Как дисциплинировать ребенка?

Что делать, если ребенок не слушается: совет психолога

Кнут или пряник?

Метод поощрения и наказания известен издавна. Некоторые детские психологи до сих пор уверены в правильности этого способа воспитания. Проблема в том, что не каждый родитель способен держать «золотую середину», зачастую отклоняясь в ту или иную сторону.

Здесь важно помнить, что действия, унижающие личность ребенка, приносят противоположный эффект. В нем зарождается непокорность или же страх

Неповиновение ведет к полному нарушению взаимопонимания между родителями и малышом. Он думает, что его перестали любить и наказание последует за любое действие. А раз так, то и слушаться нет причин. Отсюда увеличение истерик, плохие поступки «на зло» родителям.

Излишнее поощрение делает из ребенка эгоцентричного человека, уверенного в том, что ему все дозволено.

Важно чтобы механизм системы воспитания работал устойчиво. Полностью отвергать наказания нельзя

Но они должны проводиться в тихой обстановке без ругани и криков.

18 советов для родителей, которые размышляют над проблемой методов воспитания и наказаний детей

  1. Наказания должны быть всегда обоснованными.
  2. Мера пресечения должна быть понятна ребёнку.
  3. Правила и ограничения дают ощущение уверенности и безопасности.
  4. Родители не должны всегда являться теми, кто устанавливает правила и следит за их выполнением — гармоничное участие детей в установлении и соблюдении тоже полезно.
  5. Чаще показывайте свою любовь.
  6. Считайте своего ребёнка способным на многое, талантливым. Действия должны приводить к ощущению своей силы и способностей, а не беспомощности и отчаяния.
  7. Избегайте жестокости.
  8. Будьте гибкими в общении с ребёнком, придумывайте методы, способы, которые помогут вам сохранять любовь и крепкую связь с вашим ребёнком.
  9. Меняйте правила с изменением возраста ребёнка и обстоятельств. То, что нельзя дошкольнику, можно позволить подростку (например, приходить домой не в 18:00, в 20:00, разрешить чуть позже ложиться спать)
  10. Будьте последовательными. Непоследовательность поощрений и наказаний — путь к неврозу.
  11. Разделяйте личность и поступки. Оттого, что кто-то ведёт себя плохо, он не становится плохим. Плохим может быть поступок, но каждый же может ошибиться.
  12. Не угрожайте невыполнимыми последствиями, которые не сможете обеспечить. Старайтесь не угрожать вообще.
  13. В каждой семье свои правила, не ищите готовые.
  14. Правила для всех — и для взрослых, и для детей!
  15. Сохраняйте терпение и самообладание. Никто не понимает сказанное, если на него кричат.
  16. Не придирайтесь. Если вы часто чувствуете раздражительность, попробуйте разобраться, с чем она больше связана. Иногда причины лежат не в поведении ребёнка, а в вашем здоровье.
  17. Не ждите от себя безупречности. Ошибаться нормально. И родителям тоже. Поэтому не будьте к себе строги и не наказывайте себя вместо ребёнка.
  18. Если столкнётесь с неожиданными сложностями, с которыми справиться никак не получается, обратитесь за помощью к специалисту. Можно записаться на приём к психологу или обсудить проблемы с толковым педагогом.

В этой статье мы рассмотрели только несколько вариантов повлиять на поведение ребёнка. Способов и подходов, конечно, гораздо больше.

Важно понять для себя одно: не стоит чувствовать себя беспомощным, если ребёнок плохо себя ведёт. Ищите методы, просите помощи у специалистов

Пробуйте разные подходы. И не теряйте за всеми этими методами воспитания самого человека, пусть он ещё и маленький. Помните, что самый эффективный метод воспитания — это любовь, сочувствие и воспитание себя.

Автор статьи — Лариса Милова

Периоды охлаждения

Дисциплина упрямого ребенка, который привык впадать в истерики, чтобы получить всё, что он желает, не является легкой задачей. Дети, которые бьются в истерике или кричат, как правило, испытывают ярость и разочарование и выпускают это в виде истерики. Выговор или попытка заставить их сделать правильно, может превратить взаимодействие в борьбу за власть и сделать только хуже.

Когда ребенок отказывается делать так, как его просили или бросается в истерику, дайте ему время остыть. В период остывания ребенок может сидеть в комфорте в своей комнате, среди любимых игрушек.

Как только ребенок успокоится, поговорите с ним о том, почему он не должен вести себя подобным образом.

В возрасте от шести до восьми

В этом возрасте дети считают, что их родители имеют в виду то, что они говорят. Так что если вы говорите с ними о последствиях их плохого поведения, убедитесь, что вы сможете исполнить всё, что вы сказали. Не следует угрожать детям огромными, непрактичными наказаниями, которые вы, возможно, даже и не сможете осуществить.

Тренировка эмоций

Дети действуют через истерики и другие неприемлемые поведения, такие как удар, укус или крик, когда они не в состоянии словесно выразить свои эмоции. Этот метод дисциплины фокусируется на обучении ребенка выявлять и выражать свои эмоции словами, а не действовать на их основе. Идея состоит в том, чтобы рассказать детям, что нормально выражать свои эмоции словами.

Когда ребенок начинает кидаться или бить вас, спокойно скажите ему: «Я знаю, что тебя злит, что придётся потратить много времени на домашнюю работу по математике. Как насчет того, чтобы раскрасить несколько картинок и через некоторое время постараться решить имеющиеся задачи по математике?»

Коучинг эмоций имеет пять шагов:

  • Знание своих собственных эмоций.
  • Сопереживать с ребенком, общаться с ним.
  • Слушать ребенка.
  • Название эмоций: вы можете создать словесный список чувств и эмоций или сделать плакат эмоций лица.
  • Находить способы, чтобы разбираться с тем, что вызывает эти эмоции.

Естественные и логические последствия могут быть использованы для воспитания детей этого возраста. Кроме них, вы можете попробовать следующие методы дисциплины.

Самые распространенные проблемы поведения у детей на уроке

Разговоры

Многие дети просто любят поговорить. Одна из самых больших проблем с поведением в классе — «выкрики с места». Многим ученикам начальной школы действительно трудно ждать, пока их спросят.

Решение. Используйте settler activities. Эти задания помогут вам наладить распорядок в классе, так как с их помощью дети будут тихо сидеть и успокоиться. Можно использовать упражнение «вырезать и наклеить», которое поможет вашим ученикам сосредоточиться на задании, использовать воображение и вести себя тихо. Моим младшим ученикам также очень нравятся пазлы. При выполнении этого задания я использую таймер, чтобы добавить азарт соревнования.  

Подробнее писали в статье Settler activities with kids

Импульсивность и агрессия

Иногда ученики начальной школы могут просто встать и начать ходить. Они поворачиваются, роняют предметы и даже дерутся на уроке. 

Решение. Проведите физминутку, чтобы разрядить обстановку и подвигаться. Танцуя и подпевая, дети не только смогут использовать свою энергию эффективно, но и научаться новым словам. Физминутки можно и нужно использовать даже на онлайн-уроках. 

Безответственность

Как и все перечисленные пункты, этот относится не ко всем ученикам. Но некоторые дети часто забывают дома учебники и тетради. Страдает успеваемость: они не сдают на проверку домашнее задание, не работают по учебнику, теряют правила, которые записали в классе.

Решение. Поощряйте самостоятельность — без нее дети не могут стать ответственными. Можно попросить забывчивого ученика собирать контрольные работы остальных учеников, принести журнал. Таким образом у него будет задача перед всем классом, которую он постарается выполнить.

Обучение дисциплине на личном примере

Многие родители начинают задумываться о таком понятии как
«дисциплина» когда появляются реальные проблемы в воспитании. К примеру, когда
ребенок не хочет вас слушать, не выполняет свои домашние обязанности –
отказывается ложиться спать вовремя, чистить зубы, заправлять кровать.

При подробном рассмотрении ситуации часто оказывается, что
корень проблемы именно в родителях. Если вы сами не соблюдаете режим, то очень
сложно будет сподвигнуть ребенка на это.

Стоит задуматься о том, как именно вы своим примером можете вселить в ребенка чувство дисциплины.

Есть несколько средств:

  • Заведите семейные ритуалы. Это могут быть
    различные полезные привычки – зарядка утром, чистка зубов и принятие душа,
    чтение книг в определенное время. Так всем будет проще соблюдать определенную
    выверенную последовательность действий.
  • Не забывайте про свою дисциплину. Ложитесь
    вовремя, исправно чистите зубы, убирайтесь в квартире. Дайте малышу возможность
    ориентироваться на вас и делать правильные вещи.
  • Хвалите друг друга за хорошие поступки или
    соблюдение дисциплины. При этом лучше, если ребенок будет рядом, сможет
    увидеть, что за исправное выполнение обязанностей он может получить моральное
    поощрение.

Помните, что попытки чему-то обучить ребенка без личного примера могут быть вредны или опасны. Такое давление авторитетом взрослого может надолго заронить в душе сомнения, что взрослым можно доверять, что все люди равны и законы также пишутся для всех.

Научите их естественным и логическим последствиям

Эффективным способом дисциплинирования ребенка является использование последствий, которые работают, если они происходят естественно и могут быть объяснены ребенку логически. Не выдумывайте последствия для своего удобства, ведь дети умны и могут это выяснить раньше, чем вы это осознаете.

Естественные последствия могут быть, как ребенок чувствует себя о чем-то. Например, если ребенок потерял игрушку из-за невнимательности или если игрушка сломалась из-за того, что она была оставлена на улице в холодное или жаркое время, не стоит немедленно заменять игрушку

Позвольте ему справиться с горечью от потери игрушки, лучше дать ребенку понять важность ухода за вещами

Как правило, логическое последствие непосредственно связано с плохим поведением, которое не должно повторяться и которое необходимо исправить.

Например, если ребенок не выполняет домашнее задание, он не может смотреть телевизор или пойти гулять с друзьями. Если он оставит игрушки на улице после игры, ему не разрешат играть с ними в течение недели (или пары дней).

Типичное Поведение Подростков

Для маленького ребенка вы являетесь его образцом для подражания, и он делится с вами каждой мелочью. Однако в подростковом возрасте они начнут доверять друзьям больше, чем кому-либо, и станут более эгоистичными.

Хотя в некоторых аспектах они действуют ответственно, они могут быть упрямыми и иногда устраивать истерики. Кроме того, между вами и ними может возникнуть конфликт мнений.

Если ваш подросток предпочитает проводить больше времени со своими друзьями и скрывать от вас некоторые аспекты своей жизни, не унывайте, это совершенно нормально. Это может причинить вам боль, но позвольте им понять это постепенно.

8 запрещенных приемов, или как наказывать нельзя

Какие приемы считаются запрещёнными? Что, наказывая, делать категорически нельзя? Об этом ниже.

1. Бить

В 2004 году парламентская ассамблея Совета Европы провозгласила общеевропейский запрет на телесные наказания детей. Но по данным опросов в той же Америке 90% родителей верят в эффективность порки. В нашей стране процент не меньше.

!!! Физические наказания не только не эффективны как метод воспитания, но и способствуют поддержанию «субкультуры насилия» (драчливость, отождествление с агрессивностью) . Агрессия может породить только агрессию или страх как способ подавления агрессии. Ни то, ни другое не способствует формированию уверенности и способности к реализации.

4. Оскорблять, использовать слова-ярлыки

«Ты неряха», «и в кого ты такой…» и т.п. — осторожнее с подобными словами, ребенок может в это поверить и возьмет эту установку с собой на всю дальнейшую жизнь.

5. Обвинять в «плохой генетике» («Ты такой же, как твой отец»)

Не отыгрывайте собственные конфликты с настоящим или бывшим супругом на ребёнке. Ребёнок не может «изгнать» из себя существующую «плохую» часть. Это то, что он не выбирал, и не может нести ответственность за своего, пусть даже непутёвого родителя. Такая тактика приводит к большому количеству стыда у человека, который может проявляться разными способами в самочувствии и поведении.

Совет 4: Запаситесь терпением и действуйте постепенно

В чём главная ошибка родителей, которые думают, как приучить ребёнка делать уроки? Они рассчитывают на молниеносный результат. Неделю занимаются «домашкой» и уже хотят видеть в дневнике только хорошие оценки.

Но ведь каждый ребёнок уникален. Одни дети быстро схватывают свежую информацию, другим требуются месяцы или даже годы. Школьный психолог Татьяна Малютина даёт родителям советы, как приучить ребёнка делать уроки самостоятельно. Она предлагает разбить процесс помощи на 4 этапа:

  1. Первый – делать уроки вместе. То есть, буквально находиться рядом и смотреть, чтобы человечек не отвлекался от заданий. Проверять тетрадь, мягко указывать на ошибки.
  2. Второй – полностью доверить какую-то часть работы ребёнку. Но только ту, с которой он точно справится. Например, подготовку к устным предметам.
  3. Третий – приходить на помощь лишь в том случае, если у ребёнка возникнут затруднения. Проверять именно факт выполнения домашних заданий, а не наличие ошибок.
  4. Четвёртый – предоставить ребёнку полную самостоятельность.

Конечно, на пути к цели вас могут преследовать неудачи. У некоторых родителей ребёнок даже плачет, делая уроки. В таком случае нельзя терять самообладание, грубить школьнику и тем более кричать. А следует перенести занятия на то время, когда ребёнок успокоится, и повторить попытку.

Выход из ситуации один. Нужно закрыть учебник и заняться чем-нибудь другим (приготовить ужин, подготовить одежду на завтра, посмотреть мультик или прогуляться). И только после этого, отдохнув и успокоившись, можно сделать второй подход к получению знаний» (Детский психолог Марина Елисеева)

Что порождает недисциплинированность в детях?

• Нехватка внимания родителей

При такой нехватке ребенок будет делать все, чтобы привлечь к себе внимание;• Любознательность и пытливость. Обычно это свойственно очень маленьким деткам (1,5 – 2)

Мир вокруг такой незнакомый и привлекательный, тут не до примерного поведения.• Недостаточное мотивирование со стороны родителей. Дисциплинированный ребенок понимает, зачем он должен выполнить что-либо. Безапелляционные просьбы и распоряжения не подойдут, в данном случае уместна грамотная мотивация. Например, «чем скорее закончим с уборкой комнаты, тем скорее освободимся и пойдем на прогулку».• Поиск слабых мест папы и мамы. Для того, чтобы манипулировать родителями, ребенок часто ищет их уязвимые места.• Расхождение слов родителя с его делами. Часто взрослые требуют от ребенка определенного поведения, но сами ведут себя противоположным образом. Яркий пример — курящий родитель, который говорит, что курение – это плохо. Или запрещение мусорить от человека, который выбрасывает обертку на асфальт.• Отсутствие доверия во взаимоотношениях. Если доверительные отношения с родителями не складываются, ребенок бросает всякие попытки наладить контакт с мамой или папой. Доверие утрачивается, и ребенок винит в этом родителей.• Чересчур много «нельзя». Слишком требовательные родители сами способствуют тому, что ребенок становится бесконтрольным.

Боритесь с неповиновением и упрямством

Здесь мы снова соприкасаемся с вопросом правильного
воспитания малыша. Некоторые дети растут упрямыми, демонстративно бросают вызов
авторитетам.

Такое поведение нужно пресекать с раннего возраста

Важно,
чтобы ребенок уважал вас и не бросал вызов авторитету. Это делается
стандартными методами – через различные формы наказаний

Если нарушение или пререкания были выявлены единожды, стоит провести спокойный разговор, четко и понятно рассказать, почему нельзя вести себя так. Если же ситуация повторяется, проявите жесткость и родительский авторитет. В конечном итоге это только пойдет на пользу вашему малышу.

Использование различных подходов к воспитанию у родителей

Если вы думаете о том, как приучить малыша к дисциплине,
нужно четко согласовать свои методы, общую систему правил и требований.
Использование различных взглядов на правильное и неправильное поведение опасно,
потому что формирует у ребенка выраженное непонимание «правил игры».

Согласуйте свои действие и ответные реакции. В
противном случае внутри семьи разовьется борьба авторитетов, а ребенок будет
искать защиты у человека, который относится к нему мягче. Таким образом, весь
процесс воспитания и формирования дисциплины может потерпеть крах. Да, во
многих случаях это может показаться непростой задачей, но она важна для
итогового достижения результата.

Наказание как средство воспитания

Срываясь на крик, взрослый показывает не свою силу, а совсем наоборот — расписывается в полном бессилии. А последующий за этим приказ встать в угол или лишение сладкого усиливает обиду и чувство несправедливости. Отбывая наказание, ребенок не станет «думать о своем поведении», как от него ожидают взрослые. Он начнет обдумывать, как не попасться в следующий раз, будет строить несбыточные планы мести или даже замышлять самоубийство.

Чтобы исправительные меры возымели желаемый эффект, ребенок должен видеть четкую связь между проступком и его последствиями. Не сделал уроки вовремя? Лишается возможности погулять с друзьями или поиграть на компьютере, потому что на это просто не осталось времени. Никак не может навести порядок в своей комнате? Пусть только попробует попросить маму найти его потерянную вещь — будет порядок, найдется и пропажа.

Честно предупредите ребенка, что в случае непослушания вы можете не выдержать и накричать на него. Это может послужить действенной угрозой: по крайней мере, малыш точно будет знать, что она осуществима. Добавьте, что в этом случае у вас обоих испортится настроение на весь день, а у мамы, может быть, даже разболится голова. Никому не нравится, когда на него кричат, к этому сложно привыкнуть. Поэтому с ребенком такой прием часто срабатывает к общему удовлетворению.

К сожалению, с детьми случаются вещи и посерьезнее, особенно в подростковом возрасте. Курение, употребление алкогольных напитков тайком от родителей, воровство. Часто подобный опыт — всего лишь следствие любопытства, стремление почувствовать себя взрослым, дань всплеску гормонов, сопровождающему период полового созревания. В таких случаях бывает достаточно серьезной беседы, а если это не поможет — желательно получить консультацию у психолога. Жесткие наказания лишь усугубят ситуацию.

Говоря о возможных наказаниях, нельзя забывать и о поощрениях: они часто работают куда эффективнее. Это не обязательно должны быть карманные деньги, игрушки и сладости (кстати, против использования сладкого в качестве награды резко выступают диетологи). Поощрить ребенка за хорошее поведение и успехи в учебе лучше совместным походом на горку, в кино, в парк развлечений. Если вы планируете завести питомца — приурочьте это событие к успешному окончанию учебного года. Подготовьте и распечатайте «официальный» документ о том, что отныне вашему ребенку предоставляется право голоса на семейном совете. Дайте своему чаду почувствовать себя важным и полезным членом семьи.

Дети — зеркало всей семьи, в котором отражаются внутренние отношения его членов, уровень их культуры и реакция на события, происходящие в жизни. Процесс воспитания ребенка не может и не должен быть идеально гладким. Проходя через различные стадии психического развития, растущий человек познает окружающий его мир всеми доступными способами. В том числе и через систематическую проверку на прочность собственных родителей. Именно взрослые, уже прошедшие все эти метаморфозы в свое время, должны уметь найти компромисс, позволяющий внушить ребенку систему элементарных ограничений, не теряя при этом его уважения.

Совет 1: Не ставьте школу на 1 место

Известный российский психолог Михаил Лабковский как-то написал статью о том, что уроки с ребёнком делать вообще не нужно. Он призывал родителей интересоваться эмоциональным состоянием своего чада, проводить больше времени вместе, поддерживать в отношениях близость и доверие. А не контролировать оценки.

 «Бог с ней, со школой! Это не самое главное в жизни». (Михаил Лабковский)

Возможно, слова психолога звучат радикально, но рациональное зерно в них присутствует. Моя мама, например, никогда не думала, как заставить ребёнка делать уроки. Ведь насилие только вызывает отвращение. Я училась сначала средне, потом – хорошо, а в старшей школе – отлично. Интерес к знаниям проявлялся постепенно, по мере взросления и постановки жизненных целей.

Я заметила, что дети, которых мамы заставляют делать уроки насильно, обычно делятся на две категории:

  1. Закомплексованные отличники. Трясутся над каждой оценкой. Любая неудача приводит к депрессивному настрою, вплоть до суицидальных мыслей. Ну и зачем делать своих детей невротиками?
  2. Двоечники и троечники. Не хотят учиться «на зло» маме и папе.

В общем, не пытайтесь выжать из детей 100% результат. Пусть ребёнок делает уроки так, как умеет сегодня. Не надо бояться троек и даже двоек. Помимо «зарабатывания» оценок у юной личности есть более важные задачи в жизни: научиться строить отношения со сверстниками, развивать творческие способности, постигать дружбу и любовь.

Общие Проблемы При Воспитании Подростка

Воспитание подростка — непростая задача. Будут споры, драки, хлопанье дверьми и многое другое, поскольку это неотъемлемая часть подросткового возраста, и вам нужно найти способ справиться с этими проблемами.

Упрямство

Вы можете посоветовать своему подростку привести в порядок свою комнату. Однако они редко подчиняются и проявляют упорство. В это время вам нужно поставить ногу и заставить их это сделать. Они могут чувствовать себя плохо в течение первых нескольких попыток, но постепенно они могут понять, почему и начать делать это сами.

Проверка пределов

Подростки склонны испытывать удачу и проверять пределы возможностей. Это может быть ваша мягкость по отношению к ним или выполнение их задач по их усмотрению. Они могут поссориться с вами, если вы откажетесь от ночевки. Не позволяйте вещам выходить из ваших рук; если вы чувствуете, что они испытывают ограничения, твердо скажите им, каковы ваши ожидания, и дайте им понять, что они должны придерживаться плана.

Сравнения

Подростки склонны сравнивать свою жизнь с жизнью своих друзей. Они могут видеть только то, что видно невооруженным глазом, и полагать, что их друзья живут без ограничений. Всякий раз, когда ваш ребенок пытается сравнить себя с другими, скажите им, что в каждой семье есть свои правила дома, которые необходимо соблюдать. Также расскажите им, как они не видят общей картины.

Вспыльчивость

Это может быть изменение гормонов или их природа. Подростки, как правило, вспыльчивы и срываются при малейшем несогласии. Не позволяйте этому случаться часто. Прекратите с ними разговаривать и выйдите из комнаты. Если они последуют за вами, скажите им, что вы готовы говорить, только когда они успокоятся и начнут говорить с уважением.

Борьба за власть

Как только дети достигают подросткового возраста, они чувствуют себя взрослыми. Однако, как родители, вы знаете, насколько они могут быть наивными. Будет борьба за власть. В такие моменты не вступайте с ними в спор и не говорите им, насколько они неправы. Установите определенные ограничения и научите их уважать пространство и свободу людей, как они хотели бы, чтобы кто-то уважал их.

Подростковый возраст — непонятное время, когда ваши дети могут не знать, как двигаться вперед, но слишком горды, чтобы признать это. Ваш долг как родителей — дать им свободу выражать свое мнение, не опасаясь осуждения. Не будьте авторитарны и не слишком строги , так как это может иметь неприятные последствия и привести к тому, что ваш подросток станет бунтовщиком и выберет неправильный жизненный путь. Воспользуйтесь упомянутыми выше советами, и они помогут им безопасно и позитивно ориентироваться в подростковом возрасте.

Почему родители срываются на крик

Мы все приблизительно знаем, как воспитать чужого ребенка.Но когда сталкиваемся с проблемами, связанными с родным чадом, то порой не контролируем свои эмоции, кричим и поднимаем на него руку.

Причины девиантного поведения взрослых могут быть разными.

  • Стремление показать свою значимость. В первую очередь, вы должны быть другом, а не главным членом семьи. Авторитарность может напугать маленького, так как к его мнению не прислушиваются. Для него крайне обидно, что отвергаются даже самые здравые мысли и предложения.
  • Действие по принципу: «Меня в детстве били, значит, и ты получишь ремня». Хорошенько подумайте, может, вы, наоборот, настроите против себя ребенка, и навсегда поселите в его душе злость и агрессию.
  • Разный подход к жизни. Малыши не понимают, что вы дорожите своим временем. Вам необходимо побыстрее принять гигиенические процедуры, одеться, поесть и поскорее добраться до работы или выполнить какую-нибудь задачу. Поэтому вы поторапливаете детку с криком, а потом удивляетесь, почему тот капризничает и плачет.
  • Неприятности и стрессы на рабочем месте нередко вызывают плохое настроение. Приходя домой, люди выплескивают свой негатив на домочадцах. Помните, что дети отлично чувствуют ваше расположение духа и также вместе с вами, а может и больше вас, переживают и страдают.
  • Сердитесь на поломанные вещи, разбитые вазы, хрусталь, статуэтки? Вы должны были заранее убрать хрупкие предметы с видного места. Вспомните себя, сколько вы попортили дома вещей, когда были маленьким.
  • Придерживайтесь логики, если что-то запрещаете. Определите время сидения за компьютером, чтобы потом не кричать и не выдергивать шнуры из техники. Малыш должен видеть причинно-следственную связь, почему и за что его наказывают.
  • Подавляющие число родителей критически относятся к общественному мнению. При замечаниях со стороны посторонних людей по поводу вашего маленького человечка, вы прилюдно начинаете одергивать и отчитывать за проступок. Тем самым вы показываете свою невоспитанность и педагогическую некомпетентность.

Почему ребёнок капризничает — возможные причины

  • Слишком любознательный и любопытный. Свойственно поведение деткам 1,5-2-х лет. Слишком много вокруг интересного, слишком много событий и эмоций для ребенка — для дисциплины просто не остается «места». Не до нее.
  • Проверка родителей на прочность. Дети часто нащупывают слабые места у своих пап и мам, чтобы воздействовать на них более эффективно. Это как раз один из методов.
  • Малышу не хватает внимания папы с мамой. Это тоже вполне естественная причина. При недостатке внимания чадо будет добиваться его любыми способами.
  • Отсутствие мотивации. Ребенку всегда нужна мотивация. Если нет понимания «зачем это нужно», не будет и действий. Каждая просьба родителей должна быть осмысленной и объясненной. Например, не «убери игрушки немедленно», а «чем быстрей ты соберешь игрушки, тем быстрее мама к тебе придет с новой сказкой на ночь».
  • Количество ваших запретов для ребенка уже зашкаливает. Задумайтесь, не слишком ли много вы требуете от своего чада? Если жизнь превращается в постоянное «не тронь, не ходи, положи на место, помолчи», то даже самый покладистый ребенок запротестует.
  • Ваши требования расходятся с вашим поведением. «Не мусори!», кричит мама и бросает фантик мимо урны. «Врать — плохо!», говорит папа, постоянно (пусть и вынужденно) обманывающий сына. Будьте примером для чада, и такая проблема «отвалится» сама за ненадобностью.
  • Ребенок вам не доверяет. То есть, все его усилия по завоеванию вашего доверия напрасны и не приносят результата (мама продолжает ругаться, беспричинные придирки входят в привычку и пр.). С момента, как ребенок осознает тщетность своих попыток, он теряет к ним доверие и начинает именно их (а не себя) считать виноватыми.

Можно ли наказывать или ругать ребенка?

Если под наказанием подразумевать побои и крики, то нет. Если же мы говорим о запретах и методах поддержания правил и установления границ дозволенного, то да. Запреты в любом случае должны быть.

Полноценный родитель — не тот, кто только хвалит ребёнка, а тот, кто создаёт условия для развития.

Это человек, который знакомит с миром, правилами и способствует адаптации ребёнка в мире и социуме.

Если ребёнок в семье не научился придерживаться правил поведения, то он будет их нарушать и вне семьи, только мир не будет с такой готовностью его прощать, как родители.

Границы в воспитании

Важную роль в воспитании играет правильное установление личностных психологических границ.

Здоровые границы:

  • служат для сохранения целостности: физической и эмоциональной;
  • позволяют бесконфликтно строить отношения с другими людьми.

Если ребёнку во всем потакали в семье, создавали сверх комфортные условия, то вполне вероятно, что когда он выйдет в мир, этот мир покажется ему слишком жёстоким и непредсказуемым. В результате такой человек травмируется больше обычного взрослого и испытывает колоссальное напряжение.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Родительские хроники
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: