игр с мячом на логопедических занятиях.

Черепанова С.П.,

учитель-логопед высшей квалификационной категории, МБС(к)ОУ “Начальная школа –

детский сад № 152 IV вида” г. Перми.

В настоящее время одной из актуальных задач специальной

педагогики является повышение эффективности процесса коррекции нарушений языкового и

речевого развития у детей старшего дошкольного возраста. Своевременное проведение

коррекционной работы позволяет устранить причины потенциальной неуспеваемости детей

в школе и снизить риск их дезадаптации в новых социальных условиях.

Материал с сайта www.logoped.ru

Как отмечают многие авторы, применение компьютерной техники

позволяет оптимизировать педагогический процесс, индивидуализировать обучение детей

с нарушениями развития и значительно повысить эффективность любой деятельности (Р.Ф.

Абдеев, 1994; В.П. Беспалько, 2002; Е.И. Машбиц, 1986, 1988; О.И. Кукушкина, 1994;

И.А. Филатова 1993 и др.).

В своей работе в структуру логопедических занятий я включаю

цикл упражнений “Игры для Тигры”. Данная компьютерная логопедическая технология

делает образовательный процесс более эффективным и динамичным, по сравнению с

традиционными методиками, повышается мотивационная готовность ребенка к занятию, что

положительно сказывается на результатах работы.

Наряду с развивающими, воспитательными и образовательными

задачами у ребенка формируется психологическая готовность к использованию компьютера

как средства решения задач своей деятельности.

Игровые упражнения и игры с мячом сочетаются с текущей

логопедической работой и являются стимулирующим дополнительным коррекционным

средством, способствующим речевому и психомоторному развитию детей.

Кроме того игры с мячом удобны тем, что не требуют сложной

атрибутики, длительной подготовки к ним, больших временных затрат и могут быть

рекомендованы воспитателям и родителям.

Используя мяч в играх с детьми – логопатами, я обратила

внимание на то, что он, действительно, может быть прекрасным инструментом,

используемым в коррекционной практике.

Уникальное сочетание физических упражнений, “пропевание”

звуков, проговаривание стихов в ритм движений развивает речь, ритмическое чувство,

динамическую координацию, а также вызывает эмоциональный подъем, чувство радости и

удовольствия.

Значение игр с мячом в развитии детей с нарушениями

речи:

Игры с мячом отвлекают внимание ребенка от речевого дефекта и

побуждают к общению.

Освобождают детей от утомительной, неестественной для их

возраста неподвижности на занятиях.

Помогают разнообразить виды деятельности детей на

коррекционном занятии по всем разделам программы, включая в работу различные уровни

регуляции.

Развивают общую и мелкую моторику, ориентировку в

пространстве.

Помогают проводить работу над развитием просодических

компонентов речи.

Регулируют силу и точность движения.

Активизируют непроизвольное внимание и формируют

произвольное.

Развивают и нормализуют эмоционально – волевую сферу, что

особенно важно для гипервозбудимых детей. Развивают глазомер, силу, ловкость, быстроту

Развивают глазомер, силу, ловкость, быстроту

реакции.

Развивая мышечную силу, усиливают работу важнейших органов –

легких, сердца, улучшают обмен веществ.

Развивают коммуникативные навыки, снижающие проявление

робости и застенчивости.

Развивают внимание, память и восприятие.

Материал с сайта www.logoped.ru

Все это является необходимыми предпосылками для лучшего

функционирования речевых органов и оказывает положительное влияние на выработку у

детей правильных речевых навыков.

Предлагаем Вашему вниманию конспект логопедического занятия с

использованием компьютерной технологии “Игры для Тигры” и игр с мячом.

Стихи-рифмовки к конспекту занятия придумала Осташева Е.И., воспитатель высшей

квалификационной категории МАДОУ №106, г. Перми.

Список литературы:

Воробьева Т.А., Крупенчук О.И. Мяч и речь. – СПб.:

Дельта,2001.

Выгодская И.Г., Берковская Н.В. Звукоград, Буквоград,

Златоустия. Материалы для подготовки к обучению грамоте детей 5 – 7 лет. – М.:

ЛИНКА-ПРЕСС, 1999.

Лизунова Л.Р. “Компьютерная технология коррекции общего

недоразвития речи у детей старшего дошкольного возраста”: Учебно-методическое

пособие – Пермь: ПОИПКРО, 2005.

Тимотен Е.И. Формирование лексико-грамматических навыков на

занятиях по подготовке к обучению грамоте в условиях специальных групп детского сада

для детей с тяжелыми нарушениями речи. – СПб.: “Детство-Пресс”, 2002.

Воздействие компьютерных технологий на эффективность логопедической реабилитации детей с задержкой речевого развития

С развитием компьютерных технологий и программного обеспечения логопедическая реабилитация детей с задержкой речевого развития стала более эффективной. Преимущества использования ИКТ в работе с детьми, имеющими проблемы в речевом развитии, заключаются в следующих аспектах:

  1. Новые инструменты предлагают интерактивный подход к обучению и коррекционно-развивающей работе, что позволяет реализовать принципы системно-деятельностного подхода в образовании.
  2. Компьютерные технологии позволяют индивидуализировать программы реабилитации с учетом потребностей каждого ребенка.
  3. Использование ИКТ позволяет детям с проблемами в речевом развитии развивать коммуникативные навыки, такие как понимание речи и продуцирование высказываний. Многие специализированные программы и игры на компьютере и планшете помогают детям учиться читать, писать и говорить.
  4. Применение компьютерных технологий также может помочь ребенку развить социальные навыки, такие как умение сотрудничать, организовывать свои мысли и решать возникающие учебные проблемы. Например, онлайн-игры могут помочь детям научиться работать в команде и общаться с другими игроками.
  5. Внедрение ИКТ также может помочь детям развивать моторные навыки, необходимые для улучшения речевого развития. Для этого можно использовать игры с использованием сенсорных планшетов или развивать эти навыки с помощью контроллера движения.
  6. С помощью различных игр, активностей и программных средств можно повысить мотивацию и интерес ребенка к учению. Это поможет ему стать более заинтересованным в процессе решения задач и достигать успехов.
  7. ИКТ помогает детям повторять фразы и слова, настраивать и ускорять работу по формированию правильного произношения. В итоге, эти навыки автоматизируются и становятся более устойчивыми.

Одним из наиболее эффективных инструментов в логопедической реабилитации являются компьютерные игры. Они предлагают более интересную и захватывающую форму занятий, которая может повысить мотивацию и увлеченность ребенка. Кроме того, компьютерные игры могут быть адаптированы в зависимости от уровня речевого развития ребенка и могут быть использованы для развития различных аспектов речи, включая фонематическое восприятие, лексические навыки и грамматику.

Другими инструментами логопедической реабилитации на основе компьютерных технологий являются программы для тренировки артикуляции и интонации. Эти программы позволяют детям работать с несколькими звуками и словами одновременно, давая им возможность повысить скорость и точность артикуляции.

Таким образом, компьютерные технологии в логопедической реабилитации детей с задержкой речевого развития позволяют создавать более эффективные индивидуальные программы реабилитации, которые могут существенно повысить результативность коррекционно-развивающей работы.

Слайд 9СТАБИЛОПЛАТФОРМАДоказано, что есть прямая взаимосвязь между развитием речи и моторики. Занятия

на
стабилоплатформе активно задействуют опорно-двигательную систему и высшие психические функции.
За счет этого происходит комплексное воздействие на развитие речевых центров.Стабилоплатформа основана на технологии биообратной связи (БОС) по опорной реакции. Это значит,
что платформа отмечает, где находится центр тяжести человека, который на ней стоит. Когда человек
качается с пятки на носок или переносит вес тела с одной ноги на другую, то центр тяжести смещается,
и платформа это регистрирует.Платформа настолько чуткая, что замечает малейшие изменения. Например, когда человек опускает
взгляд или крутит головой, то непроизвольно меняет позу и центр тяжести смещается.
Платформа зафиксирует и эти изменения.Такая технология позволяет проводить интерактивные тренинги с метрономом
и мозжечковую стимуляцию (балансотерапию).

Методика применения компьютерных игр в детском саду компенсирующего вида

В начале занятия с детьми проводится краткая тематическая беседа, выявляются представления детей по теме, затем мы приступаем к играм.
Одна игра содержит несколько заданий, но их количество зависит от индивидуальных возможностей ребенка. На занятии используется не более одной компьютерной игры.
Во время игр ребенок не только получает знания, у него развивается логическое мышление, мелкая моторика, так как управление компьютерной мышью требует определенных усилий и скоординированных действий.
Старт игры можно обеспечить с любого компьютера или с интерактивной доски. Все игры создаются в программе Power Point. Сначала подбираются, сканируются иллюстрации или скачиваются из интернета. Затем помещаются в базу данных компьютера, определяются цель и правила игры, готовятся слайды.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Родительские хроники
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: