Слайд 15Дидактическая игра «Где солнечный зайчик?»Дидактическая задача: закрепить названия предметов; развивать ориентировку
в пространстве.Игровые правила: называть словом предметы и их пространственное расположение, когда на них укажет солнечный зайчик.Ход игры. Воспитатель приносит в группу зеркало и показывает, как солнечные зайчики могут «бегать» по комнате. Начинает игру стихотворением:Солнечные зайчики играют на стене.Поманю их пальчиком, пусть бегут ко мне.Ну лови, лови скорей,Вот он, светленький кружок.Вот, вот, вот – правей, правей,Убежал на потолок.Дидактическая игра «Поможем куклам разобрать картинки».Воспитатель раздает детям картинки. Куклы спрашивают, что на них нарисовано. По просьбе кукол к столу выходят все дети, у которых на картинках нарисована одежда. Все внимательно смотрят и проверяют, правильно ли выполнена просьба. Затем аналогично группируются другие картинки.Занятие заканчивается тем, что куклы благодарят детей.
Слайд 16вводятся словесные дидактические игры («Узнай по описанию», «Где что
растет?», «Кто что делает»). Дидактическая игра «Угадай, про кого мы
загадали» (в конце года).Дидактическая задача: активизировать словарь в процессе составления детьми описания хорошо знакомых им персонажей сказок «Колобок», «Теремок».Игровые правила: отгадчик выходит из комнаты, воспитатель с детьми договариваются, о каком животном и какую будут загадывать загадку. Отгадывающего приглашают сигналом (считалкой, стихами и т. п.). В ответе нужно использовать лексикон сказки: мышка-норушка, зайчик-побегайник.Ход игры.1. Воспитатель предлагает детям вспомнить персонажей хорошо знакомых им сказок («Кто встречался колобку? Кто прибегал в теремок? Какие они? Как можно сказать про зайца? волка? медведя? лису? мышку? лягушку? петушка? Чем они питаются? Как любят забавляться?»).Объясняет правила игры.Тот, кто будет отгадывать, выходит за дверь. Все вместе выбирают персонаж. Воспитатель предлагает каждому подумать, что он будет загадывать про петушка, и вспомнить, что говорится в сказке о петушке.Входит отгадывающий. Дети вместе с воспитателем дают описание петушка («Масляна головушка, шелкова бородушка»; «Хвост узорами»; «Умеет взлетать»; «На заре поет ку-ка-реку!»). Ребенок отгадывает: «Это петушок – золотой гребешок».Игра продолжается, описываются другие персонажи. (В повторных играх воспитатель может давать образец целостного описания и предлагать детям загадывать загадки по одному.)- Словарные игры и упражнения могут содержать задания на использование многозначных слов, синонимов, антонимов, словосочетаний в связных высказываниях о предметах и игрушках, картинках, а также в высказываниях на темы из личного опыта.
Приемы словарной работы
Приемы словарной работы должны помочь детям выделить нужное слово в речи воспитателя, понять его значение, твердо запомнить, а также содействовать употреблению этого слова в их речи. Поэтому в одном и том же методе используется одновременно несколько приемов, ряд из них при этом будет ведущим, основным.
Называние (или образец произношения) нового или трудного слова — активный прием обогащения словаря детей
Педагог должен так произнести намеченное слово, чтобы дети обратили на него внимание, восприняли его без искажений. Это достигается подчеркнуто четкой дикцией, иногда даже несколько утрированной артикуляцией, чтобы ребенок уловил звуковой состав слова.
Следует предостеречь воспитателей от ошибки, которую они допускают, произнося слово по слогам
Слоговое произношение нарушает нормы литературного произношения, оно не свойственно устной речи. Произносить слово нужно медленно, но орфоэпически правильно.
Можно привлечь внимание детей к нужному слову логическим ударением, интонированием, сменой силы голоса, паузой перед словом, а также прямыми словесными указаниями: «Послушайте еще раз это трудное слово» и т. д.
Называние часто сопровождается показом объекта. «Посмотрите, внутри плиты большая духовка»,— говорит воспитатель, открывая дверцу духовки и показывая жестом.
Иногда называние нужно сопровождать толкованием (пространным толкованием, заменой знакомым словом или сопоставлением со знакомым синонимом, сравнением со знакомым антонимом), например: «Аквариум — стеклянный ящик, в нем живут рыбки, через стекло нам их хорошо видно».
Очень часто мы используем включение слова в предложение, показ его сочетаний с другими словами. Например, при рассматривании трамвая воспитатель говорит: «В задние двери трамвая пассажиры входят» и т. д.
Для запоминания можно применять повторение слова самим воспитателем неоднократно в течение занятия, отдельными детьми с места, а также повторение хором. Хоровое повторение усиливает речевую активность детей, способствует выделению в их сознании нужного слова.
В некоторых случаях интерес к слову можно усилить объяснением происхождения (этимологии) слова. Этот прием наиболее целесообразно применять в старших группах для углубления понимания слова, развития любознательности, чутья к языку (Ребята, почему так говорят: грузовой автомобиль, грузовик?). Иногда это допустимо и в младших группах. Воспитатель должен поощрять вопросы детей о происхождении слов.
Для активизации словаря хорош такой прием, как вопрос. Напомним, что дошкольникам нужно задавать не только прямые вопросы, но и подсказывающие (Справа или слева матрешка?).
Для словарной работы можно применять как прием некоторые упражнения или дидактические игры. По ходу отдельных занятий по ознакомлению с окружающим можно использовать кратковременные (1—3 мин) упражнения в подборе слова, например: «Кто больше увидит и назовет?», «Выдели и назови части в целом», «Кто больше назовет предметов круглой (овальной, прямоугольной) формы?», словесные игры на классификацию предметов и др. Эти приемы, а также загадки, сравнение предметов (по зрительному восприятию и по памяти) целесообразнее применять в старших группах. Много таких эффективных приемов было разработано Е. И. Тихеевой. Их следует шире использовать в практике работы.
Слайд 6Основные методические требования к проведению занятий такого рода:· широкое использование
игровых приемов – сюрпризность появления предметов, неожиданные исчезновения и поиски,
игровые действия, игровые атрибуты и др.;· сюжетный характер игр-занятий;· рассматривание предмета, его деталей;· многократное называние воспитателем предметов, действий в моменты сосредоточения внимания ребенка;· активное подражание детей речевому образцу;· использование вопросов, предполагающих ответ действием;· формирование умения находить нужный предмет по слову воспитателя;· чередование игровых действий с речевыми;· активные действия детей по обследованию предмета (ощупывание, поглаживание, восприятие на слух, различение по вкусу, запаху), включение двигательного, слухового и других анализаторов;· сравнение предметов по их внешнему виду;· постепенное формирование целостного представления о предмете, его назначении, строении, материале, из которого он изготовлен.
Слайд 173. Методика словарной работы в старшем дошкольном возрасте Продолжаются занятия по
обогащению словаря детей. Усложнение состоит в расширении круга объектов, с
которыми знакомят детей, в увеличении набора предметов и материалов, их признаков. По-прежнему проводятся осмотры помещения, но уже всего детского сада.Большое место занимают экскурсии за пределы детского сада, в природу. В процессе экскурсий дети приобретают знания о родном городе, об улице, где находится детский сад, о почте, школе, библиотеке, знакомятся с трудом взрослых.Рассматривание предметов и живых объектов усложняется
Особое внимание уделяется обогащению речи прилагательными и глаголами, выражающими качества и действия наблюдаемых объектов (при рассматривании кролика добиваются новых выразительных характеристик: теплая, гладкая, пушистая, шелковистая. Употребляются глаголы: прыгает, скачет, присел, жует, принюхивается, хрусти)
Слайд 18Проводятся занятия:Самостоятельные занятия по сравнению предметов. Их цель – формирование умения
наиболее точно подбирать слова для характеристики предметов. Методические требования к занятиям такого рода: предметы для сравнения подбирают таким образом, чтобы было достаточное количество сравниваемых признаков (цвет, форма, величина, части, детали, материал, назначение и др.); 2) сравнение должно быть плановым, последовательным – от сравнения предметов в целом к вычленению и сравнению частей и затем к обобщению; 3) основными приемами обучения должны быть вопросы и указания, помогающие детям последовательно сравнивать, замечать те особенности, которые они сами не видят, точно формулировать ответ и подбирать нужное слово; 4) дети должны проявлять максимум речевой активности.
Слайд 112. методика словарной работы в среднем дошкольном возрасте Проводятся следующие занятия:Занятия
с предметами (продолжаем углублять видовые понятия путем выделения существенных признаков
предметов, учим обобщать по ним предметы, правильно обозначать словом качества, свойства, действия предметов
Обращаем внимание на последовательное рассматривание предметов, выделение и называние набора характерных признаков, формирование знаний об особенностях предметов на основе сравнения, различения и обобщения). Занятия по ознакомлению с качествами и свойствами предметов
Детей знакомят с материалами, из которых сделаны предметы. Особое внимание уделяют тем предметам, с которыми дети действуют. Их учат ориентироваться на качества предметов в повседневной жизни, в играх.
Слайд 20- Для закрепления навыков точного и быстрого выбора слов рекомендуются
упражнения и игры, направленные на:1. употребление детьми наименований предметов и
их признаков.2. классификацию предметов и их обобщение.- На этом возрастном этапе должна быть продолжена работа с многозначными словами. Здесь можно рекомендовать:· объяснение и сравнение значений многозначных слов в контексте: ушко ребенка (зайчика), ушко иголки; «Ослик черный, беломордый, ослик – ушки на макушке», · подбор близких по смыслу слов к каждому значению многозначного слова: острый перец – горький, жгучий; острая иголка – колючая, остроконечная (палка);· подбор антонимов к каждому значению многозначного слова: острый – сладкий (сахар), острая – тупая (иголка) и др.
Слайд 10Закрепление и активизация словаря происходит в процессе: Рассматривания картин. Используются настенные
предметные и сюжетные картины. Предметные картины служат для уточнения названий
предметов, признаков (петух, петушок, большой, красивый, у него гребешок, бородка, клюв, ноги, хвост; курица, наседка, цыплята). Сюжетные картины служат для активизации словаря («Наша Таня», «Мы играем»). Можно использовать серии картинок и фотографий, связанных одной темой.Чтения художественной литературы. Для введения эмоциональной лексики особенно ценны сказки, стихи, потешки, прибаутки. Произведения художественной литературы используются и на прогулке, и в повседневном общении, и на других занятиях. Воспитатель читает детям стихи, загадывает загадки.Проведения с малышами простых словарных упражнений, основным содержанием которых являются доступные задания на словообразование, подбор синонимов к некоторым существительным, глаголам, прилагательным и показ детям многозначности отдельных слов.
Слайд 19- Проводятся занятия по формированию родовых понятий. Для занятий подбирают
предметы (картинки) нескольких близких видов, входящих и не входящих в
данное понятие. Далее идет их дифференциация: одежда – летняя, зимняя, демисезонная, птицы – зимующие, перелетные; транспорт – воздушный, водный, наземный, подземный.Занятия с игрушками. Игрушка используется для уточнения и активизации словарного запаса. Проводятся беседы об игрушках, в процессе которых их сравнивают по различию и сходству.Словарь детей активизируют при помощи картинок. По картинам проводятся беседы. Дети составляют описания, рассказы по картинам. Для развития словаря полезен прием придумывания названия картине.