Автоматизация звука
Начинать автоматизацию нужно с правильной постановки и артикуляционной гимнастики, после переходить на закрепление произношения. Занятие должно проходить в дошкольном возрасте не более 10 минут, в младшем школьном до 15, в среднем школьном 20, взрослые могут уделять автоматизации звука до 30 минут. В полное время входит подготовка (гимнастика) и основная часть (автоматизация).
Работа со слогами и словами
Переходить сразу к автоматизации не стоит. Начинать закрепление нужно с изолированного произношения. Несколько раз проговорить Ж, пока не будет выработана правильная позиция. Ребенку самостоятельно тяжело определить, как произносится звук, следить за переходом от одного задания к другому стоит педагогу или родителю.
Начать работу нужно с изолированного произношения: Ж-Ж-Ж-Ж-Ж. Затем подключать слоги, сначала с закрытой позицией, после с открытой: жа-жо-жу-жи, ож-аж-уж-иж.
Для малышей-дошкольников можно проводить упражнение «Хлопни, как услышишь Ж». Педагог или родитель произносит слова, ребенок должен услышать звук Ж и хлопнуть в ладоши. После упражнения предлагают ребенку вспомнить, какие слова были, произнести их.
Младшему школьнику можно предложить раскрасить жирафа, и закрашивать места, где он увидит букву Ж.
Взрослому и подростку можно читать слова с буквой Ж, от простых к сложным. Используют упражнения «Найди слово», «Буквы перемешались». Нужно соотнести слова с картинками, составить слово из слогов.
Работа с предложением и текстом
При работе с дошкольниками важно делать упор на составление предложений, так как дети не умеют читать. Помогут в работе специальные карточки, индивидуальные мнемотаблицы
Они позволяют отточить навык произношения при составлении предложений, в разговорной речи
Работая по мнемотаблицам, одновременно развивают психические процессы: внимание, воображение, память, мышление, речь. Таблицы можно подбирать по возрастам
При работе с дошкольниками и школьниками над закреплением произношения звука активно используют скороговорки и чистоговорки. Перед их выполнением можно предложить малышу составить самостоятельно по карточкам словосочетания с буквой Ж: жираф жует, кожа жирная, желтый цветок.
Важно подбирать интересный материал по возрасту, по степени сложности начинать всегда с простого, и переходить на более тяжелое задание. Чистоговорки предназначены для оттачивания артикуляционной позиции и правильного, четкого произношения звука
Ребенку или взрослому предлагается говорить, повторять за логопедом или читать предложения, утрируя и выделяя интонационно звук Ж.
При переходе к скороговоркам следует проговаривать слова быстро, не обращая внимание на проблемную букву, так, как человек говорит в обыденной жизни. Работать со скороговорками нужно правильно:
произнести медленно, четко выделяя каждый звук;
артикуляционные органы активно работают (утрировано), ребенок или взрослый должен на каждой букве сохранять нужную артикуляционную позицию, следить за речевым аппаратом;
после медленного прочтения или повторения попытаться проговорить быстрее скороговорку, заостряя внимание на проблемном звуке;
когда получится произнести четко слова с Ж в предложении, ускорить речь, читать скороговорку в быстром темпе, не обращая внимание на проблемный звук.
Жу-жу-жу я на лавочке сижу
Жи-жи-жи, ну-ка сказку расскажи
Жо-жо-жо мне живется хорошо
Жа-жа-жа, а на улице жара.
Автоматизация в связной речи
Закрепление звука Ж в связной речи подразумевает его оттачивание с помощью стихов, текстов, чтобы человек при чтении или повторении не заострял внимание на проблемной букве, произносил слова легко, не задумываясь над прочитанным или сказанным. Когда ребенок или взрослый научится говорить правильно Ж в разговоре и не обращать внимание на верность произнесенных слов, автоматизация считается успешной
Применять для автоматизации слов, где встречается буква Ж можно различные стихотворения по возрастам. Ребенку от 7 лет предлагают прочитать текст, дошкольнику повторить за взрослым.
Стихотворения можно заучивать, ставить по ним сценки, применяя элемент театрализации. Нужно сочинять самостоятельно по картинкам рассказ, нарисовать рисунок по заданной теме и попросить малыша проговорить, что изображено на картинке в форме рассказа, составить сказку совместно со взрослым. Младшим школьникам нравится читать рассказы, где пропущены слова, либо зашифрованы в картинках. Это отвлекает малыша от концентрированности на нужной букве, делает процесс автоматизации более легким и интересным.
Определение позиции звука «Ж» в слове (начало, середина):
Звук «Ж» в словах может стоять в начале и в середине слова (в раскрасках слово изображено в виде схемы, разделенной на три квадрата). Например, слово ЖУК. В этом слове звук «Ж» стоит в начале, значит раскрасить необходимо первый квадратик. Чтобы легче определить положение звука, слово необходимо произносить медленно, выделяя звук нужный звук— ЖЖЖЖЖук.
- жаба, лужа, жабо, жадина, лежанка;
- ежи, жакет, ножик, Жасмин, жокей;
- ежик, жук, ножовка, сапожок, Жулик, живот;
- жонглер, жаворонок, пижама, баклажан, желудь, пирожок;
- жилет, ножик, жилье, ежи, желе, ужин;
- лыжи, оружие, жемчужина, жених, Жучка, ежевика;
Автоматизация звука «Ж» в предложениях
Произносим предложения, следим за правильным произношением звука «Ж».
Задание 1
- Жук жужжи́т: ж-ж-ж-ж. Ле́том жа́рко. У Же́ни но́жик. На Жо́ре пижа́ма. У ежа́ ежа́та. Моржи́ лежа́т на льду. У вожа́того рожо́к. Покажи́ свой но́жик. Жо́ра выбежал на лужо́к. Мой дружо́к бежит на бережо́к.
- У́тром Же́ня лы́жи взял, по доро́ге побежа́л. Жо́ра живёт на пя́том этаже́. Тяжело́ тому́ жить, кто от рабо́ты бежит. Моржи́ живу́т на се́вере, а жира́фы — на ю́ге. Де́ти не обижа́ют живо́тных, и живо́тные лю́бят их.
Задание 2
- В саду́ крыжо́вник и ежеви́ка. Под ду́бом лежа́т желтоко́жие жёлуди. Ря́дом с ежо́м бежали ежа́та. Летя́т журавли́, а впереди́ вожа́к. Вот пасту́х пропе́л в рожо́к, вы́шел я на бережо́к. Снежо́к лежал, лежа́л, пото́м побежа́л, журча́.
- Ну́жно цени́ть дру́жбу. Во́ва — вежливый ребёнок. Тетра́ди на ни́жней по́лке. Бага́жный ваго́н впереди́. Ма́ма купи́ла пиро́жное. Ме́жду дере́вьев сне́жная ба́ба. Же́ня вытря́хивает оде́жду. У Ге́ны бума́жный го́лубь.
Задание 3
- Не игра́й с но́жницами. Сапо́жник почини́л о́бувь. В таёжных райо́нах мно́го комаро́в. Монта́жники выполня́ют важную рабо́ту. Победи́тель–лы́жник награждён пода́рком. В кни́жном магази́не мо́жно найти́ ну́жную кни́гу.
- На э́той неде́ле мы бы́ли в Лужниках два́жды. Булы́жник был мокрый от дождя́. Дру́жно живёт детвора́. Легко́ бежа́ть по нака́танной лыжне́. У Жо́ры оте́ц—монта́жник, а у Же́ни—худо́жник. Мой друг живёт на ни́жнем этаже́.
Задание 4
- На ни́жней по́лке э́тажерки лежа́т журна́лы. Жо́ра бережёт оде́жду. Же́ня ожидаёт, когда́ переста́нет до́ждик. До́ждик лил уже́ два́жды — жди урожа́й на грибы́. Ме́жду о́кнами жужжи́т жук. Же́ня два́жды побежда́л в лы́жных го́нках.
- Вью́га, сне́жная пурга́, напряди́ нам пря́жи. Ну, чего́ мы затужи́ли? Бу́дем жить, как пре́жде жи́ли. Дру́жно па́дают жёлуди! Идёт желудёвый до́ждик.
Как проводить логопедические занятия с ребенком дома. Советы
Занятия должны проходить в игровой форме. Так ребенок не будет настороженно к ним относиться, нервничать и комплексовать.
Нельзя чрезмерно настаивать на упражнениях и заставлять ребенка. Занятия должны приносить ему удовольствие. Лишь в этом случае произношение быстро начнет улучшаться.
Занятие не должно превышать 15 минут, а артикуляционная гимнастика (разминка) пусть длится не менее 5 минут. Так упражнения принесут наибольшую пользу.
Не стоит повторять дыхательные и голосовые упражнения больше 4-5 раз. Дети быстро утомляются, затрачивают больше кислорода, чем обычно, и могут почувствовать головокружение.
Ребенок не должен быть простужен (заложенный нос, больное горло), иначе дыхательные упражнения будут выполняться неверно и не принесут пользы.
Чтобы усилить эффект от занятий, надо обязательно закреплять навыки в течение дня. Детям будет интересно играть и произносить скороговорки вместе со взрослыми. Делать это можно и дома, и на прогулке.
Можно предложить ребенку побыть в роли учителя. Пусть он «научит» любимую игрушку выговаривать букву.
Развить речь помогут игры и упражнения для мелкой моторики — лепка, раскрашивание, конструирование букв.
Обязательно хвалите малыша
Ему важно ощущать свои достижения.
Дыхательная гимнастика
Когда артикуляция звука Ж правильная, вдоль языка идет наружу воздушный поток. Когда артикуляция дефектная, этот поток отсутствует. Задача дыхательной гимнастики — обучение дошкольника правильному дыханию при проговаривании звука Ж.
Когда дошкольник выполняет дыхательную гимнастику, логопед должен следить за его телодвижениями
Важно, чтобы плечи ребенка не двигались, грудь при совершении вдоха поднималась спокойно и невысоко. Расслабленные и короткие вдохи должны идти через рот, а выдохи должны быть спокойные и неторопливые
Рекомендуемые дыхательные упражнения при постановке Ж:
- Сдуть лежащую на ладони бабочку из бумаги. Чем дальше она полетит, тем лучше.
- Улыбнуться, выгнув язык вверх, а его кончик спрятав за нижним зубным рядом. Выдохнуть.
- Выдохнув глубоко и коротко, погасить свечное пламя, при этом произнести длинное «фу».
- Улыбнуться с приоткрытым ртом, язык изогнуть чашеобразно, а расслабленный кончик прижать к верхней губе. Ребенок должен, выдохнув воздух через отверстие между чашеобразно скрученным языком и губой, сдуть положенный на нос кусочек ватки.
- Приблизить к нижней губе бутылку с узким горлом, подуть в нее, чтобы послышался звук.
Скачать картинку
Почему ребенок не выговаривает букву «ж»?
Звук «ж» очень сложный для произношения. Поэтому часто бывают случаи, когда этот дефект у ребенка так и остается запущенным. Неправильное произношение шипящих и свистящих звуков (к примеру, «ж» и «ш») в возрасте 5-6 лет – весьма распространенное явление, которое называется функциональной дислалией.
Как правило, само оно не проходит. Нужна консультация логопеда. Причинами могут выступать самые разнообразные факторы, как психологические или социальные, так и физиологические, например, наследственность, отклонения в развитии, педагогическая запущенность и пр.
При любом дефекте речи у детей необходимо обращаться к специалистам, если родители не смогли сами устранить его, потому что в дальнейшем лечить запущенный эффект будет гораздо сложнее. Нужно запастись терпением, проконсультироваться с логопедом, и Ваш малыш обязательно выговорит букву «ж».
Буква Л
Это одна из самых сложных в произнесении букв. Дети учатся выговаривать ее одной из последних
Тем не менее, важно начать как можно раньше работать над верным произношением
Как же правильно говорить букву Л?
Губы растягиваются в улыбке, а зубы сжаты. Язык может упираться в зубы, щель между верхними и нижними зубами или в альвеолы. Боковые стороны языка не препятствуют свободному прохождению воздушной струи.
Существует несколько вариантов неправильного выговаривания буквы Л.
- полное отсутствие этого звука (ложка-ожка)
- замена более простым звуком, например, У
- искаженное произношение (похожее на С, Й или Р)
- неумение различать твердую и мягкую Л.
Стоит попробовать следующие артикуляционные и дыхательные упражнения:
Улыбка». Держать растянутые губы в улыбке, считая до 10.. Рот должен быть закрыт.
Паровоз». Губы растягиваются в улыбке, зубы сжаты, язык давит на зубы, как на гудок паровоза и добавляет голос. Получается звук Л.
Собачка». Ребенок растягивает губы в улыбке, показывает зубы и прикусывает кончик языка. Затем надо начать дышать, как собачка, которой жарко
Важно следить, чтобы воздух проходил через рот, а не через нос. Затем нужно подключить голосовые связки и произносить ЫЫЫ или ААА
Щеки надувать не надо.
Лошадка». Широко улыбаясь и показывая зубы, надо цокать языком (как будто скачет лошадка). Нижняя челюсть должна оставаться неподвижной.
Передвигать язык во рту поочередно вправо и влево.
Дует ветерок». Губы растягиваются в улыбке, приоткрывается рот и прикусывается язык. Ребенок начинает дуть на ватку на ладони взрослого.
Карандаш». Надо сделать глубокий вдох через нос и выдохнуть воздушную струю через рот так, чтобы прокатить по столу карандаш.
Игры с буквой Л
- «Доскажи фразу». Это могут быть рифмованные предложения, которые нужно придумать самим (например, ло-ло-ло — на улице тепло). Ребенок также может продолжить строчки известных ему стихотворений (например, А.Барто «Лягушата»).
- «Коробка с картинками». Пусть малыш называет предметы, изображенные на картинках (в названии которых есть буква Л). Затем нужно составить из этих нескольких слов предложение. Например: миска с малиной и лампа стоят на столе.
- «Что исчезло?» На столе лежат предметы, в названии которых есть буква Л (ложка, кораблик, лягушонок и т.д.). На несколько секунд ребенок отворачивается от стола, а взрослый прячет предмет. Нужно назвать «пропавшую» вещь.
- Стишки и песенки.
Убежало, убежало, Убежало молоко. Я с трудом его поймала, Быть хозяйкой нелегко!
Посадил дед лук, Отрастил лук чуб. Увидал лук внук, Оборвал луку чуб. Удивительная штука: Слёзы капают — у внука!
Вот иголки и булавки Выползают из-под лавки. На меня они глядят, Молока они хотят.
Скороговорки с буквой Л
- Лена искала булавку, а булавка упала под лавку.
- На речной мели мы на налима набрели.
- Около колодца кольцо не найдется.
- Королева кавалеру подарила каравеллу.
- Наш Полкан из Байкала лакал. Лакал, лакал, да не мелел Байкал.
- Милу мама мылом мыла.
- У Антипа росла одна липа, а Филипп посадил семь лип.
- Карась, в лаз не лазь! Застрял в лазе карась.
- Карл клал лук на ларь. Клара крала лук с ларя.
Этап 2. Гимнастика для артикуляционного аппарата
Упражнения для губ
Для разминки губ можно использовать логопедические упражнения:
- «Удивимся-посмеемся». Дошколенок делает поочередно широкую и узкую трубочку губами. Широкая трубочка находятся в состоянии «о», «узкая» ‒ «у». Вслух ничего не произносятся, работают только губы.
- «Трубочка-улыбка». Поочередно ребенок то широко улыбается, то делает движение губами по типу звука «о».
Упражнения для языка
Для тренировки языка также используются классические упражнения:
- «Вкусное варенье», в котором язычком облизывается нижняя губа то влево, то вправо.
- Для упражнения «Скачет лошадка» нужно «поцокать» языком, имитируя шаг лошади.
- «Слоник – лягушка»: губы попеременно имитируют то хобот слона, то улыбку лягушки.
- «Веселые качели»: кончиком языка дотянуться до верхних зубов, затем опуститься к нижним.
- «Тик-так»: кончиком языка, имитируя движения часов, двигаться влево и вправо с разной скоростью.
- «Краски»: «раскрашиваем нёбо» язычком.
Все упражнения выполняются до 10 раз, но необходимо следить, чтобы малыш не утомлялся и занимался с интересом.
Дошкольник быстрее овладеет правильным произношением шипящих при четком проведении подготовительного этапа, поэтому им пренебрегать не стоит. Длительность таких занятий будет зависеть от индивидуального развития ребенка, состояния его артикуляционного аппарата. Специалисты советуют продлить их, если улучшение не произошло после трех занятий.
Артикуляционная гимнастика
Важно подготовить артикуляционный аппарат ребенка к освоению нового непростого звука, для этого нужно подобрать соответствующий комплекс упражнений:
- «Язычок-лопаточка»: предлагаем детям выложить широкий расслабленный язычок на нижнюю губу и подержать его в таком положении около минуты. «Язычок спокойно спит, как лопаточка лежит»
- «Красим потолок»: рот открыт, широкий язык поднимается к небу и совершает движения «вперед-назад».
«Белим-красим потолок, язычок нам в том помог!» - «Вкусное варенье»: поднимаем широкий язык к верхней губе, «слизываем» с нее воображаемое лакомство.
«Поработали — устали, подкрепиться не пора ли?» - Чашечка: рот открывается широко, язык складывается «чашечкой» и немного выдвигается вперед.
«Надо чай скорей попить и к игрушкам уходить!»
Буква С
Неверное выговаривание буквы С у детей встречается довольно часто. Варианты неправильного произношения С такие:
- звук вообще отсутствует (сок — ок),
- он заменяется более простым в произношении (собака — шабака и т.д.)
- ребенок путает твердую и мягкую С (собака — сябака).
Произнесение буквы С требует натренированных мышц языка и губ, а также правильного дыхания.
Губы слегка улыбаются, видно верхние и нижние резцы. Зубы почти сомкнуты. Широкий кончик языка касается нижних передних зубов. Боковые края языка смыкаются с боковыми зубами верхней челюсти. Спинка языка и альвеолы образуют узкую щель для выхода сильной и холодной воздушной струи. Голосовые связки разомкнуты и не образуют голосовую вибрацию.
Натренировать речевой аппарат ребенка помогут артикуляционные и дыхательные упражнения.
Упражнения надо чередовать между собой и выполнять под размеренный счет.
- «Свист» — при сжатых зубах надо вытянуть губы трубочкой, как во время свиста.
- «Улыбка» — губы растягиваются в улыбке, а зубы остаются разомкнутыми.
- «Чистим зубы» — губы нужно разомкнуть, а кончиком языка проводить по зубам (справа налево и обратно, на верхней и нижней челюсти).
- «Часики» — губы улыбаются, а кончик языка двигается поочередно к правому и левому уголку рта. Нижняя челюсть должна быть неподвижной.
- «Качели» — ребенок должен языком попытаться добраться до кончика носа, до подбородка, до верхней и нижней губ, до пространства между зубами и губами верхней и нижней челюсти. Язык всегда остается широким, а губы не обтягивают зубы.
Игры с буквой С
- Продолжить чистоговорки (или даже придумать свои с помощью картинок). Са-са-са — по двору летит оса. Су-су-су — хорошо сейчас в лесу.
- Песенки, стишки, потешки.
Симпатичный дядя — Слон, Слушать сказки любит он. Сказки озорные, Самые смешные.
Солнце светит ясно — Всё у нас прекрасно! Солнце спряталось за лес, Месяц светит.. буквой С.
Сорочата у сороки Срочно делают уроки: Сто и сорок сорочат Строчки весело строчат.
- Лото (картинки и карточки с изображениями предметов, в названии которых есть буква С). Достаем картинку, произносим слово, кладем на карточку с ее изображением. Кто быстрее соберет полный набор картинок — тот и выиграл.
- Придумать предложение со словами. Взрослым нужно предварительно подготовить картинки (на них могут быть изображены часы, сушка, сосулька, колбаса, коса и т.д.)
- Загадки. Конечно же, в ответе-отгадке должна присутствовать буква С.
Вот гора, а у горы — Две глубокие норы. В этих норах воздух бродит: То заходит, то выходит. (Нос)
У нас под самой крышей белый гвоздь растет, Но как солнышко взойдет, Гвоздь растает, упадет. (Сосулька)
Бело покрывало на земле лежало, Лето пришло — оно все сошло. (Снег)
- Вспомнить слова на букву С. Произносить их надо по очереди. Кто знает больше слов — тот и выиграл.
- Пальчиковые игры, потешки (Мальчик-пальчик, Сорока-белобока и т.д)
Скороговорки с буквой С
- Носит Сеня в сени сено. Будет Сеня спать на сене.
- У осы не усы, не усищи, а усики.
- У Сени с Саней в сетях сом с усами.
- Коси, коса, пока роса. Роса долой — и мы домой.
- Глядят подсолнухи на солнышко, а солнышко — на подсолнушки.
- У киски в миске сливки скисли.
- Ела киска суп из миски. Пуста миска, сыта киска.
- В поле Фрося полет просо. Сорняки выносит Фрося.
- Саша само совершенство, а еще самосовершенствуется.
Постановка звука Ж для индивидуального занятия
Постановка Ж в игровой форме делится на 3 этапа. Первый этап — это демонстрация, как должны располагаться артикуляционные органы при произношении звука.
Второй этап
Этот этап включает артикуляционную и дыхательную гимнастику, после чего следует отработка изолированного звука Ж. Применяются следующие упражнения:
- «Жуки»: логопед демонстрирует дошкольнику изображение летающих жучков, предлагает вспомнить, как жужжат насекомые над летними травами. Дети воспроизводят звук.
- «Пчелы»: игра проводится в группе, часть детей становится пчелками, вторая часть — цветочками. Педагог предлагает воспитанникам показать, как пчелки кружатся над цветами, собирают нектар. Дети, изображающие пчел, бегают вокруг товарищей, при этом жужжат.
- «Паутина»: игра групповая, одни дети становятся в круг, но не держатся за руки — это паутина, другие воспитанники изображают мух. Вторые бегают между товарищами, вбегают внутрь круга, выбегают, при этом жужжат. По команде педагога стоящие в круге дети хватают друг друга за руки. Дети, не успевшие выбежать из круга, — мухи, попавшие в паутину. Они тоже становятся в круг, то есть паутина становится больше. Игра продолжается, пока не останется последняя муха. Этот игрок и становится победителем.
Третий этап
На этом этапе отрабатывается произношение Ж в словах и предложениях. К нему можно приступать только после того, как дошкольник научится четко проговаривать изолированный звук.
Для занятий нужны парные картинки, изображающие предметы и сюжеты. На предметных изображениях представлены объекты, в названиях которых имеется звук Ж. Главное — он не должен стоять на конце слова и перед глухой согласной фонемой. А сюжетные изображения должны представлять сюжеты, с которыми связаны изображенные на других картинках объекты. Например, для картинки «пожарный» парой будет изображение горящего здания.
Скачать картинку
Скачать картинку
Скачать картинку
С этими картинками дети выполняют следующие задания:
- Педагог показывает предметное изображение. Дети называют изображенный объект.
- Педагог демонстрирует сюжетные картинки, спрашивает, какого объекта на них не хватает. Дети отвечают, ищут соответствующую предметную картинку.
- Педагог спрашивает, для чего необходим тот или иной объект. Воспитанники развернуто отвечают. Например, «нож нужен, чтобы нарезать пищу на кусочки».
Артикуляционная гимнастика для звука Ж
Сначала логопед учит дошкольника правильно ставить артикуляционные органы при проговаривании звука Ж. Наиболее распространенный и действенный метод — подражание: взрослый показывает движения губами и языком, ребенок повторяет. Желательно поставить перед дошкольником зеркальце. Тогда ребенок будет видеть, насколько правильно он повторяет движения за логопедом.
Маленьким детям бывает сложно держать язык в определенном положении. Тогда на первых занятиях логопед применяет зонды — фиксирующие и массажные приспособления.
Артикуляционная гимнастика — первый этап каждого логопедического сеанса. Вот какие упражнения оптимальны при постановке Ж:
«Блин»: рот приоткрыт, расслабленный язык распластан на нижней губе, виден верхний зубной ряд. Длительность — 10 секунд.
Скачать картинку
«Вкуснятина»: кончик языка расслаблен, облизывает круговыми движениями нижнюю, затем верхнюю губу.
Скачать картинку
«Чашка»: язык выгибается чашеобразно, боковины соприкасаются с верхними молярами.
Скачать картинку
«Приклей ириску»: расслабленный кончик языка лежит на нижней губе, на него нужно положить кусочек ириски или другой жевательной конфеты. Затем ребенок должен приклеить языком эту конфету к передней части нёба. При этом он не должен шевелить нижней челюстью, а рот должен быть открыт не более чем на 2 см.
Скачать картинку
«Гриб»: губы растянуты в улыбке, зубы видны, рот приоткрыт, расслабленный язык прижимается всей поверхностью к нёбу. Затем нужно широко раскрыть рот, чтобы язык стал похож на грибную шляпку, а его уздечка — на ножку.
Скачать картинку
«Гармонь»: рот приоткрыт, губы растянуты в улыбке, язык прижат к нёбу. Удерживая язык в исходном положении, нужно открывать и закрывать рот, фиксируя его то в одном, то в другом положении 3-10 минут. Уздечка языка будет расслабляться и натягиваться, словно меха музыкального инструмента.
Скачать картинку
Профилактика коррекции звукопроизношения и прогнозирование
Помимо логопедических занятий, которые ребенок посещает в детском саду или речевой школе, рекомендована и домашняя работа по устранению речевых нарушений и звукокоррекции. Дополнительная работа с родителями поможет закрепить пройденный материал.
Педагог может предложить родителям выполнять с ребенком дома некоторые упражнения из комплекса артикуляционной или дыхательной гимнастики
Если малыш все еще не всегда правильно дифференцирует звук, и в свободной речи заменяет его на схожий по звучанию, то взрослым рекомендовано акцентировать на этом внимание, предлагая правильный вариант
Таким образом, работа по коррекции звукопроизношения будет вестись непрерывно: в саду, на прогулке, дома, что приведет к положительным результатам.
Автоматизация звука [Ж] в открытом слоге.
Напоминаем, что открытыми называются слоги типа «согласный+гласный».
Также напоминаем, что приступать к автоматизации можно лишь после того, как ребенок научился правильно произносить изолированный звук. Подробнее о том, что такое автоматизация звука, можно прочитать здесь.
Организуем автоматизацию звука в форме игровых занятий. Занятия по продолжительности должны занимать 15-20 минут для детей до 4,5 лет, старше — 30 минут. Нельзя допускать возникновения утомления у малыша.
Произносить слоги.
жа — жо — жу — жи — же
жи — жа — жо — жу — же
жо — жа — жу — жи — же
же — жа — жо — жи — жу
жу — жа — жо — жи — же
Произносить (читать) слова.
Жа: жар, жаль, жаба, жало, жабры, жатва, жарко, жалоба, ежата, вожак, вожатый, пижама, урожай, бежать, лежать, дрожать, пожар, пожарный, жара, жалеть, кожа, лужа, лежа.
Жо, жё: Жора, ожог, рожок, лужок, дружок, флажок, пирожок, бережок, крыжовник, желоб, желудь, желтый.
Жу, же: жук, лежу, брожу, хожу, гляжу, дружу, покажу, абажур, тужурка, Женя, уже, уважение, этажерка, вижу, режу, вяжут, лижут, мажут, кожура, журнал, журавль.
Жи: жир, жить, жила, жидкий, ножи, моржи, ежи, лежи, покажи, прикажи, наживка, пружина, дружить, кружить, ежик, ужин, пыжик, рыжик, живой, живот, жираф, дюжина, прохожий.
Слова со стечением согласных.
Ждать, жмых, джем, жмурки, должник, ржавчина.
Произносить предложения.
Жук жужжит: ж-ж-ж-ж. Летом жарко. У Жени ножик. На Жоре пижама. У ежа ежата. Моржи лежат на льду. У вожатого рожок. Покажи ножик, Женя. Жора выбежал на лужок. Мой дружок бежит на бережок. В саду крыжовник и ежевика. Под дубом лежат желтокожие желуди. Рядом с ежом бежали ежата. Летят журавли, а впереди вожак. Вот пастух пропел в рожок, вышел я на бережок. Утром Женя лыжи взял, по дороге побежал. Жора живет на пятом этаже. Тяжело тому жить, кто от работы бежит. Моржи живут на севере, а жирафы — на юге. Дети не обижают животных, и животные любят их. Снежок лежал, лежал, потом побежал, журча.
Загадки
Всех я вовремя бужу, хоть часов не завожу. (Петух)
Я над речкою лежу, оба берега держу. (Мост)
Потешки
Ель на ежика похожа, еж в иголках, елка тоже.
Подарил утятам ежик восемь кожаных сапожек.
Встретил в чаще еж ежа: — Как погода, еж? — Ой, свежа!
И пошли домой, дрожа, горбясь, ежась, два ежа.
Лежебока, рыжий кот, отлежал себе живот.
Жук упал и встать не может, ждет он, кто ему поможет.
Ужа ужалила оса.
Бывают в мире чудеса: ужа ужалила оса,
Ужалила его в живот, ужу ужасно больно, вот!
А доктор еж сказал ужу: «Я ничего не нахожу.
Но все же думается мне, лежать вам лучше на спине,
Пока живот не заживет, вот».
(Н.Воронель, Р.Муха)
Над Жорой жук, жужжа, кружит. От страха Жора весь дрожит.
Зачем же Жора так дрожит? Совсем нестрашно жук жужжит.
(А. Стародубова)
Произносить текст.
Рыжик.
Был у Рыжухи жеребенок. Жеребенок был рыжий. Женя звал его Рыжиком.
Рыжик был слабый, еле на ногах держался. Рыжуха жалела жеребенка. Женя тоже жалел Рыжика. Ухаживал и помогал Рыжику.
Когда Рыжик окреп, Женя водил его на лужок. Рыжик любил кружить по лужайке. Покружит, покружит и ляжет под стожок.
Когда Рыжуху впрягали в телегу, Рыжик бежал рядом. У реки Рыжуху выпрягали. Рыжуха купалась сама, а Рыжика купал Женя.
Желаю удачи!
Конспект логопедического занятия по обучению грамоте для подготовительной группы “Согласный звук . Буквы Ж, ж”.
Игры в звуки для детей 4-6 лет.
Конспект индивидуального логопедического занятия “Автоматизация звука в словах, словосочетаниях и предложениях”.
Конспект фронтального логопедического занятия с использованием современных образовательных технологий “Стоит в поле Теремок”. Дифференциация звуков .
Материал для автоматизации свистящих и шипящих звуков у детей старшего дошкольного возраста.
Конспект индивидуального логопедического занятия “Дифференциация звуков З-Ж в словах”.
Мастер-класс. Практическое применение технологии составления синквейна на фронтальных занятиях по коррекции ОНР III уровня “Дифференциация З – Ж. Дикие животные”.
Гимнастика для правильного произношения
Для того чтобы ребенок освоил звук «Ж» как можно быстрее, стоит воспользоваться специальными упражнениями. Они нужны для тренировки тех частей лица, которые отвечают за четкость произношения этого сложного звука.
«Сладкий сон у язычка»
Ребенку следует предложить расслабить язычок и положить его на нижнюю губу. Во время этого упражнения малыш может представлять, будто язычок устал и лег спать. Держать его таким образом следует около 40-50 секунд.
«Язычок, как кисточка»
Во время этого упражнения рот слегка приоткрыт, язык скользит по небу вперед-назад. Такие манипуляции напоминают работу кисти на бумаге. Ребенок может включить фантазию и подумать, что же такое может нарисовать язычок.
«Сладкое варенье»
В этом упражнении нужно достать языком до верхней губы и облизать ее. Малыш может представить, что кушал вкусное варенье, а теперь слизывает его остатки с губ.
« Коробочка»
Ребенка просят широко открыть рот и попробовать сложить язычок в форме маленькой коробочки. При этом язык следует немного выдвинуть вперед. Это упражнение считается одним из сложных до дошкольников, однако благодаря ему звук осваивается быстрее.
III этап работы
(проводится как часть занятия)
Тема. Воспитание правильного произношения, звука ж в словах и фразах.
Цель. Упражнять детей в правильном произношении звука ж в словах и фразах.
Предшествующая работа. Проведено уточнение произношения изолированного звука ж.
Подготовительная работа. Воспитатель подбирает пары картинок, состоящие из одной предметной картинки, в названии которой есть звук ж, другой сюжетной, на которой не хватает этого предмета. Например, на предметной картинке изображены ножницы, а на сюжетной — девочка с бумагой; на предметной картинке изображены лыжи, на сюжетной — мальчик в лыжном костюме; на предметной — пожарник, на сюжетной — горящий дом и т. д.
(При подборе картинок надо помнить, что звук ж на конце слов и перед глухими согласными оглушается и произносится как ш, например: нож, морж, ложка и т. п. Картинки с такими словами использовать нельзя.)
Игра «Кому что нужно?»
Краткое описаниеВоспитатель вывешивает несколько сюжетных картинок и предлагает детям внимательно посмотреть на них и решить, чего не хватает. Потом он показывает предметную картинку и спрашивает: «Что это?» Дети называют предмет, например ножницы. Воспитатель задает новый вопрос: «Кому нужны ножницы?» Дети отвечают: «Ножницы нужны девочке, чтобы разрезать бумагу». Воспитатель меняет постепенно сюжетные картинки и показывает предметные, в названии которых имеется звук ж, а дети определяют, кому нужен этот предмет.
Методические указания. В словах со звуком ж дети должны выделять этот звук голосом, произнося чуть длительнее других звуков.
Конспект подгруппового логопедического занятия «Автоматизация звука [ж] в словах и во фразе».
Абакумова Е.С.учитель-логопед, МБДОУ д/с
Цели: автоматизировать звук в словах и во фразе.
Оборудование: изображение жирафа, изображение буквы Ж, карточки для артикуляционной гимнастики, карточки активных зон арт. ап-та, карточки (начало, середина, конец слова), карточки для звуко-буквенного анализа слова, детали многоэтажного дома, карточки для игры «Шифровальщик», буквы, карточки для игры «Так или не так».
Ход занятия.
I. Организационный момент.
-Начинаем занятие с нашего девиза:
-Кто хочет разговаривать,
Тот будет выговаривать
Все правильно и внятно
Чтоб было всем понятно.
(дети в ответ) Мы будем разговаривать
Мы будем выговаривать
Так правильно и внятно
Чтоб было всем понятно.
-Сегодня к нам на занятие пришел гость. Отгадайте, кто он? (читаю загадку)
Узнать его нам просто,
Узнать его легко:
Высокого он роста,
И видит далеко.
(Жираф)
-Правильно, это жираф. Жираф живет в Африке. Это животное спутать с другим животным невозможно. У него очень длинная шея, покатая спина и длинные ноги. На голове кроме ушей ещё есть маленькие рожки, покрытые шерстью. Шерсть у жирафа желтовато-рыжего цвета и по этому фону в беспорядке разбросаны шоколадно-бурые пятна.
II.Основная часть.
1)Артикуляционная гимнастика.
-А сейчас берем зеркала и выполним артикуляционную гимнастику.
-«Улыбка и трубочка», «Лопатка», «Месим тесто верхней губой», Месим тесто верхними зубами», «Парус», «Маляр», «Качели», «Чашечка».
2).Фонетико-ритмическая гимнастика.
-Нашему гостю очень понравилась гимнастика. Произнесите слово «жираф» и назовите первый звук этого слова.
-Правильно это звук .
-Итак, сегодня мы с вами будем продолжать учиться правильно произносить звук в словах и во фразе.
-Дайте этому звуку характеристику. Какой он?
-А какая буква обозначает этот звук?
-А как работает наш артикуляционный аппарат при произношении звука ?
3).Автоматизация звука в словах.
-Для вас жираф принес задание, послушайте внимательно текст и запомните как можно больше слов со звуком ?
На лужайке живет дружная семья: ежик, ежиха и ежата. Ежики ловят жуков и ужей, а ежата нежатся на жарком солнце и ждут ужина. После ужина ежи, съежившись, засыпают под кустом ежевики.
-Какие слова встретились со звуком ? Назовите слово и определите место нахождения звука в слове.
-Молодцы!!!!
-А теперь давайте поиграем в игру «Доскажи словечко». Слова, которые вы будете договаривать, имеют звук , стараемся произносить правильно и четко:
Жу-жу-жу – молока дадим…(ежу).
Жа-жа-жа – сидят на ветке два… (чижа).
Же-же-же – живем на третьем… (этаже).
Жи-жи-жи – в море плавают…(моржи).
-Молодцы!
4).Развитие мелкой моторики.
-Добродушен, деловит,
Весь иголками покрыт
Слышишь топот шустрых ножек?
Это наш приятель…(ежик)
-К нам пришел в гости еще вот такой веселый ежик и предлагает сделать пальчиковую гимнастику.
4).Упражнение на развитие внимания.
-Все вы произносите слова со звуком правильно, а вспомните, как называется буква, которая обозначает этот звук.
-Правильно это буква Ж. На кого она похожа?
-Сейчас я вам раздам листочки, и вы, должны будете найти все спрятанные буквы Ж и обвести их в кружочек.
-А теперь посмотрите на эту картинку и скажите, что вы видите?(домик)
-А какой это домик?(высокий, многоэтажный, пятиэтажный)
-А медвежата на каком этаже живут?
-А ежик на каком этаже живет?
-А как назовете медвежат и ежонка одним словом?
(животные, жители этого дома)
-Жители этого дома нас просят выложить схему к слову этаж.
-Сколько всего звуком в этом слове?
-Сколько согласных? Какие?
-Сколько гласных? Какие?
-Ребята, скажите, а вы в каких домах живете?
-А теперь, давайте поиграем в игру «Сделай из большого — маленькое»:
Друг-…..(дружок), пирог-….(пирожок), флаг-…, утюг-…., сапог-…, берег-…., рог-…, снег-…
-Физминутка.
-Ребята, наш гость жираф предлагает поиграть в игру «шифровальщики». Он зашифровал несколько слов, и мы должны с вами расшифровать, что же это за слова
-Назовите эти слова.
-Назовите, теперь только те слова, в которых есть наш дежурный звук и определите место нахождения звука в слове.
4).Автоматизация звука во фразе.
-Жираф нашел вещи, посмотрите, ребята, что же это….(ощупывают руками)
(кожа, бумага, железо)
-Как вы думаете, если из этих вещей сделают различные предметы, то какие они будут?(кожаный жакет, кожаный плащ, кожаная сумка, кожаные туфли;
бумажный журавль, бумажная жаба, железный гвоздь)
-А сейчас я вам раздам рисунки, буду читать к каждому из рисунков предложение, а вы внимательно слушайте и скажите «Так или не так?»
Медвежата летят высоко, а стрижата катают бревно.
На столе — сапожок, под столом – пирожок.
Кожа у ежа, иголки у ужа.
III.Итог занятия.
-Чему мы учились?