11 факторов для развития интеллекта у детей

Введение

Интеллект (от лат. intellectus – разумение, понимание, постижение) в психологии определяется как общая способность к познанию и решению проблем. Интеллект не сводится к мышлению, хотя мыслительные способности составляют основу интеллекта. В целом интеллект представляет собой систему всех познавательных способностей человека: ощущения, восприятия, памяти, представления, воображения и мышления. Понятие интеллекта как общей умственной способности применяется в качестве обобщения поведенческих характеристик, связанных с успешной адаптацией к новым жизненным задачам. Споры по поводу природы интеллекта и факторов, оказывающих влияние на его развитие, начались еще в начале 1900-х годов, и не утихают, по сей день. На развитие интеллекта влияет множество факторов, основными из которых являются наследственность и окружающая среда. Исследования показали, что влияние генетических и средовых факторов неравномерно представлено как в различных аспектах психического развития, так и в течение жизни человека. Данные психологии развития и психогенетики указывают на то, что генетические и средовые факторы определяют становление человека.

Факторы интеллектуального развития

Умственное развитие ребёнка зависит от определённых факторов:

1. Генетические факторы. Имеется ввиду та наследственность, которую ребёнок получает от родителей при рождении. От этих факторов немало зависит уровень, качество и направление интеллектуального развития ребёнка.

2. Факторы, которые возникают во время беременности матери. То, какой образ жизни был у беременной, отражается на умственном развитии ребёнка. К примеру, задержке умственно развития будущего ребёнка могут влиять:

  • неполноценное питание
  • недостаток йода в организме матери
  • болезни во время беременности
  • приём лекарственных средств
  • употребление алкоголя, наркотических веществ, табакокурение.

3. Факторы внешней среды. Нарушения в умственной деятельности малышей могут возникнуть вследствие:

  • плохого питания детей
  • недостатка общения
  • ограничения двигательной и познавательной активности
  • неполной семьи.

4. Фактор многодетной семьи. Исследования показали, что первенцы более умственно развиты в отличие от остальных детей в семье. Однако в многодетных семьях дети лучше развиваются в социальном плане: они легко приобретают навыки общения и быстрее адаптируются в обществе.5. Фактор социального положения семьи. Дети из очень бедных семей не всегда радуют своей школьной успеваемостью родителей.6. Фактор влияния школы. В большинстве общеобразовательных школ учителя до сих пор считают хорошим такого ученика, который спокоен, отвечает на вопросы так, как от него требуется, ничего не делает без спросу. Этим характеристикам не соответствуют дети с высоким творческим потенциалом: те, которые проявляют нестандартный подход к решению заданий. Только индивидуальный и личностно-ориентированный подходы к образованию будут стимулировать умственное развитие детей в школе сегодня.7. Фактор личностных качеств ребёнка. На развитие умственных способностей влияет и то, каким характером и темпераментом обладает ребёнок. Вдумчивые дети внимательны к выполнению сложных задач, однако они не уверенны в себе и боятся неудач. Легковозбудимые дети несколько поверхностны, но способны спонтанно проявлять творческие импульсы.8. Фактор личностных качеств родителей. Хорошо, когда родители интеллектуально развиты, успешны, уверенны в себе, любят свою работу: в таких условиях дети быстрее развиваются. Однако это не главное условие для того, чтобы вырастить умного ребёнка. Главное в воспитании — забота родителей и вера в силы детей.

Свежие записи

  • Особенности психологии как науки и ее задачи
  • Общее понятие об интеллекте
  • Общая характеристика мотивационной сферы человека
  • Диагностика избирательности внимания
  • Конфликты как борьба животных за жизненные ресурсы
  • Предмет и метод педагогической конфликтологии
  • Социальная экология – наука и учебный предмет в профессиональной подготовке специалистов социальной работы
  • Анализ конкретных случаев терапии
  • Развитие отечественной психологии в 19 в
  • Основные принципы и методы управленческой психологии 2
  • Совладание с трудными жизненными ситуациями
  • Методические указания для проведения практических занятий по разделам 1–3 дисциплины «Психология»
  • по курсу «Психология» 2
  • Психиатрия — Билеты с ответами
  • Психология профессионализма. 2011/12

Основы генетики интеллекта

Генетика играет ключевую роль в формировании нашего интеллекта. Исследования показывают, что генетические вариации могут оказать значительное влияние на когнитивные способности человека. Основные гены, ответственные за развитие мозга и формирование нейронных связей, играют важную роль в структуре и функционировании мозга. Например, гены, связанные с синаптическими функциями, могут влиять на передачу нервных импульсов и, следовательно, на скорость мышления.

Тем не менее, стоит отметить, что генетика не является единственным определяющим фактором. Важную роль играют средовые факторы, такие как образование и стимуляция. Например, дети, выросшие в стимулирующей среде с доступом к образовательным ресурсам, могут развивать свои интеллектуальные способности более полноценно.

Таблица 1: Примеры генов, влияющих на когнитивные способности

Ген Влияние на интеллект
SYN1 Регулирование синапсов
BDNF Рост нейронов и синапсов
COMT Метаболизм нейротрансмиттеров
ASPM Развитие головного мозга

Генетические вариации и мозговая активность

Что влияет на интеллектуальное развитие детей?

Интеллект начинает формироваться у ребенка еще во внутриутробном возрасте, однако основные «стадии» развития интеллектуальных способностей приходятся на дошкольные и школьные годы жизни. Существует несколько факторов, от которых зависят способности ребенка:

  • Генетика и наследственность — кто-то «от природы» быстро считает, кто-то обожает математику буквально с рождения, а кто-то начинает петь раньше, чем говорить;
  • Регулярность занятий, развивающих когнитивные и коммуникативные навыки ребенка;
  • Образ жизни малыша и его родителей;
  • Социальное положение семьи, доступность образования и уровень дохода;
  • Характер и тип темперамента ребенка: например, неусидчивому малышу тяжелее усваивать материал;
  • Отношения с родителями и эмоциональная атмосфера в семье.

Кое-что из этого списка не оказывает существенного влияния на то, каким в итоге станет ребенок, а кое-что является ключевым фактором в процессе формирования и развития личности. Однако основной «инструмент» находится в руках родителей.

Как развивать интеллект ребенка

  1. Играйте с ребенком в развивающие игры! Это могут быть как новые и современные разработки, так и старые добрые шахматы, шашки, различные настольные игры, развивающие интеллект и мышление.
  2. Занимайтесь творчеством: лепка, рисование, конструирование, аппликация из различных материалов не менее полезны, чем шахматы. Творческими занятиями вы разовьете у малыша абстрактное и логическое мышление, пространственное воображение.
  3. Компьютерные игры тоже могут быть полезны! Факт остается фактом: компьютер вошел в нашу повседневную жизнь, без него не обходится теперь ни школьное, ни институтское образование, ни большинство профессий. Компьютерные игры, «заточенные» под развитие мышления и интеллекта, пригодятся ребенку не только для тренировки памяти, логики, внимания, но и как обучающее пособие по пользованию компьютером.
  4. Игровое изучение дисциплин, которые будут сопровождать ребенка во время школы: математика и другие точные науки, чтение, иностранные языки. Что значит «игровое»? Литературное чтение может быть театрализованным, математика — входить в качестве одного из заданий в обычную «бродилку» с поиском клада, иностранные слова могут использоваться для викторин и задачек на сообразительность.
  5. С целью развития интеллекта можно «выходить в люди»: посещать мероприятия образовательной направленности, ходить в музеи, на научные и документальные фильмы вместе с друзьями, которые возьмут с собой своих детей. Впрочем, даже обычная прогулка может стать развивающей: называйте птиц и насекомых, которых встретите, изучайте форму опавших листьев, считайте найденные каштаны и желуди. В конце концов, вы можете даже составить карту ваших прогулок, а затем следовать ей вместе с ребенком.
  6. Запишите ребенка в детский развивающий центр. Опытный педагог направит познавательный интерес малыша в верное русло, поддержит мотивацию, даст рекомендации родителям. Центр «УмНяша» в Южном Бутово приглашает на бесплатный пробный урок, где родители смогут сами оценить пользу систематических занятий по развитию для своего ребенка.
  7. Не забудьте про детские энциклопедии. Правильные издания используют яркие и понятные иллюстрации, интересный формат подачи материала, только проверенные источники.
  8. Последний пункт, который должен быть первым: отвечайте на познавательные вопросы ребенка. Не отмахивайтесь от них, поиск нужной книги не отнимет у вас много времени, а поиск в интернете занимает несколько секунд. В то же время удовлетворение научного интереса малыша — едва ли ни главная ваша задача в деле развития интеллекта ребенка.

Пользуясь перечисленными способами развития интеллекта, нужно соблюдать несколько важных правил: создавайте условия для развития (покупайте пластилин, краски, выделите отдельный стол для творчества), не отталкивайте малыша от повседневных дел (пусть поможет маме на кухне), расширяйте круг общения. Иногда новый друг-шахматист мотивирует на занятие шахматами лучше мамы.

Развивайте своего малыша гармонично, занимайтесь вместе с ним!

факторов, влияющих на интеллект — agriinfo.in

Факторы, влияющие на интеллект

1) Наследственность и среда:

Наследственность обеспечивает развитие физического тела с определенными врожденными способностями, а среда обеспечивает созревание и обучение организма. В 1940 г. Ньюман пришел к выводу, что вариации I.Q. около 68% были обусловлены наследственностью и 32% — средой.

Изменения I.Q. в течение жизни человека. обусловлено средой, так как наследственность не может измениться. Это изменение объясняется улучшением питания, стимулирующими ситуациями.

2) Возраст:

Человек, который был ярким или скучным в детстве, имеет тенденцию оставаться ярким или скучным на протяжении всей своей жизни. Рост I интеллекта может продолжаться до двадцати лет, человек достигает своего максимума 10 примерно в 20 лет и остается стабильным до 10 лет, а затем снижается. Некоторые способности остаются постоянными, в то время как другие быстро снижаются из-за снижения физической работоспособности. Замечено, что более умный человек имеет более быстрый умственный рост и продолжает развиваться дольше, чем умственно менее способный.

3) Раса и национальность

Нет явных доказательств того, что раса является фактором, определяющим интеллектуальный уровень.

Все данные указывают на то, что различия в унаследованных интеллектуальных способностях в зависимости от расы незначительны или отсутствуют. Есть различия, в основном из-за возможностей для обучения и обучения. Идея низших рас из-за наследственности неверна.

Похожие сообщения

4) Культура:

 Ответы на интеллектуальный тестовый вопрос очень культурны. Культурность будет определять степень мироощущения и способностей человека.

5) Здоровье и физическое развитие:

Физическое и психическое здоровье связано со способностью достигать желаемых результатов. Умственная деятельность с хрупким здоровьем, человек может не обладать достаточной энергией, чтобы заниматься умственной деятельностью до такой степени, что он достигает успеха.

6) Пол:

Считается, что мальчики умнее девочек. Научные исследования показали, что между полами нет существенных различий, в среднем девочки демонстрируют небольшое превосходство в языке, памяти и оценке. Различия в интеллекте частично обусловлены условиями окружающей среды

7) Социально-экономические условия:

Дом играет важную роль в раннем развитии. Бытовые условия влияют на отношение к поведению. Финансовое положение или родители, соседство и условия окружающей среды также влияют на интеллект, но за счет их социально-экономического положения.

Умственно отсталые, Люди (Слабоумные): Лица с IQ ниже 70 называются умственно отсталыми или слабоумными людьми.

Факторы, влияющие на интеллект, наследственность и окружающую среду, возраст, расу и национальность, культуру, здоровье и физическое развитие, пол, социальные и экономические условия

Предыдущий пост

Ветрозащитные экраны и защитные полосы

Следующий пост

Выращивание красноватого (Raphanus Sativus)

Больше историй

1 из 25

Развитие умственных способностей у детей

Развитие интеллекта у детей крайне важно. Однозначного понимания того, что такое интеллект, нет

В науке существует три подхода, каждый из которых предлагает свое определение этого понятия.

  • Интеллект предоставляет способность личности адаптироваться к окружающей среде.
  • Интеллект определяет индивидуальные показатели усвоения человеком знаний, умений и навыков.
  • Интеллект является показателем возможности использовать абстракции.

Развитие интеллекта и мышления ребенка необходимо. Интеллектуальные способности представляют собой совокупность различных умений. Существует ошибочное мнение, что сформировавшийся интеллект не нуждается в развитии. Однако научно доказано, что человек даже в зрелом возрасте может добиться значительных успехов в развитии интеллекта. Часто дети и подростки не уделяют достаточного внимания совершенствованию умственных способностей. Взрослый человек способен наверстать упущенные возможности, но для этого придется приложить много усилий.

На развитие интеллекта у детей школьного возраста также стоит обратить внимание. Одаренные личности, достигшие успеха в развитии специальных способностей, нередко считают, что развивать остальные индивидуально-психологические особенности необязательно

Это мнение также ошибочно. Развитие способностей лишь в одной сфере жизнедеятельности может привести к затруднениям при решении не связанных с ней задач. Например, людям с математическим складом ума тяжело справляться с заданиями гуманитарной направленности. Гармоничное развитие интеллекта позволяет легче приспосабливаться к изменениям окружающего мира, добиваться успехов в разных областях.

Питание

В период между четвёртым месяцем беременности матери и двумя годами мозг ребенка имеет повышенную чувствительность к количеству и качеству потребляемых питательных веществ. Младенцы, недоедающие в этот период, демонстрируют более низкий интеллект и сенсорно-двигательный дефицит, а также более медленное развитие речи. Это происходит потому, что их мозг меньше, в нем меньше нейронов, синапсов, дендритов и миелина, чем у тех детей, которые получают необходимое питание. После рождения грудное молоко – это единственно важный вид питания, способный повысить IQ ребенка. Подкорректировав такую переменную, как социально-экономические различия, исследователи выявили, что 8-летние дети, выросшие на грудном молоке, набирают примерно на 8 баллов выше по тестам IQ, чем дети, выросшие на смесях.

Влияние генетических факторов на развитие интеллекта

О генетических предпосылках интеллекта до настоящего времени практически мало что известно. Наследственные влияния передаются через гены, которые индивид получает от родителей и которые отвечают за формирование существенных для развития интеллекта биологических структур, прежде всего нервной системы.

21 стр., 10094 слов

1.Психология как наука. Предмет, функции и задачи различных отраслей …

… роль в развитии психики человека играют соц-е факторы. 4. Понятие о личности. Становление личности и самосознания в онтогенезе. Проблемы социальной психологии личности. … выделил основные стадии развития психики в процессе эволюции: сенсорная психика, перцептивная психика, интеллект. Животные (простейшие) на стадии элементарной сенсорной психики способны отражать лишь отдельные …

Из сотен тысяч генов, расположенных в хромосомах, выявлены лишь несколько, которые, отвечая за ряд физических признаков организма, могут при повреждении вызывать грубые нарушения интеллекта. Наиболее известны хромосомные аномалии при болезни Дауна, где типичный «монголоидный» внешний вид больного (раскосые глаза, широкая и уплощенная переносица, эпикант) сопутствует умственной отсталости. Однако лишь в 3-4% случаев болезнь Дауна передается по наследству. В остальных случаях главным фактором заболевания служит немолодой возраст родителей. На умственное развитие ребенка могут оказать влияние болезни матери во время беременности (краснуха, диабет, сифилис), а также употребление ею ряда лекарственных (антибиотики, аспирин, транквилизаторы и др.) и токсических веществ (алкоголь, табак, наркотики).

Более тонкие исследования вклада генотипических и средовых факторов в межиндивидуальные различия в характеристиках способностей человека проводились путем сравнения сибсов и, особенно, близнецов, разлученных в раннем детстве или живущих вместе. Более ранние психогенетические исследования, проведенные в этом направлении, обнаружили довольно высокую степень сходства показателей интеллекта у родственников, имеющих большее количество общих генов (0,68).

Современные, более репрезентативные исследования привели к снижению показателей наследуемости интеллекта до 0,48-0,5, т.е. близки к простому генетическому ожиданию, равному 0,5. (Равич-Щербо И.В. и др., 1988).

Дети наследуют не готовые способности к определенному виду деятельности, а только задатки — потенциальные возможности для развития способностей. При этом имеющиеся различия в типах высшей нервной деятельности изменяют лишь протекание мыслительных процессов, но не предопределяют качества и уровня самой интеллектуальной деятельности. Унаследованные человеком задатки реализуются или не реализуются в зависимости от обстоятельств (условий жизни, среды, потребностей общества, от спроса на продукт той или иной деятельности человека).

Известный генетик, академик Н. П. Дубинин считает ошибочным распространенное мнение о том, что уровень интеллекта передается от родителей к детям. Вместе с тем педагоги всего мира признают, что существует неблагоприятная для развития интеллектуальных способностей наследственность (вялые клетки коры головного мозга у детей алкоголиков, нарушенные генетические структуры у наркоманов, наследственные психические заболевания).

Однако с какими бы наследственными задатками не появился на свет ребенок, его дальнейшее развитие во многом обусловлено факторами внешней среды — питанием, воспитанием и прочими.

Наследственность программирует передачу от взрослых детям ряда биохимических, физических качеств:

  • физический облик,
  • цвет волос,
  • физические данные;
  • группу крови и резус-фактор,
  • задатки способностей;
  • программирует также свойства нервной системы,
  • свойства зрительных органов (дальтонизм, особая чувствительность, цвет глаз) и др.

Великая роль наследственности заключается в том, что по наследству ребенок получает человеческий организм, человеческую нервную систему, человеческий мозг и органы чувств. От родителей к детям передаются особенности телосложения, окраска волос, цвет глаз, кожи – внешние факторы, отличающие одного человека от другого. По наследству передаются и некоторые особенности нервной системы, на основе которых развивается определенный тип нервной деятельности.

4 стр., 1603 слов

Психологическая характеристика человеческих способностей

… и специальные. 4 Психологическая характеристика человеческих способностей Способности имеют органические, наследственно закрепленные предпосылки для их развития в виде задатков. Люди от рождения бывают наделены различными задатками, хотя различия эти … который, как отмечал Т. Рибо в своем труде «Наследственность душевных свойств», отводил душу после работы музыкой и пением. У него было два сына, с …

Наследственность предполагает также формирование определенных способностей к какой-либо области деятельности на основе природных задатков ребенка. Согласно данным физиологии и психологии, врожденными у человека являются не готовые способности, а лишь потенциальные возможности для их развития, т.е. задатки. Проявление и развитие способностей ребенка во многом зависит от условий его жизни, образования и воспитания. Яркое проявление способностей принято называть одаренностью, или талантом. Природные особенности (задатки) являются потенциальным условием формирования способностей. Они обусловлены индивидуальными структурно-функциональными различиями головного мозга и речедвигательных органов, органов чувств, и их следует рассматривать лишь как анатомо-морфологические предпосылки способностей.

Что такое интеллект

Теория интеллекта, которую наука применяет сейчас, базово появилась более 100 лет назад.

Эти виды задач на интеллект по Спирмену — s-фактор, special — фактор специфических способностей: логика, пространственное мышление и т. д. А «интеллект в целом» он окрестил g-фактором, от “general”. Сам по себе g-фактор не измеряют, он — статистическая закономерность, расположенная на перекрестье когнитивных навыков; как оказалось, между ними очень высокая корреляция. То есть если человек в одном из когнитивных навыков бог, он и в других неплохо себя покажет. Измерение корреляции от −1 до 1, то есть коэффициент ранговой корреляции тоже изобрел Спирмен.

Некоторые ученые ворчат, что это как-то слишком просто, но последующие исследования по большей части соглашаются с идеей о g-факторе. Например, в 2004 году ученые применили вывод Спирмена к данным 436 людей, прошедших три разных серии тестов на интеллект, и получили корреляцию когнитивных навыков почти в единицу величиной.

В XX веке Реймонд Бернард Кеттел и Джон Леонард Хорн теорию «подвижного и кристаллизированного интеллектов», Gf—Gc. Подвижный интеллект — это способности в чистом виде: умение наблюдать, обобщать, обучаться, делать выводы… Кристаллизированный — накопленные знания и опыт. Вместе они, с точки зрения Кеттела и Хорна, составляют тот самый g-фактор.

Похожую схему предлагает Пауль Балтес, исследуя, как можно компенсировать умственное старение. Он выделяет механизмы интеллекта «когнитивные», биологические (например, зрительная и моторная память) — и «прагмативные» (образование, умение читать, писать и понимать речь). Первые полностью зависят от биологии, но их возрастное угасание помогут заместить вторые.

Еще немного размышлений о природе интеллекта подвез Джон Кэррол. Он предположил, что интеллект — это трехэтажная конструкция, пирамида, которую венчает фактор g. По существу, Кэррол разработал единую иерархию интеллекта.

Согласно его теории, в фактор g входит восемь «широких» когнитивных способностей. Две из них, подвижный и кристаллизированный интеллекты Кеттела и Хорна, мы уже знаем. А есть еще шесть. Среди них, например, визуальное восприятие, высокая способность к поиску, высокая скорость обработки информации. В основание пирамиды интеллекта легли «узкие» способности, которых невероятно много. Так, для высокой скорости обработки информации «узкие» способности — это скорость восприятия, скорость и свобода чтения и письма.

Сейчас CHC-теория, интегрированная теория Кеттела с Хорном и Кэррола (CHC = Кеттел — Хорн — Кэррол) — базовая теория интеллекта. И при этом не единственная. Например, в модели g-VPR на один слой больше, чем в теории Кэррола.

Влияние интеллекта на человека и человечество в целом

Мы разобрались со значениями всех терминов, о которых идет речь. Остался неясным только один вопрос – зачем интеллект нужен вообще? Наличие интеллекта – это тот фактор, который влияет не на одного человека, а на общество в целом. Благодаря образованию мышления и его развитию человек как вид выделился из других животных и ступил на путь эволюции и образования общества.

Если рассматривать интеллект не как единое целое, а как совокупность рабочих систем, то выделятся 4 особенные части:

  1. Логика, рабочая память (тот самый подвижный интеллект).
  2. «Отдел» отбора нужной носителю информации.
  3. Сознание.
  4. Память (кристаллизовавшаяся часть).

Конечно, без ума человек не был бы человеком: не строил бы города, не запускал транспорт, не создавал упрощающих жизнь механизмов и приборов, не образовывал моногамную семью. В целом, без мышления человек не мог бы называться Homo Sapiens’ом – человеком разумным.

Наследственность и средовые факторы

Взаимодействие генов и среды играет важную роль в формировании интеллекта. Исследования близнецов и семей показывают, что генетические факторы могут предопределить определенные когнитивные тенденции, но окружающая среда имеет силу изменять этот курс. Например, ребенок с генетическим предрасположением к высокому интеллекту, но выросший в неблагоприятной среде, может не полностью реализовать свой потенциал.

Эпигенетика, изучающая изменения в экспрессии генов без изменения ДНК-последовательности, предоставляет нам понимание того, как среда может воздействовать на геном. Эпигенетические маркеры могут влиять на активность генов, регулируя их функции в различных условиях. Это открывает новые возможности для воздействия на когнитивные способности через модификацию эпигенетических маркеров.

Взаимодействие генов и среды — кейс-стади

Таблица 2: Примеры эпигенетических маркеров и их влияние на геном

Маркер Влияние на генетическую активность
Метилирование Подавление экспрессии гена
Гистонные модификации Регуляция доступности генов
Некодирующие РНК Регуляция транскрипции
Хроматиновая архитектура Контроль доступности ДНК

Физическое развитие

Под физическим развитием ребенка понимается совокупность морфологических и функциональных признаков организма в их взаимосвязи. Интенсивно протекающие процессы роста и созревания детского организма определяют его особую чувствительность к условиям внешней среды. На физическом развитии детей заметно отражаются особенности климата, жилищно-бытовые условия, режим дня, характер питания, а также перенесенные заболевания. На темпы физического развития влияют также наследственные факторы, тип конституции, интенсивность обмена веществ, эндокринный фон организма, активность ферментов крови и секретов пищеварительных желез.

В связи с этим уровень физического развития детей принято считать достоверным показателем их здоровья. При оценке физического развития детей учитывают следующие показатели:

1. Морфологические показатели: длина и масса тела, окружность грудной клетки, а у детей до трех лет — окружность головы.

2. Функциональные показатели: жизненная емкость легких, мышечная сила кистей рук и др.

3. Развитие мускулатуры и мышечный тонус, состояние осанки, опорно-двигательного аппарата, развитие подкожного жирового слоя, тургор тканей.

Считается, что генов, регулирующих скорость и предел роста человека, более 100, однако получить прямые доказательства их роли трудно. Влияние наследственности в целом сказывается на физическом развитии, особенно росте, ребенка, после 5 лет жизни. Выделяется два периода, когда корреляция между ростом родителей и детей наиболее значима. Это возраст от 5 до 8 лет, когда сказывается действие одной группы генов (первый семейный фактор), и возраст от 9 до 11 лет, когда регуляция роста зависит от других генов (второй семейный фактор). Наследственные факторы определяют темп и возможный предел роста ребенка при оптимальных условиях жизни и воспитания.

Планы развития, обусловленные генами, устанавливают и направление изменений, и конечное состояние. Устойчивость пути развития какой-либо характеристики определяется тем, насколько глубоко заложены креоды и насколько хорошо эта характеристика защищена от внешних воздействий, которые могут сбить ее с пути, а если это произошло, то может ли отклонение устраниться само собой. Так, развитие некоторых характеристик настолько сильно канализировано, что они достигают генетически запрограммированной цели почти при любых обстоятельствах. Тем не менее нет оснований полагать, будто для каждого признака человека существует единственный канализированный путь, заданный одним или несколькими генами. Маловероятно, например, что есть специальный ген, тем более общий для всех людей, отвечающий за форму и размер рук, осанку, походку или речь. Более правдоподобно, что проявление каждой поведенческой и каждой физической характеристики обусловлено многими генами, а, следовательно, и пути, по которым идет развитие, разнообразны и сложны, и каждый из них имеет свое движение, организацию и направляющую силу. С этой точки зрения, в основе изменений, происходящих в процессе развития, лежит множество генов, управляемых другими (регуляторными) генами. Поэтому, хотя общая схема развития может быть у всех людей по существу одинаковой, в ходе него возникает немалое разнообразие физических и поведенческих характеристик. При внимательном изучении любой пары новорожденных сразу видно, что они не совсем похожи. Несмотря на общность внешних черт и поведения — видовых признаков человека, существуют индивидуальные различия в цвете, строении и количестве волос, в размере и форме ушей и пальцев, в мимике, в характере плача и сна, в раздражительности.

Наследование признаков родителей

Единицы наследственности — гены — находятся на хромосомах в строго определенном порядке, а поскольку хромосомы у человека парные, то у каждого индивида имеются 2 копии гена: ген на хромосоме, полученной от матери, и ген на хромосоме, полученной от отца. Если оба гена одинаковы, говорят, что данный индивид “гомозиготен», если разные — он ”гетерозиготен». Гены влияющие на проявление того или иного признака, располагаются в одинаковых участках (локусах) гомологичных хромосом и называются аллельными, или аллелями. При гетерозиготном состоянии один из аллельных генов является доминантным (преобладающим), другой — рецессивным. В отношении признака цвета глаз доминантным является карий цвет, а рецессивным — голубой. Рецессивный признак в организме находится в скрытом состоянии и может проявиться только, если ген данного признака будет и на хромосоме от отца и на идентичной хромосоме от матери. Такой характер проявления генов предопределяет и разный механизм проявления наследственных заболеваний, среди которых различают доминантно и рецессивно наследуемые, а также сцепленные с полом.

Установить, является ли тот или иной признак у человека доминантным или рецессивным, врачу, антропологу или генетику помогает генеалогический метод исследования (метод родословных). Родословная — это схема, на которой условными обозначениями, отмечаются несколько поколений одной семьи. При этом женщины обозначаются кружочком, мужчины — квадратиком. Изучаемый признак или заболевание указывается определенной буквой в середине кружка или квадратика либо изображается заштрихованным. Родители, их братья и сестры располагаются на одной линии, дети также располагаются по горизонтали, но ниже родителей, а их дедушки, бабушки — выше родителей. Номера поколений по старшинству считаются сверху вниз.

При доминантном наследовании признака его можно обнаружить у одного или у обоих родителей, а также у дедушки или бабушки. При рецессивном наследовании признак может обнаруживаться только в одном из поколений у 25% его членов. Доминантный признак в схеме родословной наглядно выступает по вертикали, тогда как рецессивный — только по горизонтали. Есть признаки, наблюдаемые у лиц определенного пола. Это означает, что ген, кодирующий такой признак, располагается на одной из половых хромосом. Если такой ген локализуется на Х — хромосоме, то данный признак будет наблюдаться только у мальчиков, так как у девочек другая такая же Х — хромосома может нести ген данного признака с иной характеристикой. У женщин признак, контролируемый Х — рецессивным геном, не проявляется, но находится в скрытом состоянии, и они передают половине своих сыновей. Признаки, закодированные на Y — хромосоме, по наследству передаются только мальчикам.

Основные направления развития психики

В психическом развитии ребенка выделяют факторы, которые оказывают на него непосредственное влияние. Они могут ускорять либо замедлять развитие, способствовать ему либо препятствовать.

В настоящее время в психологии существует множество теорий, которые описывают психическое развитие личности человека. Они имеют общие черты и различия. Принято разделять биологизаторское и социологизаторское направления развития психики. Рассмотрим их подробнее.

Биологизаторское направление развития психики

Данное направление определяет человека как биологическое существо, которое от природы имеет определенные способности, особенности поведения и психические характеристики.

Наследственность здесь выполняет ведущую роль. От нее зависит темп и предел развития ребенка, окажется ли субъект способным к чему-либо или нет. Среда играет здесь роль лишь определенного условия, который будет способствовать развитию заложенных от природы предпосылок развития.

Многие ученые-психологи считают, что наследственность определяет темперамент личности ребенка и задатки его способностей.

Следует учесть факт, что у разных детей функционирование нервной системы может происходить по-разному. Наличие сильной нервной системы с преобладанием процессов возбуждения определяет холерический тип темперамента, а сильная нервная система с уравновешенностью процессов возбуждения и торможения дает сангвинический тип темперамента.

Особое влияние на психическое развитие ребенка оказывают наследственные задатки. Они облегчают или усложняют процесс развития. Здесь также следует учитывать активность ребенка, так как заложенные задатки могут развиваться только в процессе какого-либо вида деятельности.

Социологизаторское направление развития психики ребенка

Данное направление имеет противоположный подход. Оно берет свое начало в XVII веке и базируется на взглядах философа того времени Дж. Локка.

По мнению Локка, ребенок с рождения не обременен наследственностью, он в процессе своего развития становится таким, как его хотят видеть окружающие его родственники, воспитатели и т.д.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Родительские хроники
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: