Упражнения, входящие в состав логоритмического занятия
На логоритмических занятий в системе коррекционного речевого развития используются следующие виды упражнений:
Вводная ходьба и ориентация в пространстве. Применяются упражнения на отработку навыков ходьбы разными способами и в разных направлениях
Они направлены на формирование основ пространственной ориентации, которая активизирует слуховое внимание.
Динамические упражнения. Они стимулируют развитие разных групп мышц, приводя х в тонус
Дети учатся напрягать и расслаблять мышцы в определенной последовательности, что развивает навыки управления свои телом. Что касается речи, то развивается слуховое внимание в процессе выполнения движений по командам.
Упражнения на постановку дыхания. Они ориентированы на выработку правильного речевого дыхания ребенка. Отрабатывается продолжительность вдохов и выдохов, их сила и темп во время выполнения движений и речевого произношения.
Упражнения на развитие артикуляции. Здесь разрабатывается подвижность органов артикуляции, ориентированная на их подготовку к произношению различных звуков.
Упражнения на развитие голоса. Они ориентированы на развитие силы и высоты голоса, укрепление связок и голосового аппарата в целом.
Упражнения на активизацию внимания и памяти. Они связаны с тем, что детям необходимо выполнять ритмические движения и сопровождать их речью по памяти т.е. они сначала смотрят образец выполнения, а затем, совершают действие. Это активизирует развитие слухового внимания и тренирует слуховую память.
Чистоговорки. Они тренируют ритм произношения фонем разного рода и ритм выполнения движений.
Пальчиковые игры. Они ориентированы на развитие мелкой моторики, которая активизирует речевые функции организма.
Пантомимические этюды. Они ориентированы на формирование мимических жестов ребенка, активизацию подвижности органов артикуляции и развитие плавности, пластичности движений.
Коммуникативные игры. Они ориентированы на развитие навыков коммуникации у детей с речевыми патологиями. В первую очередь, они стимулируют к речевому общению и взаимодействию. Затем, происходит развитие навыков сотрудничества и взаимодействия в ориентации на достижение конкретной цели.
Включение речевого материала в упражнения реализуется в разных формах. Это может быть пение, которое соответствует ритму музыки и ритму совершаемых движений, а может быть произнесение считалок, скороговорок, стихов. Разговорная речь может связываться с музыкой, что упрощает произношение и повышает речевую активность ребенка.
Развитие общей моторики
Развитие общей моторики осуществляется на утренней гимнастике, в подвижных играх, на физкультурных занятиях, на занятиях ЛФК, в самостоятельной двигательной деятельности, где отрабатываются упражнения на развитие координации движений, ориентировку в пространстве, прыжки, лазание и т.д.
Постоянно используются коррекционные физкультминутки на индивидуальных и фронтальных и подгрупповых занятиях для того, чтобы снять усталость и напряжение, внести эмоциональный заряд, совершенствовать общую моторику, выработать четкие координированные действия во взаимосвязи с речью.
При планировании физминуток учитывается, что подвижные игры и физические упражнения в сочетании с речью способствуют совершенствованию общей моторики. Этому же служат упражнения по имитации трудовых действий.
Используются различные формы проведения физкультминуток. Это может быть подвижная игра, имитация трудовых действий, произношение чистоговорок, сопровождающиеся действиями (цо-цо-цо — ремонтируем крыльцо). Физкультминутки проводятся и в форме психофизической гимнастики, когда дети мимикой, жестами, движениями изображают состояние разных животных (зайка испугался, тигр рассердился и др.).
Обследование состояния произвольной моторики
Обследование состояния произвольной моторики включает следующие моменты:
- Обследование состояния отдельных компонентов общей произвольной моторики: статическая и динамическая координация, одновременность, отчетливость движений. С этой целью использую тесты манометрической шкалы Озерецкого – Гельнитца;
- Обследования тонкой моторики пальцев рук: качество и степень дифференцированных движений, возможность действия с предметами. Обследование осуществляю приемами, рекомендуемыми Л.В.Лопатиной, А.Н.Корневым.
- Обследование речевой моторики: сила, точность, объем, переключаемость движений губ, языка, щек;
- Обследование произвольной мимической моторики: качество и объем движений мышц лба, глаз, щек. Для обследования использую тесты Квинта в модификации Гельнитца.
Обследование состояния моторной сферы осуществляется следующими методами: проведение бесед с родителями, сбор и анализ анамнестических данных и обследование моторики и речи детей.
В результате проведенного обследования 12 детей имеющих общее недоразвитие речи, (III уровень речевого развития), обусловленное дизартрией сделаны следующие выводы:
- Моторика детей данной группы значительно ниже возрастной нормы, 91% детей отстают в моторном развитии от своих сверстников;
- Группа детей в моторном плане неоднородна;
- По уровню моторного развития можно выделить 3 подгруппы: дети с нормальным моторным развитием (8%), со сниженной моторикой (64%), с несформированной моторикой (27%);
- Существование определенной общности речевых и двигательных нарушений:
- нарушение регуляции тонуса скелетной и речевой мускулатуры. Это проявляется в виде гипотонии, гипертонии, дистонии;
- наличие парезов и параличей, ограничение подвижности, объема движений, снижение мышечной силы;
- наличие синкинезий;
- несформированность реакций равновесия и координации как в статике, так и в динамике;
- наличие насильственных движений, проявляющихся в виде гиперкинезов и тремора. Гиперкинезы наблюдаются в мышцах плечевого пояса, артикуляционной и мимической мускулатуре. Наличие гиперкинезов и тремора мешают развитию произвольных движений;
- наличие диспраксий: кинетические – не формируется динамический стереотип и кинестетические – затруднено формирование и удержание определенной артикуляционной позы;
- сохранность позотонических рефлексов и рефлексов орального автоматизма, препятствующих развитию произвольных движений.
Анализ анамнестических сведений, полученных в результате опроса родителей, а также содержащихся в медицинских картах позволил судить о значительном отставании в раннем моторном и речевом развитии обследованных детей от возрастной нормы. Степень задержки колеблется от отдельных ошибок до полной невозможности их выполнения или отказа от выполнения.
Моторика развивалась с задержкой у 72.3% обследованных детей, а речь у 75% этих детей. Эти факты позволяют говорить о тесном взаимодействии этих функций в онтогенезе.
Все вышеизложенное доказывает определенную клиническую, патогенетическую общность речевых и двигательных нарушений у детей с дизартрией.
Таким образом, состояние развития моторики и речи у дошкольников позволяет сделать вывод о необходимости коррекции моторной сферы для более эффективного преодоления нарушений звукопроизношения.
Польза логоритмики в коррекционной речевой терапии
Определение 1
Логоритмика – это коррекционная логопедическая терапия, основанная на выполнении специальных движений, приводящих к активизации речевых функций.
В ходе логоритмики выполняются разнообразные движения всеми частями тела при одновременном произнесение звуков, слогов, слов и фраз.
Она применяется в коррекционной логопедической работе, ориентированной на устранение речевых патологий разного рода. В ее основе лежит связь между двигательной активностью и произношением. Движения стимулируют речевое развитие, устраняя напряжение, замкнутость ребенка.
Рисунок 1. Логопедическая ритмика. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Применение логортмики оказывает положительное воздействие на речевое развитие детей с разными типами речевых нарушений.
Следует отметить, что логоритмика оказывает положительное воздействие на эмоциональную сферу ребенка, а, потому применяется в коррекции речевого негативизма, позволяя мотивировать ребенка к речевой деятельности, формируя интерес к речевым занятиям.
Логоритмика применяется для устранения и сглаживания любых речевых дисфункций.
Она предполагает игровую форму построения занятий. Каждое занятие включает следующие направления деятельности:
- Нормализация речевого темпа и ритма.
- Развитие моторных функций.
- Развитие фонематического восприятия.
- Развитие слухового внимания.
- Развитие мимических реакций и навыков жестикуляции, т.е. формирование основ невербального речевого общения.
- Формирование пространственного восприятия и организации движений. Это выступает способом профилактики развития оптической дисграфии.
- Постановка речевого дыхания.
- Расширение лексического запаса, особенно активного словаря.
- Ликвидация речевых аграмматизмов.
- Развитие выразительности произношения в сопровождении с выразительностью движений, формированием их грациозности.
Все эти направления отражают актуальность применения логоритмики в коррекции любой речевой патологии. Она применима на разных этапах коррекционной работы и для разных степеней развития речевых дисфункций.
На занятиях логоритмикой происходит формирование основных движений детей, применяются общеразвивающие упражнения, а также подвижные игры.
С развитием движений происходит укрепление нервной системы, активизируется мозговая работа и психическая деятельность. Все это положительно сказывается на речи детей.
В ходе подвижных игр происходит активное двигательное развитие организма, а также формируется мотивация к общению и взаимодействию, что развивает речевые процессы организма.
Рисунок 2. Логопедическая ритмика. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Логопедическая ритмика
Логопедическая ритмика занимает особое место в системе коррекционной работы с детьми, имеющими речевые нарушения и служит цели нормализации двигательных функций и речи. Каждое занятие является сюжетным, с элементами психогимнастики, пантомимы, импровизации, игровой мотивацией.
При дизартрии недостатки звукопроизношения изживаются только под воздействием длительного систематического логопедического воздействия, в котором большое место занимает работа над коррекцией моторной сферы. Поэтому коррекция моторной сферы положительно влияет на процесс преодоления нарушений звукопроизношения и дает заметный положительный эффект.
Сычева Тамара Семеновна,
учитель-логопед,
МКДОУ Детский сад №14 «Аленка»,
г. Новосибирск