Развитие графомоторных навыков у старших дошкольников

Развитие графомоторных навыков
у детей дошкольного возраста
с общим недоразвитием речи | современные технологии в обучении детей с овз  | педагог доу

Сущность и структурная организация преемственности в деятельности ДОУ и школе

Преемственность между дошкольным и младшим школьным этапом обучения – это организация деятельности ДОУ, ориентированная на следование требований школ и, учет уровня интеллектуального, нравственного, физического и эстетического развития младшего школьника на начальном этапе его обучения.

Преемственность отражает связь в учебном процессе дошкольников и младших школьников, а также связь в учебно-воспитательной работе воспитателей ДОУ и педагогов младших классов школ.

По своему структурному строению, преемственность представляет собой совокупность следующих компонентов:

  1. Мотивационно-целевой компонент. Он выступает отражением связи между процессом учения и стремлениями к осуществлению этого процесса;
  2. Информационный компонент. В нем содержатся знания и навыки деятельности учащихся в области связывания старых теоретических данных, усвоенных на одном этапе обучения, а также практических навыков, с вновь приобретенными на текущей стадии обучения и развития;
  3. Операционный компонент. В нем содержатся навыки развития общеучебных действий, мыслительной работы и специфических умений и знаний;
  4. Организационно-рефлексивный компонент. Он отражает умение учащихся строить свою деятельность, исходя из составленного плана, прогнозировать ее итоги, анализировать и оценивать их;
  5. Компонент отношения. Он отражает тип построения взаимоотношений между педагогами и учащимися, выражает отношение учащихся и их родителей к педагогической деятельности, а также отношение педагога к родителям учащихся.

Преемственность пронизывает всю образовательную систему. Она отражается в единых принципах организации учебно-воспитательного процесса на всех его стадиях, единой направленности педагогической деятельности, а также целевого назначения дошкольного и младшего школьного обучения. Конечно, обучение на этих стадиях имеет и свои специфические цели. Обучение дошкольника нацелено на развитие его личности, социальное становление ребенка, подготовку к школе. Обучение в младших классах нацелено на развитие у детей умений учиться, совершенствовать свои навыки, непрерывно развиваться. При этом, обе ступени обучения направлены на личностное развитие учащегося, раскрытие его творческого потенциала, создание социально развитого человека, владеющего моральными принципами и этическими нормами поведения.

Эффективные формы реализации ФГОС в рамках преемственности между дошкольным и школьным начальным образованием

Преемственность – это последовательная передача чего-либо от одного к другому.

Преемственность в образовании — это переход от одной ступени образования к другой, выражающийся в сохранении и постепенном изменении содержания, форм, методов, технологий обучения и воспитания.

Преемственность между дошкольным и школьным начальным образованием рассматривается на современном этапе как одно из условий непрерывного образования ребенка.

Основная стратегия педагогов при осуществлении преемственности детского сада и школы в соответствии с ФГОС — «научить учиться». Причем желание и умение учиться начинают формировать не в школе, а в раннем дошкольном возрасте. С уходом детей из школы это желание получать знания не должно заканчиваться, оно в идеале сохраняется на протяжении всей жизни.

Не всегда педагоги и родители правильно понимают, как плавно и наименее травматично для психики ребенка провести переход между школой и детским садом. Они убеждены, что раннее освоение программы первого класса облегчит их ребенку адаптацию, поможет хорошо учиться

Хотя на самом деле не так уж важно, насколько хорошо ребенок умеет читать или считать. Главное — сформированы ли у старших дошкольников предпосылки учебной деятельности, развиты ли качества психики, значимые для учебы в школе

В основе ФГОС лежит обучение ребенка умению самостоятельно добывать знания. Обоснованность деятельностного подхода подтверждается научными исследованиями, утверждающих, что любые знания могут лежать мертвым грузом, если ребенок не может их применить.

«Расскажи мне — и я забуду, покажи мне — и я пойму, дай попробовать — и я запомню». Информация, преподносимая педагогом, не должна восприниматься пассивно. Знания передаются дошкольникам не в готовом виде, а осваиваются ими в процессе совместной с воспитателем деятельности. Так развивается сотрудничество взрослого и ребенка, коммуникативные способности детей. У дошкольников формируют психологические качества, облегчающие овладение учебной деятельностью:

  • инициативность,

  • самостоятельность,

  • креативность,

  • любознательность,

  • произвольность.

Переход между периодом дошкольного детства и началом обучения в школе очень сложен. Не напрасно в первом классе уделяется так много внимания адаптации детей. Преемственность детского сада и школы помогает сделать образовательную среду единым целым.

Педагоги первых классов начальной школы не смогут обеспечить мягкость адаптации старших дошкольников, если они не знакомы с методами работы воспитателя подготовительной группы детского сада. Если старшие дошкольники не знакомы со школой и не имеют никакого представления о том, что их ждет за школьным порогом, будет очень непросто воспитать у них желание учиться.

Понимание особенностей личности воспитателя и учителя важно не менее, чем формирование интереса к школе. Для многих первоклассников сильным стрессом становится то, что между учеником и учителем должна присутствовать определенная дистанция

В детском саду воспитатель эмоционально ближе к детям, он как бы заменяет родителей во время пребывания ребенка в дошкольном учреждении. Такие различия еще более усложняют адаптацию первоклассников, привыкших к психологическому комфорту в отношениях с взрослыми.

Возможные задачи сотрудничества педагогов дошкольной и школьной системы образования:

  • выработка единой концепции процесса образования и воспитания в школе, в детском саду и в семье;

  • максимальное соответствие целей и задач воспитания на различных ступенях образования, способов их достижения;

  • просвещение родителей по основным психолого-педагогическим направлениям развития ребенка;

  • создание системы качественной психологической поддержки родителей для преодоления проблем при переходе детей в первый класс из детского сада;

  • распространение семейного опыта позитивного отношения к активной деятельности детей в обществе.

И школа, и детский сад не могут быть закрытыми общественными институтами. Учителя и воспитатели должны отлично ориентироваться в программах подготовительной к школе группы и первого класса школы.

Методы и формы создания преемственности на пороге школы

При правильно организованном плавном переходе в школу и родители, и дети всегда могут рассчитывать на полную информацию о том, что их ожидает, на квалифицированную помощь и поддержку психологов и педагогов.

Возможные формы работы с дошкольниками:

  • экскурсии в школу с посещением спортивного зала, класса, библиотеки, столовой и т.д.;
  • знакомство с учителями и учениками начального звена, совместные мероприятия, проекты с ними;
  • проведение совместных спортивных мероприятий и праздников (праздник первого звонка, праздник букваря);
  • участие детей в адаптационных занятиях с учителями и специалистами начальной школы;
  • подготовка совместных театральных представлений, выставок художественных работ.

Работа с педагогами:

  • посещение воспитателями уроков в первом классе и учителями — образовательной деятельности в ДОУ;
  • совместные тренинги для педагогов, проведенные психологом;
  • анализ диагностики психологической готовности к школьному обучению выпускников ДОУ;
  • анализ результатов адаптации первоклассников к школьному обучению;
  • проведение совместных семинаров, мастер-классов, «круглых столов».

Взаимодействие с родителями будущих первоклассников:

  • дни открытых дверей в школе и в детском саду;
  • встречи с учителями;
  • консультирование на актуальные темы педагогами и психологами;
  • совместные родительские собрания, дискуссионные клубы;
  • курс обучения на тему психологической готовности к школе.

Если целенаправленно заниматься формированием преемственности, это поможет детям проявить волевые усилия, инициативность и уверенность в себе, креативность и положительное отношение к себе и свои товарищам при переходе в первый класс.

Преемственность в свете государственных стандартов

Принимая ФГОС, государство устанавливает норму образованности, соответствующую идеалам общества. В документе отражены ожидания социума к уровню образования дошкольников. На эти ориентиры опираются учредители, специалисты, семьи воспитанников ДОУ, общественность. Система дошкольного и школьного образования находит общие точки соприкосновения, становится единым целым.

ДОУ и начальная школа взаимодействуют по трем направлениям:

  • Согласование направлений работы по преемственности, целей и задач.
  • Тщательный отбор содержания образования, как в ДОУ, так и в начальной школе.
  • Расширение диапазона методов обучения, постоянный поиск новых форм работы.

Сейчас приоритетом для российской системы образования стало качество полученных детьми знаний и умений. Если между ступенями образования нет плавного перехода, такого качества добиться будет очень непросто.

Основная стратегия педагогов при осуществлении преемственности детского сада и школы в соответствии с ФГОС — «научить учиться». Причем желание и умение учиться начинают формировать не в школе, а в раннем дошкольном возрасте. С уходом детей из школы это желание получать знания не должно заканчиваться, оно в идеале сохраняется на протяжении всей жизни. В соответствии со ФГОС начальной школы, одна из главных задач этого звена — освоение УУД (универсальных учебных действий):

  • личностных;
  • коммуникативных;
  • регулятивных;
  • познавательных.

Не всегда педагоги и родители правильно понимают, как плавно и наименее травматично для психики ребенка провести переход между школой и детским садом. Они убеждены, что раннее освоение программы первого класса облегчит их ребенку адаптацию, поможет хорошо учиться

Хотя на самом деле не так уж важно, насколько хорошо ребенок умеет читать или считать. Главное — сформированы ли у старших дошкольников предпосылки учебной деятельности, развиты ли качества психики, значимые для учебы в школе

Формы преемственности воспитания дошкольников и младших школьников

Преемственность между ДОУ и школами предполагает формирование связи между методами обучения и воспитания, программами и формами реализации учебно-воспитательного процесса.

Преемственность позволяет установить связь между всеми направлениями развития личности ребенка дошкольного возраста и младшего школьника: нравственное, трудовое, эстетическое, физическое, психологическое.

Содержание образовательных программ дошкольного обучения и младшего школьного должно быть единой направленности и реализовываться по идентичным технологиям.

Достичь преемственности в деятельности учреждений дошкольного образования и школ возможно в следующих продуктивных формах работы:

  1. Обоюдное посещение педагогами учебных заведений детского сада и школ занятий другого учебного учреждение. Это позволяет каждой стороне выявить недостатки и достоинства в деятельности другой, дать рекомендации.
  2. Проведение общих совещаний с присутствием педагогов ДОУ и начальных классов, а также руководства учебных учреждений.
  3. Приглашение на родительские собрания старших дошкольников педагогов начальных классов для их ознакомления с порядком, правилами и спецификой начального обучения в школе.
  4. Ознакомление воспитателей ДОУ и педагогов начальных классов с образовательными программами друг друга. Это поможет подготовить дошкольников к начальному этапу школьного обучения, снабдив их необходимыми знаниями, умениями и навыками. А педагоги начальных классов, в свою очередь, будут знать, что дети освоили в дошкольном образовательном заведении т.е. каких знаний от них необходимо требовать и какими знаниями их необходимо обеспечить.
  5. ДОУ должны организовывать мероприятия, ориентированные на подготовку детей к начальному этапу школьного обучения и, позволяющие упростить процесс прохождения детьми социальной адаптации.
  6. Педагоги начальных классов консультируются с воспитателями старших групп ДОУ по поводу характеристик детей, поступающих в школу, выясняют уровень их интеллектуального развития, социальной подготовки, владения нравственными качествами, предпочтениями и интересами. Это помогает педагогу создать условия для реализации личностно-ориентированного и индивидуального обучения детей в начальной школе.
  7. Программа дошкольного обучения должна включать методики воспитания у ребенка познавательной заинтересованности, проявления интереса к школе и мотивации к обучению в ней.
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Родительские хроники
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: