Как научить ребенка складывать и вычитать

Абстрактный счет

Абстрактный счет подразумевает, что малыш уже не сопоставляет число «пять» с количеством определенных предметов, видя их перед собой. Он уже видел множество «образов» этого числа: пять точек на кубике, пять мячиков, пять пирожков. Чтобы перейти от пальцев к цифрам, ребенку нужен разнообразный опыт предметного счета, чтобы он много раз убедился, что 2+2 — это всегда 4, будь то шарики или машинки. Это позволит перейти к решению простых примеров.

Осваивая абстрактный счет, малыш также может прибегать к помощи пальцев: сначала показывать исходное значение, а затем добавлять или убирать определенное количество пальцев и пересчитывать результат. Это совершенно нормально, поскольку со временем эта пальчики будут использоваться все реже и реже, пока ребенок автоматически сможет совершать простые операции на сложение и вычитание.

Развить навыки абстрактного счета помогут такие обучающие игры: «Этажики», «Фрукто 10», «Проныры» и «Турбосчет». А настоящим подарком дошкольнику станет яркая коробочка «Котомаркет», с которой можно учиться считать, играя в любимый магазин!

Упражнения на счет в уме

Чтобы быстрее и эффективнее учиться устному счету, а конкретно — счету в уме, будущим первоклассникам нужно регулярно заниматься. Многие родители проводят дома полноценные занятия, а иногда даже нанимают репетитора. Однако в большинстве случаев необходимости в таком серьезном подходе нет. Достаточно просто выполнять простые упражнения на счет, которые помогут малышу в освоении навыка.

Ходим за покупками. Перед выходом из дома расскажите ребенку о том, что нужно купить, например, 5 наименований продуктов. Попросите его следить за покупками — считать купленные товары и держать счет в уме. Спрашивайте в процессе шопинга, сколько еще наименований осталось купить, чтобы малыш тренировал не только память, но и вычисления в уме.
Номера машин. Это упражнение идеально для быстрого счета. Ребенку нужно складывать и вычитать числа на госзнаках автомобилей. Например, вы увидели номер 923. Предложите малышу сложить все числа: 9 + 2 + 3.
Используйте учебные материалы. Отличным помощником в освоении навыка счета в уме станут всевозможные задачки, которые можно найти в интернете или задачниках для дошкольников

Обычно задания представлены с рисунками и стишками, что очень важно для ребенка, так и норовящего отвлечься на более веселые занятия, чем математика.

Естественно, у каждого родителя свой взгляд на то, что должен уметь будущий первоклассник. Кто-то уже до поступления в первый класс осваивает с малышом умножение и деление, а кто-то полагается на школьных преподавателей и не занимается с ребенком дома. Однако в каждом конкретном случае следует учитывать особенности ребенка — не требовать от него математических сверхспособностей, но и позволять ему слишком расслабляться перед началом школьной жизни. В любом случае, детские творожки в рационе вашего ребенка помогут ему получать полноценный рацион для плодотворной учёбы.

А ваш ребенок уже научился считать в уме? Какие упражнения и методики вы бы посоветовали другим родителям? Поделитесь своим опытом в комментариях.

Несколько полезных советов

О чем нужно помнить в процессе тренировки устного счета?

  1. Продолжительность занятий. Каждый «урок» должен длиться не более 10 минут. Можно проводить такие занятия 2-3 раза в день, например, после завтрака в обед и вечером (но не перед сном). Главное, ориентироваться на желание чада. Ни в коем случае нельзя учить чему-то насильно.
  2. Сложность. Не нужно давать слишком сложных заданий. Невозможность решить задачу может быстро свести на нет весь интерес крохи к учебе.
  3. Закрепление пройденного. Повторение – мать учения. Это действительно работает, особенно с детьми. Главное не забывать про игровую форму.

Чем комфортнее будет ребенку заниматься, тем быстрее появятся результаты.

Учимся считать в уме (методики)

В настоящее время практически в каждой семье есть современные гаджеты, которые, помимо большого количества возможностей, еще и считают. Может показаться, что умение считать в уме уже вовсе не актуально. Однако устный счет хорошо тренирует память, интеллект, к тому же часто возникают ситуации, когда просто нет времени доставать смартфон. Мы познакомим вас с несколькими методиками счета в уме.

Ментальная арифметика Соробан. Эта методика по обучению счету берет свое начало в древней Японии. В ней нет ничего общего со счетом в столбик, к которому мы все привыкли. Инструмент, на котором производятся подсчеты, называется абакус. Дети, учащиеся считать на нем, в последствии мысленно представляют себе косточки абакуса и легко производят математические действия даже с двух и трехзначными числами. Малыши дошкольники занимаются по данной методике не более часа два раза в неделю, а также 15-20 минут дома каждый день.

Тренируясь по этой методике, ребенок задействует оба полушария головного мозга, что позволяет уже спустя два-три месяца хорошо считать в уме. А если до этого ребенка не учили считать другими способами, результат вы заметите еще раньше.

Также существуют простые методики, в основе которых лежит доведение до автоматизма простых алгоритмов. Рассмотрим пример прибавления чисел 7,8,9. Для начала любое из них нужно округлить до 10, а затем вычесть из полученного числа то, что прибавили. Чтобы прибавить к двухзначному числу 8, нужно сначала прибавить 10, а затем из полученного результата вычесть 2.

35+7=35+10-3=42;

68+9=68+10-1=77.

Подобным образом можно складывать и двухзначные числа. Если последняя цифра двухзначного числа больше пяти, стоит ее округлить, а потом вычесть добавленное число.

38+26=38+30-4=64;

77+17=77+20-3=94.

Когда же последняя цифра прибавляемого числа, наоборот, меньше пяти, то лучше складывать по разрядам, то есть сначала складывать десятки, а потом единицы.

65+32=65+30+2=97

Если поменять местами слагаемые, то тогда нужно цифру 65 округлить до 60 и потом прибавить 5.

32+65=32+60+5=97

Устное сложение трехзначных чисел. Оказывается и трехзначные числа складывать в уме не так уж сложно, нужно всего лишь разобрать их на разряды: сотни, десятки и единицы и поочередно плюсовать.

568+426=(500+400)+(60+20)+(8+6)=994.

Также просты и методы вычитания трехзначных чисел, которые тоже можно выполнять по порядку: сначала сотни, потом десятки и уж потом единицы:

844-597=844-500-90-7=344-90-7=254-7=247,

А с двухзначными все еще проще. Мы все также округляем вычитаемое до десятков или сотен, а затем прибавляем разницу. Вот пример:

93-8=93-10+2.

7 эффективных методик обучения детей устному счёту

Dobo Kristian/Shutterstock.com

1. Опора на состав числа

Для того чтобы было проще справляться с математическими операциями, нужно знать, из чего состоит число. Например, число 7 состоит из чисел 5 и 2, чисел 3 и 4, чисел 6 и 1.

Если необходимо сложить 9 и 7, то проще это сделать таким образом:

  1. Первое слагаемое дополнить до 10 (помня, что 9 + 1 = 10).
  2. Из второго слагаемого вычесть 1 (помня, что 7 – 1 = 6).
  3. Сложить два полученных числа (10 + 6 = 16).

Запомнить состав числа ребёнку помогут:

  • раскладывание пуговиц, бусинок, шариков или других мелких предметов в несколько тарелок;
  • упражнение «Домик»: расселить указанное число гномов в два домика;
  • раскрашивание кружков до заданного числа;
  • упражнение «Домино»: необходимо дорисовать нужное количество точек, чтобы получить заданное число.

2. С применением вычислительных приёмов

К так называемым вычислительным приёмам в математике относятся:

  • присчитывание (5 + 3 = 5 + 1 + 1 + 1 = 7 + 1);
  • «перепрыгивание» (если к числу прибавить 2, это значит, что нужно «перепрыгнуть» через два числа, которые стоят после него; если отнять 2 — «прыжок» должен быть в другую сторону);
  • присчитывание частями (позволяет быстрее решить арифметическую задачу:
    34 + 8 = 34 + 6 + 2);
  • перестановка слагаемых (позволяет наглядно увидеть, что проще к большему числу прибавить меньшее, а не наоборот: 5 + 67 = 67 + 5).

Чтобы ребёнок запомнил все приёмы, необходимо тренироваться в решении математических задач каждый день.

3. Заучивание таблиц

Этот метод основан на запоминании таблиц сложения, таблиц умножения и т. п.

Составляется таблица, включающая в себя математические примеры с цифрами от 1 до 9. Ребёнок знакомится с её принципом работы, запоминает и пользуется ею, когда нужно осуществить математические операции в уме.

Для лучшего запоминания таких таблиц можно использовать раскраски, стихи, песенки, интерактивные игры.

Также можно сочинять короткие стихи или рифмованные считалки самим. Например: «Два на три будет шесть, нам с тобой слона не съесть», «Шестью семь сорок два — закружилась голова», «Пять на семь тридцать пять — мы с тобой идем гулять» и т. д.

4. Методика Монтессори

Мария Монтессори — итальянский педагог, создавшая уникальную методику развития умственных способностей детей. Она основана на использовании в обучении разнообразного красочного материала.

Так, обучая детей навыкам счёта по методу Монтессори, родители могут использовать монеты, цветные брусочки, кубики или камушки.

Например, выбрать, из каких более мелких монет состоит монета в 10 рублей. Или разложить цветные бруски по мере увеличения длины, а потом посчитать, из скольких отрезков они состоят.

Основной принцип методики заключается в подключении тактильных ощущений, благодаря чему ребёнок быстрее осваивает математические операции с числами.

Узнайте больше о методике в статье «Помоги мне сделать это самому»: развитие ребёнка по системе Монтессори.

5. Методика Домана

Гленн Доман, американский врач-нейрофизиолог, пропагандировал раннее и гармоничное развитие ребёнка. Согласно его методике, для обучения ребёнка счёту используются специальные карточки, на которых изображены красные точки в разном количестве.

На первом этапе обучения взрослый показывает малышу карточки с цифрами от 1 до 10.

Далее с помощью этих же карточек происходит освоение математических операций сложения, вычитания и т. д.

6. Методика Полякова

Согласно методике Сергея Полякова, детей сначала обучают счету до 10 и отрабатывают все операции сложения и вычитания с цифрами от 0 до 9. Затем обучение продолжается на двузначных числах.

С детьми до пяти лет предлагается использовать для обучения коробку и цветные кубики. Взрослый объясняет ребёнку, что коробка — это дом, а кубики — это жильцы. Затем осуществляет операции сложения (к одному жильцу пришли гости) и вычитания (гости ушли) с кубиками в пределах 10. После того как ребёнок всё это освоит, взрослый приступает к двузначным числам, также опираясь на наглядность (кубики).

7. Ментальная арифметика

Ментальная арифметика основана на развитии обоих полушарий мозга. Обучение счёту на занятиях происходит с помощью специальных счёт, которые называются абакус и соробан.

После того как ребёнок научится считать на счётах, его обучают счёту в уме, а также используют упражнения на развитие логики и внимания.

Такой метод обучения потребует от ребёнка немалого терпения.

Как научить ребенка складывать и вычитать

Дети должны ежедневно практиковаться в сложении и вычитании. Есть много возможностей обучать сложению и вычитанию, а также решению простых математических задач в течение дня. Эти возможности должны быть реализованы по мере их появления в повседневных ситуациях, таких как покупки в магазине, сервировка стола, складывание одежды и т. д.

Используйте счетный материал и другие подходящие инструменты, чтобы помочь детям решать задачи на практике. Приведенные ниже упражнения помогут развить понимание и овладеть навыками сложения и вычитания. Вы можете использовать их в неизменном виде или адаптировать к своим потребностям.

Есть много способов сложения и вычитания, которым следует обучать детей раннего возраста. Изучение различных методов помогает им выбирать, что им подходит в данный момент. Пока дети маленькие, они, как правило, используют собственные пальцы для решения примеров. По мере того, как они совершенствуют освоенные и изучают новые способы, они развивают математические навыки и реже нуждаются в математических инструментах.

Варианты счётных инструментов:

  1. Счетный материал – инструмент без которого не обходятся ни воспитатели, ни учителя начальных классов, обучая детей математике. Двухцветные элементы полезны для решения примеров из двух чисел.
  1. Таблица с числами от 1 до 100 — это универсальный инструмент, имеющий множество применений. Её можно легко использовать для решения примеров.
  1. Числовые линии — еще один важный инструмент, которым должны овладеть дети. Используйте его для быстрого решения примеров, перемещаясь вперед или назад, чтобы найти ответы.

Задания и игры на сложение и вычитание

  1. Играйте в боулинг с вычитанием. Установите десять кеглей (или пластиковых бутылок) и используйте шар, чтобы сбить их. Записывайте примеры вычитания, чтобы представить, что осталось (например, 10 – ? = ?).
  1. Используйте тарелку с разделителями на части и небольшие предметы, чтобы попрактиковаться в решении примеров. Ребенок может пересчитывать и складывать предметы в разные секции и перемещать их, чтобы найти ответ. Это идеальный способ научить и показать метод «часть + часть».
  1. Изучайте сложение и вычитание с помощью колоды карт. Каждый из игроков переворачивает две своих карты, игрок с большей суммой (вариант: большим числом разности) забирает все выложенные карты. Играйте, пока один из игроков не заберёт все карты.
  1. Игры с кубиками — это просто и эффективно! Ребенок бросает два кубика и складывает или вычитает количество выпавших на них точек. Если использовать кубики большого размера, можно получить больше удовольствия от процесса.
  1. Предложите ребенку решать примеры, выбирая и фиксируя правильный ответ бельевой прищепкой. Научите его делать проверку сложения вычитанием (вычитая каждое из слагаемых из числа, на котором закреплена прищепка).

Счет до 100

Научиться быстро считать в уме до 10, 20 смогут дети в пять лет. А вот как научить ребенка считать до 100 в этом возрасте знают не все родители. Да, маленький дошкольник может испытывать трудности в процессе овладения новыми знаниями, тем более цифра сто предусматривает огромное количество других, одна мысль о которых повергает в шок не только детей, но и их родителей. На самом деле сложностей можно избежать и научить считать дошкольника до 100 без труда, выбрав правильный подход.

Учимся считать до 100:

  • Самый простой способ объяснить детям что такое «100» – это привести пример десятков, из которых оно состоит (10, 20…90). При этом нужно рассказывать и о том, что между десятками есть еще и единицы. Дошкольник, считающий от 1 до 20, будет это знать.
  • Каждый день малышу нужно ставить конкретное задание – изучение новых цифр. Ограничиться можно десятью. При этом повторение должно проводиться от 1 и до цифры, которая была выучена позже всех.
  • После каждого выполненного задания в виде освоения новых цифр, можно проводить контрольные игры. Например, написав числовой ряд, пропустить в нем несколько значений, которые малыш должен определить. Пересчитывать можно и любые предметы, которые его окружают.
  • Счет до 100 для детей – это невероятное достижение, за которое их обязательно необходимо хвалить и поощрять, ведь это самый сильный стимул для достижения больших высот.

Как научить ребенка решать примеры

Малыши хорошо усваивают все, что вызывает у них положительные эмоции. Родители должны постараться сделать занятия максимально увлекательными. Придумывайте задачи с цифрами, рисунками в игровой форме. Сначала освойте примеры до десяти, потом – двадцати и т.д. Детально разберите термин «состав числа».

В пределах 10

Легкие задания малышу можно предлагать уже в 2-3 года. Сначала можно научить ребенка считать в уме до 5, затем до 10. К 4-м годам задания можно усложнить

Важно, чтобы к этому возрасту ребенок понимал значение понятий «больше», «меньше», «поровну». Примеры заданий:

  1. «У Алисы 2 яблока, а у Кристины – 3. У кого из девочек больше фруктов? У кого меньше?».
  2. «У тебя два печенья. Одно ты отдал папе. Сколько печенек у тебя осталось?».
  3. Разложите перед ребенком 5 карандашей. Попросите малыша убрать два, посчитать, сколько осталось.

В пределах 20

Переходить к примерам следует, когда ребенок уверенно считает до 10. Для наглядности используйте предметы. Примеры заданий:

  1. «Девять карандашей решили подружиться с 5 фломастерами. Сначала они познакомились с одним. Сколько получилось (9+1=10)? Затем они подружились с оставшимися фломастерами (4). Сколько всего предметов получилось (10+4=15)?».
  2. «У Тани было 12 конфет. Сначала она отдала подруге Кате 2 штуки, а потом еще столько же. Сколько конфет осталось у Тани (12-2=10, 10-2=8)?».

Как объяснить ребенку состав числа

Понимание этого момента очень важно для навыка счета. Объяснить ребенку состав числа тяжело, ведь ему нужно запомнить порядка 50 комбинаций, а потом свободно оперировать ими

Чтобы он быстрее освоил материал, предложите такие задания:

  1. Разложите указанное количество предметов на две тарелки и перемещайте их, создавая разные сочетания.
  2. Пусть ребенок на основе предыдущего задания дополняет число до нужного и наоборот.
  3. Зарисовывайте домино.
  4. Закрашивайте ячейки, на которых записан состав изучаемого числа.
  1. Довести первое слагаемое до 10 (вспоминая, что 10 состоит из 8 и 2).
  2. Понять, сколько еще нужно добавить. За основу берется то, что 7-2=5.
  3. Посчитать, что 10 прибавить 5, будет 15.

Пример вычитания с доведением до 10:

  1. Чтобы вычесть 9 из 16, сначала отнимаем 6. Получаем 10.
  2. Вспоминаем, что состав числа 9 – 6 и 3.
  3. Вычитаем из 10 – 3, основываясь на том, что 6 мы уже вычли. Получаем в итоге 16-9=7.

Освоив понятие состава числа, ребенок в дальнейшем научится:

  • понимать, что результат сложения или вычитания разных чисел может быть одинаковым;
  • складывать и вычитать в пределах 100 и 1000;
  • определять разрядный состав числа;
  • выполнять действия с каждым разрядом по очереди.

⇡#Palm PVG100

  • Операционная система: Android 8.1 Oreo.
  • Дисплей: 3,3 дюйма, IPS, 720 × 1280.
  • Платформа: Qualcomm Snapdragon 435 (4 × Cortex-A53, частота 1,4 ГГц и 4 × Cortex-A53, частота 1,1 ГГц).
  • Оперативная память: 3 Гбайт.
  • Флеш-память: 32 Гбайт.
  • Камера: 12 Мп.
  • Две SIM-карты, нет разъема для карты памяти.
  • Емкость аккумулятора: 800 мА·ч.

Почему стоит покупать: самый маленький смартфон в мире.

Что может остановить: мало памяти, нет слота расширения памяти, нет NFC, слабенький процессор, ничтожная автономность, скоро пропадет из продажи.

Самый странный смартфон на рынке. Миниатюрный гаджет, который кажется игрушкой, а оказывается вполне полноценным смартфоном с достаточно удачно приспособленным для работы на маленьком экране интерфейсом.

Масса недостатков (от слабой производительности до никакой автономности) при очень высокой цене (на старте он стоил 30 тысяч рублей) прибили перспективы этого «смартфона для цифрового детокса», но на финише своего цикла он, возможно, имеет некоторый смысл — за 18 тысяч, которые он стоит сегодня, это все еще выглядит дикой покупкой, но уже не настолько дикой, как раньше. Зато ни у кого такого точно не будет.

Альтернатива: нет у этого малыша никаких альтернатив.

Решаем правильно примеры в пределах 20

На этом этапе обучение несколько усложняется. Однако, если ребенок уже освоил простые математические действия в пределах от 1 до 10, особых трудностей обычно не возникает.

Сначала обучаемый должен выучить цифры от 11 до 20, а также познакомиться с таким понятием, как «десяток». Проще всего это делать при помощи кубиков, выкладывая их рядами. Пусть в одном будет 10 и во втором столько же.

Рассмотрим несколько популярных техник или как научить ребенка быстро считать в уме в пределах 20.

Обучение счету при помощи вычислительных приемов

На первых порах можно объяснить ребенку, что при сложении или вычитании цифры «перепрыгивают», например, «10+2» — было 10, лягушка перескочила через 2 кочки, попала на 12.

Также нужно показать ребенку следующие приемы:

  • перестановка. То есть если задан пример: «2+16», то гораздо легче поменять цифры местами в уме, получив «16+2»;
  • просчет частями. Например: «8+6». 8 можно «разбить» на 4 и 4, тогда 4+6=10, а 10+4=14. Особенно этот прием помогает, когда нужно складывать и вычитать более сложные примеры, состоящие из двухзначных цифр;
  • поиск самого легкого варианта подсчета. Пример: «14+3-4». Гораздо проще сначала от 14 отнять 4, а потом уже к 10 прибавить 3.

Подсчет при помощи кубиков

Лучше осваивать в несколько последовательных этапов:

  1. задача: выстроить ряд из 10 элементов, затем добавлять по 2, 3 и т.д. кубика (поочередно). Это позволит закрепить цифры второго десятка и освоить самые простые примеры;
  2. также можно показать, как складывать десятки. Например, в 1-м ряду выложить 13 кубиков, а в другом — 14. Сначала нужно объяснить, что складываются десятки, получается 20, а затем 3+4=7, а все вместе будет: 20+7=27.

К вычитанию (можно использовать любую из техник) стоит переходить тогда, когда хорошо освоено сложение.

Как правильно научить ребёнка считать столбиком

Когда числа до 100 освоены, встаёт вопрос, как научить ребёнка считать столбиком? Объясните, что в сложении и вычитании все действия с цифрами происходят по разрядам: десятки с десятками, единицы с единицами. Например: 31+12, тройка складывается с единицей, единица с двойкой. 

Как научить ребёнка первого класса считать в столбик? Для того чтобы упростить процесс, можно воспользоваться тренировочными упражнениями — записывать числа друг под другом, например, внизу число 6, вверху число 12

Важно объяснить ребёнку, что цифра 6 должна стоять под цифрой 2, а не 1, так как относится к единицам

Начните с простых примеров, где цифры при сложении образуют число меньше 10

Дальше можно переходить к примерам посложнее: 25+16, в этом случае сложение единиц даёт число 11, важно объяснить ребёнку, что под чертой равно к единицам нужно записать цифру один, а вторую цифру запомнить и добавить к десяткам, получится 2+1+1=4. . В случае с вычитанием нужно также начать с простых примеров, постепенно переходя к более сложным. Например: 25-16, в столбике, где стоят единицы, 5 меньше 6, объяснить ребёнку, что в этом случае мы как бы «занимаем» у десятков единицу

Например: 25-16, в столбике, где стоят единицы, 5 меньше 6, объяснить ребёнку, что в этом случае мы как бы «занимаем» у десятков единицу

В случае с вычитанием нужно также начать с простых примеров, постепенно переходя к более сложным. Например: 25-16, в столбике, где стоят единицы, 5 меньше 6, объяснить ребёнку, что в этом случае мы как бы «занимаем» у десятков единицу.

Чтобы поддержать интерес ребёнка к освоению счёта и привить любовь к математике, важно в начальной школе развивать его активность и объяснять предмет в лёгкой и понятной форме. В начальной школе «Фоксфорда» занятия по математике ведут практикующие педагоги, методисты высшей категории, они знают, как заинтересовать ребят предметом и помогают с лёгкостью освоить и искренне полюбить математику. >

<<Блок перелинковки>>

5-6 лет

Развивающие игры и задания для обучения устному счету

«Кубики знаний»
Набор можно приобрести в магазине игрушек или канцелярских товаров. Всего кубиков 108 штук. В каждой коробочке находится 36 кубиков. Кроме того, нужны карточки с цифрами от 1 до 5. Используют еще коробочку с нарисованными пустыми клеточками для кубиков, которые будет считать ребенок. Кубики и карточки с цифрами помогут малышу отождествлять действия с числами.

Ход игры:

  1. Малыш берет кубик и устанавливает его в коробочке на первую клетку слева.
  2. Перед коробкой размещает карточку с цифрой «1».
  3. Затем рядом с первым кубиком ребенок устанавливает второй.
  4. Взрослый спрашивает, сколько теперь кубиков в коробке.
  5. Малыш должен сказать «два» и заменить карточку «1» на столе жетоном с цифрой «2».

«Дом для гномов»
Надо договориться с ребенком, что кубики будут «гномами», коробка станет «домом», клетка — «комнатой». Занятие обеспечивает наглядность — основное условие успешного счета в уме. Кубики помогут ребенку освоить счет десятками, научиться складывать и вычитать.

Ход игры:

  1. Малыш помещает в «дом» сначала одного «гнома», затем остальных по очереди.
  2. Взрослый накрывает коробку рукой или крышкой.
  3. Ребенка спрашивают, сколько останется «гномов», если 1–2–3 из него выйдут.

Играть и обучаться устному счету — это просто!


Ребенок 5–6 летМалыша надо заинтересовать!«215» — это 2+1+5.

Процесс обучения разнообразят в домашних условиях с помощью настольных игр. Подходят виртуальные деньги «Монополия». Часто используют для обучения устному счету чашки, контейнеры, пластиковую одноразовую посуду.

С помощью чего можно научить ребенка считать — пальцы, линейка, счетные палочки

Интерес к цифрам у малышей просыпается в возрасте 1,5 — 2 года. Не будем далеко ходить, чтобы найти предметы для пересчета — поработаем пальцами!

До 10 это вроде просто.

Но, что если попросить показать число 12? Вы заметите недоуменное детское выражение лица: «Но пальчиков-то больше не осталось? Как без пальцев обойтись?»

Пусть нулевая отметка будет выглядеть, как расправленные пальчики.

И счет начнется с того, что мы будем загибать в кулачок по одному пальцу и в итоге наша десяточка будет выглядеть вот так:

А дальше, отгибая пальцы, у нас уже будет другой уровень: 11, 12, 13… 20!

Вот и нашлись, так называемые недостающие пальчики! И мы легко досчитали до 20.

При помощи линейки можно начинать изучать примеры сложения и вычитания.

В зависимости от того, какое действие должны совершить наши цифры, вы будете переходить шажочками на заданное количество раз: влево или вправо.

Находим значение первого слагаемого и по линейке отсчитываем число делений, равное второму слагаемому.

Для маленьких детей любая цифра — это что-то абстрактное. Все, что нельзя увидеть, потрогать или погрызть просто не воспринимается. Воспользуйтесь счетными палочками!

Специалисты таких направлений как русская классическая школа (пока не полностью, но многое берем мы с сыном из нее) и вольдорфская педагогика всю начальную школу рекомендует придерживаться принципа «прочувствования через тело».

В предыдущей статье про развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста я писала о том, что наш мозг развивается через пальчики.

Т.е. чем больше ребенок трогает, мнет, рвет, лепит, крутит и т.д., тем быстрее развивается.

Вот и в начальной школе действует тот же принцип.

Даже слова «плюс» и «минус» лучше пока отложить на более старший возраст.

А использовать термины «добавить», «убрать».

Последовательность цифр

На мой взгляд, раньше 3 лет нет необходимости акцентировать внимание ребенка на том, в какой последовательности стоят цифры в числовом ряду, чтобы не путать малыша пока он формирует свое представление о количествах. Ну а после трех ребенка уже могут заинтересовать вот такие математические игры:

  • «Баба Яга перепутала цифры». Малыш должен разложить по порядку перепутанные цифры.
  • Пазлы по номерам. По сути эта та же игра, что и предыдущая, только интереснее, на мой взгляд, ведь упорядочив цифры, малыш может лицезреть красивую картинку. Несколько примеров пазлов можно СКАЧАТЬ ЗДЕСЬ.
  • «Назови соседей числа». Сложив цифры по номерам, можно спросить у малыша, какие соседи, например, у цифры 4.
  • Соединять точки по цифрам. Самые легкие числовые лабиринты, которые идеально подойдут в качестве первых, на мой взгляд, представлены в рабочей тетради KUMON «Учимся считать от 1 до 30» (Ozon, Лабиринт, My-shop)

Ну и в завершение хотелось бы привести еще несколько полезных книг, которые помогут вам научить ребенка считать.

Земцова «Цифры и счет». Книжки с наклейками (Ozon, Лабиринт, My-shop)

В книжках собраны простые задания на счет, запоминание цифр. Задачки довольно разнообразные, присутствие в книжках наклеек однозначно повышает интерес ребенка к ним. Пособия станут замечательным подспорьем в освоении математики.

Фелисити Брукс «Играем и учим числа» (Ozon, Лабиринт, My-shop)

Об этой книге я писала .

Магнитная книжка-игрушка «Счет» (Ozon, Лабиринт, My-shop)

Об этой книге я писала .

Фотокнига «Учим цвета и числа» (Ozon, Лабиринт, My-shop)

В этой книге ребенку предлагается отыскивать разные предметы, одновременно подсчитывая их. Отличная книга для отработки навыков осознанного счета, внимания. У нас к ней появился интерес не сразу, где-то после 2,5 лет.

Итак, если вы будете вводить простейшую математику в ваши повседневные игровые ситуации с ребенком с малых лет, то эта наука дастся малышу легко. Желаю вам интересных и насыщенных игр!

Искренне ваша, Яна Разначенко

Как развить навык устного счета?

Многие педагоги не рекомендуют приучать детей считать на пальцах, так как при таком способе они не стремятся к запоминанию результата, ведь необходимый инструмент всегда находится рядом. А если во время подсчитывания не хватит пальцев, то ребенок будет испытывать затруднение.

Нежелательно постоянно применять и палочки, чтобы найти результат. Работая с большими числами, ребенок может запутаться и прийти к неверному решению. Конечно, полностью игнорировать эти методы не удастся, но лучше их использовать для объяснения материала, а не постоянно. Постепенно уменьшая их использование, нужно прийти к навыку устного счета.

Он основывается на трех компонентах:

Способности: ребенок, чтобы научиться считать в уме, должен сначала развить в себе умение концентрировать внимание и запоминать несколько вещей одновременно.

Знание алгоритмов быстрого счета и умение выбрать максимально эффективный в конкретной ситуации.

Постоянные тренировки, которые позволят автоматизировать решение сложных задач и улучшить быстроту и качество счета.

Последняя составляющая является основной, но и значение первых двух не стоит недооценивать: зная удобный алгоритм и имея необходимые математические способности, можно быстро решить необходимый пример.

Развитие навыка счета в уме у младших школьников основывается на двух видах деятельности:

  1. Речевой – перед выполнением действия ребенок сначала проговаривает его вслух, затем – шепотом, а после – про себя. Например, решая пример «2+1», проговаривает: «чтобы прибавить 1, нужно назвать следующее число», а в уме определяет, что это – 3 и называет результат.
  2. Двигательный – сначала добавляет или убирает предметы (палочки, машинки) для подсчета результата, потом делает это пальчиком, а на последнем этапе – глазами, совершая в уме необходимые действия.

Можно предложить ребенку работать с числами с помощью пособий, предлагаемых разными методиками.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Родительские хроники
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: