Консультация для родителей «как распознать дизартрию у ребёнка»

Дизартрия

Симптомы дизартрии

Симптомы дизартрии, как правило, хорошо заметны окружающим (за исключением первой степени тяжести). Это затрудненная и невнятная в той или иной степени речь, которую в народе называют «кашей во рту». Обусловлено это явление иннервацией мышц губ, неба, языка, речевого аппарата в недостаточной степени. Дыхательная мускулатура и гортань также развиты недостаточно либо же отличаются определенной дисфункцией.

Дизартрия часто сопровождена нарушенной моторикой артикуляции, то есть имеет место постоянное напряжение мускулатуры губ, их тонус. Теми же явлениями отличаются мускулы и мышцы шеи, языка, лица. Характерно плотное смыкание губ либо же, наоборот, при гипотонии губы не смыкаются, рот полуоткрыт, у пациента имеется обильное слюноотделение. Заметно выражена назализация голоса. Дизартрия, сопровождающаяся мышечной дистонией, может быть выражена изменением мышечного тонуса с низкого на более высокий.

Затрудненное произношение звуков при дизартрии может выражаться в разных степенях. Зависит это от того, насколько сильно поражена нервная система в том или ином случае. В то время как первая степень тяжести дизартрии характеризуется лишь некоторыми дефектами речи и искажениями звуков, которые редко доставляют сильный дискомфорт в жизни пациента, вторая и последующие степени подразумевают более заметные дефекты: замены звуков, пропуски. Речь при этом замедляется, теряет внятность и ясность для окружающих. Речевая активность пациента становится ниже, а в случае анартрии (при параличе мышц) вообще сводится к минимуму.

Дизартрия имеет одну характерную черту: дефекты произношения, речевые нарушения отличаются стойкостью, пациенту трудно их преодолеть, чтобы произнести какое-либо слово. Кроме того, большую длительность занимает автоматизация звуков, артикуляция их крайне затруднена. Для дизартрии характерны некоторые особенности произношения: межзубное произношение сопровождает шипящие и свистящие звуки, может наблюдаться озвончение, смягчение согласных.

Речевое дыхание также затрудняется. При дизартрии пациент делает короткий вдох, в момент произнесения речи дыхание учащается и прерывается. Голосовые интонации также нарушаются: голос становится слабым при произношении звуков, меняется тембр, становясь глухим, пациент произносит звуки «в нос». Речь монотонна.

Поскольку дизартрия подразумевает нечленораздельное произношение звуков, у детей этот фактор приводит к нарушению слухового различия звуков, фонематического анализа и синтеза. Словарный запас не формируется или же формируется с большими трудностями, речь страдающего дизартрией ребенка неструктурированная и зачастую несвязная. При всех этих факторах характерно наличие фонетико-фонематического и общего недоразвития речи, что приводит к сопутствующему появлению некоторых форм дисграфии.

Диагностика

Диагностирование заболевания проходит в два этапа: неврологическое обследование, выполняемое при помощи проведения клинических анализов, и логопедическое обследование.

Анализы и процедуры, через которые пациент должен пройти в ходе неврологического обследования, включают в себя следующие:

  • магнитно-резонансная томография головного мозга;
  • электронейрография;
  • электроэнцефалография;
  • электромиография;
  • транскраниальная магнитная стимуляция и другие процедуры.

Осмотр у логопеда направлен на выявление тех или иных дефектов речи и артикуляции у пациента. Оценивается деятельность артикуляционного аппарата и состояние мышц речевого аппарата и лицевых мышц, а также то, кто как пациент дышит.

Диагностика дизартрии включает в себя

Причины

Дизартрия у взрослых в большинстве случаев является следствием травмы или заболевания головного мозга. Так, причинами развития дизартрии у взрослого человека могут выступать следующие факторы:

  • травмы головы;
  • инсульт;
  • опухолевые образования на участках головного мозга;
  • операции нейрохирургического характера;
  • нейросифилис;
  • олигофрения;
  • болезнь Паркинсона;
  • рассеянный склероз;
  • миатония;
  • миастения и т.д.

Нередко такое заболевание диагностируется у детей до 5 лет. Обычно дизартрия у ребенка развивается параллельно с детским церебральным параличом, являясь его следствием. Это связано с поражением центральной нервной системы, которое может возникнуть как в период внутриутробного развития, так и после рождения в течение примерно 2 лет.

На еще не родившийся плод могут повлиять следующие факторы:

  • токсикоз во время беременности;
  • резус-конфликт;
  • родовые травмы;
  • асфиксия при родах;
  • развитие патологий во время беременности;
  • затяжные или стремительные роды;
  • преждевременные роды и т.д.

Развитие дизартрии в послеродовой период обычно связано с перенесением инфекционных заболеваний головного мозга, среднего отита, тяжелого отравления, черепно-мозговой травмы и другими причинами.

Упражнения для детей дома

Занятия с логопедом бессмысленны, если не проводится коррекция дизартрии в домашних условиях. Ребенок до 6 лет, больной дизартрией, остро нуждается в постоянном внимании своих родителей, которые, в свою очередь, должны посвятить много времени специальным занятиям, направленным на восстановление функций речи малыша.

Для начала необходимо проводить массаж мышц лица, в ходе которого нужно попеременно пощипывать и поглаживать губы, щеки и нижнюю челюсть ребенка

Также немаловажно научить своего ребенка осуществлять массаж самостоятельно, стоя перед зеркалом, что поможет ему изучить свое лицо и работу мышц языка и губ

Для восстановления корректного функционирования речевого аппарата, важно оттачивания движений челюсти на открывание и закрывание рта, фиксация определенного положения челюсти, изображение звериного оскала и трубочки губами. Ребенку понравится игра с конфеткой на палочке

Так, ребенок должен удерживать леденец во рту, а мама и папа стараться его вытянуть. По мере уменьшения размеров конфеты, удерживать ее будет сложнее. Можно также прикладывать конфету сначала к правому, а потом левому уголку рта, чтобы ребенок пытался достать ее языком в таком положении

Ребенку понравится игра с конфеткой на палочке. Так, ребенок должен удерживать леденец во рту, а мама и папа стараться его вытянуть. По мере уменьшения размеров конфеты, удерживать ее будет сложнее. Можно также прикладывать конфету сначала к правому, а потом левому уголку рта, чтобы ребенок пытался достать ее языком в таком положении.

Развивать моторику рук в домашних условиях можно при помощи мелких предметов, вроде горошин или бусин, которые ребенок должен перебирать. Малышу понравится процесс, если родители постараются сделать так, что это будет выглядеть игрой для малыша.

Классификация

Существует несколько вариантов классификации детской дизартрии. Наиболее распространенная из них связана с локализацией патологического очага, влияющего на работу речевого центра. Выделяют следующие формы заболевания:

  • псевдобульбарная (встречается наиболее часто);

  • бульбарная;

  • экстрапирамидная (подкорковая);

  • мозжечковая;

  • корковая.

В зависимости от степени поражения и выраженности основных симптомов выделяют следующие формы дизартрии:

  • стертая: характеризуется минимальными расстройствами произношения;

  • средней степени: выраженные дефекты артикуляции, невнятная речь, тихий голос;

  • анартрия: полное отсутствие речи или отдельные звуки.

Симптомы

Именно стёртая форма заболевания чаще всего проявляется у детей в возрасте от 1 года и старше. Распространённость данного типа дизартрии очень высока

Распознать патологию можно, обратив внимание на характерные первые признаки, которые выражаются следующим образом:

  • ребёнок говорит «в нос»,
  • очевидны серьёзные нарушения интонации,
  • артикуляционные мышцы малоподвижны,
  • при произношении звуков губы ребёнка остаются неподвижными,
  • складывание губ в «трубочку» или растягивание в широкой улыбке — сложная задача для детей,
  • речь невнятная и нечёткая.

Проявления заболевания начинаются с того, что ребёнок произносит свои первые слова гораздо позже сверстников. В более раннем возрасте младенец не «гулит», характерный для малышей лепет практически или полностью отсутствует. Признаками дизартрии у детей младшего и среднего школьного возраста становится неспособность читать стихотворения или тексты в прозе с выражением. В процессе монолога или чтения голос ребёнка постепенно стихает, становясь еле различимым и очень тихим. Помимо нарушений речевой функции, у несовершеннолетнего пациента отмечаются проблемы с мелкой моторикой, простейшими движениями, письмом.

Когда речь идёт о речевой симптоматике, имеют место быть замещения, искажения и исключения «проблемных» звуков из речи. Ребёнок стремится максимально упростить артикуляцию, в результате чего выбирает односложные слова без шипящих или свистящих звуков. В некоторых случаях стёртая форма заболевания сопровождается поражением нервов, отвечающих за подвижность глаза.

Диагностика стертой дизартрии у ребенка

Как правило, за постановку диагноза отвечает детский логопед. Диагностика заболевания у несовершеннолетних пациентов начинается с разговора с родителями и изучения данных клинической картины. Далее, в целях определить точный диагноз, специалист обследует:

  • Моторику — как общую, так и мелкую. Врач может попросить пациента постоять или попрыгать на одной ноге, с чем ребёнок справиться, как правило, не может. Для проверки мелкой моторики доктор предлагает поработать с карандашами.
  • Подвижность мимических и артикуляционных мышц. Задача логопеда — оценить степень отклонения показателей тонуса от нормальных.
  • Постановку дыхания. Врач может попросить ребёнка надуть щеки, заполнить воздухом пространство под губой или перегнать его из «стороны в сторону».

Лабораторные анализы при дизартрии не назначаются.

Публикация «Консультация для родителей „Как распознать дизартрию у ребёнка“» размещена в разделах

  • Дизартрия
  • Консультации для родителей
  • Темочки

-ребенок позже своих сверстников начинает держать голову (5-7 месяцев, пытаться садиться и ползать (8-11 месяцев, ходить (после 18 месяцев);

-у ребенка поздно появляется речь, звуки однообразные, артикуляция невыраженная;

-повышенное слюноотделение. Ребенок не может сглатывать собственную слюну. Рот всегда открыт; проблемы с питьем из чашки, пережевыванием пищи;

-отсутствие предметной деятельности. Малыш не проявляет интерес к игрушкам, его действия с ними неадекватны или не соответствуют возрасту; малыш не реагирует на близких людей, не проявляет радости;

-отсутствует улыбка, гуление, двигательная активность ручек и ножек.

В более старшем возрасте:

-Речевое развитие в раннем возрасте не соответствует норме (младенец не лепечет, первые слова появляются после 2-х лет и т. д.).

-Ребенок не страдает ЛОР-заболеваниями, но при этом говорит в нос. Назальный оттенок возникает из-за малой подвижности нёба. Воздушная струя не встречает на своем пути преград и свободно попадает в носовые ходы.

-Неправильное речевое дыхание, трудности с произношением длинных фраз, частые паузы в речи и т. д.

-В речи отсутствует мелодичность, она слишком растянутая или, наоборот,

-Слишком высокий, писклявый голос.

Кроме речевых нарушений при дизартрии возникают и двигательные нарушения. Ребенок может слишком сильно или слабо захватывать предметы. Хватательный рефлекс может

отсутствовать вовсе. Также страдает пространственное и зрительное восприятие. Ребенок не может правильно определить форму и размер предмета, например, при играх с различными сортерами или пирамидками. Возникают трудности при выполнении физических упражнений.

Особенно сильно страдает у детей дизартриков мелкая моторика. Уже давно доказано, что существует взаимосвязь между умением выполнять точные скоординированные движения

кистями, становлением речи и психическим восприятием. Недостаточность двигательного отдела головного мозга приводит к тому, что пинцетный захват пальцами ребенку выполнить

очень сложно, либо он не выполняется вообще. При стертых формах дизартрического расстройства развитие мелкой моторики помогает быстро «запустить» речь.

При обнаружении симптомов дизартрии у своего ребенка необходимо как можно быстрее обратиться к специалистам. Чем раньше врачи и логопеды начнут заниматься с дизартриком, тем выше шанс нормализовать речь и избежать трудностей с обучением в школе.

Даже легкая форма дизартрии требует коррекции, прежде всего это связано с тем, что сам ребенок чувствует стеснение. Он осознает ошибки своей речи и обижается, когда его не понимают окружающие. Все это приводит к тому, что ребенок с дизартрией замыкается в себе и вовсе перестает общаться с окружающими его людьми.

Работа по нормализации речи должна вестись не просто логопедом, а специалистом с достаточной квалификацией и опытом. При коррекции дизартрии используются особые логопедические методики, без знания которых невозможно оказать помощь ребенку. Ну и, конечно, важная роль в коррекции дизартрии отводится родителям, тк они должны помогать своему ребенку, контролировать речь ребенка в домашних условиях, выполнять все рекомендации логопеда и медиков.

Коррекция дизартрии

Логопедическая работа будет зависеть от логопедического заключения, используются программы работы с ОНР (общее недоразвитие речи) и ФФНР (фонетико-фонематическое нарушение речи). Логопед проводит занятия в три этапа:

1 этап. Подготовительный

Включает в себя нормализацию дыхания и мышечного тонуса, артикуляционную гимнастику, развитие мелкой моторики, работу с просодической стороной речи, уточнение и развитие пассивно-активного словаря и формирование потребности в речевом общении. При повышенном тонусе проводится расслабляющий массаж

, который могут делать и родители дома. Массаж мимической мускулатуры (1,5 – 2 мин.) от висков к центру лба, от ушей к носу, от ушей к подбородку. Массаж губ от углов к центру по верхней и нижней губе, массаж языка в обе стороны проводится через носовой платочек. При пониженном тонусе мышц делаетсяукрепляющий массаж в течение 3 мин. от центра к периферии: от центра лба к вискам, от носа к ушам, от уголков рта к ушам. Тренировка мышц губ ребенка происходит через захват и удерживание губами леденцов, палочек разного диаметра, втягивание жидкости через соломинку.

Артикуляционная гимнастика

направлена на тренировку мышц языка: введение уклада, фиксация артикуляционной позы и вывод из нее. Работа спросодикой нацелена на дифференциацию различных оттенков выразительности, восприятие ритмического рисунка (отхлопывание, отстукивание), знакомство с повествовательной, восклицательной и вопросительной интонацией и их дифференциацией, формирование различных модуляций голоса (громко, тихо). У дизартриков ключичный тип дыхания, поэтому работу с ними нужно начинать лежа на коленях логопеда. Через тактильные ощущения – одна рука на животе, другая на груди ребенка – учиться дышать животом, грудью.

2 этап. Формирование первичных коммуникативных произносительных навыков

Его цель – производство контроля над положением рта, губ, языка, формирование артикуляционных движений, развитие правильного произношения звуков на специально подобранном речевом материале, звуковой анализ слов. Конкретными задачами является постановка, автоматизация и дифференциация звуков.

Проводится работа по развитию ощущений артикуляционных движений, двигательно-кинестетической обратной связи. Используются такиеупражнения , как расправление щек, потряхивание верхней и нижней губы, опускание и поднимание нижней челюсти. Постановка звуков производится тремя способами: механический, имитативный и смешанный. Автоматизация включает в себя тренировочные упражнения со звуком в слогах, словах, фразах, предложениях. Речевой материал не должен включать нарушенные звуки.

Прогноз и профилактика

Многим пациентов и их близких волнует вопрос, можно ли полностью излечиться от дизартрии

Точных прогнозов на этот счет нет, так как в отношении коррекции дизартрии важно своевременно диагностировать заболевание и начать лечение. Кроме того, абсолютное восстановление функций речевого аппарата возможно только в случае легкого протекания заболевания, то есть при стертой дизартрии.
Стертая дизартрия у детей дошкольного возраста корректируется по мере взросления и развития ребенка

На последующих стадиях есть шанс на некоторое улучшение речи, но полностью тяжелая степень не лечится.

Больным дизартрией в любом возрасте необходимо постоянное внимание со стороны близких людей, что одним (с легкими формами заболевания) поможет бороться с дизартрией, а другим (с тяжелыми формами) – не чувствовать себя обделенными и изолированными. Дизартрия и ее последствия сильно влияют на социализацию человека, именно поэтому таким больным необходима забота и внимание

На вопрос от чего может быть данная разновидность заболевания, врачи перечисляют целый комплекс физиологических причин, в том числе:

  • Неправильную иннервацию речевого аппарата. Она влечёт за собой недостаточность артикуляционных мышц, например, языка, нёба, губ. Кроме того, нарушение сопровождается неточными движениями, быстрым истощением из-за поражения ЦНС.
  • Расстройства двигательной функции. Ребёнок не может быстро определить и найти правильное положение артикуляционных мышц, позволяющее правильно произнести звук или слово.
  • Оральную апраксию и минимальную дисфункцию головного мозга, не меняющуюся по мере того, как протекает заболевание.

В отличие от других форм, стёртая может возникать у детей вне нарушений подвижности тела. Её может вызвать лёгкая асфиксия или травма, полученная во время родов.

Классификация дизартрии

Дизартрия, поскольку подразумевает под собой целый ряд нарушений, получила определенную классификацию. Она была создана по принципам локализации заболевания и синдромологического подхода.

Принцип локализации разделяет дизартрию на следующие формы:

  1. бульбарная дизартрия (вызвана поражениями ядер черепно-мозговых нервов, например, тройничного, лицевого или языкоглоточного);
  2. псевдобульбарная дизартрия (вызвана поражениями корково-ядерных проводящих путей);
  3. подкорковая дизартрия;
  4. мозжечковая дизартрия, вызванная поражением мозжечка;
  5. корковая дизартрия, вызванная очаговыми поражениями коры головного мозга.

Принцип синдромологического подхода предлагает следующие виды дизартрии:

  1. спастико-ригидная;
  2. спастико-паретическая;
  3. спастико-гиперкинетическая;
  4. спастико-атактическая;
  5. ататико-гиперкинетическая.

Помимо упомянутых выше классификаций, дизартрию можно рассмотреть и со стороны логопедии. Основой для выделения служит то, насколько ясно и членораздельно сможет изъясняться человек, страдающий этим расстройством. В настоящее время по этому принципу выделяют четыре степени тяжести заболевания:

  1. стертая дизартрия (1 степень тяжести) характеризуется тем, что сопровождающие дизартрию дефекты могут быть распознаны специалистом только в ходе специального логопедического обследования;
  2. 2 степень тяжести, как правило, охарактеризована наличием у пациента дефектов речи, однако речь его остается относительно членораздельной и понятной;
  3. 3 степень тяжести ставится пациенту, когда речь его затруднена настолько, что понятна только его близкому окружению и в редких случаях незнакомым людям;
  4. 4 степень тяжести является анартрией, то есть речь пациента полностью нечленораздельная либо же пациент вообще не может говорить.

Стоит отметить, что определенная степень тяжести ставится врачом после комплекса диагностических мероприятий, зачастую включающих консультации не только логопеда, но и прочих специалистов.

Причины дизартрии

Как было сказано ранее, дизартрия — заболевание, связанное не только с логопедическими, но и с психиатрическими и неврологическими нарушениями. Потому и причины возникновения этого расстройства исходят из этих предпосылок.

Нередко дизартрия сопровождает детский церебральный паралич, подразумевая те же причины появления. Это поражения центральной нервной системы органического характера. Как правило, возникают эти нарушения во внутриутробном периоде, во время родов или же в период раннего развития — до двух-трех лет. Если говорить о периоде беременности, то факторами появления дизартрии могут выступить токсикозы, гипоксия плода, конфликт резус-факторов, соматические заболевания матери. В период раннего развития и во время разрешения матери причинами появления нарушения могут стать патологическое течение родов, травмы, асфиксия, ядерная желтуха. Нарушение также может проявиться и у недоношенных детей. Дети, страдающие ДЦП, в большинстве своем также имеют это логопедическое заболевание — процент поражения составляет практически 100%.

Нейроинфекции (например, менингит или энцефалит) часто также несут появление дизартрии. Помимо них, факторами появления являются гнойный отит, гидроцефалия, черепно-мозговые травмы, интоксикация, протекающая в тяжелой форме. Чаще всего ей сопутствуют и поражения ЦНС.

Несмотря на то, что заболевание чаще всего появляется в детском возрасте, и у взрослых людей может возникнуть дизартрия. В большинстве случаев это обусловлено перенесенными травмами и поражениями ЦНС (инсульты, черепно-мозговые травмы тяжелой степени). Нейрохирургические вмешательства и опухоли головного мозга также могут повлиять на состояние речевого аппарата пациента. Кроме того, дизартрия появляется у больных с рассеянным склерозом и другими заболеваниями этой группы, болезнью Паркинсона, миастенией, миотонией, атеросклерозом, олигофренией и так далее. Проще говоря, в большинстве случаев дизартрию сопровождает тяжелое поражение нервной системы и нарушение деятельности головного мозга.

Диагностика дизартрии у детей

  • развитие мимической и речевой мускулатуры;
  • объем движений в височно-нижнечелюстном суставе;
  • характер дыхания и др.
  • произносительная речь;
  • синхронность работы органов, участвующих в формировании речи;
  • правильность произношения звуков, построения предложений и т.д.
  • Первая степень (стертая форма) – речевые расстройства незаметны окружающим, выявляется только при логопедическом обследовании.
  • Вторая степень – речь понятная, но дефекты в произношении звуков присутствуют.
  • Третья степень – речь становится невнятной, понимают ее только люди из близкого окружения.
  • Четвертая степень (анартрия) – речь полностью невнятная, ее не понимают даже люди, постоянно находящиеся с ребенком.

Диагностика дизартрии

Выявление дизартрии и назначение последующих лечебных мероприятий, как правило, производится совместно неврологом и логопедом. Назначение неврологических обследований зависит от того, какой диагноз поставлен предварительно.

Наиболее часто для диагностики дизартрии применяются исследования МРТ, электрофизиологической группы, например, ЭЭГ или ЭМГ. К числу логопедических исследований, применяемых при дизартрии, относятся те, которые направлены на оценку речевых и неречевых нарушений. Специалистом оценивается строение артикуляционного аппарата, объем движений, мускулатура и мимика пациента, а также частота и интенсивность дыхания в процессе речи. Собирается анамнез развития речи пациента.

Особое внимание уделяется диагностике устной и письменной речи. В первом случае специалистом исследуется звукопроизношение, темп, ритм и разборчивость речи

Во втором — пациенту предлагается выполнить задания на списывание текста, написать диктант, прочесть текст вслух или же осмыслить прочитанное.

Коррекция

Медикаментозное лечение назначается специалистом после полного обследования пациента. Однако решить проблему только медикаментозно не получится, поэтому в курс лечения больного включаются физиотерапевтические меры.

Пациенту назначаются лечебные ванны, специальные физические упражнения, иглоукалывание, разного рода массажи, а также такие нетрадиционные, но, тем не менее, действенные методы коррекции, как плавание и общение с дельфинами, лечение творчеством, созидательные и развивающие игры с песком и многое другое.

Логопедические меры по коррекции дизартрии направлены на восстановление артикуляционного аппарата. В ходе занятий логопед работает с пациентом над произношением звуков, постановкой правильного дыхания и голоса, выполняет специальную гимнастику для разработки артикуляционного аппарата, а также проводит массаж языка.

Лечение дизартрии у ребенка должно опираться на логопедические занятия, а также лечение в домашних условиях.

Характеристика клинических форм дизартрии

Дизартрия, как было сказано ранее, имеет ряд клинических форм. Каждая из них характеризуется определенными специфическими чертами. Так бульбарная дизартрия характеризуется амимией, арефлексией. У пациентов нарушены механизмы сосания, глотания пищи, жевания. Артикуляция звуков невнятна, отличается крайней простотой. Согласные произносятся аналогично щелевым звукам. Тембр также имеет характерные черты, к примеру, назализацию или дисфонию.

Псевдобульбарная дизартрия определена мышечным гипертонусом, что ведет за собой нарушения движения языка. Пациент не может поднять кончик языка, удержать его в каком-либо положении. Другие действия языком тоже вызывают трудности. Характерно обильное слюноотделение, глоточный рефлекс усилен. Речь смазана, нечленораздельна, пациент произносит «в нос». Шипящие и свистящие звуки произносятся невнятно.

Подкорковая дизартрия характеризуется непроизвольными насильственными движениями мышц, отвечающих за мимику и артикуляцию. Нарушен тембр голоса, его сила. Имеют место быть гортанные вскрики, которые вырываются у пациента непроизвольно.

Мозжечковая дизартрия характеризует нарушение координации речи, характерен тремор языка, скандированное произношение, выкрики. Речь невнятная, заторможенная. Помимо речевых нарушений, пациенту присущи нарушения координации: шаткость походки, нарушенное равновесие и так далее.

Корковая дизартрия подразумевает нарушение моторики артикуляции. Речевое дыхание, голос не нарушены, однако имеются затруднения и нарушения чтения, письма, понимания речи и тому подобного. Имеется артикуляционная апраксия, которая присуща некоторым формам корковой дизартрии.

Прогноз и профилактика

Результат лечения зависит от вида нарушения и его степени

Важное значение имеет регулярность занятий. Только постоянные тренировки и доскональное выполнение рекомендаций врача позволит полностью или частично справиться с проблемой

Если речь идет о тяжелой инвалидности, при которой дизартрия возникла на фоне других патологий, вероятность успешной коррекции значительно снижается.

Профилактика заболевания включает общие мероприятия: снижение риска травм, здоровый образ жизни во время беременности и т.п.

Как только стали замечать первые признаки дизартрии у дошкольника, не затягивайте визит к специалистам. Только комплексное специализированное обследование позволит выявить или исключить проблему. В нашем центре вас встретят грамотные специалисты и логопеды, которые помогут установить объективный диагноз и провести коррекцию выявленных нарушений.

Симптомы дизартрии

При патологии речи нарушается положение органов артикуляции во время разговора. Ребенку сложно поставить язык в необходимой позиции, удерживать его при произношении некоторых звуков.

При дизартрии ребенку или взрослому тяжело удерживать губы в улыбке неподвижными, контролировать в это время положение подбородка. Это связано со слабостью мышц речевого аппарата.

Дизартрия простыми словами — шепелявость, картавость и другие нарушения произношения звуков. До пятилетнего возраста у таких детей практически полностью отсутствуют согласные: малыш не может их выговорить и четко произнести.

Среди других характерных симптомов дизартрии:

  • неправильное произношение звуков «С», «З»;
  • непроизвольная замена звуков «Ш» и «Ж» призвуком «Ф»;
  • проблемы с произношением звука «Л»;
  • картавость, связанная с неспособностью правильно поставить язык во время произношения звука «Р».

Дети и взрослые с дизартрией разговаривают быстро, поэтому речь сбивчивая, ее сложно разобрать даже близким людям и родственникам. Пытаясь объяснить собственные мысли, человек выбрасывает из предложения целые слова.

Среди других характерных симптомов дизартрии у детей и взрослых:

  • повышенный тонус мышц, отвечающих за артикуляцию;
  • обильное выделение слюны;
  • спазмы лица, непроизвольные тики;
  • неестественно сильное и плотное смыкание губ;
  • дыхательные нарушения, которые также негативно влияют на четкость речи.

Взрослые люди стараются приспособиться к проблеме. Они разговаривают медленно, пытаются четко произнести каждое слово. Поэтому речь становится заторможенной, тихой и смазанной. Нередко нарушается тембр голоса.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Родительские хроники
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: