Назначение и суть блоков Дьеньеша
Определение 1
Блоки Дьеньеша – это специальное дидактическое пособие, предназначенное для освоения математических знаний, созданное известным венгерским научным деятелем.
Логические блоки Дьеньеша являются абстрактно-дидактически средством. Они представляют собой набор фигур, которые отличаются по цвету, форме, размеру, толщине. Комплект состоит из 48 блоков. Каждую фигуру характеризуют четыре свойства: цвет, форма, размер и толщина. В наборе отсутствуют фигуры, одинаковые по всем свойствам.
Чтобы организовать работу с детьми в одной группе на протяжении всего периода дошкольного детства, необходимы два набора объемных логических фигур – блоков и по одному набору плоских логических фигур для каждого ребенка. Также необходимы карточки, на которых будут условно обозначены свойства блоков.
Использование таких карточек развивает у детей способность замещать и моделировать свойства, умение кодировать и декодировать информацию о них. Такие способности и умения развиваются в ходе выполнения разного рода предметно-игровых действий.
Комплект логических блоков позволяет провести детей в их развитии от оперирования одним свойством предмета до оперирования множеством. Осуществляя разнообразные действия с блоками, сначала дети осваивают навык выявления и абстрагирования в предметах одного свойства, а также сравнения, классификации и обобщения предметов по одному заданному свойству. Позже дети овладевают умением анализировать, сравнивать и классифицировать объекты по нескольким свойствам, позже – по трем и четырем.
Блоки Дьенеша | Лирическое вступление (знакомство Яны с блоками)
Я давно присматривалась к авторским методическим материалам. До того, как Яне исполнилось 2г. 7 мес. у нас не ощущалось нехватки в развивающих материалах, поэтому ранее я откладывала их приобретение. После последнего скачка развития большая часть наших развивающих игрушек стала неактуальной. Поэтому при выборе подарков к новому 2016 году для Яны мне хотелось найти варианты игрушек с большим возрастным диапазоном и развивающим потенциалом. Кстати, в дневнике развития Яны можно найти хронологию её развития с рождения, а также наши сроки введения развивающих заданий, первоначальную реакцию на них и эффект.
Я решила обратить свое внимание на развивающие игрушки авторских методик. Конечно же, я позаботилась о подстраховке, закупив несколько плюшевых игрушек и набор для сюжетной игры в Икее
Никто не может гарантировать, что новая игрушка будет воспринята на «Ура». Собственно, у нас этого и не произошло.
Первое знакомство с блоками Дьенеша было полным разочарованием. Даже не знаю для кого разочарование было большим — для Яны, которой было просто не интересно выкладывать фигуры по шаблонам в альбомах, или для меня, которая так долго предвкушала её интерес к новым «развивашкам»
Я снова и снова перечисляла Яне достоинства альбомов, играла с ними сама и с другими персонажами, пытаясь привлечь её внимание. Но всё было тщетно
Яна с большой прохладой относится к шаблонам. По всей видимости, это плоды избыточного внимания . Кстати, такое же отношение у Яны к прекрасной мозайке с крупными деталями и понятными для двухлеток схемами-шаблонами. Хотя большинство малышей с удовольствием их собирают по шаблонам. Яну всегда приходится уговаривать и если она её собирает, то только из одолжения.
После нашего неудачного знакомства пришлось почитать в интернете подробности о применении блоков. После этого я решила попробовать произвольные игры без альбомов. Тут случилось чудо, игры Яну захватили настолько, что их стало сложно завершить. Когда уже Яна вошла во вкус, в дело пошло всё и альбомы с шаблонами в том числе. Хотя по отзывам в интернете у многих малышей первичный интерес вызывают именно занятия по альбомам.
Занятия с блоками Дьенеша развивают логическое мышление
Логические блоки, полагал Золтан Дьенеш, способствуют развитию у ребенка мыслительных операций и действий, которые важны в качестве подготовки к математике, а также для общего развития интеллекта ребенка.
В результате занятий с блоками Дьенеша ребенок научится мыслить логически, выявлять свойства предметов, абстрагировать, сравнивать, классифицировать, обобщать. Он также овладевает кодированием и декодированием, бинарными операциями «не», «и», «или». Кроме того, игры помогают заложить в сознание малыша основы алгоритмической культуры мышления, развить навыки действий в уме, получить первые представления о числах и фигурах.
Занятия с помощью логических блоков Дьенеша можно проводить как в условиях детского сада, так и дома. В комплексе с другими развивающими заданиями и играми они прекрасно помогут ребенку преодолеть различные интеллектуальные препятствия.
-
Лего слейв 1 джанго фетта
-
Как пройти лего марвел часть 2
-
Лего фигурка песочного человека
-
Лего для девочек 2016 года
- Mega bloks конструктор power rangers
Открытое занятие с использованием блоков Дьенеша в ДОУ
Задания с использованием логических блоков Дьенеша вполне можно демонстрировать на открытом занятии, поскольку использование различных развивающих пособий в дошкольном педагогическом процессе сегодня весьма актуально. Коллегам будет интересно увидеть игры и упражнения математического содержания, особенно если они придуманы самим педагогом.
Организовывать такой открытый просмотр можно с детьми различного возраста, начиная со второй младшей группы: малышам будет интересны манипуляции с разноцветными фигурами. Чтобы мероприятие прошло удачно, воспитатель может дополнительно использовать средства ИКТ, задействовать игровых персонажей. Интересно проходят интегрированные занятия, где один вид образовательной деятельности плавно перетекает в другой. Что касается конкретных тем для открытого просмотра, то можно построить занятие в форме путешествия («Путешествие в город геометрических фигур», «Праздник в стране волшебных блоков» и т. п.), или погружения в сказку (например, «Поможем доктору Айболиту», «В гости в Простоквашино» и т. п.).
После проведения открытого занятия проходит обязательное его обсуждение педагогами. Обосновывая эффективность своих методов и приёмов, воспитатель может предложить коллегам самим выполнить те или иные упражнения на основе развивающего пособия Дьенеша.
Обсуждение открытого просмотра может включать в себя и практическую часть — упражнения для взрослых с блоками
Таблица: пример конспекта открытого занятия по ФЭМП во второй младшей группе (фрагмент)
Автор | Цапарина И. В., воспитатель ГБОУ Школа №1155 дошкольное отделение №2, г. Москва. |
Тема | Путешествие в зимний лес |
Цель | Расширить и обогатить элементарные математические знания путём исследовательской деятельности. |
Ход занятия | Воспитатель предлагает малышам отправиться на прогулку в зимний лес. Чтение стихотворения:
Появляется игровой персонаж — кукла Катя. Она тоже хочет пойти гулять с малышами.В лес можно попасть через речку. Ребятам предлагаются 2 мостика — узкий и широкий. Дети определяют, что удобнее идти по широкому. <…>В сугробе лежит зайчик со снежками. Игровое упражнение «Сколько»: на примере снежков дошкольники закрепляют понятия «один», «много», «ни одного». Катя загадывает загадку о круге, на который похож снежок. <…>Следующий персонаж — медведь с красным кубиком. Аналогичная беседа и загадка про квадрат. Под ёлкой сидит белка. Сравнение по высоте двух ёлок. Выясняется, что ёлочка похожа на треугольник. <…>Чтобы ребята согрелись в зимнем лесу, воспитатель проводит физкультминутку: Мы погреемся немножко,Мы похлопаем в ладошки,Ножками потопаем,И себя похлопаем. Катя везёт грузовую машину, она говорит, что вместе с ней приехал снеговик. Ему скучно одному и хочется найти друзей. В кузове грузовика находится мешочек с блоками Дьенеша. С помощью схемы малыши составляют изображение снеговика (индивидуальная работа). Анализ составленных фигур. <…>Катя порвала свою курточку, зацепившись за ёлку, и просит детей помочь поставить на неё заплатку. Игровое упражнение с блоками Дьенеша «Поставь заплатку»: у каждого ребёнка на столе схема с обозначением, какой должна быть заплатка (форма, размер и цвет).Катя благодарит детей за помощь и прощается. Воспитатель хвалит ребят. |
Цит. по: http://www.maam.ru/detskijsad/konspekt-otkrytogo-zanjatija-po-fyemp-v-mladshei-grupe-s-blokami-denesha.html |
Использование блоков Дьенеша на занятиях с детьми старшего дошкольного возраста
Для детей старшего дошкольного возраста предназначены игры и упражнения с логическими операциями и действиями. Они помогают развивать у детей умение разбивать множество на классы на основании совместимых свойств, развивают умение совершать логические операции «не», «и», «или», умение благодаря этим операциям выстраивать истинные высказывания, кодировать и декодировать информацию о свойствах предметов.
Развитие понятия «множество».
Определение 2
Множество – это одно из ключевых математических понятий, это математический объект, который представляет собой набор, совокупность, собрание каких-либо имеющих общие для всех характерные свойства объектов, которые называют элементами этого множества.
Цели методики раннего развития математических способностей З. Дьениша:
познакомить с основными геометрическими фигурами, а также понятием «эталон формы», сформировать умение определять цвета и размеры объектов, развивать представление о множестве;
помочь приобрести первичные навыки алгоритмического мышления;
активизировать память, развивать способность концентрировать и удерживать внимание, а также психические процессы воображения и речи;
сформировать пространственное мышление, навыки моделирования и конструирования;
актуализировать творческий потенциал;
развивать интеллектуальную культуру мышления, то есть умение сопоставлять, обобщать, систематизировать, самостоятельно анализировать, понимать смысл абстрактного знака, кодировать и расшифровывать информацию, аргументировать свои утверждения;
воспитать личную инициативность и волевые качества в достижении учебной цели, решать практические задачи и преодолевать препятствия.
Множество – это совокупность элементов, которые воспринимаются в качестве единого целого. Множество включает несколько элементов и ассоциируется с понятием группы. Чем больше элементов в составе множества, тем оно мощнее. В детском саду, с помощью блоков Дьенеша, можно ввести понятия конечных, бесконечных множеств, пустых и состоящих из пяти элементов.
- конечные множества – это элементы, которые поддаются счету;
- бесконечные множества – это множества, элементы которых посчитать невозможно, например, звезды на небе или снежинки на поле;
- дискретные или прерывистые множества – это множества, в которых каждый структурный элемент может восприниматься отдельно;
- непрерывные множества – в которых элементы не могут восприниматься отдельно, например, стакан воды;
- упорядоченное множество – в которых элементы находятся в определенном порядке, например, ряд натуральных чисел.
Множество предметов и явлений ребенок воспринимает с помощью различных анализаторов.
К 1-2 годам у детей есть багаж представлений, касающийся множеств однородных предметов, отраженных в пассивной детской речи – строить домик или домики, то есть единственное и множественное число. На этом этапе множества еще не обладают для детей четкими границами и воспринимаются постепенно, по отдельному элементу, без осознания количественной стороны множества. Дети понимают, что такое «много» или «мало», но у этих слов отсутствует четкая количественная характеристика, поэтому они ассоциируются с понятиями «большой» и «маленький».
В 2-3 года дети могут воспринимать множества в их границах, умеют сосредотачивать свое внимание на границах множества, но нет четкого понимания внутренних элементов. Используя блоки Дьенеша, детям можно предложить накладывать предметы на рисунки, заполняя всю часть карточки между крайними элементами
При этом дети могут не воспринимать количество. Они легче воспринимают множество, если они расположено линейно, то есть в ряд.
В 3-4 года дети становятся требовательнее к однородному составу множества, то есть считают, что множество всегда должно состоять из однородных элементов. На восприятие множества влияют качественно-пространственные признаки, к которым относят форму, величину, расстояние между элементами, расположение фигур в пространстве по-разному.
В возрасте четырех-пяти лет, если дети могут воспринимать только однородные предметы – это играет отрицательную роль, в связи с чем, следует предлагать детям материал, требующий выполнения различных операций с множествами. С блоками Дьенеша это сделать очень просто: можно составить единое множество из двух групп, у каждой из которых будут свои особенности, несущественные для целого множества.
Дидактический материал З. Дьенеша
Логические авторские блоки введут ребёнка в мир формы, цвета и размера во время непринуждённой математической игры. Значение дидактического материала З. Дьениша:
- Важнейшие психологические показатели развития логики и концентрации внимания, воображения, нестандартного мышления и памяти получат дополнительный стимул для развития.
- Работа с авторскими наглядными пособиями разовьёт речь, сформирует навыки анализа и систематизации, научит обобщать информацию, раскроет творческий потенциал ребёнка.
Математические блоки
Классический набор методических блоков включает 48 разнообразных по цветовому решению, размеру и форме деталей. Элементы изготовлены в соответствии основному перечню геометрических фигур и имеют такие характеристики:
- Четыре формы блока: квадратные, круглые, в виде треугольника и прямоугольника;
- Три цветовых варианта исполнения: синий, красный и жёлтый.
- Два параметра толщины: толстый, тонкий;
- Два параметра размера: большой, маленький.
Принципиально важно и то, что набор не содержит одинаковых геометрических блоков
Видео: логические блоки Дьеньеша
https://youtube.com/watch?v=CV_PU3fUuf0
Логические фигуры
Один комплект для организации занятий в малой подгруппе содержит 24 плоских фигуры, в число которых входит равнозначное количество (по 6 элементов) квадратов, треугольников, прямоугольников и кругов, при этом так же, как и блоки отличающиеся цветом (красный, жёлтый, синий) и размером (большой, маленький). Наглядное пособие с логическими фигурами необходимо для работы с понятием эталон формы, обучению манипуляциям с эталонами.
Логические кубики
Кубики, стороны которых содержат кодированное изображение характеристик (форма, цвет, размер, толщина) и отрицание свойств (перечёркнутый знак), а также кубик и цифрами от трёх до восьми на каждой грани. Этот дидактический материал важен для реализации овладения умственными операциями замены, знакового шифрования, расшифровки, пространственного моделирования. Оригинальность логических кубиков состоит в вариативности спонтанного выбора свойств, которая производится путём подбрасывания кубика, а это всегда вызывает восторг и интерес у детей.
Для выполнения задания ребёнок должен освоить навыки декодирования символов, изображённых на гранях логического кубика
Карточки с символической передачей информации о свойствах объекта, а также арифметическими примерами.
- Поможет ребёнку освоить культурную традицию знаковой, закодированной в символе, передаче информации о характеристиках предмета.
- Разовьёт способность производить абстрактные мыслительные операции, расшифровывать символы.
- Сформирует навыки счёта в уме.
Альбомы, алгоритмические схемы
Цель — научить ребёнка чётко следовать правилам, строго выполнять предписанную последовательность шагов. Схематически указывают путь, который необходимо проделать для решения поставленной задачи.
В качестве дополнительных дидактических инструментов могут выступать ленты или обручи для определения игровой области, с их помощью можно расширить диапазон вариантов упражнений, сделать их более разнообразными и увлекательными.
Материалы З. Дьениша своими руками
Большую часть игр можно проводить, используя плоские фигуры, а их можно вырезать из картона, цветной бумаги, разрисовать цветными карандашами или красками, варианты схем-карточек тоже можно придумать самостоятельно по аналогии с готовыми и нарисовать от руки. Если трудно найти наборы дополнительных карточек или альбомы в продаже, то можно распечатать алгоритмические или цифровые карты, варианты альбомов на цветном принтере.
Каждая страница альбома представляет собой иллюстрацию, на которой ребенку предстоит разместить блоки соответствующего цвета, размера и формы по образцу. Картинки структурированы по принципу «от простого к сложному» — в начале представлены рисунки, состоящие из минимального количества деталей
Блоки Дьенеша | Описание
Блоки Дьенеша представляют собой набор из 48 фигур разного цвета, величины, объема и размера. Каждая из фигур набора уникальна. Игры с блоками Дьенеша направлены на формирование элементарных математических понятий для детей от 2 до 8 лет. С их помощью можно изучать характеристики объектов: цвета, формы, объем, размер.
Занятия с блоками можно проводить как произвольные, так и по вспомогательным материалам — альбомам.
Сразу хочу предупредить, что эта игрушка — серьезный инструмент развития при совместных занятиях ребенка со взрослым. Самостоятельные игры детей с блоками не позволяют эффективно использовать их развивающий потенциал. Это же можно сказать о занятиях только по альбомам. Я сама случайно заглянула в детальное описание произвольных игр с блоками Дьенеша без альбомов, чему очень рада
Именно поэтому хочу обратить ваше внимание на игры с блоками без альбомов. Хотя, конечно, для разнообразия альбомы не помешают
Наш вариант блоков Дьенеша от производителя Корвет. Выполнен он из дешевого, но сертифицированного по безопасности пластика. Это очень бюджетный вариант. Ключевым моментом при выборе варианта от Корвета стало наличие альбомов для игр с заданиями. У Корвета выпускается 8 различных альбомов по блокам Дьенеша. Также для блоков Дьенеша именно от Корвета можно найти дополнительные наработки с заданиями в развивающих сообществах.
Можно найти другие очень привлекательные варианты блоков Дьенеша из дерева, но альбомы для занятий с ними обычно не идут. Альбомы, выпускаемые Корветом, вряд ли подойдут по размеру для блоков другого производителя. Еще можно отметить, что цены на деревянные блоки Дьенеша «кусучие». Поэтому я остановилась на блоках от Корвета.
Блоки Дьенеша | Произвольные игры
Привожу варианты игр с блоками Дьенеша, которые мы практикуем.
Выборки
Для малышей 2-3 лет на этапе знакомства можно упростить игру, предоставив не весь набор, а его часть.
- Знакомство с признаками объектов. Выборка по одному признаку (цвету, форме, размеру, толщине). Просим выбрать блоки по одному признаку:
- красные/синие/желтые;
- квадратные/круглые/прямоугольные/треугольные;
- толстые/плоские;
- большие/маленькие.
2. Знакомство с признаками объектов. Выборки блоков по нескольким признакам. Просим выбрать блоки по нескольким признакам. На этом моменте вы можете прочувствовать огромный потенциал развивающего материала. Вариантов таких выборок огромное количество. Приведу несколько примеров. Например, выбрать все:
Развиваем умение систематизации
Это игра обратная выборке. Мама делает выборку и предлагает малышу определить признак, по которому сделана выборка. Для знакомства с подобными играми можно пробовать самые разные варианты выборок. Главное, чтобы ребенку бросался в глаза загаданный признак. Также на начальных этапах даем задания на определение одного признака, затем усложняем.
Я предлагаю Яне самый простой вариант, показываю несколько групп(рядов) фигур и прошу подсказать, чем они отличаются.
Блоки разделены на ряды по толщине. Еще одно задание на толщину, но тут уже сложней. Цвета отвлекают от толщины. Этот уровень сложности у Яны пока вызвал затруднения.
Продолжи ряд
Еще одно задание на развитие мышление, продолжение ряда. Оно является классическим заданием из тестов на интеллект . Яне пока не дается даже простейший цветовой ряд. Но мы занимались этим всего пару раз.
Цветовой ряд желтый-красный-желтый-…. Ряд из форм квадрат-круг-квадрат-…
Конструирование
Это творческое направление деятельности невозможно обойти стороной ни для одной игрушки с геометрическими фигурами .
В дневнике развития Яны я уже писала, что последние пару месяцев у неё большой прорыв в области конструирования. Блоки Дьенеша тоже пришлись очень кстати.
Конечно же, у нас есть Lego. У него есть свои преимущества, но попробуйте сделать домик из обычных блоков Lego Duplo. Даже у взрослого это займет массу времени. А малышам и вовсе не под силу. Домик из блоков Дьенеша из квадрата и треугольника получается за пару секунд и у взрослого и у малыша.
Для занятий по конструирования, я взяла на вооружение схемы из кубиков Фребеля. За первые пару занятий у меня получилась масса простейших объектов реальной жизни.
Произвольное конструирование простейших объектов
Яна прониклась идеей и на данном этапе повторяет конструкции, которые запомнила, а также импровизирует. Сразу признаюсь, что пока её импровизации далеки от объектов из реальной жизни . Но главное, что процесс пошёл.
Произвольное конструирование. Конструирование объектов из реальной жизни для «продвинутых конструкторов»
Первый раз читая подобный материал, кажется, что такие игры сложные в части реализации. Я хочу убедить вас в обратном. Просто запомните пару вариантов или на первый раз выпишите их на листок. Попробуйте поиграть. Если малышу понравится, то, я уверенна, ваш мозг тут же сгенерирует еще десяток вариантов игр.
Яна оценила именно произвольные игры с блоками Дьенеша. Я с трудом их завершаю, так как она обычно требует продолжения. Под занавес у нас занятия по альбомам.