Как успокоить малыша: 10 эффективных рецептов от детских истерик

21 способ успокоить плачущего ребенка

У нас растет взрывной ребенок

Во время беременности я изучала теорию привязанности и была уверена, что носить младенца на руках, кормить по первому сигналу и откликаться на потребности ребенка — это практически все, что нужно для счастливого детства. Однако первые несколько лет моего материнства, мягко говоря, сильно отличались от идеала.

Нашего старшего сына зовут Миша, и с ним всегда было трудно. Младенцем он очень много плакал, постоянно висел на груди и спал спокойно, только если я лежала рядом. Когда сын подрос, добавились новые проблемы: он громко орал во время переодевания, переворачивал квартиру вверх дном за считанные мгновения и устраивал постоянные истерики на пустом месте. Миша дрался, брыкался и кусался, если был зол. Он всего добивался криком, причем вопить начинал сразу, без предупредительного нытья.

Я даже начала подозревать, что у сына СДВГ (синдром дефицита внимания с гиперактивностью) или еще какое-то заболевание, но более глубокое изучение вопроса и консультация со специалистами убедили меня, что проблема не в этом.

За исключением вспышек агрессии, Миша был обычным ребенком, довольно умным и общительным. Он хорошо разговаривал и нормально развивался, даже немного опережая сверстников. Порой создавалось впечатление, будто он делает что-то назло или устраивает показательную истерику для публики. Сын «вил из нас веревки», хотя ему было всего 2-3 года.

Мы с мужем считали себя плохими родителями, неспособными справиться с воспитанием ребенка. Пожалуй, только ленивый за эти несколько лет не сказал мне, что мой сын слишком капризен и требователен, а я чересчур мягкая мать с просевшими границами. Наверное, если бы он был чужим ребенком, то я бы тоже думала, что дело в несовершенстве воспитательных методов.

С другой стороны, я чувствовала, что не все так просто. Истерики случались порой по самым невинным и никак не зависящим от нас поводам — приехал маленький лифт, а не большой, или на улице идет дождь. У меня часто возникало ощущение, что сын действительно хочет успокоиться, но не может. Не помогали четкие правила, объяснения, аргументы, переключение внимания, система поощрений и наказаний. Не давали результатов таймауты и игнорирование. Не помогали поддержка, забота и укрепление привязанности.

В общем, когда на глаза мне случайно попала книжка «Взрывной ребенок» Росса Грина, я ощущала полное педагогическое фиаско. Без преувеличения могу сказать, что это была самая удачная покупка в моей жизни.

Профессор Росс В. Грин — специалист по клинической психологии и психиатрии медицинской школы Гарварда. Метод совместного решения проблем доктора Грина был разработан, чтобы помочь «трудным детям», которые часто устраивают длительные истерики, проявляют агрессию и демонстрируют неадекватное поведение. Стандартные воспитательные методики с таким ребенком не работают.

4 способа, как успокоить ребенка старше 3-х месяцев

Способы доктора Харви Карпа хороши, но стоит еще раз оговорить — почти все они подходят только для новорожденных деток. Если вы попытаетесь пеленать или «перешипеть» полугодовалого плачущего карапуза, вряд ли у вас это получится. Для успокоения более старших детей можно попробовать другие способы. Причем в этом случае выражение «как успокоить ребенка» далеко не всегда будет ровняться выражению «как укачать малыша». Успокоить — значит, в первую очередь отвлечь от криков и рыданий.

Где ты, малыш: 5 причин, почему у вас не получается забеременеть

Способ 1: Носите в слинге. Ношение в слинге, к слову говоря, совмещает в себе сразу два пункта из предлагаемых доктором Харви: укачивание и пеленание, а если добавить к этому списку еще и «белый шум», например, выйти с крохой на улицу, то станет сразу понятно, почему дети так любят слинги. И если пеленание подходит только для новорожденных, то носить время от времени ребенка в слинге можно до тех пор, пока вы комфортно переносите (в буквальном смысле слова) вес своего малыша.

Способ 2: Переключайте внимание. Дети старше 3-х месяцев уже довольно успешно и долго фиксируют внимание на предметах и звуках — особенно их привлекают яркие краски и четкие, громкие звуки. Пошуршите яркой бумагой или пакетиком, позвените колокольчиком, дайте посмотреть в телевизоре любой рекламный ролик

Все эти манипуляции (особенно — последняя!) мгновенно захватывают внимание крохи: он отвлекается от истерики, начинает проявлять заинтересованность и постепенно успокаивается, затихает

Пошуршите яркой бумагой или пакетиком, позвените колокольчиком, дайте посмотреть в телевизоре любой рекламный ролик

Все эти манипуляции (особенно — последняя!) мгновенно захватывают внимание крохи: он отвлекается от истерики, начинает проявлять заинтересованность и постепенно успокаивается, затихает

Способ 3: Дайте выпустить лишний воздух. При плаче ребенок заглатывает много воздуха, который доставляет ему очень неприятные ощущения. Таким образом истерика рискует замкнуться в круг: малыш плачет, заглатывая излишки воздуха, от которого у него начинает болеть животик и он плачет пуще прежнего, снова и снова глотая воздух.

Поэтому, как только ребенок начинает проявлять беспокойство или кричать, возьмите его на руки и немного подержите столбиком — отрыгнув лишний воздух, малыш скорее всего успокоиться

А если нет — используйте предыдущий способ, попробовав привлечь его внимание яркой игрушкой или необычными звуками

Способ 4: Потанцуйте вместе. Это может показаться странным, но именно плавные танцевальные движения могут помочь вам решить проблему как успокоить плачущего ребенка. Возьмите малыша на руки, улыбнитесь ему, поговорите с ним успокаивающим тоном и немного подвигайтесь — покачивая его из сторону в сторону, вверх-вниз, напевая простую мелодию. Когда малыш перестанет плакать, приложите его ненадолго к груди (если ребенок на искусственном вскармливании — дайте бутылочку с водой) или дайте пустышку. В большинстве случаев это работает!

Народная медицина

В первую очередь в качестве средства, снижающего возбудимость ребенка, рекомендуется применять препараты, основанные на валериане. Данные препараты снижают возбудимость нервной системы, нормализуют сон. При лечении маленьких детей лучше всего применять настойку корня валерианы.

В педиатрической практике также часто применяются настойки пустырника

Использовать данный препарат при лечении ребенка необходимо крайне осторожно, так успокоительный эффект этого растения 2-3 раза больше, чем у настойки валерианы. Лучше всего применять пустырник только после того, как ребенку исполнится год

Помимо названных выше растений в нашей стране очень широко используют настои и чат ромашки. Ромашка обладает мягким седативным эффектом, очень хорошо лечит нарушения сна и нарушения пищеварительной системы. Кроме внутреннего приема ромашку можно использовать и при принятии ванн.

Повышенную нервную возбудимость хорошо лечит и мята перечная. Это целебное растение, наряду с многими другими, имеет и успокаивающее действие. Похожий эффект имеет мелисса. Из мяты и мелиссы тоже можно делать чай, который служит превосходным общеукрепляющим средством.

Всякий раз, когда ваш малыш оказывается перевозбужденным, это может быть вызвано различными факторами. Малышу тяжело справиться с волнением, потому что его нервная система все еще развивается и у него недостаточно опыта в регулировании своих эмоций. В такие моменты родительское вмешательство может сыграть ключевую роль в помощи малышу справиться с перевозбуждением.

Когда малыш перевозбужден, важно помнить, что его реакции и поведение могут быть сложными для понимания. Малыш может проявлять агрессию, плач, капризы или даже отказываться от обычных ежедневных действий

Вместо того, чтобы наказывать малыша за его поведение, попытайтесь разобраться, что вызвало его перевозбуждение и предложите ему поддержку и понимание.

Чтобы помочь малышу справиться с его перевозбуждением, вы можете попробовать использовать различные техники, такие как дыхательные упражнения, массаж или успокаивающую музыку. Возможно, малышу понадобится теплый и уютный объект для обнимания или близость родителя, чтобы почувствовать себя безопасно и спокойно.

Причины гиперактивности

По поводу расстройств такого типа до сих пор ведутся споры. Но полный перечень провоцирующих факторов ни один невролог не может назвать, поскольку очень сложно проследить связь между факторами и последующими событиями. Поэтому правильнее считать, что СДВГ развивается при сочетании разных причин влияния. Среди доказанных факторов:

  • осложненные либо преждевременные роды;
  • связь с вредным производством во время беременности матери;
  • курение и злоупотребление алкоголем матери;
  • внутриутробные инфекции;
  • поздняя беременность после 40 лет;
  • погрешности в питании матери в период беременности;
  • наследственные заболевания.

Кроме этих причин, существует ряд социальных факторов, которые негативно сказываются на неокрепшей нервной системе ребенка. В их числе:

  • факты насилия в семье;
  • постоянные скандалы между супругами;
  • психологические травмы ребенка;
  • низкий социальный уровень, в частности постоянная нехватка средств.

Способствует развитию СДВГ слишком высокие требования родителей. Например, мам и пап часто не устраивают достижения их чада в учебе или творчестве. Постоянное недовольство родителей ломает психику детей, что со временем формирует поведенческие и другие нарушения.

Дети ведут себя хорошо, если могут

Что же заставляет ребенка «взрываться»? В списке причин трудного поведения у доктора Грина отсутствуют недостаточная строгость и плохое воспитание. Маленькие «фейерверки» не выбирают сознательно вспыльчивость как манеру поведения. Взрывные дети по каким-то причинам отстают в овладении навыками адаптивности, сознательного самоуправления и эмоционального контроля. Им трудно приспосабливаться к внешним требованиям и условиям, они бывают агрессивными и неуравновешенными. Взрыв, или вспышка раздражения возникает, когда предъявляемые требования превышают способность маленького человека адекватно на них реагировать.

Речь здесь идет не о личном выборе, характере или темпераменте, а именно о навыках. По мере взросления младенец овладевает различными умениями, которые делают его все более самостоятельным и автономным — учится ходить, говорить, двигать предметы. Постепенно дети проявляют интерес к буквам и цифрам, начинают рисовать, петь или играть на музыкальных инструментах, осваивают различные виды спорта. Некоторым ученикам хорошо дается математика, но возникают проблемы с чтением или музыкой, и наоборот. И никому не приходит в голову сказать, что причина плохого слуха — в недостаточно строгом воспитании. Когда какие-то навыки сильно отстают от ожидаемого по возрасту уровня, мы стараемся помочь ребенку — нанимаем репетиторов, занимаемся дополнительно.

Если считать плохое поведение ребенка намеренным, то применение к маленькому «диктатору» жестких мер кажется оправданным. Однако системы воспитания, принуждающие к послушанию, обычно не дают результатов с такими детьми, а только накаляют обстановку в семье. На самом деле, ребенок и так знает, кто в доме хозяин и как себя надо вести. Его склонность к истерикам отражает своеобразную задержку в развитии. Наша задача — выяснить, какие именно навыки отстают у ребенка, и выработать эффективные стратегии взаимодействия с ним.

Почему ребенок не слушается

Независимо от того, сколько лет малышу или даже школьнику, нервное поведение и непослушание может иметь общие корни. Все причины, которые вызывают у детей подобную картину, являются психогенными и связаны с особенностями детской психики.

Важную роль играет повышенная нервная возбудимость у ребенка. Это физиологическое качество, которое влияет на темпы реагирования, темперамент человека. Возбудимость нервной системы контролирует силу аффективных реакций и нервных срывов у детей.

Известно, что одни дети фактически рождаются таковыми и вредничают с самого маленького возраста. Другие же, наоборот, в какой-то момент становятся непослушными, агрессивными. В первом случае это врожденные особенности маленькой личности, которая только формируется. Во втором, реакция на внешние условия, воспитание или некоторые события в жизни семьи.

Подобное поведение может наблюдаться постоянно, как составляющая характера, а может формировать приступы. Нервные срывы у детей — результат накопившегося психоэмоционального напряжения, которое пытается найти выход.

В каждом отдельном случае детских капризов, истерик и даже слез кроется подсознательный фактор, который объясняет, почему ребенок нервный.

Важно уметь распознавать эти факторы и во время корректировать поведение. В противоположном случае, оно будет переноситься во взрослую жизнь

Основные факторы, которые могут вызывать изменения в поведении детей:

Недостаток внимания.
Часто нервные дети ощущают острую необходимость в общении с другими людьми, они нуждаются во взаимодействии даже тогда, когда ещё не умеют говорить. Часто в возрасте до 3 лет родители ведут себя с малышом, как с обычной куклой, которую нужно умыть, покормить, переодеть и уложить спать. Возможно, в темпе современного мира не хватает времени на общение или этому не уделяется достаточно внимания, но общие тенденции свидетельствуют о том, что с детьми стали меньше разговаривать. Эту связь, которая так необходима малышу, заменяют дорогими игрушками, конструкторами и мультфильмами, сказки читаются через наушники, воспитательные уроки возложены на детские мультфильмы и сериалы. Таким образом, дети не получают нужного внимания от других и пытаются достичь этого любым доступным способом.

Значимость.
Даже самые маленькие дети нуждаются в признании их собственного мнения. Постоянное навязывание ребенку своих указаний ведет к принижению значимости детской личности. Даже в возрасте до 3 лет малыши нуждаются в самовыражении, они начинают осознавать свою индивидуальность, отождествлять себя с другими людьми и требовать от них соответствующего отношения

Если к ребенку относятся, как к безвольному человеку, не спрашивают мнения и всячески принижают его важность, это может вызвать ответную бунтарскую реакцию. Постоянный приказной тон, лидерское отношение к малышу будут провоцировать изменения поведения.

Самооценка.
Важное значение для ребенка имеет также уверенность в себе

В детском возрасте самооценка довольно хрупкая и легко поддается влиянию посторонних мнений. Если часто говорить малышу, что он не способный, ущербный или непослушный, соответственно его поведение будет равняться на эти мнения. Именно поэтому, слова, брошенные со злости в адрес ребенка, быстро забываются родителями, но очень долго помнятся детьми. Если хорошие действия не оцениваются похвалами, нервный ребенок не чувствует необходимости поступать правильно и придерживаться установленных правил.

Месть.
Для ребенка психоэмоциональные реакции довольно просты и не подвергаются анализу. Если обидеть его, он захочет отомстить. Если же похвалить, соответственно будет стараться обрадовать ещё раз. Необходимо помнить, что самоотдача у ребенка всегда в несколько раз сильнее. Обычная обида может обернуться бунтарским поведением, непослушанием
Если ребенок начал внезапно капризничать, вести себя агрессивно, следует обратить внимание, не обижен ли он. Необходимо помнить, что даже родители ошибаются и обычные извинения перед ребенком никак не принижают их репутацию, а показывают хороший пример поведения.

Обязательно следует учитывать, что подобную симптоматику включают в психические расстройства детского возраста. Поэтому, если ситуация усугубится, нужно обратиться за помощью к врачу.

Как наладить биологические часы ребенка?

Приблизительно первые шесть недель своей жизни младенец будет привыкать к настигшим его изменениям внешнего мира. Когда кроха немного освоится, родители могут приучать его к дневному и ночному сну.

Самым действенным методом корректировки работы биологических часов, считается приучение малыша к режиму. Если малыш засыпает с плачем перед дневным сном, его следует отвлечь от бурных игр.

Чтобы сделать это, можно собрать с малышом игрушки, вместе застелить кровать. Современные педиатры не рекомендуют незадолго до сна кормить малыша или укачивать, чтобы не выработать соответствующую привычку. Лучше всего лечь рядом с ребенком и обнять его.

Комната, где будет спать ребенок, должна не вызывать у него негативных эмоций. Даже если ребенок боится темноты, не стоит оставлять на ночь свет включенным. Чтобы малыш смог различать дневное время суток и ночное, можно включать на ночь ночник.

Также против плача поможет «игрушечный защитник», в роли которого может выступить мягкий детский плед или плюшевый медведь. Первую ночь мама может положить игрушку спать рядом с собой, чтобы материал смог впитать ее запах.

Малыши наделены тонким обонянием, поэтому такой «талисман» способен успокоить их перед ночным или дневным сном. Засыпать с плачем ребенок может в любом возрасте, однако с четырех — пяти месяцев дитю можно позволить выплакаться.

Перед ночным сном в одно и тоже время следует купать ребенка, кормить, читать ему спокойные сказки или петь колыбельные. Ребенок должен четко осознавать, что настала ночь и в ближайшие 10-12 часов ему предстоит спать.

Если ночью дитя просыпается, мама не должна с ним разговаривать. Только так малыш поймет, что ночь — не время для игр или разговоров.

Симптомы Гипервозбудимости у детей:

У детей дошкольного возраста родители отмечают такие симптомы:

Дома ребенок не успокаивается, постоянно бегает, прыгает, быстро переключаясь с одной деятельности на другую.
В садике персонал недоволен поведением ребенка, он часто отказывается выполнять то, что от него просят.
Сверстники отмечают агрессивность ребенка, часто с малышом никто не хочет дружить.
Ребенок часто не дослушивает объяснения няни или воспитательницы, хватается за дело.
Ребенок слабо контролирует свои поступки и слова, а также внимание.

Симптомы гипервозбудимости у новорожденных:

  1. Нарушения сна.
  2. Ребенок просыпается от малейшего шума, плохо засыпает.
  3. Во сне отрывисто вскрикивает.
  4. Плохо кушает.
  5. Кулачки сжаты.
  6. Выражение личика может быть страдальческим.
  7. На коже часто видна сетка сосудов, из-за чего кожа кажется голубой. Сосудики могут быть красного цвета. Их выраженность усиливается на морозе.

Случай 3: боль

Режутся ли у малыша зубки, болит ли животик или же он упал и ободрал коленку? Неважно, что спровоцировало болезненные ощущения, ребенок вряд ли сумеет справиться с ними как взрослый и, вероятнее всего, расплачется. Вам же нужно его утешить, но действовать в это время стоит очень деликатно

3 способа утешить малыша во время боли

  1. Не ругайтесь!

    Никогда – НИКОГДА! – не выражайте свое раздражение и злость при ребенке, у которого что-то болит. Сейчас малыш уязвим и беззащитен. Ему нужна ваша помощь, поддержка и любовь. Если же вы будете срываться на него или ругаться, то в лучшем случае доведете кроху до истерики. В худшем же случае такое отношение чревато психологическими проблемами у малыша в будущем.

  2. Прижмите к больному месту руки.

    Ни для кого не секрет, что руками человек может исцелять. Не зря, когда у нас что-то болит, мы бессознательно трогаем это место пальцами или целой ладонью.

    Погладьте малыша по больному месту, приговаривая ласковые слова. Представьте, что ваша ладонь излучает сильную оздоравливающую энергетику, и боль у ребенка утихнет.

  3. Приласкайте.

    В маминых объятиях любая боль отступает очень быстро, а обиды забываются. Не скупитесь на нежности, целуйте малыша и заговаривайте его. Скажите, что он самый лучший, расскажите сказку, спойте песенку. Простое человеческое общение часто бывает эффективнее хитрых психологических приемов.

Младенец плачет от колик: что делать?

  • Погрейте на батарее пеленку и приложите к животику малыша.
  • Прижмите младенца к себе и поносите на руках.
  • Налейте в детскую ванночку теплой воды и искупайте малыша – в тепле спазмы ослабевают.
  • От колик помогают фенхелевый чай и ромашка, но перед употреблением трав лучше посоветоваться с врачом.

Каприз или истерика?

Итак, ситуация уже «состоялась»: кроха раскапризничался. Он плачет, злится, канючит, бросает игрушки, протестует, а возможно, даже заходится плачем, бьется головой об стену или об пол, непроизвольно выгибается. Родителям еще предстоит разобраться в причинах, вызывающих подобное поведение малыша (а оно всегда является выражением каких-то его внутренних страданий), и мы займемся этим немного позже.

Сейчас главное – правильно отреагировать на детские слезы и успокоить кроху.

Чтобы это сделать, важно разграничить два понятия: каприз и истерика. По внешним проявлениям они могут быть похожими:

ребенок сильно плачет, долго не успокаивается;
может громко кричать, привлекая внимание окружающих;
часто малыш падает на пол и бьется головой или ногами об пол;
не слушает увещеваний взрослых;
выражает явный протест против всех действий родителей.

Однако каприз от истерики отличается тем, что во втором случае малыш теряет контроль над своими действиями, может дойти до изнеможения, даже до судорог. В этот момент он не отдает себе отчета в своих действиях, его нервная система ему не подвластна. Во время истерики ребенок не слышит, что говорят ему взрослые, и не может отреагировать на слова.

При первых проявлениях капризов нужно попытаться отвлечь внимание крохи на что-то более интересное. В 2 года этот прием все еще довольно эффективен

Если это не помогает, родителям важно сохранять спокойствие и самообладание, не проявлять никакой реакции на происходящее (хотя порой это ох как непросто)

Иначе истерика пройдет, а ощущение того, что с ее помощью можно добиться желаемого, у ребенка останется, ведь когда он плачет, но еще не истерит, он внимательно наблюдает за тем, у кого какую реакцию вызывает его «концерт»

Если это не помогает, родителям важно сохранять спокойствие и самообладание, не проявлять никакой реакции на происходящее (хотя порой это ох как непросто). Иначе истерика пройдет, а ощущение того, что с ее помощью можно добиться желаемого, у ребенка останется, ведь когда он плачет, но еще не истерит, он внимательно наблюдает за тем, у кого какую реакцию вызывает его «концерт». Если мама выстояла, но дрогнула бабушка – в дальнейшем кроха будет самоутверждаться за ее счет

Если мама выстояла, но дрогнула бабушка – в дальнейшем кроха будет самоутверждаться за ее счет

Иначе истерика пройдет, а ощущение того, что с ее помощью можно добиться желаемого, у ребенка останется, ведь когда он плачет, но еще не истерит, он внимательно наблюдает за тем, у кого какую реакцию вызывает его «концерт». Если мама выстояла, но дрогнула бабушка – в дальнейшем кроха будет самоутверждаться за ее счет.

Каприз гораздо проще предотвратить, чем потом остановить. Можно попытаться предложить малышу альтернативу того, из-за чего он начал хныкать (мы не можем сейчас купить тебе этот самолетик, но можем дома собрать его из твоего конструктора), либо развеселить неожиданной шуткой, веселой песенкой. В общем – переключить. Иногда успокоение после таких мер наступает довольно быстро.

В любом случае поговорить с ребенком о проблеме удастся только тогда, когда он полностью успокоится и будет готов слушать и отвечать.

Нельзя делать попытки остановить истерику, кричать на ребенка, угрожать, высмеивать его, дразнить, уступать ему из чувства стыда перед окружающими. Все это даст ребенку бесспорный козырь: спектакль действует!

Прежде чем начать борьбу с истерическими приступами, следует разграничить два понятия «истерика» и «каприз». Капризы – преднамеренные действия, имеющие своей целью получить желаемое, невозможное или запретное. Проявляются капризы аналогично истерикам: топаньем, криком, швырянием предметов. Капризы зачастую рождаются там, где нет возможности их исполнить – например, хочется съесть конфету, а их в доме нет, или пойти на прогулку, а за окном ливень.

Детские истерики отличает непроизвольность. Малыш не может справиться с эмоциями, и это выплескивается в физических проявлениях. Так, в истерическом состоянии ребенок рвет на себе волосы, царапает лицо, громко плачет или стучится головой об стену. Можно констатировать, что порой бывают даже непроизвольные судороги, которые называются «истерический мост». Ребенок в таком состоянии выгибается дугой.

В момент истерики малыш не контролирует себя. Это видно по поведению. Нередко наблюдаются судороги, сильная одышка. Приступ всегда сопряжен с агрессией и раздраженностью.

Как же научить ребенка засыпать самостоятельно без слез?

И вновь в первую очередь вам понадобится РИТУАЛ (см. выше), благодаря которому ребенок будет знать, что после выполнения определенных действий, уже больше ничего не последует: никаких многократных «попить» и «пописать», никаких игр – только спать. После выполнения ритуала, ребенок уже хорошо подготовлен ко сну, и теперь, чтобы научить его засыпать самостоятельно остается немногое – постепенно заменить самое последнее действие в ритуале на нечто новое, не требующее вашего участия.

Например, ранее малыш засыпал во время поглаживания по спинке, попробуйте теперь, немного погладив малыша, сказать, что вам нужно успеть сделать еще кое-какие дела, поэтому вы сейчас выйдете из комнаты, а ему нужно попробовать заснуть самому. Если ребенок будет звать вас (а скорее всего так и будет), обязательно приходите к нему. При этом старайтесь постепенно увеличивать время вашего отсутствия, объясняйте, что вы теперь не можете так долго его укладывать, он стал уже большой, и у вас появились новые дела. Конечно, первое время вам придется после некоторого отсутствия в комнате возвращаться и завершать укладывание старым методом, но настанет день и ребенок поймет, что вполне может заснуть сам.

Переучивание должно происходить спокойно, без излишнего давления. Если вы чувствуете слишком сильное сопротивление со стороны ребенка, то, скорее всего, он просто не готов к самостоятельному засыпанию. И если вы будете продолжать давить на него, то почувствуете, что он наоборот только сильнее стал «цепляться» за вас. В таком случае стоит отложить на некоторое время попытки уйти. Спустя некоторое время вернитесь к ним.

Я пробовала научить Таисию засыпать самостоятельно еще до того, как ей исполнилось 2 года, однако мои попытки воспринимались ею негативно: она хоть, казалось, и понимала мои слова о том, что она уже большая и теперь может засыпать по-новому, но, как ни старалась, самостоятельно она не могла пролежать больше минуты, мое отсутствие ее очень расстраивало. Я чувствовала, что каждый мой уход стал восприниматься ею все более остро. И потому отложила свои попытки до лучших времен, продолжая лежать с дочкой до тех пор, пока она не заснет. Когда Тасе исполнилось 2 года, я вновь решила попытать счастье, и вот тут процесс пошел уже совершенно по-другому. Тая более сознательно отнеслась к тому, что пришло время засыпать самостоятельно. Мы установили правило: после вечернего ритуала один раз приходит мама и один раз папа, а дальше Тася спит со своей любимой Машенькой. К тому времени дочь уже понимала, что , против них не попрешь, их должны соблюдать все.

Да, кстати, какой-нибудь плюшевый любимец здорово помогает в вопросах самостоятельного засыпания. Обязательно купите малышу специальную игрушку для сна, объясните, что теперь она будет засыпать вместе с ним. Так ребенок будет чувствовать, что он не один.

Я считаю, что не нужно торопиться с приучением ребенка к самостоятельному сну, всему свое время. Более всего маленький ребенок нуждается в тепле, любви и ласке. Если ему требуется, чтобы вы были с ним рядом, засыпать в обнимку с вами, разве можно ему в этом отказывать? Что может быть прекраснее этих минут вместе?

Нарисовать свою ярость

Хотя гнев и завладевает ребенком целиком, это состояние ему чуждое, внешнее по отношению к нему.

Поэтому дети так хорошо воспринимают образ гнева как «чего-то, что можно положить в коробочку и выкинуть из себя как испорченную вещь». Поэтому дети способны нарисовать свою ярость — самостоятельно или вместе с вами.

– Даже самые маленькие, двухлетние, впервые взявшие в руки карандаш, могут оставить на бумаге чрезвычайно выразительные каракули.

– Гнев на детских рисунках выражается в толщине линий, в таком сильном нажиме, что карандаш прорывает бумагу, но главное — в попытках выйти за границы листа.

– Нельзя, чтобы ярость становилась причиной конфликта между, вами и ребенком, наоборот, вы должны показать себя его союзником в борьбе с гневом и помощником в изгнании гнева.

– Разумеется, это в некоторой степени идеализм, тем не менее посоветую ставить ребенку целью именно изгнание гнева из жизни — пусть даже и не очень близкой целью, ведь управлять своими эмоциями за день-два не научишься.

– Есть два способа приблизить достижение этой цели, важной еще и потому, что, не управляя эмоциями, трудно достичь автономии: всякий раз, как ребенок готов, на ваш взгляд, впасть в ярость, предлагайте глубоко подышать и уйти на несколько минут к себе. – Но помните: предлагать ему пойти в свою комнату — не в качестве наказания, а именно чтобы успокоиться и подумать — можно только с четырех лет

– Но помните: предлагать ему пойти в свою комнату — не в качестве наказания, а именно чтобы успокоиться и подумать — можно только с четырех лет.

– Когда он повзрослеет, он и сам, желая подавить свои агрессивные намерения, станет уходить к себе, причем тем охотнее, чем чаще вы будете подавать ему пример такого поведения.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Родительские хроники
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: