Логические игры для детей 2

10 упражнений для всестороннего развития ребенка 3-4 лет

Развиваем детскую логику

Существующие методики развития логического мышления у детей включают в себя головоломки, загадки, различные упражнения. Оформлены они как игры, т.к. в дошкольном возрасте дети наилучшим образом воспринимают информацию, представленную в виде увлекательных задач.

Обратите внимание на следующие категории заданий и упражнений:

  • Классификации. Дети должны научиться распределять имеющийся материал по нескольким группам, определив предварительно классифицирующий признак. Например, можно воспользоваться карточками с животными и попросить ребенка их разбить на несколько групп. Признаков может быть несколько — домашние и дикие животные, хищники и травоядные и т. д. Чтобы упростить задачу детям 3−4 лет, озвучьте признак, по которому они должны распределить предметы. Дети 5−6 лет могут это сделать уже самостоятельно.
  • Определение закономерностей. Школьникам часто на уроках математики дают задание — продолжить ряд цифр, установив заданную закономерность. Аналогичную задачу могут выполнить и дети до 6 лет, только закономерность должна быть простой. Малышам младше 5 лет можно предложить и другие, более понятные и наглядные задания — определить, что за чем следовало, дорисовать забор или воздушные шарики, используя чередования цветов в определенной последовательности и т. д.
  • Найти лишнее. Предложите ребенку ряд слов и попросите найти одно лишнее слово, не подходящее по классификационному признаку. Вместо слов можно также использовать картинки — этот вариант предпочтителен для детей 3−4 лет, т.к. им проще воспринимать информацию, представленную визуально.
  • Лабиринты. Игры типа «Помоги зайчику найти дорогу к норке» очень полезны для развития образно-логического мышления. Поиск единственно верного пути тренирует концентрацию внимания, память и аналитические способности ребенка.
  • Съедобное-несъедобное. Например, творожок с картошкой съедобен? А если будет творожок с клубникой и абрикосом? Эта детская игра с мячом учит ребенка соотносить слова/образы с конкретным признаком. Вариаций игры множество — можно даже играть в нее без мяча, просто называть разные слова и спрашивать у ребенка, съедобное или несъедобное.
  • Умозаключения. По мере взросления ребенок способен выполнять все более сложные задания. Например, в 6 лет можно предложить ему небольшие математические задачки, в процессе решения которых необходимо проводить анализ имеющейся информации.

Сегодня логические упражнения для детей легко можно найти на образовательных сайтах. Также можно подарить ребенку книжки с задачками и игрушки-головоломки — лишь бы ему самому было интересно заниматься.

Развивать логическое мышление следует и просто в повседневном общении. Гуляя по парку, рассказывайте ребенку историю-небылицу — он должен найти в рассказе несоответствие. Убирая на кухне, попросите его разложить столовые приборы по ячейкам — он сможет сравнивать их по форме и классифицировать по этому признаку.

Логическое мышление у детей не развивается за несколько недель и даже месяцев. Этот процесс захватывает весь период взросления, но уже в дошкольном возрасте родители могут активно тренировать способности ребенка к логике. И помните, что ребенку для развития логического мышления нужно не только выполнять соответствующие задания, но и расширять кругозор, получая ежедневно новые интересные знания.

Как вы думаете, насколько важно уже в дошкольном возрасте развивать детскую логику? Знакомы ли вы с эффективными методиками? Делитесь опытом в комментариях к статье

Особенности детей от 2-4 лет


Детям в этом возрасте свойственен основной вид мышления — наглядно-действенный

Также «все тащить в рот» — это привилегия ребят данного возраста, ведь очень интересно попробовать его на вкус. В два года ребенок не запоминает полученный опыт, поэтому невкусные предметы он может тянуть в рот повторно. Но уже в три года развитие памяти и внимания позволяют сохранить в памяти полученный опыт. К примеру, не тащить повторно в рот кислый лимон.

Главное в этом возрасте

На что стоит уделить особое внимание, как средство развития логического мышления у детей в 2-4 года:

  • давать возможность детям экспериментировать с предметами разного характера (вода, песок, игрушки, растения);
  • рассказывать малышу о предметах, давая их точные характеристики по цвету, запаху, форме, функционалу;
  • спрашивать у ребенка, какой формы предмет, что с ним происходит, каковы его характеристики – это будет способствовать развитию речевых навыков малыша;
  • формировать навыки первоначальных логических операций, таких как классификация или группировке (выделить и собрать предметы, схожие по одному признаку, к примеру, кубики), сериации (собирать предметы по размерам – на убывание или возрастание — пирамидки, матрешки, кольца), синтезу (сбор частей в целое — конструктор, лего, мозаики).

Задача родителей и педагогов раннего развития – создать благоприятные условия для богатой предметно-развивающей среды, приобретая яркие, разноплановые, интересные предметы, как игрушки, так и предметы окружающей среды (вода, песок, растения). Периодически менять предметы.

Практические задания

В три года в большинстве своем детей интересуют логические операции по установлению взаимодействий между двумя предметами. Для этого подойдут игры по поиску пары игрушке, такие как «Кто чей ребенок», « у кого какая пара», «Найди детёныша».

Важно! Лучше применять маленькие игрушки и предметы, чтобы развить моторику ребенка.

В игровой форме стоит предложить ребенку не просто однотипные предметы, а разноплановые, к примеру, куколок и мебель и постараться сгруппировать предметы по назначению. Малыши с удовольствием расставляют мебель, посуду, надевают одежду на кукол, ставят детенышей рядом со взрослым представителем животного.

Чтобы игры стали более эффективными и максимально способствовали развитию логического мышления у ребят, целесообразно применять следующие приемы:

  • показать и рассказать все о предмете;
  • поиграть с предметами;
  • попросить ребенка выполнить ту или иную задачу по расстановке предметов, по классификации, так называемая экспериментальная деятельность.

В игровой форме при правильном педагогическом подходе дети не просто заинтересованы игрой, они получают большой практический опыт и знания свойств и характеристик предметов, что стимулирует развитие памяти и познавательную активность детей.

Как развивать логику и мышление у детей в раннем возрасте, смотрите на видео:

Логическая игра Никитина «Сложи квадрат»

Наверно, почти каждая русская мама знает или хотя бы что-то отдаленно слышала про легендарную семью Бориса и Елены Никитиных. Семья известна в первую очередь уникальными интеллектуальными пособиями, которые они создали для своих детей, и которые впоследствии были признаны педагогами и психологами во всем мире. Наверно, это одни из первых логических пособий для малышей, которые появились в России, вернее в СССР (Я хорошо помню, как мои родители сами обклеивали кубики, руководствуясь рекомендациями Никитиных). Но, что самое интересное, и по сей день игры не утратили своей актуальности и востребованности.

Если говорить именно про игру «Сложи квадрат», то она у Никитина, пожалуй, одна из самых популярных. У моей дочери в возрасте двух лет, во всяком случае, совершенно точно! Суть игры интуитивно понятна двухлетнему ребенку – собрать квадрат. Меняется только количество и способ разрезания деталей квадратов.

У игры есть 3 уровня сложности. Для двухлеток подойдет 1й уровень. Там все квадраты состоят из 2-3 частей. Для трехлеток – 2й уровень (квадраты из 3-4 частей). 3й уровень понравится продвинутым логикам лет 4-5.

Игра замечательна тем, что ребенок в ней выступает как активная сторона. Достаточно только один раз объяснить суть, а затем вы можете просто давать ребенку пособие, и он будет сам разбираться, примерять, крутить-вертеть, изучать, в общем, очень активно думать и опытным путем самостоятельно доходить до важных умозаключений.

Вот здесь можно СКАЧАТЬ ИГРУ «СЛОЖИ КВАДРАТ» в электронном виде, распечатать и играть. Но, если честно, я все-таки считаю, что в виде деревянной рамки игра для малыша значительно удобнее. У нас были рамки по 6 квадратов. Мы играли так. Сначала высыпали на стол / на пол все содержимое рамки. Затем, ориентируясь на цвет, выбирали поочередно детали каждого квадрата и собирали его в рамке.

Еще Тасе очень нравилось оживлять эту логическую игру сюжетным моментом и представлять, что это не просто квадраты, а игрушечные печенья, которые мы готовим для своих игрушечных друзей.

Можно также попробовать такую модификацию этой игры. Так называемый, самодельный «Сложи квадрат, а также круг, треугольник и т.п.» Подготовьте из картона любые геометрические фигуры и предложите малышу разрезать их ножницами на крупные части (заодно и с ножницами поработаете). Когда фигура будет разрезана на 2-4 части, получится настоящая логическая игра – ведь теперь фигуру нужно снова собрать! Лучше предварительно обвести фигуру и потом собирать ее в пределах контура, это существенно облегчит задачу.

Логическая игра Bondibon «Дуэт пазл»

Вынуждена констатировать, что Дуэт пазла давненько нет в продаже в магазинах. Но я все-таки размещу его здесь, потому как не верю, что такое великолепное пособие могли навсегда снять с производства.

Итак, игра отлично подходит для детей от 2,5 лет. Вновь суть игры в том, чтобы разместить детали согласно схеме на карточках, но не все так просто, как кажется! Пазл двухслойный, поэтому складывая картинку, ребенок должен догадаться, какую именно деталь класть вниз, а какую – вверх. В задачах первого и второго уровня сложности на карточке ребенку показаны детали обоих слоев, а вот в более сложных уровнях ребенку предстоит самому определить, какие детали и каким образом лежат в нижнем слое.

***

Я надеюсь, вам пригодится наша подборка логических игр! У меня как всегда наполеоновские планы и перед глазами уже статья про логические игры для детей 3-4 лет , не уверена, что напишу скоро, но то, что напишу – это точно! Чтобы не пропустить, подписывайтесь на нас в Инстаграм, , !

Всем отличного настроения!

Искренне ваша, Яна Разначенко

ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ У ДЕТЕЙ ОТ 2 ЛЕТ. ЧАСТЬ 1, ЧАСТЬ 2

Что такое мышление?

Не нужно считать, что если ребенок читает наизусть длинные стихи или в полтора года знает почти все буквы, то у него прекрасно развито мышление. Эти действия говорят только о хорошей памяти. Мыслительная деятельность должна отражаться в правильном понимании окружающей действительности, способности уловить связи между различными явлениями. Человек со сформированным мышлением при решении различных жизненных задач использует смекалку, находит нестандартные ходы.

Несведущему человеку кажется, что разобраться в процессах формирования мышления очень сложно и эти знания доступны только специалистам. Конечно, наука о мозговой деятельности требует долгого освоения, но в основных понятиях и способах их применения при воспитании дошкольника сможет разобраться каждая мама.

В мыслительных процессах выделяют 5 основных операций.

  1. Анализ – умение разобрать предмет или явление «по косточкам», выделить составляющие части и признаки. Например, услышав слово «арбуз», человек сразу представляет себе большой круглый плод с зеленой корочкой и вкусной красной мякотью.
  2. Синтез – операция, противоположная анализу, позволяющая по отдельным определениям понять, о чем идет речь. Например, животное, которое мяукает, любит молоко и ловит мышей – кошка.
  3. Сравнение – умение найти сходство и различие между предметами или явлениями. Зима и лето – времена года, но летом тепло, а зимой холодно.
  4. Обобщение – умение понять связь между несколькими терминами и назвать их одним словом: тарелка, чашка, блюдце – посуда.
  5. Классификация – умение группировать предметы по одному признаку: материалу, цвету, форме.

Все эти стадии идут одна за другой, но чтобы мыслительные процессы развивались правильно, с ребенком нужно заниматься. Желательно заранее подбирать задания, постепенно усложняя их. Иногда малыш «застревает» на каком-то этапе развития. Не впадайте в панику – скорее всего, через несколько дней он усвоит непонятный урок и сможет двигаться дальше. Волноваться нужно, если прошло около месяца, но никаких достижений нет. В этом случае следует обязательно проконсультироваться с детским психологом.

Зачем развивать логику

Развитая логика помогает выделять суть в потоке информации, принимать взвешенные решения и чётко формулировать свои мысли — эти способности пригодятся не только в школе. Во времена высоких технологий умение мыслить логически становится не просто конкурентным преимуществом, а жизненно необходимым навыком. Вот лишь несколько причин, по которым стоит развивать логику:

  • Чтобы постоянно развиваться. Технологии прогрессируют с огромной скоростью и требует того же от человека. Не оказаться за бортом цивилизации сможет только живой и пластичный ум. 
  • Чтобы правильно формулировать вопросы. Это важнейшее умение и для учёбы, и для жизни вообще. Чтобы получать быстрые и точные ответы, вопросы нужно уметь грамотно задавать. 
  • Чтобы отличать правду ото лжи. Информационное пространство переполнено противоречивыми сведениями. Развитая логика поможет сопоставить факты, сравнить источники и не стать жертвой обмана. 
  • Чтобы находить нестандартные решения. И дело даже не в том, что это ключевой навык для работы в самой высокооплачиваемой сфере — IT. Ни в одной профессии, подразумевающей интеллектуальный труд, не обойтись без изобретательности.

Преподаватель информатики Анастасия Александрова подчёркивает важность развития логики для учёбы. 

<<Блок перелинковки>>

Как развивать у детей 6-7 лет — старшими дошколятами


В 6 лет у ребенка начинает формироваться абстрактно-логическое мышление

Основной инструмент этого возраста — слово, речь, способность выражать свои мысли вербально. К примеру, дети уже легко могут ответить на вопрос, что больше – один пальчик или три? В голове детей возникает ассоциативный ряд, когда слово «три» обозначает всегда больше предметов, чем слово «один». Такое мышление можно назвать словесно-логическим.

Но все же наглядность не стоит исключать из занятий с детьми старшего дошкольного возраста. На занятиях следует использовать разные предметы:

  • игрушки;
  • раздаточный объемный материал – геометрические фигуры, фигурки животных и птиц;
  • плоский материал – карточки, картинки, схемы, ребусы;
  • абстрактные предметы — фишки, пустые карточки, счетные палочки.

Задание может быть таким. Воспитатель просит детей выложить столько счетных палочек, сколько детей вошли в дом в произнесенном им предложении. Потом посчитать эти палочки и определить общее число. Вспомнить, кто вошел первым, присвоить ему номер один.

Важно! Чем привлекательней будут задания и интереснее раздаточный материал, тем быстрее дети будут вовлечены в развивающий процесс.

Со временем раздаточный материал упрощается и заменяется абстрактными предметами.

Новые задачи

Цель педагога – развить знаково-символическую мыслительную работу детей, поэтому следует в задачи внести новые направления:

  1. Постепенно уменьшать натуральные изображения абстрактными предметами, символами, схемами.
  2. Направить задания на закрепление и совершенствование уже полученных умений.
  3. Продолжать учить детей сравнивать, группировать, находить лишнее и исключать.
  4. Укреплять речевые навыки – уметь четко формулировать свою мысль.
  5. Классифицировать предметы по 2–3 признакам.
  6. Производить сериации 10 и более предметов с малозаметной разницей.
  7. Развивать умение анализировать предметы и явления самостоятельно.
  8. Направлять детей на получение навыка самостоятельного прогноза при выполнении разных функций.
  9. Закреплять знания по порядковому и количественному счету в пределах десяти.
  10. Давать основные понятия взаимосвязи в природе и экологии, учить вести себя в соответствии с законами природы.
  11. Уметь находить одну и ту же конструкцию в разных вариантах и давать анализ и аргументацию своего решения.
  12. Разнообразить экспериментальную и опытную деятельность детей при помощи дневников погоды, календарей опытов, календарей наблюдений.
  13. Предлагать самостоятельные опыты, к примеру, посадить дома росточек цветка, ухаживать за ним и наблюдать за его ростом, делясь впечатлениями на занятиях.

Главный акцент воспитатель должен сделать на самостоятельности ребенка.

И каким бы ни был ответ – правильным или нет, ребенок всегда должен получать хвалу за то, что проявил смекалку и сам нашел ответ на заданный вопрос. Основная задача воспитателя – лишь наводящие вопросы и минимальная помощь при затруднении ребенка.

Какие задания эффективнее?

Игры и практические задания в этот период неразрывно связаны с развитием словарного запаса и умением излагать свою мысль, т. е. диагностировать логическое мышление у ребенка. Такую работу будут стимулировать задания:

  • докажи свое мнение;
  • поясни, почему именно так ты думаешь;
  • расскажи, какой вывод ты сделал из всего услышанного или прочитанного.

В такую практику впишется и игровой спор, который будет стимулировать ребенка думать и высказывать вслух свои предположения, развивать алгоритмическое мышление.

Внимание! В этом возрасте целесообразно научить ребенка говорить нет, то есть проводить операцию «отрицание».

К примеру, показываем картинку и называем предмет, которого там нет. Ребенок, не найдя его, должен отрицать наличие данного предмета и доказать это.

Есть ряд игр, которые полезны и интересны ребенку 6-7 лет, к ним относятся:

  • «Волшебники» — из простой фигуры создать что-то необычное (из треугольника – дом).
  • «Логические концовки» — закончить предложение (если на улице снег, значит время года…).
  • «Орнамент» — собрать такой же узор, который на картинке (из геометрических фигур разного цвета и размера собрать предложенный узор).
  • «Полезно — вредно» — давать предметы и слушать характеристики, который дает ребенок.
  • «Что я задумала?» — один загадывает предмет, второй задает наводящие вопросы, чтобы узнать, что это за предмет, отвечающий говорит только да или нет.

Чем больше жизненные опыт ребенка, чем активнее с ним занимались взрослые, тем развитее будет речь и точнее ответы.

Развитие логического мышления ребенка показано на видео:

По десять частей речи на каждого из игроков

Суть игры: игра поможет поближе познакомиться с членами компании, раскрыть личностный потенциал, проследить то, как на вас смотрят другие люди и с чем ассоциируют.

Сначала выбирается «жертва» — человек, который становится объектом грамматики русского языка. Все остальные игроки придумывают (ассоциируют) десять имён существительных, десять имён прилагательных и десять глаголов (возможны дополнения), которые более всего характеризуют выбранного участника (к примеру, бизнес, собака, семья, спорт и др.; высокий, умный, дружелюбный, целеустремленный и др.; работать, пить пиво, спать по выходным, гулять с собакой и др.)

Обычно друзья, близкие знакомые либо члены семьи умеют подбирать смешные части речи для характеристики игрока, так что помимо тренировки мышления, можно и здорово посмеяться.

Модификации:

можно расширить грамматические возможности – междометия, наречия и т. д.

Тренировка:

  • знаний грамматики русского языка;
  • умения выделить главное;
  • навыков эффективной коммуникации (сохраняем вежливость и чувство меры).

Логические операции

В структуру мышления входят операции, наличие которых у ребенка дошкольного возраста подразумевает полноценное психическое развитие. Операции бывают:

  • Сравнение – операция, связанная с установлением сходных и отличительных признаков каких – либо предметов. В результате логической операции может появиться классификация;
  • Анализ – психический процесс, связанный с разделением сложного предмета на отдельные составляющие его характеристики или части. Следующим этапом анализа становится сравнение;
  • Синтез – логическая операция, которая объединяет разобщенные части в одно целое понятие, объект;
  • Абстрагирование – мысленное отделение существенных свойств, связей, характеристик объекта от несущественных. Наличие способности к такой операции говорит о появлении у малыша абстрактно – логического мышления;
  • Обобщение – операция появляется по мере накопления словарного запаса ребенка, связана с воображаемым объединением явлений, предметов, действий по значительным признакам;
  • Классификация – операция мышления, при которой происходит осмысление порядка вещей, явлений, деление их по какому-либо признаку;
  • Конкретизация – логическая операция, с помощью которой дошкольник использует замену слова на понятие с более конкретным значением.

Известные герои

Наверняка у вашего малыша уже есть любимые персонажи из популярных мультфильмов. Предложите ему помочь Микки-Маусу, Маше, миньонам отыскать верную дорогу, решить головоломку, собрать нужные предметы.

Бесплатные логические игры для детей познакомят их с новыми действующими лицами, которые станут лучшими друзьями девчонок и мальчишек. Изучайте новых животных, решайте математические задачки, исследуйте звёздные галактики и подводные миры вместе со своим чадом. Позвольте ему попробовать найти ответ самостоятельно или предложите обратиться за помощью к главному герою. Чтобы развлечь крошек, не нужно покупать дорогостоящие игрушки.

Не стоит забвать старую добрую игру крестики нолики и конечно же в такую игру лучше играть вдвоем. 

Игра «Найди лишнее»

Думаю, суть игры ясна из названия Среди каких предметов можно искать лишнее? Хорошо подойдут детали конструктора, кубики, блоки Дьенеша или просто вырезанные из картона фигуры. Главное подобрать детали разных цветов, форм и размеров.

Вот, пример, поиска лишнего из блоков Дьенеша. Сначала предлагаем ребенку более очевидные задачи – два синих круга и один красный квадрат. Тут вряд ли спутаешь, так как «нелишние» предметы схожи и по цвету, и по форме.

Потом задачу усложняем. Во втором примере (второй ряд на фото) малыш должен уже абстрагироваться от формы, и найти лишнее только по цвету. Третья задача еще сложнее – здесь перед ребенком квадраты и разных цветов, и разных размеров, но, тем не менее, ребенку нужно выделить их общее свойство – квадратная форма и понять, что круг лишний.

Лишнее также можно находить среди карточек с картинками, на которых изображены объекты из разных категорий. Так, на верхнем примере лишний мяч, так как все остальное – это одежда, а в нижнем ряду среди фруктов лишний, конечно же, медведь.

Вот здесь можно СКАЧАТЬ несколько готовых заданий для определения лишнего предмета среди картинок.

Собираем простые фигуры на математическом планшете

Геометрик, он же математический планшет, последнее время набирает все бОльшую популярность. Оно и понятно, во-первых, игра отлично развивает мелкую моторику, во-вторых, развивает логику и пространственное мышление, ну и, в-третьих, представляет собой своего рода резиночный конструктор, что придется по душе всем любителям строительства и собирательства.

В продаже встречаются разные математические планшеты – и маленькие (My-shop, KoroBoom), и те, что побольше (My-shop, KoroBoom), и продвинутые геоборды для детей постарше (My-shop, KoroBoom). Во всех этих моделях есть набор резиночек, а также каталог схем, которые можно воспроизвести на планшете. Схемы в прикладываемых пособиях, как правило, не самые простые. Поэтому здесь хочу предложить вашему вниманию несколько наиболее простых схем, которые, по моему опыту, можно показывать уже ребенку 2-3 лет – расческа, стол, стул, человечек, цветочки, любые буквы, елочка, флажок. Да, думаю, вы и сами сможете придумать много интересного.

А вообще двухлетние дети, как правило, получают удовольствие просто от натягивания резиночек на гвоздики, поэтому не торопите ребенка с воспроизведением картинок, дайте возможность как следует натренировать пальчики и наиграться с резиночками

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Родительские хроники
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: