Введение ФООП
С нового учебного года во всех школах страны вводятся федеральные основные общеобразовательные программы (ФООП), которые заменят прежние рекомендации Минпросвещения.
До сих пор каждая школа могла использовать собственную программу, а каждый учитель — выбирать учебники и трактовать темы по своему усмотрению. Реформа образования 2023 года предполагает, что рабочие программы и учебные пособия будут утверждены на законодательном уровне: для всех школ они станут едиными и обязательными к исполнению.
В перспективе для каждой классной параллели останется только один учебник базового уровня и один для углублённого изучения. При этом ФООП определяет только базовый уровень знаний, меньше которого давать нельзя, но больше — можно. За учителями сохраняется право использовать собственные методики, но делать это можно будет только с учётом требований «золотого стандарта».
В частности это касается порядка изучения тем и предметных результатов в каждый год обучения, чтобы ребёнок при переводе в другую школу не был вынужден устранять пробелы в знаниях, вызванные различиями в программах.
Переход на новый стандарт будет происходить постепенно и завершится к началу 2027/28 учебного года. С 1 сентября 2023 года в начальной школе унифицируют преподавание русского языка, литературного чтения и окружающего мира, а в средней — также русского языка, литературы, истории, обществознания, истории, географии и ОБЖ.
Из перечня обязательных предметов будут исключены экономика, право, астрономия, естествознание, экология и «Россия в мире». В рамках математики кроме алгебры и геометрии появится курс «Вероятность и статистика». В старших классах сокращена максимальная нагрузка: с 2 590 часов до 2 516. Вне зависимости от учебного профиля общими для всех десяти- и одиннадцатиклассников останутся 13 предметов: русский язык, литература, математика, информатика, иностранный язык, физика, химия, биология, история, обществознание, география, физкультура и ОБЖ (об изменениях здесь читайте ниже).
<<Лидген для статьи>>
Введение тематических тетрадей
Раньше: Раньше родителям приходилось покупать своим детям в школу чистые тетради в клетку и линейку, канцелярию и учебники, иногда даже не все (часть выдавалась из школьной библиотеки). Все получаемые знания фиксировались и отрабатывались учениками в чистых тетрадях.
Сейчас: Плюсом ко всему перечисленному, что было раньше, теперь ученики должны покупать и носить печатные тетради. Они являются дополнением к учебникам, и сами выглядят, как учебники, но в мягкой обложке. Внутри можно найти пропуски, которые необходимо заполнять от руки. Теперь не нужно записывать длинные предложения и примеры, достаточно вписать свой ответ к заданию: букву, слово или цифру.
Учебный график
С введением ФОП на каждом уровне образования фактически начинает действовать единый федеральный календарный учебный график. Общее правило: школьный учебный год состоит из 34 учебных недель, начало — 1 сентября, окончание — 26 мая (раньше в разных регионах и школах занятия могли завершаться в разное время).
Если раньше в законодательстве была фраза о том, что учебный график может разрабатываться с учётом разных подходов (по четвертям, триместрам, биместрам, модулям и так далее), то теперь есть основной вариант — по четвертям, и он детально расписан в ФОП, со всеми периодами каникул и учёбы, и есть небольшой абзац про то, что возможно обучение по триместрам. То есть иных вариантов больше быть не может.
Программа средней школы – на доработке!
Что касается внесения изменений в требования к программе средней школы, то здесь не обошлось без противоречий: не только педагогических, но даже идеологических.
Если изменения в программе по предметам, связанным с базовыми знаниями точных и естественных наук, уже давно не вызывают споров из-за постоянного увеличения учебной нагрузки, то не все так просто со стандартами в программах гуманитарного направления.
Литература и история – предметы, которые не подвержены стремительному развитию в связи с ростом технического прогресса, как химия, математика, физика или биология. Но именно изменения, связанные с расширением базовых знаний по литературе, вызвали сопротивление некоторых учителей-словесников, которые считают, что 235 произведений за 5 лет обучения – непомерная нагрузка для детей.
Они утверждают, что, например, дополнение школьной программы изучением творчества Державина, учителя и наставника А.С. Пушкина – лишняя учебная нагрузка, что бард Окуджава, рассказавший в своих песнях и стихах о поколениях двадцатого века не достоин изучения в школе. При этом критически настроенные словесники не видят ничего плохого в изучении «творений» В. Пелевина или Л. Улицкой, с их откровенными экспериментами, развращающими сознание детей.
В споры о базовых предметах и моральных ценностях, которые формирует литература и история в школе, также вступили некоторые прозападные «реформаторы», считающие, в том числе, что обучение в школе должно делиться по кастовому принципу, на простое и сложное. О. Васильева дала достойный отпор сторонникам «дебилизации русских детей».
Она подчеркнула, что основой нового проекта являются абсолютные ценности:
- Русская и общечеловеческая культура;
- Связь языка литературы с духовно-нравственным ростом и интеллектуальным развитием личности;
- Формирование чувства причастности к национальным свершениям и традициям через изучение исторического и литературного наследия, воспитание любви и патриотизма на примерах литературных героев.
Слова «русская культура» в новых требованиях повторяются неоднократно. Это признак того, что школа вновь активно включается в воспитательный процесс, от которого среднее образование самоустранилось после распада СССР и стало забывать об истории лучших традиций советской школы. Васильева подчеркнула, что новый ФГОС – стратегия национальной безопасности государства, разработанная Министерством образования и науки по поручению В.Путина.
Пока стандарты для средней школы отправлены на доработку, но, как подчеркивает ректор Санкт-Петербургского Госуниверситета Николай Кропачев, в целом они признаны лучшими за последние годы.
Пятидневка в школах
Пожалуй, самая радостная новость для детей — возможное повсеместное введение пятидневной учебной недели. Школы, которые учатся по триместрам, уже перешли на пятидневку ранее; теперь к ним должны присоединиться и те учебные заведения, в которых дети учатся по четвертям. Эта мера предпринимается для того, чтобы снизить нагрузку на школьников и позволить им посещать факультативные занятия и секции.
Как обычно, есть одно «но»: несмотря на рекомендации Минпросвещения о переводе на пятидневку, окончательное решение принимает администрация каждого учебного заведения.
Зачастую углублённое изучение тех или иных дисциплин просто невозможно при пятидневной учебной неделе, ведь дополнительные уроки просто некуда «втиснуть» без нарушения норм СанПиН.
Денежный вопрос
Раньше: Школьное образование раньше было условно бесплатным. Все мы помним и бесплатную продлёнку, и бесплатные учебники из библиотеки (хоть и частично), и отсутствие как таковой школьной формы.
Сейчас: Теперь у родителей появились большие статьи расходов на школу. В списке таких затрат можно отметить пошив формы, закупка учебников и тематических тетрадей, платные группы продленного дня, сборы на охрану. Канули в прошлое времена с бесплатным питанием в школьной столовой. Теперь осуществляется даже разная форма оплаты за питание: специальные карточки на питание, наличные или оплаченные квитанции.
ФГОС третьего поколения: что изменилось
Итогом обучения по ФГОС третьего поколения должен стать разносторонне развитый человек, осознающий необходимость саморазвития, способный мыслить нетипично, ориентироваться в окружающем мире. Что для этого было сделано?
Системный знаниевый минимум
Новый ФГОС ввел такое понятие, как системный знаниевый минимум по всем школьным дисциплинам. По задумке авторов ученик из дальневосточного города может переехать, например, в среднюю полосу России и не пропустить тему, так как вся страна учится по одной программе.
Конструкторы рабочих программ
Конструкторы рабочих программ действительно ввели в использование, однако работа их не была совершенна.
К примеру, в старых учебниках последовательность тем капитально не совпадает с календарно-тематическим планированием, созданным благодаря конструктору рабочих программ. Учителям и ученикам приходилось в течение учебного года перепрыгивать с одного конца учебника на другой.
Говорят, что новые учебники писались в соответствии с последовательностью тем конструктора, и в 2023-24 учебном году эта проблема решится.
Иностранные языки
Изучение второго иностранного языка стало необязательным. По комментариям опрошенных педагогов, в параллели остался только один класс, нагруженный данным предметом.
Изменился подход и к первому иностранному языку: теперь акцент с знаний о стране изучаемого языка перенесен на умение оперировать информацией о своей Родине, ее культуре, традициях.
Новые направления обучения и проекты
Новинками ФГОС третьего поколения стали обязательное патриотическое и экологическое воспитание, занятия по финансовой грамотности, в начальной школе шахматы вместо третьего урока физкультуры.
Проектная деятельность окончательно закрепилась в плане обучения учеников всех звеньев. Для учащихся 10 и 11-х классов это обязательный пункт, для остальных — элемент дополнительного образования.
Вариативность обучения и сетевое обучение
Вариативность обучения предполагает, что образовательные организации сами определят, по каким рабочим программам осуществлять обучение, а учителя смогут выбирать образовательные траектории для отдельных школьников.
За счёт же сетевого обучения образовательные программы будут реализовываться с использованием ресурсов сторонних организаций: не только образовательных, но и научных, производственных и прочих.
Это выглядит перспективно, но трудно осуществимо на практике, ведь далеко не все российские образовательные организации обладают необходимыми средствами и ресурсами.
Что такое ФГОС?
Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) — основа образовательной системы в России. Они определяют общие требования к содержанию, организации и результатам образовательного процесса на всех уровнях: начальном, основном и среднем.
Существует несколько видов ФГОС, которые соответствуют разным уровням образования. ФГОС начального общего образования (НОО) охватывает начальную школу и включает основные предметы, такие как русский язык, математика, окружающий мир. ФГОС основного общего образования (ООО) относится к средней школе и включает более специализированные предметы, включая иностранные языки, географию, историю. ФГОС среднего (полного) общего образования (СОО) относится к старшей школе и включает предметы, подготавливающие учащихся к поступлению в высшие учебные заведения.
Главная цель введения ФГОС — обеспечение качественного и современного образования, соответствующего потребностям общества и требованиям времени. Они позволяют унифицировать содержание образования, установить единые стандарты и требования для всех школ и учебных заведений в стране. Это помогает обеспечить равные возможности для всех учащихся и повысить качество образования в целом.
ФГОС также направлены на развитие компетенций учащихся, таких как критическое мышление, творческие навыки, коммуникативные и социальные умения. Они ставят акцент на практическое применение знаний, умений и навыков, а не только на запоминание фактов. Это помогает подготовить учащихся к реальным жизненным ситуациям и сделать образование более целостным и применимым.
Однако внедрение ФГОС также влечет за собой некоторые вызовы. Критики считают, что ФГОС ограничивают свободу и творчество учителей, так как требуют следовать определенным стандартам и программам. Также возникают проблемы с реализацией стандартов на практике, особенно в регионах с недостаточной инфраструктурой и ресурсами. Кроме того, некоторые учащиеся могут испытывать трудности в адаптации к новым требованиям и методам обучения.
В целом ФГОС играют важную роль в современной образовательной системе России. Они помогают обеспечить качественное образование, способствуют развитию учащихся и подготавливают их к жизни в современном мире. Однако ФГОС необходимо постоянно совершенствовать и адаптировать под современные вызовы и потребности общества.
Новые предметы в школьной программе
Раньше: Для младших школьников помимо литературы, русского языка и математики, проводились увлекательные уроки природоведения, труда, физкультуры.
Сейчас: Некоторые предметы были просто переименованы. Привычный труд стал для всех технологией. Природоведение превратилось в окружающий мир, где изучается не только природа, но и место человека в обществе, правила безопасности, государственная символика и прочее. Появился так же такой предмет, как основы религиозных культур и светской этики, включающий шесть модулей, один из которых выбирают ученики и их родители: “Основы православной культуры”, “Основы исламской культуры”, “Основы буддийской культуры”, “Основы иудейской культуры”, “Основы мировых религиозных культур”и “Основы светской этики”.
Чиновники предлагают все новые и новые дисциплины для школьной программы, некоторые из них имеют реальную возможность появиться в расписании уже в ближайшем будущем: “Личное развитие”, “Семьеведение” и “Нравственность в семье”, “Шахматы”, “Церковнославянский язык”, “Речевой этикет”, “Этнология”, “ЗОЖ” и другие.
Электронные дневники
Раньше: бумажный дневник, куда ученик записывал самостоятельно домашнее задание, а учителя ежедневно ставили отметки по своим предметам, а в конце четвертей и учебного года выставляли итоговые оценки.
Сейчас: Бумажные дневники, конечно, никуда не делись, но в наше время это не единственное место для выставления оценок. В обиход введены электронные версии дневников для просмотра в онлайн режиме с любого устройства. Во-первых, ученик теперь ни при каких обстоятельствах не забудет, что задано на дом. Во-вторых, будучи на больничных, учащиеся всегда находятся в курсе учебных событий. В-третьих, родители самостоятельно могут контролировать успеваемость ребенка и выполнение его домашних заданий.
Поколения ФГОС
Система образования регулярно дорабатывается. При этом через определенные периоды времени школьные регламенты претерпевали серьезные изменения, которые разделили ФГОС на три поколения.
Первое поколение
Изначальные стандарты школьного образования в РФ были приняты еще в 2004 году. Тогда понятия ФГОС еще не существовало. Регламенты того года были направлены на предметное обучение школьников, без учета психолого-педагогических аспектов и личностных особенностей учащихся. Из-за отсутствия многих факторов такие стандарты быстро устарели.
В основе регламента были учтены лишь следующие факторы:
- обязательные дидактические единицы;
- комплекс изучаемой информации по предметам;
- компоненты федерального, регионального или школьного образования.
Второе поколение
В 2009 году было принято решение о неэффективности действующих регламентов. Минпросвещения решило разработать новые стандарты образования. На создание регламентов ушло 3 года и в 2012 году появились ФГОС школьного образования, которые действуют до этого момента.
В основе регламентов лежит частичное самообучение школьников. Они должны не только получать одобренный комплекс информации на уроках, но и уметь искать дополнительные сведения. Это условие сместило акцент образования на личностные качества учеников.
Во втором поколении ФГОС учитывались:
- только компоненты федерального образования;
- требования к развитию универсальных навыков у детей;
- ориентированность на улучшение результатов обучение;
- необходимость усиления воспитательной функции взамен предметного акцента.
Несмотря на более расширенный объем требований при создании учебных программ и методов обучения школьников, ФГОС образца 2012 года не имели четких условий. Дальнейшая доработка регламентов ситуацию не улучшила.
По этой причине Минпросвещения решило внести кардинальные изменения в ФГОС. На решение также повлияла пандемия 2020 года, которая показала бреши в образовании.
Третье поколение
На данный момент это лишь условное обозначение новых школьных стандартов 2021 года. Обсуждение планируемых стандартов началось еще в 2018 году и только сейчас появились первые представления о грядущих изменениях в системе школьного образования.
Высшее образование
Обучение вузовских программ будет более практическим и ориентированным на реальные потребности рынка труда. В программы учебных курсов будут включены новые предметы, такие как «Серебряная медаль по безопасности» и «Подготовка учителей дошкольного образования». Русский язык также останется одним из важных предметов, который будет изучаться на государственном уровне.
В 2024 году пятидневка станет обязательной для всех школ. Это нововведение поможет улучшить качество образования и даст больше времени ученикам на углубленное изучение предметов.
Также в 2024 году запланирована модернизация формата ГИА. Вместо экзаменов в 9 и 11 классах будет введена аттестация, которая позволит более точно оценить уровень знаний и подготовку учеников.
Одним из новых требований ФГОС станет изучение новых учебников с учетом современных технологий. Это поможет учителям сделать процесс обучения более интерактивным и увлекательным для учеников.
Единое учебное пространство
Минобрнауки вплотную подошло к проблеме, которую давно следовало решить. Представьте обычную бытовую ситуацию: семья с детьми школьного возраста переезжает на постоянное место жительства в другой регион страны, и, естественно, возникает вопрос о переводе детей в другую школу.
В такой ситуации ребенку предстоит столкнуться с массой трудностей: начиная от психологической нагрузки, связанной с переходом в новый коллектив, заканчивая различием базовых учебных программах в регионах и федеральных округах. Все это может стать серьезным препятствием для полноценного обучения. Новый ФГОС призван решить как минимум проблему, связанную с разными учебными программами путем создания единого образовательного пространства.
Отметим, что новые образовательные стандарты вызвали большой интерес со стороны родителей, которые встретили революционные изменения с одобрением. Кроме того, проект обсуждался на высоком профессиональном уровне, при участии специалистов академии наук, академии образования, Московского педагогического госуниверситета, института педагогических измерений. В обсуждении новых образовательных стандартов принимали участие даже школьники – победители региональных олимпиад в России. Поэтому в них учтены абсолютно все мнения о том, какими должны быть единые требования к базовому уровню образования.
Остается добавить, что в общей концепции новых ФГОС сохраняется структура и требования к базовым принципам школьных программ. Акцент в новых стандартах делается на создание единого и обязательного минимума по всем предметам. К единому знаменателю вскоре будут приведены учебники, синхронизированы учебные программы и система оценивания.
Но, как подчеркнула министр образования О. Васильева, такие требования не запрещают расширять и дополнять знания в обучающем процессе, ни ученикам, ни учителям, что четко прописано уже в других образовательных проектах, с привлечением внеклассных и внешкольных занятий.
Учебные планы в 10-11-х классах
«За последние годы мы в старшей школе привыкли к движению в сторону индивидуализации программы для учеников», — отметил Алексей Банев и пояснил, что было восемь обязательных для всех старшеклассников предметов и десять — по выбору на профильном или базовом уровнях. Из предметов, которые ученики могли выбирать на профильном уровне, получалось до 45 вариантов разных учебных планов.
Теперь вернули то же количество обязательных предметов, что было в предыдущие годы, — 13. И в федеральном учебном плане прописано 19 вариантов профильного обучения (то есть возможных комбинаций получается меньше, чем раньше).
Конечно, те профильные программы, которые выберет для применения у себя школа, могут не всегда совпадать с пожеланиями учеников. Но Алексей Банев напомнил, что это решается через индивидуальные учебные планы — они по-прежнему возможны.
Ещё одна прозвучавшая идея: грамотно сочетая по обязательным предметам очные уроки с дистанционными онлайн-курсами, можно высвободить больше времени для профильных предметов по выбору.
Новые школьные предметы и внеурочная деятельность
Ground Picture/Shutterstock.com
Воспитанию личности и формированию нравственных ценностей у школьников в последнее время уделяется особое внимание; в связи с этим в школьном расписании появится несколько новых уроков:
- «Трудовое обучение» придёт на смену дисциплине «Технология», где только недавно начали изучать робототехнику и искусственный интеллект. Теперь уроки труда снова будут проходить в традиционном формате практических занятий; дополнительно во внеурочное время школьники будут заниматься общественно полезным трудом — законопроект об этом был принят 20 июля;
- «Основы духовно-нравственной культуры народов России» — дисциплина будет преподаваться в 5–9 классах и станет продолжением курса «Основы религиозных культур и светской этики», который изучают в начальных классах;
- ОБЖ заменит курс «Основы безопасности и защита Родины», о нём расскажем подробнее далее;
- во всех школах страны будут созданы школьные театры и спортивные клубы.
В то же время некоторые школьные предметы исчезнут из расписания старшеклассников: теперь экологию, экономику, право, астрономию и курс «Россия в мире» будут изучать в рамках других предметов школьной программы.
Задания, рассчитанные на помощь родителей
Раньше: Домашняя работа в начальной школе задавалась с расчетом на самостоятельную работу ученика. Помощь родителей была инициативой самих родителей при возникновении каких-то затруднений у ребенка.
Сейчас: В связи с техническим прогрессом и его внедрением в школьную жизнь, многие задания подразумевают родительское участие, чтобы решить некоторые технические “моменты”. Первоклассникам нередко задают сфотографировать, распечатать информацию и изображения для создания презентаций, а также эту информацию найти в интернете. Поэтому без непосредственной помощи взрослых младшим школьникам первое время не обойтись.
Трудовое воспитание школьников
Ещё одним нововведением в образовании в 2023 году стало закрепление понятия «трудовое воспитание» в законе. Поправки позволяют школам привлекать учеников к общественно-полезному труду без получения официального согласия родителей.
Речь идёт о школьных дежурствах, уборке класса и прилегающей территории, участии в субботниках, оформлении кабинетов к праздничным дням, помощи в школьных библиотеках, музеях и театрах. Закон также позволяет школам привлекать учеников к участию в добровольческих акциях и патриотических инициативах. При этом поручать им работу можно будет строго в соответствии с возрастом и состоянием здоровья.
Новая должность в российских школах
Prostock-studio/Shutterstock.com
Обязанностей у советника директора по воспитательной работе немало: это и патриотическое воспитание школьников, и развитие их талантов, и организация разнообразных внеклассных мероприятий — спортивных, культурных и туристических
Кроме того, в задачи советника по воспитанию входит проведение «Разговоров о важном» и вовлечение ребят в деятельность детских и молодёжных объединений
⠀
В последние годы школы взяли курс на повышение качества образования и воспитание подрастающего поколения; таких масштабных реформ в системе школьного образования не было давно. Многие из них отсылают нас к советским традициям.
Благодаря таким параллелям кто-то воспринимает нововведения с энтузиазмом, а кто-то — скептически (а как же индивидуальный подход и вариативность?). Родители также обеспокоены тем, что новая усиленная программа и обязательная внеурочная деятельность оставят школьникам ещё меньше времени на отдых и хобби. К счастью, на внедрение всех инноваций потребуется время, которое просто необходимо самим учащимся на то, чтобы адаптироваться к новым реалиям.
Источник изображения с обложки: MARIYA-Y/Shutterstock.com
Изменения в ОГЭ и ЕГЭ
Несмотря на многочисленные дискуссии в Госдуме по поводу отмены ЕГЭ в этом году, реформа образования 2023 года не предполагает смены формата государственных экзаменов. Однако некоторые изменения в государственной итоговой аттестации в 2023/24 учебном году всё же произойдут:
- Одиннадцатиклассники смогут изменить выбранный ранее уровень ЕГЭ по математике с базового на профильный и наоборот.
- Выпускники прошлых лет смогут изменить или дополнить перечень предметов, выбранных для прохождения ЕГЭ. При этом сдавать экзамены они смогут только в резервные сроки основного периода.
- Срок проверки экзаменационных работ по информатике сократится с четырёх календарных дней до двух.
- Дополнительную дату проведения итогового сочинения (изложения) перенесли на вторую среду апреля (раньше это была первая рабочая среда мая).
Выпускников 9-х классов ждут следующие изменения в ОГЭ:
- Девятиклассникам официально разрешили проходить итоговое собеседование дистанционно. Его дата переносится с первого рабочего понедельника мая на третий понедельник апреля.
- Во время прохождения итогового собеседования участникам запрещается иметь при себе средства связи, фото-, аудио- и видеоаппаратуру, справочные материалы, шпаргалки и другие средства хранения информации.
- Участники ОГЭ, которые не смогли сдать экзамены по выбранным дисциплинам в сентябре, смогут изменить список предметов в следующем году.
Когда будут введены новые ФГОС 2021 года?
Указанные изменения уже были одобрены и на данный момент актуализируются межведомственными инстанциями. Полноценное введение новых ФГОС для школ с 2021 года планируется на начало учебного года — с сентября. Однако на рассмотрении находятся и другие проекты, которые пока остаются на стадии голосования. Среди них можно выделить нововведения из списка ниже.
Увеличение количества школ с обязательной дисциплиной — шахматы
В ряде учебных заведений могут отдать 33–34 академических часа физкультуры на обучение шахматам. Условие рассматривается только для учеников начальных классов. Для преподавания предмета педагогам потребуется получить дополнительное образование.
Второй иностранный язык
Сейчас в школах изучают только один иностранный язык на выбор. Новые проекты ФГОС могут ввести дополнительную дисциплину для учеников с 5 класса. Пока планируется вводить требование поэтапно в разных школах.
Обязательное ЕГЭ по иностранному языку
Проект тоже находится на рассмотрении и может быть принят в этом году. Однако планируется ввести требование с 2022 года в отношении английского языка.
Современные технологии
Из-за быстрого развития техники введение новых предметов в школах было лишь вопросом времени. Сейчас планируется создать к 2022 году свыше 2000 классов с 3D-принтерами, интерактивными панелями, средствами для создания робототехники и так далее. Пока в планах оборудовать школы из 50 регионов, однако в 2024 году число школ должно достигнуть 16000.
Выводы
Всегда считалось, что школа – это место, где ребенок учится грамотности, а также она является неотъемлемой частью воспитательного процесса. Но современная школа уже не отвечает таким представлениям и придерживается совсем другого мнения. Она занимается конкретно оказанием образовательных услуг. Причем ответственность за результат почти полностью возложена на ученика и его родителей. Без дополнительных затрат денег, времени и энергии ребенок получит достаточно ограниченные знания согласно разработанным методикам. По сути это главное отличие современной школы от учебных заведений образца двадцатилетней давности.
student45Шанс — первая в Кургане языковая школа (с 2006 года), обучение английскому по 6 уровням: дети 6+, школьники, студенты и взрослые. Кроме English еще другие иностранные языки: немецкий, французский, испанский, итальянский, японский, китайский.