Почему общество настороженно относится к внедрению инклюзивного образования?
Закон об инвалидах, принятый на территории Российской Федерации обеспечивает защиту прав людей с ограниченными возможностями. И это очень хорошо. Однако у многих родителей тут же возникает вопрос: как защитить обычных детей, которые вынуждены обучаться в классах с детьми, имеющими отклонения в развитии. Как бы жестоко и цинично это не звучало, но ребенок-инвалид не всегда вызывает положительные эмоции.
У окружающих людей не всегда получает победить в себе чувство брезгливости, граничащее с отвращением, при виде особенных детей. При этом умом они понимают, что им пришлось столкнуться с тем, что может быть бедой для семьи, бедой для всего общества. Однако стремление оградить своего ребенка от всего негативного заставляет их задавать вопрос: почему обычные дети с ранних лет должны окунуться в эту, по сути, чужую беду? Получается что, заботясь о комфорте детей с отклонениями в развитии, государство и образовательные структуры напрочь лишают этого комфорта нормальных детей, без патологий.
Некоторые мамы и папы недоумевают: почему бы родителям ребенка с явно выраженными проблемами не проявить мудрость, и не определить его в специальные учреждения? Ведь ему самому будет комфортнее там, где окружение будет подобным, где малыш не станет выделяться, где не будут на него показывать пальцем и смеяться за спиной.
Ярые противники инклюзивного образования уверены, что необходимость в дальнейшей социализации детей с отклонениями в физическом и умственном развитии вызывает серьезные сомнения. Ведь даже отсидев положенное время в общеобразовательной школе, всячески тормозя своим присутствием обучение других детей, тот же ребенок-аутист дальше никуда не пойдет. Он будет находиться в семье, либо будет сдан в интернат.
Не проще ли в таком случае, если есть показания к обучению, желание и возможность заниматься развитием, приглашать частных педагогов. Сейчас нет проблем с обучением на дому. Приглашать педагога к своему ребенку, обеспечивая ему комфортное обучение значительно гуманнее, нежели пытаться внедрить в общеобразовательную школу.
Было время, когда почти в каждой школе были классы коррекции. Нахождение в подобных классах детей с отклонениями в развитии было бы понятным. Но не в классе, где обучаются обычные дети.
Недовольные присутствием детей с ОВЗ в обычных классах убеждены, говорить о том, что различия между детьми быть не может, независимо от того с отклонениями они или без, можно до тех пор, пока лично не столкнешься с подобной ситуацией. Отличия есть, и именно они становятся непреодолимым препятствием на пути к общению в коллективе учащихся. Дети, не понимая своей жестокости, могут нанести непоправимый урон психике особенного малыша.
Еще раз подчеркнем, автор статьи не высказывает собственного суждения, а всего лишь ретранслирует собирательное мнение большей части заинтересованного интернет-сообщества. Основной же упор на негативное отношение к инклюзивному образованию был сделан потому что, это мнение большинства и его нужно менять
Ведь важно не столько место обучения ребенка с ОВЗ, сколько понимание его образовательных потребностей и всестороння поддержка как со стороны сверстников и других участников образовательного процесса, так и всего общества
Принципы инклюзивного образования
Определение 1
Инклюзивное образование – это гибкая образовательная среда, ориентированная на обучение и развитие каждого ребенка, независимо от его интеллектуальных, физических и иных особенностей.
Инклюзивное образование является особым подходом к обучению, воспитанию и развитию подрастающего поколения, основанным на достижении целей и задач образования, посредством использования гибких средств и методов удовлетворения разнообразных образовательных потребностей, ориентированных на полноценное обучение и развитие детей с ограниченными возможностями.
Сущность данного образования состоит в стирание границ между обучением нормальных детей и детей с отклонениями в развитии. Каждый ребенок является ценным и значимым и требует особого внимания и подхода к своему полноценному обучению и развитию.
Дети с ограниченными возможностями попадают в нормальную образовательную среду и учатся нормальному взаимодействию с ее членами. Это расширяет их социальные контакты и способствует более быстрой адаптации к условиям учебного заведения и приобщению к нормальной полноценной образовательной среде.
Учащиеся с нормальным развитием учатся принимать детей с разными отклонениями. Таким образом, дети с детства учатся принимать и уважать каждого члена общества, независимо от его уровня развития, наличия каких-то отклонений и возможностей.
Инклюзивное образование опирается на следующие принципы:
- Принцип ценности детской личности. Он означает признание ребенка высшей ценностью, субъектом образования, независимо от его развития.
- Принцип равнозначности и равноправия каждого учащегося. Он означает наличие права на образование у каждого ребенка, независимо от его образовательных потребностей и возможностей.
- Принцип взаимопомощи. Он означает, что каждому человеку кто-то необходим рядом, чтобы обеспечить его нормальное, полноценное развитие. Все нуждаются в друг друге.
- Принцип коммуникативного равноправия. Он означает, что каждый ребенок имеет право на общение и социальное взаимодействие.
- Принцип веры в интеллектуальные силы. Он означает, что каждый ребенок, независимо от его отклонений в развитии, обладает способностями к мыслительной работе, может думать и чувствовать.
- Принцип взаимодействия. Он связан с тем, что достижение целей и задач образования возможно, только, в ходе реального взаимодействия, взаимоотношений всех участников данной деятельности.
- Принцип ориентации на способности учащихся. Он означает опору на то, что учащийся может, его способности и возможности при разработке индивидуального образовательного маршрута. Прогресс возможен только тогда, когда в расчет берутся реальные возможности учащихся, а не то, чего они делать, в принципе, не могут.
- Принцип вариативности образовательной деятельности. Разнообразие мотивирует к познанию, к разной деятельности, стимулирует все аспекты личностного развития.
Инклюзия в образовании помогает ликвидировать социальную изоляцию учащихся с разнородными отклонениями в развитии. Она ориентирована на принятие многообразия учащихся и вариативности их потенциальных возможностей развития на всех этапах обучения. Она делает образовательную среду гуманистически ориентированной.
Рисунок 1. Основная цель инклюзивного образования. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Основные принципы инклюзивного образования
Основные принципы инклюзивного образования заключены в довольно интересных фразах, над которыми можно долго думать и спорить. Например:
Ценность человека зависит не от достижений и способностей.
А от чего тогда? Просто от того, что он появился на свет?
Способность думать и чувствовать есть у каждого.
В некотором роде достаточно сомнительное утверждение, поскольку иногда кажется, что некоторые люди не умеют думать в принципе.
Люди имеют право на общение, и каждый должен быть услышан.
Хорошее утверждение, но довольно утопическое. Услышать каждого практически нереально, особенно сейчас, когда каждый погружен сам в себя.
Образование осуществляется только при реальных взаимоотношениях.
Сегодня прекрасное образование можно получить и дистанционным путем. Было бы желание.
Человек нуждается в дружбе с ровесниками.
Странный принцип, ведь находясь рядом вовсе не обязательно при этом дружить. Дети тоже могут ненавидеть друг друга, если вынуждены находиться с теми, кто им неприятен.
Подчеркнем, мы не пытаемся никого убедить, что принципы инклюзии не соответствуют действительности. Тот факт, что инклюзивное образование необходимо внедрять в российские школы не вызывает сомнения. Просто сами принципы инклюзивного образования звучат несколько категорично, вызывая желание подискутировать и поспорить.
Кроме того, мы пытаемся донести мысль, что:
- во-первых, нельзя внедрять инклюзию насильно – необходимо рассказывать обществу о ней и пытаться побороть естественные опасения и предубеждения;
- во-вторых, инклюзия должна быть удобна и комфортна для всех участников образовательного процесса.
К большому сожалению, подавляющее большинство нашего общества пока еще негативно относится к появлению детей с ОВЗ в классах, где учатся их дети. И это существенная недоработка со стороны государства, которая может надолго «застопорить» полноценное внедрение инклюзии в российские образовательные организации.
На сегодняшний день родители обычных детей на различных интернет-площадках все чаще высказывают свое неудовольствие и возмущение от внедрения инклюзии в неподготовленные классы, к неподготовленным детям и учителям. Что же волнует родителей обычных детей, и чего они опасаются?
Функциональная роль учебного заведения инклюзивной направленности
Разрабатывая инклюзивное образовательное пространство в учебном заведении, педагоги и иные его сотрудники, ориентируются на выполнение следующих образовательных функций:
- Создание комфортного психологического микроклимата в учебном заведении в целом и в отдельном классе, ориентированного на учащихся с разными стартовыми возможностями.
- Построение системы психолого-педагогического сопровождения учащихся с разными видами отклонений.
- Создание комфортных условий для полноценного развития учащихся в инклюзивном образовательном пространстве.
- Создание индивидуальных образовательных маршрутов коррекционного типа для каждого учащегося (или группы учащихся с идентичными отклонениями).
- Методическое обеспечение образовательной работы инклюзивного учебного заведения. Предполагается создание методической базы деятельности школы, технологий по обучению и воспитанию учащихся с нормальным и ограниченными развитием в едином образовательном пространстве.
- Обеспечение учебного заведения необходимым оборудованием и инструментами, обеспечивающими безбарьерное пространство обучения.
- Повышение педагогической и информационной компетентности родителей учащихся с ограниченными возможностями.