Развитие восприятия в раннем возрасте

Мир детства - это не только мир ребенка. “дети в изображении л. толстого” способы создания детских характеров в рассказах толстого

Восприятие мира ребенком: Основные принципы

Непосредственность и эмоциональность

Для детей характерно непосредственное и эмоциональное восприятие мира. Они реагируют на окружающие события сильными эмоциями и интуитивно откликаются на то, что происходит вокруг. Их реакции и эмоции могут быть интенсивными и мгновенными

Взрослым важно понимать, что реакции детей могут быть неожиданными и не всегда логичными с их точки зрения. Важно поддерживать эмоциональную безопасность и помогать детям разбираться в своих чувствах.

Игра и воображение

Для детей игра и воображение являются неотъемлемой частью их восприятия мира. Они используют игру как способ исследования и понимания окружающей реальности. Воображение позволяет детям создавать свои миры и переживать различные сценарии. Игра и воображение способствуют развитию фантазии, креативности и познавательных навыков у детей. Взрослые должны поощрять игровую активность и предоставлять детям возможность свободного творчества.

Зависимость от взрослых

Необходимо помнить, что дети в значительной мере зависят от взрослых для понимания и интерпретации окружающего мира. Они обращаются к родителям, учителям и другим взрослым с вопросами и просьбами о пояснениях

Взрослым важно быть доступными и готовыми отвечать на вопросы детей, а также помогать им разбираться в новых ситуациях и явлениях.

Ведущий вид деятельности в раннем детстве

В раннем детстве ведущей становится
предметная деятельность, которая влияет
как на психическое развитие, так 
и на общение с взрослыми.

В младенчестве деятельность носит 
манипулятивный характер: ребенок может
повторить действия, показанные взрослым,
перенести усвоенное действие на другой
предмет, освоить некоторые собственные
действия. Но, манипулируя, ребенок использует
только внешние свойства и отношения предметов.
В раннем детстве предметы становятся
для ребенка не просто объектом, а вещью,
имеющей определенное назначение и определенный
способ употребления. Ребенок старается
овладеть все новыми и новыми действиями
предмета, а роль взрослого заключается
в наставничестве, сотрудничестве, помощи
в затруднительных ситуациях.

Совершая манипуляции с предметом 
в конце младенческого возраста
и в начале раннего детства, ребенок 
никогда не сможет понять его функции.
Например, он может бесконечное число 
раз открывать и закрывать 
дверцу шкафа, но никогда не поймет
ее функционального назначения

Объяснить,
для чего нужна та или иная вещь,
может только взрослый.Усвоение назначения
предмета не гарантирует, что ребенок
станет употреблять его только по назначению,
но важно то, что он будет знать, как, когда
и где это следует делать

Сначала действие и предмет в 
понимании ребенка тесно связаны
между собой. Примером тому может служить
следующий факт: он не может причесаться
палочкой или попить из кубика. Но со временем
происходит отделение предмета от действия.

Выделяют три фазы развития связи 
действия с предметом:1) с предметом 
могут выполняться любые действия;2)
предмет употребляется только по
назначению;3) свободное употребление
предмета возможно, но только в том 
случае, когда известно его истинное
назначение.

Д.Б. Эльконин выделил два направления
развития предметной деятельности:

1. Развитие действия от совместного 
со взрослым до самостоятельного исполнения.

Путь развития действия от совместного 
к самостоятельному был исследован
И.А. Соколянским и А.И. Мещеряковым. Они
показали, что сначала ориентация, исполнение
и оценка действия находятся в ведении
взрослого. Проявляется это, например,
в том, что взрослый берет ручки ребенка
и производит ими действия. Потом выполняется
частичное или совместное действие, т.
е. взрослый начинает его, а ребенок продолжает.
Затем действие исполняется на основе
показа и, наконец, на основе речевого
указания.

2. Развитие средств и способов 
ориентации ребенка в условиях 
осуществления действия. Она проходит 
несколько этапов. Первый этап 
состоит:а) в неспецифическом использовании
орудий (манипуляция предметами);б) использовании
предмета, когда еще не сформированы способы
его применения, например, ребенок понимает,
для чего нужна ложка, но при еде берет
ее очень низко;в) овладении специфическим
способом употребления.

Второй этап наступает, когда ребенок 
начинает производить действия в 
неадекватной ситуации. Иными словами,
происходит перенос действия с одного
предмета на другой, например, ребенок,
научившись пить из кружки, пьет из стакана.
Отмечается также перенос действия
по ситуации, например, научившись обувать 
ботинки, ребенок старается натянуть
их на мячик.

Третий этап сопровождается возникновением
игрового действия. Здесь взрослый
не говорит ребенку, что ему делать,
как надо играть или употреблять 
предмет.Постепенно ребенок начинает
соотносить свойства предметов с операциями,
т. е. учится определять, что предметом
лучше всего можно делать, какие операции
больше всего подходят к конкретному предмету.

Значимыми для психического развития
оказываются соотносящие и орудийные 
действия.

Орудийные действия – это действия,
в которых один предмет употребляется 
при воздействии на другие предметы.
Орудийными действиями ребенок овладевает
в процессе обучения под руководством
взрослого.

Соотносящие действия состоят в 
приведении нескольких предметов в 
определенные пространственные взаимодействия
– это, например, складывание пирамидок 
из колец, использование сборно-разборных 
игрушек и т. д.К концу раннего детства
в предметно-орудийной деятельности зарождаются
игра и продуктивные виды деятельности.

Детство — продукт исторического развития

Данное выражение поднимает проблему детства человека в древних времен. Детство появилось в процессе эволюции, а это означает, что у примитивных существ детства нет. Кроме того, в обществах, которые стоят на низких этапах развития, дети быстро становятся самостоятельными.

Я согласен с высказыванием в том, что этапы детства человека – продукт истории. Продолжительность детства находится в прямой зависимости от культуры общества, в котором он развивается. Данная проблема актуальна в современных условиях, потому что человек в сегодняшних условиях развивается быстрее человека прежних исторических эпох. Однако и сегодня есть общества, в которых дети взрослеют рано. Например, индийские или африканские племена, уровень жизни которых приближен к первобытному. В отличие от европейских народов их дети рано начинают работать и охотиться, а в 13-15 лет уже заводят свои семьи.

Обратимся к теоретическому смыслу высказывания. Детство – период от новорожденности до полной социальной и психологической зрелости, за который ребенок становится полноценным членом человеческого общества. Понятие «детство» на протяжении исторического развития человека различалось в разные эпохи. Ребенок рождается беспомощным, у него отсутствуют способы удовлетворения физиологических потребностей, поэтому их прививают родители. В первобытном обществе человек должен был научиться ходить, добывать и готовить пищу, шить примитивную одежду. Для получения этих навыков было достаточно 5-7 лет. С развитием и усложнением жизни в обществе детство становится продолжительным. Сегодня его принято делить на несколько периодов: младенчество, дошкольный и школьный возраст, подростковость. Этот промежуток растянулся на 14-18 первых лет жизни человека.

Обратимся к примерам из истории. В Древней Руси детство заканчивалось рано, поэтому ранние браки считались нормой. Юноши женились в 15 лет, а девушки выходили замуж уже в 13 лет. Бывало и так, что родители женили детей, когда те были еще совсем маленькими. Но это, скорее всего, относится к знатным семьям, которым нужно было породниться с политическими целями. Например, Юрий Долгорукий взял в жены 11-летнюю девочку, а князь Всеволод женил своего сына, когда тому было 9 лет. При этом новобрачные хорошо понимали причины их ранней женитьбы и не препятствовали родителям. У крестьян были другие причины для совершения ранних браков. Подростки приводили жен домой, так как их родители были заинтересованы в новых работницах. Поэтому родители женихов сватали молодых и здоровых девушек.

Рассмотрим примеры из литературы. Проблема раннего взросления затронута в произведении А. П. Платонова «Возвращение». Демобилизованный Алексей Иванов возвращается с войны домой. Его встречает 11-летний сын Петр, который выглядит намного взрослее своих лет. Он умнее и практичнее отца с матерью, озабочен единственной проблемой – выжить. Петя учит сестру домашнему труду и ругает за то, что та счищает слишком толстую кожуру с картошки. Мальчик высказывает претензии отцу, когда тот нечаянно раздавил стекло у керосиновой лампы. Его уже давно не интересуют игры и детские желания. Уход отца на фронт заставил мальчика стать главой семьи и опорой для сестры и матери.

Рассмотрев теоретические доводы и конкретные примеры, мы убеждаемся в том, что детство является продуктом эволюционных изменений. В детстве ребенок приобретает новые для него формы поведения, которые в разные исторические отрезки были отличными друг от друга.

Равняйся на равного!

Метод развития восприятия «Равняйся на равного!» основывается на том, что для школьников, особенно среднего и старшего возрастов очень важно ни в чем не отстать от одноклассников. Рассматриваемый метод реализуется в парах или небольших (по 5-6 человек) командах одноклассников

Учитель, предлагая школьнику решить сложную задачу, требующую размышлений, привлечения дополнительного материала, наконец, обращения к своему жизненному, пусть и не очень большому, опыту может рассчитывать на то, что во-первых, ученику не захочется подвести свою команду, а, во-вторых, ему не захочется уступить в знаниях, умениях своему однокласснику, да еще и на глазах всего класса. И это нежелание уступить заставит многих школьников совершить усилие над собой, результатом которого станет более эффективное усвоение нового

Рассматриваемый метод реализуется в парах или небольших (по 5-6 человек) командах одноклассников. Учитель, предлагая школьнику решить сложную задачу, требующую размышлений, привлечения дополнительного материала, наконец, обращения к своему жизненному, пусть и не очень большому, опыту может рассчитывать на то, что во-первых, ученику не захочется подвести свою команду, а, во-вторых, ему не захочется уступить в знаниях, умениях своему однокласснику, да еще и на глазах всего класса. И это нежелание уступить заставит многих школьников совершить усилие над собой, результатом которого станет более эффективное усвоение нового.

Конкретный пример реализации метода: на уроке обществознания в 10-м классе разбирается тема «Глобальные проблемы современности». Класс делится на микрокоманды по 3 человека в каждой команде, задача каждой из команд — подготовить презентацию на заранее оговоренную тему: «Политические глобальные проблемы», «Демографические глобальные проблемы», «Экологические глобальные проблемы» и т.д.

После выступления всех команд учитель задает задание подготовить примеры из личного опыта школьников, как глобальные проблемы отражаются на жизни их семьи. Только та группа, которая готовила «политические проблемы», подбирает примеры для презентации «Экологические глобальные проблемы», группа, выступившая с этой презентацией — ищет иллюстрации в теме «Демографические проблемы» и т.д. Желание не отстать от сверстников подхлестнет ребят к тому, чтобы взглянуть на проблему более глубоко, подойти к выполнению заданий не формально, а, что называется, проникнувшись им. Ну а подготовка презентации и ее объяснение, которое, как мы помним, является активной формой работы с информацией, только усиливают положительный эффект метода.

Наталья Савишна

Это женщина преклонного возраста, находящаяся на службе в семье Николая (была няней его матери). Она — крепостная крестьянка, как и другие слуги. Наталья Савишна добра и скромна, ее взгляд выражал «спокойную печаль». В молодые годы она была полной и здоровой девушкой, а в старости сгорбилась и осунулась. Отличительная ее черта — самоотверженность. Она все силы посвящала заботам о господской семье. Николай часто говорит о ее трудолюбии, усердии, добронравии.

Главный герой доверял старушке свои переживания, ведь ее искренность и честность были несомненны. Она гордится лишь тем, что никогда не воровала у господ, поэтому они поручают ей самые ответственные дела. Любовь героини ко всей семье была тем более удивительной, ведь дед Николеньки запретил ей выходить замуж за любимого человека. Однако обиды она не затаила.

Немного о процессе восприятия информации

Феномен восприятия изучается психологами долго и плодотворно. Еще советский психолог Александр Лурия говорил о том, что восприятие включает в себя четыре последовательно сменяющие друг друга основы:

  • обнаружение;
  • различение;
  • идентификация;
  • опознание.

Причем каждый из этих уровней может и должен развиваться и формироваться в школе.

Обнаружение нового — это первое, с чем ребенок сталкивается в начальной школе, любой сенсорный процесс начинается с этой стадии

Очень важно, чтобы на этой стадии возникал стимул для дальнейшего познания. Различение, собственно, и есть восприятие, как итог этой операции — формирование перцептивного образа, после чего становится возможным осуществление опознавательного действия

Школьник идентифицирует информацию, то есть отождествляет ее с некими эталонами, образами, хранящимися в памяти. Опознание же отличается категоризацией, то есть отнесением объекта к воспринимавшимся ранее классам объектов, после чего происходит извлечение из памяти соответствующего эталона.

Сказанное выше показывает, что процессом восприятия информации можно управлять извне, можно направлять его, а, значит, уровень восприятия информации школьником можно повысить.

Соня, Катя и Сережа

Коля находится еще в том возрасте, когда игра в Робинзона, где можно плыть по воображаемой реке, ходить охотиться в лес с палкой-ружьем, приносит удовольствие, без такого ребячества ему сложно представить свою жизнь.

Герой описывает не очень большой период своего детства, но успевает влюбиться три раза: в Катеньку, Сережу и Соню. Это совершенно разные чувства, но они по-детски чистые и наивные. Любовь к Сереже заставляла подражать ему и приклоняться перед ним, и это привело к очень жестокому поступку. Николай не заступился за Иленьку Грапа, которого они несправедливо обидели, хотя мог сострадать даже раненой птичке. Будучи взрослым, он считает это самым неприятным воспоминанием светлого счастливого детства. Ему очень стыдно за свою черствость и грубость. Любовь к Кате была очень нежным чувством, он два раза поцеловал ее руку и расплакался от переполняемых эмоций. Она была для него чем-то очень милым и родным.

Чувство к Соне было очень ярким, сделало его другим: уверенным, красивым и очень обаятельным. Оно мгновенно переполнило его всего, все, что было до нее, стало незначительным.

Детство Николая окунает каждого читателя в свои светлые воспоминания и дает надежду, что не может совсем уйти доброта, любовь, чистота, которая была там. Она живет в нас, стоит просто не забывать то счастливое время.

Важную информацию преподносим утром!

Многие школьники думают, что физкультуру и труды ставят в расписании последними уроками только для того, чтобы с них сподручнее было сбегать. На самом деле это тоже один из способов активизировать восприятие информации: исследования, проведенные в 2015-2016 гг. учеными Московского социально-педагогического института более чем в 20 столичных школах, показали, что самую важную информацию, которую запомнить не всегда легко, нужно преподносить в промежутке между 9 и 11 утра, то есть на 2-3 уроке.

Соответственно, лицам, составляющим школьное расписание, самые «трудные» уроки надо ставить именно в это время. Информация будет восприниматься учениками легче, а главное — в это время наибольший эффект имеют «творческие» методы работы на уроке. Например,  метод работы с кейсами или подготовленными в составе команды презентациями.

Учитывая, что задачу лучшего восприятия информации мы будем решать небольшими 5-минутными примерно тренировками, оптимальным вариантом будет ввод таких задач примерно на 10-20-й минутах урока, когда ученик уже «разогрелся» для «приема» информации, но еще не успел устать от нее.   

Загадки восприятия стимулируют его развитие

Начиная с 5-6 класса средней школы, стоит внедрять в структуру урока своеобразные загадки и иллюзии восприятия. Это позволяет начать развивать такой уровень работы с информацией, как ее опознание. Причем делать это стоит исподволь, так, чтобы загадка была как бы укоренена в ткань и структуру урока.

Например, после показа на уроке истории какого-либо исторического живописного полотна, можно попробовать показать школьникам известнейшую (но младшему поколению, скорее всего, незнакомую) картинку со «старой» и, одновременно, «молодой» женщиной:

Если верить одному из отцов-основателей западной когнитивной психологии Роберту Солсо, большинство (порядка 70-80%) учеников после 1-1,5-минутного просмотра увидят в этой картинке молодую женщину, и это означает, что с их восприятием информации все хорошо, надо только постараться сделать его более жестким, избирательным. А вот те немногие, кто разглядит на картинке старушку, уже обладают достаточно адаптированным взглядом на незнакомую зрительную информацию.

Отметим, что для «чистоты» эксперимента проводить его следует только с теми школьниками, которые еще не пытались разгадать и не разгадывали эту «загадку восприятия» ранее. Для остальных стоит поработать с новыми загадками, причем не только зрительными, но и слуховыми, ведь немалую долю информации ученики сегодня воспринимают исключительно на слух!

Помогите ответить на вопросы:1) Что означает выражение Детство продукт исторического

Помогите ответить на вопросы: 1) Что означает выражение Детство продукт исторического развития? 2) Какие предпосылки содействовали преждевременному взрослению на ранешних исторических шагах развития общества? 3) Какие аргументы приводит создатель для подтверждения исторического нрава понятия детство? 4) Как изменяется водящая деятельность при переходе от юношества к взрослости?

1) Что значит выражение Детство продукт исторического развития?

Данное выражение значит, что юношества ранее как такого не было, поэтому что у людей было много хлопот, связанных с выживанием, и только, когда человек стал жить более-менее благоприятно, у детей появилось детство самая беззаботная пора.

2) Какие предпосылки способствовали преждевременному взрослению на ранних исторических шагах развития сообщества?

Необходимость выживать, работать, прокормиться родителям или было некогда, либо их совсем не было и у детей не было времени на игрушки, необходимо было найти еду и ночлег. То есть существовал совершенно другой экономический уклад, была иная (наименьшая) продолжителность жизни люди рано выростали, рано женились, рано умирали.

3) Какие доводы приводит автор для подтверждения исторического нрава понятия детство?

Создатель разговаривает о том, что детство имеет исторический нрав из-за того, что это итог развития сообщества, ведь детство у малышей появилось не сходу. Он разговаривает, что это продукт эволюции.

4) Как меняется водящая деятельность при переходе от юношества к взрослости?

Качество и количество соц статусов и соц ролей возрастает. Водящая деятельность становится более суровой и просит больше ответственности: получение общего образования заменяется получением тесного специального образования, и совсем ответственностью за все создание на заводе, к примеру.

Что значит выражение детство продукт исторического развития?

Детство действительно можно назвать продуктом исторического развития. Конечно, при этом имеется в виду не история развития государства, а история развития личности человека.

Чтобы доказать это, достаточно вспомнить синдром Маугли, когда дети в течение длительного времени воспитываются животными. В отличие от смелого и умного киплинговского Маугли, реальные дети-маугли отстают в развитии, с огромным трудом учатся говорить и, чаще всего, оказываются неспособными полностью вписаться в человеческое общество. Такие случаи наглядно показывают, что историческое развитие человека в детском возрасте оказывает решающее влияние на всю его жизнь.

Влияет общественно экономический уклад, раньше дети взрослым помогали с ранних лет, работали, сейчас важно получить сначала образование, качественное, сначала школа, потом институт, то есть детство было продлено как бы, получается, что на разных этапах развития, взросление считалось по-разному, как и детство

Это очень интересный вопрос, но чтобы правильно на него ответить, желательно понимать контекст вопроса. Так как даже здесь по ответам видно, что многие понимают вопрос в меру своих субъективных представлений, и уходят сильно в сторону, например, рассуждая о передаче знаний от поколения к поколению.

А ведь достаточно вспомнить Шескпира с его «Ромео и Джульеттой», чтобы понять, что именно развитие цивилизации привело к тому, что у нас сегодня есть детство! Ведь если посмотреть именно на историю, то становится ясно, что изначально природа не предполагает детства как такового. У живого существа есть только очень короткий первый период жизни, когда мать заботится о своем ребенке полностью. Как только детеныш чуть подрастает, настолько, что может сам ходить и добывать себе хоть часть пропитания, то по сути уже начинается взрослая жизнь.

Даже в относительно недалекое прошлое, лет сто назад, уже в лет в пять ребенок принимался за хозяйство, работал по дому и в огороде, готовил, смотрел за младшими, и т.д. А порой и вовсе шестилетнего ребенка отдавали в услужение! То есть уже в пять-шесть лет дети начинали вести взрослую жизнь, лишались детства.

Но в конце концов наша долгая и сложная история развития привела к тому, что у нас есть детство, то есть период, когда мы по сути дееспособны (физически способны добывать себе еду), но не ведем взрослую жизнь.

Мама

Николай — очень чувствительный ребенок, он сильно любил свою мать, но помнит только ее добрые глаза, ласку и любовь. Просто находиться с ней рядом, чувствовать прикосновение ее рук, млеть от ее нежности было для него настоящим счастьем. Она рано умерла, именно тогда и закончилось его детство. Повзрослевший герой думает, что если бы он мог видеть улыбку maman в самые трудные моменты своей жизни, то никогда бы не узнал горя.

У десятилетнего мальчика очень богатая внутренняя жизнь, в нем часто борются эгоизм и любовь к близким, добро и зло, и все-таки уже заложенная нравственность помогает сделать правильный человеческий выбор уже в подсознании. В нем много совести и стыда. Он очень глубоко анализирует свои чувства, любые их внешние проявления часто подкреплены внутренним противоречием. Николай замечает, что его слезы приносят ему удовольствие, что, потеряв мать, он горюет как будто напоказ. Его молитвы всегда за здоровье и благополучие близких, за маменьку и папеньку, за бедного Карла Ивановича, он просит, чтобы Бог дал счастья всем. Именно в этом сострадательном порыве проявляется влияние матери, которой писатель уделяет не так уж много внимания. Он показывает ее через сына, добрая душа не канула в лету, когда умерло тело, она осталась на земле в ребенке, который перенял ее отзывчивость и нежность.

Как дети воспринимают мир вокруг себя?

Визуальное восприятие

Визуальное восприятие является одним из основных способов, с помощью которого дети познают и понимают мир вокруг себя

Они обращают внимание на яркие цвета, интересные формы и движущиеся объекты. Визуальные впечатления играют важную роль в формировании представления детей о мире

Взрослым полезно предоставлять детям возможность наблюдать и исследовать окружающую среду, а также использовать разнообразные визуальные материалы для обучения и развития.

Звуковое восприятие

Звуковое восприятие также играет важную роль в восприятии мира ребенком

Дети обращают внимание на звуки окружающей среды, например, шумы природы, голоса людей, звуки музыки и т.д. Звуки могут вызывать у детей различные эмоции и ассоциации

Взрослые могут использовать звуки в обучении и играх с детьми, чтобы помочь им развивать слуховые навыки и понимание музыки.

Тактильное восприятие

Тактильное восприятие основано на ощущениях, которые дети получают через кожу и другие сенсорные рецепторы. Они могут касаться различных поверхностей, ощущать текстуры и температуру предметов. Тактильные ощущения играют важную роль в развитии моторики и понимании окружающего мира. Взрослые могут предоставлять детям разнообразные тактильные материалы, такие как песок, глина, ткани и другие, чтобы помочь им исследовать и понимать различные тактильные ощущения.

Социальная ситуация развития ребенка в раннем возрасте

Раннее детство – это период
от 1 года до 3 лет. В этом возрасте происходят
изменения в личностном развитии,
познавательной сфере, социальной ситуации
развития.Основная потребность ребенка
раннего возраста — познание окружающего
мира через действия с предметами.

Складывается социальная ситуация
развития, характерная для раннего 
детства, может быть обозначена формулой:
«ребенок-предмет-взрослый». Как видно
из этой триады, важным для ребенка является
предмет. Убедиться в этом можно, наблюдая
за тем, как ребенок играет: он постоянно
смотрит на тот предмет, которым увлечен,
будь то машинка, стул, кукла, ложка и т.
д

Может возникнуть ощущение, что ему
ничего больше не требуется и никто не
нужен, его внимание сосредоточено только
на объекте увлечения.  Ребенку все
хочется потрогать, повертеть в руках,
он постоянно обращается к взрослому с
просьбой, с требованием внимания, с предложением
поиграть вместе. Разворачивается совершенно
новая форма общения — ситуативно-деловое
общение, которое представляет собой практическое,
деловое сотрудничество по поводу действий
с предметами и составляет основу взаимодействия
ребенка со взрослым вплоть до 3 лет

Совместная деятельность становится
предметной, потому что мотив этой
деятельности заключается в самом 
предмете и способе его употребления.
Общение в этом возрасте приобретает 
форму организации предметной деятельности.
Общение развивается интенсивно и становится
речевым, потому что овладение предметами
с использованием только эмоциональной
окраски не может быть эффективным.

Взрослый для ребенка раннего 
возраста — это прежде всего соучастник
предметной деятельности и игры. Со стороны
взрослого важны внимательность и доброжелательность
партнера. Кроме того, он выступает как
образец для подражания, как человек, оценивающий
знания и умения ребенка и эмоционально
поддерживающий его, подкрепляющий успехи
и достижения.

Карл Иванович

Первую главу повести Толстой посвящает учителю, Карлу Ивановичу, которого маленький Николай очень любит, хотя по-детски иногда и сердится на него. Мальчик видит доброе сердце наставника, чувствует его огромную привязанность, он описывает его как человека с чистой совестью и спокойной душой. Воспитанник жалеет своего дорогого педагога и искренне желает ему счастья. Его сердце откликается в ответ на чувства старика.

Но Коля вовсе не идеальный, бывает, что он злится, бранит про себя своего учителя или няньку, не хочет учиться, много думает о себе и ставит свое «я» выше других, участвует в издевательствах вместе с другими над Иленькой Грапом

Но кто в детстве не делал того же? Читатель во многом узнает себя: как хочется поскорее повзрослеть и перестать делать уроки, как мечтается стать красавцем, ведь это тогда очень важно, как и любая оплошность воспринимается трагедией. Поэтому учителю были присущи терпение и сдержанность, а также чувство юмора и искренняя привязанность к мальчику

НОВООБРАЗОВАНИЯ РАННЕГО ДЕТСТВА

Новообразования характеризуют сущность
каждого возраста. Под возрастными
новообразованиями следует понимать тот
новый тип строения личности и ее деятельности,
те психические и социальные изменения,
которые впервые возникают на данной возрастной
ступени и которые в самом главном и основном
определяют сознание ребенка, его отношение
к среде, его внутреннюю и внешнюю жизнь,
весь ход его развития в данный период.

Новообразования раннего возраста
– развитие предметной деятельности
и сотрудничества, активной речи, игровых 
замещений, складывание иерархии мотивов.

На этой базе появляется произвольное
поведение, т. е. самостоятельность. К.
Левин описывал ранний возраст как 
ситуативный (или «полевое поведение»),
т. е. поведение ребенка определяется
его зрительным полем («что вижу, то
хочу»). Каждая вещь аффективно заряжена.
Ребенок владеет не только речевыми
формами общения, но и элементарными 
формами поведения.

На психическое развитие влияет
овладение прямой походкой. Чувство 
овладения собственным телом 
служит самовознаграждением для ребенка.
Намерение ходить поддерживает возможность
достигнуть желаемой цели и участие и
одобрение взрослых.

Благодаря способности к передвижениям 
ребенок вступает в период более свободного
и самостоятельного общения с внешним
миром. Овладение ходьбой развивает способность
ориентироваться в пространстве. На психическое
развитие ребенка влияет и развитие предметных
действий.

У мальчиков на основе предметной
деятельности формируется предметно-орудийная.
У девочек на основе речевой деятельности-коммуникативная.
Предметно-орудийная деятельность включает
манипуляцию с человеческими предметами,
зачатки конструирования, в результате
чего у мужчин развито отвлечённое, абстрактное
мышление.

Коммуникативная деятельность предполагает
освоение логики человеческих отношений.
Большинство женщин обладает более 
развитым, чем у мужчин, социальным
мышлением, сфера проявления которого-отношения 
людей. У женщин тоньше интуиция, такт,
они более склонны к эмпатии.
К трём годам у детей того и другого пола
складываются следующие новообразования
самосознания, развитие Я-концепции, самооценка.
За три года человек проходит половину
пути своего психического развития. К
трём годам – новый этап самоидентификации:
с помощью зеркала ребёнок получает возможность
формировать своё представление о себе
настоящем. Ребёнок интересуется всеми
способами подтверждения своего Я. Трёхлетний
малыш интересуется всем, с ним связанным,
например, тенью. Начинает использовать
местоимение «я», усваивает своё имя,
пол.

Интересно? Значит, запомнится!

Какие же методы подсказывает сегодня учителю опыт мирового педагогического процесса?

Самый простой и действенный — сделать информацию интересной для школьников. А для этого она должна быть современной, понятной, но… слегка недосказанной. Например, на уроке литературы в гуманитарном десятом классе можно рассказать о том, что Федор Достоевский создал целую галерею философских типов, в которую вошли Раскольников, Алеша Карамазов, Великий Инквизитор, Сонечка Мармеладова, князь Мышкин и другие… Всего 15 персонажей. Если их не назвать — у школьников проявится и желание выяснить, кто же эти недостающие «экспонаты» галереи, и стремление воспринять новую информацию, прочитав произведения, где фигурируют эти герои.   

Метод же постоянного чтения и «разжевывания» прочитанного обычно дает печальные результаты: так, уже через две недели, как показывают исследования, у школьника в памяти останется не более 10% от объема прочитанного. Что свидетельствует о том, что информация принята к сведению, но без должного восприятия благополучно забыта!

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Родительские хроники
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: