Как помочь ребенку справиться с тревогой в школе

Как помочь ребёнку справиться со стрессом из-за полученных оценок?

Причины школьного стресса

Школьный стресс у детей может возникнуть по разным причинам. Рассмотрим некоторые из основных факторов.

Учебная нагрузка

Интенсивные учебные программы, многочисленные уроки и домашние задания могут создавать чувство перегрузки и неуверенности в своих силах.

Социальное давление

Взаимодействие с одноклассниками, формирование социальных отношений, столкновения с конфликтами могут вызывать тревогу и беспокойство.

Экзамены и оценки

Предстоящие тесты и экзамены, страх перед провалом или низкой оценкой могут вызывать стресс и тревожные переживания.

Проблемы взаимодействия с учителями

Отношения с учителями могут оказать существенное влияние на эмоциональное состояние ребенка. Конфликты или непонимание могут стать источником стресса.

Неспособность справляться с давлением

Дети могут испытывать стресс из-за своей неспособности эффективно справляться с давлением и требованиями учебного процесса.

Понимание этих причин позволяет родителям и педагогам более эффективно подходить к поддержке детей и помогать им справляться с школьным стрессом.

Чем волнение опасно для детей и родителей

Волнение за учебу, хотя и естественное, может оказаться опасным для как детей, так и родителей. Вот несколько аспектов, которые могут сделать это волнение проблематичным.

Для детей

Стресс и беспокойство.

Постоянное волнение может привести к стрессу у детей, что, в свою очередь, может негативно сказаться на их эмоциональном и физическом благополучии.

Негативное воздействие на самооценку.

Постоянные требования к успеху могут повлиять на формирование у ребенка негативной самооценки, если он не соответствует высоким ожиданиям.

Для родителей

Семейные конфликты.

Волнение за учебу ребенка может стать источником семейных конфликтов, особенно если родители имеют различные точки зрения по поводу методов обучения и ожидаемых результатов.

Избыточная нагрузка.

Непрерывные переживания могут привести к чрезмерной нагрузке для родителей, что, в свою очередь, может негативно влиять на их здоровье и отношения.

Для отношений

Напряженные отношения между родителями и детьми.

Избыточное давление со стороны родителей может создавать напряженные отношения с детьми, что вредит коммуникации и взаимопониманию.

Для учебного процесса.

Отрицательное воздействие на мотивацию: Постоянное давление может отрицательно сказываться на мотивации учебы, так как ребенок может начать ассоциировать учебу с стрессом и неудовлетворением.

Как смягчить стресс у школьников

Если заметили симптомы, поговорите с ребенком. Выяснив источник тревоги, покажите ребенку своё понимание и вдохновите его.

Например, ребенок боится идти в школу, первый день. Приободрите его. Скажите ему, что он справится.

Приведите пример из своей жизни. Расскажите о своих переживаниях. Признайте, что преодолеть их было нелегко. И закончите свой рассказ на положительной ноте.

При низкой оценке, проанализируйте вместе с ребенком, что пошло не так. Проверьте, хорошо ли он владеет нужными навыками. Найдите причину сложившейся ситуации. Например, ученик забыл старую тему, которую следовало повторить

Важно, чтобы школьник не винил себя за это: «Я глупый». А устранял причину и получал лучший результат

Если ребенок устал, нужен небольшой перерыв – делайте хотя бы раз в четверть внеплановые выходные. Это предотвратит стресс и необходимость серьезной работы с ним.

Экзамены: что происходит с детьми

Дети и подростки очень хорошо считывают чувства и эмоции взрослых, тревога самих родителей за экзамены часто проецируется на детей. По этой причине весной и в начале лета учащаются обращения к неврологам, психологам, психиатрам из-за повышения тревожности, отказа от общения, замкнутости, нарушения сна. Нередко наблюдаются повышенная плаксивость, соматические нарушения, сопровождающиеся болевыми симптомами непонятного происхождения.

Ивойлова Татьяна
Детский психолог Детской клиники МЕДСИ на Пироговской
Взрослым вовремя не удаётся отследить перемену в настроении ребёнка, его психика подчас не справляется с чрезмерным эмоциональным напряжением. Общаясь на приёмах с детьми и их родителями, я часто вижу, что подросток находится в истощённом состоянии. Отсюда нервные срывы, выраженная депрессия.

Представляя ЕГЭ как своеобразный Рубикон, ребёнок порой рисует мрачные картины на случай неудачи. Он может всерьёз думать, что родители отвернутся от него, не сдавшего экзамен. Раз уж родители — самые близкие и значимые люди — не готовы принять неуспех, то что говорить об остальных?

Подросткам в этот период непросто взаимодействовать с миром. Меняется система ценностей, появляется больше ответственности, которую не всегда хочется принимать, возникает внутренний конфликт между «хочу — могу — надо».

Ивойлова Татьяна
Детский психолог Детской клиники МЕДСИ на Пироговской
Стресс — нормальный процесс для психики, но только при ограниченной продолжительности и интенсивности. Если вам хочется вывести человека из равновесия, то самое тяжёлое психологическое оружие — это неопределённость, неизвестность.

Не имея возможности знать, как всё закончится, ребёнок подчас постоянно себя эмоционально накручивает. Но пребывать в стрессе бесконечно организм не может, поэтому «сброс» так или иначе произойдёт. Если ресурсов, родительской поддержки для восстановления не хватит, то будущий выпускник может уйти в депрессию.

Как образовательная среда поможет адаптироваться

В ответ на двойной стресс у человека проявляются два стремления, которые во многом противоречат друг другу и которые одновременно очень важны для ощущения благополучия.

Первое из них связано с включением в сообщество (англ. communion), с пониманием и поддержкой со стороны других людей. А второе — это агентность (англ. agency), то есть стремление проявить своё влияние, сделать что-то значимое.

Чтобы помочь учащимся удовлетворить оба этих стремления и успешно адаптироваться к стрессу, образовательная среда должна поощрять как самореализацию, так и сотрудничество, быть пространством поддержки и принятия.

Образовательная среда как пространство агентности

Ключевая идея в том, чтобы дать учащемуся почувствовать себя субъектом в образовательном процессе. А для этого обучение должно стать в какой-то степени горизонтальным. Степень этой горизонтальности во многом зависит от возраста учащихся — например, младшеклассникам всё же необходима фигура значимого взрослого, который направляет их обучение.

Чтобы усилить агентность учащихся, можно использовать самые простые методы, такие как «открытый микрофон». То есть предоставить пространство для того, чтобы студенты могли презентовать свои проекты, рассказывать о своих интересах, поднимать важные для них вопросы и так далее.

Также полезно совместное проектирование образовательной программы. То есть между разработчиком программы (методистом, преподавателем) и учащимися происходит диалог о том, как должна выглядеть учебная программа, из чего она состоит, что в ней нужно изменить.

Агентность ярко проявляется в учебной деятельности, связанной с реальной жизнью. И наоборот — если предполагается, что учащиеся отключаются от внешнего мира и фокусируются только на происходящем в классе или аудитории, это развитию агентности не поможет. Поэтому стоит подумать над тем, чтобы включить в программу проектное обучение. А в развитии сотрудников вместо выездных тренингов применять обучение на рабочем месте.

Ещё стоит учитывать, что агентности вредит строго заданный учебный маршрут. И здесь есть противоречие. Чёткий маршрут снижает автономность учащегося, и ему не нужно долго размышлять о том, как и куда двигаться. Это, как мы помним, полезно для того, чтобы снизить влияние стресса на когнитивные способности. Но это одновременно мешает достижению агентности. Так что в конкретной ситуации придётся выбирать, что важнее.

Образовательная среда как пространство сообщества

Логично, что для построения сообщества понадобится применить кооперативные практики.

Будут полезны групповые проекты, в которых учащиеся совместно что-то создают, и другие виды взаимодействия внутри группы — например, peer-to-peer-обучение и наставничество. Кстати окажутся разные виды поддержки — тьюторство, коучинг.

Образовательная среда как пространство принятия

Также очень важно, чтобы образовательная среда стала пространством принятия, где приветствуется выражение своих взглядов и где каждый получает поддержку. Фото: 4 PM production / Shutterstock


Фото: 4 PM production / Shutterstock

Чтобы такое пространство действительно сформировалось, над отношениями в группе стоит поработать отдельно

Стоит обратить внимание на метод дебатов — так учащиеся привыкнут высказывать своё мнение и прислушиваться к другим. Можно добавить групповое обсуждение личных кейсов — условный «вечер неудач», где каждый рассказывает о том, что у него не получилось и что хочется исправить, и получает поддержку

Откуда берется стресс у школьников

В жизни школьника есть два самых стрессовых периода – смена школы и начало учебного года.

Помимо этого, стресс вызывают следующие факторы:

  • ситуации, связанные с процессом обучения (информационная перенагрузка, оценивание, проверка знаний, превышение обязанностей);
  • родительское отношение к плохой успеваемости (наказания, угрозы, унижения, требовательность);
  • проблемы во взаимоотношения с педагогом (учитель повышает голос, унижает, ругает при одноклассниках);
  • проблемы со сверстниками (из-за большого количества негативной информации и насилия в СМИ, из-за проблем в семьях, современные подростки зачастую бывают жестокими. Они нередко ищут себе жертву именно в школе);
  • недостаток сна и отдыха.

Очень важно войти в положение ученика и помочь ему решить проблему. Ведь негативный настрой окружающих и нарастание внутреннего напряжения существенно влияют на его здоровье: страдает нервная система, нарушается работа иммунной системы, из-за постоянного мышечного напряжения нарушается кровообращение

В таких условиях невозможно полноценно умственно работать. Ученик попадает в замкнутый круг: его оценки не улучшаются. От этого ещё больше подавляется психика ребенка. Давить и требовать бесполезно: у ребенка уже избыток стресса.

Взрослым на заметку

Роль обучения в школе в жизни человека сложно переоценить. Безусловно, это один из важнейших этапов, но нельзя перекладывать на него основной приоритет, ведь жизнь не ограничивается школьным образованием.

В первую очередь, ребенок должен понимать, зачем его обязывают выполнять те или иные действия. Не бойтесь говорить с детьми на взрослые темы. Если ребенок категорически не желает воспринимать ту или иную информацию, попробуйте объяснить, зачем ему это нужно, как это поможет в будущем.

Цели могут быть самыми разными. Можно выстроить логичную цепочку обоснований: получение хорошего образования, трудоустройство на хорошую работу, финансовая стабильность и, в качестве награды, исполнение заветных желаний (например, кругосветное путешествие, материальные блага и пр.). То есть любой, даже самый маленький ребенок, должен понимать, что те «страдания», которые он вынужден испытывать в конкретный момент, не будут длиться вечно, и в конце окупятся сполна. Заинтересованный в учебе, ребенок охотнее будет выполнять программу.

Также стоит понимать, что неправильно перекладывать всю ответственность за учебный процесс на хрупкие плечи. В нем должны участвовать как педагоги, так и родители

Если ребенок боится учителя (а такое встречается сплошь и рядом), важно объяснить ему истинные намерения: суровость не направлена против ученика, основная цель — дать знания, и эту задачу взрослый человек в роли преподавателя выполняет со всей ответственностью и строгостью

Если ребенок откровенно скучает на каком-либо из уроков, и из-за этого он демонстрирует плохую успеваемость, задача взрослых — не поругать, а заинтересовать. Прекрасный способ развивать любознательность — совместно просматривать познавательные передачи. Это могут быть фильмы ВВС или Discovery, например.

Школьный день по уровню стресса ничем не уступает времени, которое взрослый проводит на работе, а иногда и превосходит, ведь дети активны, кроме обязательных занятий, в течение дня они делают много лишнего (особенно обучающиеся младших классов)

Важно приучать ребенка к расписанию. При этом алгоритм действий не должен состоять сугубо из неприятных пунктов — обязанности должны чередоваться с отдыхом

Это поможет снизить уровень стресса, возникающего из-за учебы, и повысить успеваемость.

Как может проявляться стресс

С точки зрения выживаемости, кортизол и адреналин — гормоны, выделяемые организмом при стрессе, — весьма полезны. Однако это условие теряет актуальность, если детский организм постоянно вынужден быть как бы «начеку». При частых эмоциональных всплесках создаются условия для хронического стресса — а это уже весомый повод для беспокойства.

Стресс из-за учебы может проявляться по-разному:

  • Нарушается дыхание;
  • Учащается сердцебиение;
  • Появляется туннельное зрение (когда ребенок буквально ничего вокруг не видит);
  • Беспокоят спазмы в животе;
  • Изменяется поведение;
  • Напрягаются мышцы и пр.

Нередко хронический стресс становится причиной синдрома раздраженного кишечника, при котором нарушается стул, болит живот. Если длительный стресс становится привычным, т. е. приобретает хроническую форму, подросток привыкает волноваться по любому пустяку, что служит поводом для не лучшего развития дальнейших событий.

Как стресс влияет на ценности и установки человека

Любая осмысленная деятельность, которая приносит человеку удовлетворение и счастье, проистекает из внутренней мотивации. То есть не от внешних стимулов, вроде награды или наказания, а от личностного порыва, осознанного стремления.

Это касается и обучения. Если мы находим личный смысл в образовательном процессе, понимаем его ценность, то чувствуем себя хорошо

В обычных обстоятельствах найти этот смысл и сформировать внутреннюю мотивацию помогают практики метаобучения — например, рефлексия над вопросами: «Как я учусь? Зачем мне это нужно? Почему это важно? Каких целей я достигаю с помощью обучения?»

Но сильный или хронический стресс способен разрушить внутреннюю мотивацию. Поэтому человек может перестать видеть смысл в обучении — и даже в жизни. Но, к счастью, человеческая психика обладает специальными механизмами, позволяющими ей адаптироваться к самым страшным обстоятельствам.

Свою модель «производства смысла» в стрессовых ситуациях представила исследовательница Кристал Пак. Она предлагает отделить глобальные смыслы — ценности, взгляды, установки человека — от ситуативных. Под ними Пак понимает выводы, которые мы делаем при столкновении с какой-либо значимой ситуацией, проблемой, вызовом.

Если ситуативные выводы противоречат нашим ценностям и установкам, то, по словам исследовательницы, в дело вступают механизмы адаптации. Мы когнитивно и эмоционально обрабатываем ситуативные смыслы, чтобы на этой основе пересмотреть и модифицировать смыслы глобальные — совсем немного или значительно, в зависимости от ситуации. Если психика успешно с этим справляется, человек проходит некую трансформацию, ощущает внутренние изменения и снова обретает цельные глобальные смыслы.

Поддержка семьи

Семья должна стать источником поддержки в трудные моменты: это имеет решающее значение.

Не нужно полностью, тотально устранять все неприятности из жизни ребенка.

Но ребенок должен быть уверен, что при любой проблеме родители его услышат, поймут его чувства, проявят сопереживание и любовь. И его проблемы не будут высмеяны, преуменьшены.

Родители должны научить ребенка справляться с возникшей ситуацией. Либо сами должны вмешаться в происходящее и разрулить ситуацию (например, при прессинге со стороны учителя). А если не знаете или сомневаетесь, как правильно поступить, как лучше поговорить с ребенком, с педагогом – обратитесь к психологу, он поможет.

Как родителям помочь ребенку справиться со школьным стрессом

Помощь ребенку справиться со школьным стрессом — важная задача для родителей. Вот несколько советов, как поддержать ребенка:

  1. Общайтесь

Проявляйте интерес к его школьной жизни.

Поощряйте открытое обсуждение чувств и переживаний.

2. Создайте поддерживающую атмосферу

Сделайте дом спокойным и уютным местом.

Обеспечьте достаточно времени для отдыха и развлечений.

3. Организуйте режим дня

Помогите установить стабильный распорядок дня.

Соблюдайте здоровый баланс между обучением, отдыхом и физической активностью.

4. Обеспечьте поддержку в учебе

Помогайте с домашними заданиями, если необходимо.

Обсудите стратегии учебы и планирования времени.

5. Поощряйте положительные результаты

Оценивайте усилия, даже если результаты не всегда идеальные.

Поддерживайте их самооценку и веру в свои силы.

6. Учите управлению стрессом

Разрабатывайте вместе стратегии релаксации.

Обсудите, как справляться со стрессовыми ситуациями.

7. Находите вместе решения проблем

Помогайте анализировать причины стресса и находить возможные решения.

Обсудите, как можно справиться с трудностями.

8. Сотрудничество с учителями

Устанавливайте контакт с учителями для получения обратной связи.

Работайте вместе для поддержки ребенка в учебе.

9. Помогите находить хобби и увлечения

Поддерживайте участие в интересных занятиях.

Поощряйте развитие творческих и спортивных навыков.

10. Поиск профессиональной помощи

Если стресс становится слишком тяжелым, рассмотрите возможность консультации у психолога или педагога.

Важно помнить, что каждый ребенок уникален, и подход к помощи ему должен быть индивидуализированным. Слушайте своего ребенка, проявляйте терпение и поддержку, и, при необходимости, обратитесь за помощью к специалистам

Поддержка со стороны родителей в создании безопасной и поддерживающей среды, разговоры о чувствах и стратегии управления стрессом помогут формировать у ребенка силу и уверенность в себе.

Избавляемся от стрессообразующих факторов на уроке

Предлагаем несколько способов предупреждения детской тревожности в школе.

Не следует сравнивать ученика с другими детьми
Акцентируйте  внимание на его собственном развитии, движении и достижениях.
Создавайте ситуацию успеха для детей, найдите, в чем именно ребенок себя проявляет с положительной стороны, подчеркивайте это.
Если у ребенка имеются предпосылки для высокого уровня тревожности, то старайтесь избегать каких-либо негативных высказываний.
Практикуйте предварительные «проигрывания» заведомо волнительных ситуаций (концерта, экзамена).
На уроках изучения нового материала, освоении умений не торопитесь сами и не подгоняйте тревожных детей, потому что временной дефицит также является одним из факторов повышения уровня волнения, беспокойства школьников.
Четко и понятно формулируйте свои требования и последовательно, систематически добивайтесь их исполнения всеми детьми.
При выставлении отметки объясняйте ребенку, почему вы поставили именно ее.
Стройте урок так, чтобы мотивировать школьников на усвоение новой информации, умений

Не пугайте детей возможным наказанием за неисполнительность, не делайте наказанием дополнительные задания и упражнения.
Исключите публичное (в присутствии других детей, педагогов) обсуждение тревожащих ребенка вопросов, его несоответствующего требованиям педагога поведения, учебных достижений.
Принимайте и уважайте учеников, не зависимо от их успехов.
Непосредственно перед проверочными, контрольными работами и подобными заведомо сложными ситуациями поддерживайте детей, приободряйте их, настраивайте на работу
Отдельным ученикам можно напомнить об их достижениях ранее.
Если ребенок не уверен в себе и именно это становится причиной тревожности при контроле знаний, помогите ребенку, напомните ему, как выполняется задание или подскажите другим способом.
Выучите сами и научите детей несложным дыхательным упражнениям для расслабления (они не займут много времени, не помешают образовательному процессу).
Помимо вербальных средств воздействия на ребенка важно, помните и о невербальном общении. Следите не только за своей речью, ее темпом и громкостью, но и жестикуляцией, взглядом, позами

Ученики начальной школы придают большое значение тактильному контакту. Внешний вид педагога, выбор цветовой гаммы в одежде также может оказать как положительное, так и отрицательное воздействие на психологическое состояние детей. К примеру, темно-синий цвет в одежде педагога значительно снижает уровень волнения у школьников.

Почему учеба вызывает стресс

Стресс от учебы ребенка – это, безусловно, распространенное явление. Несмотря на теплые чувства и заботу, которые родители испытывают по отношению к своим детям, сопровождение их учебного пути может привести к неизбежному стрессу. Давай рассмотрим несколько основных причин, почему родители часто переживают из-за учебы своих детей.

Беспокойство о будущем.

Родители зачастую чувствуют ответственность за успешное будущее своего ребенка, и успех в учебе кажется ключом к благополучной жизни.

Сравнение с другими детьми.

Сравнение своего ребенка с другими может вызывать тревогу и сомнения в собственных родительских способностях.

Переживание за неудачи.

Невысокие оценки или сложности с учебными предметами могут вызывать у родителей чувство беспомощности и беспокойства за будущее ребенка.

Давление со стороны общества.

Существует общественное ожидание, что хорошие оценки – залог успеха. Это давление может быть тяжелым и для родителей, и для детей.

Неопределенность.

Неопределенность в образовательной системе и требования школы могут сделать процесс обучения нестабильным и вызвать беспокойство.

Эмоциональная связь.

Родители часто переживают учебные трудности своих детей из-за сильной эмоциональной связи с ними и желания видеть их счастливыми и успешными.

Понимание этих факторов поможет родителям лучше управлять своими эмоциями и находить баланс между поддержкой и разумным отступлением.

Причины появления стресса у школьников

Основной причиной появления стресса у школьников является смена обстановки и привычного образа жизни. Позади последнее лето, проведённое вне категорий школы: без списка обязательной литературы для чтения, без домашнего задания, без дополнительных занятий по отдельным предметам. Совсем недавно у ребёнка сложилось относительно устойчивое мнение об образе жизни внутри семьи, где у каждого есть конкретная социальная роль. А сейчас перед его глазами – школьная доска, парта и учитель, которого по непонятной причине нужно уважать и внимательно слушать.

Справиться с этой стрессовой ситуацией поможет подготовительный процесс, организация которого ложится на плечи родителей. Для того, чтобы ваш ребёнок не испытывал дискомфорта и излишнего волнения в первый учебный год, заранее начните знакомить его с тем, что ему предстоит увидеть за порогом учебного заведения. Объясните своему сыну или дочери, что такое воскресная школа, выберите оптимальный вариант её посещения, ориентируясь на расположение в городе, отзывы и учителей. Также помогут ролевые игры, в которых ребёнок может примерить роль как ученика, так и учителя. Создайте домашний учебный уголок, в котором будет удобный стол с хорошим освещением, подходящие письменные принадлежности. Образовательная атмосфера дома поможет вашему первокласснику сориентироваться в классе, быстрее привыкнуть к школьной парте.

Следующая ситуация, которая вызывает стресс у тех, кто впервые почувствовал на себе тяжесть гранита науки – это знакомство с новыми людьми и первые этапы жизненно важной социализации. В том случае, если вы замечаете какие-то проблемы с общением вашего ребёнка со сверстниками – не спешите решать всё сами

Вполне возможно, что вашему ученику требуется помощь профессионала – хорошего детского психолога. Если вы видите, что проблема не имеет глубоких корней, и общение идет с трудом из-за обычной застенчивости или по другой подобной причине – не бойтесь помочь вашему ребёнку. Главное – не забывайте, что с того момента, как ваша дочь или сын перешагнули школьный порог – ваши социальные действия по отношению к ней или к нему будут фиксироваться и впоследствии влиять на все одиннадцать классов

В том случае, если вы замечаете какие-то проблемы с общением вашего ребёнка со сверстниками – не спешите решать всё сами. Вполне возможно, что вашему ученику требуется помощь профессионала – хорошего детского психолога. Если вы видите, что проблема не имеет глубоких корней, и общение идет с трудом из-за обычной застенчивости или по другой подобной причине – не бойтесь помочь вашему ребёнку. Главное – не забывайте, что с того момента, как ваша дочь или сын перешагнули школьный порог – ваши социальные действия по отношению к ней или к нему будут фиксироваться и впоследствии влиять на все одиннадцать классов.

Как перестать волноваться за учебу

Имей свой путь.

Не пытайся жить жизнью своего ребенка. У каждого свой путь, и это нормально. Позволь ему искать свои интересы и развиваться.

Будь поддержкой, не диктатором.

Вместо того, чтобы указывать, как нужно делать, стань поддержкой. Расскажи, что готов помочь в любых трудностях.

Оценки – не всё.

Помни, что оценки не определяют стоимость твоего ребенка

Важно, чтобы он старался, а не просто получал высокие баллы

Разговаривай, а не допрашивай.

Вместо жесткого допроса задавай открытые вопросы. Поговори о его увлечениях, планах, идеях

Так ты лучше узнаешь, что ему действительно важно

Поддержи его учебные усилия.

Показывай интерес к учебе, но не заставляй заниматься каждую минуту. Помощь в домашних заданиях – это здорово, но не перегружай.

Находи позитив.

Обсуждай не только проблемы, но и успехи. Найди что-то положительное в учебе, о чем можно поговорить и похвалить.

Создай уютное рабочее место.

Помоги организовать комфортное место для учебы. Чем приятнее обстановка, тем легче будет фокусироваться.

Обучение в игровой форме.

Попробуй превратить учебу в игру. Карточки, настольные игры – всё, что сделает процесс более увлекательным.

Учи на ошибках.

Не бойся ошибок. Помоги ребенку понимать их, а не карать. Из ошибок можно многое вынести.

Не переоценивай объем занятий.

Не заставляй учиться до потери пульса. Качество важнее количества. Краткие и эффективные занятия – лучший вариант.

Разнообразь обучение.

Используй разные методы обучения – видео, книги, игры. Разнообразие сделает процесс интереснее.

Пойми его ритм.

У каждого свой оптимальный час для учебы. Обсуди с ребенком, когда ему легче всего усваивать материал, и подстраивайся под его ритм.

Фиксируй успехи.

Делай заметки о достижениях ребенка. Это поможет ему видеть свой прогресс и почувствовать уверенность в себе.

Организуй перерывы.

Регулярные перерывы во время учебы помогают сохранить концентрацию. Поднимайся, растягивайся, делай короткие перерывы.

Поддержи учебные проекты.

Если у ребенка есть проекты или исследования, поддержи его. Это учит самостоятельности и умению решать проблемы.

Создай план действий.

Совместно разработайте план по достижению учебных целей. Это может помочь ребенку чувствовать контроль и ответственность.

Установи реалистичные цели.

Будь разумным в ожиданиях. Цели должны быть достижимыми. Это поддержит мотивацию и предотвратит чрезмерное давление.

Заботься о снаряжении.

Удостоверься, что у ребенка есть все необходимые школьные принадлежности. Хорошая подготовка к урокам начинается с порядка в рюкзаке.

Учи планировать время.

Помоги ребенку научиться планировать время. Календари, ежедневники – всё, что поможет ему организоваться.

Не пренебрегай физической активностью.

Умеренные физические упражнения могут помочь расслабиться и улучшить умственную активность.

Задавай вопросы, слушай ответы.

Будь в курсе, что происходит в учебе. Задавай открытые вопросы и давай ребенку возможность рассказать о своем опыте.

Ищи помощь, если нужно.

Если ты видишь, что ребенок испытывает трудности, не стесняйся обратиться за помощью. Репетиторы, учителя и школьные консультанты могут быть полезны.

Соблюдай баланс.

Не допускай перегрузки. Учеба важна, но также важны отдых, игры и общение.

Стимулируй интерес к предметам.

Попробуй найти связь между учебой и интересами ребенка. Это сделает обучение более увлекательным.

Закрепляй материал в игровой форме.

Создавай игры, которые помогут закрепить учебный материал. Это может быть кроссворд, викторина или даже ролевая игра.

Освежи восприятие.

Если ребенок заскучал, помоги ему освежить восприятие. Изучение в новой обстановке или использование новых методик может помочь.

Не дави в трудных ситуациях.

Когда учеба становится сложной, не дави на ребенка. Вместо того, чтобы сравнивать с другими, предложи помощь и поддержку.

Соблюдай гибкий подход.

Будь гибким в планах и подходах. Иногда лучший результат достигается нестандартными методами.

Создавай позитивное окружение.

Поддерживай позитивное отношение к учебе. Рассказывай о своих учебных успехах, создавай атмосферу, где обучение весело.

Люби и верь.

Наконец, люби своего ребенка и верь в его способности. Это самый мощный стимул к развитию и успеху.

…А ЕЩЕ И ПЕТЬ ОХОТА

Не покупайте канцтовары, ранец и школьную форму без «виновника» торжества – ходите по магазинам вместе и прислушивайтесь к желаниям будущего первоклашки. Расскажите ребенку, что первый день в школе – это праздник. Устройте ему торжество 1 сентября с тортом и любимыми сладостями.

Будьте осторожны при записи первоклашки на дополнительные занятия и секции.

– Характерная ошибка родителей – это запись ребенка в несколько еще неизвестных ему кружков и секций сразу после учебы, – говорит Алексеенко. – Это несоизмеримая с энергетической возможностью мозга ребенка нагрузка. Конечно, здорово, если это спортивная секция, боевые искусства или бассейн – тут работают другие зоны мозга, идет насыщение организма кислородом. Упражнения для мышц – это такая разгрузка от усилий, которые ребенок вкладывает в написание букв, запоминание слов, усвоение правил. А вот занятие рисованием и музыкой – это часто та же парта, сидячие уроки, снова знаки и информация. Трудившийся мозг продолжает работать «уставшим» отделом.

Очень важно учитывать мнение ребенка при выборе кружка: отдавайте предпочтение тем секциям, где есть активность и движение, куда первоклашка будет с удовольствием идти после уроков

Учеба как источник стресса: что делать

Чтобы бороться с острыми эмоциями, важно понимать их способ выражения и причины. Чаще всего стресс после школы или во время учебы вызван оценками педагогов, возможно, невыполненным домашним заданием, либо притеснениями со стороны ровесников

Если по какой-то причине стресс вызван первыми двумя пунктами, ребенку важно успокоиться и понять: разовые трудности — не повод нервничать; даже если он сегодня получит неудовлетворительную оценку, это не значит конец света — будет новый день и новая хорошая отметка. Ребенок должен знать: конфликты с ровесниками легко разрешить, посоветовавшись со взрослыми (иногда достаточно обратиться к учителю с просьбой пресечь развитие негативного сценария).

Стресс во время учебы — обычное явление. Справиться с ним помогает диафрагмальное дыхание, которое запускает процесс расслабления. Для этого достаточно сделать несколько глубоких вдохов.

Во время острой реакции на внешние раздражители мышцы тела напрягаются. В зависимости от места локализации этого напряжения, необходимо их расслабить. Например, если чувствуется дискомфорт в шее, можно сделать несколько физкультурных упражнений — наклоны вверх-вниз, вправо-влево.

Еще одна полезная практика: когда возникает стресс перед школой, можно попытаться отстраниться от негативных мыслей простыми установками. Например, поймав себя на очередной неприятной ноте, следует мысленно пресечь попытки мозга спровоцировать выработку кортизола и адреналина простой установкой, фразами плана: «стоп», «я подумаю об этом позже», «хватит мыслей». Такой прием называют адаптивным дистанцированием.

Если в какой-то момент ученик понимает, что ему не по силам справиться с ситуацией, от нее лучше отойти в сторону — в прямом смысле. Например, прогуляться на свежем воздухе, уделить несколько минут любимому хобби или приятному общению.

Что плохого в стрессе

Постоянное пребывание в стрессе нарушает интеллектуальные способности: ребенок хуже воспринимает новую информацию, ему становится труднее учиться из-за сниженной скорости мышления и логики, а также появляются трудности с тем, чтобы сосредоточиться. Это и понятно: когда организм «выживает», любые социальные задачи уходят на второй план.

Длительное отсутствие уверенности и спокойствия влечет навязчивое беспокойство и тревожные мысли. В таком состоянии ребенку может казаться, что в жизни теперь все будет плохо. Эмоциональные качели с каждым новым толчком приближают чувство одиночества и непонимания, желание конфликтовать с окружающими. Стресс в школе изматывает и морально, и физически.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Родительские хроники
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: