ДЛЯ ЧЕГО НУЖНО УМЕТЬ ПИСАТЬ СОЧИНЕНИЕ
Этот вопрос довольно часто задают не только сми дети, но и их родители, считая, что для современного мира это не очень актуальный навык
Вместе с тем умение грамотного составления текста важно не только для получения хороших отметок в школе, но и для формирования творческой личности. Ведь в процессе создания авторской работы ученику прививается уважение к литературе
Это дает возможность значительно расширить словарный запас школьника, научить его корректно оперировать усвоенной лексикой, а также прививает стремление читать не только «потому что задали на уроке», а из побуждений искреннего интереса.
Кроме того, умение писать сочинение – отличный мотиватор к личным размышлениям. Получая полную свободу самовыражения, ребенок получает возможность высказаться на интересующую его тему без ограничений. Иными словами, рассказывая своему сыну или дочери, как писать сочинения, вы сможете в конечном результате научить их говорить и мыслить по-взрослому. Также постоянная практика в этом направлении дает почти полную гарантию того, что ваш ребенок вырастет грамотным человеком, и при создании любого текста он не будет допускать десятки грамматических и пунктуационных ошибок.
Как писать сочинение-рассуждение
Для начала стоит понять, что такое сочинение-рассуждение. Это ряд мыслей и умозаключений, которые изложены в логической последовательности для подтверждения точки зрения.
Сочинение-рассуждение строится вокруг тезиса. Задача автора — либо опровергнуть идею, либо согласиться с ней. В любом случае необходимо привести доводы, аргументы в пользу своей позиции.
Сочинение-рассуждение строится по схеме:
- вступление, в котором озвучивается основная мысль, тезис;
- основная часть, где приводятся аргументы и доказательства;
- вывод, где подводится итог, обобщается вышесказанное.
Вступление знакомит читателя с темой
Здесь можно описать актуальность проблемы, ее важность для общества или личности. Затем — познакомить читателя с историей проблемы, с существующими точками зрения
Вступление — отправная точка для рассуждения, потому здесь нужно определиться со своим отношением к проблеме сочинения, так как в следующей части уже будут приводиться доводы.
В основной части автор доказывает свою точку зрения, убеждает читателя в ее правильности
Потому стоит уделить особое внимание примерам. В их качестве могут выступать как личный опыт, так и мнение авторитетных персон, статистические данные, история, литература
В заключении нужно подытожить все то, о чем писалось в работе
Еще раз объяснить важность выбранной темы и свое отношение к ней
Пример сочинения-рассуждения можно посмотреть здесь.
Популярные сочинения
- Образ и характеристика Кулигина в пьесе Гроза Самый первый человек, с которым мы знакомимся в пьесе «Гроза» — Кулигин, человек пятидесяти лет, относящийся к сословию мещан. По профессии он механик, также самостоятельно выучился на часовщика. Но в душе он романтик и поэт
- Сочинение на тему Учимся работать (7 класс) Для взрослого человека неотъемлемой частью его жизни становится работа. Труд и принесение пользы другим являются достойными целями и занятиями. Нам, то есть еще молодым людям, труд практически не известен
- Сочинение на тему Моя любимая пословица В русском языке существует огромное количество пословиц. Они содержат в себе всю мудрость русского народа, помогают переживать и справляться с жизненными проблемами
Что такое тезис в сочинении
Есть разработанный алгоритм, помогающий сформулировать тезис:
- Следовать цели: убедить читателя в правдивости или ложности рассуждений, высказываний.
- Прочесть и изучить достаточное количество литературы, чтобы составить нужный тезис.
- Выделить и использовать ключевые слова, без которых не сможет обойтись ни один текст и которые будут соответствовать теме проекта.
- Конкретизировать изложенные мысли. Общие формулировки рассуждений использовать нежелательно.
Каждый тезис должен подвергаться аргументации, то есть быть доказан или опровергнут. В качестве аргументов можно приводить ссылки на научные статьи, примеры из жизни, рассуждения авторитетных персон.
Советы родителям:
если вашему ребенку необходима помощь в написании сочинения, окажите ее. Не говорите «сиди и думай сам». Если школьник не знает, как сделать, то сам он ничего не придумает. Он будет только злиться на себя, ругать себя. Кончится все истерикой, глубоким чувством собственной неполноценности и абсолютным исчезновением любого желания писать сочинения дальше
Сядьте рядышком, обсудите произведение вместе, составьте план, наметьте общую канву изложения, подумайте, о чем именно можно написать, чтобы было интересно, на что обратить внимание, какой вывод сделать. Ребенку очень нужна ваша поддержка, чтобы чувствовать себя более уверенным. А со временем он и сам научится правильно и красиво рассуждать
Главное, показать ему в этом пример;
объясните ребенку, что писать нужно четко по плану, и соблюдая все требования учителя, иначе сочинение будет низко оценено;
старайтесь не писать сочинение вместо малыша, иначе он никогда не научится;
пишите сначала в черновик. Работа над сочинением, обычно, это не дело нескольких часов и даже – ни одного дня. Всегда требуются исправления, дополнения и коррективы. Зато потом можно с удовлетворением внимательно переписать сочинение в чистовик;
учите ребенка думать своей головой и писать исключительно свои мысли, а не пользоваться чужими.
А со временем он и сам научится правильно и красиво рассуждать. Главное, показать ему в этом пример;
объясните ребенку, что писать нужно четко по плану, и соблюдая все требования учителя, иначе сочинение будет низко оценено;
старайтесь не писать сочинение вместо малыша, иначе он никогда не научится;
пишите сначала в черновик. Работа над сочинением, обычно, это не дело нескольких часов и даже – ни одного дня. Всегда требуются исправления, дополнения и коррективы. Зато потом можно с удовлетворением внимательно переписать сочинение в чистовик;
учите ребенка думать своей головой и писать исключительно свои мысли, а не пользоваться чужими.
Кроме того, нужно знать, что Министерство образование и науки составило и закрепило ряд требований, которые предъявляются к школьным сочинениям:
- умение осмысливать факты, необходимые для написания сочинения
- способность наблюдать, выделять нужную информацию;
- выбор подходящих для темы и жанра слов, словосочетаний;
- построение предложений по законам грамматики;
- умение составлять план будущего произведения;
- организация написанного в соответствии с планом;
- соблюдение орфографических и пунктуационных норм языка.
Эти требования будут полезны родителям в качестве ориентира при написании школьных сочинений со своим ребенком.
Марина Таланина,
специально для сайта «Цветы жизни».
Лично для меня написание сочинений в школе было самым любимым заданием. Особенно в старших классах… Моя учительница после проверки сочинений всегда устраивала «разбор полетов», начиная с лучших работ. Мои сочинения практически каждый раз цитировались ею… что невероятно поднимало мой дух))) Поэтому важный совет: Хвалите детей за любые успехи! И тогда они будут писать еще лучше!
Говоря о сочинении, невозможно не вспомнить о сочинении сказок. В статье «Пять советов о том, как самому придумать сказку» я рассказала все самое интересное на эту тему.
Приятного творчества!
С теплом,
Людмила Поцепун.
Польза плана
Важно донести до ребенка мысль, что при отсутствии плана, изложение мыслей будет хаотичным и бессвязным, суть работы потеряется, все должно быть последовательно. Для того, чтоб малыш смог полностью раскрыть идею и тему заданного произведения, необходимо все структурировать, не упуская детали, к тому же, это позволит лучше осознать то, что было прочитано
Важно, чтоб в плане фигурировало вступление с аргументацией темы, основная часть, в которой описывается суть и заключительная, в которой ребенок делает свои выводы. Таким образом, малышу легче излагать, когда все разложено по полочкам.
На самом деле, когда есть план, задача ребенка облегчается во много раз. Фактически он уже видит, о чем должно быть написано в творческой работе, и дело остается за малым — изложить все на листке.
Словесный спринт
Это задание развивает фантазию и учит писать, не дожидаясь вдохновения.
Выберете тему, поставьте таймер на 5 или 10 минут и пишите! Если есть проблемы с темой, откройте любую книгу на 17 странице и найдите 6 строчку. Это будет вашей темой.
Пока идет время, важно не колебаться. Позвольте мыслям мчаться со скоростью гончих
Пишите с ощущением срочной необходимости. Перескочите через запреты, осветите каждую заблудшую, одинокую мысль в голове и позвольте ей вырваться на волю. Пропитайте страницы чернилами.
Словесный спринт предлагает вам выключить оценочное суждение, вступив в поток интуиции, к которому подключается высокоскоростное письмо.
Как писать сочинение ЕГЭ, применяя моторную память, или Метод для ленивых
Учитывая то, что сочинение — это текст с большим объемом слов, нужно приучать себя к письму. Здесь я расскажу про один из самых эффективных лайфхаков, который необходим для подготовки. Когда оставалось не так много времени до декабрьского сочинения, я решила посвятить его переписыванию всевозможных сочинений по нужным мне темам. Просто завела тетрадь и писала туда все, что найду, все аргументы, которые не могла привести сама.
Посвятив этому делу несколько дней, я подготовилась качественнее, чем когда пыталась писать сочинения сама. Именно тогда я поняла, насколько моторная память эффективна, просто надо научиться ею пользоваться.
Если вы хотите использовать моторную память, чтобы писать сочинение ЕГЭ на максимум, вот несколько простых правил:
- Заведите тетрадь только для сочинений.
- Выберите темы, которые больше всего вызывают у вас затруднения.
- Найдите по ним сочинения. Помните, что стоит переписывать сочинения с высокими оценками, чтобы лучше запомнить метод написания.
- Записывайте все, что вам понравится, но вдумчиво. Не стоит в это время слушать или смотреть что-то, погрузитесь в свое дело полностью. Представьте, как будто вы пишете диктант. В это время вы стараетесь написать правильно каждое слово. Я помню, о чем писала диктанты, даже если они были месяца два назад. Так и следует использовать моторную память!
Это очень просто, но отнимает большое количество времени. Тем не менее, я назвала такой подход «методом для ленивых». Дело в том, что по эффективности он не уступает обычному написанию сочинения. Переписывать гораздо легче, чем писать все самому. Но это ни в коем случае не должно заменить вашу собственную подготовку. Вы можете переписывать чужие сочинения, но на экзамене придется писать самостоятельно.
Надеюсь, что вам пригодилась эта информация. Я рассказала, как писать сочинение ЕГЭ, перечислила лайфхаки, которыми пользуюсь сама. Да, подготовка к сочинению — это адский труд для каждого. Но, если выработать план подготовки, всё возможно.
Этап 5. Пишем сочинение
После того, как составлен план и собран материал, приступаем непосредственно к написанию сочинения.
Пишем на черновик. Некоторые учителя не обращают внимания на оформление черновика
Между тем, это очень важно, ведь многие ученики пишут в черновиках так, как они писали бы уже готовое сочинение. Такой вариант не дает возможности корректировки и исправлений (если только орфографических ошибок). Можно предложить следующий прием:
Можно предложить следующий прием:
- Для черновика используются большие листы бумаги, или обычный лист, развернутый горизонтально. Лист сгибают пополам и сначала заполняют только левую часть. Правая остается свободным полем, куда будут вноситься правки, комментарии и корректировки. Лист заполняется только с одной стороны, оборотная остается свободной. Это нужно для того, чтобы ученик видел весь текст сразу.
- Для объемного сочинения можно и вовсе использовать несколько листов (по количеству пунктов плана). Так будет удобнее проследить логику повествования, правильно подобрать связующие, переходные предложения.
Работаем над введением. Чаще всего затруднение вызывает именно введение. С чего начать? Какое первое предложение написать?
Методисты советуют научить учеников оставлять введение «на потом», и писать его уже после того, как написана основная часть. Этот прием позволит составить грамотное введение, которое, действительно, будет задавать тему и тон всему сочинению.
Варианты вступлений:
Чтобы облегчить задачу, учитель может предложить варианты вступлений, которые используются чаще всего. Рассмотрим на примере темы «Что такое любовь? (по роману М. Лермонтова «Герой нашего времени»):
- Ряд вопросов по теме: Что такое любовь? Существует ли она? Всегда ли дарит только счастье? Эти вопросы рассматривает в своем произведении М. Ю. Лермонтов.
- Рассуждение о заглавии. Любовь. Объяснить это понятие однозначно невозможно, потому что это чувство многогранно. И для каждого человека любовь проявляется по-своему. Вот об одной стороне этого многоликого чувства и пишет М.Ю. Лермонтов.
- Диалог с собеседником. Задумывались ли вы о том, что такое любовь? Многие ответят, что любовь — это чувство, дарящее радость, счастье. Но всегда ли это так? Попробуем найти ответ, обратившись к роману М. Лермонтова «Герой нашего времени».
- Цитаты, пословицы, поговорки, отражающие идею сочинения.
- Краткая справка о писателе, поэте, художнике, либо о самом произведении.
- Описание собственного впечатления, сложившегося после прочтения произведения (просмотра картины, переживания случая и пр.).
То есть, вступление должно быть продиктовано смысловым центром сочинения и определять круг вопросов и понятий, которые будут рассмотрены в основной части.
А начинать лучше с… заключения. Здесь работает «правило Штирлица»: в памяти остаются только последние слова. Обычно при написании сочинения на завершающем этапе голова уже перегружена, и редко удается написать яркую концовку. А оценивается правильный и грамотный вывод очень высоко. К тому же, это позволит еще раз уточнить тему сочинения и еще раз соотнестись с планом — на те ли вопросы будут даваться ответы, правильно ли выбраны примеры и цитаты.
В школьной методике есть великолепное упражнение, которое помогает учить написанию заключения. Это всем знакомые упражнения, в которых предлагается закончить рассказ. Рассказ обычно дается событийный. А если предложить закончить текст описания, рассуждения? Этот прием помогает выработать навык краткости, лаконичности вывода и, собственно, написания концовок.
5 шагов для любого текста
Вот алгоритм, который подойдет практически для любого текста.
Шаг 1. Сформулируйте тему и цель текста. Ничегошеньки больше не делайте, пока нет ясности с этим. О чем конкретно будет текст? Для кого он? Чего вы хотите достичь с его помощью?
Шаг 2. Перед тем как писать текст, вспомните или найдите яркие факты, интересные подробности по теме. Без интересных деталей текст будет пустым и безжизненным. Есть ли у вас примеры, личный опыт, кейсы, наблюдения по теме? Запишите их заранее, тезисно. Потом они помогут сделать текст убедительнее.
Шаг 3. Составьте план поста вот из этих элементов.
— Вступление. Обычно короткий абзац (здесь можно использовать какой-то цепляющий факт — для привлечения внимания). — Основная часть. Это основной блок текста (продумайте, как раскроете тему, сформулируйте и обоснуйте ключевую мысль). — Заключение. Обычно короткий абзац (здесь будет вывод — какой? — и призыв читателя к действию).
Шаг 4. Теперь напишите текст. Обычно после проработки пунктов 1, 2 и 3 особых сложностей с этим уже не возникает. Вначале новый алгоритм покажется более трудоемким, чем написание текста «как придется». Но с ним тексты на самом деле получаются быстрее и интереснее.
Именно эта последовательность действий помогает, когда в голове много мыслей, но непонятно, как их все выстроить в текст
Четкое понимание цели текста важно, чтобы пост был эффективен. План текста, который вы делаете в первую очередь, помогает сумбур в голове превратить в стройное повествование на бумаге
Подборка фактов делает пост цепляющим.
Основные виды
Различают три основных направления данного типа творческих работ.
- Рассуждение. Данный тип сочинения считается одним из самых сложных. Ребенок должен правильно сформулировать главную идею и тезис, после этого предоставить свои доказательства и подвести итог в виде заключения. К такому типу относят такие жанры:
- обзоры,
- отзывы,
- сочинение на свободную тему,
- эссе.
Описание. Такой тип сочинений представляет собой переход от общих моментов к частным
Важно правильно подобрать художественные средства. Данный тип в себя включает:
- описание пейзажа, героев,
- сочинение по картине,
- описание интерьера.
- Рассказ или повествование. Обязательным условием является присутствие завязки, за ней следуют кульминация, а заканчивается все развязкой. Такие работы представляют собой описание какого-то действия или события.
Варианты написания
Если вам интересно, как научить ребенка писать сочинение (2 класс), то можно пойти разными путями. Главное, это регулярные тренировки и использование для своих целей различных источников для написания работы. А какие вообще могут быть способы написания и типы сочинений, независимо от возраста ребенка?
Сочинение – миниатюра. Является тренировочным вариантом, потому как писать ее недолго и не нужно много думать над темой. Такие сочинения представляют собой тезис, за которым следует ответ. То есть ребенок должен написать главную идею произведения, и в чем она проявлялась. Для ученика 4 класса достаточно написать полстранички текста.
Сочинение – описание. Представляет собой характеристику какого-то образа, например, персонажа, с детальным описанием внешности и личных качеств. Включает три части, каждая начинается с новой строки.
Сочинение – изложение. Всегда состоит из двух частей. Первая включает приблизительный, краткий пересказ текста, а вторая – мнение ребенка о прочитанном. Обязательно присутствие вывода.
Сочинение по рисунку
Такой вид идеально подходит для ученика 1 класса
Ребенку предоставляется возможность описать все предметы на переднем и заднем плане, с одного боку и с другого, обратить внимание на детали, высказать свои эмоции на основании увиденного, передать свои чувства
Важно, чтоб в сочинении присутствовало введение, потом следовала основная часть, и заканчивалось оно заключением.
Сочинение по литературе
Мама может взять любую книгу, лучше такую, какая может заинтересовать сына или дочь. Читает ребенку произведение и предлагает поработать над ним. Но не забывайте о составлении плана и приведении цитат из текста.
Сочинение – рассуждение
Состоит из вступления, в котором приводятся тезисы и аргументы, в основной части – примеры, подтверждающие вышеизложенные предположения, в заключении – мысли школьника касательно темы, представленной в работе
Но не забывайте о составлении плана и приведении цитат из текста.
Сочинение – рассуждение. Состоит из вступления, в котором приводятся тезисы и аргументы, в основной части – примеры, подтверждающие вышеизложенные предположения, в заключении – мысли школьника касательно темы, представленной в работе.
Требования
Какие навыки и умения должно в себя включать написания данного вида работ?
- Способность ребенка осмыслить материал, необходимый для создания сочинения.
- Умение выделять важную информацию из большого потока.
- Знания о том, как подбирать подходящее словосочетание или слова с учетом заданной темы и жанра.
- Способность писать план и понимание необходимости его составления.
- Умение правильно составлять предложения с учетом основ грамматики.
- Понимание того, как необходимо писать сочинение, основываясь на пунктах плана.
- Навык письма без ошибок.
Для чего нужно уметь писать сочинение
Этот вопрос довольно часто задают не только сми дети, но и их родители, считая, что для современного мира это не очень актуальный навык
Вместе с тем умение грамотного составления текста важно не только для получения хороших отметок в школе, но и для формирования творческой личности. Ведь в процессе создания авторской работы ученику прививается уважение к литературе. Это дает возможность значительно расширить словарный запас школьника, научить его корректно оперировать усвоенной лексикой, а также прививает стремление читать не только «потому что задали на уроке», а из побуждений искреннего интереса
Это дает возможность значительно расширить словарный запас школьника, научить его корректно оперировать усвоенной лексикой, а также прививает стремление читать не только «потому что задали на уроке», а из побуждений искреннего интереса.
Кроме того, умение писать сочинение – отличный мотиватор к личным размышлениям. Получая полную свободу самовыражения, ребенок получает возможность высказаться на интересующую его тему без ограничений. Иными словами, рассказывая своему сыну или дочери, как писать сочинения, вы сможете в конечном результате научить их говорить и мыслить по-взрослому. Также постоянная практика в этом направлении дает почти полную гарантию того, что ваш ребенок вырастет грамотным человеком, и при создании любого текста он не будет допускать десятки грамматических и пунктуационных ошибок.
Советы профессиональных педагогов
Оценивая сочинения школьника, педагог определяет уровень владения литературным языком, широту кругозора, умение дать объективную оценку событиям, сделать собственные выводы. Техника обучения этому зависит от возраста:
- Воспитанников младших классов следует учить в игровой форме. Можно договориться писать предложения по очереди, вместе обсуждать каждое из них. Со временем ребенку будет легче проявлять свои мысли, фантазировать. Он сможет писать интересные, легкие и структурированные тексты.
- Помощь старшеклассникам заключается в обсуждении деталей работы со взрослыми. Можно проговорить, каким будет вступление, основной текст и заключение, выслушать идеи друг друга, найти компромисс. Старшие школьники могут самостоятельно анализировать свои работы, оценивать их стиль, вносить коррективы.
С чего следует начать
Первое, что очень важно при написании изложения, – это знание предмета. Тяжело писать о том, чего совсем не понимаешь или просто незнаком
Поэтому темы сочинений в школе подбираются соответственно тому, что дети проходят
Тяжело писать о том, чего совсем не понимаешь или просто незнаком. Поэтому темы сочинений в школе подбираются соответственно тому, что дети проходят.
Это же касается и требованиям к сочинению. Начальный класс – это простое описание предметов, события или окружающей природы. При этом задание не состоит в простом перечислении предметов, но и украшении их красочными эпитетами.
Постепенно, по мере взросления, расширяется и словарный запас, поэтому сочинение в старших классах уже будет более сложным, и требования к нему будут значительно выше.
Так, ученик, должен уметь формировать сложные предложения, описывать предметы более красочно, сравнивая и оценивая, уметь выражать свое мнение и аргументировать его по тому или иному вопросу
Очень важно учитывать эти критерии, и в зависимости, в какой класс ходит ребенок, формировать и следить за его развитием
План сочинения – это первое, на что должен быть сориентирован ученик. Начните с того, что сформируйте на листе бумаги или в голове краткий план того, о чем вы будете писать в своей работе. Он поможет правильно собрать мысли и в логической цепочке по нему выстроить текст.
Если малыш ходит в начальный класс, и это его первое изложение, то обычно учителя дают примерный план написания. И вам нужно просто его придерживаться. В дальнейшем ученик должен составлять его самостоятельно. Структура любого текста состоит из трех основных частей (вступление, основная часть, заключение).
При этом средина текста может быть разделена на несколько подпунктов.
Во вступлении обычно указывается, почему взята эта тема для написания сочинения, а в заключении делается краткий вывод.
Эти основные правила написания сочинения разъясняются детям довольно рано и становятся им понятными на примерах, поэтому постарайтесь на любом тексте объяснить ученику, где именно находится тот или иной раздел.
- Дайте возможность ребенку самому написать и развиваться самостоятельно. Никогда не пишите сочинение сами. Ваша задача состоит в подсказках и направлении мыслей в нужное русло. После написания можно подправить текст, но и здесь лучше, чтобы ребенок сам понимал и исправлял свои ошибки.
- Используйте черновик. Сочинение – это творческий подход малыша, и написать его чисто сразу не получится. Кроме того, психологами доказано, что при написании в чистовик ученик концентрируется на желании не допустить ошибок и помарок, совсем забывая о структуре и теме самого текста.
Только после вычитки и исправления всех возможных ошибок, можно переписать с черновика в чистую тетрадь. Приучайте к этому ребенка еще с начальных классов.
Как написать сочинение-повествование
Под сочинением-повествованием понимается мини-рассказ.
Повествование описывает последовательность действий, событий. Написание такого вида сочинения подразумевает ответ на ряд вопросов: кто? где? когда? что делал? как?
Сочинение-повествование пишется по следующей схеме:
- вступление, в котором обозначаются место и время действия;
- завязка, т.е. начало основных событий повествования;
- кульминация, самый напряженный момент сюжета;
- развязка, т.е. выход из сложившейся ситуации;
- заключение.
Выбор события, о котором будет вестись повествование, является ключевым моментом для сочинения. Это может быть как реальная история, так и придуманная. Сформулируйте тему и основную идею, это позволит грамотно выстроить рассказ.
Далее составляется план, обозначаются основные сюжетные моменты, завязка, кульминация, развязка и заключение.
Пример сочинения-повествования вы найдете здесь.
Особенности сочинений на ОГЭ и ЕГЭ
Сочинение является обязательной частью государственных итоговых аттестаций — ОГЭ и ЕГЭ. На ОГЭ школьников ждут небольшие сочинения-рассуждения. Одиннадцатиклассникам же предстоит написать итоговое сочинение для допуска к единому государственному экзамену. Кроме того, сочинения включены в ЕГЭ по русскому языку, литературе, обществознанию и истории.
<<Перелинковка>>
Отличия сочинения от эссе и изложения
Сочинения часто путают с эссе, однако эти виды работ различаются целью, структурой и стилистикой написания.
Школьное сочинение предполагает довольно жёсткую структуру, обязательную аргументацию авторской позиции и сдержанный, повествовательный тон. Задача сочинения — научить школьника формулировать на письме свои впечатления, излагать мысли в логической последовательности, анализировать художественную литературу, делать выводы и обобщения.
Эссе — это художественное произведение, отражающее субъективную позицию автора по поводу некого события, проблемы или явления. Его структура может быть произвольной, мнение автора не обязательно подкреплено аргументами, а в тексте могут использоваться любые средства художественной выразительности, включая риторические вопросы и фразеологизмы. Кроме того, эссе не обязательно заканчивается выводом.
С сочинением не стоит путать и изложение. Оно представляет собой письменный пересказ текста, сжатую и сокращённую интерпретацию услышанного или прочитанного и не предполагает рассуждений. Задача изложения — проверить, насколько хорошо ученик способен запоминать и воспроизводить полученную информацию.
<<Форма семейного образования>>
7 абзац. Заключение
Для заключения в сочинении на ЕГЭ 2024 года достаточно одного предложения. Не следует пугаться смысловых повторов, но по возможности следует избегать тавтологии. Для этой задачи подойдут синонимы и синонимические конструкции. Задача этого абзаца – подытожить вышесказанное и подтвердить, что вам удалось полностью раскрыть заявленную проблему.
Речевые клише для написания заключения:
- Таким образом, можно сделать вывод, что…
- Подводя итоги сказанному, можно сделать вывод…
- В заключение мне хотелось бы сказать…
- Стоит отметить, что…
- Думаю, автор хочет, чтобы читатель понял…
- В заключение можно сказать, что…
- Итак, этот текст заставил меня еще раз убедиться…
- Таким образом, автор стремится убедить нас в следующем…
11 советов, как написать хорошее итоговое сочинение в 11 классе
До экзамена
- Проведите ревизию своих знаний литературных произведений. Вспомните их содержание, героев, идею, конфликт, развязку, выводы критики, выпишите подходящие тезисы.
- Ознакомьтесь с темами работ прошлых лет. Проанализируйте принцип их подбора. Определите, какие из них вам больше нравятся или вы к ним лучше подготовлены.
- Найдите в интернете тексты хороших, «правильных» сочинений. Изучите их структуру, содержание, стиль изложения, правильность построения текста, глубину раскрытия темы. «Разберите» каждый текст по частям, чтобы понять из чего он состоит.
- Выберете себе одну из тем и попробуйте написать по ней сочинение, не заглядывая в оригинал. Сравните результаты. Определите свои «минусы». Повторите это с разными темами.
Во время экзамена
- Внимательно прочитайте предложенные темы. Спокойно оцените уровень вашей подготовленности к каждой из них. Поймите, какая из них вам ближе. Сделайте свой выбор.
- Составьте план сочинения по принципу «скелет»+ «одежда» для скелета.
- Вспомните цитаты, которые подходят для выбранной темы, запишите их, чтобы не забыть. Оформите в словесную форму собственные тезисы.
- Составьте примерный тайминг этапов работы. Оставьте время на проверку ошибок.
- Не торопясь, начинайте собирать сочинение по частям.
- Написав, сравните вступление и вывод, Является ли последний следствием первого, или вы отклонились от темы? Дополните или сократите текст.
- Перепишите черновик аккуратно и без ошибок.
Отдыхайте и ждите результатов — вы проделали большую работу!