Устаревшие модели поведения. что поможет их изменить

Агрессия у детей школьного возраста: причины, способы коррекции, правила для взрослых

Когда агрессию у ребёнка не стоит подавлять?

Матери важно уметь отличать приступы агрессии у ребёнка от желания защитить свои интересы. Пример 1

К вашей дочери на детской площадке подходит девочка постарше, толкает, обзывает, пытается отобрать куклу. У вашей малышки есть веские основания начать злиться и пытаться всеми силами защитить своё имущество

Пример 1. К вашей дочери на детской площадке подходит девочка постарше, толкает, обзывает, пытается отобрать куклу. У вашей малышки есть веские основания начать злиться и пытаться всеми силами защитить своё имущество.

Пример 2. Вы пообещали сыну почитать на ночь книгу, если он наведёт порядок на столе. Мальчик убрал карандаши на место, но вы не сдержали слово, сославшись на занятость. Малыш имеет право рассердиться и обидеться на вас.

Из этого праведного гнева в будущем вырастет умение отстаивать свою точку зрения. Если же в подобных ситуациях вы будете ругать своё чадо, то у него закрепится убеждение, что защищать себя – плохо.

Симптомы Расстройства поведения у детей:

Симптомы синдрома расстройства поведения у детей меняются по мере взросления. У тех, кто помладше, проявляются признаки оппозиционно-вызывающего расстройства. Эти признаки крайне редко проявляются у детей, не подверженных расстройству поведения.

Критерии оппозиционно-вызывающего расстройства по DSM-IV

На протяжении полугода должно проявляться минимум 4 признака из ниже описанных:

  1. Ребенок часто спорит со взрослыми
  2. Ребенок часто «выходит из себя»
  3. Ребенок часто переносит вину на другого человека
  4. Ребенок часто обижается
  5. Ребенок часто отказывается подчиняться правилам и выполнять требования взрослых
  6. Ребенок часто выявляет негодование или гнев
  7. Ребенок часто целенаправленно досаждает окружающим
  8. Ребенок часто мстительный или злобный

Критерии расстройства поведения по DSM-IV

На протяжении года у ребенка с расстройством поведения выявляются минимум 3 признака из тех, что указаны ниже:

  1. Уничтожает чужие вещи или любую другую собственность
  2. Угрожает, задирается или запугивает других детей и взрослых
  3. Часто провоцирует драки и потасовки
  4. Проникал в чужие жилища или автомобили
  5. Применял в драках серьезное оружие
  6. Лжет и обманывает других
  7. Проявляет физическую жестокость по отношению к людям
  8. Проявляет физическую жестокость по отношению к животным
  9. Часто не появляется ночью дома, никого не предупредив
  10. Участвует в кражах с применением физической силы
  11. Убегал из дома с ночевкой дважды
  12. Склонял кого-либо к действиям сексуального характера
  13. Часто прогуливает школу, начиная с возраста до 13 лет
  14. Поджигал что-либо, имея цель причинить ущерб другому человеку

Сопутствующие признаки

Психиатрические симптомы:

— гиперактивность

Комбинация невнимательности, беспокойства, общей чрезмерной активности, импульсивности.

— сниженное настроение

У 1/3 детей с расстройством поведения фиксируют несчастливость, печаль и подобные эмоциональные симптомы. Часто это приводит к депрессии, умышленному нанесению вреда самому себе, попыткам суицида.

Неудачи в учебе

У многих детей с расстройством поведения низкие оценки в школе, низкие оценки их уровня работы. Часто имеются специфические дефициты обучения. Тестирование показало, что у 1/3 детей с расстройством поведения имеется специфическое расстройство чтения. И наоборот – примерно у 1/3 детей со специфическим расстройством чтения обнаруживают расстройство поведения. Обнаружено три причины таких закономерностей:

  • деструктивное поведение может негативно связываться на процессе обучения
  • дети, что неспособны понимать поставленные задачи и участвовать в занятиях, могут стать деструктивными в результате фрустрации.
  • как деструктивность у ребенка, так и проблемы с чтение, могут стать результатом гиперактивности или неподдерживающего недоброжелательного воспитания или других третьих факторов.

Плохие межличностные отношения

Деструктивные дети часто имеют низкую популярность в группах одногодок, часто они не имеют постоянных друзей. Такие дети проявляют плохие социальные навыки – не только с одногодками, но и и со взрослыми людьми. Им трудно стать полноценными участниками игры и принять все её правила. Плохие взаимоотношения со сверстниками указывают на неблагоприятный исход. согласно Международной классификации болезней МКБ-10, расстройство поведения может быть двух типов: социализированный и несоциализированный. Их делят в зависимости от того, есть у ребенка отношения с другими детьми или нет.

Существует небольшой процент детей с расстройством поведения, у которых бывают постоянные друзья, у них присутствуют альтруистические мысли и поступки, они способны ощущать раскаяние и вину, могут заботиться о других детях и взрослых. Таких детей относят к социализированному расстройству поведения, они меньше участвуют в антисоциальных поступках: приеме алкогольных напитков, прогулах, кражах, драках и проч.

Что провоцирует проблемы с поведением?

Отрочество — время перемен. Меняется все, от физиологии до окружения. Трудности, с которыми сталкивается ребёнок в этот период, объясняются двумя основным причинами.

  1. Подросток переходит к более сложному этапу жизни после беззаботного детства — ему нужно сепарироваться от родителей, определиться со своими приоритетами и желаниями, наладить социальные контакты вне семьи. Выдержать возросшую нагрузку сложно, особенно если не хватает личностных ресурсов, нет помощи и поддержки извне.
  2. Эмоциональная сфера подростка становится нестабильной из-за гормональных изменений. Отсюда перепады настроения, агрессия, депрессивные мысли и другие неприятные моменты. Вчерашний милый малыш становится колючим существом, которое готово обидеться или разразиться гневом из-за любого пустяка.

Единичные семьи проходят подростковый период детей без конфликтов. Причиной непреодолимых разногласий зачастую становится отсутствие у взрослых знаний и подготовки по общению с тинейджерами. Родители не понимают, какие физиологические процессы происходят в организме ребёнка, как меняются его ценности и цели, как правильно выстраивать коммуникацию.

Современные подростки — не такие, какими были мы

Ещё один важный момент заключается в том, что нынешнее время предъявляет к подросткам куда более серьёзные требования, чем к их родителям, а тем более к бабушкам и дедушкам. Раньше путь человека во многом был предопределен средой, где он вырос. Сейчас возможности практически не ограничены, все гонятся за успешностью, но ресурсов у вчерашних детей больше не становится. Тех же профессий сегодня в разы больше, чем даже 20 лет назад. А принимать решение, когда перед тобой множество вариантов, очень утомительно и проблематично.

Дополнительно к этому на тинейджеров давит постоянный контроль со стороны родителей, учителей. Сегодня уже не уйдёшь на весь день гулять с друзьями по городу, как было раньше, — нужно постоянно докладывать маме о своём местоположении в мессенджере, а папа в это время будет отслеживать тебя на карте по геолокации. Оценки в школе проставляются в электронном дневнике, так что случайную двойку по-тихому не исправишь. Даже купить шоколадку для понравившейся девочки втайне от родителей не получится — им тут же придёт отчёт о списании с карты.

Дополнительный стресс провоцируют СМИ и соцсети. Они постоянно подкидывают детям информацию о том, что кто-то в их возрасте уже стал успешным блогером, завоевал олимпийскую медаль или экстерном сдал выпускные экзамены без помощи репетитора. У подростка, которому и так трудно любить себя из-за ломающегося голоса или прыщей, развивается стойкое ощущение, что он «недостаточно хорош», не справляется с возложенной на него ответственностью. Из-за этого возникает огромная эмоциональная перегрузка, дети выгорают ещё до того, как находят свой путь и начинают по-настоящему жить.

Популярные вебинары по теме

Адаптация к школе

Вебинар

Детская ревность

Вебинар

Материнское выгорание

Вебинар

Подростки

Вебинар

Про любовь

Вебинар

Тревожность

Тревожность – это индивидуальная психологическая особенность, заключающаяся в повышенной склонности испытывать беспокойство в самых различных жизненных ситуациях, в том числе и таких, которые к этому не располагают.

Следует отличать тревогу от тревожности. Если тревога – это эпизодическое проявление беспокойства, волнения ребенка, то тревожность является устойчивым состоянием. Например, ребенок иногда волнуется перед выступлением на празднике – это тревога. Если же беспокойство проявляется постоянно, то можно говорить о тревожности.

Многие психологи считают, что тревожность развивается вследствие наличия у ребенка внутреннего конфликта, который может быть вызван:

  • противоречивыми требованиями, предъявляемыми родителями, либо родителями и детским садом (школой);
  • неадекватными требованиями (чаще всего завышенными);
  • негативными требованиями, которые унижают ребенка, ставят его в зависимое положение.

Тревожность ребенка во многом зависит от уровня тревожности окружающих его взрослых. Авторитарный стиль родительского воспитания в семье тоже не способствует внутреннему спокойствию малыша.

Тревожные дети стараются держать свои проблемы при себе. Их отличает чрезмерное беспокойство, причем иногда они боятся не самого события, а его предчувствия. Часто они ожидают самого худшего. Дети чувствуют себя беспомощными, опасаются играть в новые игры, приступать к новым видам деятельности. У них высокие требования к себе, они очень самокритичны. Уровень их самооценки низок, такие дети и впрямь думают, что хуже других во всем, что они самые некрасивые, неумные, неуклюжие.

Работа с тревожным ребенком, как правило, занимает длительное время и направлена на:

  • повышение самооценки;
  • обучение ребенка умению управлять собой в конкретных, наиболее волнующих его ситуациях;
  • на снятие мышечного напряжения.

Поскольку тревожные дети, как правило, открыто не сообщают о своих проблемах, то выявить, что же на самом деле тревожит ребенка, крайне сложно. В решении этой проблемы поможет построение песочной картины, которое не требует от малыша специальных навыков, а является просто игрой – естественной деятельностью для этого возраста. В результате у ребенка нет ощущения того, что он сделал что-то неправильно (нет напряжения), а психолог получает необходимую информацию о внутреннем состоянии маленького клиента. После установления контакта в песочнице с помощью различных фигурок разыгрываются те ситуации, которые тревожат малыша. Тем самым вырабатываются конструктивные способы реагирования, которые потом закрепляются в реальной жизни.

Работа с глиной позволяет расслабиться, тем самым способствуя снятию мышечного напряжения. Дети, испытывающие необходимость в улучшении самооценки, получают необыкновенное ощущение «Я» в процессе использования этого материала. Такой вид творчества – хороший способ стимулировать словесное выражение чувств у тревожных детей, которым порой не достает таких способностей.

Не менее эффективным способом в решении проблемы тревожности ребенка является сказкотерапия. Ребенок, идентифицируя себя с героем сказки, в результате проигрывания его образа, учится разрешать конфликт, приобретая для себя новые возможности и способности.

Агрессивный ребенок: помогаем преодолеть гнев

Родители, решившие серьезно заняться проблемой контроля раннего проявления агрессии в психике их ребенка нужно всегда помнить – глядя на поведение ребенка, они видят, как в зеркале отражение своего образа жизни. То, что придется исключить при ребенке «разборы полетов»: не использовать в разговоре сарказм, крики, исключить семейные скандалы очень существенно, но далеко не все.

Телевидение часто демонстрируют всяческие ужастики в фильмах и мультфильмах, нужно как можно быстрее исключить их просмотр ребенком. Даже доброкачественная агрессия: как защитить себя, друзей, является призывом уничтожить или ударить.

Ребенок должен чувствовать себя нужным: внимание, которое для него уделяется, должно проявляться не от случая к случаю. Малыш не должен чувствовать себя обузой, когда мама или папа чем-то заняты своим, даже разговаривая с ним, родители участвуют в воспитании. Делая замечания, нужно следить в какой форме общения ребенку пытаются объяснить его ошибки: непростительны агрессия и унижение

Если ребенок что-то не понимает, или у него не получается, нужно помочь ему в этом и возможно даже несколько раз

Делая замечания, нужно следить в какой форме общения ребенку пытаются объяснить его ошибки: непростительны агрессия и унижение. Если ребенок что-то не понимает, или у него не получается, нужно помочь ему в этом и возможно даже несколько раз.

Если ребенку правильно объяснить на примере других детей что драться, кусаться, ругаться, это плохо, и делать это неоднократно, в мировоззрении ребенка закрепиться агрессивное поведение как что-то нехорошее. Личный пример родителей: ласка, теплота отношений, дружеское поведение с другими родителями довершит обучение.

Вовремя пресеченная агрессия, как своего ребенка, так и со стороны чужих детей, должна быть постоянной.

Нужно освоить несколько игровых комплексов, помогающих укротить ярость: детские психотерапевты предлагают целую систему таких занятий. Родители должны отказаться от телесных наказаний. Нужно исключить разговоры об агрессивном поведении ребенка в его присутствии.

Недостатки и опасности стратегии избегания

У стратегии избегания есть отрицательные стороны, особенно, если этот способ поведения был выбран неосознанно, когда человек не просчитал все возможные последствия. Например, оппонент может начать проявлять все более высокие требования к тебе, понимая, что ты не можешь ему ничем ответить.

Также эта стратегия часто используется как способ наказания или манипуляции, чтобы вызвать у другого человека чувство вины, и заставить его действовать по-твоему. Такое происходит, когда жена, недовольная поступком мужа, замолкает и не разговаривает с ним несколько дней. По сути – это тоже стратегия ухода из конфликта. Это опасно тем, что проблема так и остается нерешенной, и может перерасти в еще больший конфликт. Также замалчивание приводит к постоянным обидам, раздражению друг на друга, непониманию.

Поэтому данную стратегию не рекомендуется использовать с близкими людьми, ведь она может привести к разрыву отношений и потере эмоционального контакта друг с другом.

Есть несколько причин, по которым люди неосознанно используют избегание, тем самым вредя себе и отношениям с близкими:

  • страх брать на себя ответственность и принимать важные решения, что выражается в надежде, что все «наладится само собой»;
  • неспособность принимать конструктивную критику и убежденность в своей полной правоте;
  • неуверенность в себе – в этом случае человек не верит, что одержит победу в споре, поэтому предпочитает его избежать, промолчать, при этом оставаясь недовольным и обиженным;
  • неумение отстаивать свою точку зрения, говорить «нет»;
  • желание избежать конфликта любыми способами, даже если это вредит отношениям – часто такая позиция вырабатывается из родительских установок «будь терпеливой, ты же девочка», «будь выше этого», «будь умнее», «лучше промолчать», «в семье не должно быть ссор» и так далее;
  • выученная с детства позиция жертвы, которая ждет, что кто-то другой решит все проблемы.

Позиция жертвы наиболее характерна для людей, которые постоянно выбирают стратегию избегания конфликта. В этом случае человек убежден, что от него ничего не зависит, поэтому нет смысла отстаивать свои интересы.

Обычно эта позиция подкрепляется похвалой и сочувствием со стороны окружающих, «мучениками» все восхищаются, одобряют их поведение, что еще более «якорит» человека в этой роли. Человек, находящийся в этой позиции, снимает с себя всю ответственность за свою жизнь, у него формируется выученная беспомощность, внешний локус контроля. 

Но, если правильно применять стратегию избегания, она может избавить человека от многих конфликтных ситуаций, сохранить его психологические границы, время и ресурсы, и даже помочь выиграть, ведь, как говорил Сунь Цзы, «если долго сидеть на берегу реки, то можно увидеть, как мимо проплывет труп твоего врага». Возможно, уход от конфликта приведет к тому, что тот разрешиться сам собой или просто потеряет актуальность.

Что делать?

Для малыша негативная реакция на возникающие запреты и ограничения вполне
естественна. Ребенок не в состоянии сразу адаптироваться к ситуации, в которой
некоторые его потребности не удовлетворяются, например, из соображений безопасности,
либо удовлетворяются с отсрочкой: «Папа не может сейчас с тобой поиграть,
он ужинает, подожди немного»

В первый год жизни большинство мам стараются «улавливать» и
незамедлительно удовлетворять все нужды младенца, поэтому защитные механизмы,
позволяющие ему выдерживать напряжение и неудовольствие, связанное с ограничениями
и запретами, закономерно появляющимися по мере взросления, пока не сформированы.
Но, чтобы уберечь ребенка от чрезмерного неудовольствия, не стоит идти по
пути потакания и вседозволенности, последствия подобной тактики весьма плачевны.
Важно примириться с тем, что порой мы, родители, вызываем у ребенка негативные
чувства, но мы же можем помочь ему с ними справиться. Первым шагом на этом
пути может стать попытка сдержать агрессивные порывы непосредственно перед
их появлением. В отношении физической агрессии можно применить следующую
тактику: возьмите ребенка на руки, крепко прижмите к себе, и произнесите
примерно следующее: «Ты на меня сейчас сердишься, потому что я не разрешила
тебе то-то»

Держите малыша на руках до тех пор, пока он не успокоится.
Не стоит произносить в это время никаких воспитательных текстов, он их не
воспримет. Чем менее интенсивная и длительная будет реакция ребенка на ситуацию
неудовольствия, тем легче он адаптируется к подобным ситуациям. Также, чтобы
снизить уровень агрессии надо создать условия для интенсивного выхода физической
активности малыша. Нужно позволить ребенку много бегать, прыгать, громко
кричать. Оказывается именно бег и командные игры, например футбол, способствуют
наибольшему выплеску агрессии, вопреки распространенному мнению, что агрессивному
ребенку надо непременно заниматься боксом или борьбой

В отношении физической агрессии можно применить следующую
тактику: возьмите ребенка на руки, крепко прижмите к себе, и произнесите
примерно следующее: «Ты на меня сейчас сердишься, потому что я не разрешила
тебе то-то». Держите малыша на руках до тех пор, пока он не успокоится.
Не стоит произносить в это время никаких воспитательных текстов, он их не
воспримет. Чем менее интенсивная и длительная будет реакция ребенка на ситуацию
неудовольствия, тем легче он адаптируется к подобным ситуациям. Также, чтобы
снизить уровень агрессии надо создать условия для интенсивного выхода физической
активности малыша. Нужно позволить ребенку много бегать, прыгать, громко
кричать. Оказывается именно бег и командные игры, например футбол, способствуют
наибольшему выплеску агрессии, вопреки распространенному мнению, что агрессивному
ребенку надо непременно заниматься боксом или борьбой.

Также, очень важно прояснить и установить границы. Здесь необходима последовательность:
не стоит один и тот же поступок ребенка оценивать по-разному в зависимости
от своего настроения. Система ограничений и запретов должна быть четкой и
стабильной, от этого зависит стабильность внутренней жизни ребенка

По мере
взросления малыша требования нужно пересматривать и по необходимости модифицировать.
Чтобы не возникало противоречия между новыми возможностями малыша и старыми
ограничениями. Ведь ограничение проявлений самостоятельности, инициативы
может также послужить почвой для возникновения у ребенка реакции агрессии

Система ограничений и запретов должна быть четкой и
стабильной, от этого зависит стабильность внутренней жизни ребенка. По мере
взросления малыша требования нужно пересматривать и по необходимости модифицировать.
Чтобы не возникало противоречия между новыми возможностями малыша и старыми
ограничениями. Ведь ограничение проявлений самостоятельности, инициативы
может также послужить почвой для возникновения у ребенка реакции агрессии.

Это нормально!

Бегать по потолку, взорваться, сорваться — есть еще много способов описать состояние, когда человек выходит из себя. Злость — это совершенно нормальная эмоция: она подчеркивает проблемы, с которыми надо разобраться. Но иногда своим поведением мы можем ранить других.

Нелегко взять назад то, что было сказано в ярости, как бы сильно мы потом ни раскаивались.

Что делать, когда внутри нарастает гнев

Прежде всего не забывайте, что ваши чувства очень важны. Вам действительно может казаться несправедливым, когда вас отчитывают родители, учитель задерживает после уроков или игнорируют друзья. А иногда гнев становится маской, которая скрывает обиду, страх или горе.

Постарайтесь понять настоящую причину того, почему вы злитесь. Может, вам показалось, что вас не слушают? Или вас беспокоит, что вы не оправдываете чьих-то надежд? Или вас не поддерживают близкие?

Самые простые вещи — например, что вы едите и достаточно ли вы спите — влияют на вашу способность контролировать эмоции.

Например, если пить много напитков с высоким содержанием сахара и есть много сладостей, они вызывают резкий скачок уровня сахара в крови, за которым следует такой же резкий спад, и мы становимся более раздражительными. Недостаток сна тоже негативно сказывается на эмоциях.Дыши. Как стать спокойнее
Когда вы злитесь на конкретного человека, отложите разговор с ним. Под действием гнева ваши справедливые замечания могут превратиться в такие слова и фразы, которые вы совсем не имели в виду.

Причины агрессии

Как понять, что ваш ребёнок агрессивно себя ведёт: симптомы и признаки, диагностика

Истерики у ребёнка 12 лет: что делать

Почему ребёнок в 12 лет постоянно плачет, как его успокоить? Как это ни странно, но истерики в этом возрасте случаются у детей достаточно часто. Подросток может кричать, постоянно плакать, топать ногами, бросать различные предметы, в общем, вести себя как маленький ребёнок. Почему это происходит? Не забывайте о том, что у ребёнка переходный возраст, и это просто проявления эмоциональности

Таким способом дети могут привлекать внимание родителей, могут требовать от них разрешений на то, что в их возрасте запрещено. В любом случае, акцентировать пристальное внимание на истериках не стоит. Иногда даже полезно оставить подростка одного, чтобы он успокоился

Иногда даже полезно оставить подростка одного, чтобы он успокоился.

Проанализируйте причины детской агрессии

Что бывает обычно: эмоции заразительны, рассерженный ребенок злит родителей, на него орут в ответ или говорят «Прекрати! Не ори! Успокойся!», по сути взрослые накладывают запрет на проживание гнева.

Но от простого запрета детская агрессия никуда не девается, если не показать как можно проявлять злость или недовольство, агрессия просто переносится на отношения с другими (аутоагрессия – вред себе, на сверстников — особенно тех, кто слабее, животных).

Другой крайностью при жестком подавлении агрессии родителями может быть вариант, когда ребенок становится вялый, пугливый и замкнутый.

Родителям следует помнить, что детская агрессия всегда имеет причины, и если вы их понимаете, то и справиться с «ужасным» поведением ребенка будет проще.

Частой причиной бывает равнодушие родителей к делам и интересам ребенка или навязывание своей воли, отсутствие выбора даже в мелких бытовых вопросах (что одеть, что съесть).

В чем польза бегства

Тактика поведения в конфликтной ситуации должна опираться на психологически грамотное поведение

Важно стараться следовать правилам:

  • выражаться только сдержанными словами (грубость провоцирует грубость);
  • предложить оппоненту сотрудничество, стремиться выйти с ним на конструктивный диалог;
  • не затрагивать личность соперника, если это напрямую не касается темы конфликта;
  • уходить от пассивной агрессии, избегая повышенного напряжения;
  • сохранять спокойствие;
  • дать сопернику возможность договорить свою мысль до конца;
  • оставаться максимально честным и открытым, и позволять другой стороне конфликта сохранить лицо.

Подобный тип поведения непрост, но достижим. И только в крайних случаях, если конфликтующий человек не желает находить конструктивный способ решения проблемы, то случается конфронтация, и противостояние с оппонентом усиливается. Возрастает напряжение. Сопротивление переходит на следующий этап – открытой агрессии, угрозам безопасности здоровья и жизни человека. Поэтому, если ты не можешь найти компромисс и мирно завершить ситуацию, следует поддерживать модель избегания конфликтов.

В психологии различают четыре тактики поведения в конфликтной ситуации. В их числе следующие:

  • сотрудничество;
  • приспособление;
  • соревнование;
  • избегание.

Каждая из них имеет свои особенности, требует определенный уровень психологической подготовки и мастерства. Например, сотрудничество – наиболее эффективный способ решить проблему при помощи переговоров, обсуждения. Учитывая тот факт, что конфликт возник из-за потребности отстаивать интересы и его причины могут кардинально разно интерпретироваться оппонентами, для сотрудничества требуется время, достаточная аргументация и сдержанность.

Вариант приспособления полезен при желании отделаться малой ценой. Как пример, сохранить семью, согласившись купить мужу пятую удочку, или пойти на уступки боссу, чтобы не потерять работу. Соревнование, как следует из названия, предполагает рвение к победе любой ценой. Причем, вне зависимости от результата, ты утратишь позиции в глазах коллектива и соперника.

В попытке избежать конфликта тоже своя специфика. Так, тот, кто уклоняется, получает дополнительное время, в течение которого конфликт может разрешиться без его участия. Индивид надеется избеганием предупредить столкновение, принять пассивный статус мирного участника спора, и просто оградить себя от лишнего шума.

При этом такая тактика имеет и обратную сторону. Например, тебя могут обвинить в трусости, некомпетентности, отсутствии желания отстаивать свой взгляд на вещи.

«А я ему как дам в ухо, пап!» Не лучше ли было поговорить?

Если перед подростком встанет выбор: обсудить конфликтую ситуацию с «врагом» или сразу дать физический отпор — что он выберет? На самом деле, выбранная модель поведения зависит от множества параметров: от воспитания до эмоционального состояния в момент ссоры.

Тем не менее, одна из самых распространенных причин агрессии крайне проста: бью, потому что не знаю другого способа отреагировать. Если у ребенка нет иных примеров разрешения конфликтов (он не видел переговоров в семье, среди друзей или одноклассников), к тому же, находится в состоянии тревожности, о котором говорилось выше, — драка почти неизбежна.

Почему мы учим детей драться, а не договариваться?

Вы слышали о школах риторики для детей? Нет. А о секциях борьбы?

Возможно, мое мнение будет наивным, но данный факт свидетельствует о том, что умение красиво и правильно говорить, вести аргументированный спор, выражать свое мнение и отстаивать его — не очень-то востребованный навык.

А зря. Умение постоять за себя физически должно находиться в гармонии с умением противостоять словесно.

В европейских школах, знаменитых колледжах и университетах туманного Лондона, про которые мы наслышаны, нет ОБЖ. А вот логика и риторика входят в программу с начальной школы. Справедливо будет возразить, что мы в России живем в других реалиях, но этого аргумента недостаточно. Если ребенок в будущем хочет стать юристом, предпринимателем, историком, бизнесменом, политиком, то кроме знаний, посвященный поведению при пожарах, ему потребуется умение грамотно вести диалог. Любому современному человеку необходим такой навык.

Полезно ли умение договариваться подростку?

Ребенок, который действительно может разрешить конфликт с помощью логики и аргументов, а не кулаков, заслужит уважение сверстников. Хулигана, который решает все вопросы кулаками, могут бояться, перед ним могут заискивать, но об уважении речи не будет. Повторюсь, в этом возрасте качество и успешность общения со сверстниками влияет на самооценку. Если ваш ребенок а) интересен, б) грамотно (а не заумно!) говорит в) может решить любой вопрос, то к нему со временем станут обращаться за советом. Подобный авторитет скажется положительно и на самооценке, и на позиционировании. Не обязательно быть самым красивым или быстрее всех бегать, умение решать спорную ситуацию — это умение, которое куда более редко, а потому ценно.

Заключение

Почему подростки агрессивны? Вопрос, конечно, сложный, но, возможно, прочитав эту статью, для вас стали более понятны мотивы и причины, провоцирующие на агрессию юные, мытарствующие души наших повзрослевших детей.

Эту статью мне хочется закончить небольшими рекомендациями для родителей.

  • Хоть и говорится, что маленькие дети — маленькие заботы, а большие — большие проблемы, но их может практически не быть совсем, если вы будете внимательны к своим сыновьям и дочерям.
  • Если вам не хватает знаний и чувствуете, что ситуация выходит из – под контроля, то не стесняйтесь читать полезную литературу и посещать психолога. Вы обязаны помочь ребенку стать достойным и счастливым человеком.
  • Помните, что только в паре со своим любимым умницей — сыном или красавицей — дочкой вы можете преодолеть трудный возраст. Несмотря ни на что, продолжайте им дарить свою любовь.

Удачи и терпения!

Ваша Татьяна Кемишис

Если статья вам понравилась, поделитесь ею в своих соц. сетях

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Родительские хроники
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: