Скороговорки на р, л и шипящие

Автоматизация звука л в чистоговорках при помощи мнемодорожек

Английские скороговорки с переводом

Сурок

How much wood would a woodchuck chuck if a woodchuck could chuck wood?

Сколько дров бросил бы сурок, если бы сурок мог бросать дрова?

Зоопарк

Can you imagine an imaginary menagerie manager managing an imaginary menagerie?

Ты можешь вообразить воображаемого руководителя зоопарка, который руководит воображаемым зоопарком?

Устрица

Any noise annoys an oyster but a noisier noise annoys an oyster most.

Любой шум раздражает устрицу, но более шумный шум раздражает устрицу ещё больше.

Ракушки

She sells sea shells at the sea shore, the shells she sells are the sea-shore shells, I’m sure.

Она продаёт морские ракушки на берегу моря, ракушки, которые она продаёт — это морские ракушки, я уверен.

Игры со скороговорками:

  • Скороговорки — это веселая игра, поэтому играйте в них, делайте разнообразнее. Это могут быть следующие варианты:
  • Найди в скороговорке слова со звуком «Л» и со звуком «ЛЬ»;
  • Найди слова, где в скороговорке звук «Л» или «ЛЬ» стоит в начале слова, в середине слова, в конце слова;
  • Придумай свое смешное предложение с этим словом;
  • Соедини две части скороговорки и произнеси ее;
  • Произнести скороговорку весело, грустно, со страхом, тихо, громко;
  • Отгадать с какой интонацией произнес скороговорку партнер;
  • Произнеси скороговорку и интонацией известного персонажа мультфильма или сказки (н-р, Волк из Семеро козлят или Кот Матроскин из Простоквашино ит.п.);

Автоматизация звука Л в скороговорках при момощи мнемодорожек поможет:

Научить ребенка произносить звук «Л» в «трудном тексте», а значит улучшит дикцию и качество разговорной речи.
Прием мнемотехники разовьет у малышей ассоциативное мышление, память, внимание. Им нужно будет каждое слово соотнести с картинкой и назвать ее.
Ребенок при помощи моделей предлогов научится видеть и слышать это «маленькое» слово. Дети очень часто соединяют предлоги с существительными и считают их одним словом (н-р, сочетание слов НА столе, малыши воспринимают как одно слово НАСТОЛЕ ит.п.). Модели предлогов представлены ниже

Дети очень часто соединяют предлоги с существительными и считают их одним словом (н-р, сочетание слов НА столе, малыши воспринимают как одно слово НАСТОЛЕ ит.п.). Модели предлогов представлены ниже.

Ребенок при помощи мнемодорожек научится правильно составлять предложения и рассказы. Этот навык пригодится и в будущем при обучении в школе, т.к. научит ребенка мыслить образно.

Смешные скороговорки

Мышка залезла под крышку,

Чтобы под крышкой сгрызть крошку,

Мышке, наверное, крышка –

Мышка забыла про кошку!

* * *

Куры, гуси да индюшки наклевалися петрушки,

Закусили лебедой, побежали за водой.

* * *

Тощий немощный Кощей

Тащит ящик овощей.

* * *

Яша с Пашей ели кашу,

Саша с Машей простоквашу

А Мишутка съел селёдку под шубкой.

* * *

Хитрую сороку поймать морока,

А сорок сорок – сорок морок.

* * *

За поселком у проселка в поле пела перепелка

Перепел прилетел,перепелку перепел.

* * *

Говорил попугай попугаю:

Я тебя, попугай, попугаю.

Отвечает ему попугай:

Попугай, попугай, попугай!

* * *

Вёз корабль карамель,

Налетел корабль не мель,

И матросы три недели

Карамель на мели ели.

* * *

Карасёнку раз карась

Подарил раскраску.

И сказал Карась:

«Раскрась, Карасёнок, сказку!»

На раскраске Карасёнка –

Три весёлых поросёнка:

Карасёнок поросят перекрасил в карасят!

Правила произношения «языковерток»

Чтобы максимально добиться результата от повторения чистоговорок, надо придерживаться правил:

  1. Проговаривать фразы надо сначала медленно и четко.
  2. Если речь идет о ребенке, ему надо сначала объяснить смысл фразы, поскольку не всегда есть в ней понятные слова.
  3. Второй раз стоит проговорить чистоговорку быстрее.
  4. На третий раз произнести быстро и снова повторить.
  5. Для взрослых не достаточно просто стремиться к быстрому проговариванию. Следует также менять выражение, интонацию. Поскольку тренировка дикции включает в себя и выразительность речи тоже.

Начинать надо всегда с коротких поговорок. Они легче запоминаются и произносятся. Останавливаться на достигнутом не стоит. После автоматизации коротких «языковерток» можно переходить к более сложным и длинным. Если короткие фразы даются с легкостью и без затруднений, это свидетельствует, что вы готовы к новым шагам навстречу идеальной дикции.

Приучаем мыть руки с первых месяцев

Этому важному правилу гигиены можно обучать с самого маленького возраста

Уделяйте особое внимание чистоте ладошек во время купания, специально протирайте ручки младенца

Обращайте его внимание на то, что чистые руки — это очень важно

А когда малыш научится ходить, можно осваивать следующий уровень — мытье рук под краном

Некоторые дети начинают канючить и сопротивляться, поэтому важно показать ребенку, что мыть руки — это весело. Устройте игру с мыльными пузырями, дайте малышу почувствовать аромат его собственного детского мыла. Предложите ему самому выбрать, каким детским мылом он хочет мыть руки сегодня

Так к 3-4 годам можно воспитать привычку держать руки в чистоте.

Предложите ему самому выбрать, каким детским мылом он хочет мыть руки сегодня. Так к 3-4 годам можно воспитать привычку держать руки в чистоте.

Скороговорки На букву Л читать

Были галчата в гостях у волчат.Были волчата в гостях у галчат.Нынче волчата галдят, как галчата,И, как волчата, галчата молчат.

Не жалела мама мыла.Мама Милу мылом мыла.Мила мыла не любила,Мыло Мила уронила.

Лена искала булавку,А булавка упала под лавку.Под лавку залезть было лень,Искала булавку весь день.

Если «если» перед «после»,значит «после» после «если».Если «если» после «после»,значит «после» перед «если».

Королева кавалеруКаравеллу подарила,Королева с кавалеромВ каравелле удалилась

Вёз корабль карамельНаскочил корабль на мельИ матросы три неделиКарамель на мели ели.

Дружно в оркестре играли дети:Карл играл на чёрном кларнете,Кирилл — на валторне,На арфе — Алла,А на рояле Лара играла.

Ла-ла-ла — мусор убрала,Лу-лу-лу — подмету золу,Ле-ле-ле — ваза на столе,Ли-ли-ли — ландыши нашли.Ло-ло-ло — лопнуло стекло.Ля-ля-ля — тёплая земля.Лю-лю-лю — печку истоплю.

Скороговорки со звуком

— Один Клим клин колотил, колотил и выколотил.

Наш Полкан попал в капкан.

Съел Слава сало, да сала было мало.

В Луку Клим луком кинул.

Палку толкал лапкой Полкан.

У елки иголки колки.

Колпак — под колпаком, под колпаком — колпак.

Мама мыла Милу мылом, Мила мыло не любила.

Иван — болван молоко болтал, да не выболтал.

Маленькая болтунья молоко болтала да не выболтала.

Козел-мукомол кому муку молол, а кому не молол?

От того, кому молол, получал пироги; От того, кому не молол, получал тумаки.

Около кола — колокола, и на колах — колокола.

В лодке — Володька, в палатке — лопатка.

Вол был бел.

Вол попал в логово волка.

Колдун долго колдовал в лодке.

Лала ела халву под одеялом.

Мила мила,

Мул был мал.

Нил мыл пол и ныл.

Платон плыл на плоту.

Володя пил из пиалы молоко.

Слава встал со стула.

На клумбе клубок? Не клубок — колобок.

Стихи для автоматизации звука

Вышел на охоту волк, Он в охоте знает толк.И коза, и гусь, и телкаИспугались злого волка.

Лопата копала, копала, копала,Потом улеглась, видно, очень устала.

Лом ломает толстый лед,Лом ломать не устает.

Пилит толстый ствол пила,Накалилась добела

Колун колол, колол, колол,Колун полено расколол

Плясала, плясала по дому метла,Полы подмела от угла до угла.

Уточка — качалочка яиц наносила,Уточка — качалочка детейвыводила,Уточка — качалочка рыбыналовила.Уточка — качалочка детейнакормила.А селезень — молодец по делу плыл,По делу плыл — детейсторожил.

ОленькаЧто брала, клади на место -Это Оленьке известно.Что взяла, клади на место!Только девочка мала:Забывает, где взяла.З. Александрова

Летний день

Было небо голубое,Было солнце золотое,На крылечке кот лежал,Мальчик деревце сажал.Время медленно текло,Было тихо и тепло.В. Данько

Доедая с маслом булку,Братья шли по переулку,Вдруг на них из закоулкаПес большой залаял гулко…Д. Хармс

Клава клала клад в колоду.Клад уплыл от Клавы в воду.Не плыла за кладом Клава,А колода уплывала.

Полосатые паласыПолоскала дочка Власа.Полоскала, полоскала -Полосатой речка стала.

Дятел жил в дубле пустом,Дуб долбил, как долотом.День долбил, два долбил,В небо клювом угодил.

Солдатик оловянный жил.Он пел, шутил и не тужил.Он воевал, не уставал,И падал сам и сам вставал.И помнил он всегда в боюСвою солдатскую семью,Где был за всех, и за негоСтояли все до одного.

Поглотить нас мгла могла,Но нам лампа помогла…

СосулькаКогда я сосульку ел, -Было очень вкусно,А потом я заболел, -Стало очень грустно.М. Дружинина

ОбидаПусть плачет, если хочеткто-то,А я не плачу — неохота.И мне за плачущих обидно:Сквозь слезы солнышконе видно.Р. Сеф

Заяц белый, заяц белый,Ты куда за лыком бегал?Заяц белый отвечал:- Я не бегал, я скакал.

СнегопадДень настал, и вдруг стемнело.Свет зажгли, глядим в окно.Снег ложится белый-белый.Отчего же так темно?В. Берестов

Все бело, ой, все бело,Белым цветом расцвело.Бел зайчонка легкий след,На березке бел берет,И на рощице ольховойБелым — бел платок пуховый.А. Прокофьев

ЛаптиПавка на лавкеПлетет лапти Клавке.Не годятся лаптиКлавке на ножки,А годятся лаптиНа лапки кошке.Н. Кончаловская

Белый цветБелый снег, белый мел,Белый заяц тоже бел,А вот белка не бела,Белой даже не была.

Скороговорки на звук Л:
50 скороговорок для развития речи детей и задания и игры к ним.

Скороговорки на звук Л

В этой статье собраны скороговорки для автоматизации правильного произношения звука Л в словах и фразах, а также игры и задания к ним.

Скороговорки специально отобраны для развития речи детей дошкольного возраста

Во всех скороговорках со звуком Л отсутствует трудный для произношения детей звук р, что позволяет акцентировать внимание ребенка именно на звуке л и ль и их правильной артикуляции в ходе выполнения заданий и языковых игр

Длинные

Скороговорки с шипящими

Шипящие – это еще одна категория согласных, сложных в произношении. К ним относятся «ж», «ш», «ч», «щ». После сонорных нужно заняться данными звуками. Далее мы предлагаем вам 15 вариантов, направленных непосредственно на проработку звонких и глухих шипящих.

  1. Жираф жевал жасмин на ужин, жасмин на завтрак тоже нужен.
  2. Жужжит жужелица, жужжит, да не кружится.
  3. Жемчуга нужны жирафу, их жираф наденет к графу.Граф журавль его ждет, тоже в жемчугах придет.
  4. Жонглер жонглировал ножами, в зале зрители дрожали.
  5. У Сашки в кармашке шишки и шашки.
  6. Милости прошу к нашему шалашу: я пирогов покрошу и откушать попрошу.
  7. Сушит уши мышь на суше.
  8. Чайные чашки в печали, скучно чашкам без чая.
  9. Чебурашка черепашкуПопросил раскрасить чашку.

  • В четверг четвертого числаВ четыре с четвертью часа.
  • Течет речка, печет печка.Печет печка, течет речка.
  • Щеткой чищу я щенка, щекочу ему бока.
  • Прищепкой прищепили вещи,Вещи на ветру трепещут.
  • Щуку я тащу, тащу, щуку я не упущу.
  • Мощный щит – защитит,Враг увидел мощный щит, испугался, трепещит.

Как правильно применять скороговорки на звук Л в развитии речи детей дошкольного возраста

Первое правило. Главное правило применения скороговорки в развитии речи детей:
в тексте скороговорки, которую мы предлагаем ребенку, должны быть те звуки, которые малыш уже умеет произносить правильно. В этом случае мы закрепляем правильное произношение звука л и развиваем дикцию ребенка.

Если же мы включим в скороговорку те звуки, которые ребенок произносит неправильно, то мы не развиваем речь ребенка, а наоборот, закрепляем в его речи неправильное произношение звуков! Поэтому так важен правильный отбор скороговорок индивидуально для каждого ребенка с учетом особенностей его речевого развития

Второе правило. Взрослый внимательно наблюдает за произнесением ребенком звука Л в скороговорках и поправляет малыша в случае необходимости.

Когда ребенок произносит скороговорку, то он может ошибаться и начать снова неправильно произносить звук Л. В этом случае нужно ему напомнить правильное произношение, сказать скороговорку более медленно и четко, по слогам. А далее постепенно убыстрять ее темп.

Третье правило. Если в скороговорке встречаются старинные слова и выражения,
то мы уточняем их значение в беседе с ребенком. Например, в скороговорке «Вол попал в логово волка» нужно побеседовать с ребенком о том:

— кто такой вол?

— страшен ли ему волк и его логово?

Четвертое правило. Скороговорки — это языковая игра, а игра — это всегда весело и интересно.
Именно так мы и занимаемся со скороговорками со звуком Л! Вам поможет список заданий и игр, данный ниже.

Скороговорки для детей 7-8 лет

Дети растут, а с ними растут и скороговорки. Если для дошколят используются более простые и незамысловатые фразы, то для школьников можно уже брать и что-то посложнее. Так, есть короткие скороговорки для детей 7-8 лет, а есть и подлиннее, как настоящие стихи.

По дороге топал Топаль,
Топаль топал в Севастополь.
Ну а рядом топал Сева,
Топаль справа, Сева слева.

Мила мыла мишку мылом,
Мила мыло уронила,
Уронила Мила мыло,
Мила мишку не домыла.

Шла Саша по шоссе,
Несла сушку на шесте.
И сосала сушку.

Ехал Грека через реку.
Видит Грека – в реке рак.
Сунул в реку руку Грека.
Рак за руку Грека — цап.


Сиреневенький глазовыколупыватель с полувыломанными ножками.

Ужа ужалила ужица,
Ужу с ужицей не ужиться,
Уж уж от ужаса стал уже,
Не ешь ужица ужа-мужа,
Без ужа-мужа будет хуже.

На дворе трава,
На траве дрова.
Не руби дрова
На траве двора.

Баркас приехал в порт Мадрас.

Матрос принес на борт матрас.

В порту Мадрас матрас матроса

Порвали в драке альбатросы.

Говорит попугай попугаю:
– Я тебя, попугай, попугаю!
Отвечает ему попугай:
– Попугай, попугай, попугай!

Скороговорун скороговорил: все скороговорки не перескороговоришь, не перевыскороговоришь. Но заскороговорившись, все-таки выскороговорил: все скороговорки перескороговоришь, перевыскороговоришь.

Триста тридцать три корабля
Лавировали, лавировали,
Лавировали, лавировали,
Лавировали, лавировали,
Да и не вылавировали,
Да и не вылавировали,
Да и не вылавировали.

Четыре черных коня черту совсем не чета в четвертый четверг ноября.

Жили-были три китайца – Як, Як-Цидрак, Як-Цидрак-Цидрон-Цидрони,
И еще три китаянки – Цыпа, Цыпа-Дрипа, Цыпа-Дрипа-Лампомпони.
Поженились Як на Цыпе, Як-Цидрак на Цыпе-Дрипе,
Як-Цидрак-Цидрон-Цидрони на Цыпе-Дрипе-Лампомпони.
Вот у них родились дети: у Яка с Цыпой — Шах,
У Як-Цидрака с Цыпой-Дрыпой — Шах-Шарах,
У Як-Цидрак-Цидрони с Цыпо-Дрыпой-Лампопони — Шах-Шарах-Шарони.

Четыре черненьких
Чумазеньких чертенка
Чертили черными
Чернилами чертеж
Чрезвычайно четко.

Ежели вы не жили возле ежевичника,
Но ежели вы жили возле земляничника,
То значит, земляничное варенье вам привычное
И вовсе не привычное варенье ежевичное.
Ежели вы жили возле ежевичника,
То значит, ежевичное варенье вам привычное,
И вовсе не привычное варенье земляничное.
Но ежели вы жили возле ежевичника,
И ежели вы жили возле земляничника,
И ежели вы времени на лес не пожалели,
То значит, преотличное варенье ежевичное,
Варенье земляничное вы ежедневно ели.

Кто хочет разговаривать,
Тот должен выговаривать
Все правильно и внятно,
Чтоб было всем понятно.
Мы будем разговаривать
И будем выговаривать
Так правильно и внятно,
Чтоб было всем понятно.

Карл у Клары украл кораллы,
А Клара у Карла украла кларнет.
Если бы Карл не крал у Клары кораллы,
То Клара не крала б у Карла кларнет.

Нет абрикоса, кокоса, редиса,
Палтуса, уксуса, кваса и риса,
Компаса нет, баркаса и троса,
Термоса, пресса, индуса-матроса,
Баса нет, вкуса, веса и спроса,
Нет интереса – нет и вопроса.

Граф Тото играет в лото,
А графиня Тото знает про то,
Что Граф Тото играет в лото,
Если бы граф Тото знал про то,
Что графиня Тото знает про то,
Что граф Тото играет в лото,
То б граф Тото никогда бы в жизни
Не играл бы в лото.

Король на корону копейку копил,
Да вместо короны корову купил,
А этот король на корову копил.

Шли Струмай, Строкциг, Марнос,

Прокцогцзинь и Пригноцкроз.

Рядом с ними были сыны Струмайка Процгович, Странцигка Инкогнитович,
Прокцогцзинь Прозсикович и Карзациг Пригноцкроз.

Мышонку шепчет мышь:
«Ты что не спишь, шуршишь?»
Мышонок шепчет мыши:
«Шуршать я буду тише.»

Многие из этих скороговорок используют в своей практике логопеды. Существуют отдельные скороговорки для постановки определенного звука. Так, можно подобрать стихи фактически на любой звук, который предстоит освоить ребенку. Давайте рассмотрим на примерах.

Скороговорки для детей 3-4 года

Для большинства детей в возрасте 3-4 лет сложными звуками являются

  • , ,
  • ,

Учитывая юный возраст говорунов, выбирайте речевой материал, не отягощенный сложными для произношения звуками

Приведенные ниже скороговорки не содержат сонорных , , свистящих, шипящих и звука

Веня и Иван не виноваты
Увидим Вадима и удивим
В вагоне Вова и Матвей, Викентий, Витя и Авдей
Поведет Вениамина к медведям и пингвинам
Внимание: в водоеме водяной
Видите: на диване у Вовы два удава

  • Конфеты — фее, конфетти — Тимофею
  • У Фимы — финики. У Фани — фантики
  • У Федота — фагот
  • Не бубни, бей в бубон
  • Бегу к быку и от быка бегу
  • На копытах — подковы
  • Пете не допить напиток
  • Пони в попоне
  • Попугая не купают! Попугая не пугают! Попугая покупают!
  • В водоеме воды видимо-невидимо
  • Дома — домовой, в воде — водяной
  • Один да один — два
  • Опятки не на пятке
  • У Антона — антенна
  • У Тани — тайна. Это Танина тайна. И Таня таит эту тайну
  • У Капы — компот
  • У кока — какао
  • Кое-кто кое-кому кое-куда кое-как кидает кое-какой камень
  • Бабе Яге маги не помогают магией
  • Вьюги не на юге
  • Игнат помогает готовить Инге и Агнии
  • Подходит выходной. В выходной отдохнем
  • На охоте — Ахмед Ахмедов, Пахом Пахомов, Михей Михеев и Тихон Тихонов
  • У хана — хна
  • У совы есть совесть
  • Всем бы вместе сесть и поесть
  • Осенью у Сени сени в сене
  • Зимой беззаботная Зоя зябнет
  • Не забудьте незабудки
  • Звонок звонко звенит: «Ззззззззззззз!»

Как только ребенок понял правила игры, четко и быстро повторяет скороговорки с легкими звуками, переходите к сложным фразам


Скороговорки для детей 3-4 года

Прощание с букварем стих про букву М

Взялись за руки друзья И сказали: «Ты да я – Это мы». А между тем Получилась буква М.

А если взять две буквы «Л», И их соединить, Получится, конечно, «М», Вот так я смог решить.

Буква М — это Музыка МаМина, М — Малина бочок заруМянила, МарМеладка в прохладном Мороженом, Маргаритка на Месте положенном. Буква М — это волны Морские, Это — Мебельные Мастерские Пахнут дубом, сосной и Морилкой, Это — наша соседка Маринка, Старый Мишка на детской подушке, Летний дождь на ребячьей Макушке, Молодая Морковка на грядке, И смешная Мордашка в тетрадке, Это — Майский денёк на рассвете, Это — МИР на огромной планете!

Мишка живет в лесу, Мишка не ест колбасу, Мишка ест мед и малину И не болеет ангиной.

Скороговорки для дикции и развития речи у взрослых

Скороговорун

Скороговорун скороговорил: все скороговорки не перескороговоришь, не перевыскороговоришь. Но заскороговорившись, все-таки выскороговорил: все скороговорки перескороговоришь, перевыскороговоришь.

Шишкосушильная фабрика

На шишкосушильную фабрику требуется шишкосушильщик для работы на шишкосушильном аппарате. Шишкосушильщик должен иметь опыт шишкосушения на шишкосушильном аппарате с использованием шишкосушильной технологии качественного шишкосушения. Он также должен отличать аппарат шишкосушения от нешишкосушения, ремонтировать шишкосушильный аппарат, отличать шишки, пригодные для шишкосушения, от негодных для шишкосушения, отличать шишки недошишкосушенные от перешишкосушенных, за каждую недошишкосушенную или перешишкосушенную шишку шишкосушильщик получит шишкосушилкой по голове.

  • Флюорографист флюорографировал флюорографистку.
  • Их пестициды не перепистицидят наши по своей пестицидности.
  • Мы ели-ели ершей у ели. Их еле-еле у ели доели.
  • Это колониализм? — Нет, это не колониализм, а неоколониализм!
  • Выборка по уборщицам на роллс-ройсах нерепрезентативна.
  • Пакет под попкорн.
  • Кокосовары варят в скорококосоварках кокосовый сок.
  • Сиреневенькая зубовыковыривательница.
  • Волховал волхв в хлеву с волхвами.
  • Я — вертикультяп. Могу вертикультяпнуться, могу вывертикультяпнуться.
  • В Кабардино-Балкарии валокордин из Болгарии.
  • Стаффордширский терьер ретив, а черношерстный ризеншнауцер резв.
  • Из кузова в кузов шла перегрузка арбузов. В грозу в грязи от груза арбузов развалился кузов.
  • Стоит поп на копне, колпак на попе, копна под попом, поп под колпаком
  • Косарь Касьян косой косит косо. Не скосит косарь Касьян косой покоса.
  • Рыла свинья белорыла, тупорыла; полдвора рылом изрыла, вырыла, подрыла.
  • Пакет под попкорн.
  • Осип охрип, Архип осип.
  • Не хочет косой косить косой, говорит, коса коса
  • Шли сорок мышей и шесть нашли грошей, а мыши, что поплоше, нашли по два гроша
  • Расчувствовавшаяся Лукерья расчувствовала нерасчувствовавшегося Николку.
  • Брит Клим-брат, брит Игнат-брат, а брат Панкрат бородат.
  • Говорил командир при полковнике про подпоручицу,
    А при подполковнице про подпрапорщицу промолчал.
  • Водовоз вез воду из-под водопровода
  • Еду я по выбоине, из выбоины не выеду я.

Скороговорки на букву Р

На дворе трава, на траве дрова

Не руби дрова на траве двора.

* * *

Карл у Клары украл кораллы,

Клара у Карла украла кларнет.

* * *

Проворонила ворона воронёнка.

* * *

Корабли лавировали, лавировали, да не вылавировали.

* * *

Раз, два, три, повтори:

Враг не друг, у ног нет рук…

* * *

Три сороки-тараторки тараторили на горке.

* * *

Брат сестре твердит три дня.

Скоро праздник у меня.

Третий день рожденья.

Будем есть варенье.

* * *

Бородач боронил бороной борозду.

* * *

Баран- буян залез в бурьян.

* * *

Разъярённый крокодил

Раздражён и нелюдим.

* * *

Грянул гром — гроза в разгаре.

* * *

Макара укусил комар.

Прихлопнул комара Макар.

* * *

У репки да редьки корень крепкий.

* * *

Боря Ире дал ириску,

Ира- Боре- барбариску.

* * *

Расскажите про покупки,

Про какие про покупки?

Про покупки, про покупки,

Про покупочки мои.

* * *

Тридцать три трубача трубят тревогу.

* * *

Красный краб кричит «УРА!».

Резать торт пришла пора.

* * *

Выдра в ведро от выдры нырнула.

Выдра в ведре с водой утонула.

* * *

Ехал Грека через реку,

Видит Грека — в реке рак.

Сунул Грека руку в реку,

Рак за руку Грека — цап!

* * *

Росла за горой, за пригорочком

Сосёночка с подприсосёночком.

* * *

Выдра в тундре

В недрах тундры

Выдры в гетрах

Тырят в вёдра

Ядра кедров!

* * *

Выдрав с выдры

В тундре гетры

Вытру выдрой ядра кедров

Вытру гетрой выдре морду

Ядра в вёдра

Выдру в тундру!

* * *

Тары- бары, растабары,

У Варвары куры стары.

Скороговорки на букву «л» для детей

Звук , наравне со звуком , — самые коварные и труднопроизносимые. Именно поэтому, допустимая возрастная норма для самостоятельного освоения этих звуков — 5 лет

Правильная артикуляция выглядит следующим образом

Правильная артикуляция звука Разминка — важная составляющая логопедических занятий. Не пренебрегайте чистоговорками. Именно они подготовят артикуляционный аппарат ребенка к работе


Чистоговорки на букву «Л» для детей

  • Ул-ул-ул — наш малыш уснул
  • Ол-ол-ол — (имя ребенка) сел/села за стол
  • Ло-ло-ло — нам вместе весело
  • Ыл-ыл-ыл — я машину мыл
  • Ла-ла-ла — отвесная скала
  • Лу-лу-лу — обойдем скалу
  • Ле-ле-ле — гнезда на скале
  • Лю-лю-лю — (имя ребенка) я люблю

Логопедические стихи с веселыми текстами помогут освоить сложные звуки


Стихи-скороговорки на букву «Л» для детей

Стихи-скороговорки на букву «Л» для детей

И для самых серьезных говорунов остается самое серьезное испытание — скороговорки на звук


Скороговорки на букву «Л» для детей

  • Клава клала лук на полку
  • Вкусная халва — мастеру хвала
  • Около кола колокола
  • Лайка — на лавке. У лайки лапки. На лапках — лапти
  • Поле не полото, поле не полито. Надо полю-то попить, надо поле-то полить
  • Летели лебеди с лебедятами
  • Сел сокол на гол ствол

Скороговорки на букву «Л» для детей

Скороговорки на «л» и «с» для взрослых

Взрослым также пригодятся «языковертки» для того, чтобы отточить речь, более внимательно следить за произношением звуков. Это актуально для ведущих, спикеров, артистов, конферансье. Примеры самых распространенных «языковерток»:

  • Лилии полили ли? Иль увяли лилии? (продолжение: Мы полили лилии. На лилии все вылили).
  • Потопали до тополя! До тополя потопали! (продолжение: До тополя дотопали, да ноги все оттопали).
  • Клава в колодце клад нашла. Клала в колоду и уронила в воду.(продолжение: Глядит Клава в воду: ни колоды, ни клада).
  • Милая Мила любила белила.
  • В семеро саней, по семеро в сани, уселись сами. (продолжение: скатились сами всемером на санях – и в сугроб).
  • Сказал Сеня Сане: мы сами с усами!

Для взрослых имеет значение быстрое проговаривание сложных фраз. Это способствует хорошей дикции.

Чистоговорки на звук (буква) Л

Чистоговорки на Л

Некоторые слова потребуют пояснения смысла из-а ограниченного словарного запаса или небольшого возраста малыша. Но это только на пользу.

Лось лежал около леса и весело пел: ля-ля-ля.

Луша купила лук в лавке.

Луна лениво плыла по небосклону и сияла.

Лыжи весело скользили по лыжне.

Лена ловко лепила пластилиновую лошадку.

Лётчик на самолёте отправляется в полёт.

Ливень льёт, наливает большие лужи.

Лёня и Лена шлёпали по лужам.

Ловкий лупатый лягушонок ловил сладкие капли дождя.

Лев лапой ловил моль.

Леший – лесное страшилище.

На лугу летают милые мотыльки.

Лисёнок и лягушонок лепили из глины поделки.

Кораблик плывёт по волнам.

Злюка любит злить людей.

Лесник Лизе плетёт лукошко из лыка.

Колесо лежит около телеги.

Лёля мыла полы и колотила половики.

Волосы отлично выглядят.

Сокол легко летит вдаль.

Лара сильно ушибла колено.

Лёва колол колуном поленья.

Рассказы на звук (букву) Л

Если малыш читает, то читаем рассказики с вопросами.

Люда спросила:

— Бабуля, зачем у лося на голове вешалка?

О чём говорила Люда?

***

Лягушонок жил в болоте. По болоту, бывало, прогуливалась цапля. Лягушки боялись цапли и ловко прыгали в болото. Цапля не успевала их ловить и огорчалась. Легче всех от длинного клюва цапли уворачивался лягушонок Ловкач.

  1. О ком идёт речь в рассказе?
  2. Как назвали лягушонка?
  3.  За что его так назвали?

***

Дедуля сплёл из лыка лукошко и дал Лёле: — Прогуляйся, Лёля, в лес за малиной. Лёля набрала полное лукошко. Она встретила Валю. Та спросила: — Лёля, где собирала малину? — Недалеко на поляне большой малинник.

Игры со словами на звук (букву) Л

Задание 1

Инструкция. Повтори за мамой, чётко проговаривая Л. Что из перечисленного можно есть?

ЛОЗА, ЛЯГУШКА, САЛАТ, ЛУК, ЛЕС, БУЛОЧКИ, КОЛБАСА, ЛАПОТЬ, ЛИСА, ЛОШАДКА, ШЛЯПА, КОЛОКОЛЬЧИК, ЛАПША, ЛОПАТА, ЛИМОН, ЛЕПЁШКА, ЛОЖКА, КОЛОБОК.

Задание 2

Инструкция. Повтори за мамой, чётко произноси Л. Что здесь живое?

ЛЁША, ЛЕНА, ЛОКОМОТИВ, СТУЛ, ЛЕС, ЛИПА, ЛОДКА, КЛУБНИКА, МАЛИНА, ГОЛОС, ЛОТОС, КОЛОС, СОЛЬ, ЛОПУХИ, ЛОПАТА, ГРАБЛИ, ЛОСЬ, ЛИНЬ, КОЛЬЦО.

Задание 3

Инструкция. Повтори за мамой, чётко проговаривая Л. Что летает, что не летает? Если предмет летает, произнося его название подпрыгни. Если не летает – хлопни в ладоши.

ТЕЛЕФОН, СОКОЛ, ЛАПА, ОРЁЛ, САМОЛЁТ, БУТЫЛКА, ВЕРТОЛЁТ, ОДЕЯЛО, КОЛПАК, ЛИСТИК, КОЗЛИК, ШКАТУЛКА, ЛАСТОЧКА, МОЛОКО, ПЧЕЛА. ЛЁД, ЛИСТОПАД.

Правила произношения «языковерток»

Чтобы максимально добиться результата от повторения чистоговорок, надо придерживаться правил:

  1. Проговаривать фразы надо сначала медленно и четко.
  2. Если речь идет о ребенке, ему надо сначала объяснить смысл фразы, поскольку не всегда есть в ней понятные слова.
  3. Второй раз стоит проговорить чистоговорку быстрее.
  4. На третий раз произнести быстро и снова повторить.
  5. Для взрослых не достаточно просто стремиться к быстрому проговариванию. Следует также менять выражение, интонацию. Поскольку тренировка дикции включает в себя и выразительность речи тоже.

Начинать надо всегда с коротких поговорок. Они легче запоминаются и произносятся. Останавливаться на достигнутом не стоит. После автоматизации коротких «языковерток» можно переходить к более сложным и длинным. Если короткие фразы даются с легкостью и без затруднений, это свидетельствует, что вы готовы к новым шагам навстречу идеальной дикции.

В чём отличие детских скороговорок от прочих развивающих речь упражнений

Изначально не было различия между скороговорками и чистоговорками. Однако современные логопеды стали чётко различать два этих понятия. Чистоговорки используют в основном для отработки правильной дикции. Их необязательно говорить быстро. Главное, правильно и чётко проговаривать все звуки.

Скороговорки условно делятся на взрослые и детские. Отличия в них совсем незначительные

Для ребёнка важно, чтобы фраза имела определённый смысл и была весёлой. В противном случае он просто откажется её повторять, поскольку не будет понимать о чём этот «стишок» или ему будет откровенно скучно

Полезные советы:

Заучивание скороговорок при помощи мнемодорожек значительно облегчит этот процесс. Слово ребенок воспринимает через образ – картинку, модель, символ, знак. А мнемотехника направлена именно на это — замену слов образами.
Перед тем как начать работать с данными мнемодорожками необходимо закрепить навыки четкого произношения и различения звука «Л» в слогах, словах. Учим малышей выделять данный звук в начале, середине и конце слов. В этом Вам помогут .
Все занятия по автоматизации звуков строятся по принципу от простого к сложному.
Каждое занятие следует начинать с разминки, это 2-3 упражнения .
Далее переходим к изолированному произношению звука «Л», автоматизации в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и других игровых упражнениях.
Если ребенок не усваивает или ему тяжело выполнять новые задания, можно возвратиться назад и закрепить произношение на более простом материале.
При отборе скороговорок учитывайте какие звуки ребенок произносит правильно, а какие нет. Соответственно, отбирайте только те скороговорки, которые ребенок сможет сказать правильно, выговаривая ВСЕ ЗВУКИ. Иначе можно не только не развить речь ребенка, а наоборот усугубить, закрепив неправильное произношение.
Необходимо обязательно следить за правильном произношением звуков «Л», «ЛЬ» при произнесении скороговорки. Если у ребенка не получается, остановите его, произнесите это слово медленно. Повторите его несколько раз.
Заучивайте скороговорки сначала в медленном темпе, можно по слогам

Постепенно темп увеличивайте.
Обращайте внимание на ясность всех слов для ребенка. Уточните у малыша, все ли слова он понимает, если нет — объясните их значение.

Скороговорки на букву Р

На дворе трава
На дворе трава, на траве дрова
Не руби дрова на траве двора.

Карл у Клары
Карл у Клары украл кораллы,
Клара у Карла украла кларнет.

Корабли лавировали
Корабли лавировали, лавировали,
да не вылавировали.

Скороговорка про покупки
Расскажите про покупки,
Про какие про покупки?
Про покупки, про покупки,Про покупочки мои.

Скороговорка про выдру
Выдра в ведро от выдры нырнула.
Выдра в ведре с водой утонула.

Ехал грека через реку
Ехал Грека через реку,
Видит Грека – в реке рак.
Сунул Грека руку в реку,
Рак за руку Грека – цап!

Выдра в тундре
В недрах тундры
Выдры в гетрах
Тырят в вёдра
Ядра кедров!

Выдрав с выдры
В тундре гетры
Вытру выдрой ядра кедров
Вытру гетрой выдре морду
Ядра в вёдра
Выдру в тундру!

Галка села на забор, грач завел с ней разговор

Скороговорки на букву «л» для логопеда. Их можно использовать для развития речи и улучшения дикции ребёнка. Повторяйте эти фразы чаще и речь малыша быстро исправится.

Краб крабу сделал грабли.
Подал грабли крабу краб:
— Сено грабь граблями, краб.

На лугу под горкой
Лежал сырок
С красивой красной коркой
Сорок сорок в короткий срок
Съели сырок.

Стоит лодырь у ворот, широко разинув рот.
И никто не разберет, где ворота, а где рот.

Королева кавалеру подарила каравеллу.

Летал перепел перед перепелицею, перед перепелятами.

Тридцать три корабля лавировали, лавировали, лавировали, да не вылавировали.

Вез корабль карамель,
Наскочил корабль на мель,
Матросы две недели карамель на мели ели.

Топали да топали, дотопали до тополя,
До тополя дотопали, да ноги-то оттопали.

Коля колья колет.
Поля поле полет.

Рисовала Лариса акварелью нарциссы.
Георгины гуашью рисовала Наташа.

Галка села на забор
Грач завел с ней разговор

Была у Фрола, Фролу на Лавра наврала,
Пойду к Лавру, Лавру на Фрола навру.

Лесорубы лес рубили топором-топориком.
Лес в дровишки превратили топором-топориком.

Галка села на палку, а палка ударила галку.
Не садись галка на палку!

Лена искала булавку, а булавка упала под лавку.
Под лавку глядеть было лень, искала булавку весь день.

В поле Поля-полюшка полет поле-полюшко.
Сорняков не будет в поле, если полет Поля поле.

То ли Боря приобрёл для Толи рулон толя,
То ли Толя приобрёл для Бори рулон толя.

Лом ломает
Толстый лед.
Лом ломать
Не устает.

Лопата копала,
Копала, копала,
Потом улеглась.
Видно, очень устала.

Молоток стучал, стучал,
Гвозди в доску загонял.
Колотил он с толком –
Получилась полка.

Воду лили, лили,
Лили, лили, лили
Лили, поливали,
Ляленьку купали.

Метели летели, летели метели.
Стелили в долинах из снега постели.

Предлагаем посмотреть видео «Как научить ребёнка произносить звук Л». Простые и интересные задания для детей вместе с логопедом. Занимайтесь с вашими детьми интересно и познавательно, исправляйте вовремя дефекты речи.

Скороговорки — →

Скороговорки на букву Л

Ла-ла-ла — мусор убрала,Лу-лу-лу — подмету золу,Ле-ле-ле — ваза на столе,Ли-ли-ли — ландыши нашли.Ло-ло-ло — лопнуло стекло.Ля-ля-ля — тёплая земля.Лю-лю-лю — печку истоплю.

***В лодке Володька.

***Лапти лыковые,Лыки липовые.

***Галки сидят на палке.

***В палатке — лопатка.

***В полёте Поля-пилот.

***Вале велики бальные туфли.

***Великану малы Валины валенки.

***Еле-еле Лена ела,Есть из лени не хотела.

***Колдун наколдовал Коле клад.

***Коля купил Лике кило кильки.

***Клади в угол уголь

***Лала ела халву под одеялом.

***Лилипуты пили пилюли и лопотали.

***Над лугом летели белые лебеди.

***Милу мама мылом мыла.

***У ёлки иголки колки

***Полы мыла Алла,А Луша помогала.

***Около Лондона — логово колдуна.

***Платон плыл на плоту

***Под елью пудель

***У Аллы — алая лента

***У ёлки лёгкие и колкие иголки.

***У клуба на клумбе клубок.

***У Полкана под лапкой палка

***У тёплой плиты Толя плетёт лапти.

***В июле юлу купили Юле.

***Олени на поляне под липами гуляли.

***Клюквенно-малиновый кисель кипел,На плиту из кастрюли переливался.

***Под липами, под ёлкамиЛежит мешок с иголками.

***Алина любит калину,А Галина малину.

***- Карась, в лаз не лазь! Застрял в лазе карась.

***Далеко до калитки маленькой улитке.

*** Для маленькой Алёнки Галя гладила пелёнки.

***Лев поднял лапу И дал волку по лбу.

***Люба любит лютики,А Коля мультики

***На плоту плотник,У плотника плотва

***Только Тольке купили лимонные дольки

***Лилии не пилили,лилии не пололи,Лилии полили.

*** В лимане налима ловили для Милы.Налима нашли мы, поймали налима.

***У Лиды лёгкое платье и тёплое пальто.

***Поля пила из пиалы

***Лиса силилась в лесуИз силка вылолить лисёнка

***Слава встал со стула,И слепень слетел со Славы

***Сидит колпак, да не по-колпаковски,Его надо переколпаковать,Перевыколпаковать.

***Жало не жало и не лежало — жалило жало.

***Еле-еле ЕлизарЕдет-едет на базар.А с базара, а с базараНе догонишь Елизара.

*** Милый, милый МихаилМыться с мылом не любил.Говорил:- Не надо мыла!Я без мыла очень милый!Т. Павлова-Зеленская

***Лена искала булавку,Она упала под лавку.Под лавкой искать было лень -Искала булавку весь день.В. Капралова

***А любили ли лилипуты лилии?М. Шварц

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Родительские хроники
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: