Природа памяти

Презентация на тему: » Знакомься: твоя память. Память — способность мозга сохранять информацию и воспроизводить ее при необходимости спустя какое-то время.» — Транскрипт:

1

Знакомься: твоя память

2

Память — способность мозга сохранять информацию и воспроизводить ее при необходимости спустя какое-то время

3

СТРУКТУРЫ МОЗГА, СВЯЗАННЫЕ С ФУНКЦИЕЙ ПАМЯТИ

4

Человек начинает запоминать уже в утробе матери. По мнению ученых, память у человеческого плода начинает работать через 20 недель после зачатия.

5

Виды памяти По содержанию психической активности По степени волевой регуляции По продолжительности сохранения материала 1. Двигательная 2. Образная 3. Эмоциональная 4. Слуховая 1. Непроизвольная 2. Произвольная 1. Иконическая (мгновенная) 2. Кратковременная 3. Долговременная 4. Оперативная 5. Генетическая

6

Как устроена память Природная память Культурная память

7

Мнемозина –Богиня памяти В греческой мифологии была богиня – Мнемозина, жена Зевса, мать девяти муз. Греки почитали её, поэтому и искусство запоминания назвали её именем. Мнемотехника уходит своими корнями в глубокую древность, насчитывает как минимум лет.

8

Законы памяти Лучше запоминаются неоконченные действия, чем завершённые Лучше запоминаются неоконченные действия, чем завершённые Действия запоминаются лучше, чем мысли Действия запоминаются лучше, чем мысли Эффект края. Лучше запоминается начало и конец Эффект края. Лучше запоминается начало и конец Реминисценция Реминисценция Человек может не сознавать, что ошибается Человек может не сознавать, что ошибается

9

Законы памяти Редкие и странные явления запоминаются лучше Редкие и странные явления запоминаются лучше Положительные эмоции способствуют припоминанию, а отрицательные препятствуют Положительные эмоции способствуют припоминанию, а отрицательные препятствуют заучивание материала не продуктивно, повторения должны быть распределены во времени заучивание материала не продуктивно, повторения должны быть распределены во времени

10

Объём запоминаемой информации зависит от способа её получения Речевой 15% Зрительный 25% Оба одновременно 65%

11

Учись запоминать Структурирование Схематизация Составление плана ответа

12

«Мнемотехника» Вспомни порядок следования цветов в спектре. Ответ. Каждый охотник желает знать, где сидит фазан. Вспомни с помощью какого шуточного выражения можно запомнить определение биссектрисы. Ответ. Биссектриса – это крыса, которая бегает по углам и делит угол пополам.

13

«мнемотехника» Запомни величину «пи» ( 3,1416) с помощью предложения: «Что я знаю о кругах», где количество букв в каждом слове равно соответствующей цифре. Легко запомни формулу воды. «Сапоги мои того, пропускают Н2О».

14

Приём запоминания таблицы умножения 1×9=09 6×9= 2×9=18 7×9= 3×9=27 8×9= 4×9=36 9×9= 5×9=45 10×9=

15

Ассоциации – это «крючок, на который подвешен факт» Дружба Путешествие Счастье

16

Старайся не переутомляться Больше бывай на свежем воздухе. Подойдёт любая погода Для этого заведи собаку, она всегда напомнит тебе о прогулке

17

Старайся избегать употребления в пищу продуктов, богатых холестерином Меньше ешь солёного

18

Старайся не получать травм головы Для этого не участвуй в драках!

19

Нашу память можно сравнить с домом, где фундамент составляет природная память, а все остальные конструкции – культурная

Что такое синаптическая пластичность

Внешние раздражители, воздействуя на человека, вызывают реакцию в разных группах нейронов, изменяя силу синапсов, то есть связей между клетками. Синапсы могут усиливаться или ослабевать, если снижается их активность. Эта способность называется синаптической пластичностью и отвечает в нашем организме за процессы обучения и за память. 

Синаптическая пластичность бывает краткосрочной или долговременной. Краткосрочная пластичность встречается у всех видов живых существ, длится максимум несколько минут и отвечает за кратковременную память. Долговременная пластичность отвечает за формирование устойчивых воспоминаний и может сохраняться очень долго.  

Именно благодаря синаптической пластичности мы можем узнавать и запоминать новое, а также забывать ненужное.

Что является памятью в психологии?

Фотограф: Dave Goudreau

Память играет ключевую роль в человеческом психологическом процессе и представляет собой удивительный механизм, который позволяет нам сохранять и воспроизводить информацию. В этом информативном тексте мы рассмотрим, что представляет собой память в психологии, ее механизмы и основные типы.

Что такое память?

Память – это способность организма сохранять, хранить и воспроизводить информацию о прошлом.

Она позволяет нам узнавать знакомых лиц, использовать знание, накопленное в прошлом, и обучаться на опыте. Память – это как внутренний архив человеческого разума, который сохраняет исключительно важную информацию.

Механизмы памяти

Память включает в себя несколько механизмов, каждый из которых выполняет свою уникальную функцию:

  • Сенсорная память: Этот тип памяти фиксирует информацию, полученную через органы чувств. Она имеет ограниченную емкость и длительность, и, как правило, долгосрочное сохранение информации не происходит. Например, когда вы видите картину, ваша сенсорная память сохраняет этот образ на мгновение.
  • Кратковременная (рабочая) память: Этот вид памяти позволяет нам удерживать ограниченное количество информации в сознании на короткий период времени. Это место, где вы, например, храните номер телефона, который только что прочли и готовитесь занести его в долгосрочную память.
  • Долгосрочная память: Эта форма памяти способна хранить информацию на более длительный срок. Она может быть как явной (сознательной) так и неявной (бессознательной). В долгосрочной памяти хранятся факты, события, навыки и опыт.

Типы памяти

В психологии выделяют несколько основных типов памяти:

  • Эпизодическая память: Этот тип памяти отвечает за хранение информации о конкретных событиях и ситуациях, которые произошли в нашей жизни. Эпизодическая память позволяет нам вспоминать детали прошлых событий, такие как день рождения, свадьба или встреча с друзьями.
  • Семантическая память: Этот вид памяти связан с хранением обобщенных знаний и фактов, которые не связаны с конкретными событиями. Например, знание о том, что Париж – столица Франции, относится к семантической памяти.
  • Процедурная память: Этот тип памяти отвечает за сохранение навыков и процедур, таких как вождение автомобиля, игра на музыкальном инструменте или вязание узоров. Процедурная память позволяет нам выполнять определенные действия без сознательного размышления.

Куда пропадает память

Ученые до сих пор не знают, как именно происходит процесс забывания. Что происходит с теми впечатлениями, которые мы помним спустя день, но не можем вспомнить через год? Исчезают ли они полностью, или просто теряются где-то там глубинах сознания? 

Хотелось бы, конечно, иметь устройство считывания воспоминаний, но нет такого. Наша память больше напоминает транзистор радиоприемника, в котором при вскрытии музыку найти невозможно, одни микросхемы и шурупчики. То же самое и с памятью. Даже при трепанации черепа вынуть из мозга память нельзя.  Нейронные связи — это схема, а не музыка.

Но исследовать память все-таки можно. Например, с помощью томографии. Тот же Дэниел Шектер провел эксперимент с заучиванием слов, пока его подопытные проходили процедуру МРТ. При наблюдении за активностью разных участков мозга ему удалось заранее предсказать, какие слова люди запомнят, а какие забудут.

Согласно последним исследованиям, забывание подразумевает полную потерю информации.

Это аналогично программному архиватору, который собирает данные из разных источников, объединяет их, удаляет лишние, кодирует, сжимает в некий файл и убирает в архив, а новую информацию записывает поверх предыдущей. Скорее всего поэтому похожие воспоминания, особенно повторяемые в одной обстановке и с одними и теми же людьми, сливаются у нас в единый комплекс, не оставаясь впечатлением о каждой отдельной ситуации. 

Как развить память?

У каждого из нас свои особенности памяти. Кому-то легче дается усвоение информации на слух, кто-то же обязательно должен видеть перед глазами объект запоминания. Для некоторых людей не представляет сложности выучить длинные стихотворения, кому-то для этого требуется приложить немалые усилия. Различные особенности людей не являются нарушениями, и каждый при желании может усовершенствовать свою способность сохранять и воспроизводить информацию.

Существует несколько советов, с помощью которых развитие памяти станет более доступным каждому человеку. Прежде всего, нужно знать, что мозг запоминает быстрее ту информацию, которая нам интересна. Также важным фактором является полное сосредоточение внимания на изучаемом объекте. Чтобы быстрее что-то запомнить, нужно создать вокруг себя среду, которая способствовала бы максимальной концентрации. К примеру, готовясь к экзамену, можно выключить компьютер и телефон, попросить родственников не шуметь и не отвлекать вас.

Быстрее запоминать помогают ассоциации. Научившись строить их, сопоставлять то, что необходимо усвоить, с уже знакомыми понятиями, вы существенно облегчите процесс запоминания.

Немаловажным считается умение человека систематизировать полученную информацию. Сознание преобразует исходные данные в схемы и графики, которые проще и быстрее запомнить.

Развитие памяти человека невозможно без повторения. Чтобы информация со временем не забывалась, ее необходимо периодически повторять, вновь и вновь возвращаться к ней.

Структуры мозга, отвечающие за память

На работу памяти влияют некоторые участки коры головного мозга, мозжечок, лимбическая система. Но основное влияние на эту работу оказывают участки, расположенные в височной области левого и правого полушарий. Еще одна важная структура мозга, влияющая на процесс запоминания — гиппокамп. При повреждении височной области с одной стороны, работа памяти ухудшается, а при повреждении с двух сторон — прекращается полностью.

Память функционирует благодаря работе нервных клеток — нейронов.< Связь между нейронами обеспечивают нейромедиаторы. Нейромедиаторы — это вещества, обеспечивающие передачу сигналов от нейрона к нейрону. Содержатся они в гиппокампе. К нейромедиаторам принадлежит, например, ацетилхолин. При дефиците нейромедиаторов процесс запоминания в значительной степени ухудшается.

На содержание ацетилхолина влияет количество энергии, благодаря которой он появляется. Эта энергия получается благодаря процессу окисления жиров и глюкозы. Нехватка нейромедиаторов может быть результатом, например, стрессов или депрессии.

Сенсорная память (на примере иконической памяти)

Это способность кратковременно сохранять большие объемы информации, с которыми люди сталкиваются ежедневно. Существует три типа сенсорной памяти:

  • эхо-память (эхоическая) – сохранение информации, полученной с помощью слуховых стимулов;
  • иконическая память – сохранение информации, полученной с помощью зрения;
  • тактильная память – сохранение данных, полученных с помощью прикосновения.

Иконическая память

Этот тип сенсорной памяти сохраняет информацию от органов зрения приблизительно продолжительностью в 1 секунду. Затем этот резервуар информации переходит в кратковременную зрительную память (которая аналогична визуально-пространственному блокноту для рисования, с которым оперирует рабочая память). Иконическая память рассматривается как хранилище, состоящее из двух компонентов: постоянства видения и информации.

Постоянство видения. Иконическая память соответствует образу/визуалу, который сохраняется от 100 до 300 мс. Она чувствительна к физическим параметрам, так что зависит от фоторецепторов сетчатки (палочек и колбочек), от различных клеток зрительной системы. Она завершает свое представление в первичной зрительной коре (V1) затылочных долей. Затылочная доля отвечает за обработку визуальной информации.

Сохранение информации. Иконическая память – это хранилище информации, которое удерживается 800 мс и представляет собой кодифицированную и уже классифицированную версию визуального образа. Она играет роль хранилища для образа, которая обеспечивает визуальную краткосрочную память информацией для консолидации (сведение полученных «отпечатков» памяти в устойчивую, продолжительную по времени форму).

Иконическая память характеризуется большой емкостью и короткой продолжительностью.

«Сенсорная память» – это система, регистрирующая информационные потоки от каждого чувства с достаточной точностью. Часто эту систему еще называют сенсорными регистрами, поскольку информация от всех чувств регистрируется здесь как точная копия стимула.

Ощущение остаточного изображения (к примеру, световой след, который остается после выключения лампы) или реверберации звука, когда он прекратился – это и есть проявление иконических (зрительных) или эхоических (слуховых) сенсорных регистров.

Перерывы и сон

Во время учёбы важно делать перерывы, чтобы мозг успевал переваривать новые впечатления. Лучше всего просто отпустить мысли и прогуляться

В этот момент может показаться, что мы тратим время впустую, но на самом деле мозг продолжает работать над тем, что мы учили. 

А ночью важно хорошо спать. Сон нужен, чтобы сортировать накопленные за день впечатления и запоминать важное

Если не поспать перед экзаменом и выучить все билеты, то с огромной вероятностью на следующее утро после экзамена в голове от этих билетов не останется и следа. Но экзамен вы сдадите — для этого вам дана прекрасная кратковременная память. 

Какие ещё виды памяти существуют

Также выделяют подвиды памяти, которые по большей части относятся к разным основным типам. Расскажем о них на примере обычного дня.

Утро. Вы знаете, что сегодня понедельник, что дорогу надо переходить на зелёный свет и что, зайдя в офис, было бы вежливо поздороваться с девушкой на ресепшене. Все эти знания для вас хранит семантическая память. Она помогает держать в голове основные сведения о мире и жизненном опыте и даёт человеку возможность наращивать базу знаний, использовать язык, обмениваться идеями и анализировать происходящее.

Придя на работу, вы жмёте руку коллеге, завариваете чай, открываете ноутбук и печатаете слово «отчёт». Подключается процедурная память (моторная, «телесная») — человек двигается и проявляет привычные реакции. Процедурная память облегчает повседневные и относительно простые действия и позволяет делать их на автомате.

Для отчёта вам необходимо проанализировать развитие фирмы за последние пять лет. Вы листаете архивные записи, высматривая файлы за конкретные годы и по подходящим темам — о количестве успешных сделок, участии в коллаборациях, упоминании о фирме в медиа. В этом процессе вам помогает рабочая память. Она задействуется, когда человек удерживает ограниченный объём информации во время какой-то деятельности, чтобы использовать здесь и сейчас.

В перерыве вы размышляете, что приготовить на ужин и чем заняться вечером. Решаете зайти в магазин по пути домой, потом погулять с собакой и пересмотреть любимую комедию за столом. Так работает перспективная память: она позволяет нам реализовывать задуманное «на потом» и выполнять обязательства.

А ещё есть эпизодическая память (иногда её называют ), которая активируется, когда человек мысленно переносится в событие из прошлого. Она основана на субъективном опыте. Человек вспоминает и переживает разные события, случившиеся в прошлом. Например, впечатления от дней рождения или свадьбы, тон голоса собеседника, ощущения от путешествия.

Встречаются случаи абсолютной автобиографической памяти. Например, человек помнит все детали первого дня в школе или может дословно воспроизвести телефонный разговор пятилетней давности. Такая исключительная форма называется гипертимезией.

Разновидности

Все виды ДВП тесно связаны между собой. Автобиографический вид может сохранять событие собственной жизни продолжительное время. В некоторых случаях этот вид соотносят с эпизодической памятью, когда фиксируется отдельный фрагмент и отправляется в архив мозга надолго. Репродуктивный вид даёт возможность припомнить и воспроизвести сохранённый ранее объект.

Совокупность наследственных реакций, которые передаются из поколения в поколение посредством генов, относится к биологической, родовой, генной памяти. Генетическая память призвана хранить информацию о предках на бессознательном уровне. Считается, что такая информация остаётся на всю жизнь в долговременном хранилище мозговых структур.

По критерию доступности воспоминания различается имплицитная и эксплицитная память.

Имплицитная

Бессознательный долгосрочный уровень памяти скрыт и не осознаваем человеком. Индивид не прилагает волевых усилий и умственного напряжения для запоминания. Казалась бы, забытая навсегда информация неожиданно извлекается из архива в нужный период жизни.

Люди, набирающие регулярно тексты на компьютере, не помнят порядок клавиш, пока не приступают к печатанию. Пальцы сами знают, где находятся клавиши. А человек не имеет сознательного доступа к этому знанию.

След имплицитной памяти имеет большую силу. Люди, страдающие амнезией, приобретённой вследствие контузии, черепно-мозговой травмы или эмоционального шока, могут забыть прошлую жизнь. Но двигательные и профессиональные навыки сохраняются, потому что информация не стёрлась из имплицитной части хранилища памяти.

Эксплицитная

Этот вид памяти связан с сознательностью и стремлением целенаправленно удерживать и сохранять накопленный опыт. Так запоминают правила, формулы, даты, осваивают иностранные языки. Индивид при необходимости извлекает знания из памяти и озвучивает.

Существует 2 типа эксплицитной памяти: эпизодический и семантический.

  • Эпизодический тип связан с воспоминаниями конкретного индивида, его личным жизненным опытом, приобретённым в далёком или недавнем прошлом.
  • Семантическая (историческая) память связана с накопленным опытом всего человечества. Любые теоретические знания, правила, математические формулы, исторические даты и события имеют непосредственное отношение к этому типу памяти.

Внимание — это фикция?

Первую теоретическую модель внимания — теорию фильтра — создал английский экспериментальный психолог Дональд Бродбент.

Согласно этой теории, нервная система осуществляет селекцию, работая как одиночный коммуникационный канал (при этом входов множество). Выбор той или иной информации может зависеть от состояния организма, внешних физических условий (громкость звука, например) или психологических установок (настрой на принятие той или иной информации). Остальные каналы фильтр блокирует, но «невостребованное какое-то время хранится в блоке кратковременного хранения, и затем может пройти через коммуникационный канал — если произошел сдвиг селективного процесса с одного класса сенсорных событий на другой».

В дальнейшем эту модель расширила исследовательница психологии внимания Энн Трисман. Согласно ее выводам, весь поток информации поступает через множество параллельных каналов. Одни сигналы фильтр «пропускает», другие — ослабляет. И первые, и вторые проходят через «логический анализатор», функционирующий на базе условного «словаря индивида».

А датский психолог, философ и педагог Эдгар Рубин в своем докладе с говорящим названием «Несуществование внимания» сделал более радикальные выводы:

Не исключено, что память и внимание — всего лишь конструкты. Культурные, социологические, философские

Как бы там ни было, пока вопросов больше, чем ответов.

Обратим на это внимание — и запомним

Картотека памяти

«Каждый год 31 декабря мы с друзьями ходим в баню», — помните эту фразу из главного новогоднего фильма? История, которая рассказана в киноленте — событие яркое и значимое, оно изменило судьбы героев. И все они, конечно, навсегда запомнили это 31 декабря. Но не другие свои предновогодне-банные встречи. Те, скорее всего, слились в единое воспоминание, в котором не удается уже вычленить хронологию событий того или иного года. Так и устроена память. Поэтому, скажем, памятные фото нам очень даже нужны, они помогают вспомнить детали конкретного события и выделить его из череды похожих. 

Конечно, хотелось бы верить, что хранилище нашей памяти выглядит, как упорядоченный архив. Но в действительности это похоже на две коробки, в одной из которых порядок, а в другой свалка всякого хлама. 

В первой коробке будут те знания и воспоминания, к которым мы постоянно возвращаемся, а во второй — лишь обрывки, такие фантики без конфеток. 

И как бы ни пытались ученые сравнить нашу память с памятью компьютера и измерить ее в условных терабайтах, на деле нейроны и синапсы работают совсем не так, как чипы или микросхемы. Кроме того в работе нашего мозга часто возникают помехи. Это так называемые когнитивные искажения или системные ошибки мозга. 

Память

Под памятью понимают сложный процесс, протекающий в головном мозге человека, при котором осуществляется накопление, хранение данных и их воссоздание. Благодаря этому важнейшему механизму адаптации люди способны хранить данные об ощущениях, умозаключениях, событиях и двигательных навыках. На основании хранящейся информации осуществляются процессы, связанные с восприятием и мышлением, лежащими в основе сознательной деятельности индивида.

Функционирование памяти включает три основных компонента:

  • фиксации полученных данных (регистрация);
  • хранения информации (ретенция);
  • воссоздания (репродукция).

Как правило, эти компоненты тесно связаны между собой, в связи с чем даже незначительные отклонения в работе одного приводят, как правило, к снижению эффективности всего процесса.

В зависимости от продолжительности хранения данных, существует кратковременная и долговременная память. Принято считать, что в основе кратковременной памяти лежит непродолжительная, временная фиксация определенного состояния нейронов головного мозга, в то время долговременная память основана на активации биохимических процессов.

Как правило, как и с большинством ментальных способностей, с памятью происходят динамические изменения как по мере взросления организма, так и по мере старения.

Память как познавательный процесс в психологии

Память является одной из наиболее фундаментальных и важных психологических функций, которая позволяет нам сохранять, обрабатывать и восстанавливать информацию о прошлом. В психологии память рассматривается как сложный и многогранный познавательный процесс, оказывающий влияние на наши способности к обучению, принятию решений, а также формированию нашего понимания мира. В данном тексте мы рассмотрим память как ключевой элемент психологической науки, а также ее влияние на нашу способность познания и восприятия окружающего мира.

Типы памяти

Память может быть разделена на несколько основных типов. Краткосрочная память позволяет нам удерживать информацию на короткое время, например, для решения математической задачи. Долгосрочная память позволяет нам сохранить информацию на более длительный срок, и она действует как хранилище знаний и опыта. Рабочая память представляет собой комбинацию краткосрочной памяти и процессов обработки информации.

Процессы памяти

Память включает в себя ряд ключевых процессов, таких как кодирование, хранение и восстановление информации. Кодирование означает преобразование входящей информации в форму, которая может быть сохранена в памяти. Хранение представляет собой способность сохранять информацию на долгосрочной основе, а восстановление – способность извлекать и использовать сохраненные данные, когда это необходимо.

Влияние памяти на познание

Память играет критическую роль в процессе познания. Она позволяет нам удерживать информацию о мире, включая знания, опыт, историю и даже наши собственные идеи и убеждения. Без памяти мы бы не могли учиться, развиваться и принимать решения на основе прошлого опыта. Память также позволяет нам распознавать образы, события и понятия, что существенно для нашего понимания мира.

Фотограф: Magnet.me

Роль памяти в повседневной жизни

Память несомненно является важным элементом нашей повседневной жизни. Она помогает нам запоминать имена, лица, местоположения, даты и события. Она также играет решающую роль в образовании, профессиональном росте и взаимоотношениях с другими людьми.

Забывание

Забывание является неотъемлемой частью памяти. Люди могут забывать информацию по разным причинам, таким как недостаточное кодирование, интерференция с другими знаниями, а также с течением времени. Понимание процессов забывания помогает исследователям и практикам разрабатывать стратегии улучшения памяти и восстановления информации.

Итак, память представляет собой фундаментальный познавательный процесс в психологии, который оказывает значительное влияние на нашу способность понимать и воспринимать окружающий мир. Ее изучение позволяет понять механизмы, лежащие в основе наших памятных способностей, и разработать методы для их улучшения. Без памяти наш мир был бы фрагментарным и несостоятельным, именно она позволяет нам создавать связанный смысл и обогащать наши познавательные способности.

Методы развития памяти у детей

Эффективные методики

Развивающие игры и упражнения действительно помогают не только весело провести время со своими детьми, но и улучшить их интеллектуальные способности. Но очень часто такого времяпрепровождения недостаточно, чтобы получить заметные результаты. Во многом это связано с тем, что в домашних условиях не всегда удается заниматься регулярно. Чтобы продуктивно развивать навыки школьника, тренировки должны быть систематическими, последовательными, основанными на какой-либо эффективной программе. Именно поэтому многие родители отдают предпочтение обучению по специальным методикам, направленным на развитие памяти и концентрации внимания школьников.

Одной из таких программ является Меморика – система тренировки памяти и внимания детей от академии развития интеллекта AMAKids. Обучаясь по этой методике, ребята освоят несколько эффективных способов запоминания информации, станут более внимательными. Первые заметные результаты таких тренировок можно будет увидеть уже после первого месяца обучения. Навыки, полученные во время занятий, помогут легче усваивать школьную программу. А когда учеба дается легко, заниматься намного интереснее.

Краткосрочная память (STM)

Мы не обращаем внимания на всю информацию, которая затрагивает наши чувства

Информация, которой уделяется внимание, поступает во второе хранилище памяти. Краткосрочная память – это способность сохранять небольшое количество доступной информации в течение короткого периода времени (обычно 30 секунд или меньше)

Краткосрочное хранилище получает сенсорную информацию, обработанную сенсорными хранилищами, и данные из долговременной памяти. Кроме того, краткосрочное хранилище может также передавать информацию структурам, участвующим в долговременной памяти. Это хранилище может генерировать рассуждения и новые выводы из существующих.

Краткосрочное хранилище функционирует как своего рода «рабочая память», система для временного сохранения информации и управления ею в рамках широкого спектра важных когнитивных задач (к примеру, обучение, суждение и осознание). Они придают краткосрочному хранению центральное значение в общей обработке информации, приписывая ему роль управляющей исполнительной системы, ответственной за координацию и контроль многих сложных подпрограмм, отвечающих за получение нового материала и восстановление старого материала в долговременном хранилище.

Кратковременная память — это не пассивное хранилище, а скорее рабочий стол, в котором хранится широкий спектр материалов памяти, с которыми постоянно приходится работать. Они манипулируются и трансформируются, когда люди выполняют различные когнитивные задачи. Этот «верстак» называется рабочая память.

Рабочая память

Термин «рабочая память» относится к системе мозга, которая обеспечивает временное хранение и манипулирование информацией, необходимой для таких сложных когнитивных задач, как понимание языка, обучение и рассуждения.

Первым компонентом рабочей памяти является фонологическая петля (информация, представленная в виде ограниченного количества звуков, и, если их не повторять/репетировать, они затухают в течение 2 секунд (слова, схожие между собой звучанием (созвучные) запомнить несколько сложнее, чем отличные друг от друга (не созвучные).

Второй компонент хранит визуальные и пространственные данные. Емкость этого «блокнота» также ограничена.

Третий компонент систематизирует информацию из фонологического контура, зрительно-пространственного «блокнота», а также из долговременной памяти. Этот «руководитель» выделяет ресурсы внимания для распределения различной информации, необходимой для выполнения когнитивных операций.

Память как информационный процесс в когнитивной психологии

Память – это один из ключевых информационных процессов в когнитивной психологии, исследующей внутренние ментальные операции человека. Память играет важную роль в нашей повседневной жизни, позволяя нам учиться, адаптироваться, и делать осознанные решения на основе прошлого опыта. Этот информационный процесс имеет несколько ключевых аспектов, которые позволяют нам понимать, как работает память в когнитивной психологии.

Классификация памяти

Память можно классифицировать на несколько видов, включая:

  • Сенсорная память: Краткосрочное хранение сенсорной информации, такой как зрительные или слуховые восприятия. Это начальный этап памяти.
  • Краткосрочная память: Ограниченная по времени и ёмкости хранение информации, необходимой для выполнения текущих задач.
  • Долгосрочная память: Более длительное хранение информации, включая знания, навыки и события из прошлого.

Кодирование, хранение и извлечение

Память процессирует информацию в трех этапах:

  • Кодирование: Процесс преобразования внешней информации в форму, пригодную для хранения в памяти.
  • Хранение: Сохранение информации на определённый период времени в соответствующих областях мозга.
  • Извлечение: Получение информации из памяти при необходимости, чтобы использовать её в текущем контексте.

Факторы, влияющие на память

Память подвержена воздействию множества факторов, таких как эмоции, мотивация, стресс, и контекст. Исследования показывают, что эмоционально заряженные события часто лучше запоминаются, и часто негативные эмоции могут оставить более яркий след в памяти.

Память и психологические расстройства

Исследования памяти также помогают понять множество психологических расстройств, таких как амнезия, деменция и посттравматическое стрессовое расстройство (ПТСР). Понимание, как работает память, помогает разрабатывать методы лечения и реабилитации для людей, страдающих такими расстройствами.

Фотограф: Dimitar Donovski

Память и обучение

Когнитивные психологи используют знания о процессах памяти для улучшения методов обучения. Изучение оптимальных способов кодирования и извлечения информации помогает разрабатывать эффективные образовательные программы и методики.

В заключение, память как информационный процесс играет ключевую роль в нашей способности воспринимать, анализировать и использовать информацию. Понимание её механизмов и особенностей помогает не только в нашей повседневной жизни, но и в психологических и образовательных контекстах, делая её одной из важнейших тем в когнитивной психологии.

Выводы

Память рассматривается как три взаимосвязанных процесса: кодирование, хранение и извлечение информации.

  • кодирование – это регистрация поступающей информации таким образом, чтобы она становилась совместимой с системой памяти, хранение и извлечение относятся к удержанию информации в течение определенного периода времени и возвращению информации к осознанию человеком, соответственно;
  • поэтапная модель памяти сравнивает процессы запоминания с работой компьютера и предполагает, что поступающая информация обрабатывается на трех различных этапах –сенсорной памяти, кратковременной памяти и долговременной памяти;
  • информация может быть закодирована на любом из трех уровней, а именно на структурном, фонетическом и семантическом. Если информация анализируется и кодируется семантически, что является самым глубоким уровнем обработки, то это приводит к лучшему запоминанию;
  • долговременная память классифицируется по-разному. Одна из основных классификаций – это декларативная и процедурная память, другая – эпизодическая и семантическая память;
  • содержимое долговременной памяти представляется в терминах концепций, категорий и образов, которые организованы иерархически;
  • забывание относится к потере сохраненной информации в течение определенного периода времени. После того, как материал выучен, происходит резкое ухудшение его запоминания, а дальнейшее забывание происходит постепенно;
  • забывание объясняется распадом информационного следа и интерференцией, а также, отсутствием соответствующих сигналов во время извлечения информации;
  • память – это не только репродуктивный, но и конструктивный процесс. То, что мы храним, претерпевает изменения в рамках наших прошлых знаний и схем.

Мнемотехника – это стратегии улучшения памяти. В то время как некоторые мнемотехники используют образы, другие делают упор на организацию изучаемого материала.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Родительские хроники
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: