Направления развития
На сегодня в практике педагогического воспитания существует несколько систем сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста. Наиболее распространенные из них две: система Марии Монтессори и система Фридриха Фребеля. Родители имеют возможность отдать свое чадо в детский сад, где применяется та или иная методика (см. также: что это значит – детский сад комбинированного вида или типа?). Чем отличаются данные системы дидактического развития от общепризнанных, стоит ли их так отделять? Разберем каждую из них, чтобы понять, стоит ли отдавать малыша в особый детский сад.
Система Марии Монтессори
В основу системы воспитания Марии Монтессори заложена мысль о том, что ребенок должен познавать окружающий мир с помощью всевозможных предметов вокруг себя
Важно наполнить место пребывания ребенка различными вещами для манипуляций. Должна быть возможность выбора, чтобы хотя бы что-то из предложенного вызвало у него интерес
Мария Монтессори была убеждена, что главное в развитии дошкольника помочь развить его силы и способности: слух, зрение, мускулатуру. Сама основательница системы разработала для развития детей массу упражнений, каждая группа которых направлена на развитие одного конкретного органа чувств.
ЧИТАЕМ ТАКЖЕ: логопедические игры для развития речи у детей 3-4 лет
Создательница метода предполагала научить ребенка тактильному восприятию через работу с различными видами тканей, дощечек, металлических пластин – гладких и шершавых. Все действия с предметами ребенок должен осуществлять самостоятельно.
Система Фридриха Фребеля
Фридрих Фребель заложил в основу своей системы воспитания цель развить у детей познавательные и творческие способности посредством практической деятельности. Развивающие занятия имеют своей целью совершенствование моторики, а также они попутно рассказывают ребенку о свойствах предметов. «Дары Фребеля» – материал для занятий, разработанный лично автором системы, который состоит из шести даров. Особенностью дидактических сенсорных пособий является то, что большинство из них создано по принципу «от целого – к части и обратно». Крупные детали «разбираются» на множество маленьких.
Поняв суть и значение каждой из систем, вы сможете выбрать наиболее подходящую и использовать ее в домашнем воспитании. Каждая мама в состоянии сделать такую сенсорную среду у себя дома своими руками.
Игра будет полезной и эффективной, если в ее основе лежит развитие и воспитание ребенка, его комплексное совершенствование в физическом и психическом плане. Полезной и эффективной игра будет тогда, когда ее целью ставится воспитание личности ребенка, его комплексное развитие в физическом и психическом плане. Игры с предметами подразумевают сенсорное воспитание детей-дошкольников. Любая из них призвана быть развивающей. Приведем примеры дидактических упражнений и игр.
Мотивирующее начало сенсорного занятия
Дидактические игры сенсорные в средней группе
Предлагаем картотеку сенсорных игр для дошкольников 3–4 лет.
Домик для мышонка
Игра учит различению и подбору цветов, развивает цветовосприятие, способствует запоминанию названий основных колеров. Для работы нужно подготовить картонные домики с дверями разных цветов и изображения мышат с хвостиками аналогичных колеров.
Педагог раскладывает перед игроками домики, просит назвать цвета, в которые окрашены двери. По сюжету игры мышата спасаются от кота. Чтобы они успели спастись, ребята должны быстро подобрать для каждого мышонка подходящий домик, ориентируясь на цвет двери и мышиного хвоста.
Разложи фигуры
Игра формирует представление об основных геометрических формах, учит подбору фигур по представленному образцу, знакомит со способом распределения методом накладывания на контур. Для занятия нужны картонные геометрические фигуры, а также карточки, изображающие контуры представленных форм. Картонные фигуры и изображенные контуры должны совпадать по размеру.
Для начала педагог напоминает воспитанникам названия фигур. Он обводит каждый контур пальцем, спрашивает: «Что это за фигура?»
Важно обратить внимание ребят на то, что не все фигуры имеют углы. Далее дети сами обводят пальчиками фигуры, называют их. Затем накладывают картонные формы на контурные изображения, выискивая совпадающие пары
Игровая задача — разложить все фигуры так, чтобы они совпали с контурами
Затем накладывают картонные формы на контурные изображения, выискивая совпадающие пары. Игровая задача — разложить все фигуры так, чтобы они совпали с контурами.
Скачать картинку
Домики для орешков
Игровой материал для увлекательного занятия, здорово развивающего мелкую моторику и закрепляющего названия цветов, несложно сделать своими руками. Потребуются гуашевые краски и принадлежности для работы с ними, картонная коробка из-под десятка яиц, грецкие орехи в скорлупе.
Дети открывают яичные коробки, окрашивают определенным цветом гуаши каждое углубление. Затем покрывают аналогичными цветами орехи. Дальнейшая игровая задача — разложить орехи по «домикам» с учетом соответствия цветов.
Скачать картинку
Чудесный мешок
Игра формирует умение тактильно, без задействования органов зрения, определять формы предметов. Для занятия требуются некрупные предметы разных геометрических форм, например, мячи, кубики. Можно сделать плоские фигуры из картона или другого плотного материала, ламинировать. Также для игры понадобиться холщовый мешок, в который нужно положить все подобранные предметы.
Педагог называет геометрическую фигуру, а ребенок, опустив руку в мешок, должен нащупать и вытащить предмет аналогичной формы. Чтобы игра получилась азартнее, можно установить время, за которое игрок должен отыскать предмет заданной формы.
Скачать картинку
Рождественская елка
Игра учит составлять изображение определенной расцветки по образцу. Для работы нужно сделать карточки, изображающие елку с шариками. На каждой карточке должно быть определенное сочетание шариков по цвету. Также нужно вырезать из картона елку с круглыми отверстиями на месте шариков и кружочки разных колеров, размером соответствующие этим отверстиям. Игровая задача — распределить шарики по елке, ориентируясь на заданную карточку как образец.
Скачать картинку
Играем с дошкольниками
«Угадай цифру». На спине карапуза рисуется пальцем цифра. В задачу ребенка входит отгадать, какую именно цифру написал взрослый. Занятие помогает развить тактильные ощущения. Позже можно писать буквы алфавита.
«Найди лишний предмет». Для упражнения необходимо подготовить разные по цвету геометрические фигуры. В качестве задания можно положить перед ребенком фигуры одного цвета, при этом только один из них отличен по форме. Попросите найти лишний предмет. Забава учит соотносить предметы между собой и сравнивать их.
«Большой – маленький». Для игровой деятельности будут нужны различные вещи, предметы или игрушки, а также носовой платок. Попросите ребенка спрятать поочередно вещи под платочком. При этом следует комментировать, что те предметы, которые были маленькими сумели спрятаться, а большие – нет. Задание направлено на знакомство с величинами.
«Что в мешочке?». Из необходимых материалов подготовьте мешочек небольшого размера и предметы, способные в нем поместиться
Важно, чтобы вещи эти были разными по форме, фактуре и размеру. Маленький первооткрыватель должен попытаться определить, что же именно попалось сейчас ему в руку
Направлена такая игровая деятельность на формирование тактильных ощущений.
Подготовительная группа
Сенсорное развитие детей раннего возраста
Общеизвестно, что раннее детство — это особый период становления всех органов и систем ребенка; это возраст, когда происходит «закладка» основ здоровья и характера человека
Именно поэтому крайне важно создать маленькому ребенку максимально благоприятные условия для роста, воспитания, развития независимо от того, где проходит этот период детства — в семье или детском саду. Человеческое дитя — самое беспомощное из всех новорожденных в нашем мире
Но одновременно в нем заложена великая сила разума, чувств, которые, восполняя физическую беспомощность, выводят человека на высшую ступень эволюции. Именно первый год жизни особенно важен для становления ребенка. В этот период центральная нервная система делает феноменальный рывок — к семи месяцам масса мозга удваивается, а к полутора годам утраивается. Ничего подобного в дальнейшем уже не повторяется.
Еще один важнейший момент, который следует учитывать: именно в процессе общения со взрослыми ребенок «присваивает» их социальный опыт, характер взаимодействия с окружающей средой, т. е. социализируется. Для этого родители, педагоги должны создавать соответствующие условия: организовывать окружающую среду, знакомить с предметами и явлениями, формировать познавательную активность, руководить поведением, чувствами, эмоциями, развивать сенсорные способности малыша, поддерживать проявления самостоятельности, правильно выбирая методы воспитания и учитывая своеобразия этого периода детства.
Сенсорное развитие ребенка — это развитие его восприятия и формирование представлений о важнейших свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т. п. Значение сенсорного развития в раннем и дошкольном детстве трудно переоценить. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире. Выдающиеся зарубежные ученые в области дошкольной педагогике (Ф. Фребель, М. Монтессори, О. Декроли), а также известные представители отечественной дошкольной педагогики и психологии (Е. И. Тихеева, А. В. Запорожец, А. П. Усова, Н. П. Сакулина и др.) справедливо считали, что сенсорное воспитание, направленное на обеспечение полноценного сенсорного развития, является одной из основных сторон дошкольного воспитания.
Понятие «сенсорная культура» вошло в дошкольную педагогику благодаря работам М. Монтессори. Однако она считала, что для приобретения такой культуры достаточно систематически упражнять органы чувств ребенка в различении формы, цвета, величины и других свойств предметов. Такая точка зрения была ошибочной, она не учитывала, что развитие ребенка коренным образом отличается от развития детенышей животных. Ребенок развивается путем «социального наследования», которое, в отличие от наследования биологического, предполагает не упражнение врожденных способностей, а приобретение новых при усвоении общественного опыта. Сенсорная культура ребенка — результат усвоения им сенсорной культуры, созданной человечеством (общепринятые представления о цвете, форме и других свойствах вещей).
Таким образом, мы понимаем, что усвоение сенсорных эталонов — длительный и сложный процесс, не ограничивающийся рамками дошкольного детства и имеющий свою предысторию. Усвоить сенсорный эталон — это вовсе не значит научиться правильно называть то или иное свойство. Необходимо иметь четкие представления о разновидностях каждого свойства и, главное, уметь пользоваться такими представлениями для анализа и выделения свойств самых различных предметов в самых различных ситуациях. Говоря прямо, усвоение сенсорных эталонов — это использование их в качестве «единиц измерения» при оценке свойств веществ.
В каждом возрасте перед сенсорным воспитанием стоят свои задачи, формируется свое звено сенсорной культуры. Наиболее приемлемым методом освоения сенсорной культуры для всех возрастов являются дидактические игры. На этапе раннего развития детей большое значение имеет систематичность проведения игр, длительность этих игр и различных упражнений, направленных на сенсорное развитие, а так же многие упражнения требуют прямого участия взрослого.
Из всего вышесказанного следует подчеркнуть то, что сенсорное развитие детей раннего возраста является основой для успешного умственного и познавательного развития ребенка в дальнейшем развитии и обучении как в детском саду, так и в последствии в школьном возрасте.
Список публикаций по ключевому слову: «сенсорное развитие»
В статье рассматривается вопрос сенсорного развития детей раннего возраста с использованием элементов системы Марии Монтессори. Рассматриваются значение сенсорного развития для формирования личности ребенка, ступени применения данной методики и ее особенности.
«Развитие сенсорной интеграции у детей дошкольного возраста»
В статье рассматриваются вопросы сенсорного развития детей дошкольного возраста и возможные пути коррекции его нарушения.
В статье рассматривается тема сенсорного развития ребенка
Основное внимание в работе авторы уделили приёмам лего-конструирования
Дошкольная педагогика
Статья посвящена вопросам использования игровой технологии для развития сенсорных способностей у детей младшего дошкольного возраста.
«Иммерсивные технологии на уроках географии в коррекционной школе»
В статье рассматриваются примеры иммерсивных технологий таких как эксперимент, моделирование сюжета, сторителлинг, сенсорные игры и задания.
«Лэпбук как средство сенсорного развития детей раннего возраста»
Сенсорное развитие направлено на то, чтобы научить детей точно, полно и расчетливо воспринимать предметы их разнообразные свойства и отношения.
«Теоретические аспекты сенсорного развития детей дошкольного возраста»
В данной статье рассматриваются теоретические аспекты сенсорного развития детей дошкольного возраста.
Современные педагогические технологии
«Разноцветный кубик: сенсорное развитие детей»
В статье рассмотрена тема сенсорного развития ребенка, то есть развития его восприятия и формирования представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве и т. п. Ранний возраст – важный период в жизни малыша, где закладывается фундамент для формирования новых психических процессов. Сенсорное развитие способствует и развивает его всесторонне.
Дошкольная педагогика
«Сенсорная культура и умственное развитие ребёнка»
В статье раскрывается проблема важности и необходимости сенсорного воспитания детей дошкольного возраста и роли сенсорного воспитания в процессе формирования и всестороннего развития личности ребенка
Основное внимание в работе авторы акцентируют внимание на то, что игры занимают в формировании сенсорных способностей важное место, так как именно они позволяют детям в игровой форме развивать все органы чувств и умело владеть ими
«Сенсорное развитие детей в группе раннего возраста через дидактическое пособие лэпбук»
В статье говорится о развитии сенсорики у детей раннего возраста через дидактические игры и материалы – лэпбук.
Теория и методика дошкольного образования
«Сенсорное развитие детей дошкольного возраста»
скачать документ
Вернуться назадСтатья«Сенсорные игры для развития детей дома»Сенсорное развитие ребенка это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т. п.Значение сенсорного развития в раннем и дошкольном детстве трудно переоценить. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире.Готовность ребенка к школьному обучению в значительной мере зависит от его сенсорного развития. Исследования, проведенные детскими психологами, показали, что значительная часть трудностей, возникающих перед детьми в ходе начального обучения (особенно в 1 классе, связана с недостаточной точностью и гибкостью восприятия).Существует пять сенсорных систем, с помощью которых человек познает мир, (зрение, слух, осязание, обоняние, вкус).В развитии сенсорных способностей важную роль играет освоение сенсорных эталонов – общепринятых образцов свойств предметов. Например, 7 цветов радуги и их оттенки, геометрические фигуры, метрическая система мер и пр. «Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности», считал Василий Александрович Сухомлинский.Что любят больше всего на свете делать дети? Конечно, играть! Дети играют дома, в детском саду, на улице, в гостях. Любое увлекательное занятие обозначается для них словом «игра». Чтобы детство наших детей было счастливым, основное, главное место в их жизни должна занимать игра.В детском возрасте у ребёнка есть потребность в игре. И её нужно удовлетворить не потому, что делу – время, потехе – час, а потому, что, играя, ребёнок учится и познаёт жизнь.Дидактическая игра упорядочивает не только поведение ребёнка, но и его внутреннюю жизнь, помогает понять себя, своё отношение к миру. Это практически единственная область, где он может проявить инициативу и творческую активность. И в это же время именно в игре ребёнок учится контролировать и оценивать себя, понимать, что делает и учится действовать правильно.Сущность дидактической игры заключается в том, что дети решают умственные задачи, предложенные им в занимательной игровой форме, сами находят решения, преодолевая при этом определенные трудности. Для развития сенсорных способностей существуют множество различных игр и упражненийИгра «Чудесный мешочек»Для игры понадобится тканевой мешочек из плотной непрозрачной ткани, в который помещаются разные по форме и фактуре предметы. Предложить определить на ощупь каждый предмет, не заглядывая в мешочек. Также вы можете спрятать в него музыкальные инструменты, ребенок должен угадать по звучанию, какой инструмент спрятан.Игра «Золушка»Перед вами лежат перемешанные семена гороха, фасоли и киндер – игрушки. За 30 секунд, вы должны их рассортировать. Когда ребенок научится делать это достаточно быстро, можно усложнить задание: например, завязать ему глаза. Сенсорное развитие и развитие мелкой моторики в таких играх неразрывно связаны друг с другом. Предложите ребёнку, а сейчас попробуйте сами, выполнить вот такое упражнение – надо взять 1 фасолинку большим и указательным пальцем, потом большим и средним, потом – большим и безымянным получается? А деткам это выполнить очень трудно! Если дома Вы будете устраивать вот такие тренировки, то мелкая моторика вашего ребёнка будет развиваться гораздо быстрее. А когда в конце игры ребёнок откопает «клад» (маленькая игрушка или конфета, поверьте, восторгу не будет предела)! В игры с пуговицами можно поиграть, чтобы не только развивать моторику, но еще логику и мышление, а так же цветовое восприятие, формирования понятий величины предметов (большой — маленький), творческое воображение. Совместная игра детей и родителей позволит сблизиться, установить базу доверительных отношений. Так как именно в дошкольном возрасте у взрослого есть уникальная возможность стать значимым для своего ребенка, стать тем человеком, к которому, став взрослым (особенно в подростковом возрасте), ребенок сможет обратиться за поддержкой.
Играем с младшими дошкольниками
«Мозаика из пуговиц»
Необходимо подготовить разнообразный набор пуговиц. Среди них должны быть большие и маленькие, разноцветные и разноформенные варианты. Сначала педагог выкладывает некий узор из данных пуговиц, затем просит ребенка воспроизвести его. В начале занятий следует помогать крохе составлять узор. Освоив технику повторения, просим карапуза придумать свой собственный рисунок. С помощью такого упражнения руками малыш получает представление о форме, размере и цвете.
«Солнечный зайчик»
Главный инструмент игры – зеркало. Обязательно при этом наличие безоблачной погоды, когда солнечные лучи проникают в помещение. Покажите малышу, как пускать солнечного зайчика, а затем помогите ему сделать это самостоятельно. Предложите поймать зайчика или дотронуться до него. Цель занятия – развить зрительное чувство.
«Разложи по цвету»
Для забавы вам понадобятся фигуры или предметы разных цветов. Это может быть мозаика, конструктор или кубики. В задание малыша будет входить сортировка этих предметов по цветам. Благодаря этой игре ребенок учится различать цвета, сравнивать их и уметь видеть разнообразие.
«Где звонят?»
Для упражнения понадобится платок для завязывания глаз и колокольчик. Крохе нужно повязать платок, закрыв обзор, а затем позвонить в колокольчик. Повязку снимают и просят малыша показать, с какой стороны производился звук
В такой игре ребенок учится контролировать свое слуховое внимание, понимать, откуда идет звук и уметь ориентироваться в пространстве. Также полезно давать простые музыкальные инструменты ребенку в руки, чтобы он лучше научился различать их
«Что звенело?»
Для занятий подготовьте любые предметы, которые могут воспроизвести звук (барабан, ложки, дудочка, свисток, ксилофон, бумага, колокольчик). В начале упражнения покажите крохе, как звучит каждый из предметов. Затем малышу нужно завязать глаза, и воспроизвести звук одним из объектов. Глаза развязываем и просим указать предмет, звучавший только что. Направлена данная забава на совершенствование слухового внимания и музыкального слуха.
«Собери игрушки»
Для игрового процесса вам нужно подготовить две коробки и игрушки. Одна из коробок дается ребенку, вторая – взрослому. По команде оба начинают складывать игрушки в коробки. Каждый при этом наполняет именно свою коробку. Надо складывать игрушки так, чтобы у крохи в итоге получилось бы больше. Ребенку объясняем разницу между много и мало.
Виктор Юзефович Драгунский «Что любит Мишка»
Один раз мы с Мишкой вошли в зал, где у нас бывают уроки пения. Борис Сергеевич сидел за роялем и что-то тихо играл. Мы с Мишкой сели на окно и сидели тихо, чтобы не мешать, а он нас не замечал и продолжал играть. Мне очень нравились радостные и приветливые звуки, и я долго мог бы так сидеть и слушать. Но Борис Сергеевич закрыл крышку рояля, увидел нас и весело сказал:
— О! Какие люди! Сидят, как два воробья на ветке! Что скажете?
Я спросил:
— Что это вы играли, Борис Сергеевич?
Он ответил:
— Это Шопен. Я его очень люблю.
Я сказал:
— Понятно. Вы учитель пения, поэтому и любите разные песенки.
Он сказал:
— Это не песенка. То, что я играл, больше чем простая «песенка».
Я спросил:
— Что же это?
Он серьёзно ответил:
— Му-зы-ка. Шопен — великий композитор. Он сочинил чудесную музыку. А я люблю музыку больше всего на свете.
Он посмотрел на меня внимательно и спросил:
— Ну а ты что любишь? Больше всего на свете!
Я ответил:
— Я много чего люблю.
И я рассказал про собаку, и про то, как я строгаю, и про слонёнка, и про лань с розовыми копытами, и про древних воинов, и про лошадиные лица, и про всё, всё…
Он слушал меня внимательно, а потом сказал:
— Удивительно! А я и не знал. Ты ещё маленький, а любишь так много! Целый мир!
В наш разговор вмешался Мишка.
Он сказал:
— А я ещё больше Дениса люблю!
Борис Сергеевич засмеялся и сказал:
— Очень интересно! Теперь твоя очередь, что же ты любишь?
Мишка подумал немного и начал:
— Я люблю булки, батоны и кекс. Я люблю хлеб, торт и пирожные. Пирожки люблю тоже, с мясом, джемом, капустой и рисом. И горячо люблю кильки, икру и картошку, особенно жареную. Можно и варёную.
Варёную колбасу люблю очень сильно — могу съесть на спор целый килограмм. Копчёную колбасу люблю больше всего! Очень люблю макароны с маслом, сыр — с дырочками и без дырочек, с красной коркой или с белой — всё равно.
Люблю яблоки, котлеты, суп из фасоли, зелёный горошек, мясо, сахар, чай, яйца. Так… Про конфеты — говорить не буду. Кто их не любит? Ах да! Я всей душой люблю мороженое.
Мишка посмотрел на потолок и вздохнул. Видно, он уже здорово устал.
Борис Сергеевич внимательно смотрел на него, и Мишка поехал дальше. Он бормотал:
— Морковь, рыбу, бананы, пирожные, про пирожки я уже говорил. Бульон, компот, колбасу, колбасу я тоже говорил…
Мишка замолчал. Было ясно, что он ждёт, когда Борис Сергеевич его похвалит. Но тот молчал, только внимательно смотрел на Мишку. Мишка тоже молчал.
Первым заговорил Борис Сергеевич:
— Ты многое, конечно, любишь, но всё это какое-то одинаковое, съедобное. Получается целый продуктовый магазин. И только. А люди? Кого ты любишь? А животные?
Тут Мишка покраснел и сказал:
— Ой, совсем забыл! Ещё — котят! И бабушку!
Виды деятельности
Какие виды деятельности можно включить в сенсорное занятие? Очевидно, чем они разнообразнее, тем плодотворнее образовательный процесс. Задача воспитателя — максимально разнообразить занятие, что поможет ещё и повысить заинтересованность детей, их мотивацию.
Деятельность для сенсорного развития может быть:
- игровой (дидактические игры с водой, песком, глиной, предметами);
- трудовой (поручения воспитателя убрать игрушки по местам, сортируя их);
- коммуникативной (взаимодействие с мячом в кругу детей);
- познавательно-исследовательской (наблюдения за природой, эксперименты);
- продуктивной (занятия по типу «Помоги мишке собрать все ягоды», «Привези машинку в гараж» и т. д.);
- музыкально-художественной (работа с музыкальными инструментами, звуковыми игрушками);
- двигательной (подвижные упражнения, хождение босиком по «дорожкам здоровья»).
Процесс обучения в детском саду преимущественно состоит из элементов игры