Глинотерапия.
ГЛИНА — удивительный материал. Природный и гармоничный. Никакой химии, красителей, ароматизаторов — ничего чуждого в ней нет. Глину используют уже много тысяч лет. Даже, если вы впервые взялись лепить из глины, она покажется вам родной. С помощью глинотерапии можно проработать свои негативные состояния, чувства, эмоции. Когда вы начинаете лепить из глины происходит эмоциональная разрядка, снятие напряжения, агрессии, злости.
Глинотерапия помогает понимать и контролировать свои эмоции, помогает найти конструктивный способ их выражения.
Работа с глиной имеет очень глубокое психологическое воздействие. В процессе занятий вы сможете расслабиться, снять собственное напряжение и зарядиться положительной энергией.
Занятия по керамика и лепки из глины для детей. Когда ребенок готов к творчеству и работе с глиной?
Многие указывают возраст — три года. На самом деле, как сказал бы М. Ибука «После трех уже поздно»
Как только ребенок начинает размазывать кашу по столу, он уже в активном периоде познания, созидания и творчества.
Во время лепки все дети приобретают новые знания, окружающий мир становится ближе.
Для умственного развития ребенка важно постоянно пополнять знания о разнообразии форм, величине, цвете, положении предметов в пространстве. Лепка из глины — универсальный помощник в этом.
Конечно, когда лепит ребенок до четырех лет, важно, чтобы рядом был взрослый идеально — родитель
В этом возрасте лепка — прекрасное семейное занятие. Главное, не мешать ребенку «вытягивать за хвостик» тех, кто прячется в бесформенном кусочке глины. Лепка для детей из глины — полезное занятие!
В увлекательной и интересной форме работа с глиной помогает:
— сформировать положительную самооценку, уверенность в себе, веру в свои силы, в то,что все получится;
— стимулировать самостоятельность;
— развить творческие способности,фантазию;
— эмоционально развиваться: через проживание жизни героев развиваются чувства взаимопомощи и сопереживания.понимания добра и зла;
— через совместную игру совершенствовать коммуникативные навыки и формировать гармоничную личность;
— воспитать наблюдательность, воображение, художественный вкус и трудолюбие;
— способствовать интеллектуальному развитию.
Упражнения арт-терапии с глиной, воском, тестом или пластилином
1) «Вылепите свою проблему»
«Поговорите» с ней, высказав ей всё, что хотите, трансформируйте её (можно очень грубо) в то, что захотите. Придумайте название своей работе и ее историю (можно сказку про свою работу).
2) Сделайте отпечаток своей руки, ступни, разных предметов.
3) Заготовьте много шариков разных размеров из любого пластичного материала. Закрыв глаза, вылепите из этих шариков что угодно.
4) Сделайте групповую композицию на заданную тему за короткий установленный срок времени.
ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ И ЗАДАЧИ ТДТ
1. Тело и психика связаны нераздельно и оказывают постоянное взаимное влияние друг на друга. Для танце-терапевта аксиома то, что тело — зеркало души, а движение — это выражение человеческого «Я». Делая более гибким тело, мы делаем более гибкой и душу, и наоборот.
Следовательно, задача терапии — достичь самоосознавания, исследуя реакции тела и его действия.
2. Танец — это коммуникация, которая осуществляется на трех уровнях: с самим собой, с другими людьми и с миром.
Таким образом, задачей будет формирование безопасного пространства, терапевтических отношений, чтобы анализируя отношения с терапевтом и/или с другими людьми, если это групповая работа, человек мог бы найти более эффективные способы взаимодействия в окружающей его среде.
3. Холистический принцип, т.е. принцип целостности, где триада мысли-чувства-поведение рассматривается как единое целое и изменения в одном аспекте влекут изменения в двух других.
Задача — найти способ соответствия друг другу мыслей, чувств и действия. Часто человек думает одно, чувствует другое, а делает третье, что является отражением какого-то внутреннего конфликта. Здесь исследуется, как мысль, чувство и движение могут выражать какое-то одно содержание, а также анализируется, что в личной истории привело к такому разделению внутри, т.е. к потере внутренней целостности.
4. Тело воспринимается как процесс, а не как предмет, объект или субъект. Слово «процесс» подчеркивает, что мы имеем дело не с данностью, статикой, а с чем-то постоянно изменяющимся. Суть такого процесса лучше всего отражает один из принципов Дао: способность видеть статику в движении и движение в статике.
Мы научились контролировать тело, придавать ему определенные формы, вид, сдерживать его и думаем, что оно останется безответным, не даст никакой обратной реакции. А потом возникают не всегда объяснимые симптомы, боли, появляется постоянно ощущаемое напряжение в теле, скованность, спектр движения становится все более ограниченным.
Задача: следуя процессу человека (можно сказать, его психосоматическому Дао), танце-терапевт помогает освободить и раскрыть информацию, которая лежит в основе симптомов, болей, разного рода телесных дискомфортов и ограничений в движении — человек учится понимать язык своего тела и таким образом восстанавливает диалог с самим собой. Также эта работа развивает способность использовать движение и танец для выражения полного спектра чувств и находить конструктивные способы отношения со своими чувствами без отрицания и подавления (которое было бы деструктивно для психологического здоровья).
5. Обращение к творческим ресурсам человека как к неиссякаемому источнику жизненной силы и созидательной энергии.
Задача: развитие самоуважения самопринятия и глубинного доверия к себе и к жизненному процессу, развитие постоянного контакта со своими жизненными ресурсами. Здесь ТДТ обращается непосредственно к творческому танцу: это моменты исследования и выражения эмоционального материала (снов, фантазий, воспоминаний) посредством символического движения.
Как работает нейропсихолог
Методы коррекции на занятиях нейропсихолога включают в себя в основном некоторые физические и интеллектуальные упражнения. Терапия проводится без применения медикаментов.
Обязательным является обследование ребенка на начальном этапе занятий. Для диагностики не требуется аппаратных исследований, она полностью безопасна для ребенка. Детям предлагаются различные задания — выполнить рисунок, запомнить последовательность предметов, слов, сложить картинку и т. д.
Помимо прочего выясняются особенности течения беременности, родов и развития ребенка. На основе этих данных специалист делает выводы о причине имеющихся нарушений и предлагает план коррекционных занятий.
Длительность работы зависит от сложности проблемы, возраста ребенка (как известно, чем раньше замечено нарушение, тем проще его исправить) и других факторов. Иногда даются задания для выполнения их дома.
Упражнение «К вашему несчастью»
Игроки берут из колоды равное количество карточек, обычно 5–7. Первый выбирает из своих одну и быстро придумывает рассказ «по картинке», адресуя его другому игроку и начиная со слов «к вашему несчастью».
Например, карточка с драконом может послужить основой для такого зачина: «К вашему несчастью, за вами гонится страшный дракон, он хочет вас съесть».
Задача другого игрока — «покрыть» предъявленную карточку одной из своих, сопроводив ее счастливой развязкой, которая начнется со слов «к моему счастью».
Например, «дракона» покрывает «озеро»: «К моему счастью, я умею плавать, а дракон не умеет. Я ныряю в озеро и оказываюсь в безопасности».
Следующий ход может развивать этот сюжет или начать новый. Другие игроки могут помогать «нападающему» или «счастливчику» — здесь простор для фантазии.
Такая игра стимулирует изобретательность, тренирует навык быстро находить выход из ситуации, а также позволяет выразить агрессию в игровой, необидной форме.
Применение в отраслях медицины
Физиотерапевтические методы лечения врачи широко используют для профилактики и лечения заболеваний в разных областях медицины: гинекологии, урологии, венерологии, сексопатологии, хирургии, стоматологии, офтальмологии, неврологии, педиатрии, кардиологии, пульмонологии, гастроэнтерологии, психологии, реабилитации, ортопедии, ревматологии, косметологии, трихологии, дерматологии, эндокринологии, травматологии и даже онкологии.
При возникновении необходимости врач назначит обследования с помощью медицинской аппаратуры, например, кардиограмму, рентген отделов позвоночника и других органов, ультразвуковое исследование, компьютерную и магнитно-резонансную томографию (МРТ).
В целях диагностирования причин болевых ощущений в медицине врачи применяют целый набор методов:
- обследование органов человека с помощью компьютера;
- измерение частоты работы сердца и сокращений мышцы;
- прослушивание клапанного аппарата сердца с использованием эхокардиографии;
- исследование спирометрией;
- магнитно-резонансная томография (МРТ);
- дуплексное сканирование;
- компьютерная томография (КТ);
- комплексное обследование.
Физиотерапевтические процедуры способствуют устранению воспалительного процесса, улучшению трофики тканей за счет активизации кровообращения, а также нормализации нервной проводимости. Поэтому обычно врачи назначают курс процедур магнитотерапии, ультразвуковой терапии, лазерной терапии, фонофореза, лекарственного электрофореза.
В целях диагностирования причин болевых ощущений врачи применяют целый набор методов используя аппаратную диагностику:
- ультразвуковое исследование (УЗИ) – определяет уровень воспаления;
- цистоскопия – исследование внутренней структуры органа, используя эндоскоп, на наличие опухолей;
- рентгенография — обследование органа на наличие дефектов;
- электрокардиография;
- суточный замер артериального давления;
- электронейромиография;
- изучение нервно-мышечной проводимости.
Определение понятия
Глинотерапия – это вид арт-терапии, опирающееся на сенсорику и моторику человека. Главная особенность работы с глиной заключается в том, что возможность самовыражения в творческом процессе лепки, позволяет ребенку преодолеть свои личностные трудности. С точки зрения решения задач коррекции, важен не результат, а сам процесс лепки. Поведенческие девиации уходят, так как глинотерапия предоставляет возможность самовыражения.
Технология работы с глиной помогает негативным переживаниям трансформироваться в положительные эмоции.
Часто данная технология работы практического психолога используется в качестве дополнения к тренингам, одного из блоков программы реабилитационных занятий для инвалидов.
История возникновения
Глина с античных времен использовалась людьми в быту. Из нее строили дома, изготавливали посуду и домашнюю утварь. Также глина применялась в медицине: психиатры считали ее ключом к глубинам бессознательного.
Впервые глинотерапию как метод психологической коррекции стали использовать сторонники психоанализа. Эта технология открыла для них доступ к личностным архетипам.
Сегодня технологию работы с глиной практикующие психологи используют в работе с замкнутыми или тревожными детьми. Глинотерапия в психологии считается эффективным средством вывода человека из депрессии.
Кому поможет такая арт-терапия?
Глина – материал универсальный. Он поможет вскрыть проблемы, отработать их и оставить в прошлом. Неуверенные люди обнаружат причину страхов и разрушить их, став творцами собственной жизни. Агрессивные выместят свою злость, очистятся от нее и научатся контролировать эту эмоцию.
Упрямых и несговорчивых глина научит быть более пластичными, показывая, какие крепкие, красивые вещи получаются из материала, который идет на уступки. Тем, кто затаил обиду, поможет от нее избавиться. Достаточно вылепить ее и разрушить поделку, чтобы почувствовать внутреннюю свободу.
В некоторых направлениях арт-терапии на время работы взрослым завязывают глаза. Это помогает сосредоточиться на ощущениях и передать в поделке то, что волнует больше всего.
Занятия для людей с ментальными нарушениями и инвалидностью
Распространенные ментальные нарушения у пожилых людей и психологические упражнения, которые могут их облегчить.
Деменция
Деменция — одно из главных заболеваний в этом возрасте, вызванное нарушениями работы мозга.
Проявления этого заболевания очень индивидуальны. Прогрессирующая деменция снижает когнитивные функции мозга, негативно сказывается на психоэмоциональной сфере.
Рукоделие
Это могут быть:
- украшения для стен, скворечников для парков, игрушек для детских домов;
- приглашения на праздники, настенные календари, подарочные конверты;
- плетение гирлянд из ткани;
- декупаж;
- раскрашивание взрослых раскрасок или свободное рисование;
- изготовление коллажей и аппликаций, оригами из разноцветных листов бумаги, новогодних украшений.
Такие проекты помогают развивать мелкую моторику. У участников повышается самооценка, осознанность и возникает чувство причастности.
Активные игры
- Упрощенные спортивные игры: баскетбол, волейбол, футбол.
- Танцы.
- Городки, дартс, фрисби.
Групповые игры развивают навыки большой и мелкой моторики. Помогают вовлекаться самим и вовлекать друг друга в игру. Развивают логику и память.
Дискуссионные группы и игры в слова
Такие игры стимулируют память, разговорные навыки. Способствуют появлению положительных эмоций, помогают социализироваться, повышают чувство безопасности.
К дискуссиям относятся:
- чтение и обсуждение коротких рассказов и стихов, в том числе и авторства участников группы;
- просмотр и обсуждение фильма или музыкальной композиции.
Настольные игры
- упрощенные домино и карточные игры;
- собирание пазлов;
- лото.
Настольные игры помогают стимулировать мелкую моторику. развивают навыки общения в группе, повышают уровень вовлечения. Стимулируют мышление и память.
Чтобы определить, есть ли у человека признаки деменции и нарушения памяти, можно использовать краткую шкалу оценки психической памяти (MMSE).
Депрессивные состояния
Нередким заболеванием для пожилых оказывается и депрессия. Проявляться она может как:
- первичная;
- рецидив заболевания многолетней давности.
Депрессия бывает:
- эндогенной — вызывается изменением уровня гормонов и нейромедиаторов;
- экзогенной (реактивной) — вызывается внешними причинами, как реакция на сильный стресс, изменения в жизни.
С решением такой проблемы справляется когнитивно-поведенческая терапия — направление, созданное специально для работы с депрессией
О причинах и симптомах депрессии в других возрастах читайте в нашей статье.
Инсульт
После инсульта в рамках реабилитации используется многоэтапная техника психологического восстановления. Ее сочетают с физиотерапией, ЛФК и работой с возвратом утраченных физических функций:
- работа с телом — в случае инвалидности;
- психологическая коррекция межличностных отношений;
- формирование установок к новому качеству жизни.
Болезнь Альцгеймера
Людям с болезнью Альцгеймера подходит только поддерживающая терапия. Это заболевание не поддается лечению — лишь временному смягчению симптомов.
Психологическая помощь помогает:
- принять свое состояние, найти новый смысл жизни;
- улучшить настроение;
- проработать агрессию, тревожность, проблемы со сном.
Тренинги для пожилых людей не подходят, если человек находится в остром состоянии и может навредить себе или окружающим:
- острый психоз;
- попытки и/или угроза суицида;
- алкогольный делирий (белая горячка).
Если ваш близкий находится в одном из подобных состояний, необходимо вызвать скорую помощь, специализированную психиатрическую бригаду или психиатра.
Наша рекомендация: обращаться за психологической помощью необходимо и родственникам пожилых. Нам всегда сложно принять старение, болезни и изменение в поведении наших родителей, новые условия жизни. С психологом можно обсудить свои чувства. Терапия поможет понять, что скрывается за ними, наладить отношения со стареющими родственниками, проработать свои страхи по поводу старения и смерти.
Кому подходит глинотерапия
Глинотерапия подходит как для детей, так и для взрослых.
Глинотерапия для детей
В работе с детьми глинотерапия позволяет решать такие проблемы, как:
- интеллектуальная недостаточность;
- стресс и острые негативные эмоции;
- склонность к нарушению социальных норм и правил;
- склонность к агрессии и аутоагрессивному поведению;
- слабое развитие навыков самоконтроля;
- неуравновешенность психики;
- эмоциональная холодность детей в отношениях с родителями;
- ярко выраженный негативизм;
- низкий уровень эмоционального интеллекта;
- синдром дефицита внимания и гиперактивность;
- частые беспричинные изменения настроения;
- повышенный уровень тревожности, наличие фобий;
- заниженная самооценка;
- замкнутость;
- слабое развитие коммуникативных навыков;
- трудности социализации.
Кроме того, работа с глиной развивает творческие способности, инициативность, мелкую моторику рук, воображение, пространственное мышление. Методику глинотерапии используют в реабилитационных центрах при работе с детьми-инвалидами: эта технология стимулирует формирование компенсаторных механизмов для слепых, слабовидящих, глухих и слабослышащих детей.
Арт-терапевты и ведущие детских групп, работающие с трудными подростками, отмечают, что полагают, что глина – это материал, который в короткие сроки формирует у детей социально одобряемые модели поведения.
https://youtube.com/watch?v=D1WYVeP9gck
Глинотерапия для пожилых людей
Возрастных ограничений в работе с глиной не существует. Если детям и подросткам данный вид психокоррекции помогает справиться агрессивностью, тревожностью, девиантным поведением, то для пожилых людей глинотерапия является средством творческого самовыражения. На занятиях в творческих студиях бабушки и дедушки осваивают гончарное ремесло, выполняют художественное декорирование керамики.
Тактильные ощущения, возникающие во время соприкосновения с глиной, вызывают улыбку. Пенсионеры, увлеченные лепкой из глины, забывают навсегда о гипертонии, болях в суставах и психосоматических расстройствах.
Процесс лепки способствует философским размышлениям, помогает пожилым людям переосмыслить свой жизненный путь, подвести итог своей жизни. Глинотерапия дает пенсионерам эмоциональную разрядку через эмоциональное общение друг с другом во время занятий.
С кем работает детский нейропсихолог
В последнее время становятся особенно актуальны занятия с этим специалистом для детей. Нарушения работы головного мозга возникают вследствие различных причин, в частности:
- родовых травм;
- гипоксия плода во время беременности;
- черепно-мозговые травмы;
- воздействие наркоза;
- тяжелые заболевания в раннем детском возрасте.
Кроме того, большое влияние, оказывают и изменившиеся социальные условия, в которых растут современные дети. Замена «живого» общения компьютерным, уменьшение объема игровой деятельности, культуры дворовых игр и времяпрепровождения с детьми более старшего возраста, обеспечивающего логическую передачу умений и знаний от старших к младшим.
Занятия с нейропсихологом рекомендованы при наличии многих нарушений:
- синдром дефицита внимания и гиперактивности;
- задержка психического и (или) речевого развития;
- расстройства психики аутичного спектра;
- перинатальная энцефалопатия в анамнезе;
- заикание (логоневроз);
- нарушения речевого развития;
- дислексия или дисграфия;
- проблемы с обучением в школе.
Онлайн-занятие психолога с пожилыми людьми
говорят о том, что онлайн-терапия не уступает в эффективности очной работе. Удаленный формат позволяет оказать психологическую помощь в ситуациях, когда человек не может выйти из дома:
- опасная эпидемиологическая обстановка;
- инвалидность;
- нарушения когнитивных функций (например, болезнь Альцгеймера);
- восстановление после инсульта;
- ментальные особенности (например, агорафобия — боязнь открытых пространств);
- удаленное место жительства;
- ограниченные возможности движения.
В удаленном режиме проводятся и групповые, и индивидуальные встречи по:
- арт-терапии;
- КТП;
- развитию социальных навыков.
Так как при работе в удаленном формате клиент находится у себя дома, а не на территории специалиста, требуется определенная подготовка:
Конфиденциальность. Правила неразглашения психолог и клиент обговаривают на первой встрече. Конфиденциальность дает возможность раскрыться, быть честным и открытым.
Уединенность. Пожилой человек должен быть уверен, что его разговор с психологом никто из близких не подслушает
Для плодотворной работы важно заранее оговаривать условия уединенности. Например, взрослый ребенок или партнер на время встречи с психологом уходит из квартиры или надевает наушники;
Надежная связь. Конечно, не все пожилые люди будут чувствовать себя комфортно, общаясь с психологом по видеосвязи
На это, в том числе, влияет уровень компьютерной грамотности.
Удобная одежда, рабочее место. Человеку должно быть комфортно встать и подвигаться, делать какие-то упражнения, если психолог их предложит.
Конечно, не все пожилые люди будут чувствовать себя комфортно, общаясь с психологом по видеосвязи. На это, в том числе, влияет уровень компьютерной грамотности.
Удобная одежда, рабочее место. Человеку должно быть комфортно встать и подвигаться, делать какие-то упражнения, если психолог их предложит.
Подробнее о возможностях онлайн-терапии мы рассказываем в нашем блоге.
Найти психолога для своего старшего родственника можно в специальных центрах социального обслуживания,или в частных клиниках, где психологическая помощь сочетается с медицинским обслуживанием.
Мы в Alter также предлагаем помощь психологов-геронтологов. Вы можете самостоятельно найти их в нашем . Или написать нам — и мы подберем специалиста.
В заключение отметим, что в успешной психологической помощи важна мотивация клиента. Он должен искренне хотеть исправить ситуацию в лучшую сторону. Помогает поддержка со стороны родственников и близких.
Если профессиональный психолог для пожилых людей подбадривает, хвалит, согласовывает план действий с учетом мнения и пожеланий клиента, то его мотивация может расти. Напомним, что квалифицированный психолог не дает советов, не критикует и не оценивает клиента.
О признаках плохого психолога читайте здесь.
Глинотерапия в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья
Организация: МКОУ для обучающихся с ОВЗ Старогородковская ОШ «Гармония»
Населенный пункт: Московская область, п. Старый городок
Глина — это чудесный, удивительный, можно даже сказать, сказочный материал. Сама природа подарила человеку эту осадочную породу, из которой лепили дома, изготавливали кирпич, посуду, лепили игрушки, использовали в медицине.
Глина — это живой материал, способный накапливать и отдавать энергию. Считается, что глина заземляет наши негативные эмоции: тревогу, гнев, обиду, агрессию. В тоже время, работа с глиной вызывает у людей положительные ассоциации — добро, тепло, здоровье и жизнь. Данный аспект не маловажен при работе с детьми с ОВЗ.
Лепка из глины доступна детям и взрослым любого возраста. Показана лепка из глины и детям с ограниченными возможностями здоровья. Особый материал — глина, больше активизирует тело, телесные чувства, развивает моторику. Для детей с ОВЗ работа с глиной способствует развитию мелкой моторики, памяти, развитию образного мышления, зрительного восприятия. Лепка формирует эстетические вкусы, развивает чувства прекрасного.
Происходит воздействие на ребенка двух аспектов: творческого и технического. Глина хороший тренажер для рук и очень удобна для коррекционной работы
Внимание уделяется развитию двигательной сферы, пространственных представлений, планированию и контролю
Например, при нарушении пространственных представлений мы используем при работе с глиной сборку из отдельных деталей и лепку из цельного куска. Хорошо, чтобы ребенок освоил оба метода. Используемые приемы лепки: раскатывание, скатывание, сплющивание, защипывание. Начинать нужно со схемы строения человеческого тела. Придание изделию нужной формы связано с развитием моторики. Освоение формы, пропорций, размера происходит при лепке разных изделий. При работе с детьми мы используем различные техники лепки из глины: пластовая техника, лепка из цельного куска, жгутовая техника, литьевая техника, изготовление изделий на гончарном круге.
Занятия с глиной для особенных детей способствуют развитию, закреплению и восстановлению здоровья.
Перечень материалов, оборудования и инструментов, необходимых для изготовлений из глины
Материалы |
Оборудование |
Инструменты |
— керамическая масса NEVEG; — шликер; — глазурь прозрачная; — ангоб |
— муфельная печь, -сушильный шкаф, -раскаточный станок; -турнетка. |
— губка поролоновая; — нож; — стеки деревянные; — шило; — кисти; — ткань; — шаблоны (лекало) для раскройки глины; — текстурная ткань (мешковина); — скалка. |
Технологическое описание процесса
Подготовить рабочий стол к началу работы. |
Вода, скалка, шаблоны (лекало), стеки деревянные, кисти, глину, шликер. |
Раскатать пласт. |
Раскаточный станок ( толщина пласта 0,6 мм). |
По шаблонам раскроить из глины нужные заготовки. |
Шаблоны, нож. |
На полученные заготовки нанести текстурный рисунок. |
Ткань (мешковина), скалка. |
Склеиваем заготовки из глины внешняя сторона стенок текстурный рисунок ( делаем насечки, наносим шликер). Три части изделия (основная часть, верхняя комната и малая комната верхушка маяка). Дополнительная подставка под основание. |
Нож, шило, кисточка, губка, шликер, стеки деревянные. |
На получившихся частях маяка по существующим шаблонам делаем отверстия (окна). Наносим дополнительную разметку. |
Нож, линейка, циркуль, шило. |
Сушим изделия до кожи твердого состояния. |
Сушильный шкаф. |
Декорируем изделия ангобами по кожи твердому состоянию. |
Ангоб: темно-коричневый, синий, кисти, турнетка. |
Оставляем изделия на сушку 5-6 дней. |
|
Проводим утильный обжиг 1050 С. |
Муфельная печь. |
Покрываем изделия прозрачной глазурью, замываем губкой. |
Прозрачная глазурь глянцевая 7900, вода, губка (окунание). |
Проводим второй обжиг (политой) 1050 С. |
Муфельная печь. |
Занимайтесь лепкой из глины — это полезное и увлекательное занятие!
Приложения:
-
file0.docx.. 16,1 МБ
Опубликовано: 16.12.2022
Особенности процедур
В день разрешено проводить только одну общую физиопроцедуру. Процедуры местного действия рекомендуется проводить вначале, а уж потом общие физиопроцедуры. Суточное количество физиопроцедур не должно превышать трех. В один и тот же день нельзя выполнять физиопроцедуры противоположного действия: к примеру, после теплового лечения – ледяные ванны. В день можно применять только одну физиопроцедуру на одну проекционную или рефлексогенную зону. Лечение физиотерапевтическими методами нельзя сочетать с иглоукалыванием
Принимая во внимание, что физиотерапевтические методы усиливают действие лекарственных средств, их прием нужно пересматривать. Необходимо соблюдать сочетаемость физических факторов. Повторно лечение физиотерапевтическими методами можно начинать не ранее, чем через полгода после окончания предыдущего лечения
Повторно лечение физиотерапевтическими методами можно начинать не ранее, чем через полгода после окончания предыдущего лечения.