Причины возникновения болезни
Вне зависимости от формы акалькулии, данная патология имеет непосредственную связь с поражением различных областей коры головного мозга. Причинами возникновения данного симптома могут выступать:
- Цереброваскулярная патология. Болезнь может появиться как последствия инсульта, а также при хронической ишемии, которая приводит к деменции сосудов. И в том, и в другом случае, происходит поражение отдельных зон мозга, вследствие чего и возникает данный нейропсихологический синдром.
- Черепно-мозговые травмы. Потеря способности совершать арифметические операции может быть связана с полученной травмой, в результате чего были образованы гематомы. Вид акалькулии будет зависеть от тяжести полученной травмы, а также от зоны поражения.
- Нейроинфекции. Акалькулия может возникнуть, как осложнение перенесенного заболевания мозга.
- Интоксикации. Нередко кора головного мозга поражается вследствие отравлений токсическими веществами.
- Новообразования. К подобным нарушениям могут приводить любые новообразования, которые оказывают давление на кору головного мозга.
- Дегенеративные заболевания ЦНС. Существует огромное количество патологических состояний, вследствие которых в коре головного мозга происходят необратимые изменения. К сожалению, многие из них неизлечимы.
В некоторых случаях такая патология встречается даже у маленьких детей. У малышей данный недуг имеет непосредственную связь с внутриутробными патологиями развития головного мозга.
Лечение
Основой терапии являются психокоррекционные упражнения, стимулирующие развитие нейронных связей. С ребенком занимаются педагоги-психологи и логопеды, знающие, как лечить дискалькулию. По показаниям дополнительно назначаются ноотропы. Акцент делается на формировании таких функций, как:
- Пространственные. Появляются навыки работы с понятиями длины, ширины, высоты. Дети учатся определять, как предметы соотносятся друг с другом и с изображениями.
- Речевые. Достаточный словарный запас и способность ясно формулировать создают базу для работы с математическими терминами. Больные осваивают арифметические понятия, учатся свободно использовать их в разговоре.
- Арифметические. К данному этапу переходят после освоения предыдущих. Работа включает слушание, демонстрацию на наглядных приспособлениях, устное воспроизведение и запись операций с числами. Пациенты учатся понимать смысл, запоминать условия, выбирать логику решения задачи.
Способы профилактики
Предупредительные меры по профилактике дискалькулии можно проводить ещё в раннем дошкольном детстве. Прежде всего, следует провести максимально полную коррекцию имеющихся неврологических патологий. В раннем возрасте можно начинать обучение элементарной математике в игровой форме.
Родители должны наглядно демонстрировать своему чаду, как пересчитывать предметы, фигуры и выполнять элементарные математические задания, например, во время плавания можно предложить малышу посчитать синие шарики или поймать три красных шарика сачком. Обучая ребёнка счету, необходимо тщательно проговаривать названия цифр, в дальнейшем арифметических действий. Показывать количество предметов ребёнку можно на пальцах или с использованием мелких игрушек, предметов. Постепенно нужно учить малыша тому, чтобы он соотносил количество предметов с конкретной цифрой.
Чтобы у ребёнка не развилась операциональная дискалькулия, его нужно обязательно обучить правилам счёта и порядку математических действий. Для профилактики вербальной и лексической формы необходимо просить малыша при подсчёте говорить название цифр, а при рассматривании разнообразных фигур и других предметов — их цвет и форму. Родители должны следить за правильностью употребления тех или иных обозначений и при совершении ребёнком ошибок спокойно их корректировать, не используя жёстких наказаний.
Чтобы предотвратить возникновение дискалькулии в графической форме, необходимо уделять особое внимание развитию у ребёнка зрительной памяти, мелкой моторики, координации движений посредством пальчиковых и подвижных игр, собирания разрезных картинок, кубиков, пазлов, играть с мелкими деталями конструктора, нанизывать бусинки на шнурок, определять их форму и цвет. Очень эффективна в этом отношении продуктивная деятельность малышей – лепка, рисование, аппликация, изготовление поделок, оригами. Мамы и папы должны обязательно уделять внимание развитию мышления и памяти у ребёнка, и тогда, в будущем, возникновения дискалькулии можно будет избежать
Мамы и папы должны обязательно уделять внимание развитию мышления и памяти у ребёнка, и тогда, в будущем, возникновения дискалькулии можно будет избежать
Развитие заболевания у детей
В школьном возрасте около 5 процентов детей страдают дискалькулией. Это непонимание принципа счета, невозможность различать арифметические действия. Акалькулия идискалькулия взаимосвязанные между собой заболевания.
Об акалькулии речь идет в том случае, если ребенок был умственно развит, но утратил способность в результате травмы или заболевания. При дискакалькулии у ребенка теряется возможность обучаться любым арифметическим действием, а часто это сочетается с проблемой невозможности распознавания букв.
Дискалькулия у детей начинает развиваться с раннего возраста. Она выражается в том, что такого ребенка просто невозможно обучить каким-либо арифметическим действиям. Его мозг полностью отказывается воспринимать данную информацию. Чаще всего такое заболевание встречается у детей с генетической предрасположенностью. В итоге заболевание перетекает в умственную отсталость.
Особенности типов акалькулии
Особого внимания заслуживает третий тип акалькулии. Он имеет отношение к нарушению счета, описанного выше, но в то же время может возникать и в том случае, когда имеется сохранность значения простых символов чисел. При этом пациент утрачивает возможность выполнения простейших арифметических действий, ему трудно производить элементарный устный счет. Наиболее грубые нарушения отмечаются, если больной ведет счетные операции, переходящие на десятки. Также человек не может выполнять счет столбиком, операции с дробями ему крайне сложны.
Вторичную акалькулию выявляют при афазии различных форм, и она тесно связана с расстройствами речи. Лечение акалькулии, первичного и вторичного вида в первую очередь подразумевает устранение у пациента основного заболевания. Причины нарушенной мозговой деятельности всегда различны. Это кровоизлияния, травматические поражения, новообразования. Чтобы правильно выбрать терапию, требуется консультация нейропсихолога.
При акалькулии коррекционное воздействие должно начинаться без промедления, тем более, если проблема возникла после инсульта, получения травмы. При раннем начале восстановительного обучения можно предотвратить возникновение ряда осложнений, не допустить патологического состояния речевых симптомов. В частности, имеется в виду аграмматизм, парафазии, речевой эмбол. Работа логопеда при акалькулии может продолжаться до трех лет.
Диагностика
Подозрение на наличие расстройства, как правило, возникает в позднем дошкольном или раннем школьном возрасте. Первичное определение характера проблемы осуществляют учителя и школьные психологи. Диагностику дискалькулии проводит психиатр. Специалист выясняет причину обращения, уточняет особенности течения беременности, наличие органических и психических патологий. Расспрашивает о случаях расстройств учебных навыков у других членов семьи.
В зависимости от возраста ребенка могут попросить классифицировать объекты, расположить числа от большего к меньшему и наоборот, сравнить предметы или числа между собой, решить определенные примеры, перевести устную задачу в письменную и пр. Для исключения других нарушений производят развернутую оценку памяти, речи и интеллекта. Проводят дифференцировку с задержкой речевого и психического развития, педагогической запущенностью.
Классификация дискалькулии
Наиболее удобной является следующая классификация дискалькулии:
- Практогностическая – невозможность сосчитать предметы или их обозначения.
- Графическая – сложности при записи цифр и математических символов, затруднение или полная невозможность воспроизвести геометрические фигуры.
- Вербальная – затруднения при необходимости назвать математические действия, понятия.
- Дислексическая – нарушение чтения математических символов.
- Операциональная – невозможность выполнять арифметические действия.
Описанные виды дискалькулии удобны для разработки оптимальной стратегии её коррекции и профилактики.
Стоимость услуг
КОНСУЛЬТАЦИИ СПЕЦИАЛИСТОВ | |
Первичная консультация врача психиатра (60 мин.) | 3 500 руб. |
Повторная консультация | 2 500 руб. |
Консультация психиатра-нарколога (60 мин.) | 3 500 руб. |
Консультация психолога | 2 500 руб. |
Консультация Громовой Е.В. (50 минут) | 12 000 руб. |
ПСИХОТЕРАПИЯ | |
Психотерапия (сеанс) | 6 500 руб. |
Психотерапия (5 сеансов) | 25 000 руб. |
Психотерапия (10 сеансов) | 48 000 руб. |
Групповая психотерапия (3-7 человек) | 3 500 руб. |
Гипноз (1 сеанс) | 10 000 руб. |
Гипнотерапия курс (5 сеансов) | 45 000 руб. |
Сеанс психотерапии у Громовой Е.В. (50 минут) | 12 000 руб. |
ЛЕЧЕНИЕ В СТАЦИОНАРЕ | |
Палата 4-х местное размещение | 8 500 руб./сутки |
Палата 3-х местное размещение | 9 500 руб./сутки |
Палата 2-х местное размещение | 11 500 руб./сутки |
Палата 2-х местное размещение Комфорт | 12 500 руб./сутки |
Палата 1 местное размещение VIP | 16 500 руб./сутки |
В данном перечне представлены не все цены на услуги, которые предоставляет наша клиника. С полным прайсом можно ознакомиться на странице «Цены», либо по телефону: 8(969)060-93-93. Первичная консультация БЕСПЛАТНА!
Виды дискалькулии
Дискалькулия — проблема счета, сравнения чисел
При заболевании у больного отмечается нарушение одного или сразу нескольких процессов, которые обеспечивают развитие счетных навыков.
В зависимости от того какой из компонентов всего механизма, отвечающего за умение счета, нарушен, выделяют шесть разновидностей заболевания:
- Вербальная. Трудности возникают в том, чтобы называть и воспринимать на слух цифры и арифметические знаки. Больные письменные математические задачи больным под силу.
- Практогностическая. Ребенок оказывается не в состоянии перевести абстрактные понятия в конкретные примеры, или наоборот. Он не владеет понятиями: сложение, деление, вычитание и умножение. Не может переводить условия задачи в символическое написание.
- Лексическая. Больной испытывает большие затруднения или полную неспособность к прочтению цифр и знаков математики. Он не может понять примеры и уравнения. При этом у человека хорошо развито слуховое запоминание понятий, но применить их при прочтении задания он не может.
- Графическая. Патология проявляется в том, что написание цифр и знаков затруднено. Дети легко применяют понятия, но записать их практически не могут.
- Идиогностическая. Форма патологии, при которой больной не способен мысленно производить расчеты, не используя какие-либо символы или арифметические знаки, написанные на бумаге. Больным нужно постоянно иметь видимую опору для решения задач. Они могут легко провести письменный расчет, использовать палочки или считать на пальцах.
- Операционная. В этом случае у больного нарушены как письменные, так и устные способности к арифметическим операциям.Ребенок не может и сравнивать между собой числа. Он долго осваивает их графическое изображение, а также математические знаки.
Если дискалькулия у ребенка не связана с какими-то еще патологическими состояниями, которые указывают на нарушения общего интеллектуального развития, то умственная отсталость не диагностируется. Ему необходима корректирующая терапия для устранения нарушения, которая позволит учиться в обычной школе. Болезнь Паркинсона — что это за болезнь?
Причины дискалькулии
Слабая обработка оптической информации, как полагают специалисты, – наиболее распространенная причина возникающих трудностей при изучении и понимании математики. Без умения зрительно представить число и конкретную математическую задачу нельзя хорошо знать и понимать предмет. Наличие у ребенка проблем при обработке зрительной информации носит название «невербальные учебные трудности». А если они являются основой неуспевания школьника по математике, то нередки и трудности с грамотностью и выработкой хорошего почерка. Но такие особенности психики не всегда приводят к проблемам с чтением и письмом.
Проблема установления последовательности. Ученики с этой проблемой нередко испытывают серьезные трудности, когда нужно запоминать факты, учить формулы, без которых нельзя произвести математические вычисления. У таких детей к проблемам с математикой добавляются трудности с получением знаний и формированием навыков в разных сферах знания: чтение, выработка грамотности – предметы, требующие запоминания фактов и деталей. Трудно устанавливать последовательности людям, у которых выявлены дислексия или дисграфия.
Математическая фобия – паническая боязнь математики и как школьного предмета, и как науки, связанная с неоднократным отрицательным опытом, полученным в прошлом. В некоторых случаях она доставляет большое количество неприятностей и дает много негативных эмоций, что пагубно для психики ребенка.
Лечение
Нарушение счета у детей нуждается в медикаментозном, психологическом и логопедическом лечении. Ребенку дают препараты для стимуляции функций головного мозга, при этом учитывается вид патологии головного мозга. При психологической причине дискалькулии (фобии на числа) главную роль будет играть работа с психологом
При любых причинах и лечении важной составляющей является работа с логопедом. Для устранения нарушения счета проводятся следующие занятия:
- решение математических задач с конкретными предметами и явлениями;
- формирование абстрактного мышления при помощи различных схем, памяток;
- выполнение сложных мыслительных процессов без проговаривания;
- нахождение отличий, обобщение, классификация картинок;
- имитация реальных действий в игре;
- изображение слов на листе бумаге.
Для полного устранения нарушение счета у детей необходимо посетить 30-90 занятий с логопедом
Важной составляющей такого лечения являются домашние занятия с родителями. Ребенок должен использовать полученные от логопеда знания максимально часто и в любых ситуациях
Акалькулия и дискалькулия
На школьном возрастном этапе приблизительно 5% малышей страдает такой дискалькулией, которая обнаруживается в неспособности производить любые операции по вычислению, не умении различать цифры и непонимании счета.
Синдром акалькулии зарождается при адекватном умственном формировании вследствие какого-либо недуга или травмы. Дискалькулия, прежде всего, характеризуется невозможностью овладеть арифметикой, а акалькулия – расстройством счетных операций.
Акалькулия являет собой приобретенный мозговой дефект, при котором утрачивается умение производить простейшие арифметические операции. Дискалькулия, в свой черед, характеризуется потерей возможности обучить ребенка математическим действиям. Часто этой проблеме сопутствует неспособность распознавать литеры. Нередко, акалькулию сопровождает дисфункция психики, вследствие чего у взрослых лиц повреждаются отдельные сегменты мозга, ответственные за операции счета и числа.
Акалькулия, что это такое и каковы ее причины? Ниже приведены основные виды акалькулии и причины возникновения.
Первичная акалькулия обнаруживается в результате повреждения затылочно-теменно-височных сегментов коры. При данной разновидности недуга испытывает сложности в произведении простейших математических действий, не разумеет строение чисел, нередко путает арифметический знак.
На фоне психической дисфункции может зародиться вторичная акалькулия. При этой вариации недуга субъект может спутывать цифры, вследствие их похожести по написанию. Также могут наблюдаться сбои в операциях счета, совершаемых в уме. Такие субъекты не в состоянии правильно произвести счетное действие. Индивидов, страдающих анализируемым расстройством, нельзя относить к умственно отсталым. Таким индивидам сложно пересчитать деньги или запомнить цифры.
Формирование акалькулии наблюдается вследствие нарушений различных когнитивных процессов.
Виды акалькулии различают в зависимости от пораженной познавательной функции.
Вербальная разновидность недуга обнаруживается в неумении словесно обозначить математические понятия. Больной успешно может производить математические действия, но вербально назвать числа, символы, обозначить численность объектов не может.
Апраксическая вариация недуга выражается в невозможности посчитать предметы. Индивид не может произвести счет предметов и определить количественные характеристики.
Операциональный вид акалькулии заключается в потери умения выполнять математические действия.
Графическая разновидность описываемого нарушения обнаруживается в неумении записывать математические знаки и обозначения, а также правильно рисовать геометрические фигуры.
Дислектиксическая акалькулия состоит в утрате способности прочитать математические символы, сформулировать количественные термины.
Дискалькулия возникает еще на раннем возрастном этапе. Выражается она в неспособности малышей обучиться математическим операциям. Их мозг не воспринимает эту информацию. Данная проблема врожденного генеза и присутствует она всю жизнь. Часто такой дефект наступает вследствие генетической предрасположенности. Результатом становится , поскольку крохи не в состоянии посчитать, определить правую или левую сторону, время, у них наблюдаются сложности с распознаванием геометрических фигур и букв.
Среди общих признаков дискалькулии выделяют следующие: неспособность совершать некоторые операции по вычислению, проблемы с распознаванием цифр (например, единица схожа с семеркой), сложности в элементарных вычислениях, обусловленные невозможностью определить символ или знак, объяснить математическую операцию.
Лечение акалькулии
Вследствие сочетаемости симптоматики акалькулии с иными расстройствами когнитивных функций, часто выявить синдром акалькулии довольно сложно. Его могут просто не заметить на фоне ведущей когнитивной дисфункции
Однако обнаружение описываемого нарушения является важной работой, поскольку система коррекционных мероприятий обусловлена симптоматикой. Дабы подтвердить наличие сбоя в произведении вычислительных операций и причислить к определенной категории проводится нейропсихологическое тестирование для определения расстройства счета, дефектов речи, нарушения написания и чтения, отклонений в пространственном ориентировании. Акалькулия коррекции поддается
Однако для успешной и полной ликвидации симптоматики необходимо, в первый черед, лечение недуга, спровоцировавшего акалькулию. Первичная форма дисфункции предполагает необходимость возобновления понимания значения цифр и их разрядного строения. К таким пациентам в нынешней медицинской практике для реставрации утраченной функции благополучно применяется визуальный метод, методика операций с числами и восприятия их разрядов
Акалькулия коррекции поддается. Однако для успешной и полной ликвидации симптоматики необходимо, в первый черед, лечение недуга, спровоцировавшего акалькулию. Первичная форма дисфункции предполагает необходимость возобновления понимания значения цифр и их разрядного строения. К таким пациентам в нынешней медицинской практике для реставрации утраченной функции благополучно применяется визуальный метод, методика операций с числами и восприятия их разрядов.
Дабы победить рассматриваемый недуг нейропсихолог совместно с логопедом осуществляют трудоемкую и продолжительную работу. Терапевт сотрудничает с иными докторами, самим пациентом, а также с родней больного. При вторичной форме описываемого нарушения параллельно следует корректировать и иные утраченные познавательные функции. Следует соблюдать ниже приведенные принципы успешной терапии: комплексность (сочетание педагогического воздействия с медико-психологическими методами коррекции), системность подхода (восстановление навыка вычислительных действий одновременно с этиологической терапией), непрерывность.
Успешность коррекции акалькулии обусловлена временем начала адекватной терапии, прогноз восстановления, определяемый размером поврежденного сегмента – ранним выявлением и своевременным проведением лечебных мероприятий. Помимо того, успешность и продолжительность терапии обусловлена возрастом индивида, степенью речевых расстройств. Лучшую динамику демонстрируют пациенты, находящиеся на более раннем возрастном этапе. При этом если недуг зародился в детстве, то в дальнейшем могут отмечаться грубые нарушения в формировании речи.
Профилактика заболевания
Чтобы преодолеть акалькулию, нейропсихолог и логопед проводят трудоемкую и длительную работу с пациентом. Лечащий врач должен сотрудничать не только непосредственно с пациентом, но и с его близкими. Чем раньше начать подобное лечение, тем лучше будет прогноз восстановления, который определяется размером пораженной области. Кроме того, существенная роль отведена возрасту пациента, степени речевого расстройства. Известно, что пациенты молодого возраста демонстрируют лучшую динамику. Кроме того, если заболевание возникло в младшем возрасте, то в последующем может наблюдаться и грубое нарушение речевого развития, так как акалькулия часто сочетается с афазией.
Профилактические меры в первую очередь заключаются в том, чтобы предупреждать мозговые травмы, не допускать сосудистых катастроф. Если имеются опухолевые новообразования, они должны быть немедленно выявлены. Акалькулия поддается лечению, если своевременно заняться решением данной проблемы, не откладывая на потом посещение специалиста.
Симптомы дискалькулии
Дети, страдающие дискалькулией, не способны понять, что представляет собой число и по какому принципу выстроен числовой ряд, не могут различить и запомнить цифры. Они не могут производить операции с числовыми значениями, не умеют раскладывать их на слагаемые. Им сложно сравнивать количество предметов, проделывать простейшие арифметические действия и проводить вычисления по внутреннему плану, то есть, считать «в уме».
Симптомы дискалькулии:
- сложности с различением и написанием цифр;
- неумение определять время и ориентироваться в часах, минутах, секундах;
- нарушения координации тонких движений;
- неспособность определить пройденное расстояние, измерить длину отрезка;
- сложность восприятия понятий «меньше», «больше»;
- невозможность решения задач без иллюстративного сопровождения;
- сложности при решении логических задач, выполнении действий с абстрактными категориями;
- неспособность визуального определения количества предметов, составления их в группы без пересчёта их по одному.
Расстройство навыков счета проявляется по-разному, зависит от вида нарушения и возраста ребенка. Симптомы определяются уже в дошкольном периоде, когда формируются первые арифметические способности, максимально разворачиваются в младших классах, а без специальной коррекции сохраняются на протяжении средних, старших классов. Взрослые компенсируют дискалькулию, выбирая профессию и образ жизни, не связанные с математикой.
Дошкольники имеют проблемы с освоением прямого и обратного счета в пределах десятка, позже понимают, что такое числа. У них снижена способность измерять, сравнивать и классифицировать: не могут выбрать из двух яблок большее, посчитать количество карандашей и записать его цифрой. Имеются проблемы распознавания математических символов – нет связи между графическим изображением числа и его словесным звучанием: «4» и «четыре». При дисграфических расстройствах дети ошибаются, копируя цифры с образца и записывая их под диктовку. Нередко они путают внешне похожие символы (3 и 8, 6 и 9), отображают их перевернутыми или зеркальными. При вербальной форме расстройства выявляются ошибки идентификации чисел, схожих по звучанию при словесном предъявлении: малыши путают «девять» и «десять», «семь» и «восемь». Недостаточность функции контроля и планирования обнаруживается как неспособность ребенка удержать инструкцию, произвольно остановить счет или начать его с определенной цифры. При порядковом счете числа дублируются, упускаются.
У учеников младшей школы имеются сложности распознавания арифметических символов. Они ошибаются со знаками «-» и « », «{amp}lt;» и «{amp}gt;». При мнестических расстройствах выявляется неспособность заучить и воспроизвести из памяти даже простые математические структуры, например, таблицу умножения. Затруднено распознавание и перевод в математическую запись грамматических конструкций «меньше, чем», «меньше на», «меньше в», «больше, чем», «больше на», «больше в». Дети продолжают использовать наглядные предметы – пальцы, счетные палочки, карандаши – для счета и простых операций. Им сложно запомнить правила выполнения расчетов, порядок действий. При нарушении восприятия пространства складывают и вычитают справа налево, в примере «7-3=» от трех отнимают семь. Ошибаются при перенесении операций сложения и вычитания из горизонтального вида в вертикальный, путают колонки цифр местами при умножении «столбиком» и делении «уголком».
В средних и старших классах дискалькулия влияет на освоение алгебры, геометрии и смежных наук, где требуются арифметические расчеты. Учащиеся нередко не понимают формулировки задач, не анализируют условия, не удерживают в уме данные, даже если имеется визуальная опора в виде текста или картинок. Проявляются сложности в установлении связей между понятиями, различении ключевой информации от второстепенной. К общим симптомам относятся трудности распознавания даты и времени, составления бюджета, снижение ориентировочных способностей в незнакомой обстановке, неумение анализировать задачи и применять разные подходы и формулы для ее решения. Не всегда доступно понимание графиков, формул, таблиц. Подростки плохо ориентируются по карте местности, не пользуются информацией на табло движения общественного транспорта.
Происхождение акалькулии
Основой данного нарушения являются различные механизмы, и главным определяющим фактором является нарушение счетных операций. Все зависит от того, где очаг поражения локализован. Известно, что если нарушение возникло в левом полушарии, затронуты затылочно-теменные области, или имеется двухсторонний очаг, то имеет место первичная акалькулия. Если поражена затылочная область, оптический образ цифры исчезает, и цифра перестает являться для больного знаком, отражающим конкретное количество. Человек плохо узнает цифры, в его восприятии они смешиваются. В особенности это касается тех, которые близки по начертанию, например, это шестерка и девятка.
Специалисты отмечают, что подобное нарушение имеет оптико-гностический характер, поэтому имеется сходство с оптической алексией, или наблюдается их сочетание. Другой тип акалькулии основан на нарушенном представлении восприятия цифр в пространстве. Например, видя многозначное число, человек может читать его, как отдельные числа. Возникают проблемы и с многозначными числами, содержащими одинаковые цифры. Например, могут казаться одинаковыми числа сто восемьдесят семь и семьсот восемьдесят один. Кроме того, серьезной трудностью при акалькулии является оценка и узнавание элементов, содержащихся в римских цифрах. Больные не способны выявить разницу, оценивают их неверно, или просто смешивают.
При написании римских цифр возникают такие же ошибки. По мнению ученых, основой такого проявления акалькулии является наличие общих апрактоагностические расстройства, которые типичны для левого полушария теменной доли.
Диагностика
Поскольку акалькулия входит в состав комплексных нарушений когнитивной сферы, её вычленение среди ведущих интеллектуально-мнестических расстройств представляет определённую диагностическую сложность. Еще одной задачей является определение формы патологии, диагностика базового заболевания, проявлением которого стала акалькулия. Используются следующие диагностические методики:
- Сбор анамнеза . Позволяет выяснить, как началось и развивалось заболевание, чем было спровоцировано.
- Исследование неврологического статуса. Осмотр невролога даёт возможность выявить очаговую симптоматику, предположить локализацию церебрального поражения. У детей обследование включает оценку уровня психического развития. Пациенты с ЧМТ, интракраниальными опухолями дополнительно консультируются нейрохирургом.
- Осмотр психиатра. Необходим больным с нарушениями психической сферы, помогает дифференцировать когнитивные расстройства от психических заболеваний.
- Арифметическое тестирование . Направлено на диагностику формы акалькулии. Включает исследование зрительного, слухового понимания цифр, способности запоминать числа, производить вычисления.
- МРТ, МСКТ головного мозга . Нейровизуализация выявляет характерные для базового заболевания морфологические изменения: посттравматические гематомы, внутримозговые опухоли, очаги воспаления, зону инсульта, дегенеративные процессы. В случае цереброваскулярной патологии назначается УЗДГ, МРТ сосудов головного мозга.