55 игровых приема работы по формированию слоговой структуры слова у детей с моторной алалией

Картотека игр по формированию слоговой структуры слов

Игры и упражнения, используемые в процессе отработки слов с различными типами слоговой структуры

  • Слоговые дорожки (на дорожках следы — в зависимости от количества слогов в слове — ребенок говорит слово, наступая на каждый слог на следующий след).
  • Слоговые домики (1. Количество слогов соответствует количеству этажей в доме — 3 дома с разным количеством этажей — ребенок произносит слово, считает слоги и ставит картинку в нужный дом. 2. Количество слогов в распределяемых словах зависит от жителей домов: рак — 1 слог, петух — 2, лягушка — 3 слога).
  • «Дом — замок — избушка» (распределение слов в зависимости от количества слогов в данных постройках: в дом — слова из одного слога, в замок — двусложные слова, в избушку — слова, состоящие из 3 слогов). 
  •  «Додумай слово» (подобрать слово к схеме – с опорой на картинки и без них, например, СА _ ; СА _ _ ) 

Игра «Восстанови порядок»Наша задача переставлять слоги в нужном порядке.

на-ши-ма — машина

ти-на-кар — картина

ра-бу-но-ти — Буратино

га-кни — книга

ла-шко — школа

та-пар — парта

ла-кук — кукла

би-ку-ки — кубики

Игра «Собери картинку» Считается, что использование таких упражнений помогает детям быстрее овладевать навыками чтения, ребёнок непроизвольно запоминает образ букв.

Игра «Рифма»

Подберите рифму к слову кошка. (Мошка, картошка, ножка, брошка, ладошка, окошко.)

Работа над словосочетаниями, предложениями, текстами

  • «Добавлялки» (Перед детьми картинки. Взрослый начинает, ребенок заканчивает, а затем повторяет словосочетание. Например, колючий … (еж); воздушный … (шар); хитрая … (лиса)).
  • «Снежный ком» (Слова сопровождаются движениями рук сверху вниз, сколько слов, столько движений, как бы «шагаем по ступенькам». Количество слов постепенно увеличивается. Каждый раз начинаем «шагать» сверху вниз заново. Например: Птичка. Летит птичка. Летит красивая птичка. Летит красивая маленькая птичка.).

Задание «Скороговорка в картинках».

Чтобы легче было воспроизвести скороговорку. Дети зарисовывают её содержание схемой, рисунком. Один из приёмов запоминания мнемотехника помогает развивать мелкую моторику, мышление, воображение.

— Сало было, стало мыло.

— Сиреневенькая зубовыковыривательница.

— Наш мотоциклист вашего мотоциклиста перевымотоциклит.

— Дуб дубовистый-широкозеленолистый.

Заплетаю я плетень, перерезаплетаю, прирасплётываю.

(Педагоги проговаривают свои скороговорки, демонстрируя рисунки).

5. Итог

Вот и подошёл к концу наш мастер-класс. Сегодня я показала вам уважаемые педагоги  игры и упражнения, которые способствуют преодолению нарушений слоговой структуры слова. Я постаралась представит игры последовательно, а вы можете использовать каждую игру в отдельности.

Чтобы наш мастер-класс не прошёл незамеченным, я хочу предложить вам на этой солнечной полянке, где растут весенние цветы, а дети — это цветы нашей жизни прикрепить свою бабочку:

 — Понравился мастер-класс. Буду применять упражнения и игры в своей работе пусть прилетят бабочки жёлтого цвета.

— Неплохо было. Но о том, буду ли я применять упражнения и игры в своей работе не знаю, пусть прилетят бабочки красного цвета

— Ничего не поняла по теме. Было скучно, тоскливо, пусть прилетят бабочки синего цвета  

(Пока приклеивают бабочек, звучит музыка «От улыбки станет всем светлей…»)

Спасибо всем. Берегите себя и своих близких.

 

Используемая литература

Литература:

  1. Агранович З.Е. Логопедическая работа по преодолению нарушений слоговой структуры слов у детей. СПб: Детство-Пресс, 2000.
  2. Большакова С.Е. Преодоление нарушений слоговой структуры слова у детей. Москва: Сфера, 2007.
  3. Волина В.В. Учимся играя. Екатеринбург: Арго,1996.
  4. Козырева Л.М. Мы читаем по слогам. Комплекс игр и упражнений для детей 5 – 7 лет. Москва: Гном и Д, 2006.
  5. Курдвановская Н.В., Ванюкова Л.С. Формирование слоговой структуры слова. Москва: Сфера, 2007.
  6. Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников. СПб: Союз,1999.
  7. Лопухина И.С. Логопедия. Москва: Аквариум, 1996.
  8. Ткаченко Т.А. Коррекция нарушений слоговой структуры слова. Москва: Гном и Д, 2001.
  9. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада. Москва: 1991.
  10. Четверушкина Н.С. Слоговая структура слова. Москва: Гном и Д, 2001.

Развитие языкового синтеза на уровне слогов. Виды упражнений по слоговому синтезу в коррекции и предупреждении дисграфии у школьников.

К концу дошкольного возраста активно развивается аналитико-синтетическая функция речи ребенка, словесно-логического мышление, происходит формирование образно-схематических представлений. В начальной школе уже совершенствуются мыслительные операции: синтез , анализ , сравнение, классификация.

Развитие языкового синтеза как и анализа актуально в концепции современного логопедического уроке в школе. Одним из преобладающих видов дисграфии является дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза. Искажение структуры предложения и слова проявляется на письме у многих детей, принятых в речевые классы.

Характерной ошибкой является пропуск гласных, которые при шёпотном или внутреннем проговаривании, воспринимаются оттенками согласных звуков.

Слоговой синтез: этапы работы.

На первом этапе работы целесообразно заняться слоговым анализом. При слоговом анализе расставляют акцент на гласные звуки (они- основа слога). Выделению гласных способствует деление на слоги.

В качестве предварительной работы можно предложить подключить двигательный (кинестетический) компонент.

Логопед предлагает ладонью, придерживая нижнюю челюсть, прочувствовать и сосчитать количество открытий рта на гласных (т. к их произнесение сопровождается большим опусканием челюсти).

Следующий способ — прохлопать или простучать слово по слогам (можно сопровождать произнесение каждого слога касанием руки колен).

Этими способами ученики определяют количество слогов; могут соотнести и поднять соответствующую цифру.

Языковые представления на уровне слога отрабатываются в упражнениях, где предлагается разложить картинки в два-три ряда в зависимости от числа слогов в их названии; придумать и назвать предметы и понятия, состоящие из заданного количества слогов.

Развития слогового синтеза на уровне слов способствует зрительно пространственной координации, переключению распределению внимания, темпо-ритмической организации речи.

Слоговой синтез: упражнения, игры-задания.

1. «Половинки».

Найди части слов, соедини слоги и запиши:

ды

сос

ла

па

на

ра

за

бор

нок

пла

ток

зво

2. «Морской бой».

По заданному шифру составь слова, прочти и запиши предложение.

Б1 В2 А2 Б2 А3 В3 Б2 В1 А1

А Б В

1

ма нас зи

2

пи ла

ту

3

бе я

ла

3. «Абракадабра».

В каждом слове переставь местами слоги так, чтобы получились предложения. Запиши.

ришПли ныесиль зырозы. чкиПти летеули в ётлыеп ракя. Ревьяде лиряпоте чтипо всю твулист.

4. «Собери слово».

Из слогов, записанных в разном порядке составь слова.

та, во, ро — …
ты, бе, ге -…
ве, ка, шал — …
лод, хо -…
ту, ар, тро -…
ша,та,мы -…
мо, гра, та — …
би, рать,за -…
пи,кра,ва -…
чик, бор,за -…
до,про,во,вод -…
лен,дарь,ка -…

5. Найди слог, вставь недостающие слоги.

Са__ги
ко __ со
до__га
ма__на

6. «Сложи слова».

Сделай из двух слов одно (дан картинный материал: вол, осы, пол, схема предлога ПОД, ушки, корм, мак): корм + ушки; мак + ушки; вол + осы; пол + осы; под + ушки

7. «Примеры».

Реши слоговой пример, прочти получившиеся слова, составь и запиши с ними предложение.

Пропо-про+это-о
Сок-к+ночи-но+ня+ет
Кисти-ки+хоры+тво-ры+ре+сени+е-се

8. «Слоговой зигзаг».

Прочти по стрелкам предложение.

9. Сложи по заданным слогам.

Сложи 1-ые слоги:

Дорога машина
Богатый лопата топить
Листик товары падчерица
Клевать ночевать выйди
Думать ботинок выйду

Сложи 2-е слоги:

еда свеча
намочил горе
попона огород удача
догонял получил глубина
узоры кололи пустой

Сложи 3-и слоги:

петухи этажи седина
талия непогода парады
брусника саранча лечили

Сложи

2 слог 1 слог 3 слог
Гроза платок намекать

2слог 3слог 3слог
напугать березы подарили

Суслова Ольга Владимировна,
учитель-логопед ГБОУ № 120
Выборгского района, г. Санкт Петербург
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Родительские хроники
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: