Категории детей с нарушениями речи
Данная группа очень многогранна. Дефекты речи могут проявляться в ярко выраженной бедности языка, некорректном грамматическом строе, наличии нелепых ошибок, замедленном темпе разговора. Детская афазия, сенсорная и моторная алалия, ринолалии и заикание имеют иные особенности и требуют коррекции и лечения у специалистов.
В зависимости от выраженности дисфункции, дети по-разному воспринимают реальность. Некоторые с лёгкостью коммуницируют с остальными, немного стесняясь своей заторможенности, а другие умеют только понимать чужие слова и фразы, но не способны формулировать свои собственные.
Понятие нарушения развития ребенка
В настоящее время установлено, что нарушения в развитии детей многоаспектны и многоплановы. Выделяют нарушения в интеллектуальной, сенсорной, двигательной и речевой сферах.
Отклонения в развитии могут быть разной формы и степени тяжести (выраженности). В том случае, если отклонения слабые и не заметны, то ребенок может не получить вовремя необходимой помощи от специалистов и отклонение с течением времени и взрослением ребенка будет только лишь усложняться. Если отклонения заметны (чаще всего ребенок выделяется на фон сверстников), то меры по их устранению и коррекции принимаются сразу после постановки диагноза.
Замечание 1
Таким образом, очень важно вовремя установить вид и степень отклонения в развитии, чтобы своевременно оказать ребенку всю необходимую квалифицированную помощь. С целью своевременного установления возможных отклонений развития, специалисты образовательных и медицинских учреждений, периодически проводят квалифицированный осмотр ребенка
Кроме того, в последнее время специалисты проводят просветительскую работу среди родителей детей, с целью формирования у них необходимого запаса сведений в области специальной и коррекционной педагогики. Это необходимо для того, чтобы родители имели возможность самостоятельно определить проблемы в развитии и своевременно обратиться за помощью
С целью своевременного установления возможных отклонений развития, специалисты образовательных и медицинских учреждений, периодически проводят квалифицированный осмотр ребенка. Кроме того, в последнее время специалисты проводят просветительскую работу среди родителей детей, с целью формирования у них необходимого запаса сведений в области специальной и коррекционной педагогики. Это необходимо для того, чтобы родители имели возможность самостоятельно определить проблемы в развитии и своевременно обратиться за помощью.
В настоящее время современная наука рассматриваете организм ребенка, его здоровье, личностные особенности как единый целостный комплекс.
Специалисты, которые сопровождают ребенка в первые годы его жизни (педиатр, воспитатель и т.д.) должны иметь четкие закономерности формирования и развития ребенка. Воспитатели ДОУ должны иметь сформированное и системное представление о концепции воспитания и обучения детей с различными формами развития (с нормой и отклонениями).
Коррекционное и компенсирующее воспитание (обучение) детей с отклонениями в развитии – это комплексный и личностно-ориентированный подход, учитывающий состояние развития ребенка с точки зрения различных специалистов, характеризующих его физическое и психическое развития, с целью оказания ему необходимой многоплановой помощи.
Коррекционная и компенсирующая работа с ребенком, имеющим отклонения в развитии обязательно должна учитывать его индивидуальные и личностные особенности. Ни в коем случае подход к такому ребенку не должен осуществляться по стандарту или шаблону. Коррекционная и компенсирующая программа разрабатывается индивидуально для каждого ребенка.
Возраст 0-3 года, психологические проблемы развития
Задержки психического и речевого развития (ЗПР, ЗПРР, ЗРР), “странная речь”
Темпы развития речи у детей очень вариабельны. Однако, если к 3 годам ребенок говорит лишь отдельные слова, недостаточно понимает обращенную речь, — это может говорить о задержке речевого развития, которая при своевременно начатой работе специалистов должна компенсироваться. Если отставание в речи сочетается и с некоторым отставанием в уровне умений и навыков в неречевых заданиях (не может собрать пирамидку, разложить по цветам карандаши и т.д.), — говорят о задержке психоречевого развития. Диагноз задержки ставит детский психиатр, он же при необходимости назначает стимулирующее развитие лечение, а коррекционную работу проводят педагоги — логопеды и дефектологи. Иногда бывает так, что ребенок говорит, но его речь отличается от обычной: например, он может только воспроизвести услышанное ранее (цитату из мультфильма или вопрос взрослого), но не может построить собственное активное высказывание. Такие повторы — эхолалии, — могут быть промежуточным этапом развития речи в норме, но если они существуют длительно — это повод обратиться за помощью.
Отсутствие речи к 3 годам
Если ребенок к 3-м годам не говорит, нужно обратиться за помощью: к детскому психиатру для диагностики причин задержки речи и, при необходимости, лечения, а в дальнейшем начинать коррекционную работу с логопедом и дефектологом. Бывает, что ребенок говорит как будто на «своём» языке: слышатся интонации, но понять его невозможно. Проконсультируйтесь со специалистом. Диагноз полного отсутствия речи — алалии, — требует интенсивной коррекционной работы.
Страхи у ребенка до трех лет
Страхи — обычное явление детского возраста. Настораживать должна их интенсивность (например, боится собак настолько, что вообще не выходит на улицу), необычность фабулы страха (боится щели за дверью, огонька пожарной сигнализации, мужчин с усами на улице). Некоторые дети боятся громких звуков, особенно — бытовых приборов, другие выбегают из комнаты при виде пугающего персонажа мультфильма. Обычный страх темноты может свидетельствовать о нарушениях, если при этом ребенок указывает на что-то, чего нет («вон медузы на потолке») или смотрит в определенное место так пристально, как будто что-то видит. Конечно, об обычности и необычности страха мы судим с большой долей субъективности. Врач поможет развеять вашу тревогу и прояснить характер переживаний ребенка. Отдельную разновидность тревоги детского возраста представляет собой страх разлуки с близким человеком: ребенок не отпускает от себя мать, отказывается заходить в группу детского сада без матери, долго не успокаивается в ее отсутствии. Часто такой симбиоз — нормальный этап развития, но если он затягивается и дезадаптирует ребенка — обратитесь за консультацией.
Агрессивность, возбудимость.
А если, наоборот, ребенок слишком бесстрашен, конфликтен, легко дает гневливые реакции: кричит, валится на пол («закатывает истерики»), разбрасывает игрушки и предметы, бьет и кусает детей и взрослых? Такое поведение часто свидетельствует о сильном (стеническом) темпераменте и о возбудимых или демонстративных чертах характера. Возможно, эти черты потом помогут ему развить актерское дарование и лидерские наклонности, но, если Вы не справляетесь или под угрозой ваше пребывание в детском коллективе, — обратитесь за помощью. Особенно должна настораживать аутоагрессия, когда ребенок бьет или кусает сам себя.
Нарушения привязанности и симптомы аутизма
Недостаточная потребность в контактах, отсутствие эмоциональной привязанности, “странное поведение” (ребенок не такой, как все) Иногда родителям сложно сформулировать, что не так в поведении ребенка. Например, он сидит в песочнице с другими детьми, но не обращает на них внимания, а занят задумчивым пересыпанием песка. Он может встать, оперевшись на другого ребенка, как на неодушевленный предмет, или подвинуть его с дороги, не обратив внимания на его реакцию. Он подолгу перебирает любимые предметы или выстраивает из них ряды, но не обращает внимания на приход или зов матери. Когда ему что-то нужно, он тянет вашу руку в нужном направлении, но не пытается обратиться к вам или поймать ваш взгляд. Он как будто существует в каком-то «своём» мире. Чем раньше вы обратитесь за помощью, тем лучше будут результаты коррекционных мероприятий даже в случае серьёзных нарушений развития.
Психология подростков проблемы возраста от 12 до 18 лет
Недовольство собственной внешностью, анорексия, булимия
Подростковый возраст приносит с собой множество новых, часто тягостных, переживаний. Так, подростку, особенно девочке, может начать не нравиться собственная внешность: она кажется себе слишком полной, или у неё не та форма носа, или от неё (него) исходит неприятный запах. Идеи излишней полноты влекут за собой ограничение себя в пище, вплоть до истощения (нервная анорексия). В дальнейшем девочки с анорексией начинают периодически съедать огромное количество пищи, а потом искусственно вызывают у себя рвоту (стадия булимии и рвотное поведение). Анорексия представляет опасность для жизни! Не откладывайте обращение к психиатру!
Подавленность, депрессии, социальная отстраненность
Именно в подростковом возрасте впервые появляются расстройства настроения, чаще — депрессии. Беспричинная затянувшаяся тоскливость, мысли о собственной неуспешности, нежелании жить, пониженная общая активность, нарушения сна и аппетита — повод бить тревогу! Подростки, к сожалению, представляют группу повышенного суицидального риска.
Уходы из дома, бродяжничество
Иногда у подростков заявляет о себе влечение к перемене мест и бродяжничеству. Некотрые из них сбегают из дома, могут уехать в другой город или просто целыми днями кататься на общественном транспорте. Могут ночевать в подвалах, в метро, подворовывать для пропитания. Ведите такого путешественника к психиатру.
Страхи за свое здоровье, в том числе психическое
И, наконец, у подростка могут появиться опасения за своё здровье. Рак, СПИД — все самые страшные болезни могут «находить» у себя подростки, обычно на фоне тревожно-депрессивного настроения. Иногда появляется страх сойти с ума. Обычно подростки долго никому не говорят о своих страхах. Но их наличие требует психотерапевтической помощи.
Дети с нарушениями слуха
Ребята с подобными особенностями, пожалуй, чаще остальных испытывают чувство стеснения и скованности, когда находятся среди сверстников. Им приходится носить слуховые аппараты, прибегать к языку жестов или чтению по губам, чтобы понимать окружающих и беседовать с ними. Им труднее даётся обучение в обычной школе, а потому требуется особенная программа, разработанная с учётом их возможностей.
Глухие дети — отдельная категория лиц, потерявших способность слышать до развития речевых навыков либо рождённые с таким пороком.
Позднооглохшие утратили слух в том возрасте, когда речевая функция уже была сформирована. Поэтому им немного легче осваиваться в обществе и взаимодействовать с людьми, но без консультаций педагогов и специалистов их прогресс может ухудшаться.
Частичная потеря слуха позволяет детям самостоятельно овладевать основными навыками, но время от времени им требуется коррекция врачей.
Отклонения, связанные с нарушениями опорно-двигательного аппарата
Они могут быть унаследованы от родителей или появиться после серьёзных заболеваний, вследствие падения, избиения, ДТП и получения иных повреждений и увечий. Двигательные функции у таких ребят нарушены в полной или частичной мере. Но это значительно влияет на их существование, сводя к минимуму привычным другим детям радости, а иногда и способность к нормальной жизнедеятельности.
С недавних пор их начали классифицировать ещё и по степени тяжести:
- Лёгкие (спокойно чувствуют себя в обществе, могут стоять, ходить и двигаться, но страдают от некоторых проявлений болезни — непроизвольных движений или подёргиваний, особенностями позы и т.д.);
- Средние (обладают большинством необходимых навыков, но ограничены в некоторых действиях);
- Тяжёлые (не могут обслуживать себя самостоятельно и остро нуждаются в помощи).
Методы обследования
Дети со сложными отклонениями в развитии имеют ограниченное мировоззрение. При острых инфекционных заболеваниях симптомы поражения проявляются одновременно; при наследственных заболеваниях сенсорные нарушения могут проявляться постепенно в течение нескольких месяцев или лет.
Если нарушения обнаруживаются и своевременно исправляются, вы можете помочь своему ребенку приспособиться к этому миру, максимально использовать остатки зрения и слуха и компенсировать задержку в развитии. Поэтому комплексные обследования следует проводить как можно раньше.
Комплексное обследование сложных заболеваний включает медицинскую и психолого-педагогическую диагностику. В ходе медицинского обследования педиатр, невропатолог, офтальмолог, отоларинголог, генетик, психиатр и представители других медицинских специальностей должны провести серию анализов и определить характер нарушений физической и нервной системы.
Наиболее тщательно исследуются слух и зрение. Во время нейрофизиологических исследований выполняются тесты ЭЭГ и вызванных потенциалов ствола и коры головного мозга, которые позволяют оценить нарушения и повреждение центральной нервной системы. Поскольку в раннем возрасте дети развиваются особенно бурно, с помощью врачей, педагогов и психологов нарушения можно серьезно компенсировать.
Следует помнить, что степень активности детей со сложными отклонениями в развитии зависит от образа жизни, который создают для них взрослые и их окружение. Если здоровый ребенок легко получает информацию об окружающем мире и изучает его, то при сложном поражении органов восприятия необходимо приложить серьезные усилия для адаптации к этому миру. И это намного сложнее детям, чьи умственные способности сильно нарушены
Тактильные ощущения часто являются первичным восприятием этих детей.
Поэтому в реабилитационной педагогике большое внимание уделяется практическим упражнениям и наглядным примерам. И лучшее, что могут дать родители одновременно, — это эмоциональный и физический контакт: объятия, укачивание и так далее
Детям со сложными отклонениями в развитии необходимы грамотная семья и специальное образование. Если ребенка окружает атмосфера любви и заботы, педагоги смогут добиться больших успехов.
Причины, ограничивающие возможности здоровья ребёнка
Согласно большинству медицинских исследований, существует два основных типа факторов появления детей с ОВЗ: внутренние (эндогенные) и внешние (экзогенные). Особая наследственность, неправильный образ жизни девушки во время беременности, а также трудные роды могут оказать существенное влияние на ребёнка. Травмы или ушибы, полученные во время появления малыша на свет, способны вызвать частичную или полную потерю слуха, зрения, нарушения ОДА и умственного развития, тем самым ограничивая возможность расти, веселиться, играть и получать образование, как другие дети.
Внешние источники проблем со здоровьем связаны, как правило, с табакокурением родителей или близких родственников, со злоупотреблением запрещённых веществ или алкоголя, с экологией населенного пункта, с наследственными заболеваниями и многим другим.
Причины сложных нарушений развития у детей
Расстройства развития могут иметь различные причины — биологические или социально-психологические. К биологическим причинам можно отнести глубокую недоношенность, патологии беременности и родов, инфекции, передающиеся как в матке, так и после родов, наследственные заболевания.
Наиболее опасными для плода являются краснуха, токсоплазмоз, цитомегаловирус, грипп, корь, туберкулез, сифилис, передаваемые при беременности.
Постнатальные нейроинфекции — воспаление мозговых оболочек, а также осложненные корь, скарлатина и тяжелый грипп — могут привести к тяжелым поражениям.
Среди социально-психологических причин появления сложных расстройств — плохой уход, отсутствие эмоционального контакта с близкими, равнодушие и жестокость взрослых, лишение детей необходимых сенсорных и психических факторов развития и так далее.
В последнее время хромосомные заболевания все чаще относят к причинам врожденных сложных нарушений развития. Многие младенцы с хромосомными заболеваниями умирают в утробе матери и при родах, большинство из тех, кто остается, умирают в течение первых месяцев или лет после рождения из-за плохой жизнеспособности. Среди хромосомных заболеваний лидируют синдром Дауна, синдром Маршалла, синдром Вильдерванка, болезнь Норри и другие.
Особенности детей с психическими отклонениями
Такое состояние характеризуется замедленным развитием ребёнка. У него бывают нарушены когнитивные и коммуникативные функции, что сказывается впоследствии на способности воспринимать информацию, запоминать сведения и познавать окружающий мир.
Психическое развитие имеет отдельную классификацию по своему процессу:
- Ретардация — ей характерны чересчур медленное развитие, задержка или приостановка функций психики и становления личности;
- Асинхрония — нарушение, при котором психика формируется дисгармонально и с существенным опережением какой-то одной сферы над другой, что приводит к внутреннему конфликту;
- Умственная отсталость — она проявляется в особенностях развития разума, воли и эмоций из-за врождённых или приобретённых задержек в развитии.
Лица с нарушениями зрения
Дети с характерными особенностями зрения встречаются довольно часто. Это отчасти связано с современными реалиями, обилием гаджетов и компьютеров, способных оказывать влияние на зрительную функцию. Тем не менее, встречаются и другие случаи, когда потеря способности видеть связана с другими причинами.
Прежде всего, нужно понимать, что степень проявления отклонения имеет свою шкалу.
- Слабовидящие;
- Частично слепые;
- Тотально слепые;
- Слепые.
Появление недуга может быть обусловлено целым рядом факторов, как и другие виды ОВЗ. Врождённая слепота — явление, при котором человек с самого момента рождения был лишен возможности видеть мир своими глазами. Приобретённая свидетельствует о том, что изначально ребёнок обладал зрительной функцией. В зависимости от конкретной ситуации, подход к адаптации может быть разным.