Что делать тем, кому важно сосредоточиться
Распечатайте приведенные ниже советы, обсудите их с ребенком и попробуйте воплотить в жизнь. Можно начать с двух-трех пунктов на выбор школьника, постепенно добавляя остальные. Действуйте легко, в формате игры, челленджа, эксперимента или даже соревнования
Показывайте личный пример: также следуйте этим советам и акцентируйте внимание ребенка, когда выполняете что-то из списка. Так вы встанете с ним в позицию «равный — равный», уберете излишнее родительское давление, укрепите свой авторитет и сблизитесь с ребенком во время выполнения общего челленджа
Фото: unsplash.com
Семь секретных упражнений для повышения концентрации
1. Уберите все лишнее. Наведите порядок на рабочем месте и оставьте там минимум вещей — только то, что необходимо для учебы. Продумайте удобную и функциональную систему хранения, закрытые ящики и папки, создайте стильный рабочий уголок и следите, чтобы он не захламлялся.
2. Избавьтесь от внешних раздражителей. На время подготовки домашнего задания выключите телевизор или радио, попросите близких не беспокоить ребенка вопросами. Попросите его вынести смартфон в другую комнату или перевести в авиарежим. Чтобы все домочадцы знали, что ребенку нужна тишина, можно придумать систему сигналов — от забавной таблички на дверь до цветного флажка на столе.
Фото: pexels.com
3. Напишите список задач и определите время их выполнения. Иногда приступить к учебе сложно именно потому, что непонятно, с чего начать в первую очередь. Составьте подробный список дел с указанием времени, которое может потребоваться на их выполнение, и определите приоритетность. Например, если сочинение по литературе, по вашим расчетам, займет час, пусть ребенок все это время пишет только его, не отвлекаясь на другие задачи. Такое планирование поможет школьнику действовать четко и распределять задачи по логичным промежуткам.
4. Начинайте с самого сложного. Пока ребенок не сильно утомился, у него больше шансов выполнить «домашку» по сложным предметам — физике, химии, алгебре. А вот чтение или творческие проекты можно оставить на вечер.
Фото: pexels.com
5. Запланируйте перерывы и то, чем они будут заполнены. Кто-то предпочтет перекусить, кто-то — вздремнуть, для кого-то лучшим способом переключиться станет прогулка с собакой. Помните, что перерывы должны быть регулярными и ограниченными по времени — не более 10–15 минут. Младшим школьникам передышка требуется каждые 30 минут, старшеклассники способны концентрироваться по 45–60 минут, но после также нуждаются в отдыхе и смене деятельности.
6. Следите за графиком сна и при необходимости устраивайте тихий час днем. Недосып провоцирует стресс, а это главный враг в деле концентрации внимания. Поэтому дневной сон полезен не только дошкольникам, но и подросткам, а иногда и взрослым. Если есть потребность — обязательно включите отдых в график.
Фото: freepik.com
7. Используйте гаджеты для повышения концентрации внимания. Чтобы убрать соблазн потянуться к смартфону, попробуйте использовать приложения, контролирующие экранное время. Например, программу Forest или ее аналоги. Смысл приложения в том, чтобы установить таймер на то время, когда нельзя прикасаться к телефону. Тогда на экране начнет расти дерево. Если ребенок выдержит и не прикоснется, оно вырастет, если же возьмет телефон раньше времени — дерево погибнет. Также можно установить приложения для тренировки памяти и внимания и иногда позволять школьнику играть в них и даже соревноваться с близкими.
Родителям стоит помнить, что рассеянное внимание может быть одним из симптомов СДВГ (синдром дефицита внимания и гиперактивности), а это уже неврологический диагноз
Чтобы не упустить его, важно пройти обследование у врача. Скорректировать проблему рассеянного внимания также может нейропсихолог: во время диагностики он подберет техники, которые помогут ребенку тренировать концентрацию и внимательность.
Скорректировать проблему рассеянного внимания также может нейропсихолог: во время диагностики он подберет техники, которые помогут ребенку тренировать концентрацию и внимательность.
Как выявить гиперактивного ребенка?
Основные проявления гиперактивности можно разделить на 3 блока: дефицит активного внимания, двигательная расторможенность и импульсивность. Американские психологи Бейкер и Алворд предлагают следующие критерии выявления гиперактивности у ребенка.
Критерии гиперактивности
Дефицит активного внимания:
Непоследователен, трудно удерживать внимание.
С большим энтузиазмом берется за задание, но так и не заканчивает.
Испытывает трудности в организации.
Часто теряет вещи.
Избегает скучных заданий.
Часто бывает забывчив.
Постоянно ерзает.
Двигательная расторможенность:
- Проявляет признаки беспокойства (барабанит пальцами, двигается в кресле, бегает, забирается куда-нибудь).
- Спит намного меньше, чем другие дети.
Импульсивность:
Не способен дождаться своей очереди.
Плохо концентрирует внимание.
Не может контролировать и регулировать поведение.
Если в возрасте до 7 лет проявляются хотя бы 6 из перечисленных признаков, можно предположить, что ребенок гиперактивен. Часто взрослые считают, что если ребенок много двигается, непоседлив, значит, он гиперактивен. Такая точка зрения ошибочна, т.к. другие проявления гиперактивности не учитываются.
Что такое СДВГ?
ДОМ БЕЗ НАСИЛИЯ . О чем нельзя молчать!
Нас с детства учат, что семья – главная опора человека. Это место, где мы чувствуем поддержку и любовь, где нас окружают близкие люди, где нас принимают такими, какие мы есть. В семье мы находим понимание и защиту, когда кажется, что весь внешний мир ополчился против нас. Проблема домашнего насилия в нашем обществе является неприличной, почти запретной, и поэтому окружена множеством домыслов и легенд. Эти стереотипы нужно разрушать, ведь именно из-за них женщина, столкнувшаяся с насилием в семье, не находит понимания и помощи в своем окружении, а часто и вовсе не решается обратиться за ними, и остается один на один со своей бедой. Развенчиваем мифы.
развернуть
Игры на развитие внимания
Чем отличаются игры на развитие внимания от обычных игр? В них больше действий, требующих многократного повторения и концентрации.
Повторяй за мной!
Под ритмичную музыку ведущий в хаотичном порядке показывает простые движения, например, хлопает, топает, поднимает или опускает руки, прыгает на месте, а ребёнок их повторяет. Важно как можно реже ошибаться и успевать за взрослым. Что изменилось?
Что изменилось?
Взрослый кладёт перед малышом несколько игрушек (их количество зависит от возраста, но не более 7), а затем просить запомнить их и закрыть глаза. В этот момент ведущий прячет 1-2 предмета и затем просит вспомнить, что именно исчезло. Вариация игры для детей постарше — повторить порядок расположения игрушек, который нужно восстановить за ограниченное время.
Замечалки
Это развлечение немного схоже с предыдущим, но его преимущество в том, что играть можно где угодно! Попросите малыша закрыть глаза, а потом вспомнить, сколько в комнате подушек, книг на полке, чашек на столе и пр. На улице вы можете искать и считать фонарные столбы, кошек, жёлтые машины, продуктовые магазины
Такая игра развивает зрительное внимание и тренирует навыки счёта у детей
В подобные игры можно играть и онлайн. На нашем сайте есть большой раздел для развития внимания и памяти, в котором есть множество увлекательных упражнений для всех возрастов.
Чего делать нельзя
Осознать и принять свои собственные ошибки очень сложно. Особенно взрослому человеку, когда дело касается отношений с ребёнком. Куда как проще сказать: «Да он сам такой разгильдяй, здесь ничего не сделаешь!». Да, переложить вину на малыша – самое простое, но не самое мудрое решение.
Только от родителей зависит, каким вырастет их ребёнок. Прививать правильные ценности своему чаду нужно с малых лет, потому что потом вбить в голову во всём сомневающегося подростка хоть какую-то истину станет практически невозможным.
Самой распространённой ошибкой в воспитании деток являются категорические запреты. Запрещать просто, сложнее объяснить, почему так поступать нельзя. А ведь ещё нужно рассказать, как сделать правильно и почему именно так – правильно.
Запрет держится до тех пор, пока контролёр смотрит. А если объяснить малышу причины и последствия его действий, он начнёт задумываться всякий раз самостоятельно, прежде, чем совершить поступок.
Обратный вариант простого запрета – это долгая и нудная лекция провинившемуся чаду об основах морали и нравственности
В этот момент родитель-«лектор» чувствует себя на высоте: он же уделяет внимание подрастающему поколению. Но как это воспринимается малышом, который недавно встал с горшка? А никак!
Затем, способность усваивать информацию у взрослых и у детей различная и зависит от языкового развития: ребенок половины не поймет. Об этом часто забывают, а то и вовсе не знают те, кто пытается «читать мораль» малым детям.
Ещё одно – это время, в течение которого детский мозг способен концентрироваться
Первоклассник имеет рассеянное внимание, и это нормально для его возраста
С развитием интеллекта он научится осознанно управлять концентрацией, поддерживая её на определённой теме более длительное время.
Поэтому нравоучения будут эффективными только при соблюдении двух условий:
- Готовность слушателя благожелательно воспринимать информацию.
- Краткость лекции (что нельзя, почему, как исправить, какие выгоды).
Какие упражнения помогают тренировать концентрацию.
Следующие варианты способны повысить концентрацию в школе!
Место в первом ряду рядом с преподавателем помогает ребенку сосредоточиться на уроке. Можно попросить учителя внимательно наблюдать за ребенком в течение нескольких недель, чтобы увидеть, показывает ли другое место какие-либо изменения в его школьных успехах.
Последовательно выполнять одно задание за другим для такого ребенка легче, чем все задания сразу. Детям с проблемами концентрации внимания трудно запоминать длинные задания. Хотя они хотят делать все хорошо и быстро, им часто сложно сосредоточиться на середине задачи, и они уже забывают, что делать дальше. Выполняя заданное небольшими порциями им намного легче сохранять концентрацию и выполнять работу. Когда ребенок успешно выполнил некоторые из своих заданий, похвала учителя побудит его сосредоточиться и продолжить работу. Подлинная похвала всегда даёт ученику больше, чем критика. Поэтому гораздо эффективнее признать уже проделанную работу, чем критически указать на недостающие части.
Места прямо у окна отвлекают очень сильно. Движение на улице, птицы в небе, проплывающие облака или неожиданный ливень гораздо интереснее для детей с проблемами концентрации, чем обучение в классе. Можно попросить учителя определить место для такого ребенка сбоку от двери класса. Там он не подвергается такому количеству раздражителей, как у окна, и старается больше.
На рабочем месте ученика с подобными проблемами всегда должны быть только те материалы, которые ему нужны в конкретный час. Когда дело касается математики, учебнику по русскому нет места на столе. И телефон также должен оставаться в сумке при выполнении заданий. Таким образом лучше сохраняется концентрация.
Перерывы на упражнения важны и помогают ребенку повысить концентрацию внимания. В целом, весь класс выигрывает от фаз движения во время урока, это научно доказано. Есть много способов включить упражнения в концепцию обучения – пример этого – беговой диктант.
Последствия недолюбленности в детстве
Ученые, исследовав развитие детей раннего возраста, пришли к следующему выводу: у детей в возрасте от 9 месяцев до 2 лет, оставляемых надолго в одиночестве (в детской кроватке или в манеже), интеллектуальное развитие замедляется. И в будущем такой ребенок обязательно будет иметь эмоциональные проблемы в общении с окружающими. И наоборот, малыш, получающий от своих родителей общение, любовь и ласку в достаточном количестве, развивается благополучно. На подсознательном уровне он усваивает — мир добр и безопасен. С таким мироощущением легко быть жизнерадостным и счастливым!
развернуть
Как помочь невнимательному ребенку? 3 способа развития детского внимания
Спорт. Некоторые спортивные игры тренируют концентрацию
С их помощью можно откорректировать внимание ребенка.
Тренировки внимания в обыденных условиях. Вы можете использовать игры, простые жизненные ситуации для тренировки концентрации
Учите малыша обращать внимание на окружающие вещи, рассматривать их детально, сравнивать предметы между собой. Проявив фантазию, вы найдете много способов развития этой познавательной способности.
Обучение, развивающие курсы. Любые учебные, творческие, интеллектуальные задачи требуют внимания. Однако существует особый вид занятий, где когнитивные способности тренируются более эффективно. Это курсы быстрого счета (Школа ментальной арифметики Соробан).
Как работает метод Соробан? Занятия ментальным счетом развивают ментальные функции мозга
Внимание — одна из этих функций. Регулярные тренировки позволяют добиться высокого уровня концентрации
Во время работы с числами ребенку необходимо быть максимально сосредоточенным, поскольку нужно одновременно удерживать в зоне внимания счеты абакус, условие задачи, выполняемое действие и готовый ответ. Такой результат достигается благодаря развитию внимания в комплексе с феноменальной зрительной памятью, способностью к быстрой обработке информации.
Слабая концентрация внимания у ребенка как признак СДВГ
Расстройства функций головного мозга у детей могут возникать:
- после перенесенных заболеваний, нервных стрессов.
- из-за нерационального питания с низким содержанием в пище веществ, необходимых для работы мозга.
- в результате осложненной беременности и родов.
Для нормального формирования нервной системы плоду необходим кислород
Беременность или роды, протекавшие с нарушениями, могут вызывать кислородный дефицит, и повреждать участки коры головного мозга, ответственные за поведение, мышление, внимание, речь1. Зачастую такие неврологические нарушения не приводят к тяжелым расстройствам – поэтому их называют минимальными мозговыми дисфункциями (ММД)
По основным показателям умственного и физического развития ребенок с ММД практически не отстает от своих сверстников. Поэтому он посещает обычный детсад, а затем идет в общеобразовательную школу.
Однако в поведении таких детей можно заметить проявления СДВ – синдрома дефицита внимания. Особенно, если он протекает с гиперактивностью (в этом случае к аббревиатуре добавляют букву “Г”).
СДВГ на фоне минимальных мозговых дисфункций включает в себя такие симптомы, как:
- Невнимательность. Ребенок не может сосредоточиться на чем-то конкретном, например, на уроках. Во время школьных занятий он витает в облаках и не воспринимает речь учителя.
- Высокая двигательная активность или гиперактивность. Гиперактивные дети не могут долго сидеть на одном месте.
- Возбудимость. Проявляется бурными реакциями на боль, громкие звуки, свет, и другие внешние и внутренние раздражители.
- Эмоциональная лабильность. Проявляется бурными перепадами настроения, когда безудержное веселье сменяется раздражительностью, а на смену смеху приходят слезы.
- Импульсивность – склонность к нелогичным и необдуманным действиям.
- Высокая утомляемость. Во время выполнения определенной работы, например, домашнего задания, ребенок быстро устает. Из-за этого он часто отвлекается, и так и не доводит начатое до конца.
- Трудности в воспроизведении поступающей извне информации. Многие дети с нарушением концентрации внимания плохо рисуют, пишут, читают.
- Речевые расстройства – проявляются затруднением произношения отдельных звуков и букв, ускоренной или замедлением темпа речи, заиканием.
- Неврологические признаки. В данном случае они незначительны, и зачастую проявляются едва заметными непроизвольными подергиваниями мышц рук, лица, нарушением координации движений.
Эти симптомы не обязательно проявляются одновременно. Но, чем больше проявлений, тем выше вероятность СДВГ. Диагностику этой патологии проводит детский невролог. Осложнения при беременности и родах, установленные в ходе беседы с мамой ребенка, косвенно могут свидетельствовать в пользу СДВГ. Для того, чтобы выявить расстройства внимания и поведения существуют тесты в виде анкет2. Их заполняют родители или учителя. Нарушения функций мозга регистрируют в ходе ЭЭГ, электроэнцефалографии — аппаратной регистрации электрической мозговой активности.
Профилактика
- Создайте малышу свободное пространство, необходимое для того, чтобы полностью сосредоточиться на одном деле.
- Не нужно таскать ребенка из одного кружка в другой, даже если предложения кажутся вам очень интересными.
- Не следует недооценивать время, необходимое ребенку для переработки своих впечатлений. Поведение детей при этом бывает очень разным: некоторые проговаривают ситуации, другие обдумывают их про себя, так что кажется, будто они целый день только тем и занимаются, что мечтают.
- У детей свое отношение ко времени. Если вы будете учитывать это при планировании своего дня, вы поможете ребенку избежать стрессовых ситуаций.
- Не прерывайте то занятие, в которое погрузился ребенок. Предупредите его о необходимости смены занятия заранее, чтобы он мог свыкнуться с этой мыслью.
Выделите минуту на благодарность
В начале урока предложите ребятам минуту поразмышлять о том, что из их недавних начинаний прошло хорошо или кому и за что они благодарны. Это мини-задание можно выполнять письменно, в диалоге с одноклассником, в обсуждении в малой или большой группе. Большие группы лучше всего подойдут ученикам начальной школы. Цель, конечно, не в том, чтобы напроситься на благодарности лично в свой адрес, а чтобы настроить детей на позитив и подтолкнуть к рефлексии: что у них получилось и благодаря чему либо кому.
Кстати, есть исследование, которое доказывает, что чувство благодарности может повысить мотивацию к учёбе.
Игры помогающие развить внимание
Как и в более раннем возрасте дети лучше всего воспринимают обучение через игры
Они помогают легко заинтересовать ребенка и удержать его внимание без принуждения и дополнительных усилий. Игра «Исключение» содействует развитию внимания ребенка и повторению уже освоенной информации
- Выберите основную категорию слов. Пусть это будут животные.
- Начните перечислять знакомых малышу зверей, не меняя тона, назовите растение.
- Ребенок должен отреагировать на это хлопнув в ладоши или слегка подпрыгнув.
Играть в «Исключение» можно в любом удобном месте. А постоянная смена категорий позволит заинтересовать ребенка и поможет закрепить уже полученные знания. Игра «Что изменилось?» подойдет как для домашнего развлечения, так и детского праздника. В нее могут играть сразу 5 человек.
- Дайте ребенку рассмотреть предмет или собственный внешний облик. Для этого будет достаточно 1 минуты.
- Затем малыш должен отвернуться или выйти из комнаты. В это время наблюдаемый предмет или объект, должен преобразиться. Можно поменять что-то в своей одежде, отсоединить деталь у игрушки и пр.
- Задача ребенка сказать, что же изменилось.
Эта игра развивает не только внимательность и способность концентрироваться на предмете, но и способствует тренировке восприятия большого объема объектов и деталей за 1 раз.
Игра «Найди отличие» – это прекрасный тренажер для тренировки внимания и концентрации. В зависимости от сложности картинки вы можете поддерживать интерес ребенка, не давая ему скучать.
- Сначала дайте малышу самостоятельно отыскать отличия.
- Помогайте наводящими вопросами и советами. «А что там, у собачки?» или «Как ты думаешь домики одинаковые?».
- При желании он может отмечать найденные отличия на рисунке.
- Практикуйте чувство направления, помогая ребенку словами вправо, влево и т.д.
Эта игра универсальна и доступна как в бумажном, так и электронном виде. Приложения на планшете обеспечат большим выбором изображений, однако старайтесь отдавать предпочтение журналам с картинками.
Выбирая картинки с любимыми персонажами из мультиков, вы вовлечете ребенка и в сочинение историй, основанных на картинке, что поможет развить фантазию.
Игра «Корректор» подойдет для усидчивых деток.
- Нарисуйте от руки или подготовьте картинку с рядом геометрических фигур разного цвета или цифр, написанных разными фломастерами и т.д.
- Покажите ее ребенку, пусть он внимательно рассмотрит фигуры, назовет их цвета и формы.
- Затем дайте задание, например, все красные круги должны быть зачеркнуты, а синие прямоугольники обведены в кружок.
Давайте за 1 раз не более 3-х задач. Такие упражнения помогут в тренировке усидчивости, внимания и письма.
Приведенные игры развивают как непроизвольное, так и произвольное внимание. Но если вы хотите более выраженных результатов, то задумайтесь о посещении специалиста логопеда
Он не только поможет справиться ребенку с произношением, но и профессионально оценит его умения.
Если особого внимания будет заслуживать концентрации внимания, то не лишними будут задания связанные с работой по образцу. Это могут быть крупные объекты или узоры, неплохим учебным материалом станут дошкольные прописи. Цель такого занятия – научить ребенка узнавать компоненты предложенной картинки, главное, чтобы ключевые детали повторялись.
Недостаточный объем внимания – еще одна частая проблема. Тогда будут полезны занятия, развивающие именно этот аспект. Например, простая забава:
- Встаньте перед ребенком, задорно подпрыгните и хлопните в ладоши 3 раза.
- Это значит, что ребенок должен нарисовать 3 квадрата.
- Повторите прыжки, увеличив или уменьшив количество.
Меняйтесь ролями, давая ребенку немного активности и не сбивая интереса к процессу.
- Главное помните, что во время развития внимания у детей 5-6 лет, вы должны быть активным участником процесса. Никакой отстраненности, только веселье и демонстрация заинтересованности в его результатах.
- Не пытайтесь призывать ребенка к дисциплине, избегайте примеров и сравнений с другими детьми! Эти инструменты воздействия не принесут желаемого результата, а лишь подорвут веру ребенка в собственные силы. Эффективнее будет поддерживать его путем наводящих вопросов и спокойных повторений.
- Старайтесь поддержать интерес, не выбирайте слишком легких или тяжелых заданий. Специалист поможет подобрать занятия, которые будут немного превосходить умения ребенка, что обеспечит ему стимул к развитию и не даст скучать.
Помните, что детям, получающим достаточное внимание, легче справляться с трудностями
Стратегия 4. Фиксация отвлечений#
Эта стратегия разработана Франческо Чирилло, создателем популярной техники Pomodoro. По его мнению, большинство отвлечений — это просто несвоевременные входящие задачи. Например, желание проверить почту — это задача «проверить почту», а желание заказать пиццу — это задача «заказать пиццу».
Проблемы возникают из-за того, что человек выполняет такие задачи сразу, не оценивая их актуальность и уместность. Он не думает, так ли необходимо прямо сейчас проверять почту — он просто это делает. Но даже если человек и воздержится от спонтанных действий, само желание будет по-прежнему крутиться у него в голове и отвлекать от работы.
Франческо Чирилло предлагает такое решение:
Другими словами, каждое желание отвлечься нужно сразу же записать и превратить в новую задачу.
Предположим, во время работы у вас внезапно появилось желание зайти в социальную сеть и посмотреть количество лайков к последнему посту. В этот момент откройте свой планировщик и добавьте в него соответствующую задачу:
Желание отвлечься сразу ослабнет: теперь вы твердо знаете, что социальная сеть уже никуда не денется. А поскольку задача записана, у вас больше нет необходимости о ней думать.
Когда появится свободное время, вы сможете спокойно оценить эту задачу и, если она все еще актуальна, выполнить.
Примеры использования стратегии:
- Заведите список желаний. Добавляйте в него ссылки на интересные статьи, подкасты и видеоролики, которые попадаются в течение дня. Эти материалы можно спокойно просматривать на досуге.
- Фиксируйте проблемы, над которыми раздумываете. Например: «подумать о подарке для сестры», «подумать о создании блога» и т. д. Подобные размышления — это тоже задачи, которые можно и нужно планировать.
- Фиксируйте все идеи, которые приходят в голову. Во-первых, так вы сможете обдумать их в свободное время, не отвлекаясь прямо сейчас. Во-вторых, записав идеи, вы уже никогда о них не забудете.
- Чем быстрее вы записываете отвлечения, тем меньше отвлекаетесь. В SingularityApp для быстрой фиксации задач полезно использовать горячие клавиши CTRL+Space (убедитесь, что в настройках стоит галочка напротив «Активировать хоткей быстрого создания задачи»).
Игры для развития внимания
Есть много увлекательных игр, которые помогают в тренировке внимания. Можно пробовать разные варианты и по мере взросления чада их усложнять. Ниже примеры игр, в которые можно играть в любом месте и в любое время.
Тренировка собранности «Запрещенные движения»
Попросите ребенка встать ровно и сосредоточить внимание на ваших движениях. Скажите ему, что будете делать руками движения, а он должен будет их повторять
Но есть правило – руки нельзя опускать вниз. Если вы опустили руки вниз, то ребенок должен поднять их вверх.
Суть в том, чтобы считать от 10 до 1 в обратном порядке и одновременно выполнять простые физические упражнения.
Развитие произвольного внимания «Порисуем»
Дайте ребенку лист бумаги и карандаши. Попросите его нарисовать в ряд 10 треугольников и пронумеровать их. Далее скажите ему, чтобы он заштриховал красным карандашом треугольники 1,3,5,7 зеленым цветом, а 4 и 6 – синим, 8,9,10 – красным.
Развитие активного внимания «Наблюдайка»
Попросите ребенка по памяти описать какое-либо место, где он бывает каждый день. Например, школьный двор, класс, или дорогу в продуктовый магазин. Ребенок должен в деталях описать то, что видел сотни раз.
Если же ваш ребенок любит компьютерные игры, то можно поискать что-то подобное онлайн.
⠀
Главное, если вы заметили рассеянность у ребенка, не оставлять проблему без решения. Само это не пройдет. Не ругайте его за то, что он постоянно «считает ворон», а проявляйте любовь и уважение, попробуйте справиться с невнимательностью совместными усилиями.
⠀
Старайтесь проводить вместе больше времени, позаботьтесь, чтобы его учебная жизнь была увлекательной и яркой. Потому что лучшей мотивацией является удовольствие, которые мы получаем в процессе любой деятельности.
⠀
Что можно сделать для ребёнка
Лечить СДВГ мы пока не научились. Однако мы можем создать для ребёнка условия, при которых его и наша жизнь станет легче. Например:
1. Учитывать особенности и не требовать многого
Гиперактивность и дефицит внимания — это следствие особенностей работы головного мозга ребёнка. И требования, которым легко отвечает обычный ребёнок, к этим детям применять не получается. Как бы они ни старались, контроль за поведением оказывается выше их сил. И надо исходить из того, что эта их особенность не устраняется просто замечанием учителя или наказанием дома.
2. Помогать в бытовых делах и в школе
Например:
разрешать 1-2 раза за урок вставать из-за парты, выходить в коридор и двигаться 2-3 минуты, чтобы удовлетворить потребность в движении;
давать с собой в школу маленькую мягкую игрушку (или игрушку-антистресс), которую он сможет теребить, чтобы снять напряжение (этот вариант для детей постарше или менее активных);
давать возможность переключать внимание с учителя (или задачи) на что-то другое буквально на 30 секунд, чтобы не истощать мозг чрезмерным усилием по удержанию внимания на предмете.
3. Отдать на спорт
Помимо школы для детей с СДВГ очень полезны плавание и занятия восточными единоборствами. Они не только позволяют сжигать излишнюю энергию, но и благотворно действуют на мозг, стимулируя подкорковые и стволовые отделы, дефицит которых и вызывает СДВГ.
Методы лечения
Главная задача терапии при данном синдроме — это коррекция поведения ребенка. Прием медикаментов назначается исключительно в крайних, запущенных случаях, если без этого не удается улучшить состояние малыша.
Беседа специалиста с ребенком
Малышу разъясняется основа его поведения.
Важно, чтоб родители осознали, что их чадо не является балованным или испорченным, что всему виной неврологическая патология
Как только приходит осознание этого, отношения в семье изменяются, улучшается внимание ребенка, повышается самооценка.
Когда необходима терапия для школьников и детей подросткового возраста зачастую применяется комплексный подход, который в себя включает, как немедикаментозную, так и медикаментозную терапию.. Могут быть применимы различные методы
Могут быть применимы различные методы.
- Общение с психологом. Специалист объясняет, как необходимо улучшить коммуникативные способности ребенка, как снизить тревожность школьника, если таковая имеется. Если у ребенка присутствует нарушение речи, его направляют на общение с логопедом.
- Народные методы. Медикаментозная терапия может иметь затяжной характер, поэтому врачи иногда заменяют прием медикаментов, назначаются натуральные успокоительные средства. В частности, это может быть мята, чай с мелиссой, валериана.
- Физические нагрузки, движение. Для того, чтобы избавить ребенка от излишней энергии следует подобрать ему правильный спорт. Идеальными для данного случая будут плавание, аэробные нагрузки, катание на велосипеде.
- Физиопроцедуры, в частности лечебный электрофорез, например с магнием, магнитотерапия, фотохромотерапия, также может назначаться точечный массаж, на который приходится 10 процедур, проводят его курсами (дважды или трижды в год), области массирование — ушные раковины, воротниковая зона.
- Медикаментозная терапия. Может в себя включать следующие препараты:
психостимуляторы, влияющие на усиленную выработку нейромедиаторов, способствуют снижению импульсивности, агрессивности и проявлению депрессивного состояния;
антидепрессанты — способствует снижению импульсивности, повышают внимание ребенка;
ингибиторы норадреналина — влияют на усидчивость ребенка, делают его более спокойным;
ноотропные препараты — способствуют улучшению памяти, снимают напряжение.
Оказавшись в кабинете психолога или психотерапевта, врачом могут применяться определенные методы лечения.
- Когнитивно — поведенческая терапия. Специалисты объясняют пациенту, какие модели поведения можно формировать, какие из них являются правильными. Ребенок учится осознавать свои желания и эмоции. Данный тип терапии способствует облегчению процесса адаптации в обществе.
- Арт-терапия. Занимаясь каким-то искусством, у ребенка снижается тревожность, происходит избавление от излишней эмоциональности, усталости, негативных мыслей. Кроме того, творчество позволяет повысить самооценку, когда ребенок видит, как собственными силами создает что-то красивое и прекрасное.
- Игровая терапия. Влияет на формирование усидчивости и внимательности. Все достигается при помощи игр. Способствует контролю гиперактивности и повышенной эмоциональности. Игры подбираются, учитывая характерные проявления конкретного ребенка.
- Семейная терапия. Работа психолога заключается в общении с родителями, которые должны изменить тип воспитания малыша. Это способствует уменьшению количества скандалов, конфликтов в семье, улучшает взаимоотношения между родственниками.
Как снять напряжение и усталость
Иногда смотришь на учеников в классе, и ощущение, что они все свернулись в комочек, тела зажаты. В этот момент хорошо бы провести двигательную разминку, которая к тому же снижает уровень стресса. Лучше всего, когда учитель выполняет упражнения вместе с детьми.
- «Пружинка». Во время выполнения нужно «пружинить», слегка сгибая и разгибая колени в положении стоя. Руки свободно болтаются вдоль тела. Затем хорошо бы начать закручивания туловища, постепенно увеличивая угол поворота. Руки тоже двигаются свободно, давая импульс движению. Выполнять упражнение нужно без усилий, так как задача — не устать, а почувствовать лёгкость в теле.
- Мимическая гимнастика. Для снятия напряжения полезно покорчить рожицы. Иногда ученики стесняются, некоторые девочки даже отворачиваются к стене, чтобы никто не видел, как у них это получается. Но стеснение уходит благодаря количеству повторов и тому, что учитель тоже выполняет это упражнение.
- «Потягушки». Простые потягивания помогут расправить уставшие от долгого сидения мышцы. Потягиваться можно как стоя, так и сидя на стуле. Я обычно говорю: «Представьте, что вы только что проснулись и ещё лежите в кровати. Начинайте плавно тянуться, без резких движений». Ребята при этом, кстати, часто начинают зевать, но пытаются либо сдержаться, либо прикрывают рот руками, из-за чего нарушается плавный и размеренный «потягушечный» ритм. Поэтому я говорю: «Если хочется зевать, зевайте с удовольствием!» При сдерживании зевания челюсти зажимаются, а цель разминки — расслабить тело.
Требования к занятиям
К обучению в дошкольном возрасте предъявляются следующие требования:
- Занятия должны проводиться в игровой форме. Игра – естественная для ребёнка деятельность, в которой он развивается и познает мир. *Чтобы обучение было эффективным и не наносило ущерб психическому развитию, необходимо грамотно подобрать интересный дидактический материал.#
- Нельзя принуждать малыша заниматься. Когда дошкольник отказывается участвовать в занятиях, стоит пересмотреть методы преподнесения материала.
- Перед новым занятием необходимо повторить предыдущее. Переходить к новому материалу нужно только после того, как ребёнок уверенно овладеет текущими знаниями.
- Необходимо соблюдать режим труда и отдыха. Маленькие дети быстро переутомляются и теряют интерес к занятиям. Чтобы малыш не переутомился, нужно делать перерывы. Наиболее продуктивный отдых – смена деятельности. Если ребёнок малоподвижен во время занятия – значит, физическая разминка позволит ему дольше быть в тонусе. Умственная деятельность должна на время смениться физической. *Время непрерывной работы для дошкольников не должно превышать 10-15 минут.#
- Перед началом занятий нужно убедиться, что ребёнок сыт и находится в хорошем расположении духа. В противном случае пользы от занятий будет мало. Малыш будет отвлекаться либо негативно реагировать на предложенные задания.