Сколько процентов информации человек получает через слух?

Физминутка для детей

Что такое цветное зрение

Цветное зрение — это способность зрительной системы различать объекты, освещённые дневным светом при воздействии на них длин волн (или частот) света прямого или отражённого объектами окружающей среды.

Оно обеспечивается наличием трех видов колбочек. К одному из цветов спектра: зеленому, синему или красному отмечается максимальная чувствительность колбочек определенного вида.

Но это вовсе не значит, что у каждый вида рецептора присутствует чувствительность только к одному «своему» цвету. Все колбочки обладают широкой зоной цветочувствительности. В результате глаз человека помимо красного, синего и зеленого цветов, воспринимает и массу оттенков. Цветовое зрение нарушается, если хотя бы один из фоторецепторов отсутствует.

Глаз человека — сложная и совершенная зрительная система. Человек обладает удивительной способностью воспринимать более 150 тыс. различных цветов и их оттенков. Мы уже ранее выяснили, что воспринимать цвета возможно благодаря колбочкам. Вспомогательную роль выполняют палочки.

Весь цветовой спектр возможно ощущать при содействии трех видов колбочек, каждый из которых воспринимает определенный участок цветовой гаммы. У человека с полноценным зрением 6—7 млн. колбочек, при их низком количестве или наличии патологий в составе, возникают нарушения цветовосприятия.

Доказано, что зрение мужчин и женщин имеет существенные различия:

  • дамы способы распознавать больше различных оттенков цветов;
  • сильный пол лучше распознает движущиеся предметы, дольше способен концентрироваться на конкретном объекте.

Восприятие цвета — процесс абсолютно субъективный, один и тот же освещаемый объект разные люди видят по-разному.

Как человек воспринимает цвета

Глаза принимают информацию о цвете, свете, изображении в целом за счет своего строения, однако доказано, что на самом деле человек видим все таки мозгом. По нервным окончаниям в кору головного мозга перенаправляются все сведения, получаемая от раздражения клеток. Там полученная информация корректируется и обрабатывается, а в результате у нас перед глазами появляется целостное цветное изображение.

Человек обладает и другими удивительными способностями благодаря механизму передачи и обработки информации от зрительных анализаторов анализаторов в головной мозг.

  1. Цветные объекты тесно связаны с цветовой памятью человека. В воображении мы помним, что листва зеленая, а море голубое.
  2. При отстутствии нормального освещения, цвета ощущаютсянам когнитивно обесцвеченными. Независимо от освещения, в результате обработки зрительной информации и цветовой памяти, человек умеет «понимать» цвета предметов.
  3. Вне зависимости от оттенка объекта и уровня освещения, воспринимать цвет человеку позволяет цветовая константа.

До конца механизм восприятия цветов еще не изучен. Определенную роль в цветоощущении играют социальные, этнические и психологические обстоятельства. Давно известно и доказано учеными, что цвета могут воздействовать на психомоциональное и общее состояние человека.

Какие цвета различают глаза человека

Ребенок обладает суженным спектром и способен ощущать только основные цвета — желтый, красный, синий и зеленый. Это возрастная и физиологическая норма. По мере взросления он приобретает способность воспринимать более широкий спектр. Все оттенки разделяются на 3 группы, исходя из длины волны:

  • длинноволновые — красный и оранжевый оттенки;
  • средневолновые — желтый и зеленый цвета;
  • коротковолновые — голубой, синий и фиолетовый.

В рамках зеленого спектра здоровый человек видит салатовый, изумрудный, цвет морской волны и многие другие тона.

Сколько цветов распознает человеческий глаз

Человеческий глаз улавливает 7 базовых цветов, и 3 ахроматических: белый, черный и серый. Каждый луч света выражен в разной степени. Это и обуславливает разнообразие оттенков. Глаз может «понимать» до десятка миллионов цветов.

Особо отличается восприятие такого ахроматического цвета, как серый: человек может различать до 500 его оттенков. Человек видит световые волны длиной от 320 до 760 нм и неспособен различать инфракрасные и ультрафиолетовые цвета.

Видеоряд

Помимо динамики, необходимо тщательно продумать видеоряд изображений, то есть последовательность и порядок их демонстрации. Вспомним уроки прошлого, когда учитель прятал (закрывал,  переворачивал) подготовленные наглядные пособия, чтобы предъявить их в необходимый момент.

Это было крайне неудобно, отнимало много времени, терялся темп урока. Возникали всякого рода казусы, когда в любой момент ученики раньше времени могли увидеть тщательно скрываемый учителем объект.

Средства мультимедиа помогают учителю предъявить необходимое изображение с точностью до мгновения. Достаточно детально продумать последовательность подачи изображений на экран, чтобы обучающий эффект был максимально бóльшим, чтобы обеспечить не простую репродукцию знаний, а заложить развивающее начало в урок, побудить учащихся к активной мыслительной деятельности.

Варианты:

  • Учитель может показать наглядный объект, предварительно создав какую-то проблемную ситуацию. После определённой дискуссии объект появляется на экране.
  • Показом самого объекта учитель создаёт проблемную ситуацию.
  • Наглядный объект при необходимости может сопровождать текст.
  • Наглядный объект при постановке вопросов учащимся может выполнять роль подсказки для придания необходимого направления размышлений ребят.

Динамика предъявления наглядности.

Время демонстрации наглядности должно быть оптимальным, причем соответствовать изучаемой в данный момент учебной информации.

Современные технологии могут представить нам целый букет таких возможностей. К примеру, в программе PowerPoint лишь для «входа» объекта предусматривается  60 различных эффектов. А если добавить эффекты при выделении, выходе, путях перемещения, то можно представить себе, какие у автора разработки предоставляются варианты проектирования учебной задачи.

Однако вводимые эффекты анимации при демонстрации наглядности должны быть дидактически оправданы, не отвлекать ученика, больше того, должны привлекать его внимание. На входе целесообразно использовать эффекты «появление», «растворение», «выцветание» и ещё несколько простых эффектов анимации

Другое дело, если учителю необходима имитация движения какого-то объекта: автомобиля, самолёта, поезда и т.п. В данном случае уместно использовать эффекты «выезжание», «вылет» или воспользоваться функцией «пути перемещения».

Пример:

Учитель информатики и математики В.Н. Погодин (г. Москва) удачно ввел эффект анимации «Вращение» при визуализации простых уравнений в младшей школе.

Иногда возникает необходимость обратить внимание ученика на какой-то объект на слайде. Тогда уместен эффект выделения «мигание», «мерцание», «изменение цвета заливки» и т.п

Любые мелочи с использованием эффектов анимации работают на достижение результата учебной задачи или противодействуют этому. К примеру, при демонстрации направления учителя используют стрелки, однако сплошь и рядом им придаются эффекты анимации, которые отнюдь не подтверждают замысел учителя.

Стрелки «выпрыгивают», «выскакивают», «вращаются», то есть показывают направление движения лишь после того, когда остановят свой хаотичный «танец». Хотя на самом деле достаточно ограничиться эффектом анимации «появление» и задать нужное направление. Посмотрите небольшой пример.

В исследованиях детских психологов встречаются любопытные наблюдения о том, что дети задерживают внимание на неподвижных объектах не более 5 секунд. Отсюда напрашивается необходимость придать объекту определённую динамику, чтобы ученик продолжал следить за изучаемым объектом

На мой взгляд, не стоит увлекаться данным способом удержания внимания

Куда эффективнее добиться управления вниманием техникой педагогического общения. Иначе излишняя динамика может превратить объект изучения в раздражающий фактор

Очень полезные рекомендации по динамике учителю можно почерпнуть из статей и работ, посвящённых веб-дизайну. Вот один из примеров.

Это неудивительно. В том и другом случае мы имеем дело с экранной информацией, и при разных задачах этих двух мультимедийных направлений налицо общие подходы к использованию наглядности, цвета, текста и т.д.

Рубрики

  • А что дальше?!
  • Аннотированный каталог
  • Без рубрики
  • Вебинары
  • Воспитатели Оренбуржья
  • Диссеминация опыта
  • Дистанционное обучение
  • Желаю чтения доброго
  • Инновации в системе дошкольного образования
  • Образовательные области по ФГОС
    • Познавательное и речевое развитие
    • Социально-коммуникативное развитие
    • Физическое развитие
    • Художественно-эстетическое развитие
  • Статьи по дошкольному образованию
  • Страничка логопеда
  • Страничка психолога
  • Творчество наших воспитателей
    • Конспекты и сценарии
    • Консультации для родителей
    • Методические разработки
    • Презентации и видеозаписи
    • Программы
    • Публикации
  • Фильм, фильм, фильм
  • Что делать?
  • Это реклама

Нарушения зрения, их причины и профилактика

Одной из главных проблем людей старше 40 лет является нарушение зрения. В России 60% населения имеют проблемы со зрением; более 1 млн — слепые и слабовидящие. Снижение зрения означает утрату возможности читать, писать, смотреть телевизор и др. Среди основных расстройств зрения следует отметить близорукость и дальнозоркость. При близорукости (рис. 65) глазное яблоко несколько вытягивается и изображение от отдалённых объектов не фокусируется на сетчатке, оказываясь как бы перед ней. При дальнозоркости (см. рис. 65) картина будет противоположной, но в обоих случаях изображение на сетчатке будет нечётким. Близорукие люди плохо видят удалённые предметы, хорошо различая всё, что расположено рядом. Дальнозоркие люди, наоборот, хорошо видят на далёкие расстояния, но чтение книги, лежащей перед ними, вызывает у них затруднение. В обоих случаях поправить положение могут правильно подобранные очки.

Для того чтобы человек хорошо видел, необходимо сфокусировать оба глаза на объекте. За счёт этого формируется объёмное зрение, оценивается форма предмета и расстояние до него.

Ещё одним нарушением зрения является косоглазие. При косоглазии глаза как будто пытаются сойтись вместе или, наоборот, разойтись. Косоглазие может или быть врождённым, или возникнуть из-за травмы. Лечат это заболевание специальными упражнениями, ношением особых очков, но иногда приходится прибегать к операции.

Помутнение хрусталика довольно часто встречается у пожилых людей и диабетиков. Это заболевание называется катарактой. Иногда катаракта у ребёнка бывает врождённой, чаще всего в том случае, если его будущая мама переболела краснухой на ранней стадии беременности. Однако такой непрозрачный хрусталик можно удалить и заменить его специальными очками, выполняющими функцию хрусталика.

Для глаз очень опасны различные повреждения, вызываемые острыми предметами или химическими и температурными ожогами. При повреждениях глаз оказать грамотную помощь без участия специалиста трудно, а потому следует наложить на глаз повязку и срочно доставить больного к врачу.

Так как глаза могут пострадать от целого ряда инфекций, следует тщательно следить за их гигиеной, а при покраснении глаз и возникновении неприятных ощущений обращаться к врачу.

Новые понятия

Анализатор. Глаз. Слепое пятно. Близорукость. Дальнозоркость. Косоглазие. Катаракта

Ответьте на вопросы

1. Что такое анализаторы и какие части входят в их состав?
2. Каково строение зрительного анализатора?
3. Где расположены рецепторы, воспринимающие зрительную информацию? Какие их виды различают и каковы их функции?
4. Какие расстройства зрения вам известны и каковы их основные причины?

Выполните задание

1. Раскройте механизм работы зрительного анализатора.

2. Сформулируйте основные правила гигиены зрения.

ПОДУМАЙТЕ!

Почему в сумерки мы не можем различить окраску предметов?

А если сравнить с фотоаппаратом

Человеческий глаз действительно можно сравнить с фотоаппаратом и между ними много общего. Можно смело утверждать, что работа камеры «скопирована» с работы человеческого глаза. Если сравнить технически, то:

  • объектив — выполняет функцию зрачка человеческого глаза;
  • фокус объектива — работает, как хрусталик;
  • фронтальный элемент объектива — это по сути дела роговица глаза, где входящий свет преломляется, а зрачок защищается от ультрафиолета;
  • диафрагма — напоминает радужку, которая должна сужаться и расширяться, чтобы определить необходимый размер зрачка -объектива;
  • процессор — мозг. Обрабатывает и хранит полученные данные

Сколько мегапикселей у человеческого глаза

Количество мегапикселей — тот самый показатель на который мы привыкли опираться при выборе камеры или смартфона. Но вот для глаз вычислить этот показатель не так просто, дело в том, что картинка возникает в нашем мозге не сразу, а постепенно, и вся информация принимается и обрабатывается непрерывно. Кроме того, фотоаппарат «выдает на изображение целиком (от одного края рамки до другого), а глаз выидит только то, что находится в поле его зрения. И последний фактор, который влияет на «количество мегкпикселей» человеческого глаза — возраст субъекта и состояние его здоровья.

И все же, обобщено можно сказать, что у человеческого глаза более 100 мегапикселей, у хорошего фотоаппарата — 22, у современного смартфона — всего 10-12.

Фокусное расстояние

Фокусное расстояние — длина от точки фокусировки до линзы фотоаппарата. Чем меньше эта длина, тем больше объектов помещается в кадр. Чем больше, тем ближе видятся удаленные предметы.

С учетом возраста, здоровья человека, освещения и расстояния до предмета фокусное расстояние глаз может быть от 17 до 24 мм. А в фотоаппарате оно может доходить и до 200 мм. Здесь наши глаза технике явгно проигрывают.

Чувствительность

Глаза человека обладают удивительной способностью приспосабливаться к условиям освещения. Мы можем видеть и при ярком солнце, и в темени. И здесь человек явно обгоняет технику: при свете чувствительность составляет единицу, а в сумерках — 800. У фотоаппаратов этот показатель всегда остается около сотни.

Угол обзора

Стандартный угол обзора фотоаппарата — 460. Человек может видеть до 1250 по вертикали и 1500 по горизонтали, но качество изображения вдали не самое высокое. И несмотря на то, что у человека всего 2 линзы, а у вотоаппарата целых 11, глаз все же остается более точным и совершенным в плане восприятия зрительной информации.

Архивы

  • Сентябрь 2022 (1)
  • Ноябрь 2020 (2)
  • Октябрь 2020 (1)
  • Май 2020 (1)
  • Апрель 2020 (3)
  • Март 2020 (2)
  • Январь 2020 (2)
  • Сентябрь 2019 (1)
  • Апрель 2019 (1)
  • Февраль 2019 (1)
  • Январь 2019 (1)
  • Сентябрь 2018 (10)
  • Август 2018 (1)
  • Июль 2018 (1)
  • Апрель 2018 (1)
  • Март 2018 (28)
  • Февраль 2018 (7)
  • Январь 2018 (14)
  • Декабрь 2017 (6)
  • Август 2017 (3)
  • Июль 2017 (1)
  • Июнь 2017 (1)
  • Май 2017 (1)
  • Январь 2017 (21)
  • Декабрь 2016 (16)
  • Ноябрь 2016 (20)
  • Октябрь 2016 (1)
  • Сентябрь 2016 (14)
  • Июль 2016 (20)
  • Июнь 2016 (30)
  • Май 2016 (6)
  • Апрель 2016 (13)
  • Январь 2016 (12)
  • Декабрь 2015 (11)
  • Ноябрь 2015 (8)
  • Октябрь 2015 (4)
  • Сентябрь 2015 (8)
  • Август 2015 (1)
  • Июль 2015 (4)
  • Июнь 2015 (7)
  • Май 2015 (21)
  • Апрель 2015 (2)
  • Март 2015 (4)
  • Февраль 2015 (3)
  • Январь 2015 (24)
  • Декабрь 2014 (31)
  • Ноябрь 2014 (30)
  • Октябрь 2014 (31)
  • Сентябрь 2014 (30)
  • Август 2014 (31)
  • Июль 2014 (31)
  • Июнь 2014 (30)
  • Май 2014 (31)
  • Апрель 2014 (30)
  • Март 2014 (31)
  • Февраль 2014 (28)
  • Январь 2014 (31)
  • Декабрь 2013 (31)
  • Ноябрь 2013 (30)
  • Октябрь 2013 (31)
  • Сентябрь 2013 (30)
  • Август 2013 (31)
  • Июль 2013 (31)
  • Июнь 2013 (30)
  • Май 2013 (31)
  • Апрель 2013 (30)
  • Март 2013 (32)
  • Февраль 2013 (28)
  • Январь 2013 (31)
  • Декабрь 2012 (33)
  • Ноябрь 2012 (30)
  • Октябрь 2012 (31)
  • Сентябрь 2012 (35)
  • Август 2012 (31)
  • Июль 2012 (58)
  • Июнь 2012 (30)
  • Май 2012 (33)
  • Апрель 2012 (34)
  • Март 2012 (59)
  • Февраль 2012 (30)
  • Январь 2012 (32)
  • Декабрь 2011 (17)

Отклонения цветовосприятия

Человека, нормально воспринимающего все три основных цвета — красный, зеленый и синий, называют трихроматом. Патологические изменения, касающиеся цветовосприятия, делятся на две основные группы: врожденные нарушения и приобретенные.

Как правило, врожденные отклонения распространяются сразу на оба глаза. Среди врожденных отклонений цветовосприятия выделяют следующие патологии:

  1. Дальтонизм, который передается по наследству и никак не влияет на само качество зрения. Дальтоники воспринимают как правило всего 2 цвета.
  2. Дейтераномалия – слабо ощущается зеленый оттенок.
  3. Протаномалия – красный цвет почти не чувствуют.
  4. Тританомалия – пропускают синий оттенок.
  5. Дихромазия – зрительные рецепторы совсем не воспринимают любой из трех основных оттенков.
  6. Монохромазия – «цветовая слепота», только черно-белое восприятие мира.

Но существуют еще и приобретенные патологии, которые лечатся, в отличие от врожденных. Достаточно просто найти причину заболевания.

  1. Ксантопсия — человек видит мир только в желтом цвете.
  2. Эротропсия — в красном.
  3. Цианопсия — в синем.

Профессиональные водители, работники железнодорожного транспорта обязательно проходят у офтальмолога на аномалоскопе для проверки цветовосприятия.

И в заключении отметим, что цветовосприятие человека гораздо более совершенно, чем у подавляющего большинства животных. Основная часть животного мира способна воспринимать всего два основных цвета. Человеческий глаз ощущает 3 основных и цвета и массу оттенков, которые получаются при смешивании этий трех цветов.

Здоровый человеческий глаз способен различать миллионы оттенков цвета, просто далеко не все знают, что эту способность — различать цвета и оттенки, нужно воспитывать. Многие знают и прекрасно отличают друг от друга цвета радуги (спектральные цвета), но мало кто видит, как отличаются оттенки белого, черного, зеленого, синего.

В Японии дети уже в начальной школе начинают изучать «Цветоведение», где детей учат видеть и различать малейшие оттенки цвета. В итоге — глаза японцев различают цвета намного лучше, чем глаза европейцев. Попробуйте найти несколько предметов, которые по вашему мнению имеют чисто белый цвет, например листы бумаги для печати от разных производителей. Сравните их, и вы удивитесь, насколько они разные.

Слуховой анализатор

Слух необходим для восприятия звуковых колебаний в довольно широком диапазоне частот. В юношеском возрасте человек различает звуки в диапазоне от 16 до 20 000 герц, однако уже к 35 годам верхняя граница слышимых частот падает до 15 000 герц. Помимо создания объективной целостной картины об окружающем мире слух обеспечивает речевое общение людей.

Слуховой анализатор включает в себя орган слуха, слуховой нерв и центры мозга, анализирующие слуховую информацию. Периферическая часть органа слуха, то есть орган слуха, состоит из наружного, среднего и внутреннего уха.

Наружное ухо человека представлено ушной раковиной, наружным слуховым проходом и барабанной перепонкой.

Ушная раковина — хрящевое образование, покрытое кожей. У человека, в отличие от многих животных, ушные раковины практически неподвижны. Наружный слуховой проход — канал длиной 3-3,5 см, заканчивающийся барабанной перепонкой, отделяющей наружное ухо от полости среднего уха. В последней, имеющей объем около 1 см3, расположены самые маленькие кости организма человека: молоточек, наковальня и стремечко. Молоточек «рукояткой» срастается с барабанной перепонкой, а «головкой» подвижно присоединен к наковальне, которая другой своей частью подвижно соединена со стремечком. Стремечко, в свою очередь, широким основанием сращено с перепонкой овального окна, ведущего во внутреннее ухо. Полость среднего уха через евстахиеву трубу соединена с носоглоткой. Это необходимо для выравнивания давления по обе стороны барабанной перепонки при изменениях атмосферного давления.

Внутреннее ухо находится в полости пирамиды височной кости. К органу слуха во внутреннем ухе относится улитка — костный, спирально закрученный канал в 2,75 оборота. Снаружи улитка омывается перилимфой, заполняющей полость внутреннего уха. В канале улитки расположен перепончатый костный лабиринт, заполненный эндолимфой; в этом лабиринте находится звуковоспринимающий аппарат — спиральный орган, состоящий из основной мембраны с рецепторными клетками и покровной мембраны. Основная мембрана — тонкая перепончатая перегородка, разделяющая полость улитки и состоящая из многочисленных волокон различной длины. В этой мембране расположено около 25 тыс. рецепторных волосковых клеток. Один конец каждой рецепторной клетки фиксирован на волокне основной мембраны. Именно от этого конца отходит волокно слухового нерва. При поступлении звукового сигнала столбик воздуха, заполняющий наружный слуховой проход, колеблется. Эти колебания улавливаются барабанной перепонкой и через молоточек, наковальню и стремечко передаются на овальное окошко. При прохождении через систему звуковых косточек звуковые колебания усиливаются приблизительно в 40-50 раз и передаются на перилимфу и эндолимфу внутреннего уха. Через эти жидкости колебания воспринимаются волокнами основной мембраны, причем высокие звуки вызывают колебания более коротких волокон, а низкие — более длинных. В результате колебаний волокон основной мембраны возбуждаются рецепторные волосковые клетки, и сигнал по волокнам слухового нерва передается сначала в ядра нижних бугров четверохолмия, оттуда в медиальные коленчатые тела таламуса и, наконец, в височные доли коры больших полушарий, где и находится высший центр слуховой чувствительности.

Вестибулярный анализатор выполняет функцию регуляции положения тела и его отдельных частей в пространстве.

Периферическая часть этого анализатора представлена рецепторами, расположенными во внутреннем ухе, а также большим количеством рецепторов, расположенных в сухожилиях мышц.

В преддверии внутреннего уха расположены два мешочка — круглый и овальный, которые заполнены эндолимфой. В стенках мешочков находится большое число рецепторных волосковидных клеток. В полости мешочков расположены отолиты — кристаллы солей кальция.

Кроме того, в полости внутреннего уха присутствуют три полукружных канала, расположенных во взаимно перпендикулярных плоскостях. Они заполнены эндолимфой, в стенках их расширений находятся рецепторы.

При изменении положения головы или всего тела в пространстве отолиты и эндолимфа полукружных канальцев перемещаются, возбуждая волосковидные клетки. Их отростки образуют вестибулярный нерв, по которому информация об изменении положения тела в пространстве попадает в ядра среднего мозга, мозжечок, ядра таламуса и, наконец, в теменную область коры больших полушарий.

Тактильные сны

Со снами похожая ситуация. Люди, утратившие зрение в сознательном возрасте, по их собственным рассказам, еще какое-то время видят сны «с картинками». Но по прошествии времени им на смену приходят звуки, запахи, осязательные ощущения.

Человек, который слеп с самого рождения, не увидит в своих снах абсолютно ничего. Зато почувствует. Предположим, что нам снится сон, в котором мы находимся на песочном пляже. Зрячий человек, скорее всего, увидит сам пляж, океан, песок, набегающую волну. Слепой услышит звук волны, почувствует песок, сыплющийся сквозь пальцы, ощутит легкий бриз. Невидящий с рождения видеоблогер Томи Эдиссон описывает свои сны следующим образом: «Мне снится то же самое, что и вам. Например, я могу сидеть на футбольном матче, а через мгновение оказаться на своем дне рождения, когда мне исполнилось семь лет». Разумеется, он всего этого не видит. Но слышит звуки, которые вызывают у него соответствующие ассоциации.

Зрительный анализатор

Более 90% информации об окружающем мире человек получает с помощью зрения.

Орган зрения глаз состоит из глазного яблока и вспомогательного аппарата. К последнему относят веки, ресницы, мышцы глазного яблока и слёзные железы. Веки — складки кожи, выстланные изнутри слизистой оболочкой. Слезы, образующиеся в слёзных железах, омывают передний отдел глазного яблока и через носослёзный канал проходят в ротовую полость. У взрослого человека в сутки должно вырабатываться не менее 3-5 мл слез, выполняющих бактерицидную и увлажняющую роль.

Глазное яблоко имеет шарообразную форму и располагается в глазнице. При помощи гладких мышц оно может поворачиваться в глазнице. Глазное яблоко имеет три оболочки. Наружная — фиброзная, или белочная — оболочка спереди глазного яблока переходит в прозрачную роговицу, а ее задний отдел называется склерой. Через среднюю оболочку — сосудистую — глазное яблоко снабжается кровью. Впереди в сосудистой оболочке имеется отверстие — зрачок, позволяющий лучам света попадать внутрь глазного яблока. Вокруг зрачка часть сосудистой оболочки окрашена и называется радужкой. Клетки радужки содержат всего один пигмент, и если его мало, радужка окрашена в голубой или серый цвет, а если много — в карий или черный. Мышцы зрачка расширяют или сужают его в зависимости от яркости света, освещающего глаз, приблизительно от 2 до 8 мм в диаметре. Между роговицей и радужкой расположена передняя камера глаза, заполненная жидкостью.

Позади радужки расположен прозрачный хрусталик — двояковыпуклая линза, необходимая для фокусировки лучей света на внутреннюю поверхность глазного яблока. Хрусталик снабжен специальными мышцами, меняющими его кривизну. Этот процесс называется аккомодацией. Между радужкой и хрусталиком расположена задняя камера глаза.

Большая часть глазного яблока заполнена прозрачным стекловидным телом. Пройдя через хрусталик и стекловидное тело, лучи света попадают на внутреннюю оболочку глазного яблока — сетчатку. Это многослойное образование, причем три его слоя, обращенные внутрь глазного яблока, содержат зрительные рецепторы — колбочки (около 7 млн.) и палочки (около 130 млн.). В палочках содержится зрительный пигмент родопсин, они более чувствительны, чем колбочки, и обеспечивают черно-белое зрение при плохом освещении. Колбочки содержат зрительный пигмент иодопсин и обеспечивают цветное зрение в условиях хорошей освещенности. Считается, что есть три вида колбочек, воспринимающих красный, зеленый и фиолетовый цвета соответственно. Все остальные оттенки определяются комбинацией возбуждений в этих трех типах рецепторов. Под действием квантов света зрительные пигменты разрушаются, генерируя электрические сигналы, которые передаются от палочек и колбочек к ганглиозному слою сетчатки. Отростки клеток этого слоя образуют зрительный нерв, выходящий из глазного яблока через слепое пятно — место, где нет зрительных рецепторов.

Больше всего колбочек располагается прямо напротив зрачка — в так называемом желтом пятне, а в периферических отделах сетчатки колбочек почти нет, там располагаются одни палочки.

Выйдя из глазного яблока, зрительный нерв следует в верхние бугры четверохолмия среднего мозга, где зрительная информация подвергается первичной обработке. По аксонам нейронов верхних бугров зрительная информация попадает в латеральные коленчатые тела таламуса, а уж оттуда — в затылочные доли коры больших полушарий. Именно там формируется тот зрительный образ, который мы субъективно ощущаем.

Следует отметить, что оптическая система глаза формирует на сетчатке не только уменьшенное, но и перевернутое изображение предмета. Обработка сигналов в центральной нервной системе происходит таким образом, что предметы воспринимаются в естественном положении.

Зрительный анализатор человека обладает потрясающей чувствительностью. Так, мы можем различить освещенное изнутри отверстие в стене диаметром всего 0,003 мм. В идеальных условиях (чистота воздуха, безветрие) огонь зажженной на горе спички может быть различим на расстоянии 80 км. Тренированный человек (причем у женщин это получается гораздо лучше) может различать сотни тысяч цветовых оттенков. Зрительному анализатору достаточно всего 0,05 сек для распознавания объекта, который попал в поле зрения.

Погружение во тьму

Когда мы закрываем глаза, обычно видим черный цвет, иногда с примесью светящихся пятен. Под этой картинкой мы подразумеваем «не видеть ничего». Но как видят мир те, у кого глаза всегда «закрыты»? Что такое тьма для слепого человека и как он ее видит?

Вообще, картина мира слепого во многом зависит от того, во сколько лет он потерял зрение. Если это произошло уже в сознательном возрасте, то человек мыслит теми же образами, что и зрячие люди. Просто информацию о них он получает с помощью других органов чувств. Так, слыша шелест листвы, он представляет деревья, теплая солнечная погода будет ассоциироваться с голубым небом, и так далее.

Если человек потерял зрение в детстве, после пяти лет, он может помнить цвета и понимать их значение. Иными словами, он будет знать, как выглядят стандартные семь цветов радуги и их оттенки. Но визуальная память все равно будет развита слабо. Для таких людей восприятие базируется, по большей части, на слухе и осязании.

Совсем по иному представляют себе мир люди, которые никогда не видели солнечного света. Будучи слепыми от рождения или с младенческого возраста, они не знают ни образов мира, ни его красок. Для них зрение, как и визуальное восприятие ничего не значит, поскольку область мозга, отвечающая за преобразование визуальной информации в изображение, у них просто не работает. На вопрос о том, что они видят перед глазами, они, скорее всего, ответят, что ничего. Вернее, они просто не поймут вопрос, поскольку у них не развита ассоциация предмета с изображением. Они знают названия цветов и предметов, но им неизвестно, как они должны выглядеть. Это лишний раз доказывает неспособность слепых, которым удалось вернуть зрение, узнать знакомые им по осязаниям предметы, увидав их воочию. Поэтому слепой никогда не сможет объяснить, какого цвета настоящая тьма, потому что он ее не видит.

Физкультминутки для дошкольников

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА ДЛЯ СНЯТИЯ УТОМЛЕНИЯ С ТУЛОВИЩА И НОГ

Физические упражнения для мышц ног, живота и спины усиливают
венозное  кровообращение в этих частях тела и способствуют
предотвращение застойных явлений крово- и лимфообращения, отечности в
нижних конечностях.

1.ФМ для снятия утомления с туловища и ног

  1. И.п. – о.с. 1 – шаг влево, руки к плечам, прогнуться. 2 – и.п. 3-4 – то же в другую сторону. Повторить 6-8 раз. Темп медленный.
  2. И.п. – стойка ноги врозь, 1- упор присев. 2- и.п. 3 – наклон вперед, руки впереди. 4 – и.п. Повторить 6-8 раз. Темп средний.
  3. И.п. – стойка ноги врозь, руки за голову. 1-3 – круговые движения
    тазом в одну сторону. 4-6 – то же в другую сторону. 7-8 руки вниз и
    расслабленно потрясти кистями. Повторить 4-6 раз. Темп средний.

2.ФМ для снятия утомления с туловища и ног

  1. И.п. – о.с. – выпад влево, руки дугами внутрь, вверх в стороны.2 –
    толчком левой приставить ногу, дугами внутрь руки вниз. 3-4 — — то же в
    другую сторону. Повторить 6-8 раз. Темп средний.
  2. И.п. – о.с. 1-2 – присед на носках, колени врозь, руки вперед – в
    стороны. 3 – встать на правую, мах левой назад, руки вверх. 4 –
    приставить левую, руки свободно вниз и встряхнуть руками. 5-8 – то же с
    махом правой ногой назад. Повторить 4-6 раз. Темп средний.
  3. И.п – стойка ноги врозь.1-2 – наклон вперед, правая рука скользит
    вдоль ноги вниз, левая, сгибаясь, вдоль тела вверх. 3-4 и.п. 5-8 – то же
    в другую сторону. Повторить 6-8 раз. Темп средний.

3.ФМ для снятия утомления с туловища и ног

  1. И.п. – руки скрестно перед грудью. 1- взмах правой ногой в сторону,
    руки дугами книзу в стороны. 2 И.п. 3-4 – то же в другую сторону.
    Повторить 6-8 раз. Темп средний.
  2. И.п. – стойка ноги врозь пошире, руки вверх – в стороны. 1
    полуприсед на правой, левую ногу повернуть коленом внутрь. Руки на пояс.
    2 – и.п. 3-4 то же в другую сторону. Повторить 6-8 раз. Темп средний.
  3. И.п. – выпад левой вперед, 1 – мах руками направо с поворотом
    туловища направо. 2 – мах руками налево с поворотом туловища налево.
    Упражнения выполнять размашисто расслабленными руками. То же с выпадом
    правой. Повторить 6-8 раз. Темп средний.

4.ФМ для снятия утомления с туловища и ног

  1. И.п. – стойка ноги врозь, руки вправо. 1 – полуприседая и
    наклоняясь, руки махом вниз. Разгибая правую ногу, выпрямляя туловище и
    передавая тяжесть тела на левую ногу, мах руками влево 2 – то же в
    другую сторону. Упражнения выполнять слитно. Повторить 4-6 раз. Темп
    средний.
  2. И.п. – руки в стороны. 1-2 – присед, колени вместе, руки за спину. 3
    – выпрямляя ноги, наклон вперед, руками коснуться пола. 4 – и.п.
    Повторить 6-8 раз. Темп средний.

       3. И.п. – стойка ног врозь, руки за голову, 1 – резко повернуть таз направо. 2 – резко повернуть таз        налево. Во время поворотов плечевой пояс оставить подвижным. Повторить 6-8 раз.Темп средний

Панда

Мальчик

Вкусовой анализатор

Периферический отдел вкусового анализатора — вкусовые рецепторы, расположенные в эпителии языка и, в меньшей степени, слизистой ротовой полости и глотки. Вкусовые рецепторы реагируют только на растворенные в воде вещества, а нерастворимые вещества вкуса не имеют. Человек различает четыре вида вкусовых ощущений: соленое, кислое, горькое, сладкое. Больше всего рецепторов, восприимчивых к кислому и соленому, расположено по бокам языка, к сладкому — на кончике языка, а к горькому — на корне языка, хотя небольшое число рецепторов любого из этих раздражителей разбросано по слизистой всей поверхности языка. Оптимальная величина вкусовых ощущений наблюдается при температуре в полости рта 29°С.

От рецепторов информация о вкусовых раздражителях по волокнам языкоглоточного и частично лицевого и блуждающего нерва поступает в средний мозг, ядра таламуса и, наконец, на внутреннюю поверхность височных долей коры больших полушарий, где расположены высшие центры вкусового анализатора.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Родительские хроники
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: