Введение
Актуальность
темы курсовой работы. Раннее детство
– это период физиологического и психического
становления ребенка. В этот период формируются
предпосылки для всего дальнейшее развитие
организма ребенка.
Особенности периода
раннего детства определяют задачи и средства
воспитания детей. Они находятся в ряду
общих задач воспитания детей и включают
физическое, умственное, нравственное
и эстетическое воспитание. Известно,
что сюжетно-ролевая игра в классификации
игровой деятельности считается наиболее
сложной, но и наиболее значимой для личностного
развития детей при вхождении их в мир
социальных отношений с окружающими их
людьми, природой. Дошкольный возраст
– период наиболее интенсивного формирования
мотивационной сферы, в это время возникают
личностные механизмы поведения, складываются
предпосылки к самоконтролю и саморегуляции.
Наиболее интенсивно и эффективно всё
это происходит в сюжетно-ролевой игре
(Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин)
Сюжетно-отобразительный
этап игры детей второго и третьего
года жизни создает возможность
для перехода к сюжетно-ролевой
игре.
Исходя из вышеизложенного,
определим цель
нашей работы: изучить сущность сюжетно-отобразительной
игры, на этой основе разработать план
по развитию сюжетно-отобразительной
игры у детей раннего возраста.
Объект
исследования: Игровая деятельность
детей
Предмет
исследования: Развитие сюжетно-отобразительной
игры у детей раннего возраста.
Элементы современных
педагогических технологий творческих
сюжетно-ролевых игр были заложены крупными
педагогами отечественной дошкольной
педагогики А.П. Усовой, Р.И. Жуковской, Д.В. Менджерицкой.
В исследованиях
отечественных психологов: Л.С. Выготского,
А.Н. Леонтьева, Д.Б. Эльконина, С.Л. Рубинштейн,
Бондаренко А.К., Матусик А.И. и др. полно
и подробно рассмотрены педагогические
и психологические основы игровой деятельности.
В этой связи особое значение приобретает
изучение становления игровой деятельности,
которое происходит в раннем возрасте.
Данные
авторы признавали необходимость руководства
сюжетно-ролевыми играми со стороны взрослого.
Они раскрыли три направления руководства:
приемы,
направленные на формирование игры;
приемы,
связанные с формированием инициативы
и творчества;
приемы,
направленные на формирование взаимоотношений.
Вышеназванные авторы выделяют следующие
этапы руководства игрой:
подготовительный
(обогащение впечатлениями на занятиях,
экскурсиях, целевых прогулках, создание
предметно-игровой среды);
основной этап (начало,
ход, конец игры, воспитатель использует
прямые и косвенные приемы);
участие
в игре (совет, напоминание и т.д.).
Среди
авторов современных педагогических технологий
игровой деятельности также выделяются:
Н.Я. Михайленко, Новоселова С.Л., Н.Ф.Тарловская,
Е.О. Смирнова, Г.М.Лямина и т.д.
Для
этих авторов характерна следующая позиция:
игре необходимо учить, сама по себе игра
и ребенок в игре без руководства развиваться
не будут.
Гипотеза исследования
– успешному развитию сюжетно–отобразительной
игры у детей раннего возраста будут способствовать
следующие психолого-педагогические условия:
- организация
развивающей среды, направленной на общее
развитие детей раннего возраста; - широкое использование
сюжетных игр, сгруппированных по логическим
приемам, на развитие которых они направлены; - обеспечение
максимальной самостоятельности ребенка
в процессе сюжетной игры.
Задачи:
- Изучить педагогическую
литературу по данному вопросу. - Провести
анализ педагогических приемов и методов
по вопросу организации сюжетно-отобразительной
игры в раннем возрасте. - Разработать
направления организации игр для детей
раннего возраста
по развитию
сюжетно-отобразительной игры.
1.2Особенности развития сюжетно-отобразительной игры у детей раннего возраста.
Сюжетно-отобразительный
этап игры детей второго и третьего
года жизни создает возможность
для перехода к сюжетно-ролевой
игре. Дети начинают передавать в игре
не только отдельные действия, но и
элементы поведения тех лиц, которые
совершали эти действия в жизни.
Появляется роль в действии, например:
“девочка, накрывая на стол, явно подражает
маме, на вопрос: “Кто ты?” отвечает:
“Я Юля”. Дети начинают обозначать словом
выполняемую в игре роль: я — шофер,
ты – мама.
Игровые действия
в сюжетно-отобразительной игре
претерпевают значимые изменения. Они
становятся более обобщенными, превращаясь
в условные действия. Часть игрушек
постепенно заменяется игрушками-заместителями
и воображаемыми предметами. Так,
ребенок к трем годам осознает
условность в игре, игровую воображаемую
ситуацию, заявляя: “это как будто”,
“это понарошку”. Ребенок может
показать себя зайкой, мишкой, лисичкой,
в помещении группы “поплавать”,
“походить на лыжах” и т.д.
У ребенка третьего
года жизни имеются два источника
игровых целей.
Первый источник
– действия взрослого, которые вызвали
у малыша вспышку интереса, привлекли
его внимание и побудили к похожим
действиям. Например, девочка несколько
дней подряд жарит яичницу, как мама
Вторым источником
игровых целей могут служить
для ребенка цели, которые специально
ставит перед ним взрослый. Этот
источник очень важен для развития
малыша, потому что, как уже отмечалось
выше, собственные игровые цели детей
еще очень ограниченны (ребенок
только и делает, что катает машину),
а у некоторых они отсутствуют
совсем.
Как же побудить
ребенка к тому, чтобы он принял
поставленную взрослым новую игровую
цель и начал самостоятельно реализовывать
ее.
Какие игрушки оптимально подойдут для сюжетно-ролевых игр?
Девочкам лучше всего подойдут домики, посуда, наборы для игры в доктора или парикмахера, туалетные столики для игры в косметический салон. Идеальным решением может стать покупка основных элементов для сюжетно-ролевых игр, от игрушечной кухни до игр в профессии.
Для мальчиков идеальным вариантом станут игры в мужские профессии и связанные с ними игрушки. Вживаясь в мужские роли, мальчики воспроизводят варианты поведения отца и других окружающих его мужчин, а также их ценности: смелость, отвагу, храбрость и т.д. Отличным выбором для сюжетно-ролевых игр для мальчиков станут игры с машинками и техникой или разнообразные наборы для мальчиков, от полицейских участков до рыцарских замков и пиратских кораблей.
Запомните, ваш ребенок – отличный режиссер. Основная задача родителей – создать правильные и комфортные условия для увлекательной игры. Дайте простор детской фантазии, и вы заметите, как преобразится ваш ребенок и насколько креативные решения он может придумывать.
От сюжетно-ролевых игр зачастую зависит формирование личности малыша и его умение общаться с другими людьми. Обеспечив ребенку условия для безграничного полета фантазии и развития мышления, вы помогаете ему вырасти успешным и гармоничным человеком.
Этапы ознакомления детей раннего возраста с ролевой игрой
В раннем возрасте дети постепенно осваивают ролевые игры. Освоение ролевой игры протекает в несколько последовательных этапов.
Этапы формирования ролевой игры у детей раннего возраста:
Этап первый. Знакомство с ролевым играми – происходит в рамках созданной взрослым предметно-игровой деятельности, в которой используются разнообразные игрушки, предметы и материалы.
Дети раннего возраста еще только учатся играть. В связи с чем, задача взрослого, научить ребенка играть игрушками, освоить действия-манипуляции с ними. Все это осуществляется в совместной со взрослым деятельности, посредством обследования качеств и свойств предметов и игрушек. Знакомя ребенка с игрушками, взрослый говорит ее название, какие действия с ней можно совершать, какими ролями может быть наделена игрушка. Важным является правильный подбор игрушек. В первую очередь игрушка должна побуждать ребенка к развитию.
Этап второй. Развитие самостоятельной игровой деятельности, которая проявляется в отобразительной игре – действия ребенка направлены на определение главных свойств игрушек и предметов, а также на достижение с их помощью конкретных результатов.
На данном этапе задача взрослого не просто знакомить ребенка с предметами и игрушками, говоря их название, необходимо обращать внимание детей на их целевое предназначение. Кроме того, необходимо постепенно знакомить детей со свойствами игрушек и предметами, внешними признаками и особенностями
Для успешного становления ролевой игры очень важно научить ребенка переносить имеющиеся у него знания с одного предмета на другой, а также обобщать собственные действия. Этап третий
Непосредственное развитие ролевой игры (конец первого года жизни – начало второго года) – у детей происходит формирование сюжетно-отобразительной игры, во время которой дети уже умеют активно отображать собственные впечатления, полученные в повседневной деятельности
Этап третий. Непосредственное развитие ролевой игры (конец первого года жизни – начало второго года) – у детей происходит формирование сюжетно-отобразительной игры, во время которой дети уже умеют активно отображать собственные впечатления, полученные в повседневной деятельности.
На данном этапе задачей взрослого является научить детей отражать различные жизненные ситуации, которые знакомы детям из личного опыта, в рамках игры. Немаловажным для этого этапа также является наличие необходимых игрушек и предметов, которые способны удовлетворить потребности детей в разыгрывании различных ситуаций (куклы, кукольная мебель, посуда, машинки, различные инструменты и т.д.). Взрослый ставит перед ребенком условно-игровую цель, которую он достигает посредством разнообразных игровых средств и способов, получая тем самым необходимый воображаемый результат.
Особенности ролевой игры, обусловленные возрастом детей
Особенности становления и развития ролевой игры детей раннего возраста обусловлены в первую очередь возрастными особенностями детей.
Основные особенности становления и развития ролевой игры у детей раннего возраста:
Большое значение, для успешного развития ролевой игры имеет правильно организованная игровая среда, а также подбор игрушек и предметов с учетом возрастных потребностей и возможностей детей.
Предметно-игровая среда должна содержать в себе игрушки и предметы рассосредоточено. Желательно поделить игрушки по тематике
В том случае, если ребенку попадает в поле зрения одновременно большое количество игрушек, его внимание рассеивается и ему становится сложно сосредоточиться на игре.
Тематическое деление игрушек и предметов – поможет ребенку не только правильно организовать ролевую игру, но и подскажет как выполнять те или иные действия. Кроме того, деление игрушек и предметов по тематике поможет детям выбрать тот вид игровой деятельности, который им кажется более привлекательным, поделиться на пары или группы по интересам, не мешать друг другу во время игры.
Игрушки или предметы, которые дети еще не освоили не нужно давать для самостоятельных игр, вначале взрослый должен показать игровые действия с ними
Это поможет сформировать не только правильное представление об игрушке, но и усвоить верные игровые действия с ней.
Как родителям поддержать сюжетно-ролевые игры ребенка?
Роль родителей в процессе игры скорее закулисная. Вы можете направлять ребенка, подавать ему идеи, наблюдать игру со стороны.
Для формирования правильных социальных моделей поведения основная задача родителей – создать условия для комфортной игры. Проследите за тем, чтобы в помещении было достаточно места и ничего не мешало увлеченному погружению в игру.
Если деткам сложно распределить роли самостоятельно – помогите им в этом. Разумеется, если ваш ребенок играет один, вы можете предложить ему подключиться и разнообразить игру, взяв на себя какую-то роль.
Еще одна задача родителей – обеспечить правильные и безопасные декорации для игры: игрушки, ткани, книги, наборы инструментов и другие элементы, которые могут потребоваться детям
Обратите внимание на качественные материалы, которые вы используете для игр.
Формирование предметно-игровых действий у детей раннего возраста
Какие способности развивает малыш в сюжетно-ролевых играх?
В процессе игры ребенок приобретает определенный опыт и входит в роли взрослого мира. Вы можете наблюдать, как интерпретирует малыш внешний мир, мир взрослых. Ребенок проигрывает ситуации так, как он их видит и чувствует. Так развивается его видение и понимание внешнего мира, а так же задач и ролей взрослых в повседневной жизни. Сюжетно-ролевые игры открывают безграничный простор для развития малыша по самым разнообразным аспектам. Именно в таких играх ребенок получает возможность многостороннего развития.
1. Умственное развитие
Сюжетно-ролевые игры – отличная площадка для умственного развития ребенка. Придумывание новых сюжетов и сценариев тренирует мышление и фантазию, помогает малышу генерировать новые идеи и показывать свое видение мира. Через сюжетно-ролевые игры помимо образного мышления тренируется так же логическое мышление. Например, играя в «Магазин», ребенок учится считать, а играя в «Школу» – писать.
2. Физическое развитие
Часто ролевые игры связаны с определенной подвижностью. В игре развивается мелкая и крупная моторика ребенка и его общая физическая форма. Например, игры с мелкими предметами, которые необходимо переставлять, передвигать, заменять и т.д. отлично развивают мелкую моторику. А активные игры, например, в «Полицию», когда малышу приходится применять всю свою сноровку и скорость, чтобы «обезвредить преступника», прекрасно тренируют крупную моторику, т.е. навыки ребенка перемещаться в пространстве с одновременной концентрацией всех органов чувств, умение координировать свои движения.
3. Нравственное развитие
В ролевых играх могут присутствовать как злые, так и добрые герои. Нравственное развитие ребенка в ходе игры строится на понимании, что такое хорошо и что такое плохо. Ребенок усваивает модели поведения положительных героев и учится давать оценку чужому поведению.
4. Эмоциональное развитие
В игре ребенок учится выражать свою точку зрения, свое видение мира. Эмоциональное развитие происходит благодаря играм в группе, когда ребенок усваивает принципы игры в группе, учится воспринимать чужое мнение и договариваться с другими детьми.
С какого возраста можно начинать сюжетно-ролевые игры?
Однозначного ответа на этот вопрос не существует, ведь каждый ребенок развивается индивидуально. В среднем такие игры начинают занимать малыша примерно с трех лет и могут продолжаться даже до окончания начальной школы.
Как определить, готов ли ребенок вживаться в роль и воспроизводить ее? Обратите внимание на несколько важных факторов. Играть в сюжетно-ролевые игры уже можно, если:
Играть в сюжетно-ролевые игры уже можно, если:
- Ваш малыш умеет придумывать действия для игры и распределять роли. Например, он говорит: «Давай поиграем в кошечек. Я — котенок, а ты — кошка-мама».
- Ваш малыш обладает достаточным словарным запасом, чтобы обсудить роли и правила игры (пусть даже на минимальном уровне).
- Ваш малыш в состоянии некоторое время придерживаться своей роли. Этот момент особенно трудно дается малышам.
Для дошкольного возраста сюжетно-ролевые игры оптимальны не только потому, что способны надолго занять ребенка увлекательным процессом. Игра создает все условия для развития креативности, воображения, мышления и развития речи. Кроме того, игры очень многое могут рассказать родителям, показывая все переживания ребенка, его страхи, заботы и потребности. Вам следует лишь внимательно наблюдать за малышом и делать выводы из его поведения в игре.
Условия, необходимые для развития ролевой игры у детей раннего возраста
Главным условием для успешного становления и развития ролевой игры у детей раннего возраста является организация совместной игры взрослого и ребенка. Это необходимо для того, чтобы ребенок раннего возраста мог усвоить правила организации и поддержания содержания игры, получить навыки по обыгрыванию различных ситуаций. Не всегда дети стремятся к игре по ролям, так как у них еще нет необходимых умений и навыков. Взрослому следует вовлекать ребенка в игру, путем создания различных интересных для него ситуаций.
В процессе совместной со взрослым игры, ребенок должен учиться воспроизводить в игре усвоенные ранее действия, при необходимости варьировать их.
Еще одним немаловажным условием развития ролевой игры у детей раннего возраста является то, что во время игр взрослый должен учить ребенка играть не только игрушками, но и предметами-заместителями, например, во время приготовления еды для игрушек использовать вместо ножа палочку.
Для освоения действий с предметами-заместителями, игра должна обязательно сопровождаться речью, которая направлена на оказание помощи по созданию образа.
Одним из наиболее эффективных методов по развитию ролевой игры у детей раннего возраста, является организация интересных и привлекательных показов-инсценировок. Например, взрослый показывает ребенку как одна игрушка умывает или кормит другую. Весь процесс представляет собой цепочку последовательных действий, сопровождаемых речью. В дальнейшем взрослый просит ребенка показать самостоятельно данную цепочку действий, так же с пояснениями.
Кроме использования игрушек и предметов-заместителей, в ролевой инсценировке взрослый может использовать настольный кукольный театр, сюжетно-дидактические игры и т.д. Особенно детей привлекает, если все совершаемые действия сопровождаются не речью, а стишками, песенками, потешками, прибаутками, скороговорками и т.д.
После показа или совместной игры, взрослый должен позволить ребенку самостоятельно поиграть с игрушками, опробовать полученные только что знаниями и умения.
Социальные роли в играх
Социальные роли (муж – жена, дочь – сын и т.д.) распределяются в самом начале игры. Так, девочки берут на себя роль домохозяйки, мамы, тем самым усваивая модели женского поведения.
Ролевые игры для девочек
Здесь уместно приобрести для девочки комплект кухонных игрушек, а еще лучше – полноценную детскую кухню или кукольный домик, где ваша дочь станет полноправной хозяйкой. Вы только представьте, сколько счастливых минут проведет ваша малышка, готовя игрушечные бутерброды и супчики для всей семьи и укладывая кукол спать в настоящем мини-домике.
Ролевые игры для мальчиков
Для мальчиков оптимальным выбором станут игрушки с мужским вектором, например, машинки, конструкторы или набор игрушечных инструментов.
С недавних пор в детских магазинах стали появляться домики для мальчиков. Мы уже писали об этом тренде в одной из предыдущих статей «Можно ли покупать игрушечный дом мальчику?». Такие домики выполнены в виде парковок, электростанций, автозаправочных станций и т.д. и дают огромный простор для игры.
Сюжетно-ролевые игры помогают ребенку вжиться в образ другого человека. Сначала полицейский, потом доктор, сначала мама, потом воспитательница – ребенок перенимает различные варианты взглядов на мир и пытается понять и вжиться в образ так, как его понимает детское сознание.
В ролевой игре ребенок тренирует свое социальное поведение
Ему важно научиться договариваться с другими о том, во что играть и как распределены роли. Так малыш соотносит себя с группой, учится толерантному отношению к другим людям, при этом открыто выражая свои идеи и представления об игре.
Усваивая модели поведения взрослых и идентифицируя себя с женским или мужским полом, через сюжетно-ролевые игры дети усваивают образцы поведения, которые станут основой характера человека в будущем. Далее мы взглянем за кулисы детских сюжетно-ролевых игр, а именно – на поведение родителей и позицию в играх.