Девиантное поведение
Девиантное поведение — это поведение, отклоняющееся от принятых в обществе норм, принципов и стандартов.
Девиантное поведение не всегда является признаком чего-то дурного: для патриархального общества, в котором принято, например, что женщина не имеет права голоса, обязана прятать лицо, носить юбку и молчать, поведение обычной европейки будет расценено как крайне девиантное, в то время как в Европе на нее просто не обратят внимание, так как она вписывается в принятые там стандарты норм поведения. Социализация личностей может проходить с нарушениями, и тогда психологи тоже говорят о девиантном поведении — именно из-за неправильной социализации люди становятся преступниками, в них проявляется склонность к насилию, жестокости, противоправным действиям.
Подростки, пытающиеся выделиться из толпы, заявить о своем «Я», также обладают признаками девиантного поведения
Социализация личностей может проходить с нарушениями, и тогда психологи тоже говорят о девиантном поведении — именно из-за неправильной социализации люди становятся преступниками, в них проявляется склонность к насилию, жестокости, противоправным действиям.
Подростки, пытающиеся выделиться из толпы, заявить о своем «Я», также обладают признаками девиантного поведения.
Девиантное поведение — это всегда результат проблем с социализацией личности, но, к сожалению, процесс социализации нельзя записать как план, и строго следовать ему.
Что такое социализация?
Социализация — это освоение общественных норм и правил, вхождение в социальную среду, налаживание связей, приобретение знаний и навыков, которые помогают адаптироваться в социуме.
Рассматривать это явление можно в нескольких плоскостях. Во-первых, историческая социализация, превратившая наших полудиких предков в развитое общество. Во-вторых, личная социализация, посредством которой ребенок учится выстраивать диалог со сверстниками и старшими людьми, узнает правила поведения, осваивает принятую систему ценностей. В-третьих, бывает социализация взрослого человека, который переезжает, например, в другую страну и узнает местный менталитет.
Несмотря на отличия, все формы социализации похожи, так как у них общие цели — построение прочных связей в обществе, понимание основных правил поведения, эффективная коммуникация с окружающими. Отличаться могут лишь исходные значения. Социализация ребенка происходит «с нуля», а взрослому человеку свойственна сформировавшаяся ценностная система, какие-то знания и навыки.
Семейные отношения и общество
Существование – это факт, а жизнь – это искусство. Искусству жизни и общения с другими людьми ребенок учится в семье. Родители являются его учителями, потому что у них имеется жизненный опыт.
Дети непостоянны, на них легко повлиять. Ребенок пребывает в инфантильном желании: все и сразу. Не отправившись в путешествие, он уже хочет приехать. Он хочет быть победителем, не участвуя в сражении.
Родители учат ребенка мыслить, оценивать, различать добро и зло, правду и ложь. Они учат любить и прощать.
Родители воспитывают ребенка, полностью формируют личность. Они учат дитя умению «жить с другими людьми», жить в обществе. Они учат принятию другого человека с его особенностями и недостатками.
Отец и мать лепят сына или дочь, желая видеть их порядочными, умными людьми.
Воспитание идет через прямое подражание, желание быть похожим на образец. Воспитывать труднее, чем учить – давать конкретные знания. Воспитание невозможно втиснуть в рамки программы, а оценки за него выставляет жизнь.
Полноценная семейная жизнь опирается на здоровые межличностные отношения, основанные на:
- Любви
- Доверии
- Уважении
- Верности
- Умении прощать
Что такое социальное взаимодействие?
Социальное взаимодействие — это то, как люди действуют, когда они вместе, независимо от того, разговаривают они или нет. Это когда вы с кем-то общаетесь или просто тусуетесь. Если вы когда-либо разговаривали с кем-либо или проводили с ним время, это значит, что прямо здесь происходит социальное взаимодействие!
Речь идет не только о разговорах; это также включает в себя то, как вы действуете и выражаете себя без слов. Подумайте о том, когда вы улыбаетесь другу или даете ему «пять». Все это часть социального взаимодействия.
Существуют разные типы социального взаимодействия. Например, когда вы работаете вместе с кем-то над проектом, это сотрудничество. Иногда люди не согласны, и это называется конфликтом. Еще есть социальный обмен, например, обмен чем-то или оказание услуг друг другу. Принуждение — это когда кто-то заставляет вас что-то делать, а конформизм — это когда вы делаете что-то потому, что это делают другие.
Люди много изучали эти взаимодействия. Они пытаются выяснить все способы взаимодействия людей и распределить их по категориям. Это помогает нам понять, как мы ладим или не ладим друг с другом. Нам еще столько всего предстоит узнать о том, как мы общаемся и общаемся, когда мы вместе!
Продолжайте читать, узнавая больше о типах социального взаимодействия и их примерах.
Агенты социализации
Агенты социализации человека — это те люди, группы и структуры, которые оказали существенное влияние на усвоение им норм поведения и социального опыта. Некоторые из них оказывают постоянное воздействие, другие встречаются в нашей жизни время от времени. В зависимости от этого выделяются первичные и вторичные агенты. Кратко рассмотрим их особенности.
- К агентам первичной социализации относится ближайшее окружение: родители, братья и сёстры, дедушки и бабушки. Отличительной чертой данных лиц является выполнение ими одновременно нескольких функций. Например, отец воспитывает, заботится, защищает, учит. Некоторые исследователи включают в данную группу друзей.
- Агенты вторичной социализации — это люди и учреждения, влияющие на поведение человека, формирование его личности: школа, одноклассники, сослуживцы, коллеги. Как правило, они выполняют одну-две функции. Например, трудовой коллектив помогает в деятельности, университет обучает и воспитывает.
Рис. 2. Родители беседуют с детьми.
Влияние агентов социализации на жизнь человека отличается в разном возрасте. Например, в первые годы жизни главная роль в процессе принадлежит родителям, а также близким родственникам. В подростковом периоде повышается роль друзей, кумиров из мира музыки или спорта.
Главное в сообществах — общность ценностей
Сообщество может включать объединения людей, основанные на общности интересов, и объединения, основанные на общности ценностей. Однако между ними есть ключевые различия. Группы людей могут объединяться вокруг общих интересов (скажем, клуб кулинаров или курсы кройки и шиться), но если их не объединяют общие ценности, то не будет той прочной основы, чтобы действовать сообща и достигать общих целей. Именно общие ценности позволяют действовать группе людей как сообщество. Карен Олсен отметила, что во время проведения тренингов она часто задает слушателям такой вопрос: «Когда у вас в последний раз была возможность задуматься о ваших глубочайших ценностях и о том, действуете ли вы в жизни на основе этих ценностей? Если нет, то каким же образом вы смогли бы действовать на их основе?»
Принципы организации сообществ (community organizing) дают нам такую возможность
Почему это так важно? Карен Олсен ответила на этот вопрос любимой цитатой Махатмы Ганди: «Счастье — это когда то, что вы думаете, говорите и делаете, пребывает в гармонии». Другими словами, чтобы быть счастливыми, мы должны осознавать свои ценности и действовать в соответствии с ними
Именно этот принцип и лежит в основе организации сообществ.
Понятие социализации
Под определением социализации понимается процесс вхождения человека в общество. Раньше он знает нормы и правила поведения, традиции и обычаи, ценности и мораль социальной структуры. Включение в команду позволяет человеку стать полезным и нужным, развивать отношения с другими, создавать новые связи и приобретать опыт.
Личная социализация считается очень сложным и трудоемким процессом. Многие профессионалы в области психологии изучают эту концепцию в течение многих лет и стремятся помочь клиентам, которым сложно расти или создавать новую команду
Вся жизнь человека состоит из постоянной адаптации к новым условиям, при этом важно успевать самореализоваться и оставаться активным
В процессе могут возникнуть некоторые проблемы. Они делятся на три группы:
- социально-психологический;
- культурный;
- социокультурный.
Первая группа связана с формированием самосознания и саморазвития. Эти этапы очень важны для личности, но часто человек пренебрегает возникшими проблемами и загоняет их глубже в сознание. Культурные проблемы могут варьироваться от региона к региону. Они связаны с традициями и обычаями, половым разделением. Третья группа связана с приобщением человека к определенной культуре. Он касается мировоззрения, нравственных и духовных ценностей и имеет морально-смысловой и познавательный характер.
Согласно Википедии, социализация делится на два типа: первичная и вторичная. В первую входят родственники, близкие друзья, знакомые, учителя и коллеги. Ко второй относятся СМИ, общественные организации, правительство и церковь. Первичная социализация осуществляется в первые 15-20 лет жизни, когда человек посещает учебные заведения и только учится общаться с другими людьми. В контакте с коллективами и формальными организациями возникает вторичный тип.
Этапы социализации по Колбергу
Лоуренс Колберг изучал концепцию социализации в Гарвардском университете в 1990-х годах. В отличие от предыдущего ученого, Кольберг не связывает стадию социализации с возрастными изменениями человека или пристрастием к общепринятым нормам. Выделяет 6 стадий созревания общественных отношений.
На первом этапе участвуют маленькие дети, которые не имеют понятия о «плохом» или «хорошем» в своих действиях. На начальном этапе ребенок старается остаться безнаказанным.
Адаптация к обществу начинается в дошкольном учреждении
Вторая фаза относится к периоду, когда ребенок осознает, что наказание может последовать за некоторыми действиями, и старается не совершать его. Заместительные действия выполняются, чтобы получить похвалу.
На третьем этапе человек различает добрые дела и плохие и старается соответствовать социальным требованиям. Четвертый этап отличается пониманием и поддержкой интересов компании.
На пятом этапе человек оценивает свои действия. На этом этапе больше думайте о других, а не о себе. Высокоморальное поведение и зрелость ума играют в его жизни большую роль. На этом этапе человек способен понять суть законов общества.
На шестом этапе человек способен создавать собственные нравственные законы, которые воспринимаются обществом как высокоморальные. Человек закрепляет ранее полученные моральные основы, которые не могут измениться в его дальнейшей жизни по этическим причинам.
Завершающий этап формирования личности в процессе социализации
Профессиональное взаимодействие
Профессиональное взаимодействие – это то, как мы взаимодействуем с коллегами и партнерами на работе или в бизнесе. В этом типе взаимодействия мы используем специальные навыки и знания, связанные с нашей профессией. Мы можем работать в команде, проводить совещания или деловые встречи. Профессиональное взаимодействие помогает нам достигать поставленных целей и создавать успешные рабочие отношения.
Какие навыки важны для успешного профессионального взаимодействия? Мы должны быть хорошо подготовленными и профессиональными в своей области. Нам также нужно уметь слушать других, быть эффективными коммуникаторами и решать проблемы совместно с коллегами.
Презентация на тему: » Взаимодействие людей в обществе Необходимость придания этому взаимодействию упорядоченного характера Выработка обществом социальных норм.» — Транскрипт:
1
Взаимодействие людей в обществе Необходимость придания этому взаимодействию упорядоченного характера Выработка обществом социальных норм
3
Социальные нормы — установленные в обществе правила поведения, регулирующие отношения между людьми, общественную жизнь Социальные нормы определяют границы допустимого поведения людей применительно к конкретным условиям их жизнедеятельности что следует делать, а что не следует что приемлемо в деятельности людей, а что недопустимо и т.д.
4
Функции социальных норм регулируют поведение людей интегрируют личность в социальное окружение служат образцами, эталонами соответствующего поведения контролируют поведение людей
5
Виды социальных норм Обычаи и традиции Правовые нормы Моральные нормы Религиозные нормы Политические нормы Эстетические нормы Этические нормы и др.
6
Виды социальных норм К каким видам относятся следующие социальные нормы? «Гражданин Российской Федерации несет военную службу в соответствии с Федеральным законом» правовые Регулярные встречи выпускников школ традиции Оказание помощи пожилому соседу моральные Соблюдение поста религиозные Выработка канона изображения в Древнем Египте эстетические
7
Виды социальных норм По степени обязательности исполнения побуждающие запрещающие императивные (от лат. imperativus –повелительный) рекомендательные «Среднее общее образование обязательно. Родители или лица их заменяющие, обеспечивают получение детьми среднего общего образования» ?
8
Воздействие социальных норм Предполагает: знание социальной нормы и ее осознание мотив (желание следовать этой норме) само действие (реальное поведение)
9
Соблюдение социальных норм обеспечивается социальным контролем Социальный контроль — механизм регуляции отношений индивида и общества с целью укрепления порядка и стабильности в обществе Элементы социального контроля Социальные нормы Санкции
10
— любая реакция со стороны окружающих людей, государства, общества на поведение человека или группы Санкции. Виды санкций Санкции нацелены на поддержание социальных норм
11
Виды санкций негативные (наказания) позитивные (одобрения) Санкции. Виды санкций формальные (применяются в соответствии с правилами) неформальные (проявляются в эмоционально окрашенной реакции)
12
Формы социального контроля Социальный контроль Внутренний Внешний формальный неформальный самоконтроль Форма социального контроля, при которой индивид самостоятельно регулирует свое поведение, согласовывая его с общепринятыми нормами Совокупность институтов и механизмов, гарантирующих соблюдение общепринятых норм поведения и законов
Стадии процесса
Человек может социализироваться в несколько этапов. Каждому отвечает соответствующая стадия. Всего их выделяют пять:
- адаптация;
- идентификация;
- интеграция;
- трудовая;
- послетрудовая.
В первую очередь личность проходит стадию идентификации. Она продолжается с момента рождения до подросткового периода. В это время ребенок учится на примере взрослых, подражает их поведению и привычкам. Вторая проявляется в желании показать себя, стать уникальным. На третьей происходит первое внедрение в общество. В зависимости от общения с коллективом, она может быть благополучной или неудачной. В период трудовой стадии человек сам оказывает влияние на общество, а на последней — послетрудовой — делится своим опытом с другими.
Немецкий ученый еврейского происхождения Эрик Эриксон отмечает то, что социализация личности заключается в большем количестве стадий:
- младенчество;
- ранее детство;
- детство;
- младший школьный возраст;
- отрочество;
- юность;
- зрелость;
- старость.
Первая стадия длится до 1,5 лет, когда ребенка полностью опекает мать. Доверие развивается именно в зависимости от отношения самого близкого человека. Если общения с матерью недостаточно, ребенок вырастет замкнутым и молчаливым. Следующий период — до четырех лет — связан с формированием независимости, дети приучаются к аккуратности и опрятности. До шести лет у малыша появляется чувство личности, а это может означать то, что развивается творческое мышление, инициатива.
С этого возраста ребенок начинает посещать школу, он учится строить отношения с ровесниками и учителями, перенимает их опыт и знания. Хорошие оценки дают возможность поверить в свои силы, стать уверенным и спокойным. Затем начинается период полового созревания, когда подросток озабочен своей внешностью и мнением окружающих о себе, ищет свое призвание и проявляет первую симпатию к противоположному полу.
Лекция 1.4 | Социология личности | Марина Арканникова | Лекториум
Watch this video on YouTube
На стадии юности человек ищет постоянное место работы, спутника по жизни и свое место среди социума. В это время стирается индивидуальность, личность смешивает себя с определенным коллективом. Самая длительная стадия — зрелость — способна разбудить в человеке чувство необходимости и опытности. В пожилом возрасте люди принимают свою жизнь и переосмысливают ее.
Фактчек
- Человек рождается индивидом, а личностью становится в процессе социализации.
- Процесс социализации продолжается всю жизнь, сменяется стихийными и упорядоченными процессами, а также зависит от типа общества.
- Первичная социализация предполагает усвоение социальных норм ребенком. Её агенты: родители, друзья, учителя. Институты: семья, школа, творческие кружки.
- Вторичная социализация подразумевает усвоение социальных норм взрослым человеком. Её агенты: руководители предприятий, представители органов власти, начальство. Институты: армия, церковь, государство.
- Человек проходит пять стадий социализации: адаптация, идентификация, интеграция, трудовая стадия и послетрудовая стадия.
- Конформизм — пассивное согласие с существующим порядком, взглядами и нормами поведения.
Этапы социализации личности
Процесс социализации человеческой личности в своем развитии проходит три главные фазы:
- освоение социальных норм и ценностей и норм;
- стремление личности к персонализации и самоактуализации, а также к определенному воздействию на других членов общества;
- интеграция человека в определенную социальную группу, в которой он может раскрыть свои свойства и возможности.
Только последовательное протекание процесса социализации может привести к благополучному его завершению. Процесс социализации включает определенные этапы социализации личности.
Основными считаются следующие этапы:
-
Первичная социализация, которая протекает с рождения до полного становления личности;
-
Вторичная социализация, подразумевающая перестройку зрелой личности в период пребывания в социуме.
-
Этап интеграции . Он связан с развитием стремления и потребности стать частью общество, благополучно вписаться в него. Этот этап может пройти успешно при принятии социумом свойств личности, ее индивидуальности. Если же, социум не способен принять личность со всеми ее особенностями, то имеются такие вариации развития событий:
- Сохранение своей индивидуальности, несмотря на общественное мнение и проявление агрессии к обществу, либо уверенность в себе и своих силах и внедрение в общественную среду, несмотря ни на что;
- Адаптация к требованиям общества, желание стать таким же его членом, как другие, координально изменив себя;
- Конформизм. В этом случае происходит лишь внешнее согласие индивида с общественными нормами и привыкание к ним. Однако, внутренне индивид не согласен с ними и не желает быть таким, как все.
-
Трудовой этап. Процесс социализации личности начинается в раннем возрасте, а именно с начала совершения человеком элементарной трудовой деятельности и протекает в течение всей его трудовой деятельности. предполагается, что личность не просто усваивает общественные нормы и требования, но и совершает действия на благо обществу, работая в его среде.
-
Пенсионный этап. Человек уже не принимает участие в трудовой деятельности, но все равно проходит процесс социализации, поскольку передает свой социальный опыт новому поколению.
Процесс социализации логично рассматривать в зависимости от возраста человека.
Детство. Социализация человека начинается с самой ранней стадии его развития. В детском возрасте почти на 70% формируется личность человека. В случае запаздывания этого процесса наблюдаются необратимые последствия. До семи лет понимание собственного «Я» проходит наиболее естественно, чем в старшем возрасте.
Подростковый возраст. Этот социальный этап в общем жизненном цикле каждого отдельного индивида очень важен. Именно на этом этапе происходят основные физиологические изменения и становление личности. С тринадцатилетнего возраста дети начинают брать на себя значительно больше обязанностей.
Период молодости. Возраст шестнадцати лет наиболее напряженный и опасный. Это связано с тем, что с этого возраста индивид сознательно и самостоятельно решает, какой социум для дальнейшей жизни ему выбрать.
Период от 18 до 30 лет. В этом возрасте базовые инстинкты и становление социализации переориентируются на работу и личные отношения. Неправильное освоение или восприятие этих сфер может привести к необратимым серьезным последствиям, в результате которых человек бессознательно будет жить до кризиса, наступающего в возрасте тридцати лет.
Период зрелости. На данной стадии, которая длиться примерно до 60 лет, особо воспринимается воздействие со стороны других людей, подтверждение своей нужности. В этот период человек вкладывает свои ресурсы в труд, заботу о детях, удовлетворение своих и общественных потребностей.
Период старости. Для него характерно завершение создания формы эгоидентичности, человек переосмысливает свою жизнь, пытается осознать свое «Я» в процессе духовных раздумий о прожитых годах.
Социализация и воспитание
Воспитание, в отличие от социализации, протекающее в условиях стихийного взаимодействия индивида и окружающей среды, рассматривают, как сознательно контролируемый процесс, например, религиозное, семейное или школьное воспитание.
Социализация личности это в педагогике процесс, который изучается неотрывно от процесса воспитания. Главной задачей воспитания выступает формирование у растущего индивида гуманистической направленности, что означает, что в мотивационной сфере личности общественные мотивы, побуждения к социально полезной деятельности преобладают над личными мотивами. Во всем, о чем думает индивид, чтобы он ни делал, в мотивы его действий должно включаться представление о другом индивидууме, об обществе.
На процесс социализации личности большое воздействие имеют социальные группы. Их влияние различно на разных этапах онтогенеза человека. В раннем детском возрасте значимое влияние идет от семьи, подростковом – от сверстников, зрелом – от рабочего коллектива. Степень влияния каждой группы зависима от сплоченности, а также организации.
Воспитание, в отличие от общей социализации является целенаправленным процессом воздействия на индивидуума, что означает, что с помощью воспитания можно регулировать воздействие социума на индивида и создавать благополучные условия социализации личности.
Социализация личности это в педагогике также важная тема, поскольку социализация неотрывная от воспитания. Под воспитанием понимается общественное явление, которое воздействует инструментами обществом на личность. Из этого выплывает связь воспитания с социальной и политической структурой общества, которое выступает «заказчиком» на воспроизведение конкретного типа личности. Воспитание является специально организуемой деятельностью в реализации намеченных целей образования, в педагогическом процессе, где субъекты (учитель и ученик) выражают активные действия в достижении педагогических целей.
Известный психолог С
Рубинштейн утверждал, что важной целью воспитания является формирование у человека личной нравственной позиции, а не внешнее приспособление индивидуума к социальным правилам. Воспитание требуется рассматривать, как организованный процесс социальной интериоризации ценностных ориентаций, то есть их перевод из внешнего – во внутренний план. Успешность интериоризации проводится при участии эмоциональной и интеллектуальной сфер индивида
Это значит, что при организации процесса воспитания учителю нужно стимулировать у своих воспитанников понимание ими их поведения, внешних требований, чувственное проживание нравственной, а также гражданской позиции. Тогда воспитание, как процесс интериоризации ценностных ориентаций будет осуществляться двумя путями:
Успешность интериоризации проводится при участии эмоциональной и интеллектуальной сфер индивида. Это значит, что при организации процесса воспитания учителю нужно стимулировать у своих воспитанников понимание ими их поведения, внешних требований, чувственное проживание нравственной, а также гражданской позиции. Тогда воспитание, как процесс интериоризации ценностных ориентаций будет осуществляться двумя путями:
— через сообщение и истолкование полезных целей, нравственных правил, идеалов и норм поведения. Это избавит ученика от стихийного поиска, в котором возможно столкнуться с ошибками. Этот способ основывается на содержательно-смысловой переработке мотивационной сферы и сознательной волевой работе в переосмысливании собственного отношения к реальному миру;
— посредством создания определенных психологических и педагогических условий, что актуализировали бы интересы и естественные ситуативные побуждения, стимулируя тем самым полезную общественную деятельность.
Оба пути результативны, только при системном их применении, интеграции и взаимодополняемости.
Успешность воспитания и социализации лиц юного возраста осуществима при условии использования положительных факторов, вложенных в общественных отношениях, образе жизни, нейтрализации факторов, мешающих осуществить задачи обучения, воспитания и социализации.
Преобразование системы образования и воспитания способно быть успешным, только когда это реально станет делом общества . Стоит переориентировать общественную жизнь, культурную среду, систему обучения и воспитания на молодое поколение.
Социализация как фактор развития личности школьника
Во многом, конечно, социализация важна в школьном возрасте, и на то есть ряд определенных причин.
Во-первых, когда ребенок только приходит в школу, то у него как раз начинается процесс вторичной социализации. Там для него все новое: и учителя, которые могут нести совсем другие мысли и вести себя иначе, чем привычные родители, и новый коллектив, с которым также предстоит выстроить грамотное общение.
Немаловажен также и подростковый период, когда ребенок учится в средних и старших классах. В процессе пубертата меняется не только тело, но и образ мышления. Родители, их мнение и образ жизни обычно уходят на второй план, а освободившееся место занимают друзья. Тяжелее всего в этой ситуации придется детям ведомым, их могут подмять под себя более авторитетные личности.
И, конечно же, не стоит забывать про «эффект маятника». В знак протеста, который является неразрывным спутником переходного возраста, ребенок захочет чего-то противоположного, чем то, что есть у него в семье, а это способно привести к плачевным последствиям
Поэтому родителям важно держать руку на пульсе и контролировать ребенка
Факторы взаимодействия
Ролевые игры занимают важное место во взаимоотношениях между людьми. Но на взаимодействие влияют множество других факторов
Среди них:
- Интересы и цели сторон. Если они сходные, люди могут двигаться в одном направлении, стремиться к достижению одной цели. При диаметрально противоположных интересах возникают конфликты, ссоры, скандалы. Частый пример в работе коммерческих представителей – руководство дало цель двум продавцам повысить продажи, но не делит между ними рынок. В итоге оба звонят одним и тем же клиентам, ругаются между собой, портят отношения с заказчиком. Итогом может быть провал плана.
- Отношение к окружающим. С кем-то тебе приятно общаться, и ты будешь желать проводить с этим человеком время, взаимодействовать с ним, ходить на концерты, встречаться. Но есть люди, которые вызывают у тебя негативное отношение, и думать о дружбе, любви, успешном сотрудничестве до нормализации отношений бессмысленно. Кстати, доказано, что общаться приятнее с симпатичными, опрятными людьми. Они воспринимаются, как умные, дружелюбные, даже неспособные обмануть.
- Близость. Имеется в виду проживание в одном районе, посещение одного фитнес-клуба, учеба в одном университете, одно место работы. Постоянно сталкиваясь с одним и тем же человеком, ты начинаешь воспринимать его частью своего окружения и готова с ним взаимодействовать, даже если условия ваших привычных контактов изменились.
Image by Gerd Altmann from Pixabay
Пример – в соседнем доме живет молодая девушка. Вы незнакомы, не здороваетесь, но часто пересекаетесь по дороге на работу, в магазине. Если вы встретитесь на отдыхе в другом городе или семья, то, вероятно, поприветствуете друг друга и даже остановитесь поговорить.
Психология взаимодействия людей связана с изучением поведения, контактов, выстраиваемых человеком в обществе. Она рассматривает типичные роли, игры, факторы и формы взаимодействия, прогнозирует успешность человека, как социального существа.