Книги о цвете
- «Учим цвета и числа». Солнечная фотокнига издательства Clever. Это то, с чего стоит начать. 10 разворотов, 10 цветов, красочные иллюстрации и интересные задания. Малыш выучит цвета и числа.
- Ольга Карякина. «Я учу цвета. Разрезные карточки». Это и мемори, и паззл, и обучение цвету. Отличное пособие для развития основ цветовосприятия и расширения лексикона малыша.
- Селин Потард. «Большой атлас животных». Особенность этого атласа в том, что животные здесь предстают в необычной классификации — по цветам! Очень ярко и оригинально.
- Фани Марсо. «Цвета. Большая энциклопедия для самых маленьких». Красочные иллюстрации, шкала оттенков, множество ярких иллюстраций и информация обо всех цветах на свете.
- «Готовимся к школе. Учим цвета». Издательство Clever. Отличное пособие с массой творческих заданий для детей 3–4 лет. Интересно о цветах и оттенках, наклейки в награду и уйма творческого времяпрепровождения.
Игры на развитие зрительного восприятия у дошкольников
Игра «Фотограф». Назначение: Развитие восприятия, наблюдательности и памяти.
Ход игры (желательно, чтобы принимали участие не менее трех человек). Два участника становятся друг против друга. Один из них выступает в роли фотографа, а другой – позирует для «снимка». «Фотографу» необходимо внимательно осматривать своего «клиента» в течение 1-1,5 минут. Отвернувшись, он описывает внешность и одежду своего партнера по игре. Третий участник отмечает, сколько деталей названо верно, и сколько допущено ошибок.
Игра «Цветное фигурное лото». Назначение: развитие зрительного восприятия, закрепление формы и цвета.
Ход игры. 1) Подготовьте набор из 35 геометрических фигур: круги, треугольники, квадраты, прямоугольники и овалы (для ведущего). Используйте для каждой фигуры все цвета радуги. 2) Сделайте несколько карточек, на которых изображены 5 перечисленных фигур, но окрашены в различные цвета. Дайте ребенку одну такую карточку, если он младший дошкольник, 2 – пятилетнему ребенку и 3 карточки, если играете со старшим дошкольником.
Игра состоит в том, что ведущий показывает одну фигуру, ребенок смотрит, есть ли у него изображение такой фигуры. Участник сообщает о найденном изображении (или его отсутствии), получает фигуру и кладет на соответствующее место. Дети постарше проговаривают: «Это овал синего цвета» и пр. В случае участия нескольких детей в игре обязательно определяйте победителя. Им станет тот, кто первым закроет все свои карточки.
Разделы
- *Авторы блога
- *Задать вопрос специалистам…
- *Новости сообщества
- *О сообществе
- *Обсудим? Охотно! (форум)
- *Спрашивали? Отвечаем!
- >»Особые» дети
- >Методики диагностики
- >Развитие ребёнка
- >Рекомендации специалистов
- >Шпаргалка для родителей
- Говорят дети
- Дистанционное обучение детей-инвалидов
- Поверь в своё дитя!
- Почемучки
- Развиваемся, играя
- Родительские хитрости
- С детьми интересно! (игры, мастерилки, развлекалки…)
- Учимся? Легко! ВМЕСТЕ!
- Шкатулка полезностей
- Эврика!
- Добавить публикацию
Последние…
- Формирование фонетически правильной речи у детей дошкольного и младшего школьного возраста
- Рекомендации по коррекции нарушений моторных функций у обучающихся с ЗПР
- Рекомендуемый список литературы по особенностям развития детей с задержкой психического развития
- Ребенок с ЗПР в школе. О чем надо знать взрослым.
- Причины возникновения задержки психического развития
Архивы
- Январь 2020
- Декабрь 2019
- Ноябрь 2019
- Октябрь 2019
- Сентябрь 2019
- Июль 2019
- Июнь 2019
- Май 2019
- Апрель 2019
- Март 2019
- Февраль 2019
- Январь 2019
- Декабрь 2018
- Ноябрь 2018
- Октябрь 2018
- Сентябрь 2018
- Август 2018
- Июль 2018
- Июнь 2018
- Май 2018
- Апрель 2018
- Март 2018
- Февраль 2018
- Январь 2018
- Декабрь 2017
- Ноябрь 2017
- Октябрь 2017
- Сентябрь 2017
- Август 2017
- Июль 2017
- Июнь 2017
- Май 2017
- Апрель 2017
- Март 2017
- Февраль 2017
- Январь 2017
- Декабрь 2016
- Ноябрь 2016
- Октябрь 2016
- Сентябрь 2016
- Август 2016
- Июль 2016
- Июнь 2016
- Май 2016
- Апрель 2016
- Февраль 2016
- Январь 2016
- Ноябрь 2015
- Октябрь 2015
- Июль 2015
- Июнь 2015
- Май 2015
- Апрель 2015
- Март 2015
- Февраль 2015
- Январь 2015
- Декабрь 2014
- Ноябрь 2014
- Октябрь 2014
- Сентябрь 2014
- Август 2014
- Июль 2014
- Январь 2014
- Декабрь 2013
- Ноябрь 2013
- Август 2013
- Июль 2013
- Июнь 2013
- Январь 2013
- Декабрь 2012
- Ноябрь 2012
- Октябрь 2012
- Июнь 2012
- Май 2012
- Апрель 2012
- Март 2012
- Февраль 2012
- Январь 2012
- Декабрь 2011
- Ноябрь 2011
- Октябрь 2011
- Сентябрь 2011
- Август 2011
- Май 2011
- Апрель 2011
- Март 2011
- Февраль 2011
- Январь 2011
- Декабрь 2010
- Ноябрь 2010
- Октябрь 2010
- Сентябрь 2010
- Август 2010
- Июнь 2010
- Май 2010
- Апрель 2010
- Март 2010
- Февраль 2010
Формирование навыков цветовосприятия, цветоразличения
Работа над формированием навыков цветовосприятия, цветоразличения у дошкольников должна осуществляться систематично, поэтапно, соответствовать возрастным и индивидуальным потребностям ребенка. При организации работы над формированием указанных навыков следует избегать применения хаотичных, световых эффектов, избыточной информации.
Пример 1
Следует учитывать, что в раннем возрасте цвет, как правило, ассоциируется с предметным образом: желтый – солнышко; зеленый – елочка; синий – море и пр.
Соответственно, в процессе развития навыков различения цветов целесообразно использовать естественные формы.
В процессе формирования умений цветоразличения рекомендуется использовать упражнения, направленных на различение двух смежных цветов путем приложения, что позволяет увидеть их сходство, отличия. Приложение, наложение цветов может сопровождаться комментированием сначала взрослого, а затем – ребенка. Подобные упражнения способствуют не только формированию навыков узнавания, различения цветов, но и формированию лексического запаса дошкольников.
В старшем дошкольном возрасте целесообразным представляется развитие эстетического вкуса на основании усвоения цветовых эталонов. На данном этапе эффективным инструментом развития навыков цветоразличения, личностного развития может стать включение образных эпитетов для характеристики того или иного тона: яркий, нарядный, красочный и т. д.
Таким образом, процесс формирования навыков цветоразличения выступает одной из актуальных психолого-педагогических проблем, требует от родителей, педагогов использования разнообразных дидактических приемов.
Теоретические аспекты обучения цветовосприятию
Впервые в истории образования М. Монтессори разработала
наглядные и дидактические материалы для работы с детьми. Она утверждала, что
постоянное взаимодействие ребенка с этими материалами способствует приобретению
знаний о цветах даже у маленьких детей, которые способны упорядочить оттенки
цветов по градации.
В российской педагогике интерес к детскому рисунку возник в
80-х годах 19 века, но его изучение продолжается и по сей день.
Все научные работы по изучению детского рисунка в той или
иной степени, но обязательно касаются детского восприятия и использования
цвета, как одного из ведущих средств художественной выразительности рисунка.
С позиции искусствоведа, историка, педагога рассматривал
цвет в работах детей А.В. Бакушинский, который считал, что чувство цвета у
ребенка проходит сложное развитие. Сначала ребенок предпочитает основные цвета,
затем цветовая палитра усложняется и вводит огромное разнообразие цветов.
Эволюция идет от окраски к цвету и тону, от цвета к свету. Но цвет долгое время
остается главным компонентом детского творчества.
Впервые специальному исследованию цвета в дошкольном
образовании была посвящена работа Е.А. Флериной «Изобразительное
творчество детей дошкольного возраста» (1965). (1965г.). Было отмечено,
что на первых этапах работы детей с изобразительными материалами любой новый
цвет воспринимается ими как большая эстетическая ценность. Но после того, как
ребенок научился смешивать цвета и получать новые оттенки и цвета, он не может
и не хочет ограничиваться одним цветом, но его привлекает его разнообразие. Е.
А. Флерина подчеркнула, что при обучении детей дошкольного возраста педагоги
обязательно должны учитывать эмоциональный характер цветовых решений. Ведь цвет
служит средством выражения эмоционального состояния ребенка. (Красная елка,
потому что она праздничная, красивая).
Работы Н.П. Сакулиной занимают особое место в теории и
практике формирования цветовых представлений у детей дошкольного возраста. В
результате специальных исследований она установила, что цвет имеет огромное
значение в детском рисовании. Его часто используют с целью благоустройства —
ведь нарисованный рисунок становится более ярким, радостным, привлекательным.
Несоответствие выбранных цветов реальному колориту изображенных лиц не смущает
ребенка. Он или она не считает это необходимым. Это связано с особенностями
детского восприятия. В то же время отношение ребенка к цвету, как к украшению,
создает богатые возможности для эстетического воспитания детей.
Цветовые впечатления, которые дети получают от окружающей их
жизни, должны быть упорядочены, приведены в известную систему. Только при этом
условии дети могут сравнивать предметы по цвету, определять цветовое сходство и
различия. Дети также должны знать цвета, их названия, их отношения друг к другу
и их свойства.
Н. П. Сакулина рекомендует знакомить детей с цветами в
процессе изобразительной деятельности. Дети должны знать абстрактные цвета
только после того, как они приобретут достаточный опыт восприятия цвета через
наблюдение за окружающей средой.
Содержание и методы развития цветовосприятия детей, усвоение
ими цветовых эталонов, знания о цветах и способах их приобретения были далее
подробно изучены в результате проведения исследований по сенсорному воспитанию.
Работа по сенсорному воспитанию и развитию позволила лучше понять природу
перцептивного развития детей, его психологию.
А.В. Запорожец считал, что в основе восприятия того или
иного свойства предмета (в том числе и цвета) лежат перцептивные действия,
включающие сравнение окружающего мира с сенсорными «эталонами» или
эталонами, которые расширяются в процессе развития.
Большой вклад в развитие теории восприятия свойств предметов
внес Л.А. Венгер, ученик А.В. Запорожца, разработавший учение о сенсорных
эталонах, которые принимают на себя функцию «образцов»,
«мер» и помогают фиксировать свойства предметов при сравнении,
противопоставлении свойств того или иного предмета на основе определенной
цветовой системы.
Е.Г. Пилюгина в своих исследованиях приводит данные,
свидетельствующие о возможности развития тонкой дифференциации предметов разных
оттенков и тонов у детей в первые дни и месяцы жизни. В этом случае
предпочтение отдается не предмету определенного цвета, а общему сочетанию
цветовой среды. В солнечные, ясные дни детям легче следить за движением
зеленых, синих предметов. В пасмурные дни желтые, оранжевые объекты успешнее
отслеживаются по мере их движения.
Цветоразличение и цветовосприятие как психологические процессы
Знакомство с цветом осуществляется с первых дней жизни ребенка, помогает ему многограннее воспринимать предметы, явления окружающего мира, способствует личностному развитию личности
Определение 1
Под цветовосприятием в современной научной литературе понимается отражение такого качества объектов, феноменов, как цвет, при помощи зрительного анализа.
Определение 2
Цветоразличение представляет собой характеристику личности, позволяющую осуществлять различение, дифференциацию цветов, оттенков спектра.
Сформированность указанных личностных характеристик обеспечивает ребенка возможностями адекватного развития.
Сенсорные представления – особенности формирования у детей дошкольного возраста
Обсудим основы педагогического и психологического восприятия цвета дошкольниками и особенности формирования сенсорных представлений о цвете у детей дошкольного возраста.
Одна из первых характеристик окружающего мира, которую воспринимают дети, — это цвет. Знакомство с цветом для маленьких детей – это не столько узнавание и понимание, сколько восприятие. Как дети воспринимают цвет? Различается ли восприятие цвета у детей и взрослых? Да, конечно, они различны.
Прежде всего надо помнить, что у малышей, находящихся в самом начале своего жизненного пути, оценки психологического, физиологического и эстетического порядка выступают на равных и тесно слиты с нравственными. Так для ребенка-дошкольника красный, желтый, розовый, голубой и оранжевый – это радостные, яркие, веселые и добрые цвета. А вот коричневый, черный, темно-синий, белый, темно-зеленый – грустные, серьезные, скучные, злые, некрасивые цвета.
Еще одна особенность у дошкольников заключается в том, что они воспринимают цвета очень конкретно. Например, море у ребенка синее, небо должно быть голубым, а трава должна быть зеленой. Все это штампы, которые были усвоены из внешнего мира в виде культурных сенсорных эталонов. Дошкольник, который осваивает окружающий мир, должен обязательно изучать эти сенсорные эталоны. Ведь они помогают ему со временем систематизировать те объекты, которые ребенок видит и с которыми он вступает во взаимодействие.
Очевидно, что чем уже и определеннее сенсорные представления и набор эталонов (в данном случае речь идет о цветовой культуре и цветовых эталонах), тем дольше ребенок по мере взросления будет находиться в пределах “детского восприятия”, то есть ориентироваться на 4-6 основных цветов. И наоборот, чем шире и вариативнее набор цветовых сочетаний, тем шире возможность выбора, тоньше аналитические способности восприятия.
Замечательным свойством детского восприятия является его целостность. Зрение, восприятие звука, тактильные ощущения, обоняние, моторика – все это пути и способы исследования окружающего мира.
Согласно Е.А. Флериной, дошкольники еще в грудном периоде могут различать основные цвета. Особенно их интересуют более яркие и сочные оттенки. Даже ребенок до шести месяцев может выбрать более яркую или блестящую погремушку.
В четыре-пять лет дети настолько хорошо усваивают цвета, что могут узнавать и называть их, а это способствует более прочному запоминанию новой информации. Педагог старается не только давать упражнения по узнаванию цветов, но и учит детей замечать роль цвета в повседневной жизни.
Т.С. Комарова замечает, что дошкольники, как правило, не стремятся к разнообразному цветовому решению и могут выполнить весь рисунок одним цветом
Такое явление можно объяснить тем, что в условиях целенаправленного обучения, внимание детей чаще обращается на форму предметов, а не на цвет
В задачу педагога входит то, чтобы более полно раскрывать перед дошкольниками множество цветов окружающей обстановки, научить детей видеть разнообразие цветов, воспринимать красоту окружающего мира и понимать ее.
Дошкольник должен научиться работать с цветовыми сочетаниями, лучше работать с черно-белой гаммой. Со временем дошкольник захочет самостоятельно вносить какие-либо контрастные цвета. Также он должен уметь применять сочетания разных цветов, стараться подбирать разные по тону цвета, работать с яркими и «открытыми» цветами, чтобы добиваться определенной цветовой гармонии.
Любимый цвет зависит от того, какой у ребенка характер. Также это связано и с социальным окружением. Учитывая проведенные социологические исследования, были получены цвета в определенной последовательности, учитывающей предпочтительность их выбора для детей. Чаще всего дошкольники предпочитают голубой и фиолетовый цвета. Меньшей популярностью пользуется коричневый и черный.
Цветовосприятие у детей дошкольного возраста
Вряд ли у кого-то есть сомнения, что цвет – первый признак, бросающийся в глаза. Однако дети от рождения не наделены способностью цветоразличения. Восприятие цвета детьми происходит постепенно.
На первом году жизни малыши осознают только отличительность расцветки одной игрушки от другой. О конкретных цветах они еще не знают.
Первые цвета, которые малыш различает и запоминает, – красный и желтый. К младшему дошкольному возрасту он уже знает оранжевый, зеленый и синий, но два последних может спутать, если ему показывать абстрактный предмет, а не известный образ. Елочку ребенок точно назовет зеленой, а с кружочком какого же цвета может ошибиться.
Пятилетние дети не только воспринимают всю палитру спектра, но и заинтересовываются различением цветовых оттенков. Такой интерес связан с развитием как цветовосприятия, так и речи. Ведь каждый оттенок имеет свое название, да еще так занятно образующееся: светло-коричневый, темно-синий…
Некоторые сложные оттенки дети начинают воспринимать не ранее старшего дошкольного возраста. К ним относятся бордовый, бирюзовый, горчичный, лиловый и др. Сложность вызывает как различение подобного цвета, так и вспоминание названия.
Средства развития восприятия цвета
Чтобы быстрее освоить с детьми дошкольного возраста цветовую палитру, проводите познавательные игры и упражнения. Вот несколько примеров:
- Превращение воды в разноцветную. Налейте воду в прозрачные стаканчики и вместе с ребенком придайте ей различные цвета, растворив немного краски. Получите разные оттенки одного цвета – от светлого к интенсивно насыщенному. Этот эксперимент станет для дошкольника незабываемым открытием и поможет понять закономерность получения оттенков.
- Создание модного гардероба для куклы. Озадачьте малыша желанием куклы иметь одежду или аксессуары одного цвета. Вместе подберите подходящий шарфик, заколку, ремешок и пр.
- Рисование с использованием выбранного цвета. Предложите нарисовать семью так, чтобы у каждого в наряде была деталь одного и того же оттенка.
Полезно практиковать соревнование, кто найдет больше предметов своего цвета. Например, ребенок выберет красный цвет, а вы – синий. Достаточно просто указывать на предмет соответствующего цвета, обнаруженного в непосредственном окружении. Не забудьте первый раз проиграть, чтобы не отбить охоту у ребенка упражняться в поиске соответствующих объектов.
Формирование цветовосприятия и цветоразличия у детей дошкольного возраста
Консультация для педагогов
Формирование цветовосприятия и цветоразличия у детей дошкольного возраста
Учитель-дефектолог Зорина И.Б.
С первых дней жизни к ребенку поступает колоссальная информация, и при речевом и умственном развитии дети очень рано начинают обращать внимание на окраску предметов. Но мир цвета открывается ребенку не сразу, а в определенной последовательности
Сначала ребенок воспринимает только теплые цвета — красный, оранжевый, желтый; с развитием психических реакций к ним добавляются зеленый, голубой, синий, фиолетовый, и постепенно ребенку становится доступно все многообразие цветовых тонов спектра.
В три года дети знают названия двух-трех основных цветов, а узнают и соотносят четыре-пять цветов. Некоторые испытывают трудности в определении цвета предметов
Такие дети гораздо позже начинают обращать внимание на окраску предметов и соотносить цвета, с трудом запоминают их названия, плохо их дифференцируют, они обнаруживают тенденцию к замене названий промежуточных цветов спектра основными, вместо оранжевого — красный, желтый; вместо фиолетового — голубой, синий и т. п.; причем перенос этот не является стойким
Четырехлетние малыши часто не знают даже названий основных цветов, не узнают и не соотносят их. Все это говорит о том, что с детьми необходимо проводить специальную работу по развитию цветовосприятия и цветоразличения. Ребенок нуждается в многообразии информации, но ее нужно вводить постепенно и гармонично, она должна соответствовать возрасту малыша и его индивидуальности. При работе над цветовосприятием и цветоразличением необходимо исключить хаотичные цветовые и световые эффекты, так как психика ребенка может не выдержать подобной информации, следствием чего могут стать неврозы. Знакомство с цветом помогает детям полнее и тоньше воспринимать предметы и явления окружающего мира, развивает наблюдательность, мышление, обогащает речь. Привлечение внимания ребенка к окружающей действительности открывает ему источник ярких образов, помогает устанавливать причинно-следственные связи между предметами и явлениями, расширяет активный словарь. Таким образом, путь знакомства детей с цветом — это путь непосредственного восприятия окружающего мира, в единстве со словом, его обозначающим. Ребенок, по выражению К. Д. Ушинского «Мыслит формами, красками, звуками, ощущения вообще»
Важно обогащать эти ощущения и восприятия
Развитием цветоразличения и цветовосприятия у детей должны заниматься не только педагоги, но и родители
Следует уделять внимание воспитанию правильной эстетической оценки цвета и цветовых отношений окружающих предметов. При работе над цветовосприятием и цветоразличием надо учитывать, что в дошкольном возрасте дети, как правило, связывают цвет с образом предмета: зеленый — трава, елочка; желтый — солнышко, цыпленок; синий — море и
т. д. Поэтому, при работе по развитию цветовосприятия, главное — использование естественных форм.
Восприятие цвета отличается от восприятия формы и размера, прежде всего тем, что оно может осуществляться только при помощи зрительной ориентировки. Иными словами — цвет обязательно нужно увидеть. Вначале, при определении цвета, большую роль играет примеривание, сопоставление путем приложения. Когда два цвета вплотную прилегают друг к другу, ребенок может увидеть их одинаковость или различие. При этом он может еще не владеть восприятием цвета, но видеть, что цвета одинаковые или разные. На этом этапе работы можно рекомендовать задания типа: «Подбери к каждой чашке блюдце такого же цвета», «Посади каждую бабочку на цветок такого же цвета» и т. д. Когда ребенок научится определять сходство и различие цветов при их непосредственном контакте, то есть путем приложения или наложения, можно переходить к выбору по образцу — к настоящему восприятию цвета, а затем и называнию цветов.
В ходе работы по развитию у детей цветовосприятия и цветоразличения можно проводить профилактику целого ряда заболеваний. Знания по закреплению у детей умения дифференцировать цвета, знания названий цветов и правильного употребления их в речи способствуют развитию зрительного и слухового внимания
Дети, внимание которых было привлечено к цвету, живо воспринимают такие сравнения, как «белоносые грачи», «сорока-белобока», «золотые одуванчики», им становятся понятнее глаголы «посинеть», «позеленеть» и т. п
Более того, они пытаются использовать подобные слова и в своей речи.
Использованная литература:1. Плаксина Л.И. Развитие зрительного восприятия у детей с нарушением зрения. – Калуга, из-во «Адель», 1998. – 56с. 2. Ремезова Л.А. Разноцветные задачи. – М. Школьная пресса, 2005. – 32с.
- < Назад
- Вперёд >
Когда ребенок начинает различать цвета?
Специалисты утверждают, что для ребенка мир приобретает краски уже в течение первых 3-4 месяцев жизни
Действительно, ребенок может обращать внимание на контрастные рисунки, неодинаково реагировать на погремушки разных цветов, но об осознанном разделении цветов в этом возрасте, конечно, говорить еще рано. Умение находить определенный цвет среди остальных и уж тем более называть цвета появляется у малыша значительно позже, не раньше 1-1,5 лет
Ну а точные сроки зависят исключительно от того, будете ли вы уделять внимание изучению цветов с ребенком.
Называть цвета вовремя игр с малышом можно уже и до года, вреда от этого не будет. Ну а после года можно вводить специальные «цветовые» игры, о которых пойдет речь в этой статье. Эти игры подойдут и для малышей 2-3 лет, которые еще путаются в названиях цветов.
Готовность ребенка к запоминанию названий цветов можно очень просто проверить. Играя, с кубиками (конструктором, шариками в сухом бассейне…), возьмите, например, красный кубик и попросите малыша найти точно такой же, одинаковый. Если ребенок понял вас и справился с задачей, можно утверждать, что цвета он различает и готов к изучению их названий.
Йоханесс Итенн
Он первым из всех выделил именно 12 цветов и расположил их по окружности определенным образом. В центре он расположил три основных цвета красный, синий, желтый в виде треугольника. К ним прилегают другие треугольники, образуя шестиугольник, таким образом, чтобы было видно, какие цвета получаются при смешивании. Шестиугольник заключен в кольцо, которое состоит из основных цветов и их оттенков.
Чем ближе секция к одному или другому цвету, тем больше этого цвета находится в нем.
Такая схема удобна для начинающих художников. В ней наглядно представлены цвета и результаты их смешивания.
Как нарисовать рыбку детям поэтапно?
Лепим машину из пластилина. Тачку Салли
Как нарисовать цыпленка детям поэтапно?
Архивы
- Январь 2020
- Декабрь 2019
- Ноябрь 2019
- Октябрь 2019
- Сентябрь 2019
- Июль 2019
- Июнь 2019
- Май 2019
- Апрель 2019
- Март 2019
- Февраль 2019
- Январь 2019
- Декабрь 2018
- Ноябрь 2018
- Октябрь 2018
- Сентябрь 2018
- Август 2018
- Июль 2018
- Июнь 2018
- Май 2018
- Апрель 2018
- Март 2018
- Февраль 2018
- Январь 2018
- Декабрь 2017
- Ноябрь 2017
- Октябрь 2017
- Сентябрь 2017
- Август 2017
- Июль 2017
- Июнь 2017
- Май 2017
- Апрель 2017
- Март 2017
- Февраль 2017
- Январь 2017
- Декабрь 2016
- Ноябрь 2016
- Октябрь 2016
- Сентябрь 2016
- Август 2016
- Июль 2016
- Июнь 2016
- Май 2016
- Апрель 2016
- Февраль 2016
- Январь 2016
- Ноябрь 2015
- Октябрь 2015
- Июль 2015
- Июнь 2015
- Май 2015
- Апрель 2015
- Март 2015
- Февраль 2015
- Январь 2015
- Декабрь 2014
- Ноябрь 2014
- Октябрь 2014
- Сентябрь 2014
- Август 2014
- Июль 2014
- Январь 2014
- Декабрь 2013
- Ноябрь 2013
- Август 2013
- Июль 2013
- Июнь 2013
- Январь 2013
- Декабрь 2012
- Ноябрь 2012
- Октябрь 2012
- Июнь 2012
- Май 2012
- Апрель 2012
- Март 2012
- Февраль 2012
- Январь 2012
- Декабрь 2011
- Ноябрь 2011
- Октябрь 2011
- Сентябрь 2011
- Август 2011
- Май 2011
- Апрель 2011
- Март 2011
- Февраль 2011
- Январь 2011
- Декабрь 2010
- Ноябрь 2010
- Октябрь 2010
- Сентябрь 2010
- Август 2010
- Июнь 2010
- Май 2010
- Апрель 2010
- Март 2010
- Февраль 2010
Особенности возрастного формирования навыков цветовосприятия, цветоразличения
Цвет – признак объекта, который достаточно рано привлекает внимание ребенка, однако, цветовой мир не сразу открывается ребенку. Осознанное целенаправленное восприятие цветов не является врожденным качеством. Различать цвета дети начинают относительно рано, в 1 – 2 месяца, однако, осознавать, какой именно цвет они увидели, начинают лишь в 1, 5 года
Различать цвета дети начинают относительно рано, в 1 – 2 месяца, однако, осознавать, какой именно цвет они увидели, начинают лишь в 1, 5 года.
Сначала для детского восприятия доступными являются только теплые тона: желтый, оранжевый, красный. В процессе развития психических реакций к указанным добавляются фиолетовый, синий, голубой, зеленый.
Следует отметить, что основная сложность заключается не столько в различении цветов, сколько в их номинации. В возрасте 2 – 3 – х лети ребенок часто путает названия синего и голубого цветов. Лишь к шестилетнему возрасту ребенку становятся доступны слова-определения сложных цветов: светло-жёлтый, зеленоватый и пр.
Особенности развития зрительного восприятия в детстве
Зрительное и тактильное восприятие опережают в развитии другие познавательные процессы. Они начинают функционировать с первых дней жизни и уже в дошкольном возрасте приобретают характеристики управляемости и целенаправленности.
В раннем детстве ребенок воспринимает предмет по его отдельному наиболее яркому признаку. Переход на дошкольный этап развития совпадает с расширением зрительного восприятия. Взгляд ребенка охватывает все больше деталей и признаков объекта, попавшего в поле его внимания.
Это самый быстрый способ получения комплексного представления об окружающем, поэтому зрительное является ведущим видом восприятия в дошкольном возрасте.
Восприятие становится более точным и полным благодаря предметным действиям. Ребенок прикладывает друг к другу и примеряет детали, из чего получает первичные знания о размерах и формах.
Информация поступает из внешнего мира и разрастается как снежный ком. Дети оперируют тем, что уже знают, и непроизвольно структурируют то, что они наблюдают. Новые объекты и их свойства они соотносят с ранее знакомыми. Коробки и кубики напоминают им домик, все округлые предметы – мячик, а колечки – колесо.
То есть, происходит зрительное соотнесение с неким образцом, который ребенок непроизвольно выбрал в качестве мерки.
Также важнейшей особенностью данного вида восприятия является то, что зрительные перцептивные функции в детстве объединяют в себе действие других ориентировочных сигналов. Если взрослый определенно пожелает прислушаться к звукам природы, принюхаться к аромату фрукта, то дошкольник, без специального побуждения, только смотрит на все широко открытыми глазами.
Особенности восприятия изображения
На 3-ем году жизни формируются зрительно-двигательные координации более высокого уровня, чем те, которые проявляют малыши в раннем возрасте. Зрительные анализаторы обеспечивают сосредоточение и последовательное движение взора при рассматривании всего вокруг.
Чрезвычайно полезно рисование с детьми 3 4 лет. Глаза начинают управлять мелкими движениями руки, в результате чего ребенок способен не случайно, а целенаправленно нарисовать карандашом какие-то линии или завитки.
Еще несколько месяцев – и зрительное восприятие порадует новым достижением. Младший дошкольник уже не только изобразит каракули, но и увидит в них знакомые ему образы. Это очень важный этап, потому что ребенок учится устанавливать связь изображения с настоящим предметом.
Прежде всего, дошкольник пытается передать в своем рисунке форму предметов
А вот цвет еще не завоевал столь важного значения, чтобы его реалистично передавать. Или наоборот: он находится вне конкуренции, и ребенок выбирает исключительно по своему усмотрению. Поэтому в детских рисунках сплошь и рядом наблюдаются красные деревья, синие дома и разноцветные человечки
Поэтому в детских рисунках сплошь и рядом наблюдаются красные деревья, синие дома и разноцветные человечки.
Цвет и размер изображений до старшего дошкольного возраста передает не реальные признаки, а отношение юного художника к тому, что он рисует. Любимая мамочка появится на листе наряженной в красные одежды, а изображение строгой воспитательницы – в черно-коричневых тонах. Это не означает каких-либо нарушений зрительного восприятия, так как дошкольник изображает свое комплексное представление и отношение к объекту.
Рисуем!
И, конечно же, отличный способ развития цветовосприятия — это рисование. Приготовьте большой лист бумаги, откройте вместе с ребенком 6 баночек гуаши, возьмите кисть и начните смешивать цвета. Что получится, если смешать красный и желтый? А если добавить белила? А к ним еще голубой?
Можно ли узнать все цвета и выучить их на зубок? Наверное, да, но нужно ли? Лучше научить ребенка чувствовать цвет и его красоту, выискивать необычные оттенки в обычных вещах и просто наслаждаться красотой окружающего нас мира.
Мария Монтессори считала, что формирование чувства цвета играет значительную роль в психофизическом развитии ребенка, но это развитие не происходит само по себе, требуются специальные усилия педагога, а также необходимы специальные дидактические материалы.