Что такое речевое дыхание и как оно влияет на качество почерка?

Развитие речевого дыхания. упражнения на развитие дыхания

Играем с дыханием

Начинать занятия по постановке речевого дыхания можно уже к концу первого года жизни малыша. Наверняка мамочка захочет научить его задувать свечку на первом юбилейном торте.

Это и будет началом развивающих дыхание занятий. Можно добавить к задуванию свечки еще одно веселое занятие: сдувание мыльной пенки с ручек, когда малыш купается в ванной. После годика кроха уже может попробовать обдувать одуванчики во время прогулки, дудеть в детскую дудочку, показывать, как пыхтит самовар.

По большей части игры на развитие речевого дыхания предназначены для деток, начиная с младшего дошкольного возраста (3 – 4 года). Кстати, многие из них проводятся в детских садах.

Тренировка речевого дыхания

Когда малыш научится плавно и равномерно выдыхать, переходят к следующим упражнениям, которые сочетают дыханье и произнесение звуков, слов и целых фраз.

  1. Отработка слогов

Подобные упражнения предполагают многократное повторение ребёнком гласных звуков и слогов. Причём произносить подобные звукосочетания необходимо на одном выдохе:

  • Дождик капает по крыше – кап-кап-кап;
  • Кукла Маша хочет кушать – а-аа, у-уу;
  • Косолапый ищет шишку – топ-топ-топ.

  1. Произнесение чистоговорок

Подбирать подобные упражнения можно с целью постановки тех звуков, которые «страдают» у ребёнка больше всего. Например, ребёнок набирает воздуха и на выдохе произносит: «Жа-жа-жа-жа – убежали два ежа». Затем опять следует глубокий вдох, после чего на выдохе малыш говорит: «Жу-жу-жу-жу – ежу кофточку вяжу».

  1. Заучивание и декламация коротких стихотворений

Речевое дыханье замечательно тренирует рассказывание четверостиший Агнии Барто. Родителям следует внимательно контролировать, как ребёнок координирует вдохи-выдохи при произношении каждой строфы.

Проблемы в развитии речевого дыхания

Нерациональный расход выдыхаемого воздуха

Часто родители могут быть свидетелями такой картины: малыш, который только начал говорить, пытаясь что-то сказать, делает вдох, начинает произносить нужные слова, но не может закончить предложение до конца, так как ему не хватает набранного в лёгкие объёма воздуха.

Он останавливается, чтобы набрать воздух, возникает пауза, во время которой ребёнок может забыть, о чём он говорил в начале разговора. Ему приходится вспоминать – и длина паузы  увеличивается.

Такая картина свидетельствует о нерациональном расходовании воздуха. Это же может послужить причиной того, что говорящий ребёнок конец фразы произносит на пониженных тонах, иногда практически шёпотом.

Слабое развитие дыхательного аппарата

Ещё один пример нарушения в развитии речевого дыхания: дыхательный аппарат дошкольника развит плохо, у него слабый вдох и такой же выдох. В этом случае он говорит тихо, нечётко и редко договаривает фразу до конца. Либо, пытаясь успеть сказать нужные слова на вдохе, малыш говорит быстро, частит, от чего страдает интонация, не соблюдается расстановка логических пауз.

Слабое развитие дыхательного аппарата у дошкольников тесно связано с их физическим состоянием, наличием  хронических заболеваний дыхательных путей (синуситы, гаймориты) и малоподвижным образом жизни.

Игры на постановку дыхания

Для проведения этих игр понадобится нехитрый инвентарь: бумажные приспособления, игрушки-свистульки, воздушные шарики.

Летящие бабочки.

Необходимо вырезать несколько бумажных бабочек и привязать их за ниточку к прочной веревке на небольшом расстоянии друг от друга. Бабочки должны располагаться на уровне лица ребенка. Взрослый показывает ему, как нужно подуть на бабочек, чтобы они начали «порхать», а затем предлагает повторить

Важно, чтобы малыш стоял ровно, не поднимал плечи на выдохе, не раздувал щеки, не добирал воздух, губы немного вытягивал вперед

Радужные пузыри.

Мама показывает ребенку, как надувают мыльные пузыри с помощью соломинки, коктейльной трубочки или специальной рамки, идущей в комплекте с пузырями. Затем малыш пробует повторить. У него могут возникнуть сложности, поэтому задача взрослых – поддержать кроху, мотивировать его.

Свистульки.

Понадобятся деревянные, глиняные или пластиковые игрушки-свистульки. Ребенку предлагают посвистеть, чтобы услышать, как поет его птичка или зверушка. Это весьма увлекательная игра для дошколят, они с удовольствием будут «свиристеть».

Волшебный ветерок.

Нужно подготовить «деревца» — метелочки из нарезанной на полоски цветной бумаги, прикрепленной к палочке (можно вместо бумаги взять елочный «дождик»). Взрослый показывает ребенку волшебное дерево и предлагает подуть на него, чтобы услышать легкий волшебный ветерок.

Летящий шарик.

Для игры нужен надутый воздушный шар, который подвешивают на уровне лица малыша. Родитель показывает ребенку, как подуть на шарик, чтобы он взлетел вверх. Маленький игрок должен повторить упражнение. Более сложный вариант – шарик не привязывают, а задача ребенка – поднять его вверх и удерживать там, используя лишь силу выдоха.

Дыхательно-голосовые упражнения

При выполнении этих упражнений выдох производится с одновременным произнесением звуком или слов. Это способствует отработке навыка управлять дыханием непосредственно во время говорения.

Я – насос.

Ребенок имитирует движения, как при накачивании шин насосом. При этом каждый выдох длится максимально долго и сопровождается произнесением непрерывного звука С. Нужно следить, чтобы воздух не добирался, а ребенок во время выдохов не слишком напрягался.

Сдуйся, шарик!

Малыш становится прямо, разводит руки в стороны, представляя себя большим воздушным шаром. Необходимо на выдохе постепенно сводить руки перед собой, пока не получится обнять плечи. В это время ребенок непрерывно произносит звук Ф – шарик сдувается

Важно объяснить малышу, что воздух выдыхается равномерно, без рывков

Хлопушка.

Ребенок стоит на коленях, опустив руки вдоль туловища. Делает вдох, разводя руки в стороны. На выдохе хлопает в ладоши, громко говоря: «хлоп!»

Маятник.

Малыш стоит ровно, поставив ноги на ширину плеч, подняв руки, сомкнутые замком, вверх. Вдохнув, ребенок наклоняется в одну сторону, на выдохе говоря «бум». Затем движение повторяют в другую сторону.

Если взрослые хотят добиться результата в развитии речевого дыхания своего чада, играть необходимо ежедневно. Причем зачастую делать это можно «мимоходом», занимаясь повседневными делами. Ведь игры, не требующие особой подготовки, оторвут мамочку всего на несколько минут. А такие занятия, как надувание мыльных пузырей или обдувание одуванчика, и вовсе происходят в процессе купания или прогулки. А результатом будет правильно оформленная речь малыша: плавная, с равной силой звучания, выразительная.

Дыхательные упражнения на развитие правильного выдоха

Итак, рациональные выдыхание – основа правильной речи. Чтобы ребёнок научился делать выдохи плавно и равномерно, специалисты разработали несложные игры. В них лучше играть вместе с малышом, внося элемент соревновательности.

Примеры упражнений:

  1. «Цветной дождик». Предварительно следует закрепить на леске или тонкой верёвочке серпантинные ленты, тканевые лоскуты или дождик для ёлки. Эту конструкцию подвешивают перед ребёнком и предлагают подуть на висящие ленты. Взрослому необходимо отслеживать, чтобы игрок использовал слитный выдох, не добирая воздух короткими вдохами.
  2. «Снежок». Разделите вату, лист бумаги на небольшие кусочки, положите их на стол, превратив его в сугроб. Ребёнок предстаёт в роли ветерка, которые раздувает снежок. При выполнении задания губки малыша должны быть округлёнными и вытянутыми вперёд. Следите, чтобы он не надувал щёки.
  3. «Морская регата». Сделайте бумажные кораблики или приготовьте пластиковые оболочки от «киндер-сюрпризов». Также вам понадобится тазик с водой. Предложите ребёнку дуть на эти кораблики, стараясь довести их до противоположного «берега». Добавьте соревновательный момент, поспорив, чьё судёнышко уплывёт дальше.
  4. «Забей гол». Постройте из деталей ЛЕГО или прочих конструкций футбольные ворота, мячиком может выступить лёгкий шар от пинг-понга. Ребёнку, выполняющему роль футболиста, нужно так дуть на шарик, чтобы тот оказался в воротах. Вы можете также поучаствовать в игре в роли «вратаря».
  5. «Буль-буль». Вам понадобятся 2 пластиковых прозрачных стакана. В первый нужно налить воду до краёв, во второй – до половины. Ребёнок берёт коктейльную трубочку и в полном стакане дует слабо, чтобы вода не пролилась, а в другом дует в полную силу.
  6. «Волшебный пузырь». Купите набор для пускания мыльных пузырей и предложите малышу устроить весёлую игру. Ребёнок может самостоятельно пускать пузырьки, но если дыхания у него не хватает или же просто не получается, попробуйте выдувать их сами, предложив крохе дуть на них так, чтобы они не упали на пол.
  7. «Спортивные карандашики». На столешницу кладут 2 карандаша круглого сечения и разного оттенка. Малыш должен опередить вас на финише, дуя на карандашик в меру своих возможностей. Дуть нужно по очереди.

Речевое дыхание

Организация правильного выдоха

Чтобы речевое дыхание было правильным, важно продемонстрировать малышу технику его выполнения:

  • вдох делают короткий, но сильный, вдыхать нужно носом, при этом будет заметно расширение диафрагмы;
  • выдох должен быть плавным, без резких толчков (губы вытянуты в трубочку);
  • выдох осуществляется через рот, иначе говорить не получится;
  • выдыхать нужно «до упора», делая после этого небольшую паузу (около 2 – 3 секунд).

У большинства малышей с первого раза проделать это все правильно не получается. Чтобы помочь им освоить дыхание во время говорения, понадобятся специальные тренировки. Но не стоит бояться этой фразы: тренировки заключаются в проведении с ребенком разнообразных веселых игр, которые принесут ему массу положительных эмоций, попутно развивая силу выдоха.

Чтобы поддерживать интерес к таким занятиям, упражнения на речевое дыхание для детей важно правильно организовать:

  • На выполнение их отводится от 3 минут в раннем возрасте, до 6 – в старшем дошкольном возрасте.
  • Такие игры проводят в помещении с хорошим проветриванием: во время занятия в нем должно быть достаточно свежего воздуха.
  • Играть с дыханием нужно до еды.
  • К моменту начала упражнений ребенок должен быть здоров и находиться в хорошем настроении.
  • Родители обязательно сопровождают игры эмоциональными комментариями.

Как развить речевое дыхание

Решающее значение для правильной постановки речевого дыхания несёт развитие фазы выдоха. Поэтому основная задача, на которую направлены упражнения по развитию речевого дыхания – это формирование у ребёнка сильного и плавного выдоха ртом.

 Формируем правильный выдох

Основные моменты правильного речевого дыхания:

  • Короткий сильный вдох через нос, взрослый может визуально оценить расширение диафрагмы ребёнка.
  • Выдох осуществляется плавно, желательно избегать толчков. Губы при этом необходимо складывать трубочкой. Для того чтобы малышу было понятнее, нужно показать ему пропев букву «О».
  • Выдох сопровождается выходом воздуха через рот, а не через нос, обязательно проконтролируйте этот момент!
  • Выдох осуществляется до самого конца. После каждого выдоха необходимо делать паузу на 2-3 секунды

Наиболее эффективными мерами по тренировке правильного выдоха у дошкольников являются упражнения и игры, включающие в себя элементы дыхательной зарядки, а также артикуляционная гимнастика.

Приступая к занятиям, необходимо понимать, что эти занятия могут быстро утомить ребёнка и  даже вызвать у него головокружение, поэтому желательно придерживаться нескольких простых правил:

  • Выполнение упражнений должно происходить в течение 3-6 минут. Количество минут зависит от возраста детей. Малышам двух-трёх лет упражнения нужно делать в течение 3 минут, не более.
  • Игры и упражнения должны проводиться в хорошо проветриваемом помещении с достаточным количеством свежего воздуха
  • Занятия по дыхательной гимнастике нужно проводить до приёма пищи

Развиваем силу и длительность выдоха

С этой задачей помогут справиться следующие упражнения и игры:

Цветной дождик

Закрепите на подвешенной горизонтально нити несколько разноцветных лоскутков ткани, или ёлочного дождика, или ленточек серпантина. Повесьте нить перед лицом ребёнка, на расстоянии 10-15 см.

Предложите ему подуть на висящие разноцветные ленточки. Затем усложните задание, предложив, в процессе выдоха подвинуть ленточку определённого цвета дальше, чем остальные.

При этом важно следить, чтобы малыш стоял прямо и дул, используя один длинный выдох, не добавлял воздух порциями. Игры, подобные этому упражнению придумать легко: можно дуть на кораблики, запущенные в ёмкости с водой или ванне, можно сдувать со стола кусочки ваты («снежинки»), устраивая соревнование, какая снежинка первая пролетит заданное расстояние

Игры, подобные этому упражнению придумать легко: можно дуть на кораблики, запущенные в ёмкости с водой или ванне, можно сдувать со стола кусочки ваты («снежинки»), устраивая соревнование, какая снежинка первая пролетит заданное расстояние.

Карандаши-спортсмены

Положите на столе два карандаша разного цвета. Обозначьте линию старта, на которой находятся карандаши, и финиш, куда должны «прибежать» карандаши в процессе марафона. Дуя на карандаш по очереди с другим игроком, передвигайте их по направлению к финишной линии.

Конечно, сила выдоха взрослых несоизмеримо больше, чем у маленького ребёнка, поэтому в этом соревновании будет лучше, если взрослый немного «подыграет» маленькому игроку, выдыхая с меньшей силой. Побеждает тот карандаш, который быстрее доберётся до линии финиша.

Рекомендация родителям по развитию речи дошкольников

Важно понимать, что грамотные и эффективные рекомендации может дать только квалифицированный дошкольный специалист. В результате проведённого обследования он определит, нарушено ли у ребёнка речевое дыхание, и покажет упражнения для детей

А также выберет направление развития. Специалист может порекомендовать записать ребёнка в кружок для разностороннего общения или направит в подготовительный логопедический детский сад.

Есть специализированный детский сад

Дыхательная гимнастика

Упражнения для речи ребенка существуют в большом количестве. Главное, выработать у малыша привычку и сделать тренировки увлекательными для него.

Упражнения для развития речи детей:

  • Набрать побольше воздуха через нос, надув живот, и задержать дыхание. Выпустить воздух через рот. Каждый день постепенно увеличивать время задержки дыхания.
  • Набрав побольше воздуха, выпускать его с паузами, небольшими порциями.
  • Сделать нормальный спокойный выдох и постараться подольше не делать вдох.
  • На выдохе произносить низко «у-у-у».
  • На выдохе произносить высоко «пи-пи-пи».

Принципы развития речи у дошкольников

Существует группа основополагающих принципов:

  • всестороннее развитие (речевое, интеллектуальное, развитие моторики);
  • принцип реального общения;
  • принцип развития языковой интуиции;
  • принцип многогранности развития речи;
  • познавательный принцип.

Формирование эмоционально насыщенной речи, богатой интонациями

Чтобы создать вид эмоционально насыщенной речи с богатыми интонациями у ребенка, в первую очередь с ним нужно много общаться. Отвечать развёрнуто на его вопросы, не игнорируя вопросы, а также приучать самого ребенка отвечать развёрнуто.

Обратите внимание! Важна качественная детская литература. Обязательно нужно читать ребёнку вслух

Важно «проживать диалоги», а не читать с одной интонацией, т.е. нужна выразительность

Если же, несмотря на юный возраст, малыш уже сам умеет читать, то отличной тренировкой будет чтение с ним по ролям. Театральная деятельность это отличное занятие в достижении этой цели. Стоит разучивать с малышом дома небольшое сценки, провести художественный концерт, в котором будут участвовать и дошкольник, и все члены семьи, показывать выступление.

Артикуляционная гимнастика

Артикуляционная гимнастика представляет собой упражнения, целью которых является развить и укрепить мышцы артикуляционного аппарата (речевого).

Необходимо развивать мышцы полости рта

Выполнить задачи звуковой культуры речи дошкольников помогут следующие упражнения:

  • «Бабушкино варенье». Облизать губы по часовой стрелке и против часовой.
  • «Скачет лошадка». Приложить кончик языка к небу и поцокать.
  • «Пароход у пристани». Вытянуть губы трубочкой и произносить «ту-ту-ту».
  • «Вверх, вниз». Поочередно, высовывая язык, пытаться дотянуться до кончика носа и подбородка.
  • «Детский мячик». Поочерёдно сдувать щеки и надувать.

При наличии проблем у малыша взрослый должен понять, что они не решатся сами собой, необходимо обратиться к специалисту и выполнять специальные упражнения. Для ребенка важен каждый год, особенно перед началом школьной жизни.

Особенности речевого дыхания у детей

Органы дыхания осуществляют не только непосредственную «работу» – газообмен, но и принимают участие в звуко- и голосообразовании

А чтобы сделать речь более выразительной и ритмичной, крайне важно правильное речевое дыхание

Под этим понятием скрывается человеческая возможность делать глубокие вдохи и на выдохе произносить разнообразные сочетания звуков, точно и рационально распределяя воздух. Если этот процесс протекает правильно, то человек тратит меньше мускульной энергии, одновременно добиваясь хорошего звучания голоса и плавности речи.

Однако речевое дыханье маленьких детей обладает определёнными особенностями, связанными часто со слабостью диафрагмальной мускулатуры, небольшим объёмом лёгких. Отсюда и возникают некоторые трудности.

  1. Нерациональный выдох. Многим родителям приходится наблюдать, как ребёнок, только начинающий разговаривать и пытающийся что-то произнести, глубоко вдыхает, говорит первые слова, однако не заканчивает предложение, поскольку ему недостаточно вдыхаемого воздуха. Малыш вынужден замолчать, чтобы сделать ещё один вдох, пауза затягивается, так как за это время ему нужно вспомнить, о чём он говорил прежде. Нерациональность в расходовании воздуха приводит ещё и к тому, что дети к концу предложения начинают говорить очень тихо, практически шёпотом.
  2. Слабость дыхательного аппарата. Недостаточное развитие какого-либо отдела дыхательного аппарата приводит к слабому вдоху и выдыханию. Ребёнок произносит предложения с самого начала тихо, не очень чётко, часто не договаривает их окончания. Или, напротив, маленький человечек, стараясь высказаться на вдохе, начинает частить, разговаривает очень быстро, в результате чего речь становится неразборчивой. Кстати, подобная проблема характерна для ослабленных детей, ребятишек с хроническими синуситами и гайморитами.

Картотека речедвигательных упражнений для дошкольников

Игра является основным видом деятельности дошкольников, несмотря на то, какой у них возраст: младший, средний или старший. Поэтому упражнения должны проводиться в игровой форме, быть увлекательными, эмоционально окрашенными, вызывать интерес.

Два основных упражнения для речи для ребенка:

  • Упражнение «Жирафики». Дети тянутся носом к потолку, вытягивая шею. Находятся некоторое время в таком положении, после возвращаются в исходное положение.
  • Упражнение «Камушки». Дошкольники имитируют, как они двумя руками собирают мелкую гальку в обе ручки по отдельности. Какое-то время держат кулаки сжатыми, затем расслабляют кисти, как будто рассыпая камушки.

Правила проведения дыхательных упражнений

Главенствующую роль в правильном речевом дыхании играет выдох, поскольку именно в момент выдыхания ребёнок и произносит звуки. Вот почему основная цель дыхательных упражнений – сформировать у малыша длинный и плавный выдох.

Прежде чем приступить к упражнениям, следует уточнить некоторые нюансы рационального речевого дыханья:

  1. Вдыхать воздух нужно короткими «порциями», обязательно через нос. Глубину вдоха вы можете увидеть через расширение детской груди.
  2. Выдох всегда происходит через рот, причём воздух должен выходить размеренно, без сбоев и толчков.
  3. Выдыхать необходимо весь набранный объём воздуха, а после каждого выдыхания ребёнок должен сделать небольшую паузу на две-три секунды.

Следует понимать, что, казалось бы, такие простые упражнения утомляют детей, у некоторых ребятишек даже начинает кружиться голова от переизбытка кислорода. Вот почему необходимо соблюдать следующие несложные правила:

  • все игры проводятся только в проветренной комнате, при достаточном поступлении кислорода;
  • дыхательные упражнения лучше выполнять до того, как малыш позавтракает или пообедает, поскольку может появиться тошнота;
  • длительность занятия не должна превышать 6 минут, причём чем меньше ребёнок, тем короче и проще должны быть упражнения;
  • родителям необходимо отслеживать, чтобы ребёнок не переутомлялся, не напрягал шейные и плечевые мышцы.

В чем отличие речевого дыхания от физиологического?

Физиологическое дыхание непроизвольно, оно служит нам для обеспечения правильного газообмена в организме. Короткие и равномерные вдохи и выдохи при этом выполняют через нос: вдох-выдох-пауза.

Основная особенность развития речевого дыхания у детей – упор на выдох (он должен быть намного длиннее, чем вдох). Сначала делают короткий вдох, за ним следует небольшая пауза, затем долгий выдох, наполненный звуками или словами.

Человек не может говорить на вдохе. Именно поэтому главную роль при правильной постановке речи играет тренировка речевого выдоха

Здесь важно уметь не набирать как можно больше воздуха, а тренировать навык его рационального использования для длинного плавного выдоха. Расслабление мышц, участвующих в таком дыхании, происходит произвольно, в зависимости от нашего желания

Несовершенство детского речевого дыхания может проявляться по-разному.

  • Например, ребенок во время говорения вдруг замолкает, делает паузу и вдыхает, чтобы закончить фразу, которую во время вдоха может подзабыть. Чтобы этого избежать, ребенок вынужден договаривать фразу, понижая тон, порой переходя на шепот. Это свидетельствует о том, что малыш не умеет набирать достаточно воздуха во время вдоха.
  • Другой пример. Малыш говорит очень тихо, не договаривая мысль до конца. Его речь нечеткая, быстрая, что мешает правильной интонации и расстановке пауз. Здесь у ребенка слабо развит дыхательный аппарат. Часто это связано с наличием хронических заболеваний лор-органов или малоподвижным образом жизни, когда страдает объем легких.

Формирование речевого дыхания в логопедии

Играем с тем, что под рукой

Чтобы играть, развивая силу выдоха, не обязательно использовать какой-то инвентарь. Существуют игры, которые проводятся «без ничего», или с предметами, которые всегда есть под рукой.

Давай споем!

Во время этой игры песенки представляют собой плавное протягивание разных гласных звуков. Сначала мама показывает ребенку, как спеть звук А, затем О, У, Ы, И, Э, и т.д. Когда у малыша начнут получаться довольно длинные «песенки», можно предложить ему их объединять: песенка может состоять из последовательности гласных: А-О-И, А-У-Э, и т.д.

Снежок пошел!

Для игры понадобятся небольшие кусочки обычной ваты, которая есть в каждом доме. Их раскладывают на столе, и взрослый предлагает малышу представить, что наступила зима и пошел снег. Для этого нужно подуть на «снежинки», чтобы они слетели со стола. В групповом варианте игры дети могут соревноваться, например, чьи снежинки слетят первыми, или у кого они улетят дальше.

Живые карандаши.

На столе раскладывают цветные карандаши (для начала удобнее круглые, в дальнейшем можно взять ребристые). Задача ребенка – докатить каждый карандаш силой выдоха до другого конца стола. В групповом варианте дети садятся напротив и перекатывают карандаши друг другу от одного края к другому.

3. Дыхательная гимнастика, разработанная А.Н. Стрельниковой.

Что такое речевое дыхание

Речевое дыхание – это основа речи. Его можно сравнить с мощностью, которую человек использует на выдохе, чтобы воспроизводить звуки. Речевым дыханием можно управлять и тренировать его. Оно влияет на то, насколько сильный, громкий и четкий голос будет у человека.

Дыхание важно для речи

Развитие речевого дыхания

Если дыхание для жизни человек регулировать не в состоянии, то речевое дыхание регуляции поддаётся. Чтобы его развить и лучше контролировать, необходимо делать специальные упражнения. Система этих упражнений направлена на то, чтобы научить ребёнка вдыхать достаточную для произнесения трёх фраз порцию воздуха. Потом (также через рот) вдыхать дополнительную порцию воздуха для произношения следующих фраз.

Упражнения на развитие речевого дыхания в ДОУ и дома:

  • дуть на одуванчик (или имитировать это);
  • пускать мыльные пузыри;
  • дуть на вертушку;
  • надувать воздушные шары;
  • дуть в свисток;
  • играть на дудочке;
  • свистеть;
  • дуть и этим перемещать воздушный шарик;
  • дуть и катать по столу простой карандаш;
  • выдыхая через рот, топить на руке снежок.

Голос зависит от дыхания

Увеличивать длительность упражнений необходимо постепенно, чтобы организм ребенка успевал адаптироваться. Тренировка начинается с небольшого количества повторений с одним подходом, далее увеличивая нагрузку. Если логоритмика будет производиться регулярно, то артикуляция будет улучшаться день за днём.

Если ребёнок имеет заикание или, говоря более длинные фразы, начинает их глотать, торопиться и складывается ощущение, что он задыхается то, скорее всего, у него слабо развит дыхательный аппарат. Это может являться особенностью организма, быть следствием недостаточной натренированности или наличия заболеваний (например, гайморитом или аденоидами).

Обратите внимание! Необходимо укрепить организм малыша, поправить здоровье, определить источник проблемы и регулярно тренировать дыхательный аппарат. Отлично справиться с этой проблемой помогает пение, которое укрепляет всю дыхательную систему

Чтобы выдох был длительным и имел силу, необходимо выполнять основой артикуляционный комплекс упражнений:

  • Вдыхать воздух через рот с еле заметной улыбкой на губах, выдыхать также через рот, сопровождая это звуком.
  • Делать упражнение «Холмы и овраги». Его схема заключается в том, чтобы ребёнок, вдыхая воздух, округлил живот. Живот должен стать выпуклым.

Обратите внимание! Правелен метод выполнения, когда плечи при вдохе не поднимаются. На выдохе же, наоборот, живот должен быть максимально втянут в себя

Развитие дыхания и голоса

Подобные занятия призваны придать силу и звонкость детскому голоску, чёткость и разборчивость речи. Также они помогают в формировании контроля над громкостью голоса – ребёнок учится произносить слова громче или тише.

Примеры упражнений:

  1. «Лесенка». Слогосочетание («ла-ла-ла-ла») произносят, уменьшая или увеличивая громкость голоса.
  2. «Кто сказал мяу?». Ребёнок подражает корове и телёнку, курочке и цыпляткам, козочке и козлёнку, кошке и котёнку.
  3. Чтение стихотворений или сказочных историй. Ребёнок читает предложенный текст с выражением, изменяя силу голоса в зависимости от смысла.

Дыхательные упражнения, если их проводить регулярно и в соответствии с правилами, способствуют формированию правильного речевого дыхания, которое необходимо для нормального произношения звуков, чистоты речи и силы голоса. Помимо этого, такие занятия укрепляют детское здоровье и повышают интеллектуальные способности ребёнка. Дышите правильно!

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Родительские хроники
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: