Как ребенок играет?
Помимо указательного жеста и понимания речи я всегда обращаю внимание на то, как ребенок играет. Ребенок играет с разными игрушками, с более чем одной игрушкой? Или он полностью сосредоточен на каком-то одном предмете, например, хочет все время носить его с собой? Когда он играет, он выполняет одно и то же действие снова и снова, например, раскладывает кубики? Не пару минут, пока вы заняты чем-то своим, а час за часом, когда кажется, что ребенок вполне доволен повторением этого действия и отсутствием речи? Например, ребенок может часами раскладывать предметы в ряд или вращать что-нибудь
Такие виды поведения – возможные признаки аутизма.
Поведение детей с аутизмом
Поведение детей с аутизмом однообразно и характеризуется следующими симптомами. Они могут часами совершать одни и те же действия, отдаленно напоминающие игру: наливать и выливать воду, пересыпать что-либо, перебирать бумажки и т.д. Эти манипуляции, как и повышенный интерес к тем или иным предметам (веревки, провода, катушки, банки), не имеющим обычно игрового назначения, являются выражением особой одержимости, в происхождении которой очевидна роль патологии влечений, близкой к нарушениям инстинктов, которые свойственны этим детям.
Коммуникативные нарушения оказывают влияние на развитие речи ребенка. Как правило, дети начинают говорить позже, чем их сверстники. Ребёнок не использует речь для общения, он не обращается к взрослому с просьбами, не зовёт маму. Дети часто проявляют раннюю самостоятельность: если им, что-нибудь нужно, они идут и берут сами, или используют руку взрослого как инструмент. Содержание речи отличается сочетанием примитивных форм (лепет, эхолалии) со сложными выражениями и оборотами, которые свойственны детям более старшего возраста и взрослым.
У части детей наблюдается полный мутизм (отсутствие речи). Работа с детьми, страдающими расстройствами аутистического спектра, очень длительна и кропотлива. Усилия специалиста, занимающегося формированием речи ребенка, вокализации которого проявляются только на уровне однообразного набора звуков («а-а», «э-э», «м-м»), должны быть направлены на развитие наиболее сохранных структур мозга.
Замена вербальных абстрактных образов зрительными значительно облегчает обучение и помощь детям-аутистам, имеющим тип мышления «буквального» восприятия. Реальные предметы, картинки, напечатанные слова применяются на всех этапах работы с ним. Выстраивание визуального ряда является основным условием успешности занятий с неговорящими детьми. Чем быстрее начинается обучение чтению, тем больше шансов вызвать у ребенка эхолаличное повторение звуков речи.
Параллельно ведется специальная работа по преодолению артикуляторной апраксии (нарушение артикуляционной моторики), наличие которой может служить серьезным препятствием для успешного развития речи. Коррекцию речевых расстройств у детей с подобным ходом развития следует начинать как можно раньше, так как для коррекции аутизма у детей требуется очень длительный период систематической работы целой команды специалистов (психоневролог, коррекционный педагог, психолог, логопед, музыкальный терапевт, социальный педагог).
Причины появления аутизма
Вопрос о причинах развития этой патологии у детей вообще и у каждого больного ребенка в частности на консультативных приемах задают чаще всего. Если говорить о проблеме в целом, то ее причины весьма неоднозначны. Существенную роль играет наследственный фактор, хотя серьезное влияние оказывают и органические нарушения центральной нервной системы в период внутриутробного развития, при родах и в раннем детстве. Нередко эти факторы сочетаются.
Иногда аутизм бывает следствием перенесенного заболевания, иногда проявлением текущего болезненного процесса. Отвечать же на вопрос о причинах аутизма в каждом конкретном случае значительно сложнее. Права родителей на максимально полную информацию по этому поводу никто не оспаривает, но что это даст с практической точки зрения? Знание о том, что в одном из предшествующих поколений произошло изменение (мутация) определенного гена, ничего не изменит. И не поможет малышу. Не лучше ли отбросить прошлое и направить все усилия в настоящее и будущее, на более полную социальную адаптацию ребенка?
Почему у ребенка возникает ЗПРР?
Неправильное развитие психоречевого аппарата не является самостоятельной болезнью. Это следствие патологий головного и спинного мозга.
ЧИТАЕМ ТАКЖЕ: нужно ли лечить задержку психоречевого развития у детей до 3 лет?
Факторы, провоцирующие ЗПРР:
- Заболевания, перенесенные матерью в период беременности. Неправильному развитию способствует инфекционная болезнь, отравление, травмы.
- Гипоксия плода. В утробе матери ребенок может испытывать кислородное голодание, в результате чего наблюдаются патологии развития.
- Проблемы во время родов — слишком быстрые, преждевременные роды, обвитие пуповины вокруг шеи, травмирование шейных позвонков и т.д.
- Тяжелые инфекционные заболевания, перенесенные ребенком.
- Травмы, полученные в раннем детстве.
- Генетические и хромосомные мутации, затрагивающие функции мозга.
- Неправильные методы воспитания ребенка. Гиперопека или безответственное отношение приводит к ЗПРР.
- Тяжелая психологическая травма.
Задержку развития могут вызвать следующие болезни:
- врожденные патологии ЦНС (спинного и головного мозга);
- эпилепсия;
- ишемия;
- гидроцефалия;
- ВЧД;
- детский церебральный паралич;
- опухоли мозга;
- проблемы с сосудами.
Резюме аутизма Vs. Задержка речи
- Аутизм — это расстройство развития, характеризующееся проблемами с коммуникацией и социальным взаимодействием, повторяющимся поведением и поведенческими ограничениями.
- Задержка речи — это задержка в использовании или развитии механизмов, выражающих речь.
- Дети с аутизмом нарушают социальные взаимодействия и не могут управлять своими социальными контактами посредством вербального или невербального поведения. Дети с задержкой речи могут общаться через невербальное поведение; они устанавливают отношения и проявляют интерес к сверстникам и дружбе.
- Дети с аутизмом имеют равные трудности в производстве и понимании речи, в то время как дети с задержкой речи испытывают трудности с произведением речи, но могут ее понять.
- Дети с задержкой речи компенсируют отсутствие речи через невербальное поведение, в то время как дети с аутизмом не компенсируют это.
- Типичными для детей с аутизмом являются повторяющиеся, стереотипные, необычные действия или узко ограниченные особые интересы, стереотипные и повторяющиеся движения, необычный интерес к аспектам чувств. Дети с задержкой речи не показывают другого нетипичного поведения.
- У детей с аутизмом есть проблемы со сном, неврологические проблемы, стереотипные, повторяющиеся, своеобразные проявления и поведение, проблемы с желудочно-кишечным трактом, более длительная ходьба. Задержка речи не обязательно коррелирует с другими проблемами.
Указательный жест, чтобы что-то попросить или привлечь внимание
В первую очередь, если речь идет о ребенке в возрасте от 18 до 24 месяцев, я проверяю, есть ли у него указательный жест
К 18 месяцам, в крайнем случае, к двум годам ребенок должен уметь привлекать ваше внимание к чему-то с помощью указательного жеста
И речь идет не о том, чтобы ребенок показывал на что-то раз в месяц — он должен делать это постоянно. Ребенок должен указывать на те предметы, которые он хочет получить, например, на пачку сока или на игрушку.
Он также должен указывать на что-то, чтобы привлечь ваше внимание – это то, что мы называем разделенное внимание, указывать с целью что-то вам показать. Например, ребенок указывает на самолет в небе, чтобы вы тоже на него посмотрели
Даже если он пока не может сказать «самолет», он может показать на него пальцем и сказать «о!» – это очень хороший знак. Один из основных «тревожных звоночков» в отношении аутизма – отсутствие указательного жеста.
Понятие аутизма
Определение 1
РАС (расстройства аутистического спектра) – это широкий круг расстройств, связанных с аномальным поведением, которые характеризуются качественными нарушениями социального взаимодействия, вербальной и невербальной коммуникации, а также стереотипными поведением, интересами и активностью.
Специфическое лечение РАС отсутствует, но идет совершенствование и разрабатываются новые методике по работе с детьми и взрослыми с РАС, направленные на коррекцию поведенческих и когнитивных нарушений, обучение, развитие и социализацию этих людей.
Развитие речи у детей с аутизмом может сильно отличаться от нормативного и количественно, и качественно. То есть, может наблюдаться как задержка речевого развития, так и появление эхолалии, нарушение грамматического строя речи и ограниченное ее использование.
Качественное нарушение – один из основных диагностических критериев РАС и выявляется практически у всех детей с аутизмом. Качественные нарушения коммуникации при аутизме касаются вербальной и невербальной коммуникации.
Лечение задержки психоречевого развития
Терапию следует начинать как можно раньше. Например, невролог может назначать лекарственные средства в возрасте до 3 лет. Дефектолог начинает работу с ребенком с 2-х лет. Логопед подключается в 4-5 лет.
Начиная с медикаментозного лечения, врачи постепенно подключают упражнения для развития памяти, мелкой моторики, мышления ребенка, предотвращая дальнейшее развитие болезни. Работая с логопедом, малыш учится произносить звуки и слова. Положительный результат терапии возможен только при комплексном подходе.
Основные методы
Тактика лечения индивидуальна для каждого пациента, она во многом зависит от причин патологии:
- Рефлексотерапия — воздействие на биологически активные зоны мозга слабыми электрическими импульсами. Врач выбирает точки головного мозга, ответственные за развитие речевого аппарата, стимулируя восстановление работы нервной системы. Рефлексотерапия наиболее эффективна в случае гидроцефалии. Она применяется в возрасте до полугода.
- Применение лекарственных препаратов.
- Занятия с врачом-логопедом для коррекции артикуляции.
- Работа с психологом и психотерапевтом.
- Аутонейритотерапия – введение ноотропов в мозг.
- Микрохирургия — оперативное вмешательство на зонах мозга, контролирующих речь.
Дополнительные методы
Дополнительные методы лечения также способствуют быстрому выздоровлению:
- Посещение психолога для устранения психологической травмы или выяснения причин агрессивного поведения ребенка.
- Зоотерапия. Дети играют с лошадьми и дельфинами, получая положительные эмоции. Научно доказано, что эти животные благоприятно воздействуют на ребенка.
- Терапия классической музыкой.
- Развивающие игры – пазлы, подвижные развлечения.
- Остеопатия. Специалист помогает восстановить работу нервной системы, воздействуя на специальные точки на теле.
Диагноз и прогнозы
Если ребенку диагностируют аутизм, то родителям нужно осознать, что это на всю жизнь. Аутизм не проходит и не излечивается. Но не нужно впадать в панику и смотреть на будущее как на беспрерывную трагедию. В этой ситуации от родителей зависит если не все, то почти все, а чтобы помощь была более эффективной, нужно учесть опыт тех, кто уже шел этим путем. Иногда родители не верят в то, что диагноз поставлен правильно, и посещают специалистов одного за другим.
Это их право, и подобное поведение, наверное, не лишено смысла. Ведь, как известно, «одна голова хорошо, две — лучше». Но нередко эти поиски приобретают хроническое течение и становятся самоцелью, утрачивая всякий смысл. Для такой категории родителей есть даже специальный термин — «родители-пилигримы». Что это: поиски чуда? Вытеснение трудной ситуации? Так или иначе, но время, когда правильное воспитание и обучение могут дать существенные результаты, уходит.
В других случаях родители делают вид, что проблемы не существует. А нарушения общения, речевые проблемы и стереотипы в поведении объясняют проявлениями индивидуальных особенностей характера. Однако, если ничего не делать, то с возрастом милые причуды малыша станут уже нелепыми и неадекватными. А вот изменить что-то станет намного труднее, если вообще возможно. Вполне естественно, что в первую очередь родителей волнуют прогнозы: что будет с ребенком, сможет ли он учиться в школе, сможет ли создать семью и даже будет ли водить машину?
Но аутизм чаще всего выявляют в 3-5 лет, и в этом возрасте гарантировать что-либо самонадеянно, преждевременно и непрофессионально. Течение аутизма у детей может оказаться самым различным, и грамотный специалист никогда не станет говорить о долговременном прогнозе ни в положительном, ни в отрицательном смысле. Такого ребенка нужно наблюдать, работать с ним, а пока терпение и еще раз терпение. Вместе с тем (не в качестве прогноза, а из опыта) можно попытаться ответить на два вопроса: о социальном статусе детей с аутизмом и о возможностях семейной жизни.
Нетрудно догадаться, что очень много зависит от выраженности расстройств. В наиболее тяжелых случаях даже при самой успешной работе удается добиться лишь адаптации к условиям жизни в семье (умение умыться, одеться, приготовить пищу, убрать в квартире), и иногда это становится не менее сложной задачей, чем подготовка ребенка к школе. Дело не только в том, что в наиболее тяжелых случаях вопрос обучения в традиционном для всех смысле может и не возникнуть.
Неравномерность общего развития при аутизме и неправильный подход к воспитанию нередко делают из такого ребенка своеобразную «умную ненужность»: школьную программу он, хотя бы формально, усваивает, но не может ни пойти куда-нибудь самостоятельно, ни приготовить себе поесть, потому что ни одна из существующих школьных программ не подразумевает «обучения жизни».
Бывает, что обладатель школьного аттестата или даже вузовского диплома испытывает огромные затруднения с тем, как эти знания применить. С другой стороны, известно много случаев успешной социальной адаптации, когда люди с аутизмом добивались высокого социального и профессионального статуса.
Примером могут служить профессор ветеринарии Темпль Грандин (США), общественный деятель Ирис Юхансон (Швеция), писатель Донна Уильямс (Австралия). Многие бывшие воспитанники общества «Добро» тоже закончили вузы и успешно работают. Если говорить о создании семьи, то при легких формах аутизма это вполне реальная перспектива, и большинство детей от таких браков серьезными расстройствами психики не страдают.
Но риск возникновения аутизма в потомстве у них все-таки выше, чем в среднем для населения. Родители должны знать, что аутизм в значительной степени наследственно обусловлен. При тяжелых формах патологии, вне зависимости от успеха коррекционной работы, дети с аутизмом нуждаются в постоянной опеке, и создание семьи маловероятно.
Формальные особенности речи детей с РАС
Эхолалии – наиболее распространенная речевая особенность при аутизме. Обычно эхолалии описывают в качестве неконтролируемого автоматического повторения слов, которые ребенок услышал в чужой речи. Такие повторения могут возникнуть сразу за услышанным, то есть непосредственные эхолалии, либо существенно позже – отсроченные эхолалии.
Многие исследователи считают эхолалии примитивной попыткой сохранить социальный контакт, если ребенок встретил недоступные ему речевые стимулы, и это считают хорошим прогностическим признаком. В связи с этим эхолалии подразделяют на коммуникативные и некоммуникативные.
Некоммуникативные эхолалии не имеют определенной направленности и необходимы ребенку для регуляции своего состояния, чтобы получить удовольствие или просто проверить слово.
Коммуникативные эхолалии можно использовать, чтобы сообщить информацию, просьбу о помощи, протест или указание.
Аутичные дети используют больше коммуникативные эхолалии.
Общая стереотипность, характерная для детей с РАС, представлена в речи также более сложными, чем эхолалии, ритуалами.
Определение 2
Вербальные ритуалы – это фиксированная последовательность высказываний, которые строятся детьми таким образом, что чувствует принуждение завершить их в определенной последовательности.
При этом дети не только могут самостоятельно совершать вербальные ритуалы, но и принуждают к этому других.
Неологизмы – это слова, которых нет ни в одном языке, известном ребенку, но ребенок сам их констатирует.
Принято различать пассивные неологизмы – бессмысленное звукосочетание; активные неологизмы – имеют определенный смысл. Также типичным развитием предполагается наличие неологизмов, называемых физиологическими, которые могут встречаться у детей до пяти лет.
Что могут сделать родители при задержке речи у ребенка
Я работала с сотнями, если не с тысячами детей как поведенческий аналитик, и я поняла, что неважно, аутизм это или задержка речевого развития – методы прикладного анализа поведения (ПАП) помогут ребенку улучшить речь и уменьшить проблемы поведения. Я также работала с маленькими детьми, у которых удалось предотвратить диагноз «аутизм», так как благодаря интенсивной поведенческой терапии они смогли быстро «подтянуться» и сравняться со сверстниками
Так что я рекомендую три шага, если у вашего ребенка есть задержка речи и возможные признаки аутизма. Возможно, вы сейчас ждете назначенного визита к врачу, пытаетесь «выбить» помощь или ищете специалиста, чтобы узнать другое мнение о диагнозе. В любом случае, вы можете составить конкретный план действий на основе этих трех шагов.
- Узнайте как можно больше про типичные этапы развития и постарайтесь сравнить их с развитием вашего ребенка. Существуют очень подробные описания и таблицы о том, какие навыки должны быть у ребенка в том или ином возрасте. Так что если вашему ребенку 4 месяца, 8 месяцев, 18 месяцев или два года, вы можете определить, есть ли у него отставание в физическом, познавательном и языковом развитии. Например, когда у ребенка должен появиться указательный жест, когда он должен начать говорить фразами из двух слов, когда он должен есть самостоятельно.
Очень важно обращать внимание не только на развитие речи – обратите внимание на навыки самообслуживания. Например, ребенок может самостоятельно есть ложкой, пить из открытой чашки? Может ли он самостоятельно успокоиться, или у него часто бывают истерики и другое проблемное поведение, потому что он не понимает мир вокруг себя?
Такие описания – это просто ориентиры, это не значит, что все без исключения двухлетние дети обязаны это уметь
Но если вы видите, что у вашего ребенка не появилось практически никаких навыков, которые обычно формируются в два года, но он может все, что могут дети в 18 месяцев – это значит, что задержка есть, но она не очень сильная. Такое сравнение также поможет вам определить, над какими навыками ребенка нужно работать и с каким запросом обращаться к специалистам
Такие описания – это просто ориентиры, это не значит, что все без исключения двухлетние дети обязаны это уметь. Но если вы видите, что у вашего ребенка не появилось практически никаких навыков, которые обычно формируются в два года, но он может все, что могут дети в 18 месяцев – это значит, что задержка есть, но она не очень сильная. Такое сравнение также поможет вам определить, над какими навыками ребенка нужно работать и с каким запросом обращаться к специалистам.
- В любом случае, если у ребенка есть задержка по сравнению с типичными этапами развития, вам нужно обратиться к врачу. В возрасте между 2 и 3 годами у нашего сына не было общих обязательных обследований, мы с мужем беспокоились о его развитии, но даже не думали о том, чтобы обращаться к врачу. Лучше всего сразу ищите специалиста, который может провести процесс диагностики и с которым можно обсудить возможную помощь.
Во время беседы с врачом, опишите все, что вас беспокоит, перечислите все задержки, которые вы обнаружили у вашего ребенка, а если ребенок посещает детский сад, то заранее поговорите с воспитателями – возможно, есть что-то, что беспокоит их, но вы об этом не знаете. Если вам сложно понять, как пройти диагностику в вашем регионе, попробуйте связаться с местной организацией родителей детей с аутизмом или просто найти родителей детей с аутизмом и поговорить с ними.
- Постарайтесь узнать как можно больше о прикладном анализе поведения (ПАП). Пока ребенок еще маленький, даже если у него диагностирована тяжелая форма аутизма, интенсивная терапия на основе ПАП может оказать огромную помощь и будет способствовать тому, чтобы ребенок вел нормальную жизнь в будущем. Даже если окажется, что это просто задержка речевого развития, терапия на основе ПАП ребенку не повредит – она лишь поможет ему быстрее освоить речевые навыки. Самый лучший подход для родителей – самостоятельно и активно обучаться стратегиям на основе ПАП и сразу же начать применять их со своим ребенком дома. ПАП применяется для детей с разными расстройствами и задержками развития, и он помогает развивать социальные навыки и речь.
Понимание речи
Помимо указательного жеста, я проверяю, в какой степени ребенок понимает речь других людей, даже если он сам совсем не говорит. Когда моему сыну было два года и шесть месяцев, я пригласила к нам домой фотографа. Я помню, что тогда, в 1990-х, фотограф отдал Лукасу упаковку для пленки и сказал: «Держи малыш, выброси это». Лукас явно не понимал, что он вообще говорит. Тот фотограф удивленно посмотрел на него, словно хотел сказать «ты же уже достаточно большой». Тогда я не знала, в какой степени он должен понимать речь в этом возрасте, и не придала этому значения. Сейчас я осознаю, что тогда Лукас совсем не понимал чужую речь. Это была не просто задержка экспрессивной речи, но и задержка рецептивной речи.
Я хочу подчеркнуть, что задержка рецептивной речи сама по себе не обязательно говорит об аутизме. У ребенка с такой задержкой может и не быть аутизма. Но в случае Лукаса и в случае многих других детей аутизм проявлялся в тяжелой задержке как экспрессивной, так и рецептивной речи.
Из практики специалистов
Конечно же, никакие глубокие теоретические выкладки и советы не сравнятся по силе убеждения с конкретным случаем из реальной жизни. Поэтому в заключение хочется привести такой вот показательный пример. Мальчика Алешу привели на консультацию в возрасте 1 год и 11 месяцев с подозрением на детский аутизм. Речи у него фактически не было (1-2 нечетких слова без обращения), обращенную речь он не понимал, навыками опрятности не владел, в поведении отмечалось много различных стереотипных действий. При этом у некоторых родственников ребенка отмечены аутистические черты.
Вначале было проведено несколько диагностических занятий, в ходе которых постоянно уточнялись как особенности нервно-психического развития, так и общее состояние здоровья: в частности, мальчика консультировали детский психиатр и невролог. Консультация показала наличие признаков органического поражения мозга, что было подтверждено специальным исследованием — магнито-резонансной томографией, позволяющей сканировать и выявлять органическую патологию органов и систем организма. У ребенка была обнаружена киста (полое образование с жидким содержимым) в ткани мозга.
Электроэнцефалография (графическая регистрация нервных импульсов мозга) выявила наличие очага патологических импульсов в мозге, провоцирующих судороги. Была назначена противосудорожная терапия. Индивидуальная коррекционная программа была ориентирована в первую очередь на формирование навыков опрятности, далее — на развитие понимания речи и звучащей речи, и организацию поведения.
По окончании диагностического периода (около двух месяцев) родителям была дана соответствующая программа и инструкции по ее выполнению. Родители выполняли ее очень тщательно, при необходимости получали дополнительные консультации. Уже через месяц у ребенка сформировались навыки опрятности, в настоящее время он хорошо понимает обращенную речь (в близком возрастной норме объеме), появились обращение, простые фразы.
Мальчик стал более контактным и активным, любит заниматься. Проблем остается еще много, но прорыв уже произошел, и специалисты считают, что это, прежде всего, заслуга родителей
Комментируя этот случай, хочется обратить внимание, что работать с малышом начали достаточно рано, не дожидаясь уточнения диагноза, и родители активно, тщательно и последовательно выполняли все рекомендации специалистов. Хотя коррекционную работу с ребенком проводила в основном, только мама (папа очень занят на работе), положительный эффект — налицо
Всем родителям аутичных малышей хочется пожелать: не стоит всей семьей метаться в поисках чудесного избавления от болезни. Самое большое чудо, способное победить любой недуг, — это вера в успех терпение, целеустремленность и, конечно же, любовь к своему ребенку.
Особенности речевого развития при РАС
Лео Каннером было отмечено, что для аутизма характерны особенности речи, такие как ее позднее развитие, эхолалия, затруднение в употреблении местоимений. Обычно это становится заметно на втором году жизни.
В более раннем возрасте обнаруживаются особенности, отличающие речь ребенка с РАС от речи ребенка с нормативным развитием. Черты прелингвистического развития при аутизме:
- недифференцированный, сложный для интерпретации плач;
- гуление ограниченное или необычное, напоминающее визг или крик;
- отсутствие имитации звуков.
Аутичные дети в возрасте 18-36 месяцев часто пользуются нетипичными невербальными вокализациями, по сравнению с нормативно развивающимися сверстниками. Аутичные дети в возрасте 22-30 месяцев используют слова из разных категорий – звуки, названия животных, транспорта, игрушек и пр. При этом они практически не обозначают желания, эмоции и психические состояния.
Импрессивная речь у аутичных детей развивается раньше экспрессивной, как и при нормотипичном развитии. В тяжелых случаях дети с аутизмом вообще не начинают говорить, но даже в такой ситуации они используют альтернативные коммуникативные средства – письмо, жесты, карточки или пиктограммы. Вместе с этим, отдельные дети с РАС могут демонстрировать раннее и бурное речевое развитие.
Около 25-30% детей с РАС начинают говорить, но позже полностью утрачивают речевой навык. Часто это происходит в промежутке 15-24 месяца, причем регресс может возникать внезапно или проявлять себя постепенно. Вместе с регрессом речевых навыков может отмечаться утрата возможности использования жестов и утрата всех социальных навыков.