Ребенок зеркально пишет буквы

Дисграфия: причины, симптомы, диагностика и лечение

Содержание

  • Слайд 1

    Почему дети пишут зеркально? Профилактика и коррекция зеркального написания цифр и печатных букв.

    МБДОУ «Детский сад №26 «Теремок»учитель-логопед Мельникова С.А.

  • Слайд 2

    недостаточная сформированность зрительно-пространственного восприятия и представлений (т.е. представлений о форме, величине предметов, и об их расположении в пространстве по отношению к себе и друг к другу;
    • недостаточная сформированность зрительного анализа и синтеза;
    • недостаточная сформированность буквенного гнозиса.

  • Слайд 3

    Если в дошкольном детстве ребенок не приобрёл умение сравнивать предметы по величине и форме; плохо ориентируется в пространственном расположении предметов по отношению к себе и друг к другу (путает правую и левую стороны, ошибается в понимании значений и употреблении предлогов, обозначающих расположение предметов в пространстве), то ему будет сложно усвоить и раз дифференцировать тонкие различия оптически сходных букв.

  • Слайд 4

    взять два карандаша, один из них положить на столе в вертикальном направлении, а другой приложить к нему с правой стороны под прямым углом. Попросить ребенка, чтобы он, глядя на ваш образец, то же самое проделал с двумя другими карандашами. Возможно, он приложит карандаш с левой стороны, то есть «зеркально». То же самое может произойти и в процессе рисования разных простых предметов, фигур – ребенок может воспроизводить предлагаемые ему образцы зеркально.

  • Слайд 5

    воспитания четкой дифференциации правой и левой руки;
    обучение ориентированию в собственном теле;
    развитие ориентировки в окружающем пространстве с точки зрения учета ее правой и левой стороны;
    определению местонахождения предметов по отношению друг к другу.

  • Слайд 6

    воспроизведение детьми букв-эталонов с помощью карточек, трафаретов, кубиков;
    сопровождение пальчиком по букве, по строчке письма
    обведение буквы пальчиком в воздухе со зрительной опорой и со звуковым ориентиром (проговариванием)
    написание графических диктантов (точка, две клетки вверх, одна клетка вправо, одна клетка вниз, одна клетка влево). Главное – вызвать интерес у ребенка.
    совершенствование пространственно-временных ориентировок на себе, на листе бумаги, развитие способностей к запоминанию, автоматизации и воспроизведения серий, включающих несколько различных движений, рядоговорения (времена года, дни недели).

  • Слайд 7

    развитие мелкой моторики рук с использованием массажа и самомассажа пальцев, игр с пальчиками, обводки, штриховки, работы с ножницами, пластилином.
    развитие тактильных ощущений посредством дермалексий, профилактическая работа по предупреждению дисграфии (необходимо узнать, какую букву «написали» на спине, на руке, в воздухе рукой ребенка, узнать буквы на ощупь и т. д.)
    расширение поля зрения ребенка.
    развитие конструктивного праксиса путем моделирования букв из палочек, из элементов букв, реконструирования букв. Например, из буквы П можно сделать букву Н, передвинув одну палочку. Определение букв, которые можно выложить из трех (И, А, П, Н, С, Ж) и из двух элементов (Г, Т, К). Конструирование букв из элементов: овал, полуовал, длинная и короткая палочка.

  • Слайд 8

    Усвоение понятия «вверх», «вниз», «право», «влево».

    разные игры, выкладывания различных фигур, орнаментов.
    поиск букв, наложенных друг на друга.
    выделение буквы, написанные одна на фоне другой.
    На заключительном этапе работы можно перейти к письменным упражнениям.
    письмо смешиваемых букв под диктовку. Буквы диктуются в неопределенной последовательности, чтобы исключить возможность догадки, например, Э, Э, Е, Е, Э, Э, Э и т. д. Перед записью каждой буквы ребенок должен сказать, из каких элементов она состоит, в какую сторону направлена — «смотрит».
    после исчезновения ошибок при записи отдельных букв можно переходить к письму слогов, а затем и слов с этими буквами.

Посмотреть все слайды

Зеркальное письмо и причины его возникновения у детей

Прежде чем рассказать о причинах оптической дисграфии, остановимся на возрасте. Сколько вашему ребенку сейчас лет? Если от 5 до 7, то причин для паники нет. Дело в том, что у детей дошкольного возраста еще формируются психические функции, отвечающие за чтение и письмо. У дошкольников ведущим является правое полушарие мозга, поэтому чаще они воспринимают пространство справа налево, и поэтому при чтении и письме возникает путаница.

Все что вы можете сейчас делать – просто показывать ребенку, как писать правильно. А когда он пойдет в первый класс и его мозг созреет, все начнет получаться само собой.

Но, а если ваш ребенок уже учится в школе и ему более 7 лет, то, скорее всего, зеркальное письмо – уже устоявшееся нарушение и нужно срочно принимать меры.

Давайте разбираться в причинах.

Почему ребенок пишет цифры и буквы в зеркальном отражении: причины

Записи в дневнике Леонардо да Винчи

  • Дети с выраженным зеркальным почерком допускают ошибки при определении сторон: где правая, а где – левая, не могут указать, где какая рука или нога.
  • Восприятие визуального ряда и его обобщение формируется в недостаточной степени.
  • Среди причин «почерка Леонардо» специалисты выделяют и слишком быстрое освоение техники письма печатными символами.
  • Связь между буквенным символом и его значением дети могут не улавливать или усваивают взаимосвязь в недостаточной степени.

Дисграфия наблюдается у детей начальной школы

  • «Окно дефекта» включает ближнее 3D изображение, а именно расстояние до 30-40 см. Оказываясь в этом участке, картинка отображается словно в обратной перспективе.
  • Здесь изображение зеркально перевернуто.

Зеркальное письмо у детей

  • Ребенку, у которого наблюдается феномен зеркального письма, ничего не остается, как писать графические символы, попавшие на участок «окна дефекта» так, как он их видит, а именно – перевернутыми зеркально.
  • Дисграфия может наблюдаться и у детей без выраженного нарушения восприятия 3D объемного пространства. Это может быть нарушение восприятия изображения на коротком расстоянии. Что касается дальнего расстояния, то здесь нарушения восприятия могут и не наблюдаться.

Дисграфия у детей

Переучивание леворукого ребенка писать правой рукой — одна из причин дисграфии

  • Обнаруживаются они как изменение восприятия, и являются маркерами эффективности работы по психофизиологическому или нейропсихологическому корректированию.
  • Ребенок с выраженным патогномоничным явлением, переписывая с книги или журнала текст, допускает немного зеркальных ошибок. Однако, пытаясь писать по памяти, он «переворачивает» буквенные и цифровые символы зеркально.
  • Феномен зеркального почерка проявляется на этапе освоения навыка письма вместе с другими ошибками на фоне нормального развития ребенка.

У ребенка с дисграфией связь между полушариями головного мозга сформирована в недостаточной степени

В чем же кроются причины того, что ребенок зеркалит (пишет зеркально)?

  • Как одна из причин — психологические факторы.
    Влияние оказывают право — и леворукость, половая принадлежность.
  • Написанные раннее тексты также могут стать причиной возникновения зеркального написания. Страница, с которой ребенок начал писать текст, место на странице приводят к возникновению «почерка Леонардо».

Пример зеркального почерка у ребенка

Среди факторов оптической дисграфии можно назвать следующие:

  • Анализ зрительных образов и пространства формируется в недостаточной степени (у ребенка нарушено понимание формы, размеров окружающих предметов, то, какое место они занимают относительно других вещей и относительно друг друга).
  • Зрительный анализ и синтез не дает цельной пространственной картинки.
  • Видимые образы букв не диференциируются.
    Не в полной мере формируется буквенный гносис – зрительное восприятие и узнавание буквенных и цифровых значений.

Какие дети находятся в зоне риска возникновения зеркального письма?

  • Обнаруживается «почерк Леонардо» у детей 6-7 лет в процессе освоения письменных навыков.
  • Дети дошкольного возраста, которые не усвоили в достаточной степени информацию о величине и форме окружающих вещей.
  • Дети, которые с трудом определяют пространственное расположение вещей.
  • Дети начальных классов, допускающие ошибки при употреблении предлогов для обозначения места локализации (расположения) предметов в пространстве, или не знающие значения этих предлогов.
  • Дети, у которых рабочая рука – левая, но «переученные» писать правой рукой. Такие ученики воспроизводят строчки, направленные справа налево, буквы и цифры у них направлены снизу вверх.

Обнаруживается зеркальное написание у детей 6-7 лет

Для занятий понадобятся:

— Прописи; — Альбомные листы; — Плакаты с алфавитом; — Книги с яркими рисунками; — Соленое тесто для ручного труда; — Краски и кисти. — Упражнения могут меняться и дополнять друг друга

Важно, чтобы малыш заинтересовался и расширял свои навыки

Самым первым базовым упражнением, решающим, как научить ребенка писать буквы правильно, станут прописи. Не обязательно искать магазинный вариант, лучше всего сделать их самостоятельно:

Возьмите чистый альбомный лист; Разлинуйте его по вертикали, лучше не делать слишком частые полоски, пусть буквы будут крупными; В начале каждой полосы напишите печатную букву, решите, одинаковые они будут или на каждой строчке разные; Теперь ребенок может приступать к занятиям – максимально похоже написать такую же букву, как у вас. Договоритесь, что он должен написать не меньше пяти образцов. Такие занятия помогут ребенку увереннее чувствовать себя в мире букв.

Можно сделать карточки с буквами, либо повесить на стену в детской большой плакат с изображением алфавита. Во время игр и занятий ребенок сможет взглядом отыскать необходимую букву, запомнить ее и не использовать ее зеркальное написание.

Одним из интересных и результативных подходов может оказаться лепка из соленого теста. Такое упражнение развивает творческое мышление и оказывает влияние на мелкую моторику ребенка. Не стоит лепить весь алфавит за один раз, лучше всего каждый день посвящать только одной букве. После окончания лепки можно раскрасить букву яркой краской, или придумать с ней интересную историю.

«Зеркальное» письмо: методы коррекции

Если у вашего ребенка нет описанных выше особенностей развития, то скорректировать написание букв и цифр в зеркальном отображении вполне под силу самим родителям. Начинать работу следует с упражнений, закрепляющих умение ориентироваться в пространстве (найди у себя правое ушко, левый глаз, правое колено; что находится справа от тебя, слева, впереди и т.п.). Затем нужно перейти к упражнениям на копирование узоров, рисунков и геометрических фигур, потом детям предлагаются графические диктанты и рисование по клеткам. Хорошая игра для коррекции «зеркального» письма: напишите половину буквы, пусть малыш дорисует оставшуюся половину.

Старайтесь в повседневной жизни играть с ребенком в игры, развивающие его мелкую моторику: собирать игрушки из конструктора, лепить, рисовать и раскрашивать, делать аппликации, работать с природным материалом, бисером, песком. При изучении букв используйте прием моделирования из разных материалов: буквы можно выкладывать из палочек, лепить из пластилина и соленого теста, выкладывать из пуговиц, риса, фасоли или гречки.

При освоении грамоты подключайте все возможные тактильные ощущения. Например, рисуйте букву пальцем на спине у ребенка, а он пусть старается угадать, что это за буква. Используйте в коррекционной работе и любимую всеми детьми игру «Чудесный мешочек». Сначала кладите в мешочек небольшие предметы, а ребенок на ощупь должен определить, что он держит в руке. Затем к предметам можно добавлять выученные буквы из магнитной азбуки, а малыш на ощупь должен определить и назвать букву, которая попалась ему в руку.

Следующий этап работы – это реконструирование букв, то есть превращение одной буквы в другую (например, чтобы из Ж получилась К надо убрать две палочки) и игра «Найди ошибки», в которой ребенку предлагается помочь какому-нибудь сказочному герою найти ошибки в письме (в словах некоторые буквы умышленно перевернуты).

В процессе коррекционной работы обязательно используйте наглядные материалы: повесьте дома яркий плакат с буквами и картинками. Неплохо, если плакат будет еще и «говорящим» – при нажатии на изображение буквы пособие ее озвучивает. Также используйте в работе магнитную азбуку и специальные коврики-вкладыши.

На заключительном этапе работы ребенку предлагают написание диктантов: сначала диктуются только отдельные буквы, а затем и несложные слова

При написании диктантов важно, чтобы ребенок писал в строке слева направо, а элементы букв дописывал только с правой стороны и сверху вниз

Практически всегда дети, которые пишут буквы в зеркальном отображении, то же самое проделывают и с цифрами. Коррекционная работа над правильным написанием цифр ведется точно так же, как и с буквами.

В играх и развлечениях для детей, страдающих зеркальным письмом, полезно использовать всевозможные конструкторы, разрезные картинки, пазлы, детское домино (с буквами и цифрами), лото, лабиринты и мозаики.

Психическое развитие

.

  • интерес к новым, неизвестным словам. Малыш не только пытается их повторить, но и понять их смысл. Хорошо научить пользоваться толковым словарем, познакомить с поиском необходимой информации при помощи энциклопедий;
  • улучшается звуковосприятие. Ребенок без труда может отличить разные звуки на слух, найти отличия в двух одинаковых словах. Для тренировки этого навыка хорошо предлагать играть в различные словесные игры “Города”, “Слово на букву …” и т. д.;
  • совершенствуется долговременная память. Ребенок начинает запоминать не только увиденное, но и услышанное на длительный период. Если раньше, чтобы хорошо запомнить информацию, малышу нужно было увидеть наглядный пример, то теперь часто достаточно просто представить ситуацию или предмет;
  • появляются аналитические способности. Мальчики и девочки 7-8 лет могут успешно осмыслить предложенное задание, проанализировать задачу, прийти к выводу на основании собственных знаний. Конечно, пока это еще не взрослая логика и рассуждения, но первые попытки анализировать очень важны для становления критического мышления;
  • дети начинают заниматься учебной деятельностью целенаправленно. Теперь сын или дочка могут выполнять даже неинтересные для них задания, не отвлекаясь на другие занятия. Это умение нужно стимулировать. Во время выполнения домашнего задания помогите ребенку подготовить рабочее место. Нужно убрать все игрушки и отвлекающие предметы, создать тихую атмосферу в квартире;
  • появляется контекстная речь. В 7-8 лет малыш начинает использовать речь не только в качестве основного способа общения, но и для внутреннего диалога. Для развития этого навыка нужно учить карапуза решать различные задачи, устно обговаривая условия и ход решения. Умение правильно построить ход решения задачи вслух — шаг к быстрому усвоению материала. Не переживайте, как только малыш научится быстро решать задания вслух, он постепенно отойдет от этого способа, начнет использовать внутренний диалог;
  • развитие осмысленного восприятия. Для изучения ребенок использует наблюдение, поиск, рассматривание, чтобы сравнить изучаемый предмет со своими знаниями о других вещах. Способность концентрироваться на одном задании улучшается, ребенок может выполнять одну задачу в течение 25-30 минут;
  • повышается внимательность. В 7-8 лет ребенок может легко решать различные ребусы, задачи, находить мелкие отличия, сходства между предметами. Это умение рекомендуется дополнительно стимулировать, предлагая решать устные задачи, покупая и предлагая позаниматься со специализированными журналами и книгами на развитие логики;
  • появляется образное мышление. Ребенок может не только вспомнить, как называется предмет, а представить его. В своем воображении малыш может создавать целые эксперименты, решать сложные задачи.

Кризис дошкольного возраста/кризис 7 лет

Кризис дошкольного возраста/кризис 7 лет

  • Повышенное кривляние, попытка копировать поведение взрослых в чрезмерной манере. Мальчики могут пытаться копировать поведение папы: прийти и сесть с газетой перед телевизором, обращаться к маме со специфическими словами, выражать свои мысли в подчеркнуто взрослой манере;
  • Натянутое поведение, чересчур взрослое отношение к вещам, поступкам. В 7-8 лет малыш еще ребенок, но он хочет казаться взрослым, поэтому начинает резко отрицать все, что кажется ему детским, пытаться жить как взрослый;
  • Появление необоснованных капризов;
  • Конфликтность и негативизм. Некоторые дети в этот период начинают спорить со взрослыми, пытаясь выдвигать свои аргументы, подчеркивая свою самостоятельность.

Как преодолеть кризис дошкольного возраста:

  • Терпение. Не нужно кричать или спорить с ребенком. Если вы не согласны с его мнением, то постарайтесь спокойно его переубедить, предоставив ему понятные аргументы;
  • Не заставляйте играть или быть ребенком. Покажите крохе все стороны взрослой жизни. Если он предпочитает быть взрослым и не играть, то предложите ему заняться взрослым занятием: убраться в квартире, помочь вам постирать, приготовить ужин и т. д. Это поможет привлечь кроху к бытовым занятиям и даст ему возможность почувствовать себя взрослым. Желание играть вернется через некоторое время;
  • Не реагируйте на капризы, воспринимайте их спокойно. Каждое проявление негативизма пытайтесь обсуждать с малышом на понятном для него языке.

Воспитание ребенка в 7 лет

Виды дисграфии (в зависимости от причин возникновения)

Акустическая (возникает при нарушении фонематического восприятия).

Симптоматика: проявляется в заменах букв, соответствующих близким звукам: свистящие, шипящие, звонкие, глухие, аффрикаты и компоненты, входящие в их состав. Кроме того, проявляется в неправильных обозначениях мягкости на письме (ПИСМО ЛУБИТ), в смешениях лабиализованных гласных даже в ударном положении (ТУЧА — ТОЧА, ЛЕС — ЛИС).

Процесс распознавания фонем включает в себя разные операции:

  • слуховой анализ речи;
  • перевод акустического образа в артикулемы;
  • соотнесение аккустико-артикуляторного образа с фонемой, выбор фонемы.

Недостаточность какой-либо из этих операций влияет на весь процесс в целом.

Артикуляторно-акустическая (возникает при нарушенном звукопроизношении и фонематическом восприятии)

Симптоматика: замены, пропуски, соответствующие заменам и пропускам в устной речи (иногда такие ошибки могут быть и после коррекции устной речи).

  • замены и смешивания парных звонких и глухих согласных (б-п, в-ф, г-к, д-т, з-с, ж-ш);
  • замены и смешения свистящих и шипящих (ж-ш);
  • замены и смешения аффрикат и компонентов, входящих в их состав (ч — т’);
  • замены и смешивания гласных первого ряда и второго ряда при обозначении мягкости согласных (а-я, о-ё, у-ю);
  • пропуски мягкого знака, при обозначении мягкости согласного;
  • замена и смешение гласных: о, у, е, и.

Аграмматическая (механизм нарушения заключается в морфологических и синтаксических обобщениях).

Наблюдаются следующие ошибки:

  • искажение морфемного строя слова;
  • замены приставок и суффиксов;
  • нарушение конструкции предложения;
  • изменение падежа, местоимений и числа существительных;
  • нарушение согласования.

Оптическая (возникает при нарушенном зрительном восприятии, а также при несовершенстве зрительной и речевой памяти).

Симптоматика проявляется в заменах и искажениях букв на письме:

  • графически сходные, состоящие из одинаковых элементов, но различно расположенные в пространстве (в-д, т-ш);
  • включающие одинаковые элементы, но отличающиеся дополнительными элементами (и-ш, л-м, х-ж);
  • зеркальное написание букв;
  • отрыв элементов букв;
  • лишние элементы (шишки — шишшики).

Дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза (страдает зрительная и речевая память).

Симптоматика:

  • пропуски согласных при стечении (диктант — дитант);
  • пропуски гласных (собака — сбака);
  • перестановка букв (тропа — ртопа);
  • добавление букв (таскали — тасакали);
  • пропуски, добавления, перестановки слогов (табурет-бутарет);
  • нарушения деления предложения на слова.

Дисграфия проявляется в слитном написании слов, особенно предлогов, с другими словами (например, раздельное написание слова «по бежали»).
Стоит отметить, что не всегда письменные ошибки являются признаком нарушения письменной речи. Они могут появляться из-за особого психофизиологического состояния (болезни, усталости), эмоционального напряжения, вида письменной работы (например, только на контрольной работе из-за сильного волнения), нарушения анализаторных систем.

Записаться на консультацию

Продолжительность

Кризис не начинается ровно тогда, когда малышу исполняется семь лет. Нельзя приписывать его начало и первому дню учебы в школе. На самом деле все гораздо сложнее.

Подготовка к школе начинается заранее, и уже к концу детского сада занятия становятся сложнее, а воспитатели – требовательнее. Ребенок ощущает изменения и нарастающее давление, поэтому первые психические предпосылки могут возникать в возрасте пяти-шести лет. Однако есть и другая категория деток, которые начинают осознавать тяжесть новой ноши уже после того, как начинается учеба в школе.

Каждый приходит к кризисному состоянию тогда, когда психика дает адекватный ответ на навалившиеся сложности. Симптомы формируются медленно, и справляется ребенок с новой ответственностью также постепенно. Психологи утверждают, что этот возрастной кризис длится около 6-9 месяцев. Но продолжительность переходного этапа во взрослении зависит от индивидуальных особенностей малыша.

Письменные упражнения

Эффективность занятий по коррекции зеркального почерка зависит от последовательности. Необязательно тренировать технику исполнения сразу всех элементов. Ребенку сложно воспринимать и запоминать большой объём информации. Более результативной будет работа над ошибками по исправлению 1–2 буквы и цифры в день.

Не усложняйте занятия, предлагая слоги и целые предложения. Начинать нужно с буквенных знаков. Их в русском алфавите 33 и не все вызывают затруднения. Чтобы упростить задачу, родители должны знать, в каких буквах чаще допускаются ошибки. Выделяют 3 группы:

Буквы А, Д, Ж, М, Н, О, П, Т, Ф, Х, Ш симметричны и написать их зеркально не получится. Этот буквенный ряд, а также цифры 0 и 8, можно сразу исключить.

Буквы, развернутые в левую сторону (3, Л, У, Ч, Э, Я) логопеды называют хулиганками. Именно их чаще всего пишут не в ту сторону. Здесь может помочь слуховая и зрительная память. Детям необходимо просто запомнить и заучить их до автоматизма.

Работая с буквами Б, В, Г, Е, И, К, Р, С, Ц, Щ, Ы, Ь, Ъ, подробно объясняйте правильность написания. Пусть ребёнок расскажет из каких элементов буква состоит и куда направлена (вправо или влево). Очень эффективны занятия по прописям, когда есть возможность обводить готовые контуры отдельных элементов буквенных знаков. Во время занятий внимательно следите за процессом, указывайте на неправильные действия и сразу исправляйте ошибки.

С цифрами проводится аналогичная работа. Зеркальность в математике проявляется ярко, почти все цифры можно написать в искаженном виде. Очень хорошо тренироваться правильному написанию, используя тетрадки в клеточку. Ребёнок должен научиться отделять необходимое количество клеток вверх, вниз, вправо и влево. К полноценному написанию цифр можно приступать после освоения отдельных элементов (палочки, кружочки, косые линии и т. д.).

Убедившись, что ребёнок пишет правильно, продолжайте отслеживать его письменные работы. Привычка писать в зеркальном отражении может вернуться. Для профилактики проверяйте направление письма и своевременно исправляйте ошибки.

Ежедневные заботы

Школьнику нужно помочь организовать процесс обучения

Если у вас в семье существуют детские домашние обязанности, если у вас есть хотя бы какое-то подобие режима или ритма жизни, есть какая-то ежедневная цепочка событий, которая повторяется (примерно в одно время встаем, в одно время ложимся) — ребенку будет проще привыкнуть к школьному ритму.

Домашние обязанности приучают брать на себя ежедневную ответственность. И тут очень хороши цветы и домашние животные, вынос мусора — то, что необходимо делать регулярно. Цветы видимым образом засыхают, коты мяукают и просят пить, а мусорным ведром нельзя пользоваться. Взрослым надо не «спасать» ребенка и не выполнять обязанности вместо него.

К моменту попадания в школу у ребенка должны быть регулярные обязанности, то, что он делает ежедневно: чистит зубы, заправляет кровать, складывает одежду. На этом фоне к домашним обязанностям прибавляются другие ежедневные обязанности — школьные.

Школьнику полезно:

  1. Самому уметь собрать вещи для занятий в секциях и сложить портфель. Это нужно начинать делать за год до школы — минимум. У мальчиков это в целом получается хуже, чем у девочек. Сначала ребенок будет делать это с вашей помощью, с подсказкой последовательности. Пока ребенок не читает, можно повесить на стенку нарисованный список того, что должно быть в портфеле. Если ребенок забыл что-то, не нужно обязательно его поправлять: пусть он один раз окажется с недостающим предметом, зато сможет это запомнить.
  2. Если вы знаете, что ребенок будет все равно забывать что-то дома, можно с ним проверять портфель. «Давай проверим, все ли ты собрал. Покажи мне, все ли есть в портфеле».
  3. Знать, где лежит одежда и обувь для школы. Он должен оценить, чистая это одежда или грязная, грязную убрать в грязное белье. Тут тоже формируется ответственность: нет ничего сложного, посмотреть свою одежду на предмет пятен.
  4. «Детский тайм-менеджмент»: не только собрать портфель, но еще собраться вовремя на занятия. Это базовый навык, без которого начало обучения в школе очень сложно. Формировать этот навык, который станет ступенечкой к следующему, также нужно не в 1 классе, а за год перед ним, когда занятия довольно расслабленные и не с самого утра.
  5. Знать, в какие дни происходит какая подготовка. Для этого хорошо пользоваться календарями. Можно под днями написать, какие именно в этот день занятия, раскрасив их разными цветами, чтобы ребенок знал, что именно нужно собрать.

Если вы не успели дать своему ребенку все эти навыки до школы, делайте то же самое в 1 классе.

Помогаем ребенку запомнить буквы

Итак,  если с проблемой перевернутого или зеркального написания букв или цифр ваш ребенок столкнулся на первом этапе обучения чтению и письму, то помочь ему можно простыми играми и упражнениями.

Во первых, во время чтения или письма всегда обращайте внимание ребенка на связь звука и графического изображения буквы. И для этого лучше всего подойдут карточки, на которых буквы изображены с помощью соответствующего образа

Например, дети часто забывают в какую сторону пишутся буквы «З» и «Е». Нарисуйте вместе и рассмотрите, например, такие картинки.

Во время игрой с карточкой обращайте внимание ребенка на то, в какую сторону «смотрит» буква относительно направления всей строки

Кстати на этом этапе уже важно, чтобы ребенок ориентировался в направлениях «право», «лево», «правая рука» «левая рука»

Например, совместите карточку с любым текстом детской книги и вместе с ребенком проговорите: «Смотри, зайка прискакал и смотрит на буковки. В какую сторону смотрит зайка? Правильно навстречу буковкам. А буковка «З» отвернулась, и не хочет знакомиться. Наверное, она стесняется».

А буковка «Е» где у нас спряталась? Да! Ель её прикрыла веточками. Буковка «Е» приветливая, повернулась лапками ко всем буковкам, и хочет обниматься!».

А если вы покажите букву «Ё» в образе такого веселого ежа я яблочками на колючках, то ребенок не забудет ставить точки-яблочки.

Важно при переходе от изучения печатных букв к прописным, как можно больше показывать ребенку карточки и изображения соответствующих букв

При этом обращайте внимание ребенка на похожие элементы.  Используйте парные карточки

Например, дайте ребенку карточку с печатной буквой «А» и попросите найти среди вашего набора карточек соответствующую прописную букву. А для того, чтобы ребенку было интересно поиграйте в рыбалку.

На маленьких кусочках бумаги напишите прописные и печатные буквы и прикрепите к ним обычные металлические канцелярские скрепки. Удочкой из игры «рыбалка» ребенок пусть вылавливает «рыбок» по вашему заданию.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Родительские хроники
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: