Презентация, доклад формы работы с родителями в доу

Доклад на тему: «внедрение активных форм взаимодействия педагогов и родителей в интересах ребенка»

Содержание

Слайд 1

Акинина Наталья Васильевна, воспитатель МБДОУ «ЦРР-детский сад №332» г.о.Самара

Слайд 2
Цель сотрудничества с родителями
Создание условий мотивирующих родителей на объединение усилий с педагогами для достижения положительных результатов в вопросах воспитания, обучения, развития детей дошкольного возраста.

Задачи:
Установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника.
Создать атмосферу взаимопонимания, общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки.
Повысить родительскую компетентность в вопросах воспитания и обучения.
Поддерживать уверенность родителей воспитанников в собственных педагогических возможностях.

Слайд 3
Все формы работы с родителями подразделяются на:
Традиционные и нетрадиционные

Коллективные (массовые) формы подразумевают работу со всем или большим составом родителей ДОУ (группы). Это совместные мероприятия педагогов и родителей. Некоторые из них подразумевают участие и детей.
Индивидуальные формы предназначены для дифференцированной работы с родителями воспитанников.
Наглядно-информационные — играют роль опосредованного общения между педагогами и родителями.

Слайд 4
Традиционные формы работы
Информирование родителей о ходе образовательного процесса:
Знакомство с семьей
встречи-знакомства
выставки детского творчества
информационные стенды, альбомы
родительские собрания
консультации

дни открытых дверей

анкетирование семей
детские концерты , праздники
создание памяток

Слайд 5
Образование родителей
Совместная деятельность
Всеобучи
Привлечение родителей к организации конкурсов, концертов
Семинары, семинары-практикумы.
Родительские собрания

Участие в детской исследовательской и проектной деятельности.

Лекции

Слайд 6
Нетрадиционные формы работы
Т.В

Кротова предлагает следующую классификацию нетрадиционных форм взаимодействия с родителями
Формы сотрудничества:
Информационно – аналитические;
Познавательные;
Досуговые формы сотрудничества;
Наглядно-информационные:
информационно-ознакомительные;
информационно-просветительские.

Слайд 7
Информационно – аналитические формы сотрудничества.
Почтовый ящик.
Составление социального паспорта семьи.
Интернет-анкетирование
Семинары- практикумы
Тренинги
Анкетирование.
Индивидуальные блокноты
Картотека «Педагогическая копилка: «педагоги для родителей»
Проведение собраний, консультаций в нетрадиционной форме
Проведение социологических опросов

Слайд 8
Познавательные формы сотрудничества.
Мастер – классы
Встреча с интересными людьми
Интернет-журнал
Педагогическая библиотека для родителей
Педагогическая гостиная
Мини-собрания
Экскурсии
Исследовательская — проектная деятельность
Педагогический брифинг
Устные педагогические журналы

Слайд 9
Выставки работ родителей и детей
Досуговые формы сотрудничества.
Фестиваль
Кружки и секции
Дни добрых дел
Совместные досуги, праздники
Интерактивные досуговые мероприятия
КВН
Соревнования
Веб-квестЫ
Конкурсы

Слайд 10
Наглядно –информационные формы сотрудничества
Общение посредством SKYPE.
Интерактивные домашние задания для родителей и детей
Электронные газеты
Буклеты, памятки, рекомендации
Папки – передвижки
Выпуск стенгазет
Информационные стенды.
Информирование через сайт, блог, группу в контакте
Видеотека, фотомонтаж

Слайд 11
Важно помнить, что какую бы форму работы вы не выбрали, партнерское взаимодействие родителей и детского сада редко возникает сразу. Это длительный процесс, долгий и кропотливый труд, требующий терпеливого неуклонного следования к цели
Главное — не останавливаться на достигнутом, продолжать искать новые пути сотрудничества.

Слайд 12
Спасибо за внимание!

Посмотреть все слайды

Слайд 14Устный педагогический журнал. Журнал состоит из 3—6 страниц, по длительности каждая

занимает от 5 до 10 мин. Общая продолжительность составляет не более 40 минут

Непродолжительность во времени имеет немаловажное значение, поскольку часто родители бывают ограничены во времени в силу различных объективных и субъективных причин. Поэтому важно, чтобы достаточно большой объем информации, размещенный в относительно коротком отрезке времени, представлял значительный интерес для родителей

Каждая страница журнала — это устное сообщение, которое может быть проиллюстрировано дидактическими пособиями, прослушиванием магнитофонных записей, выставками рисунков, поделок, книг.Вечера вопросов и ответов. Это форма позволяет родителям уточнить свои педагогические знания, применить их на практике, узнать о чем-либо новом, пополнить знаниями друг друга, обсудить некоторые проблемы развития детей.«Родительский университет». Для того чтобы работа «Родительского университета» была более продуктивной, дошкольному учреждению деятельность с родителями можно организовать на разных уровнях: общесадовском, внутригрупповом, индивидуально-семейном.

Нетрадиционные формы взаимодействия

Нетрадиционные формы взаимодействия ДОУ и родителей:

  1. «Круглый стол» с родителями воспитанника – представляет собой общение родителей, воспитателей и специалистов в неформальной обстановке по наиболее актуальным проблемам воспитания. Приглашение на «круглый стол» осуществляет устно или письменно, с оглашением цели. Каждый родитель может принять непосредственное участие в обсуждении или подготовить доклад.
  2. Семейная гостиная – представляет собой альтернативу родительскому собранию, в которой решение разнообразных педагогических задач проходит в форме свободного общения воспитателей и родителей, которое может оканчиваться совместным мероприятием или чаепитием.
  3. Семейные клуб – это неформальное объединение родителей, созданное с целью решения различных практических вопросов воспитания детей. Чаще всего семейные клубы организуются активными родителями или воспитателями, деятельность основана на добровольной основе. В процессе деятельности семейного клуба родители имеют возможность не только увидеть своего ребенка со стороны, но посмотреть, как он ведет себя в коллективе, общается со сверстниками и т.д. Тем самым родители поучают необходимый практический опыт общения с собственными детьми, родителями, педагогами и другими воспитанниками группы.
  4. Вечера вопросов и ответов – представляют собой концентрированную педагогическую информацию по различным педагогическим вопросам, которые чаще всего носят дискуссионный характер, а ответы находят «горячий» отклик среди родителей. Основная цель таких вечеров заключается в расширении знаний родителей по вопросам воспитания.
  5. Семинары для родителей – согласование между родителями и педагогами целей и стратегий развития ребенка, формирование у родителей представления о целях и содержании подготовки; содействие приобретению родителями уверенности в своих силах; развитие толерантности всех членов группы в ситуации многонациональности и различных социальных возможностей.

Слайд 18Праздники, утренники, мероприятия (концерты, соревнования). К данной группе форм относятся проведение

педагогами дошкольных учреждений таких традиционных совместных праздников и досугов, как «Встреча Нового года», «Рождественские забавы», Не обойтись и без спортивных развлечений таких как, семейные Олимпийские игры. Такие вечера помогают создать эмоциональный комфорт в группе, сблизить участников педагогического процесса. Родители могут проявить смекалку и фантазию в различных конкурсах. Они могут выступать в роли непосредственных участников: участвовать в составлении сценария, читать стихотворения, петь песни, играть на музыкальных инструментах и рассказывать интересные истории и т.д.

Слайд 29 Досуговые формы взаимодействия с родителями Благотворительные

акцииТакая форма совместной деятельности имеет большое воспитательное значение не только для детей, которые учатся не только принимать подарки, но и делать. Родители тоже не останутся равнодушными, видя как их ребёнок с увлечением играет с друзьями в детском саду в давно заброшенную игру дома, а любимая книга стала ещё интереснее и звучит по-новому в кругу друзей.

Совместные походы и экскурсииОсновная цель – укрепление детско-родительских отношений

В результате у детей воспитывается трудолюбие, аккуратность, внимание к близким, уважение к труду. Из этих походов дети возвращаются обогащёнными новыми впечатлениями о природе, о насекомых, о своём крае

Затем увлечённо рисуют, делают поделки из природного материала, оформляют выставки совместного творчества.

Особенности работы с социально неблагополучными семьями

Особого внимания требуют к себе воспитанники из семей, находящихся в сложной социальной ситуации. К таким относятся дети из многодетных семей, малыши, находящиеся под опекой, и социальные сироты.

Ребёнок, у которого родители (или родитель) работает так, что в основном видит своего малыша, когда тот спит, так может быть отнесён к категории — социальный сирота. Ведь его жизнь проходит без участия родителей (родителя). Но законом помощь такому ребёнку не предусмотрена. Тем не менее во всех государственных образовательных учреждениях есть человек, ответственный за социальный паспорт учреждения, — социальный педагог

Важно, чтобы воспитатель наладил контакт родителей с социальным педагогом

Консультации социального педагога помогут родителям наладить контакт с ребёнком

В работе воспитателя с неблагополучными семьями важна деликатность. Главный принцип — не навреди

Неосторожное слово в этой ситуации может обострить и без того открытые раны маленького человека. Лучшим выбором будет активное привлечение психолога к работе с этой семьёй

Нужно всегда помнить: всё, что происходит у ребёнка дома, отражается на его поведении в детском саду. Следует проводит индивидуальные беседы с родителями таких семей и постоянный мониторинг психологического состояния ребёнка. В то же время надо понимать, что распространение информации о состоянии дел в семье или навязчивое предложение помощи может не просто оттолкнуть родителей, но спровоцировать у них полное отторжение любых попыток помочь им и ребёнку.

Занятия психолога с родителями помогают выявить и решить ряд проблем в семьях воспитанников

В большинстве социально незащищённых семей главной проблемой становится материальная сторона жизни. В этом случае решение родительского комитета о сборе денег на подарки детям ко дню рождения может вызвать раскол мнений или даже скандал среди родителей. Поэтому работа с такой семьёй ведётся исходя из личных бесед с каждым из родителей и нужд семьи и ребёнка. Также не будут лишними консультации психолога.

Детям из таких семей полезны занятия по укреплению физического здоровья, поэтому следует привлечь к работе с родителями инструктора по физической культуре. Нельзя забывать, иногда родительский комитет в стремлении обеспечить всё самое лучшее для детей, забывает, что финансовое благополучие в разных семьях разное. Вот тут грамотное и тактичное вмешательство воспитателя необходимо.

Слайд 18 Познавательные формы взаимодействия с родителямиДоминирующую роль среди форм общения педагог-родители

играют познавательные формы организации их взаимоотношений. Они призваны повышать психолого-педагогическую культуру родителей, а, значит, способствовать изменению взглядов родителей на воспитание ребёнка в условиях семьи, развивать рефлексию. Кроме того, данные формы взаимодействия позволяют знакомить родителей с особенностями возрастного психологического развития детей, рациональными методами и приёмами воспитания для формирования их практических навыков. Родители видят ребёнка в обстановке, отличной от домашней, а также наблюдают процесс его общения с другими детьми и взрослыми.

Слайд 35 Об эффективности проводимой работы с родителями свидетельствуют: 1.

Проявление у родителей интереса к содержанию образовательного процесса с детьми.2. Возникновение дискуссий, диспутов по их инициативе.3. Ответы на вопросы родителей ими самими; приведение примеров из собственного опыта.4. Увеличение количества вопросов к педагогу, касающихся личности ребёнка, его внутреннего мира.5. Стремление взрослых к индивидуальным контактам с воспитателем.6. Размышление родителей о правильности использования тех или иных методов воспитания.7. Повышение их активности при анализе педагогических ситуаций, решение задач и обсуждение дискуссионных вопросов.

Традиционные формы взаимодействия

К традиционным формам взаимодействия ДОУ и родителей относятся:

  1. Посещение семьи ребенка – направлено на изучение условий проживания и воспитания ребенка, непосредственно по месту проживания семьи. Посещение заранее согласуется с родителями и заведующей, определяется цель и время визита воспитателя. В процессе посещения воспитатель отмечает, в каких условиях проживает ребенок, материальное положение семьи и ее социальный статус, кто непосредственно занимается воспитанием детей в семье и т.д.
  2. Наглядная пропаганда – осуществляется посредством использования разнообразных видов наглядности, что помогает воспитателю не только отвечать родителям на интересующие их вопросы по воспитанию и развитию детей, но и показать течение воспитательно-образовательного процесса, используемые методы, средства и приемы воспитания. С этой целью воспитателями оформляются стенды, папки-передвижки, буклеты и т.д.
  3. День открытых дверей – наиболее распространенная форма работы с семьей воспитанника, предоставляется родителям возможность познакомиться с деятельностью ДОУ, его традициями, правилами и особенностями организации педагогического процесса.
  4. Беседы – проводятся индивидуально и в группе. Каждая беседы имеет четкую цель, содержание и выводы. Цель беседы направлена на выяснение трудностей в воспитании, содержание должно быть лаконично и понятно родителям, выводы помогают наглядно увидеть проделанную работу. Во время беседы задача педагога не только говорить, но и слушать родителей.
  5. Консультации – проводятся воспитателем для группы родителей или индивидуально. Групповые консультации проводят для группы родителей, которые имеют схожие проблемы в воспитании, индивидуальные по конкретным вопросам, касающимся определенного ребенка. Целью консультаций является оказание родителям необходимой консультативной помощи в разрешении проблемных вопросов.
  6. Родительские конференции – направлены на осуществление обмена опытом по вопросам семейного воспитания. Каждый родитель, желающий принять участие в конференции, заранее готовит доклад на несколько минут по конкретной теме, который он представляет непосредственно на конференции. Помимо родителей и воспитателей, в конференции может принимать участие и приглашенный специалист (логопед, психолог, дефектолог) и заведующая ДОУ. Конференции могут проводиться как в рамках одного ДОУ, так и масштабные, включающие в себя несколько учреждений, находящихся на территории одного района.

Замечание 2

Формы взаимодействия ДОУ и родителей должны постоянно меняться. Чаще всего из традиционных форм работы используются беседы и консультации. Это связано с тем, что они легко организуемые, охватывают большое количество родителей, позволяют обсудить вопросы как коллективно, так и лично.

Цель взаимодействия ДОУ и семьи

Определение 1

Взаимодействие – это один из способов организации совместной деятельности, осуществляемой на основании социальной перцепции и с помощью общения.

Определение 2

Сотрудничество – это общение, основанное «на равных», при котором никому из участников не принадлежит привилегия контролировать, оценивать или указывать.

В настоящее время вся система деятельности ДОУ направлена на принятие семьи воспитанника как основного и самого главного лица, принимающего непосредственное участие в процессе воспитания и обучения ребенка. Именно поэтому участие семьи воспитанника в педагогическом процессе ДОУ способствует повышению качества образования детей дошкольного возраста. Это объясняется тем, что каждый родитель намного лучше знает своего ребенка, его интересы и соответственно способен выработать необходимую стратегию его дальнейшего развития.

Замечание 1

Основная цель взаимодействия ДОУ и семьи: обеспечение оптимизации преемственности воспитания ребенка в ДОУ и семье, оказание родителям необходимой профессиональной помощи по вопросам воспитания.

Выделяют две основные формы взаимодействия ДОУ и семьи: традиционные и нетрадиционные.

Определение 3

Формы взаимодействия – это способы организации совместного общения и деятельности.

Традиционные формы общения являются проверенными временем, используются достаточно давно, используются всеми воспитателями ДОУ, Нетрадиционные формы появились относительно недавно, их применение в практике не столько распространено как традиционных форм.

Определение 4

Нетрадиционные формы взаимодействия ДОУ и родителей – это формы общения и деятельности, организуемые между родителями и ДОУ и используемые с целью установления неформальных контактов с родителями.

Слайд 16Педагогические беседы с родителями. Оказание родителям своевременной помощи по тому или

иному вопросу воспитания. Это одна из наиболее доступных форм установления связи с семьей. Беседа может быть как самостоятельной формой, так и применяться в сочетании с другими, например, она может быть включена в собрание, посещение семьи.Цель педагогической беседы — обмен мнениями по тому или иному вопросу; ее особенность — активное участие и воспитателя и родителей.Посещение семьи. Основная цель визита — познакомиться с ребенком и его близкими в привычной для него обстановке.Индивидуальные консультации. Консультации по своему характеру близки к беседе. Разница в том, что беседа — это диалог воспитателя и родителя, а проводя консультацию, отвечая на вопросы родителей, педагог стремится дать квалифицированный совет.Индивидуальные блокноты, куда воспитатель записывает успехи детей по разным видам деятельности, родители могут помечать, что их интересует в воспитании детей.

Слайд 22 Познавательные формы взаимодействия с родителями «Дни открытых дверей»Дают родителям возможность

увидеть стиль общения педагога с детьми, самим «включаться» в общение и деятельность детей и педагогов.

Клубы для родителейДанная форма общения предполагает установлению между педагогами и родителями доверительных отношений, осознание педагогами значимости семьи в воспитании ребёнка, а родителям и – что педагоги имеют возможность оказать им помощь в решении возникающих трудностей воспитания.

Презентации дошкольного учрежденияЭто своевременное в соответствии с открывшимися компьютерными возможностями формы рекламы ДОУ. В результате такой работы родители знакомятся с Уставом ДОУ, программой развития и коллективом педагогов, получают полезную информацию о содержании работы с детьми.

Слайд 9Анкетирование. Один из распространенных методов диагностики, который используется работниками ДОУ с

целью изучения семьи, выяснения образовательных потребностей родителей, установления контакта с её членами, для согласования воспитательных воздействий на ребенка.

Брошюры. Брошюры помогают родителям узнать о детском саде. Брошюры могут описать концепцию детского сада и дать общую информацию о нем.Пособия. Пособия содержат подробную информацию о детском саде. Семьи могут обращаться к пособиям в течение всего года.Бюллетень. Бюллетень можно выпускать раз или два в месяц, чтобы постоянно обеспечивать семьи информацией об особых мероприятиях, изменениях в программе и др.

Слайд 21Наглядно-информационные формы условно разделены на две подгруппы:1. Задачами одной из них

— информационно-ознакомительной — является ознакомление родителей с самим дошкольным учреждением, особенностями его работы, с педагогами, занимающимися воспитанием детей, и преодоление поверхностных мнений о работе дошкольного учреждения.2. Задачи другой группы — информационно-просветительской — близки к задачам познавательных форм и направлены на обогащение знаний родителей об особенностях развития и воспитания детей дошкольного возраста. Их специфика заключается в том, что общение педагогов с родителями здесь не прямое, а опосредованное — через газеты, организацию выставок и т.д., поэтому они были выделены в самостоятельную подгруппу, а не объединены с познавательными формами

План работы родительского комитета

Воспитатель не может являться членом родительского комитета, даже если его ребёнок ходит в эту группу детского сада. В ДОУ этот человек занимает должность и может представлять учреждение только в рамках своей должности

При этом важно учитывать тот факт, что воспитатель не имеет права вмешиваться во внутренние дела родительской общественности. Родители сами должны решать определённые вопросы и вести соответствующую документацию

В данном случае воспитатель может лишь говорить об опыте других групп. В этом случае поможет архив протоколов родительского собрания, ведь там в приложениях есть и планы работ, и отчёты родительской общественности.

Таблица: тематика заседаний родительского комитета

№ заседания Содержание работы Дата проведения
1
  • Выборы председателя, секретаря и иных ответственных лиц.
  • Определение основных направлений деятельности на будущий календарный год.
  • Согласование плана ближайших мероприятий, обсуждение подготовки к ним.
Октябрь
2
  • Подведение итогов полугодия и формирование новых планов.
  • Обсуждение и анализ проделанной совместной работы.
  • Подготовка и проведение новогоднего мероприятия.
Декабрь
3
  • Обсуждение и анализ финансовых вопросов и планирование внебюджетных средств.
  • Подготовка и проведение ежегодного мероприятия по уборке и благоустройству территории ДОУ.
Февраль
4
  • Подведение итогов прошедшего года.
  • Обсуждение дальнейшего взаимодействия ДОУ и родительской общественности.
  • Подготовка и проведение мероприятий, посвящённых окончанию года.
  • Обсуждение мер безопасности детей на летних каникулах.
Май

Слайд 24 Познавательные формы взаимодействия с родителями Индивидуальные формы взаимодействия

с родителямиПреимущество состоит в том, что через изучение специфики семьи, беседы с родителями, наблюдение за общением родителей с детьми педагог намечает конкретные пути совместного взаимодействия с ребёнком.

Дни добрых делДни добровольной помощи родителей группе, ДОУ – ремонт игрушек, мебели, группы, помощь в создании предметно-развивающей среды в группе. Такая форма позволяет налаживать атмосферу тёплых, доброжелательных взаимоотношений между воспитателями и родителями.

Открытые занятия с детьми в ДОУ для родителей. Родителей знакомят со структурой и спецификой проведения занятий в ДОУ. Можно включить в занятие элементы беседы с родителями.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Родительские хроники
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: