Игры и упражнения, используемые в процессе отработки слов с различными типами слоговой структуры
- Слоговые дорожки (на дорожках следы — в зависимости от количества слогов в слове — ребенок говорит слово, наступая на каждый слог на следующий след).
- Слоговые домики (1. Количество слогов соответствует количеству этажей в доме — 3 дома с разным количеством этажей — ребенок произносит слово, считает слоги и ставит картинку в нужный дом. 2. Количество слогов в распределяемых словах зависит от жителей домов: рак — 1 слог, петух — 2, лягушка — 3 слога).
- «Дом — замок — избушка» (распределение слов в зависимости от количества слогов в данных постройках: в дом — слова из одного слога, в замок — двусложные слова, в избушку — слова, состоящие из 3 слогов).
- «Додумай слово» (подобрать слово к схеме – с опорой на картинки и без них, например, СА _ ; СА _ _ )
Игра «Восстанови порядок»Наша задача переставлять слоги в нужном порядке.
на-ши-ма — машина
ти-на-кар — картина
ра-бу-но-ти — Буратино
га-кни — книга
ла-шко — школа
та-пар — парта
ла-кук — кукла
би-ку-ки — кубики
Игра «Собери картинку» Считается, что использование таких упражнений помогает детям быстрее овладевать навыками чтения, ребёнок непроизвольно запоминает образ букв.
Игра «Рифма»
Подберите рифму к слову кошка. (Мошка, картошка, ножка, брошка, ладошка, окошко.)
Работа над словосочетаниями, предложениями, текстами
- «Добавлялки» (Перед детьми картинки. Взрослый начинает, ребенок заканчивает, а затем повторяет словосочетание. Например, колючий … (еж); воздушный … (шар); хитрая … (лиса)).
- «Снежный ком» (Слова сопровождаются движениями рук сверху вниз, сколько слов, столько движений, как бы «шагаем по ступенькам». Количество слов постепенно увеличивается. Каждый раз начинаем «шагать» сверху вниз заново. Например: Птичка. Летит птичка. Летит красивая птичка. Летит красивая маленькая птичка.).
Задание «Скороговорка в картинках».
Чтобы легче было воспроизвести скороговорку. Дети зарисовывают её содержание схемой, рисунком. Один из приёмов запоминания мнемотехника помогает развивать мелкую моторику, мышление, воображение.
— Сало было, стало мыло.
— Сиреневенькая зубовыковыривательница.
— Наш мотоциклист вашего мотоциклиста перевымотоциклит.
— Дуб дубовистый-широкозеленолистый.
Заплетаю я плетень, перерезаплетаю, прирасплётываю.
(Педагоги проговаривают свои скороговорки, демонстрируя рисунки).
5. Итог
Вот и подошёл к концу наш мастер-класс. Сегодня я показала вам уважаемые педагоги игры и упражнения, которые способствуют преодолению нарушений слоговой структуры слова. Я постаралась представит игры последовательно, а вы можете использовать каждую игру в отдельности.
Чтобы наш мастер-класс не прошёл незамеченным, я хочу предложить вам на этой солнечной полянке, где растут весенние цветы, а дети — это цветы нашей жизни прикрепить свою бабочку:
— Понравился мастер-класс. Буду применять упражнения и игры в своей работе пусть прилетят бабочки жёлтого цвета.
— Неплохо было. Но о том, буду ли я применять упражнения и игры в своей работе не знаю, пусть прилетят бабочки красного цвета
— Ничего не поняла по теме. Было скучно, тоскливо, пусть прилетят бабочки синего цвета
(Пока приклеивают бабочек, звучит музыка «От улыбки станет всем светлей…»)
Спасибо всем. Берегите себя и своих близких.
Используемая литература
Литература:
- Агранович З.Е. Логопедическая работа по преодолению нарушений слоговой структуры слов у детей. СПб: Детство-Пресс, 2000.
- Большакова С.Е. Преодоление нарушений слоговой структуры слова у детей. Москва: Сфера, 2007.
- Волина В.В. Учимся играя. Екатеринбург: Арго,1996.
- Козырева Л.М. Мы читаем по слогам. Комплекс игр и упражнений для детей 5 – 7 лет. Москва: Гном и Д, 2006.
- Курдвановская Н.В., Ванюкова Л.С. Формирование слоговой структуры слова. Москва: Сфера, 2007.
- Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников. СПб: Союз,1999.
- Лопухина И.С. Логопедия. Москва: Аквариум, 1996.
- Ткаченко Т.А. Коррекция нарушений слоговой структуры слова. Москва: Гном и Д, 2001.
- Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада. Москва: 1991.
- Четверушкина Н.С. Слоговая структура слова. Москва: Гном и Д, 2001.
Развитие языкового синтеза на уровне слогов. Виды упражнений по слоговому синтезу в коррекции и предупреждении дисграфии у школьников.
К концу дошкольного возраста активно развивается аналитико-синтетическая функция речи ребенка, словесно-логического мышление, происходит формирование образно-схематических представлений. В начальной школе уже совершенствуются мыслительные операции: синтез , анализ , сравнение, классификация.
Развитие языкового синтеза как и анализа актуально в концепции современного логопедического уроке в школе. Одним из преобладающих видов дисграфии является дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза. Искажение структуры предложения и слова проявляется на письме у многих детей, принятых в речевые классы.
Характерной ошибкой является пропуск гласных, которые при шёпотном или внутреннем проговаривании, воспринимаются оттенками согласных звуков.
Слоговой синтез: этапы работы.
На первом этапе работы целесообразно заняться слоговым анализом. При слоговом анализе расставляют акцент на гласные звуки (они- основа слога). Выделению гласных способствует деление на слоги.
В качестве предварительной работы можно предложить подключить двигательный (кинестетический) компонент.
Логопед предлагает ладонью, придерживая нижнюю челюсть, прочувствовать и сосчитать количество открытий рта на гласных (т. к их произнесение сопровождается большим опусканием челюсти).
Следующий способ — прохлопать или простучать слово по слогам (можно сопровождать произнесение каждого слога касанием руки колен).
Этими способами ученики определяют количество слогов; могут соотнести и поднять соответствующую цифру.
Языковые представления на уровне слога отрабатываются в упражнениях, где предлагается разложить картинки в два-три ряда в зависимости от числа слогов в их названии; придумать и назвать предметы и понятия, состоящие из заданного количества слогов.
Развития слогового синтеза на уровне слов способствует зрительно пространственной координации, переключению распределению внимания, темпо-ритмической организации речи.
Слоговой синтез: упражнения, игры-задания.
1. «Половинки».
Найди части слов, соедини слоги и запиши:
ды |
сос |
ла |
па |
на |
ра |
за |
бор |
нок |
пла |
ток |
зво |
2. «Морской бой».
По заданному шифру составь слова, прочти и запиши предложение.
Б1 В2 А2 Б2 А3 В3 Б2 В1 А1
А | Б | В | |
1 |
ма | нас | зи |
2 |
пи | ла |
ту |
3 |
бе | я |
ла |
3. «Абракадабра».
В каждом слове переставь местами слоги так, чтобы получились предложения. Запиши.
ришПли ныесиль зырозы. чкиПти летеули в ётлыеп ракя. Ревьяде лиряпоте чтипо всю твулист.
4. «Собери слово».
Из слогов, записанных в разном порядке составь слова.
та, во, ро — …
ты, бе, ге -…
ве, ка, шал — …
лод, хо -…
ту, ар, тро -…
ша,та,мы -…
мо, гра, та — …
би, рать,за -…
пи,кра,ва -…
чик, бор,за -…
до,про,во,вод -…
лен,дарь,ка -…
5. Найди слог, вставь недостающие слоги.
Са__ги
ко __ со
до__га
ма__на
6. «Сложи слова».
Сделай из двух слов одно (дан картинный материал: вол, осы, пол, схема предлога ПОД, ушки, корм, мак): корм + ушки; мак + ушки; вол + осы; пол + осы; под + ушки
7. «Примеры».
Реши слоговой пример, прочти получившиеся слова, составь и запиши с ними предложение.
Пропо-про+это-о
Сок-к+ночи-но+ня+ет
Кисти-ки+хоры+тво-ры+ре+сени+е-се
8. «Слоговой зигзаг».
Прочти по стрелкам предложение.
9. Сложи по заданным слогам.
Сложи 1-ые слоги:
Дорога машина
Богатый лопата топить
Листик товары падчерица
Клевать ночевать выйди
Думать ботинок выйду
Сложи 2-е слоги:
еда свеча
намочил горе
попона огород удача
догонял получил глубина
узоры кололи пустой
Сложи 3-и слоги:
петухи этажи седина
талия непогода парады
брусника саранча лечили
Сложи
2 слог 1 слог 3 слог
Гроза платок намекать
2слог 3слог 3слог
напугать березы подарили
Суслова Ольга Владимировна, учитель-логопед ГБОУ № 120 Выборгского района, г. Санкт Петербург |