Номинативное предложение как единица текста: коммуникативно-прагматический аспект мокроусова, оксана юрьевна

Особенности словарного
запаса дошкольников с общим
недоразвитием речи | коррекционная работа в доу  | современный урок

Абстрактные понятия и эмоции, которые нельзя осязать

Абстрактные понятия и эмоции – это часть нашей жизни, которую невозможно осязать, но которая имеет большое значение и влияет на наше самочувствие и взаимодействие с окружающим миром.

Абстрактные понятия – это понятия, которые мы используем для описания и объяснения мира, но которые не имеют физической реальности. Это такие понятия, как любовь, справедливость, свобода, доброта и дружба. Хотя мы не можем увидеть или потрогать эти понятия, они играют важную роль в нашей жизни, определяя наши ценности, убеждения и поведение.

Любовь – это одно из самых мощных абстрактных понятий. Она описывается как глубокое чувство привязанности, почитания и заботы о другом человеке. Любовь может быть направлена на партнера, семью, друзей или на всю человеческую расу. Это понятие не имеет конкретной формы, но оно способно вдохновлять, приносить радость и делать нашу жизнь богаче и смысловой.

Справедливость – это идея о равноправии, правоте и принципиальности. Она описывает желание видеть, как правда и законность преобладают в обществе. Справедливость может быть мотивацией для действий, защиты прав людей и борьбы с несправедливостью. Это абстрактное понятие может вдохновлять на изменения и побуждать к действиям для достижения справедливости.

Эмоции – это внутренние состояния, которые испытывает человек и которые выражаются через физические и психологические реакции. Эмоции могут быть положительными (радость, восторг, удовлетворение) или отрицательными (грусть, страх, злость). Как абстрактные понятия, эмоции не могут быть осязаемыми, но они сильно влияют на наше настроение, поведение и отношения с окружающими.

Радость – это положительная эмоция, которая может быть вызвана различными событиями и причинами. Радость делает нас счастливыми, энергичными и помогает лучше переживать трудности. Она может быть связана с достижениями, успехами, любимыми занятиями или встречей с близкими людьми.

Страх – это отрицательная эмоция, которую мы испытываем в ответ на реальную или воображаемую угрозу. Страх защищает нас от опасности и может быть полезным, однако, в некоторых случаях, он может ограничивать нашу жизнь и вызывать беспричинное беспокойство и тревогу.

Абстрактные понятия и эмоции – это важная часть нашей жизни, которая помогает нам описывать и понимать окружающий нас мир, а также регулировать наше поведение и отношения с другими людьми. Их нельзя осязать, но они могут оказывать глубокое влияние на нашу жизнь и благосостояние.

Прилагательные, описывающие качества и характеристики

Прилагательные являются одной из частей речи и используются для описания качеств и характеристик предметов или явлений. Они могут подчеркивать разносторонние аспекты объектов и помогать нам лучше понять их. Номинативные слова, такие как прилагательные, играют важную роль в языке и используются в речи для передачи информации и выражения мыслей.

Прилагательные могут быть использованы для описания цветов, форм, вкусов, размеров, материалов, возраста, состояния, эмоций и многих других атрибутов. Хорошо подобранные прилагательные могут помочь нам создавать яркие образы и описывать объекты и ситуации более точно и эмоционально.

Примеры прилагательных, описывающих качества и характеристики:

  • Красивый/ая — описывает внешний вид предмета или персоны
  • Интересный/ая — описывает предмет или ситуацию, вызывающие интерес
  • Быстрый/ая — описывает скорость или способность к быстрому выполнению действия
  • Сильный/ая — описывает физическую или психологическую силу
  • Умный/ая — описывает интеллект и способности к анализу и пониманию
  • Добрый/ая — описывает хорошие намерения и обращение к другим людям

Прилагательные могут быть простыми или сравнительными. Простые прилагательные описывают одно качество, в то время как сравнительные прилагательные используются для сравнения двух предметов или качеств.

Использование прилагательных может делать нашу речь более образной и выразительной. Они помогают нам выразить свои мысли и эмоции, а также передать информацию с точностью и ясностью.

Макаров А.И., Селезнев И.С. Что такое номинативный язык общества? Философский анализ социальной теории О. Розенштока-Хюсси

Аннотация. В статье представлен анализ социального аспекта языка на основе методологических идей О. Розенштока-Хюсси. Подход мыслителя к анализу социальных феноменов базируется на идее неразрывной связи между процессами мышления, речи и коммуникации, которые фундированы в языке. Последний рассматривается философом не только как смысловая структура, но и как сила, изменяющая человека и социум. Такой речевой подход к анализу общества намечает некоторые возможные пути выхода из того кризиса социального, в котором пребывает современная европейская культура. Власть языка Розеншток-Хюсси понимает с диалогических позиций как власть речи, способной устанавливать длительные и свободные отношения между людьми. Будучи встроенной в процесс диалогической мысли ХХ в., философия Розенштока-Хюсси стремится преодолеть язык науки Нового времени, редуцировавшей человеческую личность к обезличенному субъекту познания. Критикуя всю западную философскую традицию за ее монологичность и стремление к «чистому» знанию, Розеншток-Хюсси видит цель мышления в диалогической речи, преобразующей и говорящего, и слушающего. Розеншток-Хюсси вводит в философский оборот оригинальную концепцию имени. Последнее в его социальной теории является посредником между языком и обществом, обеспечивающим процессы нормальной социальной коммуникации. В связи с этим авторы статьи считают полезным для социальной философии и социологии введение понятия «номинативные социальные практики»: это понятие позволяет уточнить роль императивной речи в процессах социализации. В результате исследования социальной философии мыслителя авторы предлагают концепт «номинативного языка» как системы социальных имен и номинативных практик. Актуальность обращения к номинативному языку общества обусловливается, согласно авторам, его социальной проблематичностью, в частности, дисфункцией имен в современном обществе.Ключевые слова: социальная философия, номинативный язык, номинативные практики, имя, диалогизм, власть языка.

Произведение «Что такое номинативный язык общества? Философский анализ социальной теории О. Розенштока-Хюсси», созданное авторами по имени Макаров А.И., Селезнев И.С. , публикуется на условиях лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная.

Вложения:
3_Makarov_Seleznev.pdfURL: http://psst.jvolsu.com/index.php/ru/component/attachments/download/1412 272 Скачивания

Номинативная (назывная) функция слова. Мотивированность слова

Выделяя и познавая явления окружающего мира, человек дает им наименования. Называть могут не только слова, но и словосочетания и предложения. Однако основная роль в процессе номинации (называния) принадлежит слову*. Уже говорилось (см. с. 40), что слова, называя предмет, включают его в определенный класс предметов и отличают от других классов предметов, в этом проявляется обобщающий характер слова. Отмечалась и сложность процесса отражения действительности и его выражения в языках (см. с. 41 — 43), приводящая к тому, что одинаковые явления действительности получали разные наименования. А это вызывает вопрос о проблеме выбора наименования, мотивированности его.

*()

В основе процесса номинации лежит жизненный опыт человека, неоднократное знакомство с предметами окружающего мира, познание свойств этих предметов. На основании знания о предметах в сознании человека образуется обобщенный, устойчивый образ предмета.

Признаки, которые становятся основой наименования, в разных языках могут быть различными, но иногда сказываются совпадающими. Например, русское лебедь связано с индоевропейским корнем * elbhlalbh, означающим «белый», такая же связь и в названии лебедя в татарском языке (ак кош, т. е. «белая птица»); русское название петуха связано с глаголом петь, такой же признак и в немецком der Hahn. Но такие совпадения встречаются реже.

Значительно чаще признаки, лежащие в основе названий, не совпадают. Так, русское заяц восходит к общему индоевропейскому корню, обозначавшему «прыгать, скакать» (ср. современное литовское zaisti — прыгать), немецкое название зайца der Hase связано с его цветом, а венгерское диалектное fules восходит к ful (ухо).

В русском языке белка названа по цвету, в греческом — по длинному хвосту.

Далеко не всегда в основе названия лежит существенный признак, действительно выделяющий данный предмет из ряда других подобных. Например, немецкое название мухи die Fliege от fliegen — летать, но летают почти все насекомые; считают, что лес назван по признаку «имеющий листья», т. е. опять-таки по очень общему признаку.

Основой для номинации может стать и звукоподражание, ср. русские глаголы ржать, каркать, чирикать, шептать, жужжать, бормотать и под. В этом случае также иногда наблюдаются совпадения в разных языках, ср. русское диалектное ботать (бить, колотить) и французское battre с тем же значением, коми-зырянское бут-кыны; русское шептать и соответствующие румынское sopti и финское sopottaa.

Во всех языках широко распространено образование слова от другого, существующего в данном языке. Обычно примеры подобной номинации имеют регулярный характер. Так, часто отмечается связь названия действия и предмета. Ср.: пилить — пила, работать — работа,- прыгать — прыжок, играть — игра.

В подобных случаях далеко не всегда может быть точно установлено направление мотивации — от предмета к действию или от действия к предмету. Не всегда может помочь и анализ словообразовательной структуры слова. В русском языке есть факты, которые хорошо показывают направление мотивации от действия к предмету и могут быть понятны и интересны учащимся. Так, при собирании материалов для диалектных словарей часто записывались пояснения, раскрывающие мотивацию названий. Например: Вот на палку сделают метло, метут в огороде; Это сеяльшща, в ней муку сеяли; Нелады, если не ладят.

Характерно, что названия предметов с глагольной мотивацией часты и в речи детей, ср.: нагородка (нагромождение), свёр-пювка (шкворень у игрушечной тележки), постилилка (коврик), курилка (папироса), стоянка (корень у гриба), закутывалка (бинт), дымилка (труба) и под.*. Глагольная мотивация постоянно отмечается и в обиходно-бытовой, разговорной речи, когда наряду с официальными названиями предметов создаются новые ситуационные, окказиональные (т. е. в известном отношении случайные, наблюдаемые у отдельных людей, в отдельных случаях). Например, приспособление для прочистки раковин в домашних условиях, состоящее из длинной палки с резиновой грушей на конце, официально называемое вашпуз, в разговорной речи получало названия: прочищалка, пробивалка, пробивка, прокачка, откачка, продувка, продувалка, качалка, тыркалка**. Все приведенные названия мотивированы действием. По иной модели образованы лишь три названия: груша (метафорический перенос), резинка (перенос с названия части на целое) и насосик для раковин (описательное обозначение) ***.

*()

**()

***()

§ 41. Понятие о номинативных предложениях

Номинативные предложения — это именные односоставные предложения с общим значением бытия предмета речи (мысли) Например: Лес. Палатка. Плеск речной волны (Яшин); Дым костра. Сырых шинелей груда (Сурков); Семнадцатый год.

Номинативные предложения часто используются в художественной литературе и в публицистике. Они обычно кратки, но семантически емки и выразительны. Называя предметы и явления, констатируя их наличие, указывая место, время и т. д., номинативные предложения сразу же вводят читателя в обстановку действия, способствуют стремительному развитию сюжета.

Структурную схему номинативных предложений образует имя существительное в именительном падеже (иногда местоимение) или количественно-именное словосочетание, в некоторых разновидностях номинативных предложений в схему входят частицы. Например: Четвертой пятилетки лесосека. Зима. Мороз.- Кругом горят снега (Алигер); Восемь часов утра, но здесь все на местах (Се- ребровская); Вот оно, мое стадо рыжее! (Есенин); Вот и вечер жизни. Поздний вечер (Кедрин); Он спустился в метро. Почти пустая платформа. Два-три человека. Яркий белый свет, блеск кафельной стены. (Николаев).

Действие (движение) в номинативных предложениях может быть выражено отглагольными существительными: Толчок. При- земленье (Наровчатов); Вираж. Разворот. Движение руки. Самолет слегка переваливается (Дичаров).

Для номинативных предложений характерна констатирующая интонация, которую А. М. Пешковский назвал «предикативной». Она может быть повествовательной и восклицательной. Случаи вопросительной и побудительной интонации теоретически возможны, но практически редки. Ср.: Море? (при сомнении); Тишина! (при требовании); — Эй! — кричали снаружи.— Эй! И стук в дверь. Вадим вскочил, не совсем соображая, что за тревога

Не пожар ли? (Чулаки); Вдалеке, за лесом, что-то громыхнуло и смолкло.— Неужто гроза? — осторожно, еще не веря, спросил лесник (Метельский)

Основным значением номинативных предложений является утверждение бытия (наличия, существования) предметов или явлений. Это значение может быть осложнено значением указания, эмоциональной качественной и количественной оценки, волеизъявления и др.

Номинативные предложения объединяют семантически пестрые типы предложений, здесь обнаруживается тесное взаимодействие и сплетение свойств двусоставных и односоставных предложений.

Эта разновидность мысли составляет логическую основу номинативных предложений.

— Маяковский! — прошептал Катаев.— Смотри, смотри, Маяковский!

Я тотчас же согласился, что это Маяковский.

Я не был убежден, что это Маяковский, также не был убежден в этом и Катаев, но мы в дальнейшем все больше укреплялись в той уверенности, что, конечно же, это был Маяковский (Олеша).

Разумеется, указание на соотносительность не является признанием тождества разных структурно-семантических типов предложений. Этот прием лишь позволяет вычленить один из компонентов сложной семантики восклицательных номинативных предложений.

Определение номинативной единицы языка

В лингвистике номинативные единицы обычно рассматриваются как односложные лексические единицы или слова. Они служат основой для создания более сложных конструкций и предложений. Номинативные единицы могут быть описаны и классифицированы на основе их грамматических и семантических характеристик.

Номинативные единицы можно найти в различных языках, в том числе и русском языке. Например, слова «книга», «делать» и «красный» являются номинативными единицами русского языка. Они обозначают конкретные понятия и могут быть использованы для создания предложений и выражения идей.

Примеры номинативных единиц:
Слово
Кот
Дом
Бежать
Счастливый

Уникальные глаголы, выражающие действия и состояния

В русском языке существует большое количество глаголов, которые обладают особыми особенностями и отличаются от обычных глаголов по своему значению или использованию. Эти глаголы являются уникальными и специфичными в своем роде, так как они выражают определенные действия или состояния. Рассмотрим некоторые из них.

Глаголы, выражающие действия:

  1. Обладать — выражает наличие какого-либо качества или свойства у субъекта.
  2. Подчиняться — означает подчинение команде, приказу или авторитету.
  3. Уязвить — описывает причинение физической или эмоциональной боли.
  4. Нравиться — показывает положительные эмоции и согласие с чем-либо или кому-либо.
  5. Удивлять — вызывать удивление или удивленную реакцию.

Глаголы, выражающие состояния:

  • Существовать — указывает на наличие или реальность чего-либо.
  • Иметься — выражает наличие или наличие в нужном количестве чего-либо.
  • Бывать — описывает повторяющиеся или временные события или действия.
  • Обращать — указывает на влияние какого-либо фактора или действия на что-либо или кого-либо.
  • Служить — выражает предназначение или цель использования чего-либо или кого-либо.

Это лишь небольшой список уникальных глаголов, которые выражают определенные действия или состояния в русском языке. Использование этих глаголов придает разнообразие и точность при описании ситуаций и эмоций.

Номинативные предложения

Номинативные предложения — это односоставные предикативные единицы, главный член которых, выраженный именительным падежом имени существительного (реже местоимением или именным сочетанием), совмещает в себе функцию наименования предмета (в широком смысле) и идею его бытия:

Вот мельница! (А. Пушкин); Глушь родного леса, / Желтые листы. / Яркая завеса / Поздней красоты (А. Блок); Тишина. Только чайки как молнии. / Пустотой мы их кормим из рук (В. Высоцкий); Вот она, русская земля! (Б. Акунин).

Номинативные предложения характеризуются рядом грамматических признаков, связанных с выражением предикативности. Во-первых, номинативные предложения являются утвердительными, и в них выражается значение реальной модальности. Во-вторых, содержание в них соотнесено с настоящим синтаксическим временем. В-третьих, главный член в них всегда указывает на не-участника речи (3-е синтаксическое лицо).

Общим семантическим признаком номинативных предложений является значение бытийности. Оно реализуется в частных семантических разновидностях предложений данного типа:

Вот девочки — им хочется любви. / Вот мальчики — им хочется в походы (Б. Ахмадулина); Вот и застава, — вздохнул Майер, вынимая кожаный кошель, где хранились деньги на общие расходы. — Сейчас будем с таможней торговаться (Б. Акунин); Вон небеса. Гляди туда (И. Сельвинский);

3) оценочно-бытийных, в которых идея бытия совмещается с эмоциональной качественной или количественной характеристикой, чему способствует употребление эмоциональных частиц и междометий:

Эх, дороги. / Пыль да туман, / Холода, тревоги / Да степной бурьян (Л. Ошанин); Ну и местечко, любота одна! (А. Солженицын); Ну, что за вино! И пахнет, как цветы, и сладости необыкновенной, и кровь распаляет (А. Новиков-Прибой).

Номинативные предложения могут быть нераспространенными, т.е. состоящими только из главного члена: Полночь. Все в доме уснули давно (И. Никитин), а могут распространяться согласованными и несогласованными определениями:

Осенний холодок. / Пирог сгибами (Б. Окуджава); Вот бочка, вот стояи^ий^ядом ящик, но из того, что я сейчас их вижу, вовсе не следует, что такие же бочки и ящики будут стоять повсюду, куда я ни пойду. (В. Пелевин).

Номинативные предложения могут иметь при себе определительное придаточное, относящееся к главному члену: Вот земля, на которой живу (Б. Окуджава).

Если в структуре конструкции, кроме главного члена, имеются дополнения или обстоятельства, предложение традиционно считается двусоставным неполным :

За дюнами обширные болота и низкие леса (К. Паустовский); Над окошком месяц. Под окошком ветер (С. Есенин); Ах, папа! Какие ведь у меня неприятности! (А. Писемский).

Не является номинативным предложением так называемый именительный представления, под которым понимается имя существительное в именительном падеже или именное субстантивное словосочетание, стоящее обычно в начале предложения, но синтаксически с ним не связанное. Такие конструкции имеют самостоятельную интонацию и вызывают в представлении предмет последующей речи или мысли с целью привлечения к нему внимания:

его вернуть невозможно.

его и след простыл (Е. Евтушенко);

Вдалеке от пасмурных нолей,

Увидать бы в небе журавлей! (В. Солоухин).

Не является номинативным предложением и так называемый именительный наименования: названия учреждений, предприятий; заголовки книг, газет, журналов; различные вывески и т.п.

Не относятся к номинативным предложениям и конструкции, которые являются сообщением о предмете речи (мысли), названном в предшествующем контексте:

— Вот, брат, значит, ты какой.

Богатырь. Орел (А. Твардовский).

В подобных конструкциях существительное в именительном падеже выполняет функцию сказуемого, а подлежащее восстанавливается из контекста или ситуации, следовательно, предложение является двусоставным неполным.

Существительные, обозначающие предметы и явления окружающего мира

Существительные являются основным видом слов, который используется для обозначения предметов, явлений и понятий. В русском языке есть множество существительных, которые обозначают различные объекты и явления окружающего мира.

Некоторые из таких существительных включают в себя:

  • Дерево — обозначает растение с корневой системой, стволом и ветвями.
  • Река — обозначает естественный водоток с протекающей водой.
  • Гора — обозначает высокий естественный рельеф, состоящий из земли, камней и скал.
  • Облако — обозначает плотное скопление водяных капель в атмосфере.
  • Звук — обозначает вибрационное колебание частиц среды, которое можно услышать.
  • Солнце — обозначает звезду, на которую завязана солнечная система.

Это лишь небольшой перечень существительных, которые обозначают предметы и явления окружающего мира. Разнообразие таких слов позволяет нам точно и связанно выражать свои мысли и восприятие окружающей среды.

Публикация «Современное состояние проблемы исследования лексической стороны речи у дошкольников с общим недоразвитием речи» размещена в разделах

  • Исследовательская деятельность
  • ОНР. Общее недоразвитие речи
  • Развитие речи. Речевое развитие детей
  • Темочки

В последние годы стремительными темпами увеличивается число дошкольников с общим недоразвитием речи, они входят в самую многочисленную группу детей с нарушениями развития.

В результате таких неблагоприятных факторов, как загрязнение экологии, дестабилизация в социальной среде, рост процента родовых травм и послеродовых осложнении, возрастание количества заболевании и различных патологии, влияющих на здоровье и психическое развитие ребенка происходит увеличение количества речевых нарушении (Т. А. Ткаченко ).

Нельзя не отметить повсеместное распространение и неоправданно раннее знакомство детей с электронным устройствами, большого количества безграмотной и не несущей никакой пользы информации, негативное влияние улицы. Под влиянием этих факторов у детей отмечается скудный словарный запас, аграмматичность, что в свою очередь негативно повлияет на обучение в школе.

Несформированная речевая деятельность негативно влияет на эффективность запоминания, овладение мыслительными операциями (Т. А. Ткаченко , Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина , нарушается межличностное взаимодеиствие (Ю. Ф. Гаркуша , Н. С. Жукова, Е. М. Мастюкова и др., развитие игровой деятельности замедляется (Л. Г. Соловьева , Т. А. Ткаченкo и др.).

Одним из важных показателей несформированности речевой деятельности является бедность и недостаточная систематизированность (а нередко и полная несистематизированность) словарного запаса детей.

В процессе развития познавательной деятельности ребенка не последнюю роль играет сформированность лексической системности, понимание значения слова (Л. С. Выготский ,Н. И. Жинкин , А. Р. Лурия и др.). Познавательное развитие, развитие понятийного мышления невозможно без усвоения новых слов (Шашкина Г. Р., Зернова Л. П., Зимина И. А. ).

Сформированность лексики – это один из самых существенных факторов в овладении чтением, письмом, счетом. Богатый словарный запас является залогом полноценности устной речи и грамотного письма. Он играет большую роль в овладении и применении на практике грамматических правил. Например для быстрого и правильного подбора проверочных слов, нужно обладать обширным словарным запасом, а также верным пониманием значения слова, лексического и смыслового. Такие действия зачастую являются затруднительными, а порой и невозможными для детей с небогатым словарным запасом. Этим детям доставляет сложность работа с их бедным словарным запасом, у них не сформированы семантические поля и для них недоступен смысл многих слов. (Н. В. Шестакова ).

Бедность словаря мешает полноценному общению, а следовательно, и общему развитию ребенка. И напротив, богатство словаря является признаком хорошо развитой речи и показателем высокого уровня умственного развития.

Своевременное развитие словаря – один из важных факторов подготовки к школьному обучению. Дети, не владеющие достаточным лексическим запасом, испытывают большие трудности в обучении, не находя подходящих слов для выражения своих мыслей. Учителя отмечают, что ученики с богатым словарем лучше решают арифметические задачи, легче овладевают навыком чтения, грамматикой, активнее в умственной работе на уроках (М. М. Алексеева, В. И. Яшина ).

Принимая во внимание большое значение состояния активного и пассивного словаря ребенка, который является предпосылкой для успешного обучения в школе, освоения чтения, письма, счета; для формирования познавательной деятельности; для развития общения, а также недостаточную изученность проблемы и коррекции нарушений активного и пассивного словаря у дошкольников с ОНР следует считать данную тему актуальной. Для предотвращения такой проблемы необходимо уже в дошкольном возрасте обращать внимание на формирование словарного запаса у детей

Очень важно работать не только над количественным ростом словаря, но и над качественным, т. е

над верным пониманием значений слов и смыслового родства

Для предотвращения такой проблемы необходимо уже в дошкольном возрасте обращать внимание на формирование словарного запаса у детей

Очень важно работать не только над количественным ростом словаря, но и над качественным, т. е

над верным пониманием значений слов и смыслового родства

е. над верным пониманием значений слов и смыслового родства.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Родительские хроники
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: