Причины повышенной тревожности
Основной корень тревожности у детей и подростков – это отношение к ним со стороны родителей. Вызвать данное состояние может гиперопека, когда каждый шаг ребенка контролируется и исправляется. Но и недостаточное уделение времени малышу тоже провоцирует тревожность. Чаще всего такой хронический стресс возникает у детей, чьи родители заняты активным построением карьеры: они каждый раз по-разному реагируют на успехи ребенка, то отталкивая его от себя, то приближая. В результате у ребенка возникает внутренний конфликт, в основе которого – непонимание, как относиться к родителям, боязнь, что родительская любовь может быть непостоянной.
Другими причинами тревожности становятся:
- тревожность у родителей (например, из-за увольнения, постоянной нехватки денег, развода);
- переезд;
- смена школы или детского сада;
- разными требованиями от родителей и воспитателей (учителей). Например, родители учат, что нужно постоять за себя, а воспитатели – что нужно терпеть или жаловаться им;
- завышенными требованиями к ребенку: желанием его отдать в «достойную» школу, на максимальное количество кружков, требования одних положительных оценок, контроль выполнения всех уроков;
- неадекватыми, противоречащими морали ребенка, требованиями: «сдать» товарища, скрыть увиденное, соврать.
Конечно, в первую очередь тревожность у детей проявится в том случае, если у них есть определенные особенности нервной системы. Но если раздражитель довольно силен, то даже здоровый ребенок, которого любят в семье (или, наоборот, очень ценят друзья и воспитатели), может стать тревожным.
Тревожность у детей дошкольного возраста чаще развивается у мальчиков: они боятся наказания. У девочек ухудшение их психического самочувствия, в основном, наблюдается позже – ближе к подростковому возрасту. У них это связано с взаимоотношениями со сверстниками, учителями, мальчиками из старших классов.
Профилактика хронической тревожности у детей
Важно объяснить ребенку, что нервничать – это нормально. Бывает, что в жизни возникают проблемы и трудности, но их можно решить и преодолеть
Это нормально, если в непонятной ситуации он чувствует себя некомфортно – со всеми так происходит.
Затем следует обучить его самостоятельно решать проблемы. Ниже описаны 4 простых шага, как это можно сделать:
1. Помогайте понять, при каких ситуациях в школе возникает тревога
Это нужно для того, чтобы не пропустить момент, когда проявляется тревога и что при этом происходит. Полученный опыт можно будет легко перенести на другие жизненные ситуации.
2. «Проявите» тревогу, вытащите ее на «свет»
Когда наступает тревожное состояние, нужно научить ребенка «ловить» его и давать ему имя. Благодаря такой технике создается дистанция между ним и тревогой. Сделав из тревоги персонажа, можно обратить все в шутку. Например, назвать ее «Кляксой», нарисовать на бумаге, а потом смять рисунок и выбросить в мусорное ведро. Таким образом, «Клякса» будет побеждена.
⠀
С детьми постарше можно провести другую параллель. Например, представить тревогу в виде неприятного человека, который недодает с непрошеными советами. Ему можно сказать: «Замолчи! Я не буду тебя слушать». Это поможет переключиться и заняться своими делами.
3. Научите ребенка предсказывать появление тревоги
Когда механизм тревоги уже знаком ребенку, нужно не пропустить момент ее возникновения и отступить на шаг назад, подумав: «Ага, снова ты. Ты появилась, потому что у меня завтра контрольная в школе. Но я знаю, что с тобой делать».
⠀
Чтобы ребенок смог самостоятельно дать отпор тревоге, можно научить его делать такое упражнение: написать на листе бумаги три эмоции, которые ему несет тревога. Например: «Я провалю контрольную», «Родители будут злиться», «Я не поступлю в университет из-за плохих оценок». А рядом написать противоположные утверждения: «Я справлюсь с контрольной», «Родители меня поддержат», «Я найду свое призвание в жизни, несмотря на оценки». Такая практика поможет в дальнейшем распознавать тревогу в разных случаях и давать отпор ей.
4. Заранее проигрывайте тревожные ситуации вместе с ребенком
Важно научить ребенка чувствовать себя комфортно в ситуации, вызывающей тревогу. Например, заранее можно ему сказать: «Завтра у тебя контрольная по математике
Я думаю, что твоя тревога может проявиться снова. Что она будет говорить тебе? А что ты будешь отвечать ей? Поделись». Родителям нужно дать понять ребенку, что в этом моменте нормально переживать, что они будут рядом и помогут ему справиться с этим состоянием.
⠀
То есть, сначала ребенок готовится к предстоящему событию, которое вызывает тревогу, затем пробует проиграть его у себя в голове, а потом делает выводы, как все получилось.
⠀
На этот процесс понадобится время. Но потом ребенок сможет самостоятельно осознавать свои чувства, управлять своими эмоциями и быть стойким в любых сложных жизненных ситуациях.
⠀
Причины повышенной тревожности у детей
Значительный «вклад» в развитие тревожности вносят родители. Бывают дети, особенно сильно предрасположенные к повышенной тревожности — дети творческого склада ума, высокочувствительные, меланхолического темперамента. Но обычно, если родители нашли подходящий подход к воспитанию ребёнка, тревожность может проявляться лишь эпизодически, не перерастая в тяжёлую форму. Рассмотрим самые распространённые причины детской тревожности.
1. Тревожная атмосфера дома
Дети всегда перенимают модель поведения близких взрослых. Если родители сами постоянно о чем-то беспокоятся, их тревожность передаётся ребёнку. Он усваивает, что мир опасен, что на самые разные события в жизни нужно беспокойно реагировать. В этом случае ребенок становится мнительным, его страхи распространяются на все сферы жизни. Даже если родители не высказывают открыто свои страхи, дети всегда чувствуют напряженную атмосферу. В такой обстановке стресс у детей может стать хроническим.
2. Психологическая травма
Причиной повышения тревожности может стать любая ситуация, которая вызвала сильный стресс у ребёнка. Развод родителей, потеря близкого человека, серьёзные конфликты с учителями или сверстниками, болезнь — любое из этих событий наносит ребёнку тяжёлую травму. Если родители и психологи не помогли справиться с ней, страхи и тревоги будут сопровождать ребёнка и дальше
Такой травмой может стать даже публичное порицание или провал ребенка на важном мероприятии, особенно если он растёт чувствительным и эмоциональным
3. Авторитарный стиль воспитания
Когда детям предъявляют слишком высокие требования, ругают за любые ошибки, не позволяют выражать свои эмоции и часто наказывают, тревога становится их постоянным спутником. В такой ситуации дети постоянно вынуждены бороться за любовь и принятие, страдают от частой критики, стремятся угодить родителям любой ценой и отчаянно боятся потерять их расположение. Особенно тяжело им приходится, если требования и реакции взрослых непредсказуемы и непоследовательны. Ещё тяжелее, если родители применяют жестокие наказания или запугивания. Как следствие — низкая самооценка, неуверенность в себе, недоверие к окружающему миру, постоянные страхи и высокий уровень тревоги.
Советы психологов
Программа построения линии поведения с тревожными детьми начинается с принятия проблемы. Семьям, которые задумываются о возможных возникновениях подобных трудностей, в качестве профилактики обязательно общаться с подростком каждый вечер. Нужно интересоваться прожитым днем, выслушивать без насмешек переживания, предлагать свою помощь, со всей серьезностью вникать даже в самые наивные сложности.
Важно исключить возможные трудности, которые могут возникнуть в течение дня: заранее купить перекус, чтобы не заставлять малыша общаться с посторонними, пополнить проездной билет средствами, избавив от необходимости обращаться в кассу или сложный банкомат, обеспечить полным комплектом канцелярских принадлежностей, чтобы ему не пришлось просить помощи у сверстников. Ни в коем случае нельзя сравнивать достижения и неудачи школьника с результатами деятельности других детей
Не стоит повторять ошибок прошлого поколения, мотивировать можно только опираясь на собственные победы школьника. Совершенствовать свои успехи всегда приятно, в отличие от погони за кем-то идеальным
Ни в коем случае нельзя сравнивать достижения и неудачи школьника с результатами деятельности других детей. Не стоит повторять ошибок прошлого поколения, мотивировать можно только опираясь на собственные победы школьника. Совершенствовать свои успехи всегда приятно, в отличие от погони за кем-то идеальным.
Содействие родителей в учебе
Если родители подозревают начало развития тревожности, обязательно следует пройти вместе с ребенком несколько онлайн тестов, благодаря которым можно будет характеризовать сиюминутное состояние нервной системы. В случае, если ситуация выходит из-под контроля, нельзя игнорировать начавшийся процесс расстройства и обратиться за консультацией к квалифицированному специалисту, уровень которого подтвержден положительными отзывами реальных людей, а не красивыми презентациями на сайте частной клиники.
Симптомы детской тревожности
Forewer/Shutterstock.com
Симптомы детской тревожности включают в себя физические, эмоциональные и поведенческие аспекты, а также могут быть временными или длительными:
- Ухудшение общего физического состояния. Эти симптомы сложно не заметить, ведь ребёнок жалуется на усталость, боли: головные и в области ЖКТ; его могут преследовать тошнота, рвота. Кисти рук могут дрожать, а ладони и стопы становятся холодными.
- Проявления чрезмерной эмоциональности: обидчивости, агрессии. На первый взгляд безобидные вещи могут вызвать бурю эмоций: ребёнок может огрызаться, кричать или, наоборот, обижаться, плакать и рыдать.
- Рассеянность внимания. Ребёнку сложно сконцентрироваться и он не может выполнить поставленную перед ним задачу.
- Проблемы со сном. Не может уснуть, появляется бессоница, могут снится кошмары.
- Апатия. Ребёнок ничего не хочет. Его сложно заставить встретиться с друзьями или даже просто выйти на улицу.
- Напряжение в мышцах. Это постоянно нахмуренные брови, приподнятые плечи, опущенные уголки рта.
- Фобии. Ребёнок начинает бояться смерти, вымышленных героев и т. д.
Кроме того, в современном мире есть инструменты, которые могут помочь родителям быть более вовлечёнными в жизнь детей. Одним из таких инструментов является приложение «Где мои дети». С его помощью вы можете смотреть, где находится ваш ребёнок, чем он занят и что происходит вокруг него. Это может быть полезным для раннего обнаружения признаков тревожности и немедленной реакции на них.
Приложение «Где мои дети» поможет заботиться о вашем ребёнке даже на расстоянии. Скачайте его бесплатно и сами в этом убедитесь!
Стратегии для общения с учениками
Во время любого общения с учениками учителя могут контролировать только свое собственное поведение, но на самом деле это очень много. «Во время общения с учеником, успех на 50% зависит от нас, — говорит Минахан. — У нас очень много контроля при каждом взаимодействии».
Совет 16: Если отношения с учеником не сложились еще в начале года, попробуйте случайном образом проявлять позитивное отношение к ребенку, а не просто хвалить за хорошее поведение. Такая стратегия называется «необусловленное подкрепление». Она помогает ребенку увидеть, что он нравится учителю просто так, а не потому, что он может решить задачу или хорошо читать в слух, говорит Минахан.
Совет 17: Если «трудный» ученик компетентен в какой-то области, предложите ему лидерскую роль. Например, можно поручать школьнику отвести ребенка помладше к медсестре или основать школьный клуб, связанный с его интересом или увлечением. Это поможет улучшить представления ребенка о себе, а также хорошо повлияет на его отношения с учителем.
Совет 18: Когда требуете чего-то от ученика, не задавайте вопросы с ответами «да» или «нет» и учите ребенка не задавать такие вопросы. В этих случаях, как правило, риск того, что кому-то не понравится ответ, составляет 50%. Если же сделать вопрос открытым, учитель открывает дверь к переговорам вместо конфликта. Например, если ученик спрашивает: «Можно мне работать с Джеком?», то учитель может переформулировать ответ: «О, ты хочешь узнать, можно ли тебе работать с Джеком? Ты можешь спросить: Когда я смогу работать с Джеком?» Возможно, ваш ответ все равно не понравится ученику, но риск взрывной реакции будет меньше, чем после простого «нет».
Совет 19: Предоставьте детям время и пространство. Если ученик склонен к спорам и конфликтам, то прямой взгляд в глаза и физическая близость могут усилить его протесты. Например, ребенок мычит под нос, и это раздражает окружающих. Многие учителя в такой ситуации встретятся с ним взглядом и покажут знаком, чтобы он вел себя тихо. Но такое взаимодействие создает ощущение, что нужно вам что-то ответить, а ребенок не может этого сделать. Вместо этого можно, например, спокойно подойти к его парте и положить на стол записку «пожалуйста, перестань издавать звуки». После этого уйдите и не смотрите какое-то время в сторону ученика.
«Первоначальная реакция на замечание негативная, и вам нужно подождать, пока он справиться с негативной реакцией, прежде чем выполнит вашу инструкцию», — говорит Минахан. Иногда ребенок не может справиться с негативными эмоциями просто из-за присутствия учителя рядом.
Совет 20: Награждайте за практику и использование стратегий, а не за результаты
«Когда я переношу поощрение на сами навыки, я вижу, что они улучшаются, а это самое важное для детей с ментальными трудностями», — говорит Минахан. Конечная цель педагогов — научить детей навыкам и стратегиям, которые они будут использовать на протяжении всей жизни в ситуациях, вызывающих у них тревожность
Так что имеет смысл награждать именно за практику.
Чем чаще учителя выражают сочувствие ученикам, обучают стратегиям по управлению своим состоянием и уделяют внимание профилактике проблемного поведения, тем спокойнее будут проходить их уроки. Зачастую это значит, что вам нужно больше узнать об ученике, чтобы понять, что провоцирует его тревожность, и найти новый способ взаимодействия с учениками, склонными к проблемному поведению
Способы борьбы
Нередко справиться с ситуацией помогает общение с психологом
Для коррекции тревожности школьника используются такие способы.
Ролевые игры. Суть этого метода в том, чтобы дети поняли, что учитель является обычным человеком, а не страшным взрослым.
Педагог общается с учеником, указывая на то, что при прикладывании определенных усилий, ребенок способен добиться больших успехов.
Ситуация успеха
Ребенку дают задание, которое ему под силу
Он с легкостью с ним справляется, при этом о его результате становится известно всем близким и одноклассникам, что позволяет повысить уверенность в своих силах.
Участие родителей:
важно ежедневно хвалить своего отпрыска, рассказывать другим членам семьи о его достижениях;
недопустимо, чтобы кто-то близкий оскорблял ребенка, указывая на его несостоятельность, унижал его достоинство;
нельзя требовать от ученика, чтобы он непременно извинился за проступки, лучше просить его объяснить суть своих действий;
недопустимо угрожать ребенку, что он будет наказан таким способом, который Вы не сможете привести в исполнение;
родители должны почаще обнимать своего малыша — необходимо понимать, что ласковые прикосновения позволят повысить уверенность в себе, ребенок начнет доверять окружающим и миру;
не прибегайте к соревнованиям, в которых берут во внимание скорость выполнения;
не сравнивайте своего малыша с другими детьми, указывая на их превосходство;
будьте честным со своим сыном или дочерью, не обманывайте;
станьте примером уверенности, ориентиром в жизни для своего чада;
принимайте ребенка таким, каким он есть, любить его вместе со всеми недостатками и проблемами;
необходимо понимать, что со временем тревожность перерастет в панические атаки, ребенок сделает вывод, что необходимо прогуливать уроки — в этом он будет видеть единственное спасение от своих неудач;
сравнивайте исключительно достижения малыша за сегодня с его былыми успехами, никогда не равняйтесь на других детей;
не нужно ставить слишком высокие требования к своему сыну или дочери;
не допускайте частых замечаний, не наказывайте ребенка за каждый проступок.
Когда не получается справиться самостоятельно, необходимо обратиться за помощью к психологу. Для начала можно пойти к школьному специалисту.
- Психолог расскажет, как нужно создавать ситуации успеха, как контролировать нагрузки эмоционального характера, как правильно создать дневной распорядок.
- Будет проведена глубокая психодиагностика.
- Работа с учеником, которая направлена на актуализацию тревоги, символическое уничтожение, выработка новых поведенческих реакций в тревожных ситуациях.
- Если есть необходимость, ребенка определяют в группу, занимающаяся развитием коммуникативных навыков.
Теперь Вы знаете, какой может быть тревожность школьника. Родители должны понимать, что подобное состояние ребенка не позволит ему нормально учиться, сосуществовать в школьном коллективе. Выявив у своего малыша, характерные проявления, не пускайте ситуацию на самотек, сразу приступайте к активным действиям.
Симптомы тревожности у детей и подростков
Физические симптомы
Тревожность зачастую проявляется через различные физические симптомы. Это могут быть головные боли, боли в животе, тошнота, учащенное сердцебиение, потливость, затрудненное дыхание и другие. Ребенок также может жаловаться на повышенную утомляемость и сонливость в течение дня.
Кроме того, тревожность влияет и на сам сон. Дети испытывают проблемы с засыпанием, сон становится прерывистым и неглубоким, появляются кошмары или даже бессонница. Недостаток качественного сна, в свою очередь, усугубляет симптомы тревожности.
Психологические симптомы
Дети с тревожностью испытывают постоянное беспокойство и страх. Они пессимистично настроены, ожидают негативного развития событий и худшего исхода в любой ситуации. Также ребенок может стать раздражительным и напряженным, ухудшается концентрация внимания и способность к выполнению учебных задач.
Социальные симптомы
Тревога неизбежно влияет на функционирование ребенка или подростка в социуме. Они могут избегать общения, изолироваться от сверстников, испытывать трудности в установлении и поддержании дружеских отношений. Нередко это сопровождается пониженной самооценкой и ощущением собственной неполноценности.
Поведенческие симптомы
У детей и подростков с тревожностью зачастую наблюдаются изменения в поведении. Спектр возможных изменений очень широк. Это может быть избегание ситуаций, которые вызывают тревогу, сопротивление или отказ выполнять рутинные задачи, снижение академической успеваемости, увеличение «пассивного» отдыха (например, проведение большего количества времени перед экраном телефона) или смена пищевых привычек.
Причины возникновения тревожности
Генетические факторы. Исследования показывают, что генетика играет важную роль в развитии тревожности. Если у родителей или близких родственников были подобные проблемы, велика вероятность, что и ребенок будет страдать от повышенной тревожности.
Социальные факторы. К социальным факторам относятся проблемы в семье, развод родителей, переезд в новое место, изменения в школе или в отношениях с друзьями. Ребенок также может подвергаться буллингу со стороны сверстников, но не делиться этой проблемой с родителями в силу разных причин.
Учебные факторы. Сама учеба может стать источником тревожности. Высокие требования и ожидания, стрессы из-за экзаменов и контрольных, перегрузка домашними заданиями или дополнительными занятиями — все это может привести к тревожности.
Травматические ситуации. Потеря близкого человека, серьезная болезнь, физическое или эмоциональное насилие – это далеко не полный перечень травматических ситуаций, с которыми, к сожалению, иногда сталкиваются дети. В результате может возникнуть не только тревожность, но посттравматическое расстройство, что потребует немедленного вмешательства психолога или психиатра.
Нейрохимические факторы. Дисбаланс или нарушение функционирования некоторых нейрохимических веществ в мозгу (например, серотонина) может вызывать тревожность и другие психические расстройства.
Причины появления тревожности у ребёнка
fizkes/Shutterstock.com
Появление тревожности у ребёнка может быть обусловлено разнообразными причинами. Это могут быть как внутренние факторы, связанные с психоэмоциональным состоянием и характером ребёнка, так и внешние обстоятельства, влияющие на его окружение и восприятие мира.
Тревожная атмосфера в семье
Если родители подвержены тревожным состояниям, постоянно чего-то опасаются, беспокоятся по тому или иному вопросу, то это служит благодатной почвой для развития детской тревожности. Такое состояние дети быстро перенимают и начинают испытывать беспокойство по отношению к самым обыденным ситуациям.
Авторитарный стиль воспитания
Как правило, в семьях, где родители отдают предпочтение авторитарному стилю воспитания, ребёнку предъявляются завышенные требования. Родители точно знают, каким должны быть результаты в той или иной деятельности у сына или дочери. Это способствует тому, что ребёнок постоянно находится в ситуации ожидания: оправдает он в этот раз возложенные на него ожидания или нет, достигнет необходимого уровня или провалится. Ожидание начинает носить тревожный характер.
Особенно сложно приходится тем детям, которые не могут быть уверены в последовательности требований родителей. Если в их запросах, равно как и в реакциях на их достижение, много непредсказуемости, то это будет способствовать нагнетанию тревожных состояний.
Упрёки со стороны родителей
- «Ты так отвратительно себя вёл, что у мамы началась мигрень!»
- «Твои выходки невыносимы, и мы с папой постоянно ругаемся из-за тебя!»
- «Как же мне было стыдно за тебя! Когда же это закончится?»
…подобные фразы, сказанные мамами и папами, вызывают у ребёнка чувство вины. Он начинает испытывать беспокойство и не хочет вновь стать виноватым перед своими родителями.
Профилактика и коррекция тревожности у ребенка
Профилактика и коррекция тревоги у детей включает сочетание стратегий, направленных на укрепление эмоционального благополучия, устойчивости, здоровых механизмов преодоления трудностей.
Рекомендации:
- Учите детей распознавать и выражать свои эмоции. Поощряйте открытый разговор.
- Создавайте крепкую, надежную привязанность к своему ребенку с раннего возраста, что даст чувство безопасности, эмоциональную поддержку.
- Поощряйте соответствующие возрасту ожидания, цели ребенка. Избегайте навязывания нереалистичных академических, социальных или поведенческих требований.
- Поощряйте регулярную физическую активность, сбалансированное питание и достаточный сон, которые могут способствовать общему эмоциональному благополучию.
- Контролируйте и ограничьте воздействие тревожного или несоответствующего возрасту медиаконтента.
- Поощряйте неструктурированные игры, творческую деятельность, которые позволяют детям развивать свои интересы и воображение, снижают стресс, способствуют самовыражению.
- Работайте с преподавателями, чтобы гарантировать, что школьная среда является инклюзивной, безопасной, благоприятной для учащихся.
- Поддерживайте открытое, честное общение со своим ребенком. Поощряйте его делиться с вами чувствами, тревогами.
Каждый ребенок уникальный, подход к предотвращению и коррекции тревоги должен быть адаптирован к потребностям, обстоятельствам. Раннее вмешательство и постоянная поддержка необходимы, чтобы помочь детям развить здоровые механизмы преодоления трудностей и эмоционального процветания.
Методики диагностики
Причины конфликтов — основные факторы которые могут повлиять на это
Внимание! Выявление детской тревожности происходит путем использования нескольких методик – не менее трех. По результатам одного теста диагностировать чрезмерное нервное напряжение неверно
Повышенную тревожность у ребенка можно диагностировать несколькими способами:
- Методика «Нарисуй человека». Использование метода направлено на анализ самого процесса создания рисунка, а также на получившийся результат. У детей с признаками постоянного нервного напряжения рисунок будет иметь отличительные черты:
- выраженный нажим на карандаш;
- прорисовка мелких деталей в большом количестве (ресницы, пуговицы, возможно, лишние пальцы на руках);
- многократное обведение контура;
- частые исправления, в основном ухудшающие вид рисунка;
- использование штрихов.
- Методика тестирования по шкале явной тревожности. Проводится для детей, посещающих школу. В тесте-опросе – 42 специфичных вопроса на выявление тревожности и 11 общих на выявление желания угодить взрослому.
- Анкета. Для ее заполнения обращаются за комментариями ко взрослым – родителям обследуемого ребенка и его педагогам, составляя общую картину поведения в разных социальных группах.
- Проективная диагностика для школьников с использованием рисунков. Для проведения тестирования применяют два набора изображений человеческих лиц: для мальчиков и девочек отдельно. Ребенка просят ответить на два вопроса: какое это лицо, и почему оно такое. Если ребенок ответил более семи раз (из 12), что видит негативные эмоции, его можно считать тревожным.
Занятие с психологом
Тематический план индивидуальных занятий по коррекции тревожности
Этапы работы |
Цель |
Содержание коррекционной работы |
Время (мин) |
Установочный этап |
Знакомство, налаживание контакта и установление доверительных отношений. |
Занятие 1. Беседа-интервью с ребенком, выявление глубины проблемы. 1. Упражнение 1. «Рисунок на свободную тему» 2. Упражнение 2. «Воздушный шарик» |
40 |
Занятие 2. 1. Упражнение 1. «Куст роз» Индивидуальная диагностика: Методика Дембо – Рубинштейн 2. Упражнение 2. «Шалтай – Болтай» |
40 |
||
Обучение способам выражения вытесненных эмоций |
Формирование осознания собственных эмоций, снятие напряжения, отреагирование вытесненных эмоциональных состояний. |
Занятие 3. 1. Упражнение с глиной – 1 2. Упражнение с глиной – 2 (продолжение) 3. Упражнение 3. «Кораблик» |
50 |
Занятие 4. 1. Упражнение 1. «Эмоциональный словарь» 2. Упражнение 2. «Мультяшки обижаются» 3. Упражнение 3. «Пластилин – силач» 4. Упражнение 4. «Сорви яблоко» |
50 |
||
Обучение конструктивным способам выражения негативного эмоционального состояния. Отреагирование вытесненных эмоциональных состояний. |
Занятие 5. 1. Упражнение 1. «Мелки – наперегонки» 2. Упражнение 2. «Моя обида» 3. Упражнение 3. «Я рисую свою обиду» 4. Упражнение 4. «Тряпичная кукла и солдат» |
60 |
|
Занятие 6. 1. Упражнение 1. «Выражение протеста» 2. Упражнение 2. «Копилка обид» 3. Упражнение 3. «Драка» |
50 |
Обучение |
Гармонизация |
Занятие 7. |
60 |
приемам |
эмоционального |
1. Упражнение 1. «Противоположные |
|
саморегуляци |
состояния, |
движения» |
|
и |
позитивная |
2. Упражнение 2. «Я и я» |
|
трансформация |
3. Упражнение 3. «Сад чувств» |
||
негативных |
4. Упражнение 4. «Закончи |
||
эмоциональных |
предложение» |
||
состояний, снятие |
4. Упражнение «Цветок» |
||
Занятие 8. |
60 |
||
напряжения. |
1. Упражнение 1. «Позитивный язык» 2. Упражнение 2. «Рисование по сырому листу» 3. Упражнение 3. «Счастье» 4. Упражнение 4. «Достань звезду» |
||
Формировани |
Формирование |
Занятие 9. |
50 |
е осознания |
осознания |
1. Упражнение 1. «Покажи чувство |
|
своего |
собственных |
руками» |
|
внутреннего |
эмоций, |
2. Упражнение 2. «Слушаю себя» |
|
мира |
гармонизация |
3. Упражнение 3. «Деревья – |
|
эмоционального |
Характеры» |
||
состояния, |
4. Упражнение 4. «Подарок под елкой» |
||
снятие |
|||
напряжения. |
|||
Обучение |
Расширение |
Занятие 10. |
60 |
конструктивн |
спектра |
1. Упражнение 1. «Эмоции героев» |
|
ым формам |
поведенческих |
2. Упражнение 2. Анализ притчи. |
|
поведения. |
реакций. |
3. Упражнение 3. Творческое задание по притче. 4. Упражнение 4. «Добрый – злой, веселый – грустный». |
|
Завершающий |
Обогащение |
Занятие 11. |
50 |
сознания |
1. Упражнение 1. «Подведение итогов» |
||
позитивными, |
2. Упражнение 2. «Копилка хороших |
||
эмоционально- |
поступков» |
||
окрашенными |
3. Упражнение 3. «Полет птиц» |
||
образами |
|||
личности. |
|||
Подведение |
|||
итогов. |
|||
Обратная связь. |
|||
Всего часов: |
≈ 9 часов |
Чем опасно состояние тревожности для детей
Тревожность — широкое понятие, в которое входят разнообразные варианты неблагополучного с эмоциональной и психологической точки зрения состояния ребенка. Причины тревожности разнообразны: это могут быть отношения с учителем и одноклассниками, низкая самооценка и неуверенность в своих знаниях, стрессовая ситуация на контрольной работе и боязнь отвечать устно — каждая из этих причин может вызвать или усилить проявления тревожности у ребенка.
При этом давно установлен факт того, что развитие многих соматических заболеваний провоцируется некомфортным эмоциональном состоянием человека, особенно тем, которое продолжается в течение длительного периода времени. Поэтому тревожность опасна для здоровья школьников. Нельзя забывать и о вероятных психологических проблемах, вызываемых постоянной или периодически возникающей тревожностью. Это могут быть нарушения нейротичного характера, развитие депрессии. Мотивом деятельности школьника в этом случае становится не желание достичь успеха, положительного результата, интерес к содержанию предмета, а стремление избежать промахов, неудач.
В социальном отношении высокий уровень тревожности не позволяет ребенку адекватно себя оценивать, на равных общаться со сверстниками, одноклассниками. Часто у таких детей нет друзей, они некоммуникабельны.
Таким образом, тревожность негативно сказывается на всех сферах жизни ребенка, поэтому педагог должен постараться не только своим стилем преподавания не стать причиной развития тревожности у детей, но и научиться помогать своим ученикам ее преодолевать, избавляться от нее.
Почему на уроках возникает или усиливается тревожность?
К причинам, которые стимулируют развитие состояния тревожности у детей во время уроков, психологи относят следующие факторы.
- Учебные требования, не соответствующие способностям и интеллектуальным возможностям ребенка.
- Соматические болезни, психологические нарушения, нестабильный эмоциональный фон в семье.
- Авторитаризм учителя в общении с детьми. Пренебрежение со стороны педагога к индивидуальным, личностным особенностям детей.
- Противоречивость в требованиях: педагог не последователен в своих запретах, требованиях.
- Несогласованность в оценке деятельности, методах усвоения учебного материала между родителями (внутри семьи между собой, другими членами семьи) и педагогами.
- Равнодушное отношение к ребенку или неуверенность в себе со стороны учителя.
- Смена классного коллектива, школы. Причем не обязательно это касается только младших школьников. Нередко подобная реакция возникает и у старшеклассников.