Логопедический конспект фронтального занятия по лексической тесе: «мебель»

Ход занятия

Упражнение « Назови на звук слово».

— Кто на звук (у) в начале слова назовёт, тот в кабинет войдёт ( в середине, в конце).

II.Основная часть.

Дидактическая игра с мячом «Наоборот».

— Дети, мяч лови — наоборот звуки говори.

(а-у)  —  (у-а);
(и-ы)  —  (ы-и);
(о-э) — (э-о); и т.д

Дидактические игры « Внимательные ладошки».

А — «Поймай нужный звук в слове».

— Дети, будем звук (и) в словах  пятнать
(ива, ирис, роса, оса, крик, парик, моряк, дуршлаг и т.д)
— Смотри не зевай, звук (э) пятнай
(эму, лес, лис, тесто, мышь, лето, зима, бег и т.д).

Б — « Поймай правильное слово».

— Слово правильное поймай, ушки слушают внимательно,  ручки послушные.
(эпельсин, апельсын, ипильсин, апельсин;
таблоко, аблоко, яблоко;
нанас, ананас;
пуста, апуста, капуста;
артошка, картышка, картошка) и т.д

Обязательно нужно хвалить ребёнка, за его внимательные ушки, глазки, за послушные ручки, язычок, и т.д. Тем самым мы потихоньку учим контролировать ребёнка свои части тела, быть внимательнее и активнее в разных видах заданиях.

Дидактическое упражнение « Исправь предложение».

— Дети, пришло письмо от Незнайки.  Он перепутал все слова, получилась чепуха. Поможете Незнайке исправить слова в предложении? Кто предложение исправляет  волшебную шоколадку получает (картинка с изображением животных предметов и т.д). Готовы ваши ушки слушать? А язычок готов исправлять? Тогда начинаем.

Олю съело печенье (печенье съела Оля). Роза поливала бабушку Валю. Рыбы съели кота Ваську. Мусор вынес мальчика Пашу. Носки надели Юру. Продукты продавали продавщицу.  Кисточка рисовала Витей. Дедушка спит в в конуре, а собака на кровати. Метёлка подмела Леной пол и т.д.

Дидактическая игра « Поезд».

— Дети перед вами картинки. Нужно назвать, что или кто изображён на картинке, посчитать слоги и оправить в нужный вагон.
(собачка,  стол,  козлята,  ваза,  дом, машина, пирамидка, кукла, парашют и т.д.)

Например : со – бач –ка, 3 слога, в третий вагон.

Дидактическая игра « Определи место звука».

В песочнице, под песком спрятаны картинки. Ребёнок должен найти картинку и определить место звука (а) в слове и отправить в нужный вагон.
— Еще задание для вас. Нужно картинку найти, назвать, что изображено и определив место звука (а) отправить в нужный вагон.

Массаж ладошек при помощи мячика с шипами.

— Ёжик, ёжик ты колюч,
Не боимся мы иголок.
Я немножко поиграю
Ведь тебе я доверяю.

Физминутка.

Выше руки поднимаем,
Дружно, весело шагаем.
Мы покружимся немножко
Мы похлопаем в ладошки.
Мы наклоны выполняем,
И опять мы зашагаем.
Руки в птиц мы превратим,
И тихонько полетим.
На дыханье упражнение
И обратно на сиденье.

Дидактическая игра « Назови слово».

— Мяч лови, слово говори.
(учитель-логопед произносит только отдельные звуки, а ребёнок соединив звуки называет слово).
Т.О.К      М.А.К       С.О.К           Б.А.К       Д.Ы.М         З.У.Б       П.О.Л       Л.А.К  и т.д

Запретное слово.

— Слова я буду говорить, а вы повторяйте только слово « машина» не называйте. Покажите запретное движение руками.
— Ложка, мышка, кошка, шкаф, сушка, пушка, лягушка, машинка и т.д.

Схемы предложений.

— Детки будем строить схемы предложений. Берите камешки, палочки, и одну фасоль.  Я слово назову, а вы предложение составляйте, не зевайте.
— Мышка (мышка живёт в норе) и т.д
— Что обозначает расположение первых палочек? (первое слово в предложении пишется с большой буквы).
— Что обозначает камешек? (маленькое слово, предлог).
— Что обозначает фасоль? ( в конце предложения ставится точка).

Структура логопедического занятия по дифференциации звуков

1. Оргмомент с элементами психотерапии.

2. Артикуляционная гимнастика – планируются только самые основные упражнения – моделирующие главные артикуляционные движения того и другого звука.

3. Объявления темы занятия.

4. Проговаривание изолированно звуков, которые отличаются (хоровое, индивидуальное и др.).

5. Анализ артикуляции звуков по алгоритму с выделением общих и различных моментов артикуляции.

6. Характеристика звуков.

7. Связь звуков с буквами.

8. Развитие фонематического слуха.

9. Дифференциация звуков в слогах.

10. Чтение слогов по таблице или повторение за логопедом, графический анализ слогов.

11. Дифференциация звука в предложении, анализ предложения с графической записью и выделение слов, содержащих изучаемые звуки, выделение самих звуков.

12. Дифференциация звука в тексте.

13. Домашнее задание.

14. Итог занятия.

Структура индивидуального логопедического занятия

1. Статичные и динамичные артикуляционные упражнения:

  • упражнения по тренировке губ;
  • упражнение по тренировке нижней челюсти;
  • упражнения для тренировки языка.

2. Пальчиковая гимнастика в сопровождении стихотворных текстов.

3. Упражнения по развитию речевого дыхания.

4. Упражнения по развитию мимической выразительности.

6. Воспитание четкой дикции и интонационной выразительной речи.

7. Упражнения для развития слухового внимания и фонематического восприятия.

8. Исправление дефектного звукопроизношения и автоматизация правильного звукопроизношения в речи ребенка.

9. Коррекция нарушения слоговой структуры слова.

10. Формирование лексико-грамматических представлений.

11. Обучение элементам грамоты.

12. Развитие психических процессов: произвольного внимания, памяти, логического мышления.

13. Коррекция нарушений чтения и письма ( , дизорфография) у школьников.

Структура логопедического занятия по автоматизации звуков

1. Оргмомент с элементами психотерапии.

2. Артикуляционная гимнастика для автоматизируемого звука.

3. Объявление темы занятия.

4. Произношение изолированного звука (хором, группой, индивидуально, цепочкой).

5. Анализ артикуляции по плану. Алгоритм:

  • губы,
  • зубы,
  • язык,
  • воздушная струя.

6. Характеристика звука (о твёрдости – мягкости говорим только на фоне слова).

7. Связь звука с буквой.

9. Закрепление звука в слогах, звуковой анализ и синтез слогов, графическая запись.

10. Закрепление звука в словах, звуко-слоговой анализ слов с графической записью.

11. Закрепление звука в предложении, графическая запись и анализ предложения.

12. Закрепление в тексте.

13. Домашнее задание.

14. Итог логопедического занятия.

План-конспект фронтального логопедического занятия в старшей логопедической группе «Сказочные герои»

Оборудование: интерактивная доска, иллюстрации сказочных героев для доски, схема места звука в слове — демонстрационный материал, серия схем для составления описательных рассказов о сказочных героях для доски, схемы предлогов В — ИЗ каждому ребенку.

Ход занятия.
1. Организационный момент.
(дети стоят по кругу)

Солнечный лучик к нам в гости зашел (берем воображаемый луч в ладошки)

Солнечный лучик ладошки нашел (растираем воображаемый луч)
,
К сердечку пришел, наши ушки нашел,
Горло согрел, по затылку прошел (касаемся того, о чем говорим)
.
С нами остался, здесь заигрался (сдуваем воображаемый луч с ладошек)
.
Сказочный лучик привел нас в сказочную страну. Пока мы будем здесь гулять, успейте «сфотографировать» любого сказочного героя.
Идем: 1,2,3,4,5 — вышли пальчики гулять.
(разжимаем пальцы из кулака от большого к мизинцу)
1,2,3,4,5 — в домик спрятались опять.
(собираем пальцы в кулак от мизинца к большому).
Какого сказочного героя вы здесь встретили? (слушаем каждого ребенка). Я тоже успела кого-то сфотографировать, и хочу показать вам свои «фотографии».
(дети садятся за столы)

2. Заинтересовывающий момент.
Нас встречают сказочные герои.
(на интерактивной доске появляются последовательно иллюстрации сказочных героев)
Кого вы видите? (Красную Шапочку, Снежную Королеву, Аленушку и братца Иванушку, Дюймовочку, Бабу Ягу, Царевну Лягушку, гусей-лебедей, Крошечку-Хаврошечку)(хоровые ответы)

3. Работа со схемой места звука в слове.
(демонстрационный материал).

Наши сказочные герои очень хотят, чтобы вы внимательно послушали их слова и определили, какой звук стоит в начале каждого слова, я протяну его голосом: СССнежная Королева, ИИИванушка, АААленушка, СССтупа, Баба ЯЯЯга, КККрошечка-Хаврошечка, КККрасная Шапочка, СССтрела, ЦЦЦветок.(индивидуальные ответы)

4.Работа со схемами предлогов.

Наши сказочные герои придумали для вас о себе предложения и спрятали в них эти маленькие слова. Вы их узнали?
Какое маленькое слово спряталось сюда? Правильное, это — В, а это — ИЗ. Тогда слушайте внимательно предложения и поднимайте мне, пожалуйста, схему того маленького слова, которое услышите.
. Баба Яга летит В ступе.
. Гуси-лебеди вернулись ИЗ деревни.
. Дюймовочка выглянула ИЗ цветка.
. Снежная Королева живет В ледяном дворце.
. Царевна Лягушка взяла В рот золотую стрелу.
. Иванушка превратился В козленочка.
. Красная Шапочка вышла ИЗ лесу.
. Крошечка-Хаврошечка залезла коровушке В одно ушко, Из другого вылезла.(дети встают)

5. Пальчиковая гимнастика

Тянут- тянут бабка с дедкой
Из земли большую репку…
Вот пришла бы наша внучка,
Помогла б собачка Жучка.
Где же кошка? мышка-крошка?
Хоть сидит и крепко…
Но вытянули репку!

6.Физминутка.

Сказка даст нам отдохнуть.
Отдохнем и снова в путь!
Нам советует Мальвина: — Станет талия осиной,
Если будем наклоняться влево-вправо 10 раз.
Вот Дюймовочки слова: — Чтоб была спина пряма,
Поднимайтесь на носочки, словно тянетесь к цветочкам.
1, 2, 3, 4, 5 — повторите-ка опять,1, 2, 3, 4, 5.
Красной Шапочки совет:
— Если будешь прыгать, бегать, проживешь ты много лет,
1, 2, 3, 4, 5, повторите-ка опять;1, 2, 3, 4, 5.
Дала нам сказка отдохнуть! Отдохнули? Снова в путь!(дети выполняют описанные движения)
(дети садятся)

7. Рисование в воздухе симметричных предметов двумя руками.

Эти сказочные герои очень любят получать подарки. Вот и мы сейчас им тоже что-нибудь подарим. Корзину кому?, рисуем в воздухе корзину двумя руками сразу. Новую ступу кому?, корону? трон? сарафан?

8. Составление рассказов-описаний о сказочных героях.

Эти сказочные герои очень любят, когда о них все рассказывают. Мы сейчас это и сделаем. Нам помогут вот такие карточки-подсказки:
— вопрос — Кто это?
— книжка — Из какой сказки этот герой?
— человечек-действие — Что он делает в своей сказке?(появляются карточки-схемы для составления описаний о сказочных героях)

Нужно выбрать для себя любого сказочного героя и сначала назвать его. Потом нужно сказать, в какой сказке он живет. Далее человечек-действие спрашивает нас, что этот герой делал в сказке.(даю образец рассказа, слушаем 3-4 детских рассказа)

9. Работа с иллюстрациями с ошибкой.

В конце нашего путешествия по сказкам мы проверим, все ли здесь в порядке.(поочередно на доске появляются иллюстрации сказок)

. «Репка» — лишний заяц,
. «3 поросенка» — лишняя собака,
. «Теремок» — лишняя собака.

Звук Ль

Цель: автоматизировать звук Ль в предложениях.

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

— уточнить произнесение звука Ль изолировано, в слогах, словах, предложениях.

— совершенствовать звуковой анализ.

— активизировать словарь по теме.

Коррекционно-развивающие:

— развивать умение отвечать на вопрос полным предложением.

— развивать крупную и мелкую моторику.

— развивать память, внимание, мышление. — развивать пространственную ориентировку

— развивать пространственную ориентировку.

Коррекционно-воспитательные:

— воспитывать уважительное отношение друг к другу;

— воспитывать самоконтроль за речью.

Оборудование: загадки, персонаж Лисичка, зеркала, зеленый квадрат, облако, камень, колокольчик, предметные картинки, демонстрационная схема определения места звука в слове индивидуально для каждого ребенка и демонстрационная, звуковые пеналы, конверты со схематичным изображением начала, середины и конца слова.

Ход занятия

1. Орг момент

Логопед:

— Ребята, сегодня к нам на занятие пришла гостья. Вы смотрели мультфильм Мимимишки? Кто это? (Лисичка). Ребята, Лисичка хочет вместе с нами отгадать загадки. Послушайте их внимательно.

Чтоб простудой не болеть,
Надо с сахаром поесть
Лучше в чай добавить дольку,
будет сразу много толку (лимон)

От подъезда и до крыши
Эта птица вас отыщет.
Между этажей кружит
И зовется просто (лифт)

В небе радуга дуга,
на грядке ягода- нуга.
Солнцем озеро согрето
Всех зовет купаться (лето)

Ребята, послушайте ваши ответы на загадки. Какой первый звук в этих словах? (Звук Ль). Сегодня мы будем говорить о звуке Ль. Ребята, а в слове Лисичка какой первый звук? (Ль).Лисичка тоже хочет побыть на нашем занятии и познакомится со звуком Ль.

2. Артикуляция звука, характеристика

Логопед:

— Ребята, возьмите зеркала и произнесите звук Ль. Что происходит с губами? А с язычком? Скажите, а звук Ль можно тянуть? На пути воздуху есть преграда? Значит звук Ль какой? (согласный) Звук Ль твердый или мягкий? Звонкий или глухой?

3. Дид. игра «Поймай звук»

Логопед:

— Давайте научим Лисичку играть в игру «Поймай звук». Какие правила этой игры?( дети проговаривают правила игры)

(лимон, самолет, сон, колесо, нитка, соль, тополь, нога,лист)

4. Дид. игра «Эхо»

Повторение слоговых рядов хором

Ля-ля-ля, ли-ли-ли…

Повторение слоговых рядов индивидуально с разной длительностью

Ля-ляяя-ля, ли-ли –лииии,…

5. Определение места звука Ль в слове

Логопед демонстрирует предметные картинки со звуком Ль, названия проговариваются хором всеми детьми одновременно. Логопед вызывает к доске по 1 ребенку, ребенок проговаривает слово, выделяя звук голосом.

Логопед:

— Ребята, Лисичка хочет отправить письма с картинками своим друзьям Кеше, Тучке, Цыпе. Кеше она отправит картинки, в которых звук Ль в начале слова, Цыпе где звук Ль в середине слова, Тучке где звук Ль в конце слова.

Дети раскладывают картинки по конвертам, проговаривая слова самостоятельно и выделяя звук Ль голосом.

6. Физминутка «Самолет» (выполнение движений под музыку с ускорением)

Смотрите, в небе самолет!
А в самолете том пилот
Штурвалом ловко управляет
И между облаков летает.
Под самолетом то гора,
То лес дремучий, то нора.
И в небо дивиться народ,
И зайцы водят хоровод.

Пальчиковая гимнастика «Лисичка»

Хитрая лисичка вышла погулять
Захотелось ей кого- нибудь поймать
То ли птичку, то и рыбку,
То ли зайку, то ли мышку.

Но

Птички улетают, рыбки уплывают
Зайки убегают, мышки прячутся в нору.

7. Звуковой анализ слова ЛЮК

Логопед:

— Недавно лисичка ехала на самокате и чуть не упала в люк! (демонтрация картинки)Как вы думаете, почему лисичка чуть не упала в люк? Давайте составим слово ЛЮК из звуков. Проговариваем слово вместе. Сколько звуков в слове. Давайте по порядку определим, какие это звуки. Выкладываем слово, слоги, звуки.

Логопед выполняет звуковой анализ на доске, дети на столе.

8. Составление предложений с предметными картинками.

Логопед:

— Лисичке пора возвращаться к своим друзьям. Но у нее еще остались картинки с предметами, в которых есть звук Ль. Давайте придумаем предложения с картинками

9. Итог

Логопед:

— Ребята, с каким звуком мы сегодня познакомились? (Ль) Какой это звук?

Какие задания сегодня на занятии мы выполняли? Какие задания было выполнять просто? А какие здания было выполнять сложнее всего?

Конспект составлен учителем-логопедом
Полунчуковой Натальей Михайловной

Структура логопедического занятия по постановке звука

2. Артикуляционная гимнастика:

  • общие артикуляционные упражнения;
  • специальные артикуляционные движения;
  • упражнения на развитие силы голоса и воздушной струи.

3. Объявление темы урока.

4. Постановка звука.

5. Анализ артикуляции по плану.

6. Закрепление изолированного звука (индивидуальное и хоровое проговаривание, игры на звукоподражание).

7. Развитие фонематического слуха:

  • опознание звука из ряда изолированных, отличных по артикуляционным и акустическим признакам;
  • опознание из слогов;
  • опознание из слов.

8. Закрепление звука в слогах.

9. Закрепление в словах.

10. Закрепление в предложениях.

11. Домашнее задание.

12. Итог занятия.

Структура логопедического занятия при заикании

1. Оргмомент с элементами психотерапии.

2. Общая моторная зарядка.

  • Для снятия мышечного напряжения;
  • Для привития умения регулировать напряжение и расслабление своего тела;
  • Преодоление двигательных уловок.

3. Речевая зарядка:

4. Воспитание речевого дыхания (ротовой выдох, длительный и плавный);

5. Воспитание лёгкой и своевременной подачи голоса;

6. Воспитание лёгкого и своевременного включения соответствующих артикуляционных движений.

7. Координация речи с движением (воспитание соответствующего темпа, плавности и ритмичности речи).

8. Работа по закреплению навыков правильной речи:

  • Сопряжённая фонема;
  • Отражённая фонема;
  • Вопросно-ответно форма.

9. Домашнее задание.

10. Подведение итогов.

План-конспект фронтального логопедического занятия в старшей логопедической группе «Сказочные герои»

Оборудование: интерактивная доска, иллюстрации сказочных героев для доски, схема места звука в слове — демонстрационный материал, серия схем для составления описательных рассказов о сказочных героях для доски, схемы предлогов В — ИЗ каждому ребенку.

Ход занятия.
1. Организационный момент.
(дети стоят по кругу)

Солнечный лучик к нам в гости зашел (берем воображаемый луч в ладошки)

Солнечный лучик ладошки нашел (растираем воображаемый луч)
,
К сердечку пришел, наши ушки нашел,
Горло согрел, по затылку прошел (касаемся того, о чем говорим)
.
С нами остался, здесь заигрался (сдуваем воображаемый луч с ладошек)
.
Сказочный лучик привел нас в сказочную страну. Пока мы будем здесь гулять, успейте «сфотографировать» любого сказочного героя.
Идем: 1,2,3,4,5 — вышли пальчики гулять.
(разжимаем пальцы из кулака от большого к мизинцу)
1,2,3,4,5 — в домик спрятались опять.
(собираем пальцы в кулак от мизинца к большому).
Какого сказочного героя вы здесь встретили? (слушаем каждого ребенка). Я тоже успела кого-то сфотографировать, и хочу показать вам свои «фотографии».
(дети садятся за столы)

2. Заинтересовывающий момент.
Нас встречают сказочные герои.
(на интерактивной доске появляются последовательно иллюстрации сказочных героев)
Кого вы видите? (Красную Шапочку, Снежную Королеву, Аленушку и братца Иванушку, Дюймовочку, Бабу Ягу, Царевну Лягушку, гусей-лебедей, Крошечку-Хаврошечку)(хоровые ответы)

3. Работа со схемой места звука в слове.
(демонстрационный материал).

Наши сказочные герои очень хотят, чтобы вы внимательно послушали их слова и определили, какой звук стоит в начале каждого слова, я протяну его голосом: СССнежная Королева, ИИИванушка, АААленушка, СССтупа, Баба ЯЯЯга, КККрошечка-Хаврошечка, КККрасная Шапочка, СССтрела, ЦЦЦветок.(индивидуальные ответы)

4.Работа со схемами предлогов.

Наши сказочные герои придумали для вас о себе предложения и спрятали в них эти маленькие слова. Вы их узнали?
Какое маленькое слово спряталось сюда? Правильное, это — В, а это — ИЗ. Тогда слушайте внимательно предложения и поднимайте мне, пожалуйста, схему того маленького слова, которое услышите.
. Баба Яга летит В ступе.
. Гуси-лебеди вернулись ИЗ деревни.
. Дюймовочка выглянула ИЗ цветка.
. Снежная Королева живет В ледяном дворце.
. Царевна Лягушка взяла В рот золотую стрелу.
. Иванушка превратился В козленочка.
. Красная Шапочка вышла ИЗ лесу.
. Крошечка-Хаврошечка залезла коровушке В одно ушко, Из другого вылезла.(дети встают)

5. Пальчиковая гимнастика

Тянут- тянут бабка с дедкой
Из земли большую репку…
Вот пришла бы наша внучка,
Помогла б собачка Жучка.
Где же кошка? мышка-крошка?
Хоть сидит и крепко…
Но вытянули репку!

6.Физминутка.

Сказка даст нам отдохнуть.
Отдохнем и снова в путь!
Нам советует Мальвина: — Станет талия осиной,
Если будем наклоняться влево-вправо 10 раз.
Вот Дюймовочки слова: — Чтоб была спина пряма,
Поднимайтесь на носочки, словно тянетесь к цветочкам.
1, 2, 3, 4, 5 — повторите-ка опять,1, 2, 3, 4, 5.
Красной Шапочки совет:
— Если будешь прыгать, бегать, проживешь ты много лет,
1, 2, 3, 4, 5, повторите-ка опять;1, 2, 3, 4, 5.
Дала нам сказка отдохнуть! Отдохнули? Снова в путь!(дети выполняют описанные движения)
(дети садятся)

7. Рисование в воздухе симметричных предметов двумя руками.

Эти сказочные герои очень любят получать подарки. Вот и мы сейчас им тоже что-нибудь подарим. Корзину кому?, рисуем в воздухе корзину двумя руками сразу. Новую ступу кому?, корону? трон? сарафан?

8. Составление рассказов-описаний о сказочных героях.

Эти сказочные герои очень любят, когда о них все рассказывают. Мы сейчас это и сделаем. Нам помогут вот такие карточки-подсказки:
— вопрос — Кто это?
— книжка — Из какой сказки этот герой?
— человечек-действие — Что он делает в своей сказке?(появляются карточки-схемы для составления описаний о сказочных героях)

Нужно выбрать для себя любого сказочного героя и сначала назвать его. Потом нужно сказать, в какой сказке он живет. Далее человечек-действие спрашивает нас, что этот герой делал в сказке.(даю образец рассказа, слушаем 3-4 детских рассказа)

9. Работа с иллюстрациями с ошибкой.

В конце нашего путешествия по сказкам мы проверим, все ли здесь в порядке.(поочередно на доске появляются иллюстрации сказок)

. «Репка» — лишний заяц,
. «3 поросенка» — лишняя собака,
. «Теремок» — лишняя собака.

  1. Закрепление правильного произношения звука С.
  2. Определение места звука в слове.
  3. Упражнение в звуко-слоговом анализе слов типа сок
    .
  4. Употребление существительных в Т.п.
  5. Развитие внимания, памяти.

Оборудование: индивидуальные зеркала, картинки
с изображением смешариков, предметные картинка
на звук С, карточки с изображением различных поз,
наборы для составления схем.

Занятия с логопедом. Материалы и конспекты.

Показаны публикации 1-10
из 6887
.Все разделы
| Логопедические занятия

Конспект занятия в логопедической группе «Уголок природы в детском саду»

Конспект занятия в логопедической группе по теме

: «Уголок природы в детском саду»
Тема
: Употребление имен су¬ществительных с предлогами, обогащение речи словами-антони¬мами. Коррекционно-образовательные цели. Расширение представле¬ний об аквариумных рыбах, их внешнем виде,…

Конспект занятия в средней группе по логоритмике «Профессии на транспорте»

Логоритмика
. Профессии на транспорте. Средняя группа. Предварительная работа
: знакомство с видами транспорта, разучивание игры «Передай мяч»
, «Наш транспорт»
. Разучивание песни с движениями «Веселое путешествие»
муз. М. Старокадомского, сл. С. Михалкова (дети заходят в зал)
Я
:…

Логопедические сказки и скороговорки

Четкое произношение звуков тесно связано с постановкой хорошей дикции. У многих детей старшего дошкольного возраста наблюдается проблема с дикцией. Речь часто смазанная и неясная. Причина этому — вялые движения губами, неэнергичное движения языком. Нижняя челюсть малоподвижна. Из-за того, что рот недостаточно открывается — гласные звучат нечетко.

Все эти дефекты речедвигательного аппарата можно исправить с помощью игр на звукосочетание. Проще это сделать у детей младшего возраста. У дошкольников с малоподвижными губами, процесс приучения проходит значительно сложнее. Логопед, показывая как нужно произносить звуки, делает четкие движения ртом и слегка протягивает гласные.

Логопедические скороговорки для детей 6-7 лет

Для улучшения дикции используют скороговорки. Сначала новая скороговорка произносится медленно, четко, с выделением значимых звуков. Логопед должен прочитать ее несколько раз, тихо, ритмично, без резких перепадов интонации. Затем ребенок должен сам попробовать повторить скороговорку. Сначала медленно и четко, а со временем ускорять темп.

Чтобы детям было интересней запоминать скороговорки — они должны быть смешными и забавными. Вот несколько примеров на проработку самых проблемных звуков:

Логопедические скороговорки

Для детей 5-6 лет тоже можно использовать скороговорки как метод исправления дикции.

Примеры скороговорок, для коррекции произношения конкретных звуков можно найти в работах Коноваленко В. В., Коноваленко С. В. Жуковой Н. С., Куликовской Т. А.

Чем интересней и понятней будет скороговорка, тем лучше и быстрее малыш ее запомнит. Родители могут самостоятельно проговаривать с ребенком скороговорки по дороге в сад. 5-7 минут в день в итоге дадут заметный результат.

Развитие речи в младшей группе — нормы речевого развития детей к весне

Логопедические сказки для развития речи

Все дети любят сказки. Через сказки они познают мир, различие добра и зла. С помощью сказок развивается воображение и пробуждаются эмоции. Логосказки — еще один занимательный метод работы с детьми с ОНД и коррекции различных речевых нарушений у детей дошкольного возраста. Благодаря такому подходу, дети воспринимают обучение как игру, они лучше усваивают информацию.

Важно! Дети развиваются эмоционально, благодаря общению со сказкой, повышается развитие детской речи в монологах и диалогах. Помимо этого дети приобщаются к красоте художественного слова, создается здоровая образовательная атмосфера

Логопедическое занятие в форме сказки можно провести в несколько этапов:

  1. Осмысливается сюжет сказки. Дети узнают новые выражения и речевые повороты. По интонации должны догадаться о настроении героев сказки. Происходит развитие артикуляционного аппарата благодаря интонированию голосам героев, использованию звукоподражательных слов, голосов животных.
  2. Обучение детей управлению эмоциями с помощью словесных описаний. Дети пересказывают понравившиеся эпизоды. Описывают свое отношение к тем или иным событиям в сказке. Логопед в это время следит за полнотой и правильностью предложений.
  3. Логопед предлагает детям разыграть эпизод из сказки. Целью такого задания является обучение словесной импровизации, передаче аффективного состояния мимикой и словами.

Логопедические сказки преподаватель-логопед может обыгрывать на уроках самостоятельно. А можно брать готовые. Целая серия логосказок есть у Савченко С. Ф. и Петровой Е. А. Например сказка «Теремок» является прекрасным пособием для детей, с нарушениями речи и интеллектуального развития разной степени.

В форме сказки можно также проводить артикуляционную гимнастику. В интернете очень много сказок о язычке, вот пример одной из них:

Сказка о язычке

Во время занятий по материалам сказок отрабатываются упражнения на развитие голоса, внимания, речевого дыхания. Для большей наглядности используются игрушки, картинки, костюмы. После проведения занятия дети могут нарисовать рисунок на тему только что проработанной логосказки. Детям также можно предложить рассказать сказку дома родителям.

Публикация «Конспект фронтального логопедического занятия в старшей группе „Гласные звуки и буквы“» размещена в разделах

  • Буквы. Знакомимся с буквами и звуками
  • Гласные звуки
  • Конспекты занятий. Все конспекты
  • Логопедические занятия
  • Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
  • Старшая группа
  • Темочки

— закрепить у детей умение различать звуки А, О, У, И, Э, Ы по акустико- артикуляционным характеристикам,

— учить детей подбирать слова (картинки) к заданной букве.

2. Коррекционно-развивающие:

— развивать артикуляционный аппарат;

— работать над речевым дыханием, т. е. воспитывать умение производить короткий вдох и продолжительный плавный выдох;

— закреплять понятие «слово», «гласный звук», «гласная буква»;

— продолжать учить детей определять место нахождения звука в слове (начало, середина, конец слова);

— формировать правильное произношение звуков, их автоматизацию в речи;

— активизировать словарный запас на определённый звук;

— совершенствовать мелкую моторику рук;

— упражнять детей в самомассаже;

— формировать умение соотносить речь с движениями;

— развивать моторный праксис и просодические компоненты речи.

3. Коррекционно-воспитательная:

— воспитывать у детей усидчивость, умение обращаться с раздаточным материалом, относиться с пониманием к своим сверстникам, воспитывать у детей внимание слушать. Материалы и оборудование:

Материалы и оборудование:

— магнитная доска;

— круги красного цвета на палочках — «фонарики» для каждого ребенка;

— мяч;

— плакат с изображением артикуляции гласных звуков.

— предметные картинки с гласными звуками в начале, в середине, в конце слов;

— изображения гласных букв;

— предметные картинки с гласными звуками в начале слов;

— шарики Су-джок;

— конверты с листами бумаги со «сломанными буквами»;

— ручки

Образовательные области:

-социально-коммуникативное развитие,

— речевое развитие,

— познавательное развитие.

Виды детской деятельности:

— игровая;

— двигательная;

— коммуникативная.

Предварительная работа:

— разучивание артикуляционной гимнастики;

— разучивание пальчиковой гимнастики;

— разучивание физкультминуток (движение с речью);

-разучивание упражнений с шариком Су – Джок;

— развитие дыхания и голоса;

— дидактические игры на развитие фонематического слуха: «Назови слова на заданный звук…», «Узнай по голосу», «Фонарики», «Хлопни в ладоши», «Замени звук», «Запомни, повтори», «Поймай звук», «Выдели звук».

— продуктивная деятельность: раскрашивание картинок начинающиеся на гласные звуки; выкладывание гласных букв из счетных палочек; рисование красками гласных букв, дописывание недописанных букв.

Методы и приемы:

— Словесный (вопросы, объяснение).

— Наглядный (картинки, показ артикуляции).

— Игровой (дидактические игры)

— Практический (упражнения).

Ход логопедического занятия в старшей группе

I. Организационный момент

1. Приветствие с использованием самомассажа

Привет мой носик

Привет мой ротик

Привет мои щечки

Привет мои губки

Мы не будем унывать

Начнем сразу играть.

2. Сядет тот, кто стоит справа, слева, стоит между…

II. Основная часть занятия логопеда

1. Дети, посмотрите вокруг, разбросано много одежды, туфель…

2. Давайте назовем что вы видите.

Дети: Обувь: валенки, босоножки, туфли, сапоги, ботинки и т. д.

Головные уборы: косынка, шляпа, берет, бейсболка, платок, кепка и т. д.

Какую одежду и обувь надевают на улицу?

Куртку, пальто, шапку, шарф, сапоги, валенки, варежки и т. д.

Какая это одежда?

Одежду для выхода на улицу называют верхней.

Картинки: трусы, майка, ночная рубашка, пижама. Какая это одежда?

Иначе как можно назвать эту одежду? Нижнее белье.

А какую одежду вы еще знаете?

Игра «Какая одежда?»

Дети: Верхнюю, детскую, взрослую, мужскую, женскую, спортивную, сезонную, весеннюю, осеннюю, зимнюю, демисезонную, грязную, чистую, повседневную, нарядную, праздничную и т. д.

Для чего нужна одежда? Где люди берут одежду?

Логопед. Дети, а вы хотите поиграть с мячом?

Шарф, рубашка, носок, перчатка, шапка, юбка.

Упражнение «Исправь ошибку»

— Я буду называть, что изображено на картинке. Если я сделаю ошибку, вы меня поправите.

Моя сапоги. Мое перчатки. Моя шарф. Мой куртка.

Игра «Скажи наоборот» (развитие речевого дыхания)

Надо посмотреть на картинку и назвать противоположное действие: надевать — снимать, обувать — разувать, покупать — продавать, завязать — развязать, застегнуть — расстегнуть, гладить — мять, повесить — снять, зашить — порвать, постирать — вымазать и т. д.

Игра «Скажи какой?»

Образование относительных прилагательных от существительных, обозначающих материал:

ОБУВЬ из резины — резиновая

Из кожи — кожаная

Из замши — замшевая

ОДЕЖДА из шерсти — шерстяная

Из шелка — шелковая

Из ситца — ситцевая и т. д.

Швея в дом к нам пришла,

Мне ножницы дала,

Я ткани и бумагу

Режу, режу как могу.

Отгадаем загадки для дошкольников на тему одежда

Не надевают их мальчики, как принцессы в них девушки. (Платье)

Воротничок и рукава, больше нужны для мальчиков они. (Рубашка)

От воды не промокает, нас от дождика скрывает. (Дождевик)

Две дороги,

Надену на ноги.

Стрелки ровненько идут,

И показывают путь. (Брюки)

На голову одеваем, ушки защищаем. (Шапка)

Хоть хатка маленькая, но уютная и тепленькая: как мороз кусается, пять братьев там скрываются. (Варежка)

10. «Волшебные рукавицы»

С использование биоэнергопластики.

11. Составим предложение с отгадками

Вычеркнем схемы предложений, но сначала выполним гимнастику.

Гимнастика для глаз

1. Глаза плотно мы закрыли –

это один, два, три, четыре.

Затем шире открываем,

Вдали что-то разглядываем.

И пока мы вдаль смотрели

До шести посчитали.

2. Глаза быстро по кругу ведем,

Головою не вращаем.

Влево раз, два, три, четыре.

Вправо столько же повторили.

3. По кругу глаза ведем

И все вокруг рассматриваем.

Раз круг, два и три, четыре.

Плотнее глаза мы закрыли.

На пять и шесть их подержали

И снова все начали.

Что делали?

Что было трудно?

Мимическая гимнастика «Покажи настроение»

Конспект фронтального итогового занятия в старшей логопедической группе “Насекомые”.

Рыбакова Е.В., учитель-логопед, МБДОУ “Детский сад № 66 “Родничок” комбинированного вида”.

Цели:

  • Продолжать учить детей учить отвечать на вопросы, поддерживать диалог.
  • Развивать связную речь.
  • Совершенствовать умение согласовывать существительные и прилагательные; обогащать словарный запас – закрепить в словаре обобщающее понятие “насекомые”.
  • Закрепить отчётливое и выразительное произношение слов; продолжать развивать артикуляционный аппарат.
  • Чётко произносить звук /Ж/ в словах.
  • Совершенствовать умение употреблять в речи слова – гиперболы.
  • Учить использовать в речи элементы объяснительной речи.

Ход занятия:

1.Дети усаживаются полукругом. Чтение стихотворения:

Материал с сайта www.logoped.ru

“Когда в душистом сосняке,

Присядешь летом на пеньке,

Внимательно вглядись вокруг – ты многое заметишь друг.

Личинку тащит муравей

Спешит куда – то меж корней большой сосны.

На толстый сук уселся золотистый жук.

Порхает лёгкий мотылёк,

Пьёт хоботком душистый сок,

И собирает мёд пчела, Все заняты, у всех дела.

Мой друг, внимательно вглядись,

Волшебную увидишь жизнь.

2.Логопед: Сегодня я приглашаю вас в музей, на экскурсию. Поговорим мы с вами о насекомых.

-На мольберте жук. Посмотрите, кто это? Расскажите, жук какой? (Ответы детей: усатый, большой).Что есть у жука? (У жука есть большое туловище, покрытое панцирем, маленькая голова, на голове глаза, пара усиков, у жука 6 лапок). Давайте споём песенку жука (Ж,Ж,Ж,Ж,Ж) с пальчиками. Зачем жуку панцирь? (Защите от других животных).Что находится под панцирем? (Тело). Что умеет жук? (Ползать и летать).Чем питается жук? (нектаром, растительной пищей).

3.Физкультминутка.Координация речи с движением.

На паркете в 8 пар, мухи танцевали/включается любая музыка.

Увидели паука – в обморок упали/дети “падают на ковёр”.

4.Посмотрите, детки, а кто ещё здесь есть.

Выбирается картинка, называется. (Как мы можем назвать одним словом всех?) – насекомые. Кто из этих насекомых летает, ползает, прыгает. А какую пользу приносят насекомые? (пчела приносит мёд, муравей – санитар леса). Кто из насекомых жалит, кусает? Что делают насекомые зимой?

5.Дид. игра. “Повтори”. Громко – тихо. Произношение чистоговорок.

Материал с сайта www.logoped.ru

Шо-шо-шо-весною хорошо.

Жу-жу-жу-у Жени жук.

Ла-ла-ла-на цветке сидит пчела.

Жу-жу-жу-на боку лежу.

Ашка-ашка-ашка-летит букашка.

6.Развитие образной памяти. Упражнение “Небылицы”.

Муравей живёт в улье.

Бабочка стрекочет.

Комар ловит птиц.

Паук собирает нектар с цветов.

Муха плетёт паутину.

Шмель строит муравейник.

7.Развити зрительной памяти.

Какие насекомые спрятались? (силуэты).

8.Развитие мышления. (использование лупы).

Упражнение “Подскажи словечко”.

Оказалось, что:

-у стрекозы не глаза, а глазищи.

-у муравья не ножки, а ножищи.

-у таракана не усы, а усищи.

-у бабочки не крылья, а крылища.

9.Ну, вот наша экскурсия подошла к концу. Кто в лесу строит муравейник?

Где живёт пчела? Какую пользу приносят насекомые? (Ответы детей).

10.Итог. Дидактическая игра “Путаница”. “Какая сказка изображена?” Назовите насекомых. Давайте вспомним эту сказку.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Родительские хроники
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: