Свойства внимания
Итак, какие же важные стороны внимания должны быть развиты, чтобы можно было назвать ребенка внимательным?
Произвольность – умение осознанно направлять внимание на нужный объект. Это один из важнейших навыков, позволяющих усваивать материал на уроках.
Концентрация – способность преднамеренного сосредоточения на чем-либо
Здесь важную роль играет мотивация. Концентрировать внимание ребенок учится посредством своего сознания. Считается, что в среднем человек может концентрироваться около 40 минут – это как раз время школьного урока.
Объем внимания – то есть количество одновременно удерживаемых сознанием предметов в поле зрения. Другими словами, способность длительно сосредотачиваться на нескольких объектах. Чем их больше и время дольше, тем выше объем внимания.
Устойчивость – умение длительно сосредотачиваться на одном предмете, не переключаясь на другой. Устойчивость дает возможность открывать в привычных вещах все новые свойства и качества. Если ребенок не концентрирует внимание на объекте, постоянно отвлекается от него, внимание считается лабильным.
Переключаемость – способность целенаправленно изменять фокус внимания. Переключаемость обусловлена внешними обстоятельствами, влиянием более значимого объекта и характеризуется преднамеренностью. В противном случае мы получаем не переключаемость, а обычную отвлекаемость. Переключаемость важна для смены деятельности.
Распределение – умение сконцентрировать внимание одновременно на нескольких примерно одинаковых по значимости объектах. Добиться этого бывает нелегко, человек быстро устает от необходимости постоянно удерживать в фокусе все предметы.
Избирательность – способность сознания выделять более значимую часть или свойство объекта, явления, поставленного вопроса. Избирательность особенно важна при решении математических задач.
Как избавиться от проблемы?
Стоит отметить, что в некоторых случаях дети перерастают СДВГ. Но такое возможно только при условии длительной и постоянной работы врачей, родителей и близких.
Вот какие меры может включать в себя лечение синдрома рассеянного внимания:
Приём некоторых препаратов. Он необходим только в случае явных и серьёзных отклонений и нарушений. Детям могут назначаться успокоительные средства. Приём сильнодействующих препаратов в детском возрасте опасен и вреден. Любые средства должен назначать врач.
Изменение образа жизни, режим. Так, если ребёнок в школе не может усидеть на месте и сильно отстаёт от своих сверстников, то есть смысл перейти на домашнее обучение. Индивидуальный подход и корректировка программы обучения позволят сделать процесс максимально комфортным для ребёнка и эффективным
Крайне важно правильно организовать режим дня. Его соблюдение поможет дисциплинировать ребёнка и приучить его к порядку.
Специалист должен дать консультацию родителям и рассказать, как лучше всего организовать деятельность чада, как вести себя в тех или иных ситуациях
Во-первых, не стоит принуждать ребёнка к чему-то, это будет его только злить. Во-вторых, запаситесь терпением и не нервничайте, иначе и чадо будет нервным. В-третьих, всегда показывайте чаду, что вы любите его.
В некоторых случаях требуются регулярные посещения психолога, определённые занятия и упражнения.
Помочь может спорт. Он обеспечит выход энергии и позволит дисциплинировать ребёнка.
Давайте ребенку возможность расслабиться
Жизнь — это не только гонка за знаниями и оценками! Важно уметь отдыхать и отбрасывать заботы, качественно перезагружаться. Пусть хотя бы раз в неделю, на выходных, у ребенка будет время, когда он чувствует себя максимально расслабленным и свободным от всех своих обязанностей
Это может быть поход в бассейн, вылазка на природу или просто визит к друзьям, в обществе которых вашему сыну или дочери комфортно находиться.
Детей также можно учить медитации: она отлично помогает справиться с гиперактивностью, улучшает внимание, развивает эмпатию, помогает при стрессе и депрессии у школьников и улучшает успеваемость в области точных наук. Медитация для детей — это комплекс дыхательных упражнений и практики с воображением, их легко можно отыскать в интернете.
Онлайн шахматная школа «Крылья»
Занятия для взрослых и детей https://wingsofchess.com/
Как проявляется?
Как же проявляется синдром рассеянного внимания у детей? Перечислим некоторые возможные признаки такого состояния:
Ребёнок не может концентрировать своё внимание на чём-то одном. Это приводит к ошибкам при выполнении как школьных заданий, так и домашних простых обязанностей.
Может показаться, что ребёнок не слушает вас или не понимает, о чём вы с ним разговариваете.
Неусидчивость, невозможность и нежелание сидеть на одном месте и долгое время заниматься каким-то одним определённым делом.
Трудности в соблюдении инструкций, указаний, предписаний.
Сложности в самоорганизации и самоконтроле.
Беспорядок в комнате и на рабочем месте.
Ребёнок быстро отвлекается.
Нередко наблюдается забывчивость
Но связана она не с проблемами с памятью, а именно с невозможностью концентрироваться на чём-то одном.
Чадо часто теряет или забывает свои вещи.
Кажется, что ребёнок нецелеустремлённый, но на самом деле он просто не понимает, как идти к своей цели до конца, так как не может сконцентрироваться на ней.
Трудности во взаимодействии со сверстниками, с учителями, с родными и близкими.
Проблемы с поведением. Нередко дети с синдромом рассеянного внимания непослушные, шумные, грубые, делают всё назло.
Тревожность.
Беспечность, небрежность.
Ребёнок постоянно крутится, не может сидеть на одном месте, дрыгает ногами и руками, встаёт с места (даже когда это запрещено), пытается залезть куда-то, что-то сломать.
Нередко такие дети очень болтливы, но при этом не могут поддержать разговор на одну конкретную тему.
На вопросы ребёнок отвечает, не дослушав их до конца.
Нетерпеливость. Например, стояние в очереди или ожидание – это настоящие испытания для такого ребёнка.
Нередко дети с синдромом дефицита внимания навязчивы и могут казаться невоспитанными.
В чем заключается проблема
Столкнувшись с подобной проблемой, не стоит паниковать, так как главная причина заключается в созревании человеческого мозга. Кроме того, особенности детского мозга таковы, что усваивая в течение дня самую разную информацию, требуются действия класса увидеть-потрогать. Он может отвлекаться на различные сигналы, такие как:
незнакомые и знакомые звуки; привлекательные визуальные образы; привлекают его внимание и действия других людей, как сверстников, так и взрослых. Ребенок в возрасте от 6 до 8 лет еще может ощущать себя маленьким, воспринимать учебу как игру
Именно отсюда и практически полное отсутствие усидчивости и внимания
Ребенок в возрасте от 6 до 8 лет еще может ощущать себя маленьким, воспринимать учебу как игру. Именно отсюда и практически полное отсутствие усидчивости и внимания
У многих из тех, кто пошел в школу, эти навыки постепенно появляются, так как они осознают важность происходящего, но есть и такие дети, для которых школа является продолжением садика и вот тут с ними придется позаниматься дополнительно. Ведь постоянные замечания со стороны учителя могут выработать у них чувство неуверенности в своих способностях, что впоследствии может стать серьезной преградой для дальнейшего успешного развития личности
Обучение в процессе игр
Самый лучший способ обучения ребёнка – игра. Предлагаем игровые занятия для освоения счёта:
- Кубики. Их можно не только пересчитывать, но и использовать для построения башенок, линий или фигур.
- Конструктор «Лего». Малышу лучше предложить вариант с крупными и яркими деталями: они более безопасны и просты в восприятии.
- Игра в магазин. Можно использовать игровой набор с детскими монетками или же подручные предметы и материалы, например, вырезанные из картона кружочки или квадратики. Пусть ребёнок придёт в имитированный магазин и попросит что-то. А вы назовите цену – количество монеток или купюр от 1 до 10.
- «Ячейки». Смастерите ячейки из коробки и картонных полос или же возьмите готовый аксессуар, например, органайзер для носков или контейнер для яиц. Просите малыша укладывать небольшие предметы в ячейки и считать их. Потом можно убирать элементы и вести счёт снова.
- «Дай мне». Просите малыша давать разное количество предметов.
1 этап. Атмосфера
Перед тем как начать какое-то действие мы всегда начинаем с подготовки: настраиваемся, подготавливаем все необходимые предметы, которые должны быть рядом для выполнения задания.
Так, например, не имея масла, не сделать масляный крем, когда нет важного ингредиента в блюде, его просто очень сложно приготовить. Поэтому в первую очередь нужно не только настроить ребенка морально на работу, но его рабочее место
Свое то понятно мы можем убрать спокойно, а вот для ребенка уборка — это такое же дело. Постарайтесь приучить ребенка делать уборку с удовольствием (в этом помогут танцы и музыка во время уборки, соревновательный процесс – кто быстрее уберет и т.д.). Со временем малыш сам начнет убирать свое рабочий стол.
Все должно быть на своих местах. В связи с выполнением какой-то задачи это подразумевает то, что все необходимые вещи находятся рядом, а ненужные убраны в нижний ящик. Т.е. у вашего ребенка на столе не должно быть ничего лишнего: если компьютер не нужен – пусть ребенок его отключит, если нужен, то не сверните, а закройте все ненужные вкладки. Пусть ребенок уберет телефон, если ему нужен калькулятор, то купите, они стоят недорого, но вы сэкономите ребенку время при работе. Он перестанет отвлекаться на телефон.
Для мозга такие вещи, как телефон, шоколадка на столе – приносят сиюминутную радость, и конечно же, выбор между работой и смс – падет на второе. Или между просмотром видео и домашним заданием – ребенок выберет первое.
Укрощаем рутинность в делах детей.
Избавиться от соблазна. Это дело, действительно нужное. Если от любимых и более простых занятий ребенку сложно абстрагироваться в своей комнате отправьтесь с ним на кухню, но не готовьте в этот момент.
В случае если ребенок занимается с помощью интернета, то установите для него специальные расширения браузера, которые блокируют все отвлекающие моменты. Установить их не сложно, да и ребенку потом будет тяжело отвлечься на рекламу, игры и другое, когда браузер просто не дает такой возможности.
Еще научите малыша использовать один прием. Пусть у него под рукой будет блокнот и ручка. И как только в его голове будет появляться мысль о том, что нужно еще что-то делать, сразу же пусть записывает это на листе бумаги.
Очень хорошо помогает приложение Cold Turkey Writer в том случае, если малышу нужно написать сочинение или доклад в печатном виде. Это приложение превращает компьютер в печатную машину, пока не закончится лимит набранных слов или время. Очень удобно для тех детей, которые участвуют в литературных конкурсах, состоят в школьной газете.
Еще хорошо помогает сосредоточиться музыка со звуками природы: шум прибоя, дождь, гром, пение птиц.
Как развить концентрацию внимания?
Для развития внимания отлично подходят следующие задания:
— лабиринты;
— найди различия между картинками;
— исправление ошибок в тексте;
— описание картинки по памяти;
— кроссворды;
— раскраски с мелкими деталями;
— соединение точек по номерам;
— паззлы;
— поиск мелких предметов на картинке
Прежде чем выполнять данные упражнения, необходимо учитывать несколько важных правил:
— заранее четко и ясно объясняйте, какая перед ребенком стоит задача, чтобы не отвлекать его подсказками во время выполнения;
— выбирайте задание, которое будет соответствовать уровню языка, чтобы не уменьшить мотивацию;
— соблюдайте регулярность выполнения упражнений
Первое время постарайтесь создать атмосферу, в которой не будет никаких отвлекающих факторов, чтобы ученик полностью погрузился в учебу. Со временем, когда вы будете понимать, что у ученика хорошо получается выполнять данные задания, введите несколько отвлекающих факторов: откройте окно, включите фоновый шум, когда ученик отвечает на вопросы или договоритесь провести занятие с учеником в кафе. В повседневной жизни не существует идеальной тишины
Во время экзамена или в аэропорту, где нужно будет разговаривать с иностранцами всегда будет фоновый шум, поэтому важно объяснять уже в подростковом возрасте, что не существует идеальных условий для общения в жизни, чтобы потом это не мешало
Когда начать обучение?
Специалисты полагают, что лучший возраст, в котором стоит начать осваивать счёт, – это примерно 3 года. Трёхлетка активно познаёт мир и интересуется свойствами окружающих предметов. Он уже осознаёт суть понятий «мало» и «много», экспериментирует с фактурами, манипулирует вещами и вовлекает их в действия.
Но не нужно ждать от трёхлетнего малыша быстрых и значительных результатов. Во-первых, главным видом деятельности в таком возрасте остаётся игра, так что вряд ли ребёнок захочет осваивать математику в формате стандартных занятий. Во-вторых, все дети разные
И если один любознательный и способный малыш уже в 1,5 года интересуется не только детскими увлечениями и схватывает всё «на лету», то другой даже в 3-4 года не может концентрировать внимание на чём-то одном и запоминать много новой информации
Совет! Ориентируйтесь на способности и особенности развития собственного ребёнка, а не пытайтесь подгонять его под рамки или сравнивать со сверстниками.
Свойства внимания
Внимание обладает некоторыми особенностями и свойствами, которые характеризуют способности и возможности человека
Концентрация – это удержание внимания на каком-либо действии или объекте. При недостаточно развитой способности концентрации внимания, малыш не может продолжительное время, не отвлекаясь, сосредотачиваться на определенной деятельности
У детей в 3 года развитие способности к концентрации находится на начальном уровне.
Переключаемость выражается в способности переносить внимание с одного объекта на другой. Развитие этого навыка у детей 3-х лет помогает им переключаться между разными видами деятельности.
Распределение – это умение одновременно выполнять сразу несколько действий либо удерживать внимание на нескольких разнородных объектах
Способность к распределению позволяет заниматься несколькими делами одновременно. В 3 года способность распределения практически отсутствует.
Устойчивость – это продолжительность времени, в течение которого человек способен удерживать внимание на каком-то объекте или действии. Степень устойчивости зависит от разнообразия выполняемых действий, причем действия или предметы могут меняться, а общее направление деятельности остается постоянным. Однообразные действия или предметы существенно снижают устойчивость внимания, особенно у детей в 3 года.
Объем внимания определяется количеством объектов, предметов или действий, которые человек способен воспринимать одновременно. У детей в возрасте 3-х лет он составляет не более 2-3-х предметов. Небольшой объем не позволяет удерживать в поле внимания несколько предметов.
Немного теории
Что такое внимание? В общем смысле – способность сосредотачиваться на объекте, действии, событии, внутренних переживаниях. При этом усиленно работают память, мышление, сенсорика
А концентрация внимания – способность длительно удерживать его на этом объекте, действии, событии, переживании, выделяя «объект» в сознании из всех остальных вокруг.
Соответственно, развитие концентрации у детей подразумевает развитие у них навыка удерживать на чем-то внимание, не отвлекаясь. Способность эта совершенствуется с возрастом
До 3 лет у малышей в основном внимание непроизвольное, то есть не зависящее от их желания, а вызываемое внешними стимулами (показали яркую игрушку, сильно хлопнули дверью, включили музыку или любимый мультик, чирикнула пестрая птичка…). Малыш реагирует на эти раздражители, пока они ему интересны
Произвольное внимание требует воли и целенаправленности, умения управлять умственной деятельностью. Навык сосредоточения на чем-либо по осознанному желанию вырабатывается у детей к 5–6 годам
От того, насколько глубоко и всесторонне развито внимание дошкольника, во многом будет зависеть его успеваемость уже как школьника. Что значит – всесторонне? Это значит, должны быть развиты все важные свойства внимания: объем, концентрация, переключаемость, устойчивость
Что значит – всесторонне? Это значит, должны быть развиты все важные свойства внимания: объем, концентрация, переключаемость, устойчивость.
Ошибки родителей
Самой главной ошибкой родителей, дети которых страдают дефицитом внимания, является их убежденность, что этот недуг ребенок перерастет к 12–13 годам и что ни в каком особом воспитании он не нуждается. Если не заниматься этой проблемой, то будущее таких детей будет практически бесперспективным.
Данные статистики печальны: такие дети чаще бросают учебу, получают травмы, попадают в различные неприятные ситуации и ДТП, ведут асоциальный образ жизни, не имеют друзей или попадают в «плохие» компании, становятся алко-, нарко- и игрозависимыми.
Ранняя беременность у девушек с подобным синдромом, увы, является не редкостью. А взрослые люди, родители которых не занимались их проблемой в детстве, не добиваются успехов в трудовой сфере, часто меняют место работы, имеют материальные и социальные трудности.
Также отсутствие лечения этого расстройства у детей становится почвой для развития проблем в личной жизни во взрослом возрасте. Это часто влечет за собой обращение к психологам, психотерапевтам и даже к психиатрам.
Еще одной ошибкой родителей является то, что они принимают синдром рассеянного внимания за плохой, неуправляемый характер и бунтарство, из-за чего пытаются «перевоспитать» свое дитя неправильными и даже вредоносными методами. Как правило, это методы наказания, лишения, ругани и т. п. Такой подход лишь крайне усугубит проблему.
Признаки
Сегодня СДВГ считается самым распространенным в мире нарушением поведения. Син-дром диагностируется у детей от 8 до 15 лет. Многие специалисты считают, что наруше-ние развивается чаще у подростков, а усиливается оно на фоне дефицита йода. Если ребе-нок не может сосредоточиться по причине повышенной активности, в его поведении про-являются следующие признаки:
- рассеянность;
- забывчивость;
- небрежность, из-за которой случаются постоянные ошибки;
- невозможность сконцентрироваться на решении задачи;
- постоянная смена увлечений;
- неорганизованность;
- склонность к опозданиям.
Дети с СДВГ уклоняются от поручений наставников, они импульсивны, а порой даже грубят взрослым. Определить непоседу несложно по манере поведения и привычки перебивать собеседника. У таких детей даже в состоянии покоя постоянно двигаются ноги и руки. Перечисленные выше симптомы сильно осложняют жизнь подростка: это плохая успеваемость и трудная социальная адаптация.
Но для постановки диагноза необходимо наличие хотя бы 5-6 признаков. Опасность СДВГ в том, что у подростков данное состояние может перерасти в депрессию.
Симптомы
Мы перечислим все известные симптомы, характеризующие синдром рассеянного внимания, но надо учитывать, что у каждого ребенка они проявляются далеко не все, их набор зависит от многих факторов: от возраста и характера ребенка, от условий проживания и воспитания, от степени тяжести самого недуга.
Можно предположить, что ваш малыш страдает синдромом дефицита внимания, если у него наблюдаются следующие признаки:
ребенок неусидчив и непоседлив;
не владеет самоконтролем и самоорганизацией;
не слушает собеседника и не понимает того, что ему говорят;
забывчив, но не от нарушения памяти, а от нарушения внимания;
склонен к тревогам и страхам;
навязчив, что часто воспринимается окружающими как невоспитанность;
не способен уделять внимание деталям, крайне небрежен;
практически всегда возникают трудности (часто конфликты) в общении с родителями, воспитателями, учителями, другими детьми;
ребенок не способен завершить начатое дело до конца;
он не может соблюдать инструкции и правила;
ему трудно концентрироваться на каком-либо занятии, на выполнении одного задания (это касается школьных уроков и выполнения домашних обязанностей);
выполняя какую-либо задачу, ребенок часто отвлекается на посторонние предметы;
невнимательность и крайняя рассеянность становятся постоянными спутниками ребенка, из-за чего он часто что-то теряет;
чрезмерно активен и подвижен, крутится и постоянно двигает руками и ногами, сидя на одном месте;
проблемы в поведении, непослушность, шумность, стремление все сделать всем наперекор;
нежелание убирать свои игрушки и приводить в порядок свой письменный стол;
в возрасте 7, 8 лет возникают сложности в учебе, новая информация не воспринимается в полном объеме, возникают ошибки в школе и на уроках, проблемы в освоении письма и счета, это усиливается в случае, если плюс ко всему информация не вызывает интереса;
ребенок крайне нетерпелив и практически не может спокойно ожидать чего-либо, например приближения своей очереди или происхождения какого-то события;
повышенная разговорчивость, но невозможность долго беседовать на одну тему (ребенок постоянно перебивает и часто отвечает на вопросы, не дослушивая их до конца).
Развивающие игры
Развитие внимания и мышления у детей в 3 года происходит преимущественно в игровой форме
При этом очень важно создать обстановку, в которой малышу будет проще сосредоточиться. Желательно убрать из поля зрения ребенка все игрушки и предметы, которые не пригодятся для занятия
Старайтесь не давать для обычных игр предметы, которые предназначены для занятий, иначе интерес к ним будет потерян.
«Найди одинаковый предмет»
Простая игра, в которой можно использовать практически любые предметы – это могут быть конфеты, игрушки, карточки с картинками. Суть игры в том, чтобы дети находили одинаковые предметы.
«Общее и различия»
Хорошая развивающая игра, учит малыша концентрироваться и замечать мелкие детали. Для игры вам понадобятся похожие по форме или цвету предметы, а также карточки с рисунками. Попросите ребенка найти различия между двумя похожими предметами или картинками.
«Что изменилось»
Эта игра полезна не только для развития малышей 3-х лет, но и для детей постарше. Использовать можно различные предметы – игрушки, карандаши, книжки. Их нужно расположить в один ряд, а затем попросить ребенка закрыть глаза, поменять пару предметов местами или убрать какой-то из них, и спросить, что поменялось.
«Что звучит»
Игра, которая развивает слуховое внимание. Вам понадобятся различные звучащие предметы и музыкальные игрушки
Приготовьте необходимые предметы, а ребенка попросите отвернуться. Затем выберите какой-нибудь предмет и производите с его помощью звуки – позвените колокольчиком, постучите в барабан, подудите в дудочку или пошелестите страницами книжки. Ребенок на слух должен определить, что это за звуки и какой предмет их издает.
Предложите ребенку рассмотреть простой рисунок, например изображения фруктов, овощей или игрушек. Затем спрячьте картинку и спросите малыша, что он смог запомнить – сколько было предметов, какого они цвета и т.д. Когда ребенок адаптируется к игре, можно брать картинки с более сложным сюжетом и большим количеством деталей.
«Сделай так же»
Возьмите раскраску с изображением одного крупного предмета, например яблока или мяча. Закрасьте половину рисунка, а затем предложите ребенку докрасить предмет таким же цветом.
Помните, что занятия с детьми 3-х лет не должны быть утомительными. Их продолжительность — не более 10 минут. Обязательно чередуйте активные и пассивные игры.
На развитие ребенка большое влияние оказывает окружающая среда и домашняя обстановка, в которой он растет. Старайтесь больше общаться с малышом, постоянно обогащайте его знания, учите наблюдать и подмечать что-то новое и интересное на прогулке, дома или в поездке
Это очень важно, ведь от уровня внимания зависит способность ребенка к восприятию, пониманию и усвоению информации, а также продуктивность учебной деятельности в целом
Читайте далее:
Нормы развития детей старшего дошкольного возраста
Что ребенок должен уметь в 8 месяцев: навыки и нормы развития
Советы по развитию ребёнка в 3—4 года
Visited 11 times, 1 visit(s) today
Занятия для развития усидчивости
Вы определили, что ваш малыш действительно неусидчив, теперь возникает главный вопрос — как тренировать усидчивость и внимание?
Мы предлагаем несколько эффективных и популярных занятий для стимуляции зрительного внимания и его концентрации у детей:
Рисование
Дети очень любят рисовать и раскрашивать готовые картинки
Очень важно, чтобы эти иллюстрации были доделаны, поэтому старайтесь увлечь ребёнка, чтобы он смог их дорисовать. Например, предложите после занятия прогуляться или поиграть в активные игры
Если вы предпочитаете раскраски, не забывайте о соответствии возрасту, так для детей 3-4 лет не подойдут варианты с мелкими деталями и сложным сюжетом.
ПазлыЕщё один очень популярный инструмент для тренировки усидчивости. Пазлы из четырёх деталей можно предлагать уже с двухлетнего возраста.
Сортировка предметов
Чем старше ребёнок, тем более мелкие предметы можно предлагать. Это могут быть макароны, пуговицы, крышки от бутылок, фишки, камешки, марблс, бусины и мн.др
Такие занятия стимулируют не только усидчивость и зрительное внимание, но и мелкую моторику
«Найти отличия»
Очень эффективное и занимательное упражнение, которое можно выполнять и онлайн. Предлагаем вести счёт найденных ошибок на бумаге, так ребёнку будет легче фиксировать свой прогресс и видеть, что он прекрасно справляется. Это придаст дошкольнику уверенности и положительно скажется на его самооценке.
Среди других полезных игр можно отметить также сбор мозаик, тетрамино, танграм, оригами. Предлагайте ребёнку разные варианты, уверены, он обязательно найдёт что-то увлекательное!
Как привить себе усидчивость. Как привить ребенку усидчивость и внимательность?
Внимательность и усидчивость необходимо воспитывать в детях с самого раннего возраста. О том, как лучше это делать, читайте в нашей статье.
Если малыш в возрасте 3-х лет не может сосредоточиться на чем-то одном, бросает дело, которое не получается, то в этом нет ничего страшного. Совсем другое дело, когда аналогично поступает ребенок 6-ти лет, поскольку в этом возрасте или на следующий год он пойдет в школу, поэтому ему необходимо быть внимательным и старательным.
Важно, не допустить такой ситуации, подготовка к школе должна начинаться не за месяц и даже не за полгода, а раньше, в таком случае к моменту, когда малыш станет учеником, он будет к этому готов
И внимательность, и усидчивость важны, их нужно обязательно воспитывать в своем ребенке
Внимание представляет собой способность сосредоточиться на чем-то определенном. Усидчивость же – это способность сохранить внимание на объекте, даже если он неинтересен
Безусловно, данные черты необходимы, в противном случае ребенок не будет обучаться.
Как развить внимательность и усидчивость в ребенке?
Разумеется, родители должны принимать активное участие в воспитании ребенка. Внимательность и усидчивость следует постоянно развивать, их нельзя привить малышу за пару занятий, необходимы терпение и время. Процесс развития внимательности и усидчивости длительный, он требует постоянной работы.
Лучше начинать обучение в возрасте 2 – 3 лет, поскольку именно в этот период ребенок лучше усваивает информацию, его легче научить, поэтому сегодня так популярно раннее развитие
Только важно помнить, что имеется своя специфика обучения малышей
О том, чтобы ребенок сидел за партой и учился, и речи быть не может. Занятия проходят в основном в игровой форме. Кроме того, как уже говорилось, прививать внимательность и усидчивость следует постепенно, то есть первые занятия должны занимать совсем немного времени 15 – 20 минут, постепенно увеличиваясь. Занять малыша на час не удастся, он будет капризничать и в итоге может вовсе отказаться учиться.
Прежде всего нужно приучить ребенка к определенному распорядку дня, в таком случае он становится ответственным и понимает, что иногда нужно делать не то, что хочется, а то, что нужно. Кроме того, дети, которые соблюдают распорядок дня легче адаптируются в детском саду и школе. Кстати, детский сад или центр развития ребенка также помогут воспитать внимательность и усидчивость. Занятия проходят недолго, поэтому дети не успевают заскучать, кроме того, на них поддерживается дружелюбная обстановка, где малыши общаются друг с другом и педагогом, кроме того, обычно все проходит в игровой форме.
Занятия следует проводить в спокойной обстановке, нужно выключить телевизор, убрать игрушки и другие отвлекающие предметы. Старайтесь увлечь ребенка, рассказывая ему о положительных сторонах осуществляемой деятельности. Обязательно хвалите ребенка, если он на протяжении длительного времени терпеливо что-то мастерит.
Посещение театра станет не просто интересным способом провести время, но также позволит воспитать внимательность в ребенке. На спектаклях малыш сидит и заинтересованно наблюдает за происходящим на сцене. Но следует учесть, что дети до 6 лет вряд ли смогут выдержать просмотр всего спектакля, поэтому для малышей помладше лучше выбрать бэби-театр. Здесь мероприятия гораздо короче – от 20 минут до часа, кроме того, на них малыши могут подвигаться и поговорить.
Развитию внимательности и усидчивости способствуют занятия творчеством. Рисование, лепка из пластилина, изготовление аппликаций – все это будет полезно для малыша. Если вдруг у ребенка что-то не получается, нужно объяснить ему, что с первого раза редко что-то удается сделать, показать ему, как можно сделать, помочь и обязательно в конце похвалить.
НЕМНОГО ТЕОРИИ
Способность к сосредоточению — что это такое
Это понятие подразумевает длительную концентрацию внимания на определенном объекте. Намеренное сосредоточение — это сложная задача, справиться с которой иной раз не могут и взрослые люди. Что касается детей, то им полностью сконцентрироваться на одном предмете еще труднее. Однако это качество просто необходимо для успешного обучения, поэтому его надо обязательно развивать.
Если вашему ребенку 5 лет, то он должен уметь фиксировать внимание на объекте около 8 минут. Некоторые дети в этом возрасте способны концентрироваться в течение 20 минут
Чтобы узнать этот показатель для ребенка постарше, надо умножить каждый год на 5 минут. Но многое зависит от конкретной ситуации и от особенностей характера ребенка.
Факторы, которые влияют на способность к сосредоточению:
Наличие большого интереса к предмету;
наличие помех;
время дня;
Если ребенку не интересно, то его внимание будет «прыгать» с одного предмета на другой. Это приводит к отставанию в учебе и потере времени
Любой школьник предпочтет посмотреть интересную передачу по телевизору, нежели читать скучный учебник.
Что делать тем, кому важно сосредоточиться
Как научить гиперактивного ребенка усидчивости. Признаки гиперактивности детей
Обычному человеку без врачебного образования сложно распознать рамки яркого темперамента, за которыми скрывается детская гиперактивность. Диагностировать признаки гиперактивности может только врач-невропатолог. Давайте рассмотрим некие критерии, наличие которых у ваших детей может быть поводом для обращения к специалисту для консультации.
Такие дети развиваются физически быстрее своих сверстников, они раньше учатся переворачиваться, вставать на ноги и ходить.
Особенности развития детей не дают им спокойно уснуть; когда приходит время отхода ко сну, они становятся как бы активнее и капризнее.
Такие дети с самого рождения намного больше бодрствуют. Они могут проводить в состоянии бодрости или плача около 5 ч.; их сверстники спят вдвое больше.
Смена пейзажей, людей, громкие звуки приводят малыша в восторг или провоцируют продолжительные истерики
Он неспокойно относится к перемене обстановки.
Ребенок слишком быстро переключает свое внимание с одного предмета на другой, у него не получается долго держать концентрацию на чем-то одном.
Такие дети слишком привязаны к матери, относятся к ней ревностно и достаточно болезненно реагируют на ее контакт с посторонними людьми. Они боятся незнакомцев, трудно ладят (конфликтуют) с гостями в доме.
Здесь перечислены далеко не все и признаки гиперактивности ребенка и они не безусловны. Наличие всех этих признаков должно убедить немного внимательнее присмотреться к малышу и пройти обследование у специалиста-невропатолога для проверки состояния его здоровья .
Как проявляется?
Как же проявляется синдром рассеянного внимания у детей? Перечислим некоторые возможные признаки такого состояния:
Ребёнок не может концентрировать своё внимание на чём-то одном. Это приводит к ошибкам при выполнении как школьных заданий, так и домашних простых обязанностей.
Может показаться, что ребёнок не слушает вас или не понимает, о чём вы с ним разговариваете.
Неусидчивость, невозможность и нежелание сидеть на одном месте и долгое время заниматься каким-то одним определённым делом.
Трудности в соблюдении инструкций, указаний, предписаний.
Сложности в самоорганизации и самоконтроле.
Беспорядок в комнате и на рабочем месте.
Ребёнок быстро отвлекается.
Нередко наблюдается забывчивость
Но связана она не с проблемами с памятью, а именно с невозможностью концентрироваться на чём-то одном.
Чадо часто теряет или забывает свои вещи.
Кажется, что ребёнок нецелеустремлённый, но на самом деле он просто не понимает, как идти к своей цели до конца, так как не может сконцентрироваться на ней.
Трудности во взаимодействии со сверстниками, с учителями, с родными и близкими.
Проблемы с поведением. Нередко дети с синдромом рассеянного внимания непослушные, шумные, грубые, делают всё назло.
Тревожность.
Беспечность, небрежность.
Ребёнок постоянно крутится, не может сидеть на одном месте, дрыгает ногами и руками, встаёт с места (даже когда это запрещено), пытается залезть куда-то, что-то сломать.
Нередко такие дети очень болтливы, но при этом не могут поддержать разговор на одну конкретную тему.
На вопросы ребёнок отвечает, не дослушав их до конца.
Нетерпеливость. Например, стояние в очереди или ожидание – это настоящие испытания для такого ребёнка.
Нередко дети с синдромом дефицита внимания навязчивы и могут казаться невоспитанными.