Как воспитывать подростка? 8 советов для осознанных родителей

«это всё из-за гормонов»: 5 предрассудков, которые мешают взрослым находить общий язык с подростками

Правильное общение

Если ваш подросток плохо учится, игнорирует комендантский час или постоянно лжет, скорее всего, вы будете кричать или читать нотации. Но поверьте, оба эти метода не действуют на подростка, да и на взрослого тоже.

Если вы будете срываться на крик, то ваш ребенок увидит, что вами легко управлять. К крику и нравоучительным лекциям дети быстро привыкают, они умеют не слышать крик, отсюда пошло выражение, как горохом об стену или как со стеной разговариваю.

Попробуйте другую стратегию:

— Положительный взгляд и ровный тон. Это может показаться простым, но это задает тон вашему разговору. — Слушайте больше, чем говорите.- Говорите по существу, что вас не устраивает или расстраивает. — Объясните, почему применяете то или иное наказание. — Если чувствуете, что не можете сдерживать эмоции, выйдите в другую комнату, чтобы «остыть», попросив перед этим ребенка подумать, что именно он сделал не так.

В такие моменты, вы преподаете урок мастерства — вы демонстрируете подростку навыки общения, которые он успешно будет использовать оставшуюся жизнь.

И помните, что родители и дети, это не отношения учителя и ученика, а взаимодействие, нас всем есть чему поучиться друг у друга. Только от вас зависит, каким будет ваше общение – дружеским или конфликтным. Учитесь взаимодействовать!

Елена, www.kraskizhizni.com

С чем связаны сложности в воспитании?

Трудности в организации воспитательного процесса в отношении детей преодолевают взрослые: мамы и папы. Предъявляя требования, родитель может попасть впросак, если сам не соответствует тем установкам, которые задает детям. Взрослые, являющие собой пример, не расходящийся в словах и поступках, справляются с воспитательной задачей легче.

Не проявленная родителями на должном уровне забота о собственных чадах в первые годы жизни, когда столь необходимы материнская ласка и отцовская поддержка, служит причиной трудностей в воспитании.

Доминирование в иерархии ценностей родителей карьеры искажает представление подростка о семье, поэтому и ослабевают узы семейные, а дети отдаляются.

Опека на грани родительского безумия действует удушающе на подростка. Если забота проявлялась и в детстве, то это привычные для детей эмоции. В случае, когда родители с годами пришли к осознанию несостоятельности как мамы и папы, то, спохватившись рьяно, можно натолкнуться на протест.

Подросток и школа

В подростковом возрасте все тяжелее учится и все меньше желания ходить в школу. Тем не менее, это нужно и ваша задача объяснить для чего это нужно. Не ругайте за плохие оценки и не грозите ужасным будущем, помните, что все гении были троечниками

Вы должны объяснять важность знаний, мотивировать к самообучению, предлагать интересные книги, самому регулярно заниматься с ребенком

Если у ребенка не сложились отношения с одноклассниками или с кем-то из учителей, есть смысл перевести вашего ребенка в другую школу. Мне лично это очень помогло. Меня перевели посреди учебного года (перед Новым годом) и к концу учебного года я стала хорошисткой из троечницы, а дальше больше. Новые друзья, новые интересы, новая прическа, новая жизнь. Иногда нужно все кардинально менять.

Как подходить к решению проблем?

Если вы родитель подростка, то время воспитывать уже прошло. Настала пора сохранять всё хорошее, что у вас есть, приумножать его, учиться договариваться и искать компромиссы. Решать проблемы строгим родительским авторитетом и манипуляциями не получится. Введение семейных правил — один из методов, который поможет наладить отношения и добавить спокойствия в ваши будни.

Устанавливая правила, обязательно учитывайте особенности воспитания подростков. Ребёнок услышит вас только, если почувствует, что с ним общаются, как со взрослым. Подчеркните, что семейный устав нужен не для того, чтобы контролировать и наказывать сына или дочь, а чтобы перестать ссориться, начать лучше понимать друг друга и создать дома комфортную для всех атмосферу. Уточните, что мнение ребёнка действительно имеет значение, и он будет принимать активное участие в составлении списка.

Важно:

  • не стыдить;
  • не оценивать;
  • не воспитывать;
  • выбрать только то, что реально доставляет неудобства;
  • каждый пункт обсудить всем вместе.

И помните, что правила должны распространяться на всех в семье без исключения, быть справедливыми и реальными в исполнении, не строиться на манипуляциях, не ущемлять чьих-то интересов. И правил не должно быть слишком много.

Подростки ценят свободу и справедливость!

Придумывая правила, ориентируйтесь именно на эту истину.

Поддерживайте общение, несмотря ни на что

Вам будет проще, если вы с детства привыкли легко делиться со своим ребенком своими историями и позволяли ему высказываться на любые темы. Сохранить подобную легкость в общении просто и в подростковый период. Но если вы не обсуждали с ребенком в детстве какие-то «запретные» темы, мало рассказывали о себе и своем опыте, беспроигрышным вариантом будет больше слушать. Вы удивитесь, как много может рассказать вам подросток, если вы будете просто слушать и слышать его.

В особо сложных случаях вам нужно обратиться к семейному психологу. Часто родители не знают, как воспитывать подростка, и необдуманными действиями могут навредить ему и себе. Как понять, что ваши отношения с подростком нуждаются в психотерапии, поможет наш подкаст «Нужен ли вам семейный психолог?»

Психологические особенности подросткового возраста

Определение 1

Воспитание подростка – это целенаправленный процесс передачи ребенку подросткового возраста знаний и умений, необходимых для успешной социализации и проживания отдельно от родителей.

Воспитание подростка очень сложный процесс, в силу сложности самого возрастного периода. На тему вопросов воспитания детей подросткового возраста написано много статей, книг, пособий и т.д.

Воспитание подростков также имеет направления, присущие любой системе воспитания: половое, нравственное, духовное, физическое и т.д. Результативность любого из направлений зависит от возрастных особенностей ребенка и осознанности его развития.

Границы подросткового возраста установлены достаточно условно, приблизительно этот возраст определяют периодом с 11-ти до 18-ти лет. Проявление подростковых реакций зависит во многом и от пола ребенка.

Период подросткового возраста оказывает значительное влияние на дальнейшее становление и развитие личности человека. В первую очередь это связано с тем, что именно в подростковом периоде отмечается повышенная пластичность мозга, то есть мозг подростка изменяется под воздействием внешней среды.

Повышенная пластичность мозга в подростковый период может принести как множество положительных результатов, так и отрицательных. Опасность состоит в том, что негативное внешнее воздействие может быть сильным и сохраниться на всю жизнь.

Замечание 1

Таким образом, подростковый возраст является именно тем периодом, когда человек приобретает набор способностей и навыков, необходимых для успешной самостоятельной жизни.

Воспитание подростков должно опираться в первую очередь на психологические особенности эти возрастного периода.

Основные психологические особенности подростков:

  1. Потребность в полной самостоятельности и независимости, отделение от взрослых, стремление подчеркнуть свою индивидуальность, посредством неподчинения.
  2. Потребность в признании со стороны сверстников, мнение которых порой важнее мнения родителей.
  3. Повышенная потребность во внимании со стороны окружающих, желание выделиться всеми возможными и невозможными способами. Оценка людей со стороны очень важна.
  4. Несформированность саморегуляции, в связи с чем, возникновение острого желания получить необходимо именно «здесь и сейчас». Избегание ситуаций, в которых что-то можно потерять или показать себя с неприглядной стороны.
  5. Низкий уровень самоконтроля, на который оказывает негативное влияние усталость, стресс, беспокойство.
  6. Повышенная возбудимость, проявляющаяся в большой эмоциональности. Подростки тяжелее и «острее» переживают положительные и отрицательные эмоции, чем взрослые.
  7. Низкий уровень контроля за негативными эмоциями, что может выразиться во внезапных вспышках гнева.

Сон подростка

Врачи и педиатрия рекомендует подросткам спать от 8 до 10 часов каждую ночь. Раннее начало занятий в школе может затруднить получение подростками рекомендуемого количества сна.

Их биологические часы заставляют их ложиться спать позже и дольше спать. Это очень затрудняет раннее пробуждение.

Чтобы помочь подростку высыпаться, вы можете сделать несколько вещей:

Поговорите с подростком о ее ночном распорядке

Обсудите, как важно дать себе время расслабиться перед сном. Чтение или принятие ванны могут быть хорошим способом расслабиться.
Выключайте электронные устройства заранее

Выключайте смартфоны, ноутбуки и телевизоры как минимум за 30 минут до сна. Не позволяйте ей спать со смартфоном в спальне.
Не рекомендуется дремать . Засыпание после школы может помешать ночному сну.
Следите за тем, чтобы график сна вашего подростка был постоянным . Сон по выходным или слишком поздно ложиться спать в отпуске нарушит биологические часы вашего подростка. Установите время пробуждения в нешкольные дни, которое должно быть не более чем на час позже времени пробуждения в школе.

Безопасность

Самая большая проблема безопасности, с которой сталкиваются подростки, — это их рискованный выбор. Иногда они бывают импульсивными, и, к сожалению, достаточно одного неверного решения, чтобы попасть в серьезную аварию.

Автомобильные аварии — основная причина смерти подростков в России. Подростки в возрасте от 16 до 19 лет имеют гораздо больший риск смерти или травмы в автокатастрофе, чем любая другая возрастная группа.

Прежде чем ваш подросток сядет за руль — или станет пассажиром с водителем-подростком, — важно понять самые большие опасности, которые приводят к автокатастрофам подростка. Отвлеченное вождение, скорость и неопытность водителя — все это факторы, которые могут способствовать возникновению дорожно-транспортных происшествий у подростков

Установите правила для подростка и проясните свои ожидания. Поговорите о последствиях безрассудного поведения, например, о слишком быстрой вождении или о том, чтобы сесть в машину с человеком, который пил.

Третий по величине риск для здоровья подростка — насилие. .

Поговорите со своим подростком о том, как оставаться в безопасности. Обсудите, что делать, если над ним издеваются, или как реагировать, если он узнает, что другой ученик носит оружие. Поговорите также о насилии при свиданиях, поскольку в романтических отношениях происходит много актов насилия .

Самоубийства — третья по значимости причина смерти подростков в возрасте от 15 до 19 лет. 8 По данным CDC, примерно 7% старшеклассников в 2016 году пытались покончить жизнь самоубийством, но гораздо больше подростков думают о самоубийстве, но не действуют.

Хотя существует множество факторов, способствующих самоубийству, одиночество, депрессия, семейные проблемы и злоупотребление психоактивными веществами могут подвергнуть подростка особенно высокому риску.

Важно следить за психическим здоровьем вашего подростка. Если вы подозреваете, что у вашего подростка проблемы с психическим здоровьем или он выражал мысли о самоубийстве, обратитесь за профессиональной помощью

Вы можете начать с разговора с их педиатром.

Технологии

Технологии играют огромную роль в повседневной жизни подростков. Изменилось то, как они встречаются, общаются и общаются.

Будьте в курсе последних приложений, сайтов социальных сетей и цифровых устройств, которые используют подростки. Ваш подросток не будет прислушиваться к вашим предупреждениям, если вы не осведомлены о рисках и опасностях.

Кибербуллы и сексуальные хищники представляют серьезный риск. Но это не единственные угрозы, с которыми ваш подросток сталкивается в Интернете.

Люди тоже могут попытаться украсть свою личность. Или они могут быть приглашены к участию в мошенничестве или мошеннической деятельности, даже не осознавая этого

Поэтому важно рассказать подростку об этих опасностях

Также важно говорить о важности управления их репутацией в Интернете. Фотографии, которые они публикуют, мемы, которыми они делятся, и контент, который им нравится, будут постоянно фиксировать их активность

Выбор, который они делают сейчас в сети, может повлиять на них всю оставшуюся жизнь. Чиновники приемных комиссий колледжей, будущие начальники и даже будущие романтические партнеры могут обращаться в Интернет, чтобы получить информацию о них.

Установите четкие правила для смартфона и других электронных устройств вашего подростка. Установите последствия за нарушение правил.

Хотя вам не нужно читать каждое сообщение, которое отправляет ваш подросток, следите за его активностью в Интернете. Знайте, что они делают в Интернете, и убедитесь, что они делают правильный выбор.

Развивайте интересы и способности

Пусть ваш подросток попробует различные занятия — такие, как спорт, музыка или искусство — таким образом, он может понять, что ему близко, а что не очень.  Если у ребенка есть хобби, увлечение, занятие по душе, у него меньше шансов попасть в плохую компанию или ситуацию. У такого подростка выше самооценка и чувство собственного достоинства, у него есть друзья со схожими ему интересами, он меньше подвержен чужому мнению и влиянию. А тот подросток, который ничем не увлечен и не занят, у которого нет стремления к чему-то, скорее всего, изменит свое поведение в угоду другим, чтобы соответствовать их стандартам – пить, курить и т.д.

Стремление к независимости

Дети в подростковом возрасте нуждаются в большей свободе, чтобы стать самостоятельнее, увереннее в себе. Но подростки — еще не взрослые люди. Они не готовы в полной мере к принятию ответственности за последствия своих действий. Вот несколько советов по очерчиванию сферы независимости подростка:

Обойтись без крайностей. Полная свобода, как и чрезмерное ограничение ее, — крайности. Тут поможет установление обязанностей в семье, которое приучит ребенка к принятию самостоятельных решений, к выработке оценки их последствий и собственной точки зрения на все вопросы, касающиеся его жизни.
Установить правила поведения. Звучит парадоксально, но границы (правила), установленные взрослыми, дают детям ощущение безопасности. А отсутствие таких ограничений — чувство одиночества и нелюбви.
Признать за подростком право на свою территорию, где бы он мог самовыражаться.
В возникающих с подростком конфликтных ситуациях и разногласиях нужно искать неординарные решения. Например, если ребенок не следит за порядком в своей комнате, то, собрав все его разбросанные вещи, стоит сложить их на видном месте в его комнате и заявить, что чистые носки будут у него только в том случае, когда грязные будут складываться в соответствующее место.
Давать ребенку возможность доказать свое право на определенную степень свободы. Поэтапное расширение свободы приучит ребенка к самостоятельности. Например, сначала можно давать возможность подростку выбирать необходимые ему вещи вместе с родителями. А затем — выдавать деньги на самостоятельную покупку.
Запреты тех или иных вещей (курение, алкоголь, наркотики и т.п.) следует обосновывать вредом, приносимым бесконтрольностью их употребления и последствиями.
В родительском контроле разделяйте факторы, влияющие на будущее ребенка, и не затрагивающие его. Например, фасон рубашки или брюк не влияет на будущее ребенка, а пропуски школы могут сыграть роковую роль для него.
Оставьте за ребенком право на ошибку, тогда он узнает и о всех ее последствиях. Ничего не делая самостоятельно, дети ничему не учатся

Важно помочь ребенку исправить его ошибку.
Если имеются проблемы по успеваемости или плохо усваивается школьный материал, стоит привлечь репетиторов, особенно если выпускной класс или дистанционное обучение на дому.

Тернистый путь взросления: что происходит с подростком

К двенадцати-тринадцати годам во всех сферах наступают перемены, назревает кризис.

Тело. Ребенок растет, меняется его тело, которое из-за неравномерного роста часто кажется смешным и нелепым.

Настроение. Из-за игры гормонов постоянно меняется настроение: ярость сменяет эйфорию, обида тут же переходит в радость. Только что он смеялся над нелепым персонажем в ютубе, а сейчас до слез обиделся на друзей, которые забыли позвать во двор. Такие нагрузки не каждый взрослый выдержит.

Противоречивое отношение взрослых. Он чувствует себя взрослым. Всем существом стремится им стать. Родители продолжают видеть в нем ребенка и начинают требовать взрослой ответственности. С одной стороны: «чтоб в 9 уже был дома», «сейчас же иди и делай уроки», «не общайся больше с Пашей, он мне не нравится». С другой: «в твоем возрасте я уже банки консервные закрывала», «какой пример ты подаешь брату», «вон какой вымахал, а толку», «пора уже о будущем думать».

Переходный возраст и его проявления

Подростковый возраст у многих взрослых ассоциируется с конфликтами, обидами, спорами и прочими формами демонстрации характера со стороны ребенка. Кончено, все эти проявления недовольства в большей или меньшей степени присущи каждому подростку, но далеко не всегда внутренние переживания выражаются внешне. Точно так же, как и взрослые, подростки могут скрывать свои настоящие эмоции, так как не хотят расстраивать родителей или боятся быть непонятыми. 

Чтобы помочь своему сыну или дочери справиться со всеми трудностями, которые появляются по мере взросления, нужно наладить взаимоотношения с ними. Для этого потребуется проанализировать не только поведение подростка, но и причины, по которым он так себя ведет.

Вы хотите, чтобы ваш ребенок был крепким и здоровым?

Тогда научитесь сами и научите его основам знаний о своем организме, о способах сохранения и укрепления здоровья.

Это вовсе не означает, что вы должны освоить арсенал врача и назначение различных лекарств. Лекарства – это лишь «скорая помощь» в тех случаях, когда организм не справляется сам. Еще Тиссо утверждал: «Движение как таковое может по своему действию заменить все лекарства, но все лечебные средства мира не в состоянии заменить действие движения».

Главное – научить организм справляться с нагрузками, прежде всего физическими, потому что они тренируют не только мышцы, но и все жизненно важные системы. Это труд немалый и регулярный, но за то и дается человеку «чувство мышечной радости», как назвал это ощущение почти сто лет назад великий врач и педагог П.Ф. Лесгафт. Конечно, физические и любые другие нагрузки должны соответствовать возрастным возможностям ребенка.

Кстати, только физические упражнения, в том числе и на уроках физкультуры, могут смягчить вред от многочасового сидения за партой. Так что не спешите освобождать ребенка от физкультуры. Это не принесет ему даже временного облегчения в напряженной школьной жизни. Даже если у него есть хроническое заболевание (и тем более!), ему необходимо заниматься физкультурой, только по специальной программе.

И совершенно необходимо, чтобы ребенок понимал: счастья без здоровья не бывает.

Берегите здоровье ребенка и свое, научитесь вместе с ним заниматься спортом, выезжать на отдых, ходить в походы

Какой восторг испытывает ребенок от обычной сосиски, зажаренной на костре, от раскрошившегося кусочка черного хлеба, который нашелся в пакете после возвращения из леса, где вы вместе собирали грибы.

А день, проведенный в гараже вместе с отцом за ремонтом автомобиля, покажется мальчишке праздником более важным, чем катание в парке на самом «крутом» аттракционе. Только не пропустите момент, пока это ребенку интересно.

То же самое касается и привычки к домашним делам. Маленькому интересно самому мыть посуду, чистить картошку, печь с мамой пирог. И это тоже возможность разговаривать, рассказывать, слушать. Пропустили этот момент – «уберегли» ребенка, чтобы не пачкал руки, все – помощника лишились навсегда.

«Подростки безответственные»

Кто, будучи подростком, не слышал фразу «Вот я в твоем возрасте…» или «Ну что ты как маленький!»? Последнее обычно говорят в каких-то «чувствительных» ситуациях: когда не получается справиться с чем-то условно не сложным или постоять за себя.

Журналисты пишут, что инфантильными подростков делают гиперопека и вседозволенность: из-за того, что нам «всё преподносят на блюдечке», мы ничего не умеем и не развиваемся как личности. Советы по борьбе с «инфантилизмом» дают довольно своеобразные: заставляйте своих детей заниматься спортом и выходить из зоны комфорта.

Слышать такие определения досадно. Если мы что и стараемся делать — так это вести себя как взрослые! Мы хотим отвечать за себя, хотим принимать решения. Конечно, мы не со всем можем справиться. Но кто может справиться со всем? Мы все знаем взрослых людей, которые годами не могут сходить к стоматологу, научиться убираться в квартире, вовремя платить по счетам или готовить себе дома полезную еду. Почему-то к ним общество относится нормально, хотя у них было больше времени, чтобы «повзрослеть».

В моменты, когда что-то не выходит, любому человеку хотелось бы слышать слова поддержки, а не осуждение или насмешку. И дело тут вовсе не в возрасте.

Настя Травкина, научная журналистка, автор книги о развитии мозга Homo Mutаbilis:

«Ответственность можно рассматривать в двух разных контекстах. Один — нейробиологический, связанный с обыденным пониманием ответственности (за себя, свое здоровье, быт и т. д.) и исполнительными функциями мозга. Второй — философский, в котором мы размышляем о природе ответственности.

Чтобы быть ответственным, нужно уметь планировать свои действия и видеть их долгосрочные последствия, контролировать свои эмоции и импульсы, в том числе в стрессовых ситуациях, выбирать отложенное вознаграждение (например, быть здоровым в старости) вместо сиюминутного удовольствия (например, курить в молодости). Все эти функции выполняет префронтальная кора — часть мозга, появившаяся в ходе эволюции человека как вида позже других частей. Как и в общей эволюции, у каждого человека ПФК созревает позже других структур мозга, в частности ее самая „разумная“ дорсолатеральная часть: полностью связи в ней формируются в среднем к двадцати пяти годам.

Это не значит, что она не работает до этого возраста. Скорее, она работает не полностью эффективно. На концентрацию, планирование и контроль подростки тратят больше ресурсов мозга, чем взрослые, то есть им в разы труднее нести такую меру ответственности, которая для взрослого кажется легкой.

ПФК участвует не только в планировании, но и отвечает за контроль эмоций. В норме у взрослого человека именно эта часть мозга оценивает ситуацию и купирует непродуктивную тревогу, страх, неуместный гнев или влечение — и принимает более рациональные решения, несмотря на стресс. Однако даже у взрослых людей чрезмерный стресс или эмоции „заглушают“ голос контролирующих частей ПФК — поэтому не рекомендуется принимать решения „на эмоциях“. У подростков из-за недостаточной зрелости ПФК хуже справляется с этой задачей в волнительных ситуациях, которые не влияют на поведение взрослых. То же происходит с угрозами и руганью: в конфликтной атмосфере подростки хуже концентрируются и запоминают учебный материал.

Скажите «Нет» моде

Как правило, родители хотят все лучшее для своих детей и не жалеют для этого денег. Этим успешно пользуются продавцы товаров и сами дети. Идя на поводу чужого мнения, капризов и требований, не получаете пользы, ни вы, ни ваш ребенок. Вы не получаете, потому что купив очередную брендовую обновку, вы в очередной раз забыли о себе и своих желаниях. А подросток не извлечет от этой покупки пользу, потому что знает, стоит ей попросит/потребовать, как появится другая одежка (вещь), к тому же мода такая изменчивая и эта вещичка скоро забудется.

Ваша задача объяснить ребенку, что не одежда красит человека и уж тем более не название бренда. Можно покупать новые, красивые, но не такие дорогие вещи. А если так сильно хочется брендовую вещь, то подождать скидок или начать копить на нее, отказывая себе в других радостях (поход в кино) или же подрабатывая.

Еще один вариант, научить подростка шить себе одежду. Кто знает, может из вашего ребенка получится классный дизайнер в будущем.

Подростки используют моду в качестве средства самовыражения. Они примеряют на себя  разные стили, тем самым как бы «примеряя» различные аспекты своей личности. Помогите своему ребенку красиво самовыражаться, даже, если это противоречить вашему собственному стилю.

Удивляйте – запомнится!

Что привлекает ребенка во взрослом? Сила – но не насилие. Знания – вспомните, например, извечные «почему?» у малышей. На какую их долю вы сумели понятно и полно ответить? Ум – именно в подростковом возрасте появляется возможность его оценить.

Привлекают также умения – папа умеет кататься на лыжах, чинить телевизор, водить машину, а мама рисует, готовит вкусные пирожки, рассказывает сказки… Внешний вид – его в большей мере ценят девочки.

Жизнь родителей, их привычки, взгляды оказывают гораздо большее влияние на ребенка, чем долгие нравоучительные беседы

Немаловажное значение для подростков имеют и ваши доходы. Если вы в этой области конкурентоспособны, подумайте заранее, что вы можете положить на другую чашу весов, когда ваш подросший ребенок поставит вас перед этой проблемой

«Подростки не могут иметь мнения»

«Мне лучше знать», «Слушай старших и помалкивай» — такое, к сожалению, нередко звучит, когда подросток пытается выразить свое мнение по какому-либо вопросу. Это само по себе довольно оскорбительно. В подобных ситуациях игнорируется факт того, что мы — полноценные личности, а свою точку зрения может иметь каждый человек, способный наблюдать и рассуждать. Кроме того, взрослые часто втягивают нас в свои проблемы: отношения, неразумные решения, негативные эмоции. Странно при этом ожидать, что у нас не будет своего мнения о ситуации.

Александра Шеттлер, психолог:

«Установка не иметь своего мнения блокирует способность принимать самостоятельные решения. Что, в свою очередь, влияет на способность брать на себя ответственность. А ведь родители зачастую именно этого от подростка и добиваются. Круг замкнулся.

Люди, которых не поощряли вырабатывать собственные суждения, сосредоточены на внешних поощрениях и игнорируют свои внутренние желания и чувства. Это затрудняет формирование психологической автономии и собственного „я“, отдельного от родительского „мы“.

Один из самых плачевных вариантов дальнейшего развития событий — это созависимое поведение, когда человек без одобрения со стороны окружающих не может принять никакого решения и перестает отчетливо распознавать собственные потребности, цели и приоритеты. Вся его жизнь проходит с оглядкой на другого человека, будь то родитель или впоследствии партнер, друг и т. д.

К аргументации юные люди относятся намного лояльнее, чем к навязыванию. Это касается и мировоззрения в целом и конкретных просьб».

Отсутствие опыта не равно глупости: многие выводы можно сделать, наблюдая и анализируя «с нуля». А в некоторых вещах мы можем разбираться лучше взрослых: часто у нас выше психологическая грамотность, глубже понимание этических и/или экологических проблем (кроме того, у каждого человека могут быть свои особые интересы, дающие любопытный ракурс его рассуждениям).

Отдельная проблема — когда мнение подростка пытаются не учитывать в делах, касающихся его самого. Мы достаточно осознанные, чтобы самостоятельно принимать многие решения — и взрослым далеко не всегда лучше знать, что именно нам нужно.

Анна Жукова:

«Меня часто раздражает, когда мой тринадцатилетний сын отстаивает свое мнение. В такие моменты я не думаю, что он имеет на это право просто потому, что он такой же человек, как и я. Включается родительское „мы делаем для него всё — должен нас слушаться!“.

Мне становится страшно, что свергнут мой авторитет: я теряю власть над ребенком, а значит, и возможность его контролировать. Чтобы вернуть контроль, в ход идут манипуляции: шантаж, давление на совесть или игнорирование. При этом я сама чувствую неуверенность: не знаю точно, когда я должна настоять, а когда можно ему уступить, чтобы сделать всё правильно. Из-за этого мои требования часто непоследовательны, всё время меняются.

Я стараюсь себя контролировать. Сначала я выслушиваю его точку зрения (пока он выговаривается, у меня есть время, чтобы подумать), потом озвучиваю свою и спрашиваю: „Как же нам быть? Что можно сделать?“ Предлагаю варианты, интересуюсь, какой ему кажется лучшим, и мы что-то решаем вместе.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Родительские хроники
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: