Методические рекомендации по проведению физкультминуток в старшей группе

Физкультминутки в стихах для детей дошкольного возраста

Требования для проведения физминутки для дошкольников

  • Во-первых, как уже говорилось выше, проводить физкультурные минутки нужно исключительно после замечания первых признаков утомления (7-15 минуты в зависимости от возраста);
  • Во-вторых, упражнения должны быть не сложными, легко запоминающимися или знакомыми малышам;
  • В-третьих, площадь, необходимая при выполнении упражнений должна быть небольшой, либо предусмотрено перемещение в более свободную и просторную часть помещения (например, на коврик);
  • В-четвертых, физкультминутки для дошкольников должны состоять из 2-3-4 упражнений и нести нагрузку на максимальное количество крупных мышц;
  • В-пятых, тематика комплекса должна непременно сочетаться с темой занятия, в которое включена.

Физкультминутки для детей старшего дошкольного возраста в стихах

Весна

Ручейки текут с горы, (бег на месте) Это признаки весны. Снимем жаркое пальто (руки на поясе, повороты туловища ) И пойдем мы без него. Будем птицам мы махать, (махи руками над головой) И домой их зазывать.

Распускаются листочки, (встать на носочки, пошевелить кистями рук) Появляются цветочки, Дует легкий ветерок (наклоны туловища в стороны) И колышет лепесток Просыпается медведь, (ходьба по-медвежьи) Начинает он реветь.

Мы медведя не боимся (покружиться ) Очень весело кружимся.

Лето

Солнце ярко засияло (руки на поясе, прыжки на месте) И кругом все зацвело, Лето красное настало (ходьба на месте) И гулять нас повело.

На полянке мы сидели, (приседания) На жуков в траве смотрели. Жук усами шевелил (махи руками, стойка на одной ноге) И детишек рассмешил.

Если дождик с неба льет, (прыжки вперед) Значит ямы он зальет. Одевай сапожки на обе ножки. (имитация одевания сапог) Если лужа на пути, Сможем мы ее пройти. (ходьба по кругу)

Осень

С липы листик упадет (руки вверху, медленно опускаем) Значит осень к нам идет. (ходьба на месте) Мы не будем унывать , Будем прыгать и скакать. (прыжки на месте) А листочки мы возьмем (наклоны вниз, руки на пояс) И в букеты соберем.

Дождик капает с утра Не гуляет детвора, (руки на поясе, наклоны в стороны) В группе весело у нас И шагаем мы сейчас. (ходьба на месте) А потом попрыгаем (прыжки на месте) Ножками подрыгаем.

Зима

Снова к нам январь придет, Много снега принесет (ходьба на месте) Мы лопатки возьмем И сугробы разметем (махи руками) По дорожке побежим, Ну, а с горки полетим! (бег на месте)

По сугробам мы шагаем И следы в них оставляем. (ходьба с высоким подниманием колена) Утром снег опять пойдет (прыжки на месте) И следы все заметет. А мы не будем скучать, (приседания) Будем горку насыпать.

***

Наши мальчики с утра (руки на поясе, повороты туловища) Делают зарядку, Наши девочки всегда (руки в верх, в стороны, в низ) Делают зарядку. Ручки к верху поднимают, (движения по тексту) Очень быстро приседают.

На одной ноге стоят И как рыбы все молчат. Мы немного отдохнем, (ходьба на месте с высоким Руки, ноги разомнем. (подниманием колена)

Раз наклон, два наклон. (наклоны в стороны) Убегает зайчик вон. Будем смело догонять (бег на мест) И вприпрыжку скакать. (прыжки на месте)

Интересные физкультминутки в стихотворной форме для дошкольников.

Физкультминутки для дошкольников

Детям младшего и среднего дошкольного возраста сложно долго сидеть на одном месте, концентрируя своё внимание. Поэтому физминутки для детей этих возрастов должны включать больше активных движений: ходьбу и бег на месте, приседания, наклоны в разные стороны, танцевальные движения

Подвижные игры и задания на подражание тоже имеют большой успех у ребят.

Зайчик

По полянке скачет зайкаПоиграем в догонялки! (Дети прижимаем согнутые руки к животу)Быстро прыгнем на пенёк, (Дети делают прыжок на месте),Сорвём лапками цветок. (Делают наклон вперёд)За морковкой потянулись, (Наклон вправо)От лисы скорей пригнулись (садятся и закрывают голову руками)Быстро носик почесали (Трут нос ладошкой)И на месте поскакали.

Медведь

В лес с корзинкой мы пошли,Но грибов там не нашли. (Дети шагают на месте)Вдруг навстречу нам медведь, Начал громко он реветь  —  ууу! (Имитируют звук)Что же делать нам, ребята? (Разводят руки)Мы прогоним хулигана!Хлопаем, хлопаем — раз, два, три! (Хлопают)И ногами топаем — раз, два, три! (Топают)Испугался нас медведь,Побежал обратно в лес. (Бег на месте)

Пальчики

Устали руки, не могут писать. Отдохнуть им нужно дать!Сожмём кулачки, подержим немного. (Дети сжимают кулачки и держат)Минута прошла — раскроем ладони. (Раскрывают)Пару раз ещё повторим,Давайте считать — один, два и три! (сжимают и разжимают кулачки на счёт)Похлопаем дружно, потрём друг о друга. (Хлопают, трут ладони)Готовы ли дальше писать наши руки?

Физминутки для старших дошколят немного отличаются: они становятся не такими активными, потому что начинается подготовка к школе и всё меньше времени остаётся на игру. Теперь физминутки помогают снять напряжение с кистей рук и расслабить глазки. Поэтому в старших группах популярны пальчиковая гимнастика и упражнения для глаз, хотя остальные виды физминуток можно также смело использовать.

Предлагаем несколько вариантов таких физминуток

Пальчики

Пальчики мы разомнём,Друг о дружку их потрём.Нежно их погладим,Отдыхать оставим. (Дети кладут ладони на стол)Одну минуту подождёмИ опять писать начнём!

Глазки

Как устали наши глазки,Лечь хотят они в кроватки.Может, нужно им поспать?Ведь глазкам важно отдыхать! (Дети закрывают глаза)Ждём минуту, сладко спим,Просыпаться не хотим! (Сидят с закрытыми глазами)Всё, проснулись наши глазки,Распахнули одеялки! (Ребята открывают глаза)Смотрят влево, вправо, вверх и вниз (повторяют движения глазами), А теперь прищурились. (Дети прищуривают глаза)Всё отлично, всё как надо!Теперь глазки наши рады!. Физкультминутки для начальной школы похожи на упражнения для дошкольников старших групп. 

Физкультминутки для начальной школы похожи на упражнения для дошкольников старших групп. 

Ученики начальной школы уже могут писать и читать,  поэтому  кисти рук и глаза испытывают огромные нагрузки. Ведь помимо занятий в школе появляются ещё и домашние задания, на выполнение которых уходит много времени. 

Поэтому в течение дня (не только в школе) мы рекомендуем уделять время упражнениям для глаз, чтобы их расслабить и не испортить зрение. Для учеников начальной школы необязательно использовать задания в стихотворной форме, достаточно иметь зрительную таблицу. 

Физминутка для глаз — отличная профилактика близорукости как для детей, так и для взрослых.  

Сделайте обучение детей не только эффективным, но комфортным. Физминутки во время занятия — один из способов облегчить этот процесс и сделать его увлекательным, разнообразным и весёлым.

Екатерина Дорошина,педагог, методист IQsha, автор статей и упражнений

5 подвижных игр для физкультминутки

1.     ТОП-ХЛОП

Педагог включает музыку, дети свободно перемещаются по группе. Когда музыка стихает, педагог дает команду, например: «хлоп-топ-топ-топ». Дети останавливаются и повторяют заданную последовательность, проговаривая ее вслух: «хлоп-топ-топ-топ». Затем игра повторяется уже с новой последовательностью: например, «топ-топ-хлоп». Тот, кто нарушит ее, считается проигравшим и выбывает. Ему можно предложить выполнить штрафное упражнение.

Помимо разминки, игра станет хорошим упражнением на внимательность.

2.     ПОВТОРИ НАОБОРОТ

Воспитатель выступает водящим. Он показывает движения, а дети должны повторить их, но наоборот. Например, водящий вытягивает руки перед собой, а дети — заводят за спину, водящий приседает, а дети — подпрыгивают.

Как и предыдущая игра, «Повтори наоборот» тренирует внимание и позволяет детям раскрепоститься, почувствовать себя комфортнее в компании сверстников и взрослых.

3.     ЗАЙЧИКИ

Дети сидят на корточках и изображают зайчиков. Ведущий, которым выступает воспитатель, говорит слова считалки:

«В поле на пригорке
Зайчики сидят.

Свои лапки греют,

Ими шевелят».

Дети показывают соответствующие движения, хлопают в ладоши, шевелят руками. Дальше воспитатель говорит:

«Крепче стал, мороз, никак,
Мы замерзнем, сидя так.

Чтоб согреться поскорей,

Будем прыгать веселей».

Зайчики начинают подпрыгивать, постукивать «лапкой о лапку».
По сигналу воспитателя: например, «Лиса!», дети принимают исходное положение. Игра продолжается, или ребята возвращаются к занятию.

4.     ПРИВЕТСТВИЯ

По сигналу воспитателя дети двигаются по группе и здороваются со всеми встречными определенным образом:

1 хлопок — здороваются за руку, заодно разминают пальчики;
2 хлопка — здороваются плечиками;
3 хлопка — здороваемся спинками.

Игра хорошо тем, что ее можно усложнять и изменять до бесконечности, включая нужные группы мышц: здороваться можно ножками, локотками, ступнями, подпрыгивая и так далее. К тому же, дети, постоянно находясь во взаимодействии, начинают ближе общаться, меньше стесняться.

5.     МЯЧИКИ (пальчиковая гимнастика с небольшим мячом)

Воспитатель читает детям стихотворение и показывает им нужные движения. Дети выполняют манипуляции с мячом.

Мячик сильно я сжимаю
И ладошку поменяю.

Сжимать мячик правой рукой, затем левой.

«Здравствуй, мой любимый мячик!»
Скажет ему каждый пальчик.

Нужно удерживать мяч сначала указательным и большим пальцем, затем средним и большим, безымянным и большим, мизинцем и большим пальцем.

Крепко мячик обнимает,
Никуда не выпускает.

Крепко сжать мяч указательным и большим пальцем.

По столу круги катаю,
Из-под рук не выпускаю.

Взад-вперед его качу;

Вправо-влево — как хочу.

Катать мяч ладошкой правой руки вправо-влево, назад – вперед.

Танцевать умеет танец
На мяче мой каждый палец.

Катать мяч кончиками пальцами правой руки: указательным, средним, безымянным и мизинцем.

Поиграю я в футбол
И забью в ладошку гол.

Ладошками дети отбивают мяч.
Это прекрасная пальчиковая разминка, которая заменит однотипное «Мы писали — мы писали».

Физкультминуток множество, поэтому разнообразить смену деятельности в саду ничего не стоит. Воспитатели могут придумывать собственные считалочки и игры и даже подключить к этому детей. В любом случае, главное — это хорошенько размяться и повеселиться в перерывах между занятиями.

Панкратова Ася

Формируем правильную осанку

Немаловажным является формирование осанки дошкольника.

Немаловажным является и формирование осанки дошкольника. Проводя занятия за столом, не забывайте делать физкультминутки с целью профилактики нарушения осанки, поскольку подобные нарушения влекут за собой общие проблемы со здоровьем.

Среди главных причин нарушения осанки у дошкольников называют:

  • гиподинамию (недостаточное количество движений)
  • несоответствующую росту ребёнка мебель
  • плохое освещение.

Предлагаем упражнения для физкультминуток:

«Обезьянки»

(прыжки на двух ногах).
Мы сегодня обезьянки,
По-английски — просто манки.
Покривляемся немножко
И похлопаем в ладошки.
Головой кивнём друг другу
И опять бежим по кругу.

«Часы»

(наклоны туловища вправо и влево)
Тик да тик — часы стучат,
Целый день вперёд спешат.
Три часа на них сейчас,
А потом и шесть как раз.
Снова тикают часы —
Девять раз пробьют они.
У часов тяжёлый труд:
Всё они идут, идут…

Уважаемые воспитатели и внимательные родители, сделайте физкультминутку в стихах обязательным ежедневным элементом жизни дошкольников. Старайтесь, чтобы чередовались упражнения различного предназначения. Ведь проведение физкультминуток — это необходимое условие поддержания высокой работоспособности ребёнка и сохранения его здоровья, а ещё — источник знаний и хорошего настроения.

Какими бывают физминутки для дошкольников?

Их различают по задействованным частям тела и формам проведения.

По первому признаку физминутки для дошкольников подразделяются на:

  • Упражнения для глаз (при работе с наглядностью, например, при описании картины). Здесь применяются различные движения глаз – верх-низ, лево-право, круговые вращения; изображение эмоций и настроений, например,  удивление (открыть пошире), хитрость (прищуриться); смена дальности объекта (близко-далеко).
  • Упражнения для пальцев (например, при письме). Всем известная физминутка «Мы писали…», пальчиковые гимнастики, пальчиковый театр (изображение с помощью пальцев зверей, птиц, людей)
  • Упражнения для всего тела (используются повсеместно). Примером могут служить наклоны, прыжки, дополняемые движениями рук («Дровосек», «Птички взлетают»).

По формам проведения физминутки для дошкольников подразделяются на:

  • Общеразвивающие упражнения (можно использовать 2-4 упражнения из комплексов гимнастики пробуждения или утренней гимнастики).
  • Подвижные игры (средней подвижности).
  • Танцевальные (спонтанные музыкально-ритмические движения, изображения заданной хореографической композиции, имитации движений живой природы).
  • Согласование движений со словами песен или стихов.
  • Дидактические игры с движениями.
  • В форме любой физической активности.

Значение физкультминуток для дошкольников

Диагностика физического развития детей дошкольного возраста показывает, что, начиная с четырех лет, у ребенка доминирует правое полушарие мозга, которое отвечает за эмоциональную сферу. Из-за этого ребенок находится во власти эмоций, возбуждение преобладает над торможением, а успокоение и высокая концентрация внимания обычно достигается с трудом. Из-за заданий, связанных с большим эмоциональным возбуждением, сердцебиение может учащаться до 270 ударов в минуту.

Систематическое выполнение физических упражнения приводит к совершенствованию функций сердечно-сосудистой системы, позволяет переключить внимание, снабдить мозг кислородом и вернуться к эффективной работе.

Выполнять скучные упражнения на «сесть—встать» с дошкольниками довольно тяжело и неэффективно. Больший эффект дают веселые упражнения, сопровождаемые стихами и считалочками. Можно использовать дополнительное оборудование. Но лучше, если это будут максимально простые предметы, которые есть в любом детском саду: мячи, скакалочки.

Продвинутые педагоги используют для проведения физкультминуток подвижные игры, и регулярно делятся друг с другом профессиональными наработками.

Предлагаем несколько вариантов таких физминуток

Пальчики

Пальчики мы разомнём,Друг о дружку их потрём.Нежно их погладим,Отдыхать оставим. (Дети кладут ладони на стол)Одну минуту подождёмИ опять писать начнём!

Глазки

Как устали наши глазки,Лечь хотят они в кроватки.Может, нужно им поспать?Ведь глазкам важно отдыхать! (Дети закрывают глаза)Ждём минуту, сладко спим,Просыпаться не хотим! (Сидят с закрытыми глазами)Всё, проснулись наши глазки,Распахнули одеялки! (Ребята открывают глаза)Смотрят влево, вправо, вверх и вниз (повторяют движения глазами), А теперь прищурились. (Дети прищуривают глаза)Всё отлично, всё как надо!Теперь глазки наши рады!. Физкультминутки для начальной школы похожи на упражнения для дошкольников старших групп. 

Физкультминутки для начальной школы похожи на упражнения для дошкольников старших групп. 

Ученики начальной школы уже могут писать и читать,  поэтому  кисти рук и глаза испытывают огромные нагрузки. Ведь помимо занятий в школе появляются ещё и домашние задания, на выполнение которых уходит много времени. 

Поэтому в течение дня (не только в школе) мы рекомендуем уделять время упражнениям для глаз, чтобы их расслабить и не испортить зрение. Для учеников начальной школы необязательно использовать задания в стихотворной форме, достаточно иметь зрительную таблицу. 

Физминутка для глаз — отличная профилактика близорукости как для детей, так и для взрослых.  

Сделайте обучение детей не только эффективным, но комфортным. Физминутки во время занятия — один из способов облегчить этот процесс и сделать его увлекательным, разнообразным и весёлым.

Екатерина Дорошина,педагог, методист IQsha, автор статей и упражнений

Развитие и обучение детей от 2 до 11 лет в игровой форме

Начните заниматься прямо сейчас

Начать заниматься

Физминутки на занятиях в старшей, подготовительной группе.

Солнце спит и небо спит, (ладони к левой щеке, к правой щеке)

Даже ветер не шумит. (качаем поднятыми вверх руками)

Рано утром солнце встало, (подняли руки вверх, потянулись)

Все лучи свои послало. (качаем поднятыми вверх руками)

Вдруг повеял ветерок, (помахали руками вверх-вниз)

Небо тучей заволок. (закрыли руками лицо)

И деревья раскачал. (качание туловища влево — вправо)

Дождь по крышам застучал, (прыжки на месте)

Барабанит дождь по крыша (хлопки в ладоши)

Солнце клонится все ниже. (наклоны вперед)

Вот и спряталось за тучи, (приседаем)

Ни один не виден лучик. (встали, спрятали руки за спину)

«Разминка»

Чтоб головка не болела,

Ей вращаем вправо – влево. (вращение головой)

А теперь руками крутим –

И для них разминка будет. (вращение рук вперед и назад)

Тянем наши ручки к небу,

В стороны разводим. (руки вверх и в стороны)

Повороты вправо – влево,

Плавно производим. (повороты влево и вправо)

Наклоняемся легко,

Достаем руками пол. (наклоны вперед)

Потянули плечи, спинки

А теперь конец разминке. (дети садятся на места)

«Стрекоза»

Утром стрекоза проснулась, (потерли кулачками глаза)

Потянулась, улыбнулась. (руки вверх, потянулись)

Раз – росой она умылась, (потерли ладонями щеки)

Два – изящно покружилась, (покружились на месте)

Три – нагнулась и присела (присели)

На четыре – полетела. (помахали руками вверх-вниз)

У реки остановилась, (легкий бег на месте)

Над водою закружилась (присели)

«Как у наших зверят»

Как у наших зверят (хлопки в ладоши)

Лапки весело стучат: топ-топ-топ,

Топ-топ-топ. (топают ногами)

А устали ножки, хлопают в ладошки.

Хлоп-хлоп-хлоп, хлоп-хлоп-хлоп. (хлопки в ладоши)

А потом вприсядочку (приседания)

Пляшут звери рядышком. (прыжки на месте)

А как пустятся бежать –

Никому их не догнать. (легкий бег на месте)

«Нам пора передохнуть»

Нам пора передохнуть, Потянуться и вздохнуть. (Глубокий вдох и выдох)

Покрутили головой, И усталость вся долой!

Раз- два- три- четыре- пять шею надо разминать.

(Вращения головой)

Встали ровно. Наклонились. Раз – вперед, а два – назад.

Потянулись. Распрямились. Повторяем всё подряд.

(Наклоны вперед и назад)

А потом мы приседаем

Это важно, сами знаем

Мы колени разминаем, наши ноги упражняем.

(Приседания)

«Начинается разминка»

Начинается разминка.

Встали, выровняли спинки.

Вправо – влево наклонились

И ещё раз повторили.

Это нужная работа —

Мышцы ног тренировать (Приседания)

А теперь рывки руками

Выполняем вместе с нами. (Рывки руками)

«Стали дети ровно в круг»

Стали дети ровно в круг,

А затем присели вдруг.

Дружно сделали прыжок,

И над головой — хлопок.

А теперь все дружно

Прыгнем через лужу!

А сейчас идем по кругу,

Улыбаемся друг другу. (Движения по тексту)

«Вот наши ладошки»

Вот наши ладошки – хлоп-хлоп-хлоп

Вот наши ножки — Топ-топ-топ.

Вот наши щечки — Плюх-плюх-плюх.

Вот наши губки — (вытягивают губы трубочкой)

Чмок-чмок-чмок.

Вот наши зубки – (щелкают языком по нёбу)

Щелк-щелк-щелк.

А вот и сами детки — (гладят себя по голове)

Вот, вот, вот!

«Наклоняемся с хлопком»

Наклоняемся с хлопком,

И с хлопком потом встаем.

Вниз и вверх, вниз и вверх,

Ну-ка хлопни громче всех! (Наклон – хлопок в ладоши, над головой)

На одной ноге мы скачем,

Как упругий звонкий мячик.

На другой поскачем тоже,

Очень долго прыгать можем. (Прыжки на одной ноге)

Головой вращаем плавно,

Смотрим влево, смотрим вправо.

«Мы хлопаем руками»

Мы хлопаем руками: хлоп-хлоп-хлоп.

Мы топаем ногами: топ-топ-топ.

Головою круть, круть,

Постучали в грудь, в грудь.

Пяточками топ-топ-топ.

По коленкам хлоп-хлоп-хлоп.

Мы конфетку: ам-ам-ам,

И погладим по бокам,

А потом животики,

Улыбнулись ротики.

www.maam.ru

Значение проведения физкультминуток в старшей группе ДОУ

Кратковременные паузы в форме лёгких физических нагрузок устраиваются в перерывах между разными видами занятости воспитанников детского сада, а также в процессе работы, подразумевающей интеллектуальное сосредоточение, например, занятий по развитию речи, окружающему миру, математике, изобразительному искусству и пр. Длительность физкультминутки обычно составляет 1,5–3 минуты. Как правило, она включает в себя комплекс из 3–4 упражнений, повторяемых несколько раз и направленных на активизацию дыхания и кровообращения.

О необходимости перерывов свидетельствует и то, что иногда на занятиях ребёнок начинает ёрзать на стуле, стремясь изменить позу. Такое поведение является свидетельством умственной утомлённости, а значит, и снижения внимания. Если вид деятельности не сменить, то у ребёнка сутулится спина, опускаются плечи, замедляется кровообращение и в результате появляются нарушения осанки.

Если дошкольники утомились, они начинают отвлекаться

Цели

Целями проведения активных перерывов в старшей группе являются:

  • повышение или стабилизация работоспособности воспитанников в период занятий;
  • обеспечение кратковременного отдыха, особенно для органов зрения и слуха, претерпевающих большую нагрузку;
  • создание условий для расслабления мышц спины, туловища, кистей рук.

Задачи

В качестве задач физкультминуток с детьми 5–6 лет можно выделить:

  • улучшение осанки;
  • усиление метаболизма;
  • развитие внимания и памяти;
  • тренировка способности сосредотачиваться;
  • получение сенсорных впечатлений;
  • восстановление эмоционального фона.

Физкультминутки являются отличным средством профилактики утомления старших дошкольников

Приёмы проведения

Для реализации поставленных целей и задач используются следующие приёмы:

  • стишки, потешки, иллюстрирующие движения разминки;
  • наглядность (картинки, плакаты), показывающие порядок выполнения действий;
  • сочетание различных видов физической нагрузки (задания на работу над мышцами рук, ног, туловища, для стимуляции работы системы кровообращения и т. д.).

Для физкультминуток уместно сочетать:

  • 3–5 упражнений для мышц рук, ног, плечевого пояса, туловища;
  • гимнастику для кистей и пальчиков рук (жесты, работа со специальными массажными мячиками, орехами и т. д.);
  • ходьбу, подскоки.

В физкультминутке сочетаются движения руками, пальчиками, туловищем и т. д

Значение гимнастики для здоровья дошкольников

Физкультминутка — отличный способ переключиться на другой вид деятельности, немного отдохнуть и подвигаться

Специалисты в области детской физиологии утверждают, что все виды детской образовательной деятельности вызывают напряжение нервной системы. Немалая нагрузка приходится на глаза и слух ребёнка, его руки (особенно кисти), мышцы всего тела – когда оно практически неподвижно, в статическом положении.

В результате подобной усталости у детей пропадает интерес ко всем занятиям, особенно обучающего характера, рассеивается внимание, ухудшается память, существенно снижается работоспособность. Дети начинают всячески шалить, двигаться, крутиться, ёрзать за столом, отвлекать друг друга, после чего становятся вялыми и равнодушными к своим занятиям

И вот мы уже видим, как они потягиваются и зевают. Всё это – очевидные сигналы для воспитателя, что дети устали, им необходимо переключиться на другой вид деятельности, немного отдохнуть и подвигаться. Физкультминутки — отличные помощники в этом деле.

Физкультминутки – это набор полезных ребёнку физических упражнений в виде весёлых игр и тематических стихов. При выполнении таких упражнений у ребёнка улучшается кровообращение, работа сердца, лёгких, восстанавливается положительное эмоциональное состояние. А ещё так малыш отдыхает.

Физкультминутки проводят, в первую очередь, с целью оздоровления детей. А ещё в процессе физкультминуток можно обучить детей чему-то полезному: развить память путём запоминания стихов, счёту, временам года, часам, явлениям природы и многому другому.

Физкультминутки – это обязательный компонент учебно-воспитательной деятельности в дошкольном учреждении.

Такой весёлой игровой зарядкой можно начать заниматься с малышами раннего дошкольного возраста, причём это актуально при домашних занятиях с детьми, а не только лишь в детском саду. Так кроха постепенно будет узнавать своё тело, научится чувствовать ритм, выучит цифры, запомнить много стихов и присказок.

Физкультминутками можно начать заниматься с малышами самого раннего возраста

«Совет. Предлагая малышу сделать физкультминутку, ориентируйтесь на индивидуальные особенности его нервной системы. Легко возбудимому крохе подойдут спокойные упражнения в умеренном темпе, а немного заторможенным деткам лучше предложить более активные, бодрые упражнения».

Физкультминутки в детском образовательном учреждении обычно проводят в середине занятия. Физкультминутка поэтому так называется, что её продолжительность – 1-2 минуты. Лучше всего сочетать разные виды физкульминуток в рамках одного занятия: так вы сможете охватить разные сферы деятельности детей. Подбирайте достаточно интенсивные упражнения для разных групп мышц дошкольников, но только не утомительные.

Больше всего дети любят упражнения со стихами, особенно тематическими. Малыши легко их запоминают и с радостью выполняют, так как они очень интересны и просты.

Использование физкультминуток на занятиях с умственной нагрузкой

Каковы основные требования к физкультминуткам на занятиях с умственной нагрузкой?

Физкультминутки снимают утомление и активизируют мышление детей, повышают умственную работоспособность

Для того, чтобы их использование было эффективным важно знать основные требования к ним:

  • они должны проводиться на начальном этапе утомления (8—11 мин занятия), так как более позднее их проведение не дает желае­мого эффекта;

  • содержание физкультминуток должно органически сочетаться с программным содержанием занятия;

  • упражнения для физкультминуток должны быть занимательны, хорошо знакомы детям;

  • предпочтение нужно отдавать упражнениям для утомленных групп мышц;

  • комплексы физкультминуток подбираются в зависимости от вида занятий, их содержания;

  • необходимо обеспечить разные по содержанию и форме физкультминутки, так как однообразие снижает интерес детей к ним, а следовательно, результативность.

Физкультминутки могут проводиться в форме общеразвивающих упражнений, подвижной игры, дидактической игры с движением, танцевальных движений, выполнения движений под текст стихотво­рения, а также в виде любого двигательного действия и задания.

Общеразвивающие упражнения для физкультминуток подбираются по тем же признакам, что и для утренней гимнастики. Целесообразно использовать 3—4 упражнения для разных групп мышц, закончить физкультминутки можно прыжками, бегом на месте или ходьбой. Эти комплексы могут быть использованы на всех видах занятий, но лучше всего там, где четко выделены его структурные части.

Какие подвижные и дидактические игры целесообразно включать в физкультминутки?

Подвижные игры в качестве физкультминуток могут использовать­ся на всех видах занятий. Следует подбирать игры средней подвижно­сти, не требующие большого пространства, с несложными, хорошо знакомыми детям правилами. Особенно эффективны игры, которые сочетаются с содержанием занятия, так как могут быть проведены в любой его части, в любое, по усмотрению воспитателя, время.

Например, на занятиях по ознакомлению с животным миром ин­тересны игры с персонажами животных: «Мышеловка», «Заинька»; при ознакомлении с трудом взрослых и формировании представле­ний о трудовых действиях — такие игры, как «Ленок» и др.

При ознакомлении с природой уместны в качестве физкультми­нуток игры «Огородник», «Березка», «В зоопарке».

Дидактические игры с движениями в качестве физкультминуток хорошо вписываются в занятия по ознакомлению с природой, по звуковой (фонетической) культуре речи, по математике.

Как включить в физкультминутку элементы танца?

Танцевальные движения можно использовать между структурными частями занятия под звукозапись, пение воспитателя или самих де­тей.

Под классическую мелодию дети могут в танце произвольно изоб­ражать падающие листья («Осень в лесу»), птиц («Танец аистов»), животных (танцуют лягушки, комарики и т. д.).

Танцевальные движения под музыку создают у детей хорошее на­строение, развивают творческие способности. Больше всего подходят мелодии умеренного ритма, негромкие, иногда плавные.

Как использовать тексты стихотворений на физкультминутках?

Физкультминутки под тексты стихотворений в практике дошколь­ных учреждений используют чаще всего

При подборе стихотворений к конкретному занятию следует обратить внимание на следующее:

текст стихотворений должен быть высоко художественным

Ис­пользуются стихи известных поэтов, потешки, загадки, считалки;

преимущество отдается стихам с четким ритмом, так как под них легче выполнять разнообразные движения;

важно, чтобы содержание текста стихотворения сочеталось с темой занятия, его программной задачей. Например, стихотворный текст на звукосочетания (ча-ча-ча — печка стала горяча, са-са-са — в лесу бегала лиса и т

д.) больше подходит к занятиям по звуковой культуре речи.

Какие двигательные действия и задания могут быть использованы в качестве физкультминуток?

В качестве физкультминуток могут быть использованы любые дви­гательные действия и задания, сочетающиеся с содержанием за­нятия.

  • элементы спортивных игр, подвижные игры, спортивные уп­ражнения (могут быть знакомы детям или разучиваться вновь);

  • общеразвивающие упражнения (только в качестве составной части подвижных игр). Кроме того, предусматриваются условия для движений в сюжетно-ролевых играх, трудовой деятельности, при наблюдениях в природе.

    Подготовила: инструктор по физической культуре Гребенюк Елена Александровна

  • < Назад
  • Вперёд >

Физминутки для детей в стихах | Речь ребенка

15.10.2014, Комментарии отсутствуют

«Мы писали, мы писали, наши пальчики устали…» — а вы помните свои физминутки в школе?

Наш класс был просто в восторге, когда учитель откладывал мел в сторону и говорил: «Проведем физминутку!». Самые смелые из нас даже просили спортивный перерыв, если тема урока была слишком сложной или скучной.

«Да, но зачем проводить физкультминутки мне, маме? Ведь их должны проводить в детских садах и школах?» – спросите вы. Дело в том, что детские физминутки, особенно в стихах, благотворно влияют на развитие ребенка и помогают снять усталость и напряжение.

Рассмотрим подробнее пользу коротких спортивных перерывов.

Зачем проводить физминутки для детей в стихах?

Физкультминутка активно меняет деятельность ребенка и взрослого, тем самым повышает жизненный тонус и настроение.

Если вы видите, что малыш устал, капризничает, скучает, не слушается, проводите физминутку!Это отличное средство, которое помогает справиться с плохим настроением и, главное, переключить ребенка. Для детей дошкольного возраста физминутка – пожалуй, главная мера для предотвращения капризов и истерик.

Регулярная физическая активность повышает умственные способности ребенка.

Ученые доказали, что активные дети опережают своих малоподвижных сверстников в развитии. Особенно это заметно в устной речи. Шустрые малыши имеют обширный словарный запас, быстрее воспринимают и обрабатывают информацию.

Прямая зависимость мыслительных процессов от физической активности объяснима. С точки зрения физиологии, при движении мозг получает больше кислорода, который питает нервные клетки. С точки зрения психологии, передвигаясь, ребенок получает больше возможностей познавать окружающий мир.Любознательность влечет за собой расширение пассивного, а затем и активного словаря.

Прочитайте о зависимости развития речи от двигательной активностии вы поймете, насколько важно проводить физминутки с детьми. О пользе детских физминуток с точки зрения поддержания здоровья и правильной осанки, думаю, сейчас говорить не будем

Всё и так понятно!

О пользе детских физминуток с точки зрения поддержания здоровья и правильной осанки, думаю, сейчас говорить не будем. Всё и так понятно!

Как правильно проводить физминутки в стихах?

В идеале физминутки проводятся во второй части занятия или после долгого нахождения ребенка в одной позе.

Для детей дошкольного возраста рекомендуют включать двигательную активность спустя 10 минут неподвижного сидения.

Во время короткого спортивного перерыва можно слегка проветрить помещение, облегчить одежду или походить босиком.

Итак, взрослый читает стихотворение и показывает малышу определенные действия, которые тот должен повторить.

В скором времени ребенок выучит физминутку, и сможет рассказывать стих сам или по ролям вместе с вами.

Во время проведения комплекса упражнений можно включить ненавязчивую веселую музыку без слов, а в завершении провести легкий массаж мочек ушей или ладоней.

Главное, запомните основные правила проведения физминуток: регулярность и хорошее настроение!

Ну что, вперед? Осваиваем детские физминутки в стихах!

Распечатайте или запомните легкие детские физминутки и обязательно включите их в ваше времяпрепровождение с ребенком.

Вы можете

Ссылка на источник RechRebenka.ru

Как определить, когда проводить физминутки для дошкольников?

Как было замечено педагогами, первыми признаками усталости малышей являются:зевота, легкая отвлекаемость, раздражительность, рассеянность внимания, или побочные непроизвольные движения (постукивание, перебирание или сосание пальчиков, раскачивание на стуле и так далее). Ребенок начинает искать, чем бы себя занять, отвлекает других детей, если это не предупредить, контроль за занятием будет утерян.

Обычно первые ласточки утомления появляются у детей разного возраста через разные промежутки времени

Дети младшей группы (четвертый год жизни) устают через 7-8 минут, пятилетки держат внимание 10 минут, дети подготовительной группы усидчивы на протяжении 13-15 минут

Какие можно сделать выводы?

Все ученые и педагоги сходятся во мнении, что физминутки для дошкольников — это метод воспитательно-оздоровительной работы, влекущий за собой:

  • Повышение двигательной активности ребенка, а, следовательно, укрепление здоровья.
  • Возможность постижения большего объема материала за счет повышения качества внимания после проведения упражнений.
  • Создание и закрепление комфортной атмосферы на занятиях, способствованию сближения коллектива.
  • Формирование и развитие творческого потенциала детей.

Разве не чудо? Используйте  физминутки для дошкольников – растите детей умными и здоровыми!

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Родительские хроники
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: