Слайд 22Отрицательные местоимения и наречия( с жестами)Ничего, никто, никудаНаречия и прилагательныеТихо,
громко, видно, далеко, легко, больно; тихий, далёкий, больной, большой, маленький,
синий, зелёный…….Слова, обозначающие количество:Один, два, много, мало, ни одного
Формируя речь ребёнка, важно обеспечить повторяемость учебного материала с постепенным его усложнением( через промежуток времени возврат к определённой лексической теме).Сказки : «Репка», «Колобок», «Теремок», «Заюшкина избушка»……. Игры «Кто это?», «Что это?», «Скажи кто пришёл?» , «Что делаешь ты?», « Что делает мальчик?», «Что мы делаем?», «Что у тебя?», «Что у котика?», «Где кукла?»игры – загадки; игры – диалоги «Это утюг? Нет, это книга»Игра «Эхо» Совместно произносим предложно-падежные формы( с демонстрацией ситуации или действия)Игра «Закончи предложение»
Слайд 20Реализация принципов:Принцип фонетической доступностиУточнение и автоматизация звуков раннего онтогенеза( гласные:
а, у, о, ы, и; п , б, в -вь,
пь, бь, ф – фь, к – кь, г – гь, м – мь, н – нь, т – ть, д – дь ); работа по уточнению звука содержит большие возможности для формирования слоговой структуры и слухового восприятия .Лексико – грамматический принципРабота со словами 1 – 2 – 3 – 4 — типа слоговой структурыДвухсложные слова из двух открытых слогов(мама, папа, ноты, дома, ива, кино, кони….)Односложные слова: мак, пух, кот, мох, ком, лев….Трёхсложные слова из открытых слогов(малина, панама, лимоны, колесо…..)Двухсложные слова с закрытым слогом(петух, лимон, пакет, утюг, вагон, банан…)В начальную работу включаем простые существительные , ранние онтогенетические формы (беспредложные винительного, родительного, творительного падежей); так же вовлекаем разные слова с интонационным выделением предлогов и флексий, отрабатываем формы множественного числа и уменьшительно-ласкательные с суффиксом – ик-(дом-домик)
Публикация «Развитие речи у детей с моторной алалией (из опыта работы)» размещена в разделах
- Опыт работы, практика
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
Работа по преодолению алалии – длительный и трудоемкий процесс, включающий коррекционное, воспитательное, обучающее, развивающее направление.
В зависимости от периода работы и уровня речевого развития доля самостоятельной речи ребенка варьируется. Начиная работать с детьми с алалией, следует помнить об опасности перегрузки их психики при резком усилении коррекционно- педагогического воздействия. При первом и втором уровне речевого развития у детей с моторной алалией занятия по активизации речи должны быть строго дозированы и методически выверены
Вне специальных логопедических занятий следует снижать требования к речи ребенка, повышать внимание к развитию познавательной активности, моторики, эмоционально-волевой сферы, творчества
Н. Н. Созонова и Е. В. Куцина выделили основные принципы работы с данными детьми :
1. Как можно раньше начинать коррекционную работу. Она должна начинаться с трех лет.
2. Многообразие наглядного (иллюстративного) и игрового материала.
3. Многократное повторение.
4. Обучение грамоте.
Коррекционную работу можно условно разделить на 3 этапа.
На первом этапе основным является формирование активного и пассивного словаря, доступного для понимания и воспроизведения. Ведется работа по обучению грамоте. Развивается способность к звукобуквенному анализу слова.
Виды работы :
Вызывание звуков (гласных и согласных)
Чтение слоговых дорожек и работа с этими слогами.
Работа над звукоподражаниями — использование различных игр.
Артикуляционная гимнастика, разработанная Т. Башинской. Её основная цель: максимально активизировать и развивать артикуляционный аппарат, не переутомляя ребенка. Основные упражнения собраны в пары по принципу противоположности нагрузки.
Работа над выдохом : ротового, носового, комбинированного.
На втором этапе работы продолжается формирование активного и пассивного словаря, доступного для понимания и воспроизведения: односложные слова, двусложные слова с ударением на первом слоге, двусложные слова с ударением на втором слоге. Начинается работа по использованию в речи предлогов, прилагательных, обучение рассказам описательного характера, ребенок учится согласовывать существительные с местоимениями.
Для решения данных задач используются:
Схемы (при изучении предлогов);
Мнемотаблицы (при составлении описательных рассказов) — простые;
На третьем этапе основным является развитие связной речи.
Здесь используются:
Более сложные мнемотаблицы.
Картинно-графические планы рассказов.
По достижении третьего уровня речевого развития обучение нужно проводить в соответствии с программой развития детей с общим недоразвитием речи с учетом специфики речевого развития и структуры дефекта.
Литература.
1. Логопедия:Учеб. для студентов дефектол. фак. пед. высш. учеб. заведений/ Под ред. Л. С. Волковой, С. Н. Шаховской. – М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003.
2. Пятница Т. В., Башинская Т. В. Система коррекционного воздействия при моторной алалии. Ч. 1. – М. : ТЦ Сфера, 2010.
3. Пятница Т. В., Башинская Т. В. Система коррекционного воздействия при моторной алалии. Ч. 2. – М. : ТЦ Сфера, 2011.
4. Созонова Н. Н., Куцина Е. В. Читать раньше, чем говорить! : методическое пособие с иллюстрациями по развитию речи детей с алалией. — Екатеринбург: ООО»КнигоМир», 2011
Слайд 14Обследование речи с элементами обученияПроверка возможности речевого подражанияИнструкции: покачай куклу
– а-а-а, поезд гудит – у-у, малыш плачет – уа-уа,
курочка квохчет – ко-ко, мышка пищит пи-пи, козочка блеет бе-бе, корова мычит му-му, машина сигналит би-би, собака дает ав-ав, девочка прыгает оп-оп, дудочка звучит– дуду, кушаем кашу –ам-ам, котёнок мяукает – мяу-мяу, молоток стучит – тук-тук, часики тикают – тик-так, дождик капает – кап-кап, барабан стучит – бум-бум….Выявление уровня понимания лексических категорийИнструкции: — покажи на картинке: котика, дом, миску, медведя, птичку, рыбку, матрёшку, солнце, чашку, чайник….покажи: курочку и петушка, кошку и собачку, яблоко и грушу…Возьми и дай мне : карандаш, книжку, машинку, ложку, ручку…………Покачай куклу, мишку, зайчика; дай зайчику морковку ; покатай машинку.Покажи на картинках : кислое, большое, сладкое, маленькое, горькое, мокрое, грязное, красное, зелёное, белое, круглое………Покажи на картинках, где девочка ест, шьёт, тушит, моется, поёт……….Выявление уровня понимания грамматических категорийПонимание грамматических отношений основывается на понимании речи и в определённой мере обусловлено состоянием импрессивного словаря. Проверяются умение различать грамматические формы существительных, глаголов; согласование прилагательных с существительными; понимание соотношений между частями предложения.Исследование понимания семантики(общего смысла) фразы, умения узнавать предметы по их назначению, показывать части тела человека и животного.Инструкции: подойти к окну, к двери; посади куклу на кроватку; достань карандаши из ящика; полей цветок водой; возьми того кто сидит на стульчике……….Двухступенчатые инструкции: положи куклу на полку, а с полки возьми лягушку………Игра «Покажи…»
Слайд 5Классификация алалий по В.А.КовшиковуМоторная алалия (экспрессивная)Сенсорная алалия (импрессивная)- состояние ,
обусловленное очаговым недоразвитием или ранним поражением моторной речевой зоны больших
полушарий головного мозга.Признаки:отмечается стремление к языковой коммуникации (невербальной и вербальной);активное использование жестов, выразительная мимика;как компенсаторные средства выступают мелодика, звукоподражания, «звуковые жесты»; — бедность словарного запаса; — резкое расхождение между достаточным пониманием значений слов и возможностью их называния, вследствие неустойчивых звуковых образов слов;- эхолалия отсутствует; — повторение услышанного затруднено;-множественные аграмматизмы;-неумение оперировать словами;-значительные затруднения в связной речи;-несовершенная моторикаОтмечается динамика в овладении речью при ее спонтанном и направленном формировании
нарушение понимания речи вследствие недостаточной работы речеслухового анализатора при преимущественном недоразвитии (поражении) височной доли доминантного полушария, наступившим до начала формирования речи.Признаки:речевой негативизм , дети малоконтактны;отсутствие жестов и амимичность или невыразительность мимики;отсутствие компенсаторных средств;-недоразвитие фонематического восприятия;- характерна гиперакузия;- понимание речи нарушено, может незначительно улучшатся при зрительном восприятии артикуляции говорящего; — присутствует эхолалия; — повторение услышанного выполняют, не понимания смысла проговоренного слова;У детей с сенсорной алалией при отсутствии понимания становится невозможной или грубо искажается и собственная речьКрайне низкий темп при направленном формировании речи
Формирование грамматического строя речи у детей дошкольного возраста с моторной алалией на основе использования произведений художественной литературы
Организация: МБДОУ №37 «Колокольчик»
Населенный пункт: г. Сургут
Моторная алалия — это недоразвитие всех систем речи, обусловленное поражением двигательных отделов головного мозга. Не просто временная функциональная задержка речевого развития. Весь процесс становления речи при этом нарушении проходит в условиях патологического состояния центральной нервной системы.
Формирование грамматического строя речи происходит с большими трудностями. Это обусловлено недоразвитием у детей с моторной алалией морфологических и синтаксических обобщений, несформированностью тех языковых операций, в процессе которых происходит грамматическое конструирование, выбор определенных языковых единиц и элементов из закрепленной в сознании ребенка парадигмы и их объединение в определенные синтагматические структуры.
Художественная литература влияет на обогащение речи ребенка грамматическими формами и конструкциями, активизацию их использования в разных формах общения, воспитание критического отношения к собственной и чужой речи, формирование элементарных представлений о законах морфологии, синтаксиса, словообразования, грамматических правилах, элементарного осознания явлений речи и языка.
Поэтому формирование грамматического строя речи у детей с моторной алалией – это сложный процесс, в котором квалифицированное педагогическое воздействие должна быть всесторонней. При этом большое положительное воздействие оказывает, прежде всего, содержание литературных произведений.
Пересказ рассказа К.Д. Ушинского «Четыре желания».
Цели:
Коррекционно-развивающие: развивать связную речь, культуру речи, память;
Коррекционно-образовательные: учить разным способам образования степеней сравнения прилагательных и наречий
Коррекционно-воспитательные: воспитывать эмоционально-положительное отношение к литературным произведениям.
Оборудование: текст рассказа К. Д. Ушинского «Четыре желания», сюжетные картинки с изображением четырех времен года
Список литературы
- Алексеева, М. М. Методика развития речи и обучение родному языку дошкольников: учеб. пособ. для студ. высш. и сред. пед. учеб. Заведений / М. М. Алексеева, Б. И. Яшина. — 3-е изд.– М. : Издательский центр «Академия», 2000. – 400с.
- Беккер, К. П. Логопедия: пер. с нем / К.П. Беккер, М. Совак. – М. : Медицина, 1981. — 288 с.
- Голик, А. Алалия: справочник по психологии и психиатрии детского возраста /А. Голик, В. Мамцева; под общ. ред. С. Ю.Циркина. – СПб.: Изд-во «Питер», 1999. – 155 с.
- Доника В. Ф. Логопедическая работа при обучении грамоте/ В. Ф Донника// Начальная школа. – 1998. – № 7.
- Ефименкова, Л.Н. Формирование речи у дошкольников / Л. Н. Ефименкова. М., 2003. – 69с.
- Жаренкова, Н. И. Понимания грамматических отношений детьми с ОНР у дошкольников / Н. И. Жаренкова. – М. : Просвещение, 1982. -191с
- Жукова, Н.С. Формирование устной речи: учеб. метод, пособие / Н. С. Жукова. — М.: Соц.-полит. журн, 2004. — 96 с.
- Занятия по развитию речи в детском саду: кн. для воспитателя детского сада / Ф. А. Сохин, О. С. Ушакова, А. Г. Арушанова ; под ред. О. С. Ушаковой. – М. : Просвещение, 1993. – 271с.
- Лалаева, Р. И. Формирование лексики и грамматического строя у дош-кольников с ОНР / Р. И. Лалаева, Н. В. Серебрякова. – СПб. : Союз, 2001.224с.
- Основы логопедической работы с детьми: учебное пособие для логопедов, воспитателей детских садов, учетелей начальных классов, студентов педагогических училищ / Г. В. Чиркина; под ред Г. В. Чиркиной. – М. : АРКТИ, 2002. – 240с.
- Смирнова, И. А. Логопедическая диагностика, коррекция и профилактика нарушения речи у дошкольников с ДЦП, Алалия, Дизартрия, ОНР / И. А. Смирнова. – СПБ.: Детство-пресс, 2004. — 320 с.
- Трауготт, Н.Н. К вопросу об организации и методике речевой работы с моторными алаликами: хрестоматия по логопедии, том II / Н. Н. Трагоут, Л. С. Волковой, В. И. Селиверстова. М. : 1997. – 450с.
- Уварова, Т. Б. Обучение словообразованию дошкольников с ОНР / Т. Б. Уварова// Логопед.- 2009. — №5.- С. 48.
Приложения:
-
file0.docx.. 19,1 КБ
Опубликовано: 03.11.2019
Слайд 11Логопедическая работа , в зависимости от периода развития речи алалика
(по Н.Н.Трауготт)Работа с начинающими обучаться детьми, у которых речь отсутствует
или ограничивается немногими словами, часть которых имеет характер детского лепета(тпу, ням-ням, би-би и т.д.); пытаясь объясниться с окружающими, ребёнок прибегает к мимике и жестам. Работа с детьми в периоде «выхода из алалии» .Слов в распоряжении ребёнка больше, но слова эти часто сильно искажены. Искажение слов заключается или в пропускании ряда звуков(что имеет место у каждого косноязычного), трудных для произношения, или частичной замене их другими, или в перестановке слогов, что очень характерно для алаликов. Появляется фраза из 2-3 слов, но построение её очень своеобразно; часть слов заменяется мимикой, имеет место полный аграмматизм.Работа с детьми, владеющими элементарной бытовой лексикой. Ребёнок обладает уже довольно богатым запасом слов, значение которых уточнилось и специализировалось: лепетные слова исчезают, искажений становится меньше. Формируются короткие фразы бытового значения. Однако полного овладения речью ещё нет; в необычной ситуации вновь обнаруживается речевая беспомощность, почти полная невозможность формулировать мысли в связной форме.