Методическая копилка в детском саду (доу)

Где и как могут проходить семинары и практикумы

Семинары можно использовать как эффективные средства подготовки педагогического состава детского дошкольного учреждения и как способ развития творческих способностей сотрудников. Они могут проводиться на самых разных уровнях – начиная с самого ДОУ и завершая крупными собраниями на районном, областном или общегосударственном уровне.

Обычно семинары, проводимые в детских садах, касаются более конкретных актуальных тем или же связаны с вопросами внедрения теории в практику, в частности, с новыми требованиями законодательства. Если же речь идет о семинарах, организуемых специализированными предприятиями, то они могут касаться более широких вопросов, например, социализации воспитанников из разных социальных слоев общества или психологической разгрузки сотрудников ДОУ.

В ряде случаев можно пройти семинары для воспитателей детского сада бесплатно. В сети можно найти сайты с полезными публикациями по этому направлению, которые могут использоваться педагогами и воспитателями детских садов в качестве основы для самообразования и саморазвития.

Виды игровой деятельности

Первично все игры можно разделить на две большие группы, различающиеся формой активности детей и участию в них взрослых.В первую группу самостоятельных игр входят такие занятия, в подготовке и проведении которых непосредственного участия взрослые не принимают, а на первый план выдвигается активность самих детей. Они сами ставят цели игры, развивают её и самостоятельно действуют. В подобных играх дети могут проявлять инициативу, что повышает уровень развития их интеллекта. Сюда же можно отнести сюжетные и познавательные игры, направленные на развитие детского мышления.Во вторую группу входят обучающие игры, требующие участия взрослого человека, который устанавливает правила игры и направляет работу детей вплоть до достижения требуемого результата. Цель этих игр состоит в обучении, воспитании и развитии ребёнка. В эту группу входят игры-драматизации, игры-развлечения, подвижные, дидактические, музыкальные игры. С обучающих игр деятельность ребёнка проще плавно переводить к процессу обучения. В этой группе обучающих игр можно выделить много разновидностей с различными целями и сценариями.

Структура игровой деятельности ребенка дошкольного возраста

Основные структурные элементы игровой деятельности (игры) ребенка дошкольного возраста следующие.

Игровой замысел – это обобщенное определение того, во что планируют играть дети.

Игровой замысел состоит из игрового содержания (сюжет) и роли. Именно они представляют собой стержень всей игры. Содержание игры и распределение ролей дети устанавливают посредством речевого взаимодействия.

В зависимости от игрового замысла, игры подразделяют на группы отражающие бытовые, созидательные и общественные действия, а также традиции и праздники.

Содержание игры (сюжет) – это то, что является основой самой игры, определяющей развитие и многообразие игровых действий.

Именно содержание игры привлекает детей, побуждает их к игровым действиям. Выбирая для себя игру, дети в первую очередь ориентируются на ее содержание. Кто-то любит игры с приключенческим сюжетом, кому-то близки бытовые игры и т.д.

Роль – это определенное образ, который ребенок воплощает в игре.

Исходя из содержания игры, ребенок выбирает для себя ту роль, которая ему больше всего нравится, которую он стремится сыграть. Разыгрывание ролей помогает детям «примерить» разнообразные социальные образы, «проникнуть» в мир взрослых и т.д. Если содержание и роль близки ребенку «по духу», отвечают его интересам м потребностям, то он может играть в данную игру ежедневно.

Игровые правила – это определенные нормы, соблюдаемые детьми в процессе игровой деятельности, от четкости выполнения которых, зависит ход и развитие игры.

Наличие в игре содержания (сюжета) и ролей, обуславливает обязательное установление определенных правил, которые позволяют игре быть устойчивой, развиваться и постепенно усложняться. В этом случае игра приносит детям дошкольного возраста не только радость, но и способствует их развитию, усвоению ими различных знаний, умений и навыков.

Правила могут быть установлены детьми самостоятельно, в том случае, если игра возникает спонтанно, она придумана детьми или за основу взята какая-то уже известная игра. Дети, устанавливая свои правила, заранее их обговаривают и обсуждают, только после этого приступают к игре. Кроме того, правила могут быть озвучены детям взрослыми (педагогами), в том случае когда они еще только учатся играть. Необходимо отметить, что ряд игр подразумевает строгое соблюдение правил, так как от их выполнения зависит течение игра, а в некоторых играх правила могут быть изменены детьми самостоятельно и это не отразится на игре отрицательно.

Игровые предметы – это атрибуты, которые используются с целью совершения игровых действий.

В качестве игровых предметов могут выступать игрушки, либо предметы заместители. Особую роль в развитии ребенка дошкольного возраста имеют предметы-заместители, которые способствуют развитию воображения и мышления ребенка.

Реальные взаимоотношения между участниками игры — это отношения, которые установлены между детьми в реальной жизни, от них зависит не только успешность игры, но и ее возникновение.

В том случае, если между детьми установлены дружеские взаимоотношения, то дети легко и непринужденно вступают в игровые действия, самостоятельно распределяют роли и устанавливают правила. Если между детьми нет дружеских взаимоотношений, то спонтанное возникновение игры между ними не возможно, так как нет общих интересов и стремлений.

Назначение семинаров практикумов

Семинар – это интерактивная форма обучения с высоким уровнем эффективности. С его помощью можно успешно решать многочисленные сложные задачи, а также глубоко и со всех сторон изучить рассматриваемый на семинаре вопрос. 

Любой семинар практикум в детском саду для воспитателей ставит перед собой конкретные задачи и цели. Он не может иметь абстрактного назначения, так как предполагает внедрения в практическое использование в ДОУ конкретного знания и умения.

Основными задачами семинаров практикумов являются следующие:

  • Развитие творческой фантазии и мышления.
  • Совершенствование знаний и умений.
  • Ведение дискуссий и обсуждений.
  • Создание и обсуждение проблемных ситуаций для их коллективного решения.
  • Формирование грамотных рекомендаций.

Для того, чтобы такой семинар не был простой отметкой о проведенном мероприятии, его тема должна быть актуальной именно для конкретного учреждения

Например, в детском саду, где воспитываются дети с ограниченными возможностями по слуху, важной темой для такого собрания может быть использование изобразительных средств для развития у детей ассоциативных связей между названием и окружающей предметной средой

Также тема семинара не должна быть формальной, то есть на нем предполагается решение конкретных вопросов. Например, если речь идет о внедрении требований ФГОС и профессионального стандарта воспитателей ДОУ, рассматриваться должны такие вопросы, которые в первую очередь интересны и не совсем понятны собравшимся. Задачей семинара должно быть получение практических знаний по использованной теме, что позволит внедрить их в свою повседневную практику в работе группы и всего детского сада в целом.

Воздействие игры на становление разнообразных психических функций организма

Место игры в жизни дошкольника

Игра в том или ином виде практически постоянно присутствует в жизни ребенка дошкольного возраста. Подавляющее большинство действий происходит в игровой форме, даже обычные бытовые и воспитательные. Значительно проще уговорить дошкольника поесть или лечь спать, используя игровые элементы.

Через игровые действия дошкольник познает реальные отношения людей, многому научается и всесторонне развивается. С помощью игры происходит психическое развитие, социализация дошкольников, значительно расширяется кругозор и развивается речь, повышается физическая активность.

Через игровую активность детям проще научиться понимать переживания и чувства других людей. Моделируя различные ситуации, которые они видели в жизни, и выполняя роли, дошкольники поневоле испытывают те чувства, которые переживаются и в реальной жизни.

Дополнительная польза – психотерапевтический эффект

Взаимодействия с игрушками или друзьями научают сопереживать, помогают избавиться от отрицательных эмоций, выплеснуть огорчения и переживания, что важно для детей, чьи психологические особенности делают их восприимчивыми к обидам и страхам

Этапы развития игровой деятельности детей дошкольного возраста

Этапы развития игровой деятельности у детей дошкольного возраста:

  • Первый этап – основное содержание игры представлено совершением разнообразных игровых действий с использованием предметов. На данном этапе ребенок только овладевает игровыми действиями, учится играть. Используя предметы, он многократно совершает элементарные игровые действия, тем самым доводя их до совершенства. Основным партнером по играм является взрослый, который показывает новые игровые действия. Сюжета в игре еще нет.

  • Второй этап – основой игры по-прежнему остается игровой предмет, однако действия с ним приобретают определенную последовательность и складываются в простой сюжет. Постепенно игровая последовательность с предметом трансформируется в игровые правила. Партнером по играм может быть уже не только взрослый, но и сверстник. Однако игровые объединения кратковременны. На данном этапе у детей проявляются предпочтения в играх, понравившиеся им игры они проигрывают многократно. Помимо любимых игр, у детей появляются и любимые игрушки. В заключение этого этапа дети выбирают себе 2-3-х партнеров, с которыми им больше всего нравится играть.

  • Третий этап – основное содержание игры так же ориентировано на выполнение действий с предметами. Однако выполняемые действия расширяются и направлены на установление контактов с партнерами по игре. На данном этапе перед началом игры дети обозначают правила и распределяют роли, подбирают необходимые игрушки. Логика, характер действий и их направленность определяются ролью и становится основным правилом. Продолжительность игры увеличивается. Сюжеты становятся более разнообразными.

  • Четвертый этап – основным содержанием игры является отражение взаимодействий и отношений между игроками. Тематика игр весьма обширна и зависит от жизненного опыта ребенка. Взаимодействуя друг с другом, дети делятся своим опытом и получают новый. Игры одного содержания не только длительно повторяются, но и развиваются, обогащаются, существуют продолжительное время. На данном этапе ярко проявляются индивидуальные особенности игровой деятельности и игрового творчества каждого ребенка.

Игра и развитие детской речи

Игра значительно влияет даже на развитие речи ребёнка. Минимальный уровень навыков общения необходим уже для того, чтобы малыш мог уверенно подключиться к игровой ситуации. Благодаря необходимости объясняться с другими детьми стимулируется развитие связной речи. В игре, которая является в этом возрасте ведущей формой деятельности, усиленно развивается знаковая функция речи благодаря замещению одного объекта другим. Объекты-заместители служат обозначениями отсутствующих предметов. Знаком может служить любой реальный объект, замещающий другой объект. Объект-заместитель трансформирует словесное определение, связывая слово с отсутствующим предметом.
Благодаря игре ребёнок начинает воспринимать индивидуальные и иконические знаки. У иконических знаков чувственные свойства виртуально приближены к замещаемому предмету, а чувственная природа индивидуальных знаков мало связана с обозначаемым предметом.
Также игры важны для развития рефлексивного мышления. Например, играющий в больницу ребёнок плачет и страдает, словно пациент, хотя внутренне он получает удовольствие от исполнения роли.

Классификация игр дошкольников

Ход семинара психолога детского сада для воспитателей

1. Вступительное слово психолога

 Приветствие, сообщение темы.

2. Практическая работа «Географическая карта»

Задача: изобразить на бумаге объекты «Страны одаренных» и составить географическую карту:

Храм Логики;

Лес почемучек;

Долина Творчества;

Замок Фантазии;

Горы Возможностей;

Равнина Общения.

Вывод: Все объекты зря оказались в «Стране Одаренных».

Важнейшими характеристиками одаренности считают:

— развитие логического мышления, скорость и точность выполнения умственных операций;

-раннее проявление высокой познавательной активности;

-творческое выполнения задач;

-умение придумывать свои стихи, сказки, мелодии и песни.

-богатство словарного запаса, скорость и оригинальность вербальных ассоциаций;

-раннее проявление способностей: математических, конструктивно-технических, художественных, музыкальных, литературных и др.

3. Мозговой штурм

Вспомните, что такое задатки, способности, одаренность.

Психолог: «Но не все так прекрасно в нашем королевстве. Завились в Стране одаренных вирусы зависти, лени, обиды, гнева. И превратилась «равнина общения» в «поле одиночества», «лес почемучек» — в непроходимую чащу, «храм логики» разрушили, «долина творчества» заросла колючками, «замок фантазии» пал, «горы фантазии» стали опасными из-за угрозы схода снежных лавин.

Как нам восстановить эту замечательную страну? Пожалуй, как и в каждой сказке нам необходимо пройти через определенные испытания.

Давайте сначала восстановим «храм логики» (по мере выполнения заданий, педагог снимает закрытые объекты на карте).

4. Логические задачи:

Двое котят отправились в гости к бабушке. Первый поехал на автомобиле, а второй-на велосипеде. Какого из них бабушка увидит первым? Почему?

Лягушонок и Мишка играли у пруда мячиком. Вдруг он упал в воду. Кому легче достать мяч? Почему?

Утенок, Белочка и Синичка отправились на лодке в путешествие. Отплыли далеко от берега и вдруг вспомнили, что забыли на берегу пакет с конфетами. Кого послать за ним? Почему?

Ворона и Поросенок купили новые ботинки и начали их надевать. Кто обуется быстрее? Почему?

Сложное было задание? Именно такие задачи вам необходимо использовать в работе с детьми для развития логического мышления.

Мы продолжаем восстанавливать «Страну одаренных» и на очереди «равнина общения».

Задача: составить цепочку ассоциаций.

5. Упражнение «Созвездие талантов»

Каждый воспитатель получает написанное на бумаге словосочетание.

Задача: представить то, что написано на листе, и передать на рисунке.

Перечень словосочетаний:

веселый дом

больное дерево;

необычный подарок;

колючая кофта;

теплый дождь;

загадочный лес;

приятный запах;

неправильная тарелка;

печальная ворона;

надоедливая муха.

— Как вы думаете, упражнение «Созвездие талантов» является сложным? Можно использовать его в работе с детьми? Чем оно полезно для развития ребенка?

Итак, «долина творчества» снова расцвела.

Но на нашем пути «замок фантазии».

6. Упражнение «Кто такой? Кто такая?»

Воспитателям раздаются портреты взрослых людей или детей.

Задача: составить рассказ о человеке. Как его зовут, сколько ему лет, где он живет, что любит делать, с кем дружит и тому подобное.

«Замок фантазии» отстроили. Далее предлагаю заняться экстремальным туризмом, и наш маршрут пройдет через «Горы возможностей».

7. Упражнение «Минута славы»

Сегодня вы участники шоу «Минута славы», то есть имеете возможность показать свои способности.

Задача:

-пользуясь голосом, мимикой, изобразить любой персонаж из мультфильма;

-вылепить из пластилина героя сказки;

-создать архитектурный шедевр, пользуясь конструктором;

-сыграть мелодию на музыкальном инструменте;

— спеть колыбельную песню;

-создать картину, используя нетрадиционные техники рисования.

— Скажите, чем уникально это упражнение? Дает ли оно возможность каждому ребенку проявить свои способности.

8. Упражнение «Веселые почемучки»

— А сейчас мы направляемся в «Лес почемучек».

Задача: вспомнить и назвать самые интересные и оригинальные вопросы детей-воспитанников.

Психолог. — Наше путешествие в «Страну одаренных» оказалось интересным и достаточно содержательным. В завершение хочу предложить вам несколько советов:

Советы психолога воспитателям по работе с одаренными детьми

— Сотрудничайте с родителями одаренных детей;

— Поощряйте малышей — это стимулирует их к самосовершенствованию;

— Направляйте кипучую энергию дошкольников в нужное русло;

— Обеспечивайте благоприятную эмоциональную атмосферу;

— Будьте справедливы — ведь малыши очень уязвимы;

— Побуждайте детей к различным вопросам, конкурсам;

— Способствуйте развитию способностей детей, не забывая при этом развивать и свой талант.

Кому необходимы семинары практикумы

Так как педагогическая наука постоянно развивается, используются все новые системы, методики и направления работы, которые предстоит изучить и применить в своей деятельности практикующим педагогам и воспитателям. Это необходимо для того, чтобы прогресс в области педагогики не оставался лишь теоретическими достижениями, а оказывал непосредственное воздействие на практический процесс воспитания и обучения в детских дошкольных учреждениях.

Именно поэтому принимать участие в таких семинарах необходимо всем сотрудникам детского сада вне зависимости от занимаемой ими должности и наличия опыта работы. Даже если человек трудится воспитателем несколько десятилетий, это не означает, что ему не нужно самосовершенствоваться и профессионально развиваться. Зачастую этой категории сотрудников ДОУ такие практикумы жизненно важны, так как профессиональное обучение они проходили давно, в те времена, когда требования к преподаванию и воспитанию разительно отличались от современных. Семинары помогут им внедрить передовой опыт в свою повседневную деятельность, сделать ее современной, более качественной и продвинутой.

Столь же большое значение имеет семинар для начинающих воспитателей в детском саду. Только что закончившие среднее или высшее педагогическое учебное заведение, они имеют большой багаж знаний по своей профессии. Но это всего лишь теоретические выкладки, которые им еще предстоит применить к настоящей, реальной работе с детьми. Поэтому для них семинары практикумы являются жизненной необходимостью. На них начинающие воспитатели и педагоги обучаются применять свои знания в практических целях, узнают тонкости своей профессии, становятся настоящими сотрудниками детских образовательных учреждений.

Семинар практикум поможет систематизировать полученные знания и трансформировать их в специальные действия, направленные на достижение поставленной перед собой цели. Это эффективный способ обучения и самосовершенствования педагогов и воспитателей ДОУ.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Родительские хроники
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: